Меню Рубрики

Сайт все о зрение у школьников

С момента, когда ребенок становится школьником, его зрение начинает подвергаться усиленным нагрузкам, которые дополняются просмотром мультфильмов и затяжными компьютерными играми. В этот период жизни развитие еще не полностью сформированных органов зрения очень легко нарушить, особенно если отсутствует режим труда и отдыха. Как правило, так и происходит: по статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый ребенок школьного возраста имеет те или иные заболевания глаз, среди которых наиболее распространена близорукость. По убеждению врачей, проблемы со зрением лишь в некоторых случаях носят наследственный характер – большинство детей страдают по вине родителей, неправильно выстроивших режим дня.

Чтобы сохранить зрение школьника острым, снизить риск появления глазных болезней, офтальмологи советуют принять во внимание несколько основных правил.

Специалисты не рекомендуют подвергать детей школьным нагрузкам раньше, чем будет сформирована цилиарная мышца глаз, отвечающая за способность видеть предметы на разных расстояниях. Ее развитие, как правило, заканчивается к 7-8 годам, а до этого возраста испытывать ее на прочность не стоит. Ведь, согласно статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6-летнем возрасте, близоруких в два раза больше, чем среди школьников, отправившихся в первый класс в 7 или 8 лет.

При отсутствии проблем со зрением ребенок должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут, а при близорукости – каждые полчаса. Во время 10-15-минутного отдыха нельзя смотреть телевизор, читать, играть в компьютер и заниматься другими видами деятельности, связанными с напряжением глаз. Лучше поиграть в подвижные игры.

Продолжительность домашних уроков для детей младших классов не должна превышать 1 час, средних классов – 2 часа. Если ребенок посещает дополнительные занятия, стоит помнить, что они не должны длиться свыше 1,5 часов в учебные дни и 3 часов в выходные. При этом факультативы не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позднее 20.00.

Чтобы укрепить иммунитет, ребенку желательно каждый день бывать на свежем воздухе, играя в подвижные игры или занимаясь спортом, но при этом следует избегать травматичных видов спорта. Ушибы головы разной степени тяжести могут вызвать близорукость или усугубить ее, если она уже существует.

Компьютерные игры – излюбленное времяпрепровождение современных детей. Если не контролировать такой досуг, может возникнуть компьютерный зрительный синдром: нарушение, которое выражается в сухости, покраснении глаз, частых морганиях, трудностях с фокусировкой зрения на разных расстояниях и т. д. Длительное напряжение зрения, в том числе из-за световой пульсации экрана, нередко становится основой развития спазма аккомодации либо удлинения глазного яблока и, как следствие, близорукости.

Чтобы предупредить усталость глаз и связанные с ней заболевания, ребенок должен соблюдать нормы непрерывной работы за компьютером (СанПиН):

  • для младших классов – 15 минут;
  • для средних классов – 25 минут;
  • для старших – 40 минут.

«Коварство» компьютера заключается в том, что, увлекшись игрой, дети не замечают усталости, хотя установлено, что первые симптомы переутомления зрения (рассеянность, снижение частоты морганий) возникают уже после 15 минут работы, а по истечении 25-30 минут определенные признаки нарушения зрения уже могут быть зафиксированы специалистом.

Родителям, обеспокоенным здоровьем своего ребенка, не стоит позволять ему играть на компьютере в общей совокупности свыше 1 часа в день, по возможности следует отвлекать школьника другими занятиями.

Правильная организация рабочего места позволит несколько снизить нагрузку на зрение:

  • линия взгляда ребенка должна приходиться на середину или верхнюю половину экрана;
  • оптимальное расстояние до монитора компьютера – 60-80 см. Лучше выбрать монитор с высокой разрешающей способностью, чтобы снизить эффект мерцания экрана;
  • на монитор не должны падать свет и прямые солнечные лучи;
  • нельзя работать за компьютером в темноте или сумерках. Лучше, если источник освещения при этом находится слева от ребенка.

Рабочее место школьника должно быть хорошо освещено. Кроме естественного освещения, в комнате нужны искусственные источники света – основной (люстра) и дополнительный (настольная лампа мощностью 40–60 Вт). Располагать настольную лампу для ребенка-правши лучше слева, для левши же, наоборот, справа. При этом важно правильно сочетать источники освещения: в темное время суток недопустимо заниматься только при свете люстры или лампы, а днем желательно включать только лампу.

Оптимальное расстояние до глаз при чтении и письме – не менее 35-40 см, что надо учитывать при выборе письменного стола для ребенка. Кроме того, во время работы он не должен сутулиться, поэтому стул не должен быть слишком высоким и мягким.

Не секрет, что крепкий, выносливый организм меньше подвержен заболеваниям, в том числе и заболеваниям глаз. Рацион, богатый витаминами и микроэлементами, обеспечит оптимальные условия для сетчатки глаза и поддержит зрение. Наиболее полезны для этих целей творог, кефир, говядина, мясо кролика, продукты с высоким содержанием витамина А (морковь, абрикосы, тыква, цитрусовые), отварная рыба, а также ягоды (черника, клюква, брусника) и зелень (укроп, петрушка).

Обычной пищи, даже при условии соблюдения принципов правильного и разнообразного питания, для здоровья глаз недостаточно. Как недостаточно и обычных поливитаминных комплексов — в них есть витамины А, В2, С, но отсутствуют другие жизненно необходимые структурам глаза элементы, в частности, ликопин, лютеин, зеаксантин. Поэтому в дополнение к ежедневному рациону созданы особые поливитаминные комплексы, например, специально разработанный для здоровья глаз БАД к пище «ЛЮТЕИН-КОМПЛЕКС® Детский», в состав которого входят вещества, необходимые для нормального функционирования органов зрения у ребенка: лютеин, зеаксантин, ликопин, экстракт ягод черники, таурин, витамины А, С, Е и цинк. Тщательно подобранный с учетом потребностей органов зрения набор биологически-активных компонентов обеспечивает детским глазам антиоксидантную защиту и снижает риск развития глазных заболеваний у детей, что особенно важно в возрасте от 7-ми лет и старше, когда начинаются первые серьезные зрительные нагрузки в начальной школе. Комплекс выпускается в виде приятных на вкус жевательных таблеток.

В перерывах между занятиями желательно не просто расслабиться, а выполнить несколько простых упражнений для глаз. Гимнастика позволит предупредить появление миопии, а у близоруких детей – предотвратить ее дальнейшее развитие. Пятиминутные упражнения улучшают кровообращение, расслабляя глазодвигательные мышцы и избавляя глаза от усталости. Гимнастика заключается в следующем:

  • зажмурить глаза на 2-3 секунды, затем открыть на такое же время. Повторить 5-7 раз;
  • поворачивать глаза поочередно влево и вправо. Голова при этом должна оставаться неподвижной;
  • отставить палец на расстояние 30-35 см от глаз. Посмотреть на его кончик. Опустить руку. Повторить 3-5 раз;
  • закрыв глаза, массировать веки. Наверху – от носа до наружного края глаза, внизу – наоборот.

