Меню Рубрики

С юридической точки зрения под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха понимают

2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы;

4) создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;

5) уклонение от представления федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Указ Президента РФ, конечно теоретически может противоречить ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экс­пертизе» (в ред. от 15.04.1998 № 65-ФЗ) (в ред.Федеральных законов от 15.04.1998 N 65-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 21.12.2004 N 172-ФЗ), но как подзаконный нормативно-правовой акт, согласно существующему в российской правовой системе положению, не должен не соответвовать ФЗ, в противном случае он подлежит отмене судом, как незаконный !

Задача 4. В 2000 г. Законодательное собрание области направило на заключение эксперту проект Закона области «Об охране окружающей природной среды». В своем заключении эксперт указал, что принятие данного Закона нецелесообразно по следующим основаниям:

— согласно ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды относится к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

— исходя из смысла ч. 2 ст. 76 Конституции закон субъекта Федера­ции по предмету совместного ведении должен приниматься в соответствии с федеральным законом;

— разрабатывается новый федеральный закон об охране окружаю­щей среды;

— в этой ситуации невозможно обеспечить соответствие закона субъекта Федерации федеральному закону; следует подождать приня­тия нового закона.

Дайте правовую оценку позиции эксперта.

Дайте толкование норм ст. 76 Конституции РФ применительно к законодательству об охране окружающей природной среды.

Составьте заключение эксперта-юриста по вопросу о соотношении федеральных законов и иных, изданных в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих отношении по охране окружающей природной среды.

Конечно, в позиции эксперта усматриваются некоторые рациональные моменты. Безусловно, существует базовый Закон, регулирующий отношения в области охраны окружающей среды, и целый массив Кодесов, ФКЗ, ФЗ, подзаконных актов, более детально регулирующих данного рода вопросы. Поэтому принятие регионального закона в этой области общественных отношений предполагало бы дополнительную, порой бессмысленную затрату временных и финансовых ресурсов. В тоже время Конституцией РФ предоставлена возможность субъектам Федерации осуществлять норматворческую деятельность в области охраны окружающей среды и очень часто, субъекты Федерации весьма удачно восполняют существующие правовые пробелы в федеральном законодательстве, принятием региональных законов и подзаконных актов.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами в разных формах. В республиках — это Конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов, кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана).

Перечень источников экологического права субъектов РФ весьма широк. Законы об охране окружающей природной среды приняты в Якутии, Туве, Марий Эл, Дагестане, Бурятии, Хака­сии, Ханты-Мансийском автономном округе, Курганской, Рязан­ской и Пермской областях и др.

Распространены в регионах законы об особо охраняемых при­родных территориях (Вологодская, Кировская, Оренбургская, Томская, Свердловская области, Приморский и Краснодарский края, Республика Дагестан), об экологической экспертизе (Кали­нинградская и Кировская области, Республики Калмыкия и Татарстан), об отходах (Краснодарский край, Калининградская и Московская области, Республика Башкортостан), об экологичес­ких фондах (Амурская, Вологодская, Калининградская, Калуж­ская, Кемеровская, Новосибирская, Ульяновская области, Ал­тайский край). Некоторые субъекты приняли законы об экологической безопасности (Адыгея, Волгоградская область), о радиационной безопасности (Челябинская область), о защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Москва, Воронежская и Калининградская области), о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и ку­рортах (Алтайский край, Омская и Тверская области, Кабардино-Балкария), о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами (Алтайский край). Региональные источники часто содержат нормы, творчески дополняющие, развивающие феде­ральное законодательство, а в ряде случаев — и опережающие его. Есть даже целые законы, не имеющие аналогов на уровне Федерации: в Татарстане и в Башкортостане приняты Законы «О растительном мире», в Москве — Законы «О защите зеленых насаждений» и «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы», в Воронежской области — «О питьевой воде», в Ленинградской области — «О комплексном природопользовании», в Волгоградской области — «О безопасности населения и охране окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа, содержащих се­роводород», в Свердловской и Челябинской областях — «Об эко­логическом мониторинге», в Томской и Ивановской областях – «Об экологическом аудите», в Нижегородской области «Об экологическом страховании», в Калининградской области «Об экологической политике», в Республике Башкортостан «О государственной политике в области экологического образования», в Амурской области — «Об общественной экологической экспертизе», в Хабаровском крае — «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Се вера в Хабаровском крае» и др.

Поскольку ст. 72 Конституции относит вопросы правового регулирования в сфере природопользования, охраны окружа­ющей среды и обеспечения экологической безопасности’ к совместному ведению России и ее субъектов, регионы так­же издают (принимают) законодательные и подзаконные пра­вовые акты в рассматриваемой сфере.

В последние годы этот процесс заметно активизировался, что обусловлено как повышением правовой грамотности региональных органов власти, так и осознанием необходимо­сти обеспечить право проживающих на соответствующей территории граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение природы.

Речь идет о нормотворчестве, имеющем целью:

— более предметное раскрытие правовых институтов, узко изложенных на федеральном уровне и не учитывающих спе­цифику охраны окружающей среды и природопользования конкретного региона;

— дополнение содержания правового института в случае, прямо допускаемом федеральным законодательством. Так, ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, перечисляя виды особо охраняемых природных территорий, уполномочивает субъектов РФ на создание иных видов таких объектов охраны окружающей среды.

Часть 5 ст. 76 Конституции устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предме­там совместного ведения России и ее субъектов. В то же вре­мя необходимо учитывать, что отдельные группы обществен­ных отношений не всегда своевременно находят правовую регламентацию на федеральном уровне либо же федеральные органы не считают необходимым принимать (издавать) пра­вовые акты по вопросам, не имеющим актуальности в мас­штабах страны. В подобных случаях регионы ликвидируют правовой вакуум путем принятия собственных законов и подзаконных актов, которые имеют прямое действие до тех пор, пока на федеральном уровне не появится соответству­ющий правовой регулятор, по-иному излагающий содержа­ние конкретного поведения участников экологических пра­воотношений .

В своем заключении следует отметить, что подзаконные акты федерального уровня, законы и подзаконные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления должны приниматься в соответствии с федеральными законами.

Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей государственной власти субъектов РФ.

