Меню Рубрики

С точки зрения территориального устройства все

Форма территориального устройства государств – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитар­ные, федеративные и конфедеративные.

В унитарном государстве все административные единицы не обла­дают никакими дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Органы государства – это составные части одной политической системы, функционирующей на основе единой конституции и системы законов. С точки зрения степени кон­центрации властных полномочий на высших этажах государства вы­деляют централизованные (Великобритания, Швеция, Дания) и де­централизованные (Франция, Испания) государства. В децентрализо­ванных государственных образованиях в ряде случаев даже предусмотрена определенная автономизация отдельных областей и территорий, предполагающая наличие там собственных парламентов и исполнительных структур, обеспечивающих им несколько более высокий уровень представительства интересов. Однако такая само­стоятельность отдельных частей страны ни в коем случае не подры­вает унитарные черты государств данного типа:

· единая конституция и гражданство;

· единая система высших государственных органов, права и суда, все это действует без ограничения на всей территории страны.

Федерация как форма государственного устройства представляет собой форму свободного объединения отдельных государств (регио­нов, субъектов федерации), каждое из которых обладает определен­ной автономией и имеет особые отношения с центральной властью. По мнению канадского ученого Р. Уаттса, «в настоящее время около двух миллиардов человек проживает в 23 федерациях, которые в свою очередь охватывают 480 членов федерации или федеральных земель, которые могут сравниться с 180 политически суверенными государ­ствами».

Федерация – это не просто союз государств (регионов), а форма полного переустройства всей государственной и общественной жизни объединяющихся субъектов, предполагающая их интеграцию, объеди­нение в особое, но все же единое государство. По сути дела, это форма сочетания двух государственных суверенитетов. В рамках федеративной системы правления каждый гражданин одновременно принадлежит двум общностям: федерации в целом и ее отдельному субъекту. Таким образом федерация характеризуется:

· наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, контон, республика и др.);

· определенной самостоятельностью и собственным административно-территориальное делением, характерным для этих субъектов.

Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:

1. исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики;

2. отсутствие права сецессии (от лат. «сецессио» — отделение, уход);

3. федеральное правительство использует власть без прямого одобрения государств — членов федерации;

4. отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов;

5. союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации;

6. наличие двухпалатного высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации;

7. разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.

Федерация создается для более оптимального взаимодействия и выражения национальной, культурной или территориальной специфи­ки различных общностей. Отдельные субъекты формируются на основе либо национальных (Бельгия), либо территориальных (Германия), либо смешанных (Россия) общностей граждан. По сути дела население дан­ного государства обладает двойным суверенитетом, определяющим рас­пределение властно-управленческих функций между Центром и отдель­ными субъектами (регионами). Так, к исключительной компетенции союзных органов относятся вопросы обороны страны, денежного регу­лирования, таможенная политика. Определенная группа вопросов отно­сится к совместному ведению Центра и субъектов федерации (напри­мер, налаживание внешнеэкономических отношений), а ряд вопросов является прерогативой только субъектов федерации. Такое положение закрепляется наличием двухпалатного парламента, одна из палат кото­рого формируется по территориальному признаку.

Степень автономности субъектов федерации подчас весьма высо­ка. Они могут обладать своей конституцией, устанавливать собствен­ное гражданство. При этом Центр может вмешиваться в дела субъек­тов главным образом в случае возникновения там чрезвычайных об­стоятельств. Однако в любом случае субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из состава союзного государства.

Большинство проблем развития современных федераций связано с тем, что Центр, апеллируя к сохранению территориальной целос­тности и повышению эффективности хозяйственного регулирования, постоянно стремится к централизации управления (в том числе орга­нами субъектов федерации), в то время как субъекты федерации за­интересованы в расширении своей самостоятельности и автономии. Поэтому в федерациях идут постоянные споры из-за прав регионов в проведении налоговой, бюджетной, социальной политики, из-за расширения (сужения) национальной и провинциальной юрисдик­ции и т.д. Таким образом, спектр отношений между Центром и реги­онами располагается в диапазоне от «централизованного федерализ­ма» (практически сближающегося с унитарными государствами) до «договорного федерализма» (когда объединение государств происхо­дит на основе строго оговоренной передачи субъектами некоторых своих прав новообразованному центральному правительству).

Практика показывает, что тенденции к автономизации субъектов федерации постепенно нарастают. Помимо расширения внутриполи­тических прав многие регионы (в США, Канаде, России) создают постоянные внешнеторговые представительства в других странах, поддерживают международные контакты с иными государствами, являются членами международных организаций.При этом некоторые межгосударственные органы поощряют такую форму автономизации государственного устройства различных стран, формируя свои струк­туры по региональному принципу (Европарламент), а некоторые финансовые институты (Европейский банк) оказывают помощь кре­дитами не национальным государствам, а отдельным регионам.

Конфедерация представляет собой союз самостоятельных госу­дарств, которые временно передают часть своих полномочий для осу­ществления совместных целей (в области обороны, транспорта, свя­зи) союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внешний и внутренний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. Поэтому в дан­ном типе государств формируются только такие совместные органы власти, которые служат решению строго очерченных задач.

Законодательные органы формируются здесь не путем выборов, а представительными органами субъектов договора, и потому члены этих органов, за некоторыми исключениями (Швейцария), голосуют только в духе официальной позиции своих государств. Конфедерация в отличие от государств-членов строит всю свою деятельность на ос­нове международного права и добровольно принятых взаимных обя­зательств стран-участниц. При этом последние всегда могут отказать­ся от выполнения решений объединенных органов власти по тем или иным вопросам, не совпадающим с их текущими интересами. Совме­стные органы не имеют прямых связей с гражданами отдельных го­сударств. В конфедерации нет единого гражданства, население оста­ется гражданами суверенных государств, входящих в конфедерацию. Общие органы власти и управления не имеют права непосредствен­ного налогообложения граждан стран-участниц. Здесь нет союзного гражданства и отсутствует право набора воинских формирований.