Важно, чтобы упражнения выполнялись с удовольствием и без напряжения. Тогда ежедневная зарядка станет отличной профилактикой проблем со зрением у школьника.

Иногда усталость глаз возникает из-за недостатка ночного сна, ребенок просто не успевает отдохнуть и восстановиться. Важно, чтобы школьник не ложился спать позже 22.00 и не вставал раньше 7.00. В некоторых случаях дефицит ночного сна можно компенсировать дневным отдыхом после школы.

Чтобы усталость глаз не пришла в жизнь ребенка вместе с продолжительными уроками и компьютерными играми, родителям следует организовать его распорядок дня, чередуя сон и бодрствование, игру на свежем воздухе и уроки, занятия спортом и пассивный отдых. Если грамотно спланировать день, наполнив его интересным досугом, проблем со зрением у школьника не будет.

БАД. Не является лекарством

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

Вот-вот дети снова окунутся в школьные будни, а первоклассники впервые переступят порог класса. А это значит, что с окончанием каникул значительно возрастет нагрузка на глаза ребенка.

Как защитить зрение малышей и подростков – рассказывает Сати Агагулян, офтальмолог, рефракционный хирург глазных клиник «Ясный взор» .

Его обязательно нужно проходить как минимум за месяц до 1 сентября, чтобы врач успел принять меры, если выявит какую-либо проблему. Впрочем, даже если ребенок ни на что не жалуется и вам кажется, что со зрением у него все в порядке – ежегодный визит к офтальмологу так же обязателен, как регулярное посещение стоматолога.

Осмотр глаз включает полное офтальмологическое исследование с оценкой зрительных и глазодвигательных функций. Врач изучает остроту зрения, состояние аккомодационной мышцы, оптических сред глаза, осматривает глазное дно с исследованием сосудов, сетчатки, зрительных нервов, определяет рефракцию, т.е. наличие или отсутствие близорукости, дальнозоркости, астигматизма. Причем оценка рефракции обязательно проводится и на узком, и на широком зрачке (в условиях циклоплегии).

Если обнаружена болезнь, то лечение откладывать нельзя, иначе это приведет к усугублению проблем в будущем. Чем раньше начато лечение, тем более благоприятен прогноз, тем более оно эффективно. Так можно добиться полной функциональной реабилитации ребенка даже в серьезных случаях.

Острота зрения у ребенка должна быть достаточной для обучения обычной школе. Детские заболевания глаз в 80% случаев либо врожденные, либо проявляются уже в раннем детстве. Поэтому важно не упустить ситуацию: иногда из-за отказа родителей от ежегодных осмотров у ребенка возникают проблемы, которые приводят к необходимости отсрочить начало учебы на год-два, нужных для лечения.

Только с помощью детского офтальмолога и после полного осмотра. Нельзя подбирать ребенку очки «на глазок». Очки должны быть подобраны правильно и квалифицированным офтальмологом.

Противопоказаний к очковой коррекции практически нет. Показания к ношению очков — аномалии рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, который приводит к прогрессирующему снижению остроты зрения.

Если у ребенка есть эти проблемы, то осмотр уже не сводится к ежегодной оценке остроты зрения раз в год. Офтальмолог индивидуально подбирает режим осмотров, необходимых курсов лечения и в процессе динамического наблюдения при необходимости назначает коррекцию очков.

Что до контактных линз, то возрастных ограничений по их ношению нет. Они противопоказаны при прогрессирующей близорукости, но в остальных случаях врач подбирает их индивидуально под параметры ребенка. К тому же при занятиях спортом очки являются травмоопасными. Очень важно соблюдать срок ношения контактных линз для того, чтобы избежать возможных осложнений в будущем.

Быстрая утомляемость глаз – следствие того, что не был проведен своевременный профилактический осмотр, и не были назначены лечебные или профилактические процедуры. Зрительная утомляемость сказывается на самом процессе обучения, может вызывать головную боль, ухудшение общего самочувствия ребенка. В этом случае нужен осмотр у офтальмолога.

Главный способ снять напряжение с глаз – смена вида деятельности, т.е. во время перемены ребенок должен просто отдыхать: гулять, бегать, играть, но не в смартфон или планшет, а в подвижные игры. Например, родителям стоит заменить смартфон на обычный телефон – его вполне хватит для поддерживания связи, а игрушек, ютуба и прочих соблазнов в нем нет.

Также если у ребенка выявлены проблемы со зрением, то врач выдаст справку с рекомендациями, где нужно сидеть ребенку, в каком ряду, за какой партой.

Увы, никакая гимнастика для глаз не является профилактикой от развития заболеваний глаз или их прогрессирования. Единственная мера профилактики — правильное чередования режимов труда и отдыха.

Ребенку необходимо посещать, помимо кружков и курсов, спортивные секции, много времени проводить на воздухе. Активные игры, прогулки, занятия спортом – это лучшая гимнастика и профилактика для глаз.

Второй миф, в которые еще многие верят — специальные диеты для зрения. Их не существует. Рацион ребенка должен быть полноценным, без фаст-фуда, но с полноценной здоровой пищей, режимом питания. Но ни морковка, ни черника, ни орехи и мед не являются мерой профилактики заболеваний и тем более методом их лечения. Это же касается и витаминных комплексов, как бы их усердно не рекламировали. Они укрепляют организм в целом, что положительно сказывается на зрении, но не улучшают состояние глаз.

А вот что точно поможет – ограничение использования гаджетов. Важно соблюдать режим – играть с ними только в выходные или на каникулах, когда нет нагрузок, связанных с обучением. Но в школах сейчас активно используют компьютер и планшеты, значит, необходимо правильно подобрать размер экрана – чем больше, тем лучше.

Лучше учиться за стационарным компьютером и ни в коем случае не пользоваться гаджетами в движущемся транспорте. Постоянное изменение фокусного расстояния во время движения, которое происходит в транспорте, приводит к усугублению проблем с глазами.

источник

Конечно, зрение портится не от учебы самой по себе, а от того режима, по которому живет ребенок. Почему портится зрение? Существуют ли способы, которые помогут сохранить хорошее зрение в современном быстро развивающемся технологичном мире на долгие годы? Рассказывает детский офтальмолог, заведующая отделением специализированной системы детских глазных клиник «Ясный Взор» Елена Кудряшова.

Когда мы говорим о снижении зрения у детей, это касается, в первую очередь, миопии (близорукости), которая развивается у школьников.

При близорукости ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали. Это связано с неправильным расположением фокуса — он находится не на сетчатке, а перед ней из-за прогрессирующего удлинения глазного яблока.

Развивается близорукость по нескольким причинам. Первая — сбой формирования и закладки глазного яблока внутриутробно: инфекции во время беременности, преждевременные роды и т.п.