Какова предметная сфера правового регулирования экологи­ческих отношений на уровне субъектов РФ? Она в основном опре­делена в законодательстве. Согласно Федеративному договору, а также Конституции РФ земельное, водное, лесное законодатель­ство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к предметам совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов Федерации. Хотя в Конституции непосредствен­но и не предусмотрено, но к совместному ведению относится также законодательство о животном мире и законодательство об охране атмосферного воздуха. По предмету совместного ведения субъекты Российской Федерации осуществляют совместное с Фе­дерацией правовое регулирование. Вне этих предметов субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование.

Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование природо­пользования и охраны окружающей среды с учетом политичес­ких, социально-экономических, природно-климатических, эко­логических, исторических и иных особенностей регионов.

Принципиально важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Кон­ституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъ­ектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противо­речия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это прави­ло служит достижению целей: а) обеспечения единообразного правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере, б) обеспечения правопорядка в стране.

Если же имеется противоречие между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, принятым по предметам соб­ственного правового регулирования, то применяется акт субъект Федерации.

Задача 5. В заключении по вопросам применения Федерального закона о Байкале эксперт указал, что правовой режим охраны данного региона должен определиться с учетом норм, установленных догово­рами о разграничении предметов ведения и полномочий между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами.

Эксперт ссылался, в частности, на соответствующий договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Иркутской области и входящего к ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, соглас­но п. «ж» ст. 2 которого сохранение и рациональное использование природных ресурсов озера Байкал и прилегающей к нему террито­рии относится к совместному ведению Российской Федерации, Ир­кутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного ок­руга.

Является ли названный договор источником экологического нрава?

Каково соотношение между такого рода договорами и федеральными экологическими законами ?

Нормы договори или нормы федерального экологического закона будут применяться в случае коллизии между ними?

При характеристике источников экологического права, соз­даваемых федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, важно упо­мянуть соглашения о взаимной передаче части своих полномо­чий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Возможности развития договорных отношений между указанными органами предусмотрены Конституцией РФ и За­коном об охране окружающей среды. Согласно ст. 9 Закона раз­граничение полномочий в сфере отношений, связанных с охра­ной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией России и федеральными закона­ми, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Договорные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды развиваются довольно активно.

Наряду с Конституцией РФ к основным источникам экологи­ческого права относятся Федеративные договоры:

• о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами власти суверенных республик в составе Рос­сийской Федерации;

• о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

• о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами власти автономной области, автономных ок­ругов в составе Российской Федерации.

Соответственно, если данный договор имел место быть, и он был официально опубликован, то его можно рассматривать в качестве источника экологического права .

Такие соглаше­ния служат не только средством достижения целей оптимального решения экологических задач с учетом национальных и регио­нальных условий, но и обеспечения политической стабильности в стране.

В тоже время данный договор должен не противоречить соответствующему федеральному законодательству.

Пункты 5,6 ст.76 КРФ регламентируют:

«5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации »

Следовательно, в случае коллизии (противоречия) между нормами федерального экологического закона и федеративным договором будут действовать нормы ФЗ, так как вопросы, касающиеся охраны окружающей среды находятся в ведении либо РФ, либо совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Задача 6 . Орган Госархстройнадзора и надзора России выдал проектной орга­низации предписание, согласно которому проектная организация дол­жна была учесть при разработке проекта Инструкцию о порядке разра­ботки и составе раздела «Охрана окружающей среды» в градостроительной документации г. Москвы, утвержденную распоряжением мэра Москвы от 2 августа 1995 г. №37б-РМ (далее — Инструкция).

Проектная организация отказалась выполнить данное предписа­ние, ссылаясь на то, что Инструкции не была опубликована, следо­вательно, не порождает юридических прав и обязанности, и не обяза­тельна для исполнения.

Орган Госархстройнадзора надзора оштрафовал проектную организацию за уклонение от исполнения, выданного им предписания.

Проектная организация обжаловала постановление о наложении штрафа в суд.

При исследовании, материалов дела суд установил следующее:

— распоряжение мэра Москвы было опубликовано в «Вестнике Мэрии Москвы»;

— п. 2 распоряжение гласил: «В целях обеспечения системной, скоор­динированной разработки нормативных документов в области проек­тирования и строительства данная Инструкция (п. 1) подлежит обяза­тельному использованию проектными, научно-исследовательскими организациями, независим от формы собственности, при подготов­ке технических заданий и разработке соответствующих разделив градостроительной документации для городских территориальных комите­тов по охране природы, органов местного самоуправления, заказчи­ков инвестиционной деятельности»;

— текст Инструкции не публиковался.

Какое решение должен принять суд?

Является ли названная Инструкция нормативным щитовым актам, регулирующим экологические отношения?

Суд должен отменить постановление о наложении административного взыскания в отношении данной организации , так как несмотря на то, что в опубликованном распоряжении мэра Москвы и, имеется ссылка на данную инструкцию, сама инструкция опубликована не была, и следовательно, не имела никакой юридической силы, на основании п.3.ст 15 Конституции РФ:

«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.»

Таким образом, данная инструкция не может являться источником экологического права, т.к. для того ч тобы служить источниками экологического права, норма­тивный правовой акт должен быть официально опубликован.

Задача 7. При рассмотрении дел об охране окружающей природ­ной среды районные, городские суды N -ской области постоянно ис­пытывали затруднения с решением следующих вопросов:

Читайте также:  100 процентное восстановление зрения курс жданова

— по каким статьям УК следует квалифицировать деяние, выра­зившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объек­тов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребле­ния властью или служебным положением, халатности либо соверше­ния другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам и одновременно произошло загрязнение или засорение вод или загряз­нение атмосферного воздуха?

— что понимать (с юридической точки зрения) под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха?

— каковы юридические критерии, при наличии которых сброс (выб­рос) веществ, следует квалифицировать как уголовное преступление или административное правонарушение?

— что понимать под «причинением существенного вреда здоровью людей», являющимся квалифицирующим признаком по статье, пре­дусматривающей уголовную ответственность за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха?

Где можно найти разъяснения по данным вопросам: в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», подзаконных нормативных пра­вовых актах, судебной практике?

Являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ источни­ком экологического права?

Составьте мотивированный проект разъяснения по поставленным вопросам.

Естественно, разъяснения по первому вопросу следует искать в материалах судебной практики и непосредственно в УК РФ, так как единственным главным источником уголовного права является уголовный закон( ст.1 УК РФ)

Необходимым условием правильной квалификации преступления является хорошее знание уголовного законодательства и, в частности, четкое понимание различий между отдельными нормами Особенной части Уголовного кодекса. Ведь для квалификации совершенного дея­ния из нескольких статей УК надо, как правило, выбрать только одну. А отсюда следует, что нужно уметь безошибочно проводить разгра­ничительную линию между различными составами преступлений, предусмотренными УК. Трудность здесь состоит в том, что многие составы преступлений сходны между собой и не сразу можно опре­делить, по какой уголовно-правовой норме надлежит квалифициро­вать совершенное деяние.

При расследовании в судебном рассмотрении уголовного дела разграничение составов преступлений не осуществляется изолиро­ванно от установления фактических обстоятельств дела. То и другое сочетается во времени, чередуется и взаимно влияет друг на друга. Разграничение составов не самоцель, а необходимый этап в квали­фикации преступления и применении уголовного закона к преступ­нику.

Значит, следует разграничивать составы преступлений по ряду признаков, а именно по объекту преступления, объективной стороне, субъекту, субъективной стороне .

При конкуренции норм совершено одно преступление (в отличие от совокупности, неоднократности и рецидива), которое, однако, со­держит признаки двух (или более) уголовно-правовых норм. При этом возникает вопрос, какую из этих норм следует применить для квалификации содеянного.

Существуют две основные разновидности рассматриваемого яв­ления: а) конкуренция общей и специальной норм и б) конкуренция части и целого.

Общее правило на этот счет содержится в ч. 3 ст. 17 УК. Оно гласит, что если квалифицируемое преступление предусмотрено общей и специальной нормами, уголовная ответственность наступает по специальной норме.

Какую норму и почему следует считать общей, а какую — специ­альной? Это определяется степенью абстракции признаков составов преступлений, предусмотренных в этих нормах. Общая норма опи­сывает более широкий круг случаев, подпадающих под нее, а специ­альная — лишь некоторые из них.

Вторая разновидность конкуренции норм — это конкуренция части и целого. Она имеет место тогда, когда одна из норм Особенной части охватывает совершенное деяние полностью, а другая — лишь частично. В таких случаях применяется норма, которая предусмат­ривает совершенное преступление с максимальной полнотой.

Конкуренция целого и части связана главным образом с соотно­шением непосредственных объектов, а также элементов объективной стороны сравниваемых преступлений. Более широким и полным, на­пример, объект бандитизма — по сравнению с разбоем и грабежом и т.д.

Нередко объект одного из конкурирующих преступлений является лишь частью другого, равно как и объективная сторона составляет лишь фрагмент объективной стороны другого преступления.

При обоих видах конкуренции уго­ловно-правовых норм выбор статьи УК не может зависеть от вкусов следователя (прокурора, судьи) и от случайных, конъюнктурных со­ображений. Всегда следует применять ту норму, которая точнее, бо­гаче по содержанию и уже по объему. Это такая норма, которая пред­усматривает наибольшее число признаков совершенного преступле­ния и вместе с тем распространяется, кроме данного деяния, на на­именьшее число других разновидностей той же категории преступ­лений. Объем ее наименьший, а содержание наиболее полное и кон­кретное. Состав преступления, предусмотренный применяемой нор­мой, должен охватывать по возможности максимальное число при­знаков, имеющих уголовно-правовое значение. При соблюдении ука­занных требований квалификация преступления будет соответство­вать закону.

Таким образом, деяние, выра­зившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объек­тов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребле­ния властью или служебным положением должно квалифицироваться по ст. ст.246 УК РФ Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, так как объектом экологических преступлений является комплекс фак­тических общественных отношений, их правовой формы и матери­альной оболочки, осуществление которых обеспечивает жизнедея­тельность человека, использование им окружающей среды как непо­средственного базиса существования, удовлетворения разумных со­циальных потребностей и гарантирует его безопасность.

Непосредственным объектом являются охраняемые уголовным за­коном общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов, природных объектов, по обеспечению правопо­рядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окру­жающую среду, по обеспечению экологической безопасности населе­ния и территорий в ходе эксплуатации промышленных и других объ­ектов и иной производственной деятельности.

Предметом экологических преступлений считаются как объекты (компоненты) окружающей среды — дикие животные, воды, леса т.п., так и продукты человеческой деятельности, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды и ее элементов, например, опасные радиоактивные, химические, биологические вещества и от­ходы.

Объектом же преступлений предусмотренных ст.285 УК РФ Злоупотребление должностными полномочиями и ст.293 Халатность является общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность государственных или муниципальных учреждений.

Следовательно, у них разные объекты, да и нормы данных статей носят общий характер, в отличии от ст. 246, 250,251 УК РФ, носящих специальный характер.

Что же касается конкуренции части и целого норм между ст 246, 250, 251, то каждая из них представляет особый состав преступления, со своими признаками и свойствами, но согласно общему правилу должна применятся норма, охватывающая более полный обьем совершенного деяния, т.е.ст.. 246 УК РФ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового .

Объективная сторона. Нарушение правил в виде действия может состоять в использовании не предусмотренных правилами методик расчетов, запрещенных технологических процессов, в осуществлении работ, не соответствующих условиям разрешений (лицензий), реко­мендациям государственной экологической экспертизы и т.п. Бездей­ствие может заключаться в невыполнении обязанностей, прямо ус­тановленных экологическим законодательством, например по стро­ительству на объекте очистных сооружений, установлению контроль­ной аппаратуры, учету информации о воздействии на окружающую среду и пр.

источник

Загрязнение атмосферного воздуха. Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и

Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем.

Загрязнение атмосферы может быть:

— естественным (природным) – вулканическая деятельность, выветривание горных пород, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров;

— антропогенным (техногенным) – связано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека.

По агрегатному состоянию выбросы вредных веществ в атмосферу классифицируются на:

— газообразные (диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, углеводороды и др.);

— жидкие (кислоты, щелочи, растворы солей и др.);

— твердые (канцерогенные вещества, свинец и его соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа, смолистые вещества и прочие).

Главные загрязнители (поллютанты) атмосферного воздуха:

На их долю приходится около 98% в общем объеме выбросов вредных веществ. Помимо главных загрязнителей, в атмосфере городов и поселков наблюдается еще более 70 наименований вредных веществ, среди которых – формальдегид, фтористый водород, соединения свинца, аммиак, фенол, бензол, сероуглерод и др.

Наиболее опасное загрязнение атмосферы – радиоактивное.

Еще одной формой загрязнения атмосферы является локальное избыточное поступление тепла от антропогенных источников. Признаком теплового (термического) загрязнения атмосферы служат так называемые термические зоны, например, «остров тепла» в городах, потепление водоемов и т. п.

Основные источники загрязнения атмосферы

В настоящее время «основной вклад» в загрязнение атмосферного воздуха на территории России вносят следующие отрасли:

— теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, промышленные и городские котельные и др.);

— предприятия черной металлургии, нефтедобычи и нефтехимии;

— предприятия цветной металлургии;

Экологические последствия загрязнения атмосферы

Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую природную среду различными способами — от прямой и немедленной угрозы (смог и др.) до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма. Во многих случаях загрязнение воздушной среды нарушает структурные компоненты экосистемы до такой степени, что регуляторные процессы не в состоянии вернуть их в первоначальное состояние и в результате механизм гомеостаза не срабатывает.

Сначала рассмотрим, как влияет на окружающую природную среду локальное (местное) загрязнение атмосферы, а затем глобальное.

Физиологическое воздействие на человеческий организм главных загрязнителей (поллютантов) чревато самыми серь­езными последствиями. Так, диоксид серы, соединяясь с влагой, образует серную кислоту, которая разрушает легочную ткань человека и животных.

Пыль, содержащая диоксид кремния (SiO2), вызывает тяжелое заболевание легких — силикоз. Оксиды азота раздражают, а в тяжелых случаях и разъедают слизистые оболочки, например, глаз, легких, участвуют в образовании ядови­тых туманов и т. д. Особенно опасны они, если содержатся в загрязненном воздухе совместно с диоксидом серы и другими токсичными соединениями. В этих случаях даже при малых концентрациях загрязняющих веществ возникает эффект синергизма, т. е. усиление токсичности всей газообразной смеси.

Широко известно действие на человеческий организм оксида углерода (угарного газа). При остром отравлении появляются общая слабость, головокружение, тошнота, сонливость, потеря сознания, возможен летальный исход (даже спустя 3-7 дней). Однако из-за низкой концентрации СО в атмосферном воздухе он, как правило, не вызывает массовых отравлений, хотя и очень опасен для лиц, страдающих анемией и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Среди взвешенных твердых частиц наиболее опасны частицы размером менее 5 мкм, которые способны проникать в лимфатические узлы, задерживаться в альвеолах легких, за­сорять слизистые оболочки.

Весьма неблагоприятные последствия, которые могут сказываться на огромном интервале времени, связаны и с такими незначительными по объему выбросами, как свинец, бенз(а)пирен, фосфор, кадмий, мышьяк, кобальт и др. Они угнетают кроветворную систему, вызывают онкологические заболевания, снижают сопротивление организма инфекциям и т. д. Пыль, содержащая соединения свинца и ртути, обладает мутагенными свойствами и вызывает генетические изменения в клетках организма.

Последствия воздействия на организм человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, весьма серьезны и имеют широчайший диапазон действия: от кашля до летального исхода.

Тяжелые последствия в организме живых существ вызывает и ядовитая смесь дыма, тумана и пыли — смог.

— зимний смог (лондонский тип) – повышенная влажность воздуха, отсутствие ветра и температурная инверсия;

— летний смог (лос-анджелесский тип) – возникает при интенсивном воздействии солнечной радиации на воздух, насыщенный выхлопными газами автомобилей.

Смог снижает видимость, усиливает коррозию металлов и сооружений, оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека. Интенсивный и длительный смог может явиться причиной повышения заболеваемости и смертности.

источник

Лекция 5. Загрязнение водоемов.

Под загрязнением водоемов понимают снижение их био­сферных функций и экологического значения в результате по­ступления в них вредных веществ.

Загрязнение вод проявляется в изменении физических и органолептических свойств (нарушение прозрачности, окра­ски, запахов, вкуса), увеличении содержания сульфатов, хло­ридов, нитратов, токсичных тяжелых металлов, сокращении растворенного в воде кислорода воздуха, появлении радиоак­тивных элементов, болезнетворных бактерий и других загряз­нителей.

Различают химические, биологические и физические за­грязнители.

Среди химических загрязни­телей к наиболее распространенным относят нефть и нефте­продукты, СПАВ (синтетические поверхностно-активные ве­щества), пестициды, тяжелые металлы, диоксины и др..

Очень опасно загрязняют воду биологические за­грязнители, например вирусы и другие болезнетворные мик­роорганизмы, и физические — радиоактивные вещества, теп­ло и др.

Процессы загрязнения поверхностных вод обу­словлены различными факторами. К основным из них отно­сятся: 1) сброс в водоемы неочищенных сточных вод; 2) смыв ядохимикатов ливневыми осадками; 3) газодымовые выбросы; 4) утечки нефти и нефтепродуктов.

Последствия загрязнения водоемов:

— нарушении устойчивости экосистем;

— накоплении химических токсикантов в живых организмах;

— снижении биологической продуктивности;

— возникновении мутагенеза и канцерогенеза в водной среде;

— микробиологическом загрязнении прибрежных районов.

Основное содержание дисциплины «Концепции современного естествознания». в соответствии с ГОС должно включать в себя следующие разделы: естественнонаучная и гуманитарная культура; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы; энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Читайте также:  100 ное зрение лечение восстановление профилактика

Как следует из приведенного перечня, дисциплина «Концепции современного естествознания» энциклопедична по своей сути, а материал, подлежащий изучению в рамках этой дисциплины очень трудно изложить в одном учебнике приемлемого объема. Возможно, по этой причине многочисленные учебники и учебные пособия по данной дисциплине так сильно разнятся между собой.

Естествознание всегда было и остается ядром науки, которую по праву считают наиболее значимым духовным достижением человечества, важнейшим компонентом человеческой культуры. Человек, не интересующийся достижениями естественных наук, в наше время не только не может считать себя образованным и культурным, но и вряд ли достигнет больших успехов в своей профессии, какой бы далекой от естествознания она не казалась.

Научно-технический прогресс, основанный в первую очередь на достижениях естественных наук, предъявляет все более высокие требования не только к инженерно-техническим работникам, но и к финансистам и менеджерам, политикам и социологам, юристам и предпринимателям. Современный деловой человек должен хорошо ориентироваться в достижениях науки и техники, предвидеть возможные варианты изменений в конкретных областях деятельности, оценивать перспективы вложения средств. Зная законы развития природных систем, легче ориентироваться в выборе путей развития и совершенствования деятельности конкретных социальных систем.

Предлагаемый в данном учебном пособии минимум сведений из естествознания должен быть, несомненно, полезен для студентов гуманитарных специальностей, должен способствовать расширению их кругозора и повышению культуры мышления. Однако более важной задачей дисциплины является формирование научного мировоззрения, которое во многом определяется наличием хотя бы самых общих представлений о научной картине мира, знакомством с наиболее общими концепциями, которые выработало естествознание за свою многовековую историю.

Актуальность формирования научного мировоззрения в известной мере обусловлена и тем обстоятельством, что в последнее время все большее распространение (в том числе и через средства массовой информации) получают всевозможные ненаучные виды знания: магия, астрология, различные мистические и эзотерические учения. Пропаганда подобных учений (равно как и религиозная пропаганда), вытесняет естественнонаучную картину мира на периферию сознания будущих специалистов-гуманитариев, препятствует формированию рационалистического видения мира и способности методологически правильно применять естественнонаучные знания в своей профессиональной деятельности.

Естествознание – это та часть науки, тот ее раздел, который направлен на изучение окружающего мира в его естественном состоянии. Физика и химия, география и геология, астрономия и астрофизика, биология и генетика, физиология и психология – эти и огромное множество других наук, изучающих различные материальные системы, в том числе нашу планету, Космос, живое вещество и самого человека как высшее творение природы, – составляют современное естествознание.

Когда говорят – современное, современность, то обычно понимают нынешнее состояние вещей. Однако изучать только последние научные данные и достижения естествознания вряд ли имеет смысл, т.к. современная наука – это и все то, что лежит в ее основе, ее краеугольные камни, заложенные предшествующими поколениями ученых. Наука, как и весь наш мир, это не набор отдельных, мало связанных между собой частей и фрагментов, а нечто целое, несмотря на огромное разнообразие и разновременность появления составляющих ее отдельных научных дисциплин.

Научное исследование – это достаточно сложный процесс, его результатами на разных этапах могут быть эмпирические обобщения, гипотезы, модели, законы, теории (каждое из этих понятий имеет свой вполне определенный смысл). Наиболее значимые из научных достижений, те основополагающие научные идеи, которыми руководствуются в дальнейшем другие исследователи, можно определить общим словом – концепции (от лат. conceptus – понятие, conceptio – понимание). Определение данного понятия, которое можно найти в энциклопедических словарях, звучит так: «Концепция – это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, руководящая идея для их систематического освещения, ведущий замысел, …».

Время от времени в науке (как и в любой другой области человеческой деятельности) возникает вопрос о правомерности той или иной концепции, на смену одним концепциям, зачастую после весьма ожесточенной борьбы, приходят другие. Необходимость нового концептуального подхода чаще всего возникает в силу того, что в процессе развития любой области знаний объем накопленной информации непрерывно (и с постоянно возрастающей скоростью) увеличивается. Возникающая на какой-то стадии задача сведения огромных массивов разнообразной информации в единую систему, согласования большого числа различных фактов, точек зрения, гипотез и т. п., часто не только слабо связанных между собой, но и противоречащих друг другу, в ряде случаев может быть решена только на основе новой концепции.

Огромное многообразие объектов исследования в естествознании, в качестве которых выступают самые разные материальные объекты (не только предметы, но и связанные с ними явления и процессы), предопределяет необходимость классификации как форм организации (форм движения) материи, так и самих объектов.

С учетом специфики материальных объектов и наличия общих (для выделенной общности объектов) законов и принципов движения формы организации материи подразделяют на три уровня:

неорганическая (неживая) материя;

Объекты материального мира в зависимости от размеров также принято относить к одному и трех типов миров:

микромир (мир микроорганизмов, клеток, молекул, атомов и элементарных частиц);

макромир (мир предметов, которые наиболее доступны для наблюдения и наиболее изучены в силу того, что их размеры соизмеримы с размерами самого наблюдателя);

мегамир(мир планет, звезд, галактик и более крупных космических образований).

Главной задачей дисциплины является ознакомление с основными понятиями и проблемами современного естествознания, освещение и раскрытие наиболее значимых концепций естествознания и науки в целом. Основное внимание уделяется рассмотрению наиболее общих принципов Природы, позволяющих понять ее как единое целое. Речь идет о тех законах и закономерностях, которые справедливы для материальных объектов (систем) независимо от их размеров, формы организации материи и других специфических особенностей.

Методологическим стержнем курса является использование системного и эволюционно-синергетического подходов при рассмотрении и анализе явлений и процессов материального мира. Усвоение этих методов должно оказать реальную помощь будущим специалистам, как в осмыслении диалектической противоречивости развивающегося мира, так и при решении конкретных практических задач.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 3.3. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экологическая безопасность, ее сущность и содержание

Экологические проблемы современности

Виды и источники экологического загрязнения

Виды чрезвычайных ситуаций экологического характера

Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека

Мониторинг среды обитания

Экологическое образование

— Безопасностьжизнедеятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [Л. А. Михайлов, В. М. Губанов, В. П. Соломин и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. с. 134-144.

1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Экологическая безопасность как междисциплинарная отрасль знаний занимает определенный уровень в системной организации современной науки.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ экологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Субъектами экологической безопасности являются личность, общество, государство.

Среди объектов экологической безопасности выделяют жизненно важные интересы субъектов безопасности: права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природную среду как материальную основу развития природы и человечества.

В настоящее время в РФ недостаточно разработаны концептуальные основы системы обеспечения экологической безопасности, а к формированию отдельных теоретических и юридических ее компонентов государство приступило лишь в начале 90-х гг. прошлого столетия.

Практика показывает, что действующие административно-правовые механизмы обеспечения экологической безопасности» не в полной мере отвечают международным стандартам и возросшим общественным потребностям.

В связи с этим перед учеными, политиками, юристами встают задачи доработки и реализации научно обоснованной концепции экологической безопасности России, дальнейшего усовершенствования экологического законодательства.

Важным структурным элементом концепции является ее комплексный понятийный аппарат и составляющие его категории «экологическая безопасность», «угрозы экологической безопасности», «обеспечение экологической безопасности» и др.

Так, обеспечение экологической безопасности понимается как предупреждение и возмещение вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими последствиями нерациональной антропогенной деятельности.

Основополагающие цели концепции экологической безопасности РФ вытекают из закрепленных в Конституции Российской Федерации прав каждого человека на жизнь (ст. 2), на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Достижение этих целей может быть успешным в случае, если политика государства будет ориентироваться на обеспечение безопасности и устойчивого развития природы, общества и человека путем предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и снижения их негативных последствий, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

Например, для региона Санкт-Петербурга актуальны мероприятия по предупреждению и ликвидации радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды, аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ, по переработке и утилизации отходов, по безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, по мониторингу окружающей среды, по экологической паспортизации и др.

Один из способов научного анализа угроз экологической безопасности — классификация их источников. Если угрозы экологической безопасности разделить на внешние и внутренние, то к первым можно отнести угрозы, связанные с последствиями межгосударственных вооруженных конфликтов, природных и техногенных катастроф, а ко вторым — те, которые возникают в результате аварий на отраслевом, региональном уровнях. По протяженности во времени угрозы экологической безопасности могут быть кратковременными и длительными, а в пространстве — глобальными, региональными и локальными.

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Экологические проблемы современности в основном вызваны антропогенными воздействиями, под которыми понимают деятельность, связанную с реализацией экономических, рекреационных, военных, культурных и других интересов человека и вносящую изменения в природную среду. Антропогенные воздействия могут быть положительными и отрицательными, длительными и кратковременными, целенаправленными и стихийными, точечными и площадными, а также глобальными, региональными и локальными. Среди основных экологических проблем совре­менности ученые выделяют следующие:

— загрязнение окружающей среды;

— деградация и эрозия почвы;

— сокращение численности и вымирание животных;

— загрязнение среды опасными отходами;

— истощение природных ресурсов;

Несбалансированные взаимоотношения общества и природы, т.е. нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и экологической катастрофе.

Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) — это экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей.

Под экологической катастрофой (экологиче­ским бедствием) понимают экологическое неблагополучие, связанное с необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения.

Большое значение в решении экологических проблем, особенно глобальных, придают международному сотрудничеству, под которым понимают международную деятельность на правительственном и неправительственном уровнях, осуществляемую в рамках межгосударственных соглашений, международных программ ООН, ЮНЕСКО и др., экологических программ и проектов, реализуемых частными и государственными экологическими фондами. Все они направлены на объединение усилий государств, частных лиц и общественных объединений в преодолении глобальных экологических проблем человечества. Российская Федерация является активным участником международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности — многосторонних международных договоров, конвенций и соглашений об охране окружающей среды и природопользовании со странами Европы, США, Азии.

3. ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Основным и наиболее распространенным видом неблагоприятного влияния человека на биосферу является загрязнение.

Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и/или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (Закон «Об охране окружающей среды»).

Загрязнением называют попадание в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем.

Обычно рассматривают два различных по происхождению вида загрязнения:

1) естественное, возникающее в результате действия природных явлений без участия людей;

2) антропогенное, связанное с человеческой деятельностью.

Главной разновидностью последнего является техногенное загрязнение, обусловленное функционированием промышленных производств.

По агрегатному состоянию все загрязняющие вещества подразделяются на:

По природе загрязнителей различают следующие виды загрязнения:

− биологическое (патогенные микроорганизмы, продукты генной инженерии и др.),

− химическое (загрязнение биосферы пестицидами, тяжелыми металлами, пластмассами, отдельными химическими веществами и элементами),

− физическое (шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное).

По пространственному признаку выделяют:

− локальное (наблюдаемое на небольшой территории) загрязнение.

По объектам загрязнения различают:

− загрязнение атмосферного воздуха,

− загрязнение поверхностных и подземных вод,

− загрязнение околоземного космического пространства.

В 2005 г. на территории Российской Федерации было отмечено 78 аварий (в 2004 г. — 59), приведших к загрязнению окружающей среды. В этом же году стационарной наблюдательной сетью Росгидромета был зарегистрирован 541 случай экстремально высокого загрязнения поверхностных вод и 3 случая экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха по органолептическим (т. е. оцениваемым при помощи органов чувств) признакам.

В настоящее время преимущественный вклад в загрязнение атмосферного воздуха на территории России вносят следующие отрасли:

− теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, котельные и др.),

− предприятия нефтедобычи и нефтехимии,

− предприятия черной и цветной металлургии,

− производство стройматериалов и т.д.

К главным источникам загрязнения поверхностных вод относятся:

− сброс в водоемы неочищенных сточных вод,

− смыв ядохимикатов ливневыми осадками,

− утечки нефти и нефтепродуктов.

Основными загрязнителями почвы являются:

− пестициды, минеральные удобрения,

− газодымовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,

Загрязнение почвы.

Почва — рыхлый поверхностный слой земной коры, образовавшийся в результате длительного воздействия на литосферу атмосферы, воды, животных и растений.

Почва состоит из хорошо выраженных слоев — почвенных горизонтов, различающихся по структуре и цвету.

Состояние почв, грунтов имеет важнейшее значение для оценки экологического статуса той или иной территории; с этой точки зрения почвы представляют интерес и как начальное звено пищевых цепей, и как интегральный показатель экологического состояния окружающей среды, и как источник вторичного загрязнения приземного слоя атмосферы, поверхностных и грунтовых вод.

Читайте также:  100 процентное зрение без очков за 7 дней

Кроме опосредованного негативного воздействия на здоровье человека — через продукты питания или загрязнение вод и воздуха, возможно и прямое воздействие загрязненных почв, особенно на детей, за счет непосредственного контакта с землей и поступления ее в организм.

По химическому составу различается загрязнение почв неорганическими и органическими токсикантами.

В группе неорганических токсикантов особое место занимают тяжелые металлы, к которым условно относят химические элементы с атомной массой более 50. Считается, что среди химических элементов тяжелые металлы являются наиболее токсичными, так как они обладают большим сродством к физиологически важным органическим соединениям и способны медленно накапливаться в организме, вызывая не только явно выраженное специфическое действие, но и хронические неспецифические эффекты. Например, избыточное количество марганца, меди, хрома, свинца, никеля и др. в почвах вблизи крупных промышленных предприятий снижает урожайность зерновых на 20 — 30%, картофеля — на 47%, бобовых — на 40%. Поэтому борьба с выбросами промышленных предприятий — одновременно и способ повышения плодородия почв. Основными органическими загрязнителями почвы являются бенз(а)пирен, полихлорированные бифенилы, хлорорганические пестициды и нефтепродукты.

На расстоянии в несколько десятков километров вокруг больших городов и крупных предприятий цветной и черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения, ТЭС почвы загрязнены тяжелыми металлами, нефтепродуктами, соединениями серы, свинца и другими токсичными веществами.

Среднее содержание свинца в почвах пятикилометровой зоны вокруг ряда городов Российской Федерации варьируется в пределах 0,4 — 80 ПДК. Среднее содержание марганца в почвах вблизи предприятий черной металлургии колеблется в пределах 0,05 — 6 ПДК. Интенсивное развитие производства приводит к росту промышленных отходов, которые в совокупности с бытовыми отходами существенно влияют на химический состав почвы, вызы­вая ухудшение ее качества.

Загрязнение атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух — это смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли. Основными составными частями атмосферы являются азот, кислород, аргон и углекислый газ. Кроме аргона в атмосферном воздухе в малых концентрациях содержатся другие инертные газы. Также в нем всегда присутствуют пары воды и твердые частицы — пыль.

Загрязнение атмосферного воздуха — это поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха (Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ).

По происхождению оно может быть:

Естественное загрязнение воздуха вызывается природными процессами: вулканической деятельностью, ветровой эрозией, дымом от лесных пожаров, массовым цветением растений и др.

Антропогенное загрязнение связано с выбросом загрязняющих веществ, происходящим в результате деятельности человека.

По масштабам оно в основном превосходит природное и может быть местным (повышенное содержание загрязняющих веществ в воздухе на небольших территориях), региональным (когда под воздействие загрязненной атмосферы попадают большие пространства планеты) и глобальным (связано с изменениями во всей атмосфере Земли). Степень загрязнения атмосферного воздуха зависит от объема выбросов вредных веществ и их химического состава, от высоты, на которой осуществляются выбросы, от климатических условий, определяющих перенос, рассеивание и превращение выбрасываемых веществ.

Во многих городах России в воздухе обнаружено превышение ПДК фенола, диоксида азота, аммиака, стирола и др. В Санкт-Петербурге, если судить по количеству нестандартных проб воздуха, наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Московском, Петроградском, Калининском, Невском, Центральном районах. Эти районы характеризуются наличием магистралей с интенсивным движением автотранспорта, включая международные.

Необходимо отметить, что большинство загрязняющих веществ воздуха входят в состав автотранспортных выбросов, которые составляют более 75% общего валового выброса вредных веществ в атмосферу мегаполисов. Основными загрязнителями атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге являются: окислы азота, оксид углерода, фенол, формальдегид, взвешенные вещества.

Загрязнение гидросферы.

Вода — комплексный природный ресурс, состоящий из вод Мирового океана (94%), подземных вод (4%), льда и снега (2%), воды рек, озер и болот (0,4%).

Водные пространства занимают большую часть поверхности Земного шара: акватория Мирового океана составляет 70,8%, а на долю суши приходится лишь 29,2 % поверхности Земли.

Интенсивная эксплуатация людьми Мирового океана оказывает сильное воздействие на его экосистему. Кроме того, имеются и мощные внешние источники его загрязнения — атмосферные потоки и материковый сток. В результате на сегодняшний день можно констатировать присутствие загрязняющих веществ не только в морских зонах, прилегающих к материкам, и в районах интенсивного судоходства, но и в открытых частях океанов, включая Арктику и Антарктику.

Стремительное развитие промышленности и транспорта, перенаселение ряда регионов планеты привели к значительному загрязнению гидросферы. По данным Всемирной организации здравоохранения, около 80% всех инфекционных заболеваний в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды и нарушением санитарно-гигиенических норм водоснабжения.

Естественно, наиболее интенсивному антропогенному воздействию подвергаются воды суши. При этом загрязнению подвержены не только поверхностные воды, но и подземные, в которые попадают вредные вещества с нефтяных промыслов и предприятий горнодобывающей промышленности, шлаконакопителей и отвалов металлургических заводов, хранилищ химических отходов и удобрений, свалок, животноводческих комплексов, канализационных стоков населенных пунктов.

Среди загрязняющих воды веществ преобладают:

− тяжелые металлы (медь, кадмий, свинец, цинк, ртуть, никель),

Главными источниками загрязнения гидросферы являются:

− хозяйственно-бытовые сточные воды,

− промышленные сточные воды,

− сельскохозяйственные поля и крупные животноводческие фермы,

− сток с территорий населенных пунктов и промышленных площадок,

− дренажные воды с орошаемых земель.

Основными видами загрязнений гидросферы считаются:

Примером существенного загрязнения гидросферы является авария, произошедшая 13.11.2005 г. на химическом заводе в Китайской Народной Республике, в результате которой в р. Сунгари (приток р. Амур) было сброшено 100 т бензола и нитробензола. Возникла реальная угроза загрязнения р. Амур — источника водоснабжения городов Хабаровска, Амурска, Комсо­мольска-на-Амуре.

4. ВИДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

ЧС экологического характера можно классифицировать следующим образом.

1. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта):

— катастрофические оползни, просадки, обвалы земной поверхности в связи с выработкой недр при добыче полезных ископаемых и т.п.;

— проникновение тяжелых металлов, радиоактивных и других вредных веществ в почву (грунт) сверх предельно допустимых концентраций (ПДК);

— интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания и др.;

— истощение невозобновляемых полезных ископаемых;

— переполнение хранилищ (свалок) промышленных и бытовых отходов и загрязнение ими почвы.

2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы:

— резкие изменения климата в результате антропогенной деятельности человека;

— превышение ПДК вредных примесей в атмосфере;

— значительное превышение предельно допустимого уровня производственного и городского шума;

— выпадение кислотных осадков;

— разрушение озонового слоя атмосферы.

3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы:

— нехватка питьевой воды вследствие иссякания водоемов или их загрязнения;

— истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

— нарушение хозяйственной деятельности человека и экологического равновесия из-за критического загрязнения зон внутренних морей и Мирового океана.

4. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния биосферы:

— ослабление способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов;

— исчезновение отдельных видов животных и растений в результате изменений среды обитания;

— массовая гибель отдельных видов животных;

— гибель растительности на обширной территории.

5. ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Качество окружающей среды существенно влияет на здоровье населения. Практически все химические вещества и физические излучения в той или иной степени оказывают вредное воздействие, причем очень важным является уровень их концентрации в окружающей среде.

По величине угрозы для здоровья человека среди химических загрязнителей первенство принадлежит тяжелым металлам, хлорированным углеводородам, пестицидам, нитратам, нитросоединениям, асбесту.

Из тяжелых металлов наиболее токсичными являются свинец, ртуть, кадмий, никель, мышьяк и др. Учеными установлена связь между количеством обнаруженного в воде и почве кадмия и уровнями заболеваемости различными формами злокачественных новообразований среди населения. Помимо того, очень опасны радионуклиды, токсины микроорганизмов, некоторые лекарственные средства при применении в больших дозах (синтетические химические соединения, антибиотики и др.), а также загрязнители био­логического происхождения (бактерии, вирусы, паразиты, простейшие, грибковые).

В настоящее время практически все компоненты окружающей среды загрязнены свинцом, особенно в крупных городах России. Ежегодно предприятиями цветной металлургии выбрасывается в воздух более 600 т свинца, стекольной промышленностью — до 100 т, при сжигании топлива поступает в воздух до 0,4 т. Наибольшие концентрации свинца обнаруживаются в атмосферном воздухе городов и вдоль крупных автомагистралей. Основная часть свинца (до 70 — 85 %) поступает в организм человека с пищей, не более 10 % — с питьевой водой и от 2 до 25 % — из атмосферного воздуха.

Включаясь в пищевые цепи, свинец может попадать в продукты как растительного, так и животного происхождения. Свинец способен накапливаться в организме, особенно в костной ткани. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что для развития раковой опухоли в присутствии свинца требуется в 5 раз меньше канцерогенных углеводородов, чем в норме. Повышенные концентрации свинца приводят к изменениям работы репродуктивной, нервной, сердечно-сосудистой, иммунной, эндокринной систем. Его токсикологическое действие проявляется в нарушении функционального состояния почек, синтеза железосодержащего соединения гема — основы гемоглобина.

Воздействие атмосферных загрязнителей чаще всего приводит к ослаблению иммунитета и как следствие — к снижению сопротивляемости организма и повышению заболеваемости. В исследованиях Института экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН выявлена связь между уровнем суммарного загрязнения воздуха и показателями аллергической заболеваемости у детей. Так, в Москве доля часто болеющих острыми респираторными заболеваниями детей в очень загрязненных районах составила 8%, а в менее загрязненных — 1,2%.

В целом негативное воздействие окружающей среды на здоровье человека проявляется в следующих процессах: аллергизация населения, рост онкологической заболеваемости, нарушение биоритмов, рост доли людей с избыточным весом, учащение случаев недоношенности, акселерация, развитие профессиональных заболеваний, возрастание процента хронических заболеваний и др.

6. МОНИТОРИНГ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

Мониторинг окружающей среды — комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, а также оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов.

Такой мониторинг включает следующие составляющие:

1) количественная и качественная оценка состояния воздуха, поверхностных вод, почвенного покрова, флоры и фауны, а также постоянный контроль стоков и выбросов на промышленных предприятиях;

2) наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов и последствиями его влияния на растительный и животный мир;

3) составление прогноза состояния окружающей среды;

4) предоставление заинтересованным организациям и населению плановой и экстренной информации об изменениях в окружающей природной среде.

В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия в наблюдаемой среде различают мониторинг импактный и фоновый.

Фоновый (базовый) мониторинг — слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния.

Импактный мониторинг — слежение за последствиями антропогенных воздействий на окружающую среду в особо опасных зонах.

В зависимости от масштабов наблюдения различают мониторинг 1) глобальный, 2) региональный и 3) локальный.

Глобальный мониторинг — слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений;

региональный мониторинг — слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона;

локальный мониторинг проводится в границах небольшой территории. Так, в Санкт-Петербурге территориальным органом Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является Северо-Западное межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (СЗ УГМС).

7. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Повышение уровня экологического образования населения становится актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса. Экология как система научных и учебных дисциплин должна стать одним из главных компонентов учебных программ в XXI в.

Экологическое образование — это специально организованное, планомерное и систематическое овладение экологическими знаниями, умениями и навыками. Цель экологического образования — формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающей ответственное отношение учащихся к окружающей среде во всех сферах их деятельности, что можно назвать экологическим сознанием.

Среди приоритетных направлений экологического образования выделяют следующие:

— создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;

— пересмотр всех школьных курсов с точки зрения идеи экологически безопасного, устойчивого развития;

— разработка основ практической деятельности учащихся по улучшению состояния окружающей среды;

— координация школьной и внешкольной систем образования, начального и среднего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;

— подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.

Большое значение для развития у школьников экологического сознания, экологической культуры, освоения ими знаний, умений, навыков по охране окружающей среды имеет организация внеурочной и внеклассной работы. Она может включать: экологические игры (соревновательные, ролевые, имитационные), детские экологические движения, экскурсии, конкурсы экологической направленности, эколого-краеведческую деятельность, школьные проекты, экспедиции, походы в природу, факультативы, научные вечера, конференции, исследовательские работы учащихся, издание стенгазет, альбомов, участие в экологических олимпиадах, просмотр и обсуждение видеофильмов, школьный экологический мониторинг и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под экологической безопасностью? Назовите источники угроз экологической безопасности.

2. Перечислите наиболее эффективные меры обеспечения экологической безопасности.

3. Назовите глобальные экологические проблемы современности.

4. Что такое загрязнение окружающей среды, каковы его основные виды?

5. Приведите классификацию ЧС экологического характера.

6. Каким образом экологическое неблагополучие влияет на здоровье человека?

7. Опишите основные составляющие мониторинга окружающей среды.

8. Перечислите приоритетные направления экологического образования.

Дата добавления: 2015-10-21 ; просмотров: 3677 | Нарушение авторских прав

источник