К разновидностям государственных объединений конфедератив­ного типа относятся:

· кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом вне­шних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);

· ассоциированные государства, функционирующие на основе до­говорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);

· договорные союзы, представляющие собой такое политическое устройство, при котором большее государство односторонне влияет на меньшее, не имеющее практически никакого воздействия на уп­равление большей частью (Бутан и Индия) и др.

Как показал международный опыт, в силу практически полного сохранения суверенитета отдельных государств их конфедеративные союзы обладают крайней неустойчивостью. История дала немного примеров существования конфедераций: США в период с 1776-го по 1787 г., Швейцария до 1848 г., Германия с 1815-го по 1867 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Государство — важнейшая составная часть политической си­стемы общества. Политическая система общества пред­ставляет собой совокупность социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляв ющих определенные политические функции. С давних вре­мен мыслители задумывались над сущностью и механизма­ми действия государства, его ролью в обществе и политической системе. Созданные ими концепции изучают сегодня в учебных заведениях всего мира, С некоторыми из них вы познакомились в первых главах этой книги.

Термин «государство» обычно употребляется в двух значе­ниях. В широком смысле государство тождественно стра-

не и политически организованному народу, проживающе­му на данной территории. В этом значении говорят, напри­мер, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделя­лось от общества. Для обозначения государства использова­лись такие конкретные термины, как «княжество», «коро­левство», «империя», «республика», «царство» и др.

В узком значении государство обозначает только ор­ганизацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо четко разграничивать государство и об­щество. Французские просветители XVIII века, создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре исто­рии люди никак не были организованы. Однако нужда застави­ла их сначала создать общество, а затем государство — для за­щиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (от

В современной науке государство в узком смысле понима­ется как организация, система учреждений, обладающая вер­ховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п. Иными словами, государствоэто цен­тральный, но не единственный институт политической си­стемы общества.

В курсе обществознания для 8 и 9 классов были подробно рассмотрены признаки, функции и причины возникновения государства. Рассмотрим территориальную организацию

Государства, как политическая организация общества, различаются не только формой правления (монархия, рес­публика), но и формой территориального устройства.

Территориальная организация государства объясняет, как взаимодействуют между собой целое и части, области, ре­гионы, штаты, кантоны и т.д. Иными словами, много или ма­ло автономии, прав и возможностей центр сохранил за мест­ными властями или он полностью растворил все в едином политическом пространстве.

С точки зрения территориального устройства, государ­ства подразделяются на унитарные (единое государствен-

ное образование); федерации, (союз юридически относитель­но самостоятельных государственных образовании: шта­тов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфеде­рации (государственно-правовые объединения).

В унитарном государстве административно-территори­альные единицы не обладают собственной государственно­стью. Для всех одна конституция и гражданство.

Решения, принятые центральным правительством и об­щим парламентом, обладают силой для всей территории госу-

Унитарная форма лучше подходит для однонациональных

стран, именно там она и сформировалась.

В федеративном государстве роль центрального прави­тельства серьезно ограничена. Источником власти выступа­ют крупные территориальные образования — республики, об- ласти, края, штаты, земли, кантоны.

ФЕДЕРАЦИЯ — это устойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполни­тельные и судебные органы и, как правило, конституцию, а ча­сто и двойное гражданство.

Такое устройство лучше подходит для многонациональ­ных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разных язы­ках, подчиняются разным нормам, исповедуют разные рели­гии, а самое главное — не собираются жертвовать своей само­бытностью и готовы ее отстаивать. Здесь федеративное устройство — разумный компромисс и чуть ли не единствен­ный выход из ситуации. Компромисс, поскольку для государ­ства лучше быть единым, а разумный потому, что нацио­нальные меньшинства сохраняют свою самобытность, а большинство учится по-демократически относиться к ним, уважая их права. В конечном итоге выходит, что школа тер­пения приносит огромную пользу именно большинству — оно постепенно становится все более цивилизованным.

В федеративном государстве все территориальные субъек­ты, например штаты, собираются и принимают общую кон­ституцию, которая разграничивает полномочия центра и мест. В дальнейшем любые изменения в конституцию вносят-

ся только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией со­юзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов.

В США и России происходит именно так. Но есть множе­ство различий. Штаты наделены большими правами, чем субъекты федерации в России. Если вспомнить историю, то США формировались снизу, штаты долго были самостоятель­ными, на объединение шли осторожно, каждый раз выкраи­вая себе максимум самостоятельности. Время от времени то в одном, то в другом штате появлялась кучка радикалов, кото­рые прямо заявляли о выходе штата из общего союза.

Образование) ( Религия

Богатые

Суды

Банки

Обеспеченные

Милиция

Индустрия

Бедные

Армия

Агросектор

Структура российского общества и государства в конце XX века

В России федеративность нисходила сверху. Наша страна все время была унитарным государством, опыт федерализма невелик, в центре решали, какие права дать местам. Время от времени наиболее сильные субъекты федерации высказывали недовольство, считая, что получили из центра слишком мало

прав. То силовым давлением, то угрозами отделиться, то ины­ми акциями они старались «выторговать» себе больше полно­мочий. Постепенно, видимо, мы придем к тому же положе­нию, что и США, когда каждый субъект получит тот максимум прав, который устраивает его и не разрушает об­щий союз. Правда, обнаружить «золотую середину» крайне сложно. Чужие модели здесь не срабатывают, приходится ис­кать собственные, притом совершая массу ошибок.

Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вме­шиваться во внутренние дела членов федерации в случае воз­никновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедст­вий или массовых беспорядков.

И федеративное, и унитарное государства доказали свою жизнеспособность и приняты большинством стран мира. А вот конфедерации нестабильны и быстро распадаются. В 1695 г., после победы народа ашанти над соседними племе­нами, Осаи Туту основал на Золотом Берегу Африки государ­ство, получившее название Конфедерация Ашанти. Подчи­нив себе соседние территории, Конфедерация Ашанти стала мощным политическим союзом. Во главе государства стояли верховный вождь (ашантихене), его соправительница, часто называемая королевой-матерью, и совет старейшин. Конфе­дерация была построена по иерархическому принципу, от-

дельные должности наследовались. Исключение составляла сфера управления завоеванными территориями, которое осу­ществляли местные вожди (ашантийские короли).

Конфедерации существовали в США (1776—1787), Швей­царии (до 1848 г.), Германии (1815—1867) и некоторых дру­гих странах, но распались. На их основе формировались либо федерации, либо унитарные государства.

Знакомый нам пример — СНГ (Содружество Независимых Государств) — союз суверенных государств, координирую-щих свою деятельность только по общим вопросам. Это посто­янный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Его члены полностью сохра­няют государственный суверенитет и передают в компетен­цию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, ча­ще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Старания России сохранить СНГ дают неутешительные результаты. Решения, например о та­моженном союзе, принятые на встрече глав государств, либо игнорируются всеми, либо частью из них, но и этого достаточ­но для того, чтобы свести на нет любое доброе намерение. Ис­кусственность такой конфедерации чувствуется всеми, и все готовы к новым переменам, но только не знают, какими они должны быть. СНГ образовался из союзных республик быв­шего СССР, которые в 20-е годы, до возникновения СССР, пытались получить государственный суверенитет, быть незави­симыми. Но военной силой такие попытки быстро ликвиди­ровали, а потом в течение 70 лет их отучали даже думать о су­веренитете. Но, как только принуждение исчезло, а произош­ло это в конце горбачевской перестройки (декабрь 1991 г.), СССР мгновенно распался. Начался парад суверенитетов. В нем было много взаимных отвержений, обид, перегибов. Но через это всегда проходят молодые демократии.

Совершенно новый тип конфедерации — Европейский Союз. Он образован в 1993 г. в соответствии с Маастрихт­ским договором на базе Европейских сообществ, объединив­ших 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Гре-Цию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 г. к ним присое­динились Австрия, Норвегия, Финляндия и Швеция. На со-

вещании представителей стран-участниц в Ницце осенью 2000 г. присутствовали и представители 13 стран, претендую­щих на участие в союзе, среди них были и страны Балтии. До­говор в развитие идеи единой Европы предусматривает созда­ние политического, экономического и валютного союза (т.н. «Европа без границ»), завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать поли­тику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с пре­ступностью, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а в 1999 г. по­явилась единая валюта — евро, пока действующая только в банковских операциях. Новой конфедерации еще очень мало лет. Возможно, ее не постигнет судьба всех других конфедера­ций, а может быть, она лишь утвердит ее мнение о непрочно­сти подобных образований.

Понятия:государство, унитарное государство, федерация» конфедерация.

Вопросы и задания

1. Что такое территориальная организация государства?

2. Чем различаются унитарное и федеративное государства?

3. Чем различаются между собой национальное государство и федеративное государство?

*4. Почему конфедерация оказалась исторически беспер­спективным типом устройства? Дайте аргументацию иприведите примеры.

*5. Один из важнейших признаков страны — наличие го­сударственных границ. Более 70 лет границы СССР оста­вались неизменными, но после его распада образовались суверенные государства.

а) Перечислите, сколько новых государств образовалось на территории бывшего СССР?

б) Подумайте, как устанавливались границы постсовет­ских государств:

— по субъективному произволу политических руководи­
телей;

— вдоль исторически пролегавших границ;

Проблема.Возможен ли свободный выход из федератив­ного государства одной из его частей?

Практикум 1.С точки зрения территориального устройст­ва все государства подразделяются на унитарные (единое го­сударственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образова­ний: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения).

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Подумайте и скажите, к какому из этих типов вы отне­сли бы следующие страны: США, Канаду, Бразилию, Ук­раину, Португалию, Россию, Казахстан, Бельгию, Уруг­вай, Индию, Германию, Мексику, Италию, Китай. >£; Практикум 2.В федеративном государстве, в частности в России, конституция разграничивает полномочия цент­ра и полномочия мест.

Использовав литературу, ответьте, какая часть вопросов является:

— исключительной компетенцией союзных органов,

— компетенцией субъектов федерации,

— совместной компетенцией союза и его членов.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 1398 . Нарушение авторских прав

источник

С точки зрения территориального устройства все государства подразделяются: •на унитарные;•федерации;•конфедерации. К какому из этих типов относятся следующие страны: США, Кан.

Тема в разделе «Любые вопросы», создана пользователем Kotka.

С точки зрения территориального устройства все государства подразделяются: •на унитарные;•федерации;•конфедерации. К какому из этих типов относятся следующие страны: США, Канада, Бразилия, Украина, Португалия, Россия, Казахстан, Бельгия, Беларусь, Уругвай, Индия, Германия, Мексика, Италия, Китай?