Вторая причина близорукости — наследственность. Если родители (или даже только одна бабушка) близоруки, вероятность развития глазной патологии у ребенка довольно велика.

Но даже если в семье ни у кого из родственников нет глазного заболевания, опасность развития близорукости сохраняется. Приобретенная близорукость — болезнь технического прогресса, следствие чрезмерных зрительных нагрузок, которые с каждым годом возрастают у современных школьников, и бесконтрольного увлечения детьми гаджетами.

Вы испытываете дискомфорт и напряжение, усталость после рабочего дня, проведенного за монитором? Те же симптомы характерны и для детей. Но в отличие от взрослых, на детей такие нагрузки влияют гораздо серьезнее и могут служить причиной резкого снижения зрения.

Итак, третья причина — чрезмерные зрительные нагрузки на близком расстоянии.

Глаз человека изначально приспособлен для взгляда вдаль. При длительной работе на близком расстоянии — чтении, письме — глаза испытывают серьезное напряжение и приспосабливаются к работе на близком расстоянии. Цилиарная мышца, управляющая хрусталиком и помогающая нам сфокусироваться на близком расстоянии, находится в «привычном» напряжении. (Это еще называют спазм аккомодации.) Этот спазм и приводит к удлинению глазного яблока.

Поэтому крайне важно во время занятий делать перерывы по 15 минут через каждые 30-40 минут. А лучше всего — чередовать занятия с активным отдыхом на свежем воздухе. Но, к сожалению, не всегда это возможно.

В школе родители не могут контролировать, чем занимается любимое чадо на перемене, да и у учителей нет такой возможности, поэтому основная задача взрослых в школе и дома — воспитание чувства ответственности у ребенка и разъяснение влияния гаджета на зрение.

Мелкий шрифт и мелкие изображения, а также постоянное меняющееся расстояние до рассматриваемого объекта — основные источники негативного воздействия на зрение школьника. Когда ребенок держит телефон в руке, расстояние до экрана не фиксировано, как в случае с книгой или тетрадью, лежащими на столе.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

Из-за того, что расстояние меняется, цилиарная мышца напрягается еще больше — ей постоянно нужно фокусировать изображение то ближе, то дальше. Вследствие этого напряжение еще больше усиливается.

По этой же причине не приучайте ребенка к чтению или просмотру видео на планшетах в транспорте. Расстояние от глаз ребенка до книги или монитора должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным. В движении расстояние до книги или планшета постоянно меняется, это вызывает большую утомляемость цилиарной мышцы, отвечающей за аккомодацию — способность глаза переключать фокусное расстояние. Поэтому чтение в транспорте крайне негативно сказывается на зрении.

Коррекции зрения с помощью очков бояться не стоит. Очки — это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначаются только для дали. Для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени.

Но если ребенок надел очки и не хочет их снимать, значит, без очков ему некомфортно, плохо видно. Не нужно объявлять ему войну, заставляя снимать очки, когда он читает книгу. Лучше подобрать бифокальные очки, в которых он будет без вреда для глаз смотреть и вдаль (через верхнюю часть стекла с более сильной коррекцией), и вблизи (через нижнюю часть, где минус меньше, а может быть, даже плюс). Это разделение можно сделать незаметным для окружающих.

источник

Во время обучения в школе ребенок получает большинство информации посредством зрительного восприятия. Очевидно, что от качества зрения зависит успеваемость и работоспособность ребенка.

Не все родители знают, почему детей берут в школу именно в семилетнем возрасте. Дело в том, что именно к этому времени у ребенка начинает формироваться абстрактное мышление. Без него невозможно усвоение правил грамматики и арифметики. Вместе с тем именно к семилетнему возрасту ребенка рефракция его глаз становится эмметропической. Это означает, что школьник сможет одинаково хорошо считывать информацию из книги, находящейся перед его глазами, и с доски, которая висит на удалении от него. К семи годам мелкая моторика у большинства детей развивается до достаточного уровня, а мышцы пальцев рук крепнут — все готово для обучения письму, рисованию и другим наукам.

Косвенных признаков изменения рефакции достаточно много. О них можно говорить, если ребенок:

  • садится слишком близко к экрану или держит книгу перед самым носом во время чтения;
  • водит пальцем по строке, которую читает, или часто теряет то место, где читал;
  • часто наклоняет голову, чтобы разглядеть предмет поближе;
  • закрывает один глаз во время чтения или просмотра телепередачи;
  • зажмуривается при ярком свете;
  • часто трет глаза;
  • жалуется на головные боли или переутомление глаз.

Скрининговое обследование традиционно проводится в третьем, девятом и одиннадцатом классе. Задача врача — выявить пациентов с офтальмологическими проблемами и тех, кто находится в группе риска по ряду параметров.

Стоит заметить, что скрининг не заменяет полноценного обследования у офтальмолога. Поэтому, если вы заботитесь о зрении своего ребенка, обязательно посещайте с ним окулиста не реже двух раз в год. Своевременно выявленная проблема устраняется гораздо легче, чем запущенная ситуация. В случае, когда у ребенка уже есть проблемы со зрением, и он носит очки или контактные линзы, офтальмолога следует посещать раз в год. Это связано с тем, что по мере роста ребенка изменяется размер его глаз. Поэтому в школьном возрасте очки приходится менять довольно часто.

Чаще всего у детей школьного возраста встречаются следующие заболевания:

  • Миопия. Связана с увеличением размеров глазного яблока. Также может развиваться из-за повышения преломляющей способности прозрачных сред глаза. При миопии изображение фокусируется не на плоскости сетчатки, а перед ней. Изображение, передаваемое на сетчатку, размывается и теряет свою четкость. Типичный возраст, при котором развивается близорукость, — от 8 до 14 лет. В этот период глаз активно растет, а нагрузка на аппарат, отвечающий за аккомодацию, сильно повышается. Детям с близорукостью не удается сфокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии, — в частности, на классной доске. Для исправления близорукости используют рассеивающие линзы с отрицательными диоптриями.
  • Гиперметропия. Причина развития этого заболевания — уменьшение размеров глазного яблока. Также гиперметропия может развиваться при недостаточной преломляющей силе оптических сред глаза. За плоскостью сетчатки формируется четкое изображение, а на саму сетчатку оно передается размытым. Дальнозоркость чаще всего появляется у детей младше 10 лет. Если уровень нарушения рефракции невелик, ребенок может хорошо видеть вдаль и на близком расстоянии (благодаря активной аккомодации). При гиперметропии более 3,5 диоптрий назначаются очки. Также рекомендуется носить очки, если преломляющая способность каждого из глаз разная либо у ребенка присутствуют симптомы перенапряжения глаз. При дальнозоркости назначают очки с собирающими линзами (положительные).
  • Астигматизм. Развивается, когда степень преломления лучей в двух перпендикулярных плоскостях разная. При астигматизме изображение, проецируемое на сетчатку, искажается. Очень часто заболевание связано с анатомическими аномалиями в структуре глаз — к примеру, с неравномерной кривизной роговицы. При разнице в преломлении менее одной диоптрии пациент не чувствует дискомфорта. При более выраженных степенях астигматизма зрение становится нечетким: контуры предметов расплываются и искажаются. Коррекцию астигматизма проводят с помощью очков со стеклами цилиндрической формы.
  • Нарушение аккомодационной способности. Характеризуется потерей четкости зрения при попытке зафиксировать взгляд на движущемся объекте. Также невозможным становится наблюдение за объектами, расположенными в разной степени удаленности от наблюдателя. Причина патологии — изменение в сокращении волокон цилиарной мышцы и связанные с этим перемены в коррекции кривизны хрусталика. При данном заболевании зрение может быть четким только при изучении предметов, находящихся на небольшом расстоянии, или при взгляде вдаль. Спазм аккомодации очень легко спровоцировать, когда ребенку от 8 до 14 лет. В этом возрасте нагрузки на глазной аппарат крайне велики. При спазме аккомодации наблюдается устойчивое напряжение волокон цилиарной мышцы: она не может расслабиться. Хрусталик меняет форму на более округлую, четкость зрения вблизи повышается. Однако вместе с тем предметы, находящиеся вдали, ребенок видит хуже. Данное патологическое состояние также называют лобной близорукостью. Устранить его можно при помощи специальных капель и гимнастики для глаз.
  • Недостаточная конвергенция. При этой патологии ребенок не может удерживать зрительную ось на предмете, расположенном вблизи. Глазное яблоко отклоняется в сторону, в результате чего формируется диплопия (двойной образ). Коррекция патологии возможна при помощи специальных упражнений.
  • Отсутствие бинокулярного зрения. Данная патология характеризуется тем, что ребенок не может видеть объем изображений. Образы с сетчатки правого и левого глаз не соединяются воедино. Эта патология возникает из-за разной четкости изображений или их локализации в разных областях сетчатки. Другими словами, появляется картинка с двумя наложенными друг на друга изображениями. Чтобы бороться с таким «удвоением», центральные структуры головного мозга воспринимают изображение только от одного из глаз (обычно от того, который лучше видит). Зрение становится монокулярным. Для восстановления его бинокулярности требуются длительные тренировки и искусственная коррекция зрительных функций.

В «Центре восстановления зрения» обследование пациентов проводится с использованием современной диагностической аппаратуры. По его результатам вы получите консультацию опытного офтальмолога. Клиника работает с 8:00 до 20:00, семь дней в неделю. Наши врачи — специалисты с многолетним стажем, научными степенями и персональными наградами. Они оперативно выявят причину снижения зрения и назначат грамотное лечение диагностированных патологий.

Позаботьтесь о зрении вашего ребенка прямо сейчас — запишитесь на прием на сайте «Центра восстановления зрения».

источник

Центр медицинской профилактики
КГКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр»
министерства здравоохранения Хабаровского края

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни.

  • длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;
  • «отдых» у телевизора;
  • чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
  • не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);
  • недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
  • замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
  • плохое освещение (избыток света или темнота);
  • неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
  • несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);
  • стресс;
  • наследственность.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.

  • Спазм аккомодации– чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
  • Близорукость очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
  • Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
  • Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
  • Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
  • если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;
  • если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;
  • при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

  • Не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию.
  • Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячомспособствуют тренировке глаз и развитию аккомодации.

Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

  1. Не перенапрягать зрением— в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов).
  2. Ограничить до минимума время работы за компьютером.
  3. Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе.
  4. Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
  5. Следить за гигиеной глаз.
  6. Избегать стрессов, не перегружаться.
  7. Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола . У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура).
  8. Употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
  9. Соблюдать правильную осанку;
  10. Расстояние от глаз до книги или монитора —должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
  11. Показывать ребенка раз в год офтальмологу(а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
  12. Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость.

  1. Самый простой метод – рисовать глазами цифры.Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно.
  2. Расслабление с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни.
  3. Круговые движения— открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против.
  4. Моргание – не менее 100 раз.
  5. «Темное расслабление»— положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
  6. «Косые глаза» — сведите глаза к носу.
  7. «Близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.

Современные линзы обладают рядом преимуществ, они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород и глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане. Лучше выбирать однодневные линзы, они более гигиеничны и комфортны. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы из-за процесса их использования. Хронические воспалительные заболевания глаз являются противопоказанием к ношению линз. Также необходимо делать перерыв в ношении линз при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, ОРВИ, грипп и др.).

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Очки это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени очки назначают только для дали, для постоянного ношения очки назначают только при миопии высокой степени. К выбору очков необходимо подходить не с меньшей ответственностью. Детям до 3-х лет необходимы очки из мягкого пластика на резинке, которая будет плотно охватывать голову и он спокойно может бегать и играть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправ с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Важно, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков – лишь в этом случае он подберет то, что нравиться ему и будет носить их с удовольствием.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

источник

Каждый из нас когда-то задавал этот вопрос. Именно к этому возрасту у маленького человека формируется абстрактное мышление, необходимое для оперирования числами и усвоения правил грамматики, рефракция приближается к эмметропической, что означает одинаково хорошее зрение при чтении книги и с доски, развиваются мелкие мышцы пальцев рук, вовлекаемые в процесс письма. Ребенок готов к усвоению колоссального объема знаний и умений.

Большая часть информации в процессе обучения воспринимается посредством зрения. И качество зрения в немалой степени влияет на успеваемость.

Как мама, папа или педагог, будьте внимательны к признакам нарушения зрения и не откладывайте визит к офтальмологу при их появлении:

  • Ребенок держит книгу близко к глазам или садится вплотную к телевизору;
  • Теряет место в книге или ведет указательным пальцем вдоль строки при чтении;
  • Прищуривается;
  • Наклоняет голову, чтобы лучше видеть;
  • Закрывает один глаз при чтении или просмотре телевизора;
  • Избегает занятий, требующих хорошего зрения вблизи (чтение, рисование) или вдаль (спортивные игры);
  • Часто потирает глаза;
  • Зажмуривается при ярком освещении;
  • Жалуется на головную боль или утомление глаз;
  • Не пользуется компьютером;
  • Получает отметки ниже, чем обычно.

Медосмотры, проводимые в 3, 9 и 11 классах школы, являют собой примеры скрининга – массового обследования, направленного на выявление лиц с повышенным риском возникновения некоторых наиболее распространенных заболеваний.

Скрининг не заменяет полноценного обследования. Поэтому, даже если в ходе медосмотра у Вашего чада не было выявлено признаков нарушения зрения, ему необходимо посещать офтальмолога раз в 2 года. Если же он носит очки или контактные линзы, обследования должны быть ежегодными. Вместе с ребенком растут и развиваются его глазки, поэтому очки и контактные линзы приходится довольно часто менять.

  • Близорукость (миопия) – нарушение зрения, при котором вследствие увеличения размера глаза или чрезмерного преломления лучи света сходятся перед сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Близорукость чаще развивается в возрасте 8-14 лет в связи с колоссальной нагрузкой на аккомодационный аппарат и активным ростом глаза в этот период. При этом ребенок плохо видит вдаль (написанное на школьной доске, мяч в спортивных играх). Миопию исправляют с помощью очков с рассеивающими (минусовыми) линзами.
  • Дальнозоркость (гиперметропия) – нарушение зрения, при котором вследствие небольшого размера глаза или недостаточного преломления лучи света сходятся в мнимой точке за сетчаткой, формируя на ней нечеткое изображение. Дальнозоркость – наиболее частая рефракция у детей до 10 лет. При невысокой гиперметропии ребенок хорошо видит вдаль и, за счет работы аккомодации, — вблизи. Очки назначают при дальнозоркости свыше 3,5 диоптрий, ухудшении зрения одного глаза и если работа на близком расстоянии вызывает затуманивание зрения, утомление глаз и головные боли. Гиперметропию исправляют очков с помощью очков с собирающими (плюсовыми) линзами.
  • Астигматизм – нарушение зрения, при котором степень преломления лучей света в двух взаимно перпендикулярных плоскостях различается, на сетчатке формируется искаженное изображение. Астигматизм связан с врожденными особенностями строения оптической системы глаза (чаще с неравномерной кривизной роговицы). Разница в преломляющей силе в 1,0 диоптрию легко переносится. При более высокой степени астигматизма контуры предметов, находящихся на различном расстоянии, воспринимаются нечеткими, искаженными. Сложные очки с цилиндрическими стеклами компенсируют разницу в преломляющей силе.
  • Расстройство аккомодации означает потерю четкости восприятия при рассматривании предметов, находящихся на различном удалении или перемещающихся относительно наблюдателя. В основе – нарушение сократительной способности цилиарной мышцы, в результате чего кривизна хрусталика остается неизменной, обеспечивая четкое зрение только вблизи или вдаль.
    У ребенка 8-14 лет чрезмерные нагрузки на орган зрения приводят к спазму аккомодации: цилиарная мышца сокращена и не способна расслабиться, хрусталик принимает выпуклую форму, обеспечивая четкое зрение вблизи. При этом ребенок плохо видит вдаль, поэтому такое состояние еще называют ложной близорукостью. Спазм аккомодации устраняют с помощью гимнастики для глаз и специальных капель.
  • Недостаточность конвергенции – нарушение способности направлять и удерживать зрительные оси обоих глаз на предмете, находящемся на близком расстоянии или перемещающемся по направлению к глазу. При этом один или оба глаза отклоняются в сторону, и возникает двоение. Конвергенцию тренируют с помощью специальных упражнений.
  • Расстройство бинокулярного зрения возникает при невозможности совместить два изображения, формирующиеся на сетчатках правого и левого глаза, для получения объемной картинки. Это может быть вызвано различием в четкости, величине изображений или попаданием их на разные участки сетчаток. При этом возникает одновременное зрение, когда видны два изображения, смещенных друг относительно друга. Или же для устранения двоения головной мозг подавляет изображение, формирующееся на сетчатке одного из глаз (как правило, хуже видящего) – зрение становится монокулярным. Восстановление бинокулярного зрения – трудоемкий процесс, требующий исправления нарушения зрения и длительной тренировки совместной работы глаз.

источник

Почему нужно чаще отправлять детей на свежий воздух и стоит ли отбирать у них гаджеты перед сном.

Чем ближе сентябрь, тем больше времени родители школьников проводят на форумах. Делятся опытом: где рюкзаки подешевле купить или как ребенку поскорее в новый коллектив влиться. Все чаще мелькает тема здоровья. И не просто так.

По данным Минздрава РФ, если среди первоклашек абсолютно здоровыми можно считать 4,3%, то среди выпускников таких нет совсем. Гастрит, сколиоз, близорукость – это только малая часть заболеваний, с которыми старшеклассники покидают стены родных классов. Ну, допустим, с основными правилами питания все знакомы: сбалансированность и разнообразие рациона, соблюдение режима питания, а также ограничение так называемых вредных продуктов. А вот насчет зрения мнения у взрослых расходятся. Нужно ли запрещать ребенку читать что-то, кроме домашних зданий? Не давать гаджеты? Сколько времени в день выделять на просмотр телевизора?

Павел Карамышев, врач-офтальмолог

Чтобы не гадать на кофейной гуще, мы попросили рассказать о том, как уберечь детские глаза, специалиста – Павла Карамышева, врача-офтальмолога детского отделения московской клиники заботы о зрении 3Z.

Для начала стоит понять: близорукость (миопия) – это не заболевание в классическом понимании, а в большинстве случаев генетическая предрасположенность. Если хотя бы один из родителей страдает этим недугом, вероятность того, что у ребенка будет близорукость, вырастает в разы. Поэтому главная задача в таком случае – не упустить развития заболевания и вовремя привести чадо на проверку глаз в специализированную клинику.

Диагностика у офтальмолога дважды в год поможет оценить динамику развития глазного яблока и своевременно выявить первые признаки патологии. А значит, скорректировать скорость ее развития. Если же родители заметили, что их ребенок близко подносит книгу к лицу при чтении или щурится при попытке разглядеть удаленные предметы, обратиться к специалисту нужно незамедлительно.

Про образ жизни школьника тоже не стоит забывать. Насколько он активен? Как много времени проводит за гаджетами или книгами? Чаще находится в помещении или на открытом воздухе? Задумались сейчас, как это связано с глазами? Все просто. Ассоциация исследователей в области зрения и офтальмологии (ARVO) неоднократно публиковала работы, в которых утверждается, что люди, проводящие больше времени на открытом воздухе в условиях естественного освещения, менее подвержены развитию близорукости. Так что гуляйте чаще всей семьей.

Важную роль, конечно, играет и время, которое ребенок проводит за гаджетами, учебниками или работой с мелкими деталями, например, сбором конструкторов или пазлов. Пик зрительной нагрузки должен приходиться на вторую половину дня, но никак не на поздний вечер. Так что телефоны в кровати перед сном отменяются.

Если уж ребенок все-таки читает в нерекомендованные часы, включайте лампы с «теплым» светом. Светодиодные же оказывают более негативное влияние: свет, исходящий от них, имеет холодный, сине-голубой спектр излучения, раздражающий глаза. И на всякий случай уточню: надеюсь, все в курсе того, что до 5 лет детям категорически не рекомендуется использовать смартфоны, планшеты и компьютеры?

Вообще близорукость, конечно, многофакторная проблема, и годы практики утвердили меня в мысли о том, что важен индивидуальный подход. Главное – соблюдать режим нагрузки и регулярно обследоваться у офтальмологов. И тогда шансы получить прозвище «Соколиный глаз» к окончанию школы у вашего ребенка будут заметно выше.

источник

С проблемой ухудшающегося зрения ребенка родители идут не только к офтальмологам, но и к врачам-остеопатам, потому что причина плохого зрения нередко связана с нарушением питания мозга и проблемами в шейном отделе позвоночника. О том, как сохранить здоровым зрение у школьника, рассказал в новой статье специально для «БИЗНЕС Online» доктор-остеопат Александр Иванов.

«Вынужденная поза во время учебы, использование гаджетов и компьютеров, а также травмы шеи (в том числе родовые) могут приводить к ухудшению зрения у ребенка» Фото: pixabay.com

В прошлых статьях я рассказал о том, как сохранить здоровой осанку ребенка и правильно подобрать школьную мебелью. Сегодня мне хотелось бы поговорить о другой важной проблеме — нарушении зрения у детей школьного возраста. Очень часто ко мне на прием обращаются родители, которых беспокоит то, что их ребенок плохо видит, причем присылают таких детей ко мне именно офтальмологи, поскольку известно, что ухудшение зрения может быть связано с проблемами в шейном регионе.

В шейном отделе позвоночника проходят позвоночный артерии, которые на 10–15% обеспечивают приток крови к головному мозгу. Компрессия этих сосудов значительно снижает питание мозга, что может приводить к разным симптомам — от головной боли до снижения остроты зрения. Кроме того, между затылочной костью и первыми шейными позвонками находятся короткие разгибатели шеи — подзатылочные мышцы, которые связаны с глазодвигательной мускулатурой. В некоторых случаях напряжение этих мышц может быть причиной косоглазия у ребенка.

Вынужденная поза во время учебы, использование гаджетов и компьютеров, а также травмы шеи (в том числе родовые) могут приводить к ухудшению зрения у ребенка.

«Летом и на отдыхе используйте для ребенка правильные солнцезащитные очки. Хрусталик ребенка пропускает больше ультрафиолета, потому что еще до конца не сформировался» Фото: pixabay.com

1. При отсутствии проблем со зрением ребенок должен делать перерыв в занятиях каждые 30–40 минут, а при близорукости — каждые полчаса. Во время 10–15-минутного отдыха нельзя смотреть телевизор, читать, играть в компьютер или заниматься другими видами деятельности, связанными с напряжением глаз.

В эти периоды лучше поиграть в подвижные игры. Продолжительность домашних уроков для детей младших классов не должна превышать 1 час, средних классов — 2 часа.

2. Существуют утвержденные нормы непрерывной работы за компьютером:

  • для младших классов — 15 минут;
  • для средних классов — 25 минут;
  • для старших — 40 минут.

3. Правильная организация рабочего места — и для домашних уроков, и для занятий, и для игр за компьютером.

  • Линия взгляда ребенка должна приходиться на середину или верхнюю половину экрана.
  • Оптимальное расстояние до монитора компьютера — 60–80 сантиметров. Лучше выбрать монитор с высокой разрешающей способностью, чтобы снизить эффект мерцания экрана.
  • На монитор не должны падать свет и прямые солнечные лучи.
  • Нельзя работать за компьютером в темноте или сумерках. Источнику освещения при этом лучше находиться слева от ребенка.

4. Летом и на отдыхе используйте для ребенка правильные солнцезащитные очки. Хрусталик ребенка пропускает больше ультрафиолета, потому что еще до конца не сформировался. У взрослого человека до сетчатки глаза доходит только 10% УФ-лучей, а у 10-летнего ребенка — до 75%. Поэтому качественные детские солнцезащитные очки — это важная и здоровая необходимость, а не модный аксессуар.

5. Обязательно посетите остеопата, даже если ребенок не предъявляет никаких жалоб, особенно если был сложный период беременности, ребенок появился на свет в результате кесарева сечения, роды оказались затяжными или скоротечными, имелись обвития пуповиной или кривошея. В таких случаях, как правило, бывают отдаленные последствия родовой травмы — соматические дисфункции твердой мозговой оболочки, которые влияют и на зрение ребенка в том числе. Также может быть повреждена шея. Остеопат может убрать эти нарушения.

Искренне ваш,
Иванов Александр Александрович — кандидат медицинских наук,
врач-остеопат, невролог, натуропат, член российской остеопатической ассоциации,
популяризатор здорового образа жизни и осознанного подхода к здоровью.

источник

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения , около 1,3 миллиарда человек в мире живут с той или иной формой нарушения зрения. Утешает в этой ситуации лишь одно: 80% этих случаев можно предотвратить или излечить. Рассказываем, как сохранить хорошее зрение ребёнка на долгие годы, что можно сделать для профилактики глазных заболеваний и когда стоит записаться на приём к детскому офтальмологу.

Школьный возраст считается периодом, когда нагрузка на глаза резко возрастает: дети проводят много времени в помещении с искусственным освещением за чтением и письмом. В результате этого глазные мышцы постоянно настроены на работу вблизи, редко меняют фокус и почти не расслабляются. Вдобавок к этому многие школьники слишком долго сидят перед телевизором или компьютером. Как показали исследования, проведённые специалистами Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава РФ, к третьему классу у 49% современных детей ухудшается зрение, хотя ещё в прошлом десятилетии такие проблемы наблюдались лишь у каждого четвёртого третьеклассника. Причины нарушения зрения разные, но больше всего эксперты винят электронные устройства, которые играют слишком активную роль в повседневной жизни школьника.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Перечислим основные виды нарушения зрения у детей и их причины:

Близорукость (или миопия, от греческого «мио» – «щурюсь» и «опсис» – «зрение»). Затруднённое зрительное восприятие отдалённых предметов. В настоящее время это нарушение зрения приобретает характер эпидемии, об этом заявили эксперты на форуме «Здоровье нации – основа процветания России», прошедшем в конце мая этого года в Москве. По данным, озвученным на форуме, в России близорукостью страдают 6–8% школьников младших классов, а у старших школьников частота близорукости увеличивается до 25–30%. Приобретённая близорукость – следствие чрезмерных зрительных нагрузок на близком расстоянии и бесконтрольного использования детьми электронных устройств.

Дальнозоркость – затруднённое восприятие как близко, так и далеко расположенных предметов. При этой зрительной патологии ребёнок может жаловаться на усталость глаз при чтении, испытывать жжение в глазах и даже головные боли. Эти симптомы могут усиливаться при интенсивной зрительной нагрузке.

Астигматизм – нарушения формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего теряется способность к чёткому видению. При астигматизме предметы кажутся размытыми или немного искривлёнными, вместо точки ребёнок может видеть чёрточку или даже овал. Чаще всего астигматизм у детей носит врождённый характер. Приобретённый астигматизм может быть следствием перенесённых травм глаза, подвывиха хрусталика или патологии зубочелюстной системы, вызывающей деформацию стенок глазницы. Если астигматизм не лечить, у ребёнка может развиться косоглазие и «синдром ленивого глаза», что проявляется выраженным снижением зрения, которое не могут исправить очки.

Амблиопия («ленивый глаз») – снижение остроты зрения одного из глаз. При амблиопии глаза ребёнка видят слишком разные картинки и мозг не может совместить их в одну объёмную, в результате чего работа одного глаза просто подавляется. Самые распространённые причины амблиопии – астигматизм, дальнозоркость, косоглазие, врождённая катаракта.

Глазодвигательные нарушения. Одно из самых частых – косоглазие – бывает не только врождённым, но и приобретённым вследствие травмы, неврологических или инфекционных заболеваний. Мнение о том, что косоглазие пройдет само по себе, ошибочно, эта патология требует обязательного и своевременного лечения.

Что необходимо делать для профилактики нарушений зрения и сохранения здоровья глаз ребёнка, мы выяснили у врача-офтальмолога ГКБ им. С. П. Боткина Натальи Александровны Ворошиловой. Она дала несколько советов:

  1. Гулять на открытом воздухе по три часа в день. То, что это бывает невозможно при школьной нагрузке уже в 1 классе, – другой вопрос. Доказано: подвижные игры и спортивные занятия на открытом воздухе снижают риск развития близорукости. А вот подобной взаимосвязи между занятиями в закрытых помещениях и риском развития и прогрессирования близорукости не выявлено.
  2. Исключить электронные устройства из обихода. Телефон – только кнопочный.
  3. Помнить о безопасном времени работы за компьютером (10 минут в день) и просмотра телевизора (30 минут).
  4. Делать перерывы во время чтения каждые 20 минут. Во время занятий переключать фокус и делать простейшую гимнастику для глаз. Например, можно перевести взгляд вдаль, закрыть глаза ладонями на несколько секунд, выполнить движения глазами вправо, влево, вверх, вниз, по кругу, интенсивно зажмурить, широко открыть глаза.
  5. Правильное питание в профилактике глазных болезней тоже немаловажно.
  6. Для хорошего зрения и здоровья глаз ребёнок должен спать девять часов в сутки.
  7. Дома рабочее место школьника лучше всего оборудовать партой с наклонной поверхностью и стульчиком такой высоты, чтобы ребёнок мог сидеть прямо, держа ступни на полу, а угол между его голенями и бёдрами и бёдрами и туловищем составлял 90 градусов. Источник освещения, если ребёнок правша, должен находиться слева, если левша – справа. Оптимальное освещение – естественное, из окна. При искусственном освещении следует отдавать предпочтение лампам накаливания с жёлтым светом.
  8. Чтобы ребёнок меньше болел (часто болеющий ребёнок более подвержен развитию близорукости), стоит давать витамин Д в профилактических дозах. В средней полосе России, где мало солнца, потребность в нём велика практически круглый год. Предварительно обязательно посоветуйтесь с педиатром, который даст индивидуальную рекомендацию по приёму этого и других витаминов.

Коварство глазных болезней состоит в том, что родителям обнаружить их у школьника в самом начале их появления не так-то просто, особенно если ребёнок молчун. О том, что ему плохо видно с третьей парты, он может просто не сказать. А ведь чем раньше будут выявлены проблемы со зрением, тем проще будет с ними справиться. Именно поэтому офтальмологи советуют родителям не пренебрегать профосмотрами и профилактикой, придерживаться советов, касающихся времени пребывания ребенка за компьютером, правильного обустройства детского рабочего места и пр.

«Заподозрить у ребёнка проблемы со зрением можно по первым «звоночкам»: например, когда ребёнок начинает щуриться; если наклоняет голову при письме и чтении (нормальное расстояние до тетради или учебника – длина руки от локтя до кончиков пальцев); близко подходит к телевизору; не видит в метро или на улице указатели, – рассказывает врач высшей категории Наталья Ворошилова. – Головные боли, покраснение глаз, слезотечение, а также проблемы с чтением и письмом, низкая успеваемость в школе – всё это тоже может свидетельствовать об ухудшении зрения. Чтобы не пропустить заболевания глаз, надо проходить плановые осмотры офтальмолога в 1 месяц, 1 год, 3, 6 и 7 лет, далее в 10, 13, 15, 16 и 17 лет. Проверка зрения не занимает много времени, но зато помогает предотвратить множество проблем».

Полноценный рацион, богатый витаминами и микроэлементами, можно считать одним из средств профилактики ряда глазных болезней. Например, врачи не случайно советуют включать в меню облепиху, сельдерей, плоды шиповника это отличные источники бета-каротина, предшественника витамина А, играющего важную роль в здоровье глаз. Именно этот витамин не допускает снижения остроты зрения и участвует в выработке родопсина основного зрительного пигмента. При дефиците витамина А зрение падает, ухудшается способность видеть в темноте, глаза сильно слезятся на холоде и сохнут в помещении, появляется ощущение, что они полны песка. И это только один пример!

«Вот топ продуктов, полезных для здоровья глаз (и не только!): 400 г зелёных овощей и фруктов ежедневно (морковь, тыква, шпинат, щавель, батат, петрушка, зелёный лук, брокколи, томаты, авокадо, шиповник, киви, черника); морская рыба 2–3 раза в неделю (если нет – принимать омега-3 ненасыщенные кислоты, нужна консультация врача); цельнозерновой хлеб и каши; бобовые (фасоль, чечевица, горох) и оливковое масло. В случае если питание ребёнка несбалансированное, помочь могут витаминные препараты», – советует кандидат медицинских наук Наталья Ворошилова.

Родителям стоит понимать, что сбалансированное питание, соблюдение гигиены зрения и данных в статье рекомендаций помогут ребёнку справиться со школьными нагрузками, связанными с постоянным зрительным напряжением, без серьёзных последствий.

источник

Кто находится в группе риска, как защитить детские глаза, какие методы коррекции существуют, рассказывает врач-оптометрист Детского центра охраны зрения Ася Николаева

Сегодня на школьных линейках виднеются не только цветы и бантики, но и очки. А все потому, что больше трети детей выпускается из школы в очках, а первых парт давно уже не хватает на всех слабовидящих. И что же делать родителям?

По статистике каждый 4-й школьник имеет проблемы со зрением, большая часть которых связана со школьной близорукостью. И каждый год эта цифра увеличивается.

Казалось бы, зрение малышей ничем не отличается от зрения взрослых — глаза ребенка также воспринимают и с помощью нервных импульсов посылают сигналы в мозг. Но все-таки детское зрение имеет свои особенности, и оно намного уязвимее.

Нормальное зрение устанавливается у ребенка к 5-7 годам. Зрительная корка полностью созревает только к 7 годам, а окончательное формирование глаза как органа зрения заканчивается только к 14-16 годам.

Из этого следует, что с момента рождения и до окончания роста детского организма следует особенно тщательно заботиться о здоровье глаз своего чада.

Хрусталик ребенка пропускает больше ультрафиолета, потому что еще до конца не сформировался. У взрослого человека до сетчатки глаза доходит только 10% УФ-лучей, а у 10-летнего ребенка — до 75%. Поэтому качественные детские солнцезащитные очки — это здоровая необходимость, а не дань моде.

Есть факторы, которые изменить невозможно, например, генетика. Многие заболевания глаз наследственные. Если хотя бы один из родителей страдает близорукостью или дальнозоркостью, вероятность их проявления у чада 50%. Также это касается астигматизма и косоглазия. В этом случае отправляться к детскому офтальмологу нужно как можно раньше.

Но есть негативные факторы, которые родители могут исключить или свести к минимуму. Например, неконтролируемое увлечение гаджетами, компьютером, планшетом, сотовыми телефонами, неправильное освещение или непомерная зрительная нагрузка.

Нагружать детские глаза нужно строго дозированно, давая им регулярный отдых. Особенно это касается чтения, просмотра телевизора и нахождения за компьютером. Если этого не соблюдать, то возможно развитие близорукости и косоглазия.

У современных школьников огромная зрительная нагрузка, к которой добавляется еще и груз ответственности. Особенно это касается выпускных классов, потому что психоэмоциональный стресс негативно сказывается на всем детском организме, в том числе и на глазах.

— По моим наблюдениям, у школьников выпускных классов, а сегодня это 4, 9 и 11 классы, резко ухудшается зрение. Поэтому в этот период очень важно соблюдать рекомендации по охране зрения. Необходимо научить ребенка беречь зрение с малых лет, а для этого нужно не только разговаривать с ним на эту тему, но и подавать личный пример, — объясняет врач.

Кроме того, многие подростки, желая сохранить привлекательность, начинают скрывать от родителей свои проблемы со зрением, чтобы не носить очки. В такой ситуации недуг можно запустить: если вовремя не начать лечение, вместо минус 1 — 2 диоптрии будет сразу минус 3 — 4.

Давая ребенку в руки гаджеты по «100 раз в день», родители сами создают предпосылки для возникновения проблем со зрением. И вот почему.

  • Синий свет от любого дисплея интенсивно воздействует на детские глаза. Он может вызвать повреждение сетчатки и дегенерацию желтого пятна, что является основной причиной развития катаракты. У взрослого человека подобный риск ниже, потому что с возрастом хрусталик немного желтеет и блокирует часть синего света.
  • Длительное «общение» с любым гаджетом вызывает синдром сухости глаз. В процессе разглядывания экрана мы в 2 — 3 раза реже моргаем, а значит, глаз не увлажняется. Сухость глаз приводит к развитию воспалений.
  • Чем меньше экран и изображение на нем, тем сильнее напрягаются глаза. Мелкие и яркие быстро меняющиеся картинки нарушают естественные процессы формирования зрительного аппарата ребенка. Поэтому телевизор все-таки лучше планшета.
  • Удаленность экрана от глаз имеет огромное значение, поэтому смартфоны так опасны. Как правило, их дисплей находится перед самым носом ребенка, а не на безопасном для глаз расстоянии.

Современные дети проводят у различных мониторов до 10 часов в день. Хотя для подростка допустимый максимум 3 часа в день, а для детей младшего школьного возраста — не более часа.

Во-первых, даже при 100%-ном зрении показывать ребенка детскому офтальмологу нужно регулярно — 2 раза в год. Для школьников лучше это делать во время каникул, чтобы при обнаружении каких-то проблем можно было пройти, когда зрительная нагрузка минимальна. И важно попасть именно к детскому специалисту, который проведет осмотр.

Во-вторых, использовать все возможные способы для защиты детских глаз.

— Всем школьникам я рекомендую очки для работы за компьютером, особенно это касается тех ребят, которые решили связать свою будущую профессию с IT-технологиями. Сейчас огромный выбор линз с различными покрытиями — для защиты от вредного синего излучения, грязе-, водоотталкивающее покрытие, антистатическое и т.д., — говорит Ася Владимировна.

Для деток с уже ослабленным зрением офтальмологи рекомендуют линзы для очков «перифокал». Это своеобразный тренажер для глаз, который обеспечивает различную степень рефракции по всей поверхности линзы. Благодаря этому процессу глаза ребенка тренируются все время, пока он носит очки, а зрение не ухудшается.

— Также я настоятельно советую перифокальные тренировочные линзы для детей с сильно прогрессирующей миопией. Благодаря различному преломлению они снижают нагрузку на глаза и приостанавливают процесс ухудшения зрения. Конечно, стоят они не так дешево, как хотелось бы, но лучше один раз потратиться на здоровье, чем каждые 3 месяца прибавлять в диоптриях. Ведь речь о детском здоровье! — отмечает врач.

В сети «Оптика Сэсэг» опытные специалисты помогут подобрать вашему ребенку современные линзы для очков последнего поколения. Огромный выбор для любого случая по доступным ценам.

Медицинская статистика показывает, а жизнь подтверждает, что сегодня очки нужны всем детям без исключения, только одним для защиты зрения, а другим — для его коррекции и улучшения. Поэтому первоочередное значение имеет профилактика, за которую в большей степени несут ответственность родители.

Особое внимание родители должны уделить следующим рекомендациям специалистов.

  1. Регулярно и своевременно проходить осмотр у детского офтальмолога, минимум 2 раза в год.
  2. Уделить внимание рациональному питанию, чтобы детскому организму хватало витаминов, минералов и белков, в частности кальция. Особенно это важно в первые годы жизни, когда зрительная система формируется.
  3. Поддерживать активный образ жизни, потому что современные дети мало гуляют. Ежедневные двухчасовые прогулки на свежем воздухе снижают риск развития заболевания на 36%.
  4. Адекватное расстояние до рассматриваемого объекта. Если это телевизор с диагональю 1 метр, то смотреть его нужно на расстоянии 5 метров. От компьютерного монитора диагональю 17 дюймов — на расстоянии вытянутой руки и под небольшим углом.
  5. Установить время зрительной нагрузки. Телевизор для младших школьников по 30 — 40 минут, средних – от 60 до 90 минут. Компьютер: в 5 лет по 5 минут, в 6 — 7 лет — по 10 минут, от 7 — 9 лет — по 15 минут.
  6. В детской комнате должно быть достаточное освещение: рассеянное потолочное и направленное нижнее (светильники и бра).
  7. Малыши любят играть на полу: собирать конструктор, пазлы, лепить и т.д. Поэтому так важно организовать правильное освещение этой игровой зоны, одного потолочного света недостаточно.
  8. Рабочее место школьника должно быть организовано по всем правилам. Во-первых, настольная лампа мощностью 60 Вт для правшей слева, для левшей — справа. Во-вторых, мебель, подобранная по росту ребенка, чтобы расстояние от глаз до тетради было 30 — 35 см.
  9. При чтении сказки на ночь подавайте ребенку правильный пример — не читайте лежа при плохом освещении. Когда он подрастет, будет делать точно так же. Категорически запрещается писать и читать лежа, на боку, наклонив или запрокинув голову.

источник