Меню Рубрики

Секторов экономики с точки зрения системы национальных счетов

7. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

7.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) — система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

СНС унифицирована по основным методологическим положениям с платежным балансом, межотраслевым балансом, данные ее широко используются международными экономическими организациями.

Внедрение СНС в России было начато на основании утвержденной в 1992 г. Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.

В методологическом плане СНС России строится в основном с учетом рекомендаций международных организаций, разрабатывающих проблемы СНС, а также Статкомитета СНГ в части преломления основных положений СНС применительно к условиям переходного периода экономического развития страны. Результаты расчетов, как правило, проходят международную экспертизу в МВФ, ОЭСР, Мировом банке.

После принятия в 1993 г. пересмотренной версии системы национальных счетов, разработанной совместно ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и Евростатом, Госкомстат России начал работу по приведению национальной методологии СНС в соответствие с новыми рекомендациями. Эта работа займет несколько лет.

Вместе с тем методология СНС России несколько отличается по ряду моментов от принятых в международной практике стандартов. В основном эти отклонения связаны с переходным характером российской экономики. Например, в связи с высокой степенью субсидируемости стоимость услуг жилищного хозяйства определяется по расходам на содержание жилья, а не по рыночной стоимости аренды. C развитием рыночных отношений эти отличия будут уменьшаться.

СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМЫ

Суть схемы СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии — от производства до конечного потребления и накопления.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в отчетном периоде и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости товаров и услуг показывается в детальном отраслевом (продуктовом) разрезе.

Система национальных счетов в России в настоящее время включает следующие счета:

счет образования первичных доходов;

счет распределения первичных доходов;

счет вторичного распределения доходов;

счет использования доходов;

счет операций с капиталом.

Счет товаров и услуг является своеобразной сводной таблицей. Как и все счета, он состоит из двух частей: в части «ресурсы» показываются выпуск продукции и импорт товаров и услуг, в части «использование» — объемы использования продукции на потребление (промежуточное и конечное), накопление основного и оборотного капитала, экспорт. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе своих потоков статистической информации, вследствие чего суммарные итоги по ним могут несколько различаться между собой. Для баланса по счету эта разница оформляется в виде показателя «статистическое расхождение», который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Статистическое расхождение, не превышающее 4-5% ВВП, свидетельствует об удовлетворительном качестве расчетов.

Границы производства определяются в СНС как деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг. Производственная деятельность охватывает предприятия, производящие товары и рыночные и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос) услуги.

В границы производства включается также производственная деятельность домашних хозяйств. Она охватывает производство всех продуктов независимо от того, проданы они или нет, включая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных подсобных хозяйствах, строительство собственными силами и различные услуги, в том числе торговые, посреднические и т.д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кроме условно исчисленных доходов от проживания в собственных жилищах.

Производственная деятельность должна включать также скрытые, не учитываемые в обычном порядке, экономические операции, в том числе незаконные. Методология их определения осваивается, расчеты ведутся на основании косвенных данных и экспертных оценок. Данные эти пока неполные.

В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам. Сектор представляет собой совокупность институционных единиц (то есть хозяйствующих субъектов), имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение.

Институционными единицами являются хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Институционными единицами могут быть юридические лица и физические лица (или их группы) в виде домашних хозяйств.

Выделяются следующие сектора национальной экономики : нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства . Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется условный сектор «остальной мир», объединяющий все институционные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Институционная единица считается резидентом в экономике страны, если она имеет на ее территории центр экономического интереса, то есть если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году.

Согласно рекомендациям международных статистических организаций, для экономики в целом и для каждого из секторов должен составляться полный набор счетов. Однако лишь некоторые страны полностью выполняют это требование.

Счета производства и образования доходов составляются не только в целом по экономике и секторам, но также и по отраслям.