США — федерация
Канада — федерация
Бразилия — федерация
Украина — унитарное
Португалия — унитарное
Россия — федерация
Казахстан — унитарное
Бельгия — федерация
Беларусь — унитарное
Уругвай — унитарное
Индия — федерация
Германия — федерация
Мексика — федерация
Италия — унитарное
Китай — унитарное

После распада СССР в 1990-е гг. новые независимые государства выбрали разные политические курсы. В том же социологическом исследовании респондентам
задавался вопрос:«Тесное сотрудничество с какими странами, по Вашему мнению, в наибольшей степени соответствует интересам нашей страны в настоящее время? » Ответы респондентов распределились следующим образом (в % от числа опрошенных):
1. Россия 77, 8%.
2. Другие страны СНГ 37, 1%
3. Страны Западной Европы (Германия, Франция, Великобритания, Италия и др) 36, 3%
4. Страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия и др) 26, 3%
5. Украина 23, 3%
6. Китай 23, 5%
7. Страны Латинской Америки (Венесуэла, Бразилия и др) 14, 2%
8. Страны Балтии 12, 3%
9. Япония 10, 4%
10. США 6, 6%
11. Индия 4, 9%
12. Куба 2, 5%
13. Ливия 1, 8%
14. Южная Корея 1, 6%
15. Иран 1, 4%
16. Северная Корея 1, 2%
17. Ирак 0, 7%
Вопросы:
1. Чем, на ваш взгляд, обусловлено такое распределение мнений участников опроса?
2. Как в дальнейшем может изменяться отношение граждан Беларуси к сотрудничеству с различными странами? Свой ответ Обоснуйте.

1. Распределение мнений участников опроса обусловлено тем, что жители республики Беларусь видят перспективы улучшения социально- экономической ситуации в стране, прежде всего, за счет укрепления союза с Россией. Укрепление союза с Россией сельчане оценивают выше, чем горожане. Россия представляет для Беларуси важный рынок сбыта продукции и источник сырья. Экономический рост Беларуси связан с её особыми отношениями с Россией. Россия и Беларусь являются членами-соучредителями Союзного государства, Таможенного и Евразийского экономического союза. Белорусская экономика в основном сохранила хозяйственные связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт Россию. В Россию поступает около 70% всего экспорта транспортных средств, машин и оборудования из Белоруссии.
2. Отношение граждан Беларуси к сотрудничеству с различными странами в дальнейшем не изменится, т. к. в современном мире ни одно государство не может существовать изолированно от других. Международные отношения представляют сегодня не только политическое, но и экономическое, правовое, идеологическое и культурное взаимодействие.

Ниже перечислены страны. Попробуйте определить, к какому типу обществ-традиционному, индустриальному или постиндустриальному- они относятся:
США
Россия
Франция
Ангола
Ирак
Германия
Корейская Народно- Демократическая республика
Южная Корея
Заир
Гондурас
Попробуйте самостоятельно составить список стран, относящихся к разным типам обществ. При этом подумайте над вопросами: Каких стран (традиционного, индустриального или постидустрильного типа) больше?
Чем это объясняется?

Сша россия франция германия — это точно постиндустриальное общество
по-моему традиционных уже не осталось.
традиционное общество — это когда нет заводов, нет ни каких технологий. и большинство занимаются сельским хозяйством
индустриальное обшество — это где есть заводы, предприятия.
индустриальное — информационный век, компьютеры, услуги итд.
дальше сама почитай про страны и определи к какому обществу они относятся;)

Ниже перечислены страны. Попробуйте определить, к какому типу обществ-традиционному, индустриальному или постиндустриальному- они относятся:
США
Россия
Франция
Ангола
Ирак
Германия
Корейская Народно- Демократическая республика
Южная Корея
Заир
Гондурас
Попробуйте самостоятельно составить список стран, относящихся к разным типам обществ. При этом подумайте над вопросами: Каких стран (традиционного, индустриального или постидустрильного типа) больше?
Чем это объясняется?

Страны постиндустриального типа:
США, Франция, Германия, Россия, Южная Корея, Корейская Народно-Демократическая республика;
Страны индустриального типа:
Ирак, Гондурас.
Страны традиционного типа:
Ангола, Заир.
Стран постиндустриального типа больше. Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, доминирующим производственным ресурсом является информация и знания, научные разработки становятся главной движущей силой экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Большинство стран сейчас находится на высокой стадии развития.

1. Социальные деления общества в: 1)Древняя Индия 2)Срадневековая Англия 3)Средневековая Франция 4)Германия 19 века 5)Сша 21 века 6)Россия 21 века.

Рассматривается взаимосвязь имущественного, корпоративного и профессионально-сословного членения населения и возможное влияние этих факторов на его политическое поведение.

1. Опыт США, Японии, Западной Европы показывает: чем больше акций у работников, тем лучше они трудятся.
Владение акциями — одна из форм безналичного материального стимулирования работника. Можно ли, на ваш взгляд, считать это особой формой эксплуатации?
2. Современный западный экономист Ф. А. Хайек писал:

«в конкурентном обществе у бедных гораздо более ограниченные возможности, чем у богатых, и тем не менее бедняк в таком обществе намного свободнее человека с гораздо лучшим материальным положением в обществе другого типа»
как вы понимаете данное утверждение? И согласны ли вы с ним?
3. Cовременный турецкий философ А. Балач утверждает, что люди могут успешно обходиться (и в действительности веками обходились) без телевизоров, холодильников, компьютеров, искусственной пищи и одежды, удобрений, пластика, цемента, асфальта. это продукты не являются необходимыми для выживания. их распространили западные страны, чтобы поощрить потребительское настроение в традиционных обществах и тем самым сделать их зависимыми от западной экономики и технологии. выскажите свое отношение к изложенной позиции. если вы разделяете ее, назовите те материальные ценности, созданные человеком, без которых лично вы могли бы обойтись в повседневной жизни.

1) Да, можно. Так как с этих акций наваривается предприятие, но реальной прибыли рабочим они не дают.

2) Согласен. Я думаю, что беднякам просто нечего терять, а богатым надо вертется, чтобы хотя бы не потерять то что у них есть не то что преумножить.

3) Согласен наполовину. То что без этих предметов можно жить- это да, но насчет того, что это распростронялось специально, мне кажется, что это не так. Просто человек ищет и создает удобные для себя вещи. Так мы могли бы прожить и без лифта, но так ведь удобнее. Без холодильников можно хранить все продукты в погребе, но ведь это не так удобно, как холодильник.

Телевизор (Я и так его не смотрю), искусственной пищи и одежды

Известно что требования рабочих в разных странах не совпадают. В период падения производства в России первой половины 90 годов россияне выступали не за сокращение а за увеличение реально рабочего времени ведь многие предприятия либо закрывались либо работали сокращенную неделю. В США же многие работники настаивают на сокращение рабочего времени при сохранении прежнего уровня зарплаты.
а)как вы думаете выгодны подобные мере предпринимателю или нет?
б)При каких условиях он может согласиться и уступить требованиям рабочих?
в)Как вы думаете возможно подобное в нашей стране в будущем или уже было возможным когда либо в прошлом?

1. В случае России предпринимателю были бы выгодны меры при увеличении рабочего дня и сохранении прежнего уровня оплаты труда, но рабочие выступали за увеличение рабочего времени для того, чтобы они могли заработать деньги. А работодатель не мог позволить себе осуществить требования рабочих потому, что наблюдался спад производства, платить за труд было нечем.

В случае США, работники хотят улучшить свое положение, однако работодателю это не выгодно, так как увеличатся издержки (работы будет выполняться меньше, а оплата за этот труд останется на том же уровне)

2. Уступить можно в том случае, когда сокращается объем работ (напрмиер производство падает по причине того, что не закуплено сырье и т. п. ), но вины работников в этом нет.

3. Возможно в будущем, когда производство станет более автоматизированным и для выполнения тех же объемов работ нужно будет меньше времени.

а) естественно, что нет, потому что это ему пойдут в отрицательную сторону. т. е. люди работают меньше, им не хватает часов закончить например работу какую-нибудь вовремя, но они зато получают ту же зарплату, им хорошо, а вот предприниматель будет страдать, да я думаю, что их это расслабит, никакой мотивации, а так хоть за деньги пахают.

б) Может при том условии, что у него маленькая команда рабочих, ему нужны рабочие руки, если человек захочет уйти, а он ему нужен. то по сути предпиринимателю лучше ему повысыть зарплату, но не повышать часы рабочего дня, тогда рабочий возможно останется.

в) В нашей стране об этом даже мочно и мечтать, нас наоборот повышают часы и уменьшают зарплату, полное эгоистической поведение со стороны начальства, такие идиоты, извините за выражение, ну а было или нет это в прошлом я не не помню. мне кажется, что в прошлом может и возможно было такое. .

источник

Государство.

Богбаз10, §21, 232 – 233; Богпроф11, §17.

3.4.2. Форма государственно-территориального устройства – это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами:

Содержание формы государственного устройства

Под формой государственного устройства понимают адми­нистративно-территориальную и национальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и сос­тавляющими его частями, между отдельными частями государ­ства, между центральными и местными органами. Форма госу­дарственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государст­ва — территориальной организацией населения. При всей кажу­щейся абстрактности форма государственного устройства са­мым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качество прав и свобод граждан (поддан­ных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечаю­щие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада. С точки зрения государственного устройства государ­ства можно подразделить на унитарные (единые государствен­ные образования); федерации (союзы относительно самосто­ятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объ­единения, союзы суверенных государств).

Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональ­ной, местной властей.

Виды форм государственного устройства

Унитарное государство

Унитарное государствоформа государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, края, департаменты) в отличие от федерации, которую образуют ее субъекты. В унитарном государстве – единая конституция, один представительный орган, одно правительство. В административно-территориальных единицах многих современных унитарных государств (например, Италия, Франция) действует система местного самоуправления, однако обязательно имеется представитель центральной власти (префект, государственный комиссар и т.п.).

Унитарное(единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются госу­дарственными образованиями).

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многонациональнымиунитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными Япония, Египет и т.д.

Федерация — соединенное, союзное государство(от лат. «fedus» — «со­юз»). Федерация — сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

Федерация (от позднелат. foederatio – союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы – члены, субъекты федерации (напр., земли, штаты).В федерации действуют единая конституция, единые союзные (федеральные) органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная единица и т. д. Члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Федерацией являются США, Индия, Германия и др.

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции.

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союз­ной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполни­тельные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

В современном мире существует 25 федераций. Это крупные государства, существующие на всех континентах планеты: Германия и Россия – в Европе, Индия и Пакистан – в Азии, Нигерия и Эфиопия — в Африке, США и Бразилия – в Америке, Австралия в Океании и другие. Среди них есть небольшие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федеративная республика Коморских островов), есть и совсем малые государства (Федерация Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

Существует несколько видов федеративных государств:

— основанные на национально-территориальном признаке (территориальные, национальные и смешанные);

— симметричные и асимметричные;

— договорные, учредительные и конституционные.

Территориальные федерации. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей, но существует 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство — собры), но созданы 16 земель (субъектов федерации).

Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Таким образом, строились государства в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 году в Чехословакии (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году). Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.

Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в нем национальности, 57 субъектов – территориальные образования, где проживают главным образом русское население); Федеративная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Симметричная федерация. В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус. Только субъекты составляют федерацию в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), в Аргентине (провинции), в России (применяются разные названия к субъектам). Однако, абсолютно симметричных федераций нет. Хотя, с точки зрения правового положения составных частей федерации ближе к идеалу симметричной федерации можно отнести – Австрию, Мексику, Бразилию и Аргентину.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Ассиметричные федерации. Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов). В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) – Виргинские острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые пользуются правами штатов.

Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США).

Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Конституционные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона парламента (реформирование в Индии в 1956 году).

Унитарное государство – федерация:
1) территория непосредственно делится на административно-территориальные единицы (АТЕ)субъекты федерации имеют собственное административное деление;
2) АТЕ не могут обладать политической самостоятельностью, хотя в области хозяйственной, социальной и культурной их полномочия могут быть широкиминациональные и АТЕ обладают частичным суверенитетом, некоторой политической самостоятельностью;
3) единая структура госаппарата на всей территории страныдва уровня госаппарата: федеральный и уровень субъекта федерации, парламент состоит из двух палат (одна из них отражает интересы субъектов федерации и при её формировании используется принцип равного представительства всех субъектов вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории);
4) единое гражданстводвойное гражданство (каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации);
5) единая система правадве правовые системы: федеральная и субъектов федерации (субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, при этом законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству);
6) единая судебная системанаряду с федеральной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды;
7) одноканальная система налоговдвухканальная система налогов: наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существуют и налоги субъектов федерации.
Унитарные государства: Франция, Швеция, Турция, Египет …
Федерациями в наше время является 20 государств: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария.

. РФ не обладает всеми признаками федерации:
1) субъекты Федерации не имеют собственной судебной системы;
2) субъекты Федерации, кроме республик, не имеют собственного гражданства;
3) налоги в РФ, хотя и могут взиматься в пользу субъекта, все равно устанавливаются Федерацией.

Конфедерация

Конфедерация — это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).

При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих го­сударствах, объединяющихся в конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения.

Конфедерация (от позднелат. confoederatio – союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.). Исторически в форме конфедерации была создана Швейцария.

1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.

2. Конфедерация — непрочное, как правило, временное образование.

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

7. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).

8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации.

Исторические факты подтверждают то обстоятельство, что конфедеративные образова­ния имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д. Это связано с тем, что у субъектов конфедерации существует право сецессии (односторонний свободный выход) и право нуллификации (не подчиняться решениям союзных властей).

В последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз, автономия и др. к их числу относятся Европейский Союз, который ранее назывался Экономическим сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционировало в сторону конфедерации.

Иные формы государственного устройства

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло СНГ. Сегодня в Содружество Независимых Государств входит 12 членов – бывших союзных республик. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

Содружество – организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенных степенью однородности, например, таких как: экономика, право, язык, культура, религия.

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре, которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

источник

Форма территориального устройства – это административно — территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма территориального устройства показывает:

— из каких частей состоит внутренняя структура государства;

— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства;

— как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

— каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов.

По форме территориального (государственного) устройства государства бывают: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это простое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета, а подчиняются центральным органам власти(Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Швеция, Дания, Франция и т. д.).

Характерные черты унитарного государства:

— единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;

— действует единая конституция, единая система законодательства, единая денежная система, одно гражданство, проводится общая для всех налоговая и кредитная политика;

— основные части унитарного государства не обладают самостоятельной государственностью;

— унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную автономию;

— имеет единые вооруженные силы.

Федеративное государство – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы(Германия, Индия, Канада, США, Россия).

Характерные признаки федеративного государства:

— территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.;

— в союзном государстве верховная законодательная и судебная власть принадлежат федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

— субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

— в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

— основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Характерные черты конфедерации:

— не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, решает проблемы экономического, оборонного и иного сотрудничества;

— не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета, эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации;

— сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого значительно упрощен;

— конфедеративные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой межгосударственной кредитной политике.

16. Формы государственного устройства.

С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках одного человека, занимающего свою должность по наследству (в порядке престолонаследия). Различают монархии — абсолютные (неограниченные) и конституционные.

В условиях абсолютной монархии никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В наши дни этот тип монархи сохраняется в ограниченном числе стран Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.

В странах, где удалось достичь компромисса между дворянством и буржуазией, установились конституционные монархии, подразделяемые на два вида: парламентские и дуалистические.

В условиях дуалистической (двойственной) монархии государь независим от парламента в сфере исполнительной власти (сам формирует и контролирует правительство), обладает правом вето на законодательные инициативы парламента, который может распустить в любое время. Часть депутатов назначается монархом, часть избирается народом. Такая форма правления существует в Иордании, Марокко, Кувейте и др.

В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских общин с всевластием правителей, монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Чаще всего он лишен возможности действовать по своему усмотрению. Монарх назначает премьер- министра, но делает это только в соответствии с рекомендацией руководителя партии, победившей на парламентских выборах, т. е. завоевавшей большинство мест в нижней палате парламента. Формально правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности перед ним не несет. Правительство не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Республика — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые республики, правление дожей в Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они получили в новое и новейшее время.

Современная государственная организация знает следующие виды республик:

а) Президентские (классический пример — США, в которых президентская республика введена на основе конституции 1787 г.). В этих республиках президент, избираемый чаще всего непосредственно народом, одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (должность премьер-министра не предусмотрена). Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.

б) Парламентские республики. Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.

В отличие от президентской, в парламентской республике членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет чаще всего только представительские функции (Италия, Германия и др.).

в) Смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Россия.

17. Исторические этапы эволюции государства.

На различных этапах исторического развития государство существенно изменялась, удовлетворяла потребности различных слоев населения, классов, социальных сословий и групп. Поэтому исследователи выделяют определенные исторические типы государства.

При этом принято называть большинство из них в соответствии с классом, потребности которого прежде удовлетворяет государство. Историческим типом государства называют совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.

Так, в истории определяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную (капиталистическую) и социалистическую государства. Ввиду невозможности мгновенного перехода от одного типа государства к другому, выделяют также государства переходного периода

Время во многих рабовладельческих государствах сохранялись остатки первичного общества.

Феодальное государство, обеспечивала власть феодалов, основанной на закреплении нормами права феодальной собственности на землю. Именно это приводило зависимость крестьян от феодалов. Самая распространенная форма правления того времени — монархия, но одновременно возникают представительные органы.

Характерной особенностью государства и права времен феодализма очень большое влияние религиозных норм.

С развитием капитализма во многих странах произошли буржуазные революции, привели к образованию нового типа государства — капиталистической. В то время сформировалось немало правовых принципов, которые сохраняют значение и сегодня. Именно в период буржуазных революций было провозглашено и закреплено в законодательстве равенство всех граждан, незыблемость прав человека, неприкосновенность и защиту частной собственности. Тогда же возникает система разделения государственной власти. На первом этапе своего формирования буржуазное общество сохраняло немало особенностей предыдущей государства. Так, оставались ограничения на участие в политической жизни в зависимости от имущественного положения, а иногда и образовательного уровня, во многих странах существовала монархическая форма общественного устройства. В XX в. возникает еще один тип государства — социалистическое. Именно с ее существованием связано формирование мощной системы социальных гарантий со стороны государства — системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Однако немало идей, взятых за основу социалистического государства (равенство, широкий демократизм и т.д.), не было реализовано в ее деятельности.

На современном этапе формируются новые типы государств, основанные, с одной стороны, на высоком уровне развития техники, что обеспечивает потребности людей, с другой — создают развитую систему социальных гарантий. Именно такое государство социальной демократии (или постбуржуазне) стремится построить многие страны мира, в других она уже существует.

18. Типы современных государств.

С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит их группировка с помощью обобщенной и идеализированной модели или типа.

Строится типология в основном с позиции двух подходов:

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определенной общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:

  • Первобытно-общинная — государства нет;
  • Рабовладельческая — рабовладельческое государство;
  • Феодальная — феодальное государство;
  • Капиталистическая — капиталистическое, буржуазное государство;
  • Коммунистическая — государства нет. Но переходный этап к коммунизму — социалистическое государство.

Классификация государств по Марксу строится на основе специфики экономики. При формационном подходе раскрывается исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

  • Древние государства;
  • Средневековые государства;
  • Современные государства.

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Классификация современных государств

Помимо выделения типов государства, возможны различные варианты их классификации.

В зависимости от уровня экономического развития

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых т.е. развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

В зависимости от политического режима

  • демократические государства;
  • авторитарные государства;
  • тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

20. Социальное государство.

Социальное государство — форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этою общего положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:

  • обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;
  • установление минимальною размера оплаты труда;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;
  • недопущение резкою имущественною расслоения;
  • осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

21. Тенденции и проблемы развития государств в современном мире.

В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.

1. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

2. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

3. Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.

4. Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран.

Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.

5. Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.

6. Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.

В современной стране, которая хочет успешно развиваться, ценность «человек (личность, гражданин)» должна стоять выше ценности «государство». То есть, государство должно быть подчинено интересам своих граждан, личностей, которые, получая возможности для собственного развития, поднимают и уровень развития государства (по этому пути идут страны Скандинавии — страны с самым высоким уровнем жизни в мире). Отсюда вытекает проблемы создания правового и социального государства.

Практика показывает, что многие государства не избежали превращения государства в своеобразную «дойную корову», порождающую социальное иждивенчество отдельных групп и слоев и невольно подрывающую ряд основополагающих стимулов рыночного хозяйства, принижающую заинтересованность людей в инициативном и продуктивном труде. Наиболее квалифицированные и предприимчивые слои населения стали в наибольшей степени испытывать негативные последствия такой политики.
Подобные проблемы показывают, что перед государством как стоят задачи более органичного сочетания правовых и социальных основ своей деятельности, дальнейшего разрешения противоречий между провозглашаемыми гуманистическими целями своего развития и реальным гуманистическим содержанием своих политических акций.

Одновременно с этим кругом проблем современный мир столкнулся и с рядом новых непростых задач, которые встали перед государством. Возникшие новые глобальные проблемы в области отношений с природой (экологический кризис), необходимость ограничения производства и испытания оружия массового поражения, предотвращения демографической катастрофы и другие проблемы современности предопределяют повышение роли государства в регулировании социальных процессов, выдвигают его на передовые рубежи защиты человеческого сообщества в целом.

Именно по этой причине государство вынуждено вмешиваться в управление многими областями жизни, которые ранее находились вне его непосредственного контроля. Еще более возрастает его роль в осуществлении переходных общественных процессов. В то же время многие межгосударственные отношения создают конфликтные проблемы в связи с соотношением внешнего и внутреннего суверенитета (национального) государства, способствуя сокращению его регулирующей роли по сравнению с прерогативами межгосударственных объединений.
Современная (постмодернистская) стадия общественной эволюции в наиболее экономически развитых странах мира демонстрирует резкое усиление нестандартных и отличающихся в культурном отношении от общепринятых стандартов жизненных стратегий, что ставит под вопрос традиционные формы связи государства и общества. В любом случае такая ситуация не просто предполагает определенное время на выработку нового социального контракта власти и граждан, но и в принципе сокращает возможности государства как центра власти в культурно дифференцирующемся обществе. Таким образом, государство становится одним из центров политического влияния, который не обладает не только какими-либо преимуществами перед другими институтами власти (авторитета), но и теми должными регулятивными способностями, которые могут нейтрализовать негативные последствия поведения на политическом рынке отдельных корпоративных структур и обеспечить поддержание общесоциального порядка.

Такого рода проблемы ставят вопросы о поиске государством новых форм своей внутренней организации, о повышении адаптивности к новым вызовам времени. Однако решать эти проблемы оно должно, не утрачивая того позитивного капитала, который оно накопило за столетия своей эволюции. В частности, государство должно сочетать свои действия с общественной инициативой граждан, избегать силовых методов решений, всемерно оберегать приоритетность статуса личности, обеспечивать гарантии ее неотъемлемых прав на свободное самовыражение.

22. Исторические условия возникновения древнерусского государства.

Накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь». Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с. южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

23.Формирование единого Российского государства в 14-16вв.
Причины:
1.Усиление экономических связей между русскими землями.
Этот процесс был вызван общим экономическим развитием страны. В первую
очередь сильно развивалось сельское хозяйство.
Появляются излишки, что способствует развитию животноводства, а так же
торговле, которая начинает прогрессировать в этот период. Развивается
ремесло, так как сельскому хозяйству необходимо всё больше и больше орудий
труда. Повсеместно происходит не только
усовершенствование старых технологий, но и появление новых.
2.Обострение классовой борьбы. В этот период усиливается эксплуатация
крестьянства феодалами. Начинается процесс закрепощения крестьян. Феодалы
стремятся закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями не только
экономически, но и юридически. Всё это способствует сопротивлению крестьян.Перед феодалами встала задача укротить крестьянство и довести до конца
его закрепощение.
3.Угроза внешнего нападения, заставившая
русские земли собраться в один мощный кулак.

Государственный строй Русского централизованного государства.

Великий князь.
Он был главой Российского государства и обладал широким кругом прав:
издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные
полномочия. С течением времени княжеская власть усиливалась и терпела
изменения, которые шли в двух направлениях – внутреннем и внешнем.
Первоначально, свои законодательные, административные и судебные правомочия
великий князь мог осуществлять лишь в пределах своих владений.

Боярская дума.
В XIV – XV веках совет при князе постепенно становится постоянно
действующим. На его основе образовалась боярская дума, в которую входили
высшие светские и церковные иерархи. Строгого регламент в деятельности
Думы не было, но её решения и законодательные установления («приговоры»)
делали её важнейшим распорядительным и законодательным органом. Она имела
сравнительно стабильный состав. В боярскую думу входили так называемые
думные чины, – введённые бояре и окольничьи. Компетенция думы совпадала с
полномочиями великого князя, хотя формально этого нигде не было
зафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением
Думы, но фактически не мог поступить самовольно, иначе любое его решение не
проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство
осуществляло политику, выгодную ему. Однако с течением времени великие
князья всё больше подчиняют себе боярскую думу, что связано с общим
процессом централизации власти.

Центральное управление. Приказы.
К концу XV – началу XVI вв. вместе с ограничением власти наместников и
волостелей новые функции единого государства привели к созданию
централизованной системы управления. Возникает приказная система
управления.
Приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штат
дьяков и иных должностных лиц. Приказная изба имела своих уполномоченных на
местах. Приказная бюрократия назначалась из дворян. Контроль за
деятельностью приказов осуществляла боярская дума, но её влияние постепенно
уменьшалось.
Каждый приказ ведал определённым направлением государственной
деятельности. Посольский приказ ведал дипломатической службой. Разбойный
приказ – наказывал за разбойные и лихие дела. Поместный – ведал выделением
земли за службу. Ямской – ведал ямской (почтовой) службой. Казённый –
государственными финансами и т.д.
В приказах велось упорядоченное делопроизводство. Они вели и судебные
дела по связанным с их профилем категориям дел.
До приказной системы управления на Руси существовала дворцово-
вотчинная система, состоявшая из двух частей. Одну часть составляло
управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), имеющий в
своём распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так
называемые пути (из которых впоследствии и произошли приказы),
обеспечивающие специальные нужды князя и его окружение.

Местное управление.
Русское государство подразделялось на уезды – наиболее крупные
административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на
волости. Но всё-таки полного единообразия и чёткости в административно-
территориальном делении ещё не выработалось. Существовали также разряды –
военные округа, губы – судебные округа.
Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица –
представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости –
волостелями. Эти должностные лица содержались за счёт местного населения –
получали от него «корм», то есть проводили натуральные и денежные поборы,
собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормленщики были обязаны
управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, то есть
содержать свой аппарат управления и иметь свои военные отряды для
обеспечения внутренней и внешней функции феодального государства.
Поднимающееся дворянство было не довольно системой кормления по двум
причинам. Во первых они не могли самостоятельно подавить сопротивление
восстающего крестьянства, а система кормлений была не способна в условиях
обостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере их защиту. Во
вторых дворянство не устраивало, что доходы от местного управления шли в
карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.
К XVI веку система кормлений стала тяготить центральную власть –
слишком много самоуправства могли позволить себе наместник и волостель.
Государство стало регламентировать численность их штата и нормы податей.
Окончательно наместники теряют свою роль после серии земско-губных реформ
30–50-х годов XVI века. Они связаны с ростом значения дворянства,
купечества и части разбогатевшего крестьянства, которые требовали
ограничения феодального произвола, упорядочения суда и многое другое.

источник