Меню Рубрики

С юридической точки зрения необходимыми признаками

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Задание 209

Власть, которая имеет полную независимость во внутренних делах и внешних сношениях, называется …

Задание 210

С юридической точки зрения, необходимыми признаками государства являются …

— государственная территория, государственный народ (гражданство), государственная (публичная) власть

— государственная (публичная) власть, разделение властей, легитимное господство

— государственная территория, экономическая независимость, признание мировым сообществом

— государственная (публичная) власть, легитимное господство, признание мировым сообществом

Задание 211

Согласно теории _____________ государство было создано суверенным народом, согласившимся передать правителям определенные полномочия. В ответ правительство приняло на себя обязательства, невыполнение которых могло привести к восстаниям против власти.

Задание 212

К реализации внутренних функций государства не относят …

участие в решении глобальных проблем

— координацию и регулирование экономическими процессами

-достижение социально-политической стабильности

— формирование и обеспечение системы социального страхования и общественных компенсаций

Задание 213

К основным видам форм правления относят …

— федерация и унитарное государство

— демократия и авторитаризм

— президентская и парламентская

Задание 214

В ___________ монархии монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями. Кроме того, монарх сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска.

Задание 215

Государство, в котором правительство ответственно перед парламентом, является …

— парламентской монархией или парламентской республикой

— смешанной или президентской республикой

— теократической монархией или светской республикой

— дуалистической монархией или смешанной республикой

Задание 216

Отличительным признаком __________ является выборный характер высших органов государственной власти.

Задание 217

Характерным признаком парламентской республики является …

— формирование исполнительной власти правящей партией или коалицией парламентского большинства

— избрание главы государства и правительства всенародным голосованием

— наличие процедуры импичмента по отношению к главе правительства

— автономность ветвей власти, регулирование отношений между ними системой сдержек и противовесов

Задание 218

Согласно Конституции, Россия является …

демократическим, правовым, социальным государством, федерацией, республикой

— унитарным государством с президентской формой правления

— конфедеративным государством, основанном на системе парламентаризма

— государством всеобщего благосостояния с развитым гражданским обществом

Задание 219

Классическим примером президентской республики является(-ются) ________, где впервые и была установлена эта форма правления.

Задание 220

Устойчивый союз государственно-территориальных образований, обладающих в пределах разделенных с центром компетенций самостоятельностью, — это …

Задание 221

Потенциальный политический конфликт, заложенный в системе федерализма, связан с …

отношениями «центр – регионы»

— взаимодействием законодательной и исполнительной ветвей власти

— борьбой партийных фракций в парламенте

— отношениями «город и деревня»

Задание 222

В __________ государстве административные единицы не обладают дополнительными полномочиями и представляют собой части единого целого. Например, такими государствами являются Великобритания, Франция, Испания, Дания.

Задание 223

Государство с развитой системой социального обеспечения, гарантирующей снижение социального риска для наемных работников, и нормативно закрепленными минимальными стандартами жизни, характеризуется как …

Задание 224

Существенным признаком правового государства является …

— доминирование исполнительной власти

— наличие института президента

циркуляция политической элиты

Тема 12: Политические партии и партийные системы

Задание 225

Основным отличительным признаком партии от иных общественно-политических организаций является …

борьба за власть и притязания на политическое лидерство

— наличие программы и устава

— социальное представительство, опора на определенные социальные группы и слои

— следование принципу демократического централизма

Задание 226

Партия выполняет функцию ____________, что означает придание множеству и разнообразию различных запросов граждан однородности и их иерархизация.

Задание 227

Самая активная фаза деятельности партии – это фаза …

-выборов и избирательной кампании

— акций поддержки или недоверия правительству

— борьбы за расширение численного состава

-укрепления материального положения центральных и низовых организаций

Задание 228

Правящей партией в демократическом обществе, как правило, называют партию, которая …

— формирует правительство или участвует в его формировании

— прошла в парламент и формирует свою парламентскую фракцию

— стабильно участвует в выборах и имеет значительную группу своих сторонников

— является лидером оппозиционного движения

Задание 229

Представитель французской политологической школы, основоположник современной теории политических партий, который сформулировал «социологические законы» о взаимосвязи избирательных и партийных систем, — это … — М. Дюверже

Задание 230

Французский политолог М. Дюверже в своей классификации современных политических партий выделяет три группы, а именно …

массовые, кадровые и «партии ярых сторонников»

— тоталитарные, авторитарные и демократические

— парламентские, президентские и смешанные

— мажоритарные, пропорциональные и смешанные

Задание 231

Читайте также:  Презентация мир с точки зрения физики

Согласно типологии, отражающей изменения в современных партийных системах Запада, __________ являются универсальными, утратившими идеологическую определенность и ориентирующиеся на максимальную мобильность электората, вне зависимости от его социальной принадлежности и политических ориентаций.

— политические объединения, построенные по типу вождистской партии

Задание 232

В Италии до 1993 года в парламенте было представлено восемь партий. По классификации Джованни Сартори, такая партийная система называется системой … — крайнего плюрализма

Задание 233

Совокупность всех политических партий, действующих на легальной основе в государстве, называют …

Задание 234

Консервативная партия Великобритании не имеет программы и устава, строится на основании избирательных округов, в ней не оформляется официальное членство, власть сосредоточена в руках парламентской фракции. Она является …

Задание 235

Одной из тенденций развития партийных систем в современности является … — сглаживание противоречия по линии «левые – правые»

— снижение роли лидера в позиционировании партии

— повышение социальной адресности партийных программ

— дальнейшая идейная поляризации партий

Задание 236

В США, Великобритании, Канаде установилась ____________ модель политической системы.

Задание 237

Межпартийная конкуренция формируется под влиянием __________, то есть краткосрочных объединений партий для решения строго определенных задач, где главную роль берут на себя партийные элиты.

Задание 238

В харизматических партиях люди объединяются вокруг …

Задание 239

В случае создания партии на базе парламентских групп, сегментов политических элит, групп давления, а также в результате партийного раскола говорят о способе образования партии …

Задание 240

Согласно Федеральному закону «О политических партиях», обязательным требованием для регистрации партии является.

— наличие региональных отделений более чем в половине субъектов РФ

источник

В ___________ монархии монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями. Кроме того, монарх сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска.

Решение:
В дуалистической монархии монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями. Кроме того, монарх сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. Дуалистическая монархия является видом конституционной монархии, предполагающей ограничение полномочий главы государства и обладающей более или менее развитыми чертами конституционного строя.

Согласно теории _____________ государство было создано суверенным народом, согласившимся передать правителям определенные полномочия. В ответ правительство приняло на себя обязательства, невыполнение которых могло привести к восстаниям против власти.

Решение:
Согласно теории общественного договора государство было создано суверенным народом, согласившимся передать правителям определенные полномочия. В ответ правительство приняло на себя обязательства, невыполнение которых могло привести к восстаниям против власти. Таким образом народ выступал главным источником государственного суверенитета.

Отличительным признаком __________ является выборный характер высших органов государственной власти.

Решение:
Отличительным признаком республики является выборный характер высших органов государственной власти. Речь идет либо об их избрании (например, парламент), либо о формировании общенационального представительного учреждения (например, правительство). Республиканское правление является основной формой организации власти в современном мире.

К основным видам форм правления относят …

— федерация и унитарное государство

— демократия и авторитаризм

— президентская и парламентская

Решение:
Две основные формы правления – это монархия и республика и их разновидности. При монархии (от греч. «монос» – один и «архос» – правитель) верховная власть полностью (абсолютная монархия) или частично (дуалистическая, парламентская) принадлежит одному лицу. В республике (от лат. res publica – «общественное дело») все высшие органы власти избираются и работают определенный срок.

С юридической точки зрения, необходимыми признаками государства являются …

— государственная территория, государственный народ (гражданство), государственная (публичная) власть

— государственная (публичная) власть, разделение властей, легитимное господство

— государственная территория, экономическая независимость, признание мировым сообществом

— государственная (публичная) власть, легитимное господство, признание мировым сообществом

Решение:
С точки зрения права, необходимыми признаками государства служат три элемента: государственная территория, государственный народ (гражданство), государственная (публичная) власть. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Государство, лишившееся территории, перестает быть государством. Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Публичная власть требует определенной организации – становления специального государственного аппарата.

Государство, в котором правительство ответственно перед парламентом, является …

— парламентской монархией или парламентской республикой

— смешанной или президентской республикой

— теократической монархией или светской республикой

— дуалистической монархией или смешанной республикой

Решение:
Государство, в котором правительство ответственно перед парламентом, является либо парламентской республикой, либо парламентской монархией.

В парламентской монархии правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом.

Парламентскую республику отличают формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.

Классическим примером президентской республики является(-ются) ________, где впервые и была установлена эта форма правления.

Решение:
Классическим примером президентской республики являются США, где впервые и была установлена эта форма правления, возродившая в свою очередь многие принципы римской смешанной политической системы.

Согласно Конституции, Россия является …

— демократическим, правовым, социальным государством, федерацией, республикой

— унитарным государством с президентской формой правления

— конфедеративным государством, основанном на системе парламентаризма

— государством всеобщего благосостояния с развитым гражданским обществом

Решение:
Согласно Конституции, Россия является демократическим, правовым, социальным государством, федерацией, республикой. В соответствии со статьей 1 Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В статье 5 указано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Основанием возникновения, изменения и прекра­щения правоотношений являются юридические факты —указания, которые содержатся в гипотезах правовых норм.

Необходимость в определении юридического факта состоит в том, что правовое регулирование основано на достаточно боль­шом количестве различных фактических обстоятельств, с нали­чием или отсутствием которых связано наступление тех или иных правовых последствий.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятель­ство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, наступ­ление определенных юридических последствий.

Роль юридических фактов в праве не ограничивается толь­ко тем, что они служат основанием, изменением или прекраще­нием правоотношений. Рождение человека, достижение совер­шеннолетия, смерть — это тоже юридические факты, которые влекут за собой возникновение или прекращение правоспособ­ности и дееспособности.

Признаки юридического факта:

1.Юридический факт — это жизненное обстоятельство, выраженное вовне (мысли и чувства юридическими фактами не признаются).

2.Юридический факт — это обстоятельство, выражающее­ся в наличии или отсутствии определенных явлений.

3.Это такие обстоятельства, которые предусмотренынор­мой права.

4.Юридические факты должны быть зафиксированы, т.е. надлежащим образом оформлены (подтверждены).

5.Юридические факты вызывают правовые последствия.

Юридические факты выполняют несколько важных функций в механизме правового регулирования. К основным функциям юридических фактов относятся:

1)правообразующая — факты вызывают наступление правовых последствий;

2)правоизменяющая — изменение юридических обстоятельств (например, факт передачи прав на использование изоб­ретения третьему лицу);

3)правопрекращающая— обстоятельство истечения срока действия (например, патента);

4) правовосстанавливающая — возможность восстановле­ния права (например, права на патент).

Классифицируют юридические факты по следующим основаниям:

I. По характеру наступающих последствийони делятся на правообразуюшие, правоизменяюшие и правопрекрашаюшие.

1.. Правообразующие фактывызывают возникновение прав и обязанностей (поступление в Вуз, призыв на военную службу и т.д.).

2.Правоизменяющие фактывлекут изменение прав и обя­занностей (перевод с очной на заочную форму обучения, повы­шение в воинском звании, должности и т.п.).

3.Правопрекращающие фактыпрекращают права и обязан­ности (исключение из Вуза, увольнение с военной службы и т.д.).

II. По связи с волей участников правоотношений – насобытия, действия и юридически значимые состояния.

1. События— это обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, но порождающие определенные правовые последствия. К их числу относятся стихийные бедствия, рождение, смерть, истечение сроков давности и т.п.

Среди юридических событий выделяют абсолютные и от­носительныесобытия,

Абсолютные события — это такие обстоятельства, кото­рые не вызваны волей людей и не выступают ни в какой зависи­мости от нее (наводнение, землетрясение). Абсолютные собы­тия порождают только один ряд юридических последствий.

Относительные события — обстоятельства, вызванные де­ятельностью людей, но выступающие в данных правоотноше­ниях независимо от породивших их причин (пожар всей фермы по причине поджога одного коровника). Относительные собы­тия могут порождать два ряда последствий. В последнем слу­чае правовые нормы могут связывать правовые последствия не только с событиями как таковыми, но и с причиной, их породив­шей, в частности с правонарушениями.

Иногда правовые последствия одного ряда влияют на по­следствия ряда другого. Например, лицо, признанное виновным в убийстве наследодателя (первый ряд последствий, вызван­ных неправомерным действием), исключается из числа наслед­ников (второй ряд последствий, вызванных событием).

2. Юридически значимые состояния— это факты, которые в большей степени обусловлены физиологическими про­цессами, чем волей субъекта. Такими фактами являются бере­менность, болезнь, нетрудоспособность, состояние в браке, на­личие образования и т.д.

3. Действия— это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания участников правоотношений и с которыми закон связывает определенные правовые по­следствия.

Действия в свою очередь делятся на правомерные, противо­правные (правонарушения) и общественно опасные деяния.

Противоправные действия (правонарушения) — это та­кие юридические факты, которые не соответствуют (противоречат) предписаниям норм права. К противоправным действиям относятся преступления (уголовные правонарушения) и проступ­ки(административные, дисциплинарные и гражданско-правовые нарушения).

Общественно опасные деяния — это действия,которые при­чиняют вред, но не имеют осознанно-волевого характера, в силу чего не считаются правонарушениями. Таковы действия невме­няемых лиц и малолетних.

Правомерные действия— это такие юридические факты, ко­торые влекут возникновение улиц юридических прав и обязаннос­тей, предусмотренных нормами права (например, сделки). Правомерные действия делятся на юридические поступ­ки, юридические акты.

Юридические поступки— это действия, которые соверша­ются без намерения вызвать правовые последствия, однако пра­ва и обязанности возникают в силу закона. К числу юридических поступков закон относит обнаружение клада, находку веши, со­здание произведения.

Юридические акты— это такие правомерные действия, ко­торые специально совершаются субъектами с целью вступле­ния их в определенные правоотношения. Например, договор купли-продажи, постановление следователя о возбуждении уго­ловного дела, решение органа социального обеспечения о на­значении пенсии и т.д. В первом случае возникают имуществен­ные правоотношения, во втором — уголовно-правовые, в третьем — пенсионные.

Юридические акты, в свою очередь, подразделяются на ад­министративные акты и сделки.

Административные акты — это действиягосударственных органов, направленные на возникновение, изменение либо пре­кращение правоотношений, участниками которых являются оп­ределенные лица. Административными актами являются и до­кументы,в которых закрепляются решения судебных, админи­стративных и других юрисдикционных органов. Например, вы­дача (акт-действие) ордера (документ) на арест.

Сделки — этоправомерные действия, направленные на воз­никновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей, Сделки бывают односторонние (влекут за собой правовые по­следствия независимо от воли других лиц) и двусторонние (тре­буют соглашение между двумя лицами).

III. По характеру воздействияразличают позитивные и не­гативныеюридические факты.

1. Позитивные факты— это обстоятельства, которые спо­собствуют возникновению правоотношений. Так, для вступле­ния в брак требуются достижение брачного возраста, согласие и добровольность.

2. Негативные факты— это обстоятельства, которые пре­пятствуют возникновению правоотношений. Такими фактами при заключении брака являются недееспособность, близкое родство, нахождение в другом браке.

В ряде случаев для возникновения правоотношений, их из­менения или прекращения имеет значение не отдельный факт, а их известная совокупность, именуемая в науке фактическим составом.Правильное установление фактического состава име­ет важное практическое значение.

Фактический состав может быть определен законом конкрет­но, с указанием всех его элементов. Так, для получения пенсии по старости фактический состав образуют три юридических фак­та: наступление пенсионного возраста, наличие определенного трудового стажа и решение о назначении пенсии. Все эти усло­вия конкретно определены законом. Если одного из этих фактов нет, то гражданин не может получить пенсию по старости в пол­ном размере.

Читайте также:  Презентация лексика с точки зрения происхождения и употребления

Правоотношения не возникают сами по себе. Для их появления еще недостаточно наличие правовой нормы, поскольку сама по себе норма права «мертва» и в этом смысле представляет собой лишь текст, изложенный на бумаге.

Для того, чтобы норма начала работать необходим «возбудитель».Таковым является юридический факт.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов:

По волевому признаку юридические факты делятся на:

— события – обстоятельства, природные явления, возникновения которых не зависит от воли человека (смерть, стихийные явления);

— действия – обстоятельства, которые стали результатом воли человека. Под действиями в юридической науке понимаются не только активные, положительные действия, но и бездействия людей в тех случаях, когда норма права обязывает их к активным действиям.

В свою очередь действия подразделяются на:

— правомерные действия – совершаются в соответствии с требованиями юридических норм;

— неправомерные действия – нарушают требования правовых норм, приносят вред обществу и государству.

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на:

— юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия – сделки, судебные решения;

— юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям, независимо от намерений лица, их совершающего – создание художественного произведения.

При рассмотрении отдельных видов юридических фактов выделяется и более мягкая классификация.

— природные (стихийные) – абсолютные;

— зависящие в своем происхождении от человека (поджог, пожар, страховые отношения) – относительные.

5. По характеру последствий:

— действия государственных органов;

4. По отраслевой принадлежности:

2. По степени общественной опасности:

— совершенные организационной группой или преступным сообществом.

7. По возрастному критерию:

— преступления, совершенные несовершеннолетними;

— совершенные лицами, достигшими 18 летнего возраста.

По дополнительным основаниям все юридические факты могут быть:

— право образующие (поступление в вуз);

— право изменяющие (перевод с очной формы на заочную);

— право прекращающие (окончание вуза).

Вопрос №74. Понятие, признаки, виды фактических составов.

Нередко для возникновения представленных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим (фактическим) составом.

Фактический состав – это система юридических фактов, порождающих юридические последствия. Например: для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении лица на должность судьи РФ необходимы наличие гражданства достижение 25 летнего возраста, наличие юридического образования, стажа работы по юридической специальности, отсутствие факторов, препятствующих назначению, решение квалифицированной коллегии, указ Президента о назначении судьей.

Возникновение, изменение или прекращение правоотношений может быть обусловлено одним юридическим фактом или совокупностью юридических фактов, которая именуется фактическим составом.

В фактические составы могут входить как действия, так и события. Так, для возникновения права на страховое возмещение помимо такого события, как землетрясение, разрушившее дом, необходимо наличие действия, а именно такого, как договор страхования, заключенный страхователем — собственником дома со страховщиком.

В одних случаях фактические составы порождают правовые последствия при условии возникновения составляющих их юридических фактов в строго определенном порядке и наличия их вместе взятых в нужное время. Например, наследник, указанный в завещании, может стать собственником наследуемого имущества при наличии следующих юридических фактов, разворачивающихся в строгой последовательности: составление завещания наследодателем; открытие наследства; принятие наследства наследником. В теории права такие фактические составы именуются сложными.

В других случаях фактические составы порождают правовые последствия только при наличии всех вместе взятых необходимых юридических фактов независимо от того, в какой последовательности они возникли. Так, приостановление срока исковой давности наступает при наличии следующих фактов: нахождение истца или ответчика в составе Вооруженных Сил; переведение данных Вооруженных Сил на военное положение. Важно только то, чтобы эти два факта были в наличии и возникли в течение последних шести месяцев срока исковой давности. Фактические составы указанного вида именуются в теории права простыми.

Юридический факт — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Признаки юридических фактов: 1) конкретность и индивидуальность. Юридический факт представляет собой уникальное (неповторимое) явление действительности, существующее в определенной точке пространства, в определенный момент времени, и, как правило, связанное с конкретными субъектами (например, факт регистрации брака); 2) социальная содержательность. События и действия, не имеющие значения или связи с социальной действительностью, не имеют и юридического значения (например, таковы явления природы — рассвет, таяние снега); 3) объективированное выражение. Мысли, чувства, желания человека не являются юридическими фактами; 4) прямая или косвенная связь с правом. Юридические факты, как правило, точно или в общем виде отражены в гипотезах правовых норм; 5) причинная связь с правовыми последствиями. В этом состоит смысл понятия юридического факта. Юридический факт вызывает, изменяет, прекращает правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности. Например, регистрация брака порождает правовые отношения между супругами, их права и обязанности по отношению друг к другу. По волевому признаку юридические факты делят на события и действия. События — юридические факты, не зависящие от воли человека. К ним относятся действия сил природы, рождение и смерть человека, истечение сроков. События разделяют на абсолютные и относительные. Абсолютные события никак не связаны с поведением людей (землетрясение, которым

разрушен дом), а относительные все же связаны с поведением людей. Действия — юридические факты, зависящие от воли человека. Юридические факты-действия — наиболее значимый для бытия права вид юридических фактов. Собственно, ради них осуществляется все правовое регулирование. Особой разновидностью действий признаются факты-состояния — длящиеся действия (например, состояние в браке, состояние в гражданстве). Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия делят на две группы: юридические акты и юридические поступки. Юридические акты — это правомерные действия дееспособного лица, имеющие цель достигнуть какого-то правового результата (договор, завещание, судебное решение). Юридические поступки — это действия, приведшие к юридическим последствиям, независимо от воли совершившего их человека (находка клада, создание литературного или художественного произведения, научное открытие). Такие действия признаются юридически значимыми даже в том случае, когда они совершены недееспособным лицом. Неправомерные действия (правонарушения) разделяются на следующие группы: 1) по степени общественной опасности — на проступки и преступления. Любое правонарушение наносит вред личности, обществу, государству, иным субъектам права. Но преступления имеют общественную опасность, т.е. наносят или создают угрозу для нанесения большого вреда; 2) по объекту — посягательства на личность, собственность, общественную безопасность, общественный порядок и т.д.; 3) по видам юридической ответственности — уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, конституционные, международно-правовые; 4) по форме вины — умышленные и неосторожные. Иные классификации юридических фактов: 1) по субъекту — действия физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления и т.д.; 2) по отраслевой принадлежности — конституционные, гражданско-правовые, процессуальные, трудовые и т.д.; 3) по способу выражения — документ, устное заявление, молчание, жест; 4) по характеру юридических последствий — правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. Совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой права, называется фактическим (юридическим) составом. Фактические составы делятся на простые и сложные. Простые фактические составы включают факты, отраженные в правовых нормах одной отраслевой принадлежности (например, все факты, необходимые для заключения брака, относятся к семейному праву). Сложные фактические составы включают факты, отраженные в правовых нормах разной отраслевой принадлежности (например, для вынесения постановления о производстве обыска необходимы факты, относящиеся к уголовному и уголовно-процессуальному законодательству). Фактические составы следует отличать от образований иного характера — сложных юридических фактов. Главное их отличие состоит в том, что фактический состав — это система юридических фактов, а сложный юридический факт — система признаков одного факта (например, состав правонарушения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8436 — | 7334 — или читать все.

источник

Признаками федеративного государства являются:
двухуровневая система власти
двухпалатный парламент

Форма государственного устройства, представляющая собой союз
суверенных государств – это…

конфедерация

Премьер-министр является главным активным политическим
руководителем страны в.

Парламент РФ называется…

Президент РФ согласно Конституции является
главой государства и Верховным Главнокомандующим ВС

Согласно теории _______ государство было создано суверенным
народом, согласившимся передать правителям определенные полномочия.
В ответ правительство приняло на себя обязательства, невыполнение
которых могло привести к восстаниям против власти.
общественного договора


Форма правления, при которой власть находится в руках духовенства или главы церкви – это…
теократия

Высокая степень вмешательства государства в экономическую жизнь
общества называется.
этатизм

Муниципальная власть и другие органы местного самоуправления относятся к …
институтам гражданского общества

К реализации внутренних функций государства не относят …
участие в решении глобальных проблем

К функциям судебных органов власти относятся:
правовой контроль деятельности законодательной и исполнительной власти
толкование законов

Экономической основой формирования гражданского общества являются …
частная собственность и свободный товарообмен

Гражданское общество выступает.
источником социального контроля власти

Формальный признак отличия президентской формы правления
от парламентской.

отсутствие должности премьер-министра

Совокупность общественных институтов, составляющих самодеятельную организацию общества, – это…
гражданское общество

Разработка государственного бюджета РФ находится в компетенции.
Правительства

Государство отличается от других политических и социальных институтов .
монополией на легитимное насилие

Основной политической предпосылкой существования гражданского общества является(-ются) …
права и свободы человека

К полномочиям Государственной Думы относится:
утверждение в должности Председателя Правительства РФ
решение вопроса о доверии Правительству РФ

Независимость и верховенство государственной власти – это.
суверенность

Высокая степень вмешательства государства в экономическую жизнь
общества называется.

Правительство несет политическую ответственность перед президентом.
Это характерно для.
президентской республики

К институтам гражданского общества не относят …
парламент и парламентские фракции

Экономической основой формирования гражданского общества являются …
частная собственность и свободный товарообмен

Верхняя палата российского парламента называется.
Совет Федерации

В компетенцию исполнительных органов государственной власти входит:
разработка и исполнение государственного бюджета

В тех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои
полномочия, их временно выполняет .
премьер-министр

Решение об отрешении от должности президента РФ выносит…
Совет Федерации

С юридической точки зрения, необходимыми признаками государства являются.
государственная территория, государственный народ (гражданство), государственная (публичная) власть

Существенным признаком правового государства является …
разделение властей

К функциям судебных органов власти относятся:
правовой контроль деятельности законодательной и исполнительной власти
толкование законов

К полномочиям президента РФ относится:
отставка Правительства РФ

Форма государственного устройства, представляющая собой союз
суверенных государств – это…
конфедерация

Форма государственного устройства, при которой власть
осуществляется одновременно общенациональным правительством
и автономными органами управления – это…

федерация

Единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью – это…

К направлениям социальной политики государства относится…

К полномочиям Совета Федерации относится:

утверждение изменений границ между субъектами РФ

назначение выборов Президента РФ

Политический институт, осуществляющий в государстве функции представительства народных интересов – это…

Формальный признак отличия президентской формы правленияот парламентской.

источник

Юристы и продвинутые Интернет-пользователи часто обсуждали, является ли сайт средством массовой информации (СМИ), должен ли он являться СМИ, какова вообще правовая природа сайта, дает ли наш закон какие-либо ответы.

В феврале 2007 года Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности дала свое юридическое заключение на эту тему. Конечно, это не закон, но это более чем авторитетное юридическое заключение, которое может существенно помочь на практике.

Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности

В связи с многочисленными обращениями представителей средств массовой информации по поводу случаев назначения административного наказания за отсутствие регистрации интернет-сайтов в качестве средств массовой информации Кафедра ЮНЕСКО полагает необходимым дать настоящее юридическое заключение.

При подготовке данного заключения Кафедра ЮНЕСКО исходит из того, что вопросы информационного права и, в частности, права массовой информации в полном объеме относятся к сфере научной деятельности Кафедры, как она определена Соглашением между Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Институтом международного права и экономики имени А.С. Грибоедова об учреждении Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, подписанным в Париже 12.06.98 г. и в Москве 01.07.98 г.

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, Кафедра ЮНЕСКО полагает возможным дать следующее заключение.

Читайте также:  Презентация лексика с точки зрения происхождения

1. Кафедра ЮНЕСКО считает необходимым, прежде всего, разъяснить, что российское законодательство не дает легального определения понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»), хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин «официальный сайт» встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.30. «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» и ст. 7.31. «Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений или внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков»).

Единственным нормативным актом, дающим легальное – на уровне регионального законодательства – определение понятия «сайт», является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы». Здесь в ст. 2 закрепляется: «официальный сайт органа власти (далее — официальный сайт) — совокупность информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением соответствующего органа власти в Интернете по определенному адресу, опубликованному для всеобщего сведения». Отсюда следует, что для регионального законодателя сайт – это некая совокупность информационных ресурсов.

Однако само понятие «информационный ресурс» также не имеет полноформатного легального определения на уровне федерального законодательства. Ранее оно закреплялось в ст. 2 федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», где определялось: «информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

В настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон об информации), в котором определение понятия «информационные ресурсы» дается лишь косвенно, и только применительно к государственным информационным ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами».

Следовательно, в правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего «на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам» (ст. 2). Однако даже поверхностный взгляд на реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы определять сайт более широко – как «совокупность определенным образом формализованных объектов».

2. Понятие средства массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2 закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ). Здесь указано: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Очевидно, что интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он быть признан иной формой периодического распространения массовой информации? Ответ на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ.

3. Правовая природа иных форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 «Информационные агентства» и ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ. Может ли интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства «одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации». Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства массовой информации.

4. Если же рассмотреть интернет-сайт в контексте положений ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.

Часть первая ст. 24 Закона о СМИ закрепляет: «Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Очевидно, что данная норма к интернет-сайту не может быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой «в виде печатных сообщений, материалов, изображений». Сообщения и изображения, составляющие содержание интернет-сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним «в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору». Такой способ доступа Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (п. 2 ст. 16), как и Договор ВОИС об авторском праве 1996 г., именует доведением до всеобщего сведения.

5. Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное». С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия «распространение информации» как действий, направленных «на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц».

С другой стороны, ч. 7 ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия «распространение продукции средства массовой информации», которое определяется как «продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ». Конечно, сайт может иметь копии, но вряд ли их число достигнет когда-либо одной тысячи штук. За исключением интернет-сайтов, с помощью которых осуществляется интернет-вещание, все остальные сайты очевидно не подпадают под приведенное выше определение. В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации устанавливает, что «правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Следовательно, определение понятия «распространение информации» должно применяться в сфере массовой информации только в той части, в которой оно не противоречит Закону о СМИ.

Таким образом, интернет-сайт по определению не может считаться «иным средством массовой информации», а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает обязательность регистрации средств массовой информации. Это, однако, не принижает значение высказанных ранее рядом членов Кафедры ЮНЕСКО предложений о целесообразности введения обязательной государственной регистрации официальных сайтов государственных органов и организаций, а также субъектов предпринимательской деятельности.

6. Сказанное выше не исключает, а, напротив, предполагает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, любой гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Поскольку создание интернет-сайтов не запрещено законодательством, постольку в этом вопросе каждый свободен в самостоятельном выборе меры своего правомерного поведения. Если создатель интернет-сайта желает, чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим средства массовой информации, то он должен направить в уполномоченный государственный орган заявление о регистрации данного средства массовой информации в соответствии со ст. 8, 10 Закона о СМИ.

7. Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации, подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а такжде деловой репутации граждан и юридичских лиц» сказано: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу». Очевидно, что «распространение в сети Интернет» указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д.

Более того, в постановлении Пленума специально обращается внимание судов на то, что «в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации». Следовательно, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.

Именно такую позицию занимают законодатели тех зарубежных стран, в которых существует специальная процедура легитимации средств массовой информации. Ни в одной из зарубежных индустриально развитых стран интернет-сайты не относятся законодательством к средствам массовой информации и не подлежат обязательной регистрации в таком качестве, а их создание и ведение без регистрации в качестве средства массовой информации не влечет наступления юридической ответственности. Попытки принятия законодательных актов, закрепляющих обязательную регистрацию интернет-сайтов в качестве СМИ предпринимались в 2003 — 2005 годах в Турции и Канаде, однако подобные законопроекты так и не были приняты, в том числе в силу отсутствия юридических механизмов реализации такой правовой модели легитимации интернет-сайтов.

8. Поскольку, как было показано выше, регистрация интернет-сайтов в качестве средств массовой информации не является обязательной, постольку сама постановка вопроса о назначении административного наказания за отсутствие регистрации интернет-сайта в качестве средства массовой информации представляется абсурдной и лишенной каких-либо правовых оснований.

Как известно, ст. 13.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации» устанавливает административную ответственность за «изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации». Причем в данном случае конфискация предмета административного правонарушения является не дополнительным, а основным наказанием, наряду с административным штрафом. Однако в отношении интернет-сайта такое наказание применено быть не может, поскольку физически невозможно конфисковать информационный ресурс. И это является лишним доказательством того, что создание и ведение интернет-сайта без его регистрации в качестве средства массовой информации не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.21. КоАП Российской Федерации. Подчеркнем, что состав данного правонарушения предполагает именно нарушение порядка изготовления или распространения продукции СМИ. В случае же интернет-сайта нет ни СМИ, ни продукции СМИ. Следует обратить внимание на ч. 6 ст. 2 Закона о СМИ, которая определяет: «под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы». Очевидно, что интернет-сайт не имеет подобной продукции.

Подводя итог сказанному, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности констатирует, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации и не подлежит обязательной регистрации в таком качестве, а его создание и ведение без регистрации в качестве средства массовой информации не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.21. КоАП Российской Федерации.

Настоящее заключение подготовлено при участии членов кафедры ЮНЕСКО: докторов юридических наук, профессоров М.А.Федотова, В.Н.Лопатина и Л.С.Симкина, кандидатов юридических наук В.О.Калятина, В.Н.Монахова, В.Б.Наумова, А.Г.Серго, А.А.Тедеева.

источник