Отрасль определяется как совокупность заведений, т.е. предприятий или подразделений предприятий, расположенных в одном месте, занимающихся одним видом производственной деятельности (не относящейся к вспомогательной) или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. В тех случаях, когда институционная единица состоит из одного заведения, эти две структуры совпадают. Однако заведение как таковое не является обособленным структурным образованием, способным от своего имени владеть товарами или активами, получать доходы и расходовать эти средства и т.д. Отрасли могут включать заведения, являющиеся производителями как рыночных, так и нерыночных услуг. В связи с этим в общем выпуске продукции выделяется выпуск:

К отраслям, производящим товары, относятся : промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги. Рыночные услуги включают все услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.

Оценка в текущих ценах осуществляется в системе по ценам, фактически используемым в операциях.

Производство и использование ВВП оцениваются в текущих рыночных ценах, преобладающих в период, к которому относится производство или использование продукции.

Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов, отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам. Основная цена — цена, получаемая производителем за единицу товара или услугу, исключая любые налоги на продукты, но с учетом субсидий на продукты.

Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены подобных товаров и услуг, реализуемых на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство, если рыночная цена отсутствует (в частности, так оцениваются услуги государственных учреждений и некоммерческих организаций).

Все показатели в текущих ценах, в том числе показатели изменения запасов материальных оборотных средств и потребления основного капитала, исчисляются в средних ценах рассматриваемого периода.

Переоценка в сопоставимые (предыдущего года) цены проводится как по произведенному валовому внутреннему продукту, так и по показателям его использования.

С учетом специфических условий развития российской экономики, высокой инфляции и недостатка первичной информации переоценка показателей производства ВВП в сопоставимые цены осуществляется с использованием метода прямого дефлятирования (переоценка добавленной стоимости отраслей с использованием индекса цен выпуска каждой отрасли) или метода экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли по каким-либо индексам физического объема или натуральным индикаторам, адекватно отражающим динамику развития производства в данной отрасли.В качестве таких индикаторов применяются либо показатели численности занятых в данной отрасли (например, численность занятых в органах государственного управления и численность военнослужащих использовались для экстраполяции показателей добавленной стоимости в отраслях «управление» и «оборона»), либо какие-либо натуральные показатели, характеризующие, в основном, деятельность этой отрасли (например, численность детей, обучающихся в школах, использовалась для переоценки добавленной стоимости в отрасли «образование» ).

Для переоценки в сопоставимые цены показателей использования ВВП применяются:

индекс потребительских цен — для расходов на конечное потребление домашних хозяйств;

натуральные индикаторы и численность занятых в отраслях — для расходов государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

индекс цен капитальных вложений — для накопления основного капитала;

индексы цен в промышленности и в сельском хозяйстве — для изменения запасов материальных оборотных средств;

индексы цен на экспортную и импортную продукцию с учетом изменения обменного курса рубля — для экспорта и импорта.

Основные показатели СНС и методы их расчета

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов экономики в отчетном периоде.

Выпуск оценивается на основе данных о стоимости реализованной продукции и изменений запасов готовой продукции и стоимости незавершенного производства.

Основным принципом оценки рыночного выпуска товаров и услуг является использование рыночных цен, преобладающих в период, к которому относится производство продукции.

Изменение запасов готовой продукции и незавершенного производства определяется как разница между поступлениями в запасы и изъятиями из них в оценке по ценам, действующим, соответственно, в момент их поступления или изъятия.

Выпуск розничной и оптовой торговли измеряется величиной торговой наценки (реализованного наложения).

В жилищном хозяйстве к рыночным услугам отнесены доходы от сдачи жилья в аренду (квартирная плата). К нерыночным услугам отнесены затраты на текущее содержание жилья всех видов собственности, кроме муниципального, непокрываемые доходами и условно исчисленные услуги домашних хозяйств по проживанию в жилище, находящимся в частной собственности граждан. Продукция рассчитывается по затратам, которые несут владельцы жилья при его эксплуатации.

Нерыночные услуги в большинстве отраслей оцениваются по фактическим текущим расходам на оказание этих услуг (за вычетом пенсий, пособий и стипендий с добавлением потребления основного капитала). К текущим расходам относятся: материальные затраты, оплата услуг, потребленных в процессе производства, расходы на заработную плату и др. Капитальные затраты, в том числе затраты на капитальный ремонт, к текущим затратам не относятся.

Для страховых организаций выпуск — это разница между страховыми премиями, полученными страховыми организациями по всем видам страхования плюс чистый доход от инвестирования технических резервов страхования минус страховые возмещения по всем видам страхования и изменение технических резервов страхования (скорректированное на изменение их стоимости в результате изменения цен).

Выпуск банковских услуг состоит из двух частей : непосредственной оплаты услуг банков (за ведение счетов и т.д.) и косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, определяемых как разница между процентами, полученными банками за предоставленные кредиты и процентами, выплаченными за полученные кредиты.

Промежуточное потребление равно стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства. Потребление основного капитала не включается в состав промежуточного потребления.

В состав промежуточного потребления включается отдельной позицией потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (банков). Согласно пересмотренному варианту СНС 1993 г. стоимость услуг банков должна быть распределена между конечным и промежуточным потреблением и последняя должна быть включена в промежуточное потребление тех отраслей, которые фактически потребляют эти услуги. Однако, в большинстве случаев необходимая для такого расчета информация отсутствует. Поэтому в международной практике многими странами принято вводить в расчет, помимо всех прочих отраслей, производящих товары или оказывающих услуги, некоторую условную единицу, единственной экономической функцией которой является потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, которые невозможно учесть в составе промежуточного потребления отраслей.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин «валовая» указывает на то, что показатель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.

Чистые налоги на продукты и на импорт. Налоги на продукты включают налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг. К налогам на продукты относятся: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и др. Налоги на импорт — это налоги на импортируемые товары и услуги. Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий на продукты и на импорт. Субсидии — текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям, при условии производства ими определенного вида товаров и услуг.

Валовой внутренний продукт на стадии производства получается путем суммирования валовых добавленных стоимостей секторов или отраслей экономики. Валовой внутренний продукт рассчитывается в рыночных ценах, то есть включая чистые налоги на продукты и на импорт.

Оплата труда наемных работников определяется суммой всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых работодателями наемным работникам за работу, выполненную в течение отчетного периода. Оплата труда наемных работников учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя фактические и условно исчисленные отчисления на социальное страхование (включая государственный пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования), налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам и выплачиваются ими непосредственно органам социального страхования, налоговым службам и так далее от лица наемного работника.

Другие налоги на производство состоят из всех налогов, которыми облагаются производящие единицы в связи с их производством или использованием факторов производства, кроме налогов на продукты. Размер таких налогов прямо не зависит от объема и рентабельности производства. Они не включают также любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые институционной единицей. К другим налогам на производство относятся: налог на рабочую силу, участвующую в процессе производства, периодические налоги на землю, здания и сооружения, используемые в производстве, налог на основные фонды, предпринимательские и профессиональные лицензии, гербовые сборы и некоторые другие.

Валовая (чистая) прибыль и валовые (чистые) смешанные доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и на импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета доходов от собственности. Чистая прибыль равняется валовой прибыли за вычетом потребления основного капитала.

Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, эта статья содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется смешанным доходом.

Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений.

Доходы от собственности включают доходы, получаемые или выплачиваемые институционными единицами в связи с предоставлением в пользование финансовых активов, земли и других нефинансовых непроизведенных активов (недра и другие природные активы, патенты, лицензии и т.п.).

Сальдо первичных доходов характеризует доходы, образующиеся у институционных единиц-резидентов в результате их участия в производстве и от собственности. Оно определяется как разница между всеми первичными доходами полученными и выплаченными единицами-резидентами. На уровне экономики в целом сальдо первичных доходов, определенных на валовой основе, т.е. до вычета потребления основного капитала, равно валовому национальному доходу . Сальдо первичных доходов, определенных на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала, равно чистому национальному доходу.

Трансферт представляет собой операцию, когда одна институционная единица предоставляет товар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не получая взамен от нее возмещения в виде товара, услуги или актива. Различают текущие и капитальные трансферты. Они могут производится в денежной и натуральной форме.

Текущие трансферты включают следующие основные виды: текущие налоги на доходы, богатство и т.п., отчисления на социальное страхование, социальные пособия, добровольные взносы и подарки, не имеющие капитального характера, штрафы и т.д.

Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных средств) или средств для их приобретения от одной институционной единицы к другой. Капитальные трансферты обычно являются единовременными и значительными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников операции. Они включают налоги на капитал, инвестиционные субсидии, прочие капитальные трансферты.

Располагаемый доход представляет собой доход, которым иституционная единица располагает для конечного потребления и сбережения. Он равен сальдо первичных доходов, минус доходы, переданные в качестве текущих трансфертов, плюс полученные текущие трансферты. Сумма располагаемых доходов всех институционных единиц-резидентов равна валовому национальному располагаемому доходу .

На стадии использования валовой внутренний продукт рассчитывается как сумма конечного потребления товаров и услуг, валового накопления и чистого (за вычетом импорта) экспорта.

Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов на конечное потребление государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные и коллективные потребности домашних хозяйств и общества в целом, а также расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на городских рынках и через неорганизованную (уличную) торговлю, предприятиях бытового обслуживания, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, платных учреждениях культуры, здравоохранения, образования, а также потребление товаров и услуг в натуральной форме — произведенных для себя (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, условно исчисленные услуги по проживанию в собственном жилище) и полученных в качестве оплаты труда.

Расходы на конечное потребление государственных учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, состоят из расходов сектора государственных учреждений на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет Государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы предприятий и организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области образования, здравоохранения, культуры.

Расходы на конечное потребление государственных учреждений, удовлетворяющих коллективные потребности. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет Государственного бюджета предприятиями и организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домохозяйств, а общества в целом или отдельных групп населения. В этот показатель включаются расходы на оборону, общее государственное управление, шоссейное хозяйство, а также расходы на нерыночную науку, коммунальное хозяйство, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства — расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включаются бесплатные услуги социального характера, оказываемые коммерческими предприятиями и организациями своим работникам.

С другой стороны, конечное потребление может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг . Для домашних хозяйств оно включает их расходы на покупку потребительских товаров и услуг и стоимость индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от государственных учреждений и от некоммерческих организаций бесплатно в качестве социальных трансфертов в натуре. Для государственных учреждений фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, фактическое конечное потребление отсутствует.

Сбережение — часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг.

Валовое накопление в целом по экономике показывает чистое приобретение резидентными единицами товаров и услуг, произведенных в текущем периоде или поступивших по импорту, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты : а) приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; в) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.

Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение производственных запасов; незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов в течение данного периода рассчитывается как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в средних рыночных ценах рассматриваемого периода для устранения влияния изменения цен.

Чистое приобретение ценностей — стоимость покупок за вычетом продаж ценностей, приобретаемых как средство сохранения стоимости: драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произведений изобразительного искусства.

Чистое приобретение земли и других нефинансовых непроизведенных активов — стоимость покупок за вычетом продаж природных активов, таких как земля, недра, некультивируемые (естественные) биологические ресурсы, водные ресурсы под землей, а также непроизведенных нематериальных активов, состоящих из авторских прав, патентов, лицензий,торговых знаков, прав на аренду и других передаваемых контрактов, купленных деловых связей («гудвиллов») и др.

Чистое кредитование (+) или чистое заимствование (-) представляет собой превышение или дефицит источников финансирования по сравнению с расходами на чистое приобретение нефинансовых активов. На уровне экономики в целом чистое кредитование или чистое заимствование показывает количество ресурсов, которые страна предоставляет в распоряжение «остального мира» или которое «остальной мир» предоставляет стране.

Чистый экспорт рассчитывается во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом и включает в себя оборот российской торговли с зарубежными странами, включая страны СНГ.

Импорт и экспорт товаров и услуг складывается из «видимых товаров» (материальных ценностей, немонетарного золота и серебра, которое не выступает в качестве платежного средства; товаров, предоставляемых в качестве даров, безвозмездной помощи и т.д.) и услуг. Стоимость экспорта и импорта в СНС корреспондируется с аналогичными показателями платежного баланса.

В расчетах по СНС показатели: выпуск, прибыль, промежуточное потребление и прирост материальных оборотных средств — исчисляются без холдинговой прибыли (убытка) , представляющей собой ту величину стоимости продукции, которая образовалась в результате изменения цен на нее за период нахождения продукции в запасах и которая в условиях инфляции может быть довольно значительной.

Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

источник

Базовыми концептуальными понятиями СНС, определяющими структуру современной рыночной экономики и характер взаимосвязей между экономическими субъектами, являются понятия «институциональная единица» и «экономическая операция».

Институциональная единица в СНС определяется как экономический субъект, способный на правах собственности владеть товарами и активами, принимать обязательства, экономические решения и участвовать в экономической деятельности и операциях с другими субъектами. Существенным признаком таких единиц является также наличие или при необходимости возможность построения для них полного набора счетов, включая балансы активов и пассивов.

Экономическая операция – это категория, отражающая интенсивность и направление движения потоков ресурсов между экономическими субъектами.

В СНС вся совокупность институциональных единиц группируется в соответствии с секторной классификацией, основой которой являются группы экономических субъектов, однородных по экономическим целям, функциям и источникам финансирования.

В соответствии с методологией СНС в экономике выделяются следующие секторы:

  • • нефинансовые корпорации;
  • • финансовые корпорации;
  • • государственные учреждения;
  • • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  • • домашние хозяйства;
  • • остальной мир.

В СНС секторное деление относится к экономическим единицам, представленным предприятиями, в отличие от единиц, классифицируемых в СНС как заведения, характерной особенностью которых является наличие определенной территориальной локализации и доминирующего вида производственной деятельности. В отличие от предприятия (кроме случаев идентичности этих единиц) заведение не является обособленным структурным подразделением, обладающим правами владения и распоряжения материальными ресурсами и активами, получения и использования доходов.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Для идентификации институциональных единиц и отражения характера их экономических взаимосвязей в СНС используется понятие «резидентство«.

Используемая в СНС концепция резидентства идентична содержанию данного понятия, используемому в Руководстве по платежному балансу Международного валютного фонда. Резидентами страны считаются находящиеся на ее экономической территории длительное время иностранные предприятия, а также не являющиеся самостоятельными юридическими лицами филиалы и представительства нерезидентов. Сотрудники иностранных посольств (кроме персонала из состава местного населения, работающего по найму), иностранные студенты, иностранные военнослужащие, обслуживающие военные базы на территории данной страны, а также лица, проходящие курс лечения, независимо от срока пребывания на экономической территории данной страны не являются ее резидентами. В соответствии с методологией СНС институциональная единица относится к категории резидентной единицы в случае, если центром ее экономических интересов является экономическая территория данного государства. При этом центр экономических интересов для институциональной единицы определяется наличием на экономической территории конкретных мест проживания, производства или других объектов, фактически используемых для участия (и намерениях дальнейшего участия) в экономической деятельности и операциях значительного масштаба в течение неопределенного или определенного длительного периода времени.

Под экономической территорией в СНС понимается территория, управляемая государственными органами, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение материальных, финансовых и трудовых ресурсов. В состав экономической территории государства также включается воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого оно имеет исключительные права на добычу природных ресурсов. К экономической территории государства также относятся зарубежные территориальные анклавы – зоны, расположенные в других странах, используемые на различных условиях (аренды, собственности и др.) правительственными учреждениями для дипломатических, военных, научных или других целей (посольства, консульства, военные миссии и др.).

Кроме того, в СНС в качестве отдельных экономических субъектов, имеющих свои характерные особенности экономического поведения, выделяются некорпоративные предприятия и квазикорпорации. Выделение таких субъектов в СНС связано с необходимостью идентификации в структуре рыночной экономики единиц со специфическими признаками, наличие или комбинации которых являются определяющими при их классификации.

Особенностью некорпоративных предприятий является их принадлежность членам домашних хозяйств, которые контролируют их деятельность индивидуально или в партнерстве с другими членами. Соответственно их экономическая деятельность (участие в операциях и отношениях с другими экономическими единицами, принятие обязательств и ответственности по всем обязательствам) может осуществляться только от лица их владельцев – членов домашних хозяйств. Поэтому такие предприятия при отсутствии других дополнительных признаков в СНС рассматриваются как часть сектора домашних хозяйств, на которые распространяется неограниченная ответственность по их обязательствам.

Квазикорпорации – это вид некорпоративных предприятий, экономическое поведение которых по многим признакам аналогично поведению корпоративных образований. Характерными признаками квази корпораций в отличие от некорпоративных предприятий как части домашних хозяйств являются:

  • – наличие определенной самостоятельности в экономическом поведении (прежде всего в части реализации ценовой политики), организации общего управления, управления производственными процессами и использовании экономических ресурсов;
  • – наличие системы учета с полным набором счетов, которые позволяют идентифицировать движение ресурсов в виде потоков доходов и капитала между квазикорпорациями и их владельцами.

Кроме того, система учета на таких предприятиях должна предусматривать возможности построения балансов материальных и финансовых активов и пассивов, отражающих стоимость их основного капитала, запасов материальных оборотных активов, объемов депозитов, финансовых обязательств и др.

Использование в СНС понятия квазикорпораций также позволяет отделить собственность относительно самостоятельных некорпоративных предприятий от имущества их владельцев.

В СНС к квазикорпорациям относятся:

  • – некорпоративные предприятия, принадлежащие резидентным институциональным единицам, в которых используются корпоративные принципы управления, а взаимоотношения с их владельцами идентичны взаимоотношениям корпоративных структур с акционерами;
  • – резидентские некорпоративные предприятия, принадлежащие нерезидентным институциональным единицам и занятые в производстве на данной экономической территории в течение длительного или неопределенного периода времени.

При классификации квазикорпорации рассматриваются как масть корпоративного сектора.

В современной СНС выделяются три основных типа квазикорпораций:

  • – некорпоративные предприятия, принадлежащие государственным единицам, занятые в рыночном производстве и управляемые в соответствии с принципами, используемыми в государственных корпорациях;
  • – некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, управление которыми осуществляется в соответствии с корпоративными принципами;
  • – некорпоративные предприятия, принадлежащие институциональным единицам – резидентам других стран (отделения, офисы иностранных корпоративных или некорпоративных предприятий, производственные единицы, принадлежащие иностранным фирмам и др.), которые осуществляют в значительных объемах в течение длительного или неопределенного периода времени производственную деятельность в резидентной экономике.

В общем случае корпорации в СНС определяются как юридические лица, целью экономической деятельности которых является коммерческое производство товаров или услуг. Такая деятельность может быть источником прибыли или иной финансовой выгоды для ее владельцев, а сами корпоративные структуры являются коллективной собственностью акционеров, имеющих полномочия выбора и назначения руководства этих структур.

Сектор «Нефинансовые корпорации« состоит из резидентных единиц, занятых на коммерческой основе в производстве товаров и нефинансовых услуг.

В состав сектора нефинансовых корпораций включается следующая совокупность резидентных институциональных единиц:

  • – нефинасовые корпорации;
  • – нефинансовые квазикорпорации, включая все отделения иностранных нефинансовых предприятий, учрежденные на данной экономической территории на долгосрочной основе;
  • – некоммерческие организации, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг.

В соответствии с признаками, определяющими особенности осуществляемого контроля над деятельность корпоративных структур, в составе сектора нефинансовых корпораций выделяются:

  • – государственные нефинансовые корпорации;
  • – национальные частные нефинансовые корпорации;
  • – нефинансовые корпорации под иностранным контролем.

Ресурсы этих единиц формируются преимущественно за счет средств,

полученных от продажи товаров и оказания нефинансовых услуг другим единицам.

Сектор «Финансовые корпорации» объединяет резидентные экономические единицы, участвующие на коммерческой основе в посреднической финансовой или вспомогательной финансовой деятельности.

В СНС финансовое посредничество определяется как производственная деятельность, в которой институциональная единица принимает на себя обязательства с целью приобретения финансовых активов посредством участия в финансовых операциях.

Экономическая роль финансовых посредников состоит в аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов между различными экономическими единицами на основе использования различных финансовых инструментов. Соответственно финансовые корпорации определяются в СНС как предприятия, занятые в основном финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью, связанной с финансовым посредничеством.

В СНС в составе сектора финансовых корпораций выделяются:

  • – центральный банк;
  • – депозитные корпорации;
  • – финансовые вспомогательные корпорации;
  • – страховые корпорации и пенсионные фонды;
  • – прочие финансовые посредники.

Для финансовых корпораций при классификации по признакам осуществляемого контроля над их деятельностью используются аналогичные принципы и выделяются группы, аналогичные группам, принятым в классификации сектора нефинансовых корпораций.

В СНС секторы нефинансовых и финансовых корпораций (включающие соответствующие резидентные корпорации и квазикорпорации) часто рассматриваются в качестве единого – корпоративного сектора экономики.

Сектор «Государственные учреждения» в СНС объединяет совокупность институциональных единиц – юридических лиц, имеющих законодательную, юридическую или исполнительную власть над другими институциональными единицами.

Основные функции государственных учреждений в экономике связаны с предоставлением товаров и услуг обществу в целом или индивидуальным домашним хозяйствам, осуществлением распределительных функций и участием в нерыночном производстве.

Основным источником финансирования этой деятельности являются налоговые поступления.

В состав данного сектора включаются следующие группы резидентных институциональных единиц:

  • – учреждения центрального, регионального и местного уровней управления;
  • – фонды социального обеспечения;
  • – нерыночные некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые государственными органами.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства « объединяет резидентные организации, специализирующиеся в предоставлении товаров и услуг домашним хозяйствам на некоммерческой основе.

В СНС данный сектор выделяется в качестве самостоятельного элемента в общей совокупности некоммерческих организаций (НКО) – групп юридических или имеющих общественный статус лиц, которые организуются для производства товаров и услуг, но статус которых не позволяет им быть источником получения финансовой выгоды (прибыли, доходов и др.) для единиц, которые их учреждают, контролируют или финансируют.

В соответствии с приведенным определением в данный сектор не включаются некоммерческие организации, занятые в коммерческом (рыночном) производстве (к которым в СНС также относятся НКО, обслуживающие коммерческие структуры), а также некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые государственными учреждениями.

Источником финансирования деятельности некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, являются средства, получаемые в виде взносов или пожертвований.

В СНС выделяются два вида некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства:

  • – НКО, организованные и финансируемые на основе регулярных взносов (сборов) объединениями физических лиц для предоставления (как правило, на бесплатной основе) товаров и услуг их членам (профессиональные, потребительские ассоциации, религиозные организации, политические партии, клубы и др.);
  • – НКО, организованные в благотворительных целях для предоставления товаров и услуг всем категориям нуждающихся домашних хозяйств на некоммерческой основе; источниками поступления ресурсов в таких организациях, как правило, являются пожертвования в денежной или натуральной форме (в том числе от нерезидентных институциональных единиц).

Сектор «Домашние хозяйства» в СНС определяется как совокупность резидентных домашних хозяйств – групп физических лиц, имеющих общее место проживания, совместно потребляющих товары (в основном в виде продуктов питания) и услуги (в основном жилищные) и объединяющих часть или все доходы и богатство. К данному сектору также относятся некоторые институциональные единицы, образованные в соответствии с этими признаками и состоящие из лиц, находящихся в течение длительного времени вне мест постоянного проживания (больницах, тюрьмах, монастырях, домах престарелых и др.).

Выделение домашних хозяйств в виде самостоятельной группы институциональных единиц в СНС определяется прежде всего практическими проблемами, связанными с построением баланса активов и пассивов или других счетов для отдельных членов домашних хозяйств. В связи с этим в СНС предприятия (в соответствии с терминологией СНС – некорпоративные предприятия), полностью принадлежащие одному или нескольким членам одного домашнего хозяйства, рассматриваются как часть домашнего хозяйства, а не как отдельная институциональная единица, за исключением случаев, когда такие предприятия классифицируются как квази корпорации.

В СНС в составе сектора домашних хозяйств по признаку источника основных доходов выделяются следующие их категории:

  • работодатели, источником доходов которых являются смешанные доходы, получаемые владельцами некорпоративных предприятий с оплачиваемыми наемными работниками;
  • самозанятое население, источником доходов которого являются смешанные доходы, получаемые владельцами некорпоративных предприятий без оплачиваемых наемных работников;
  • наемные работники, источником доходов которых является оплата труда;
  • получатели доходов от собственности и трансфертов.

Сектор «Остальной мир» в СНС определяется как совокупность нерезидентных институциональных единиц, участвующих в экономических операциях или имеющих другие экономические связи с резидентными единицами.

Выделение данного сектора в СНС связано с необходимостью идентификации групп институциональных единиц, осуществляющих экономическую деятельность в пределах и за пределами конкретной экономической территории, что является принципиально важным при формировании макроэкономических показателей, относящихся к внутренней и национальной экономике. Используемыми для этих целей критериями являются такие признаки, как расположение центра экономических интересов институциональных единиц, продолжительность физического пребывания на данной территории и т.д.

источник

Все рассмотренные выше макроэкономические показатели широко используются в системе национального счетоводства. Система национальных счетов (СНС) служит не только макроэкономическим задачам в целом, но и направлена на практические цели, а именно: информировать субъектов хозяйственной деятельности об экономических процессах в стране, чтобы последние могли принимать взвешенные и экономически эффективные решения.

Система национальных счетов — это специальные балансы, в которых отражены, с одной стороны, наличие ресурсов, а с другой — их использование (принцип двойной записи). Система национальных счетов — это своеобразные таблицы для выражения равновесных состояний совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. Полагается, что счета ведут агенты — участники экономических отношений.

Среди этих агентов можно выделить пять типов:

нефинансовые предприятия: все агенты, чья функция — производство товаров и услуг в целях получения денег;

домашние хозяйства: семейные ячейки, функции которых — потребление;

администрация — государственные учреждения, а также частный административный аппарат (профсоюзы и др.), которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка, а также все те агенты, чьей функцией является распределение стоимостей, созданных производством;

финансовые учреждения (банки, кредитные, страховые и аналогичные им учреждения);

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

заграница — агенты за пределами территории страны.

Агенты ведут счета основных экономических операций исходя из следующего: всякая операция имеет плательщика и получателя и записана один раз как использование и один раз как ресурсы (принцип двойной записи) так, что для каждой большой категории операций имеет место равновесие (все использование = всем ресурсам). Тогда можно построить сводную макроэкономическую таблицу, которая покажет равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с точки зрения баланса ресурсов и их использования главными агентами производства.

Важнейшие виды счетов:

Счет производства — баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей.

Счет валовой добавленной стоимости — баланс производства доходов и возмещения основного капитала через амортизацию в продукте.

Счет эксплуатации — баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенным налогам.

Счет распределения — баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи.

Счет капитала — баланс финансирования инвестиций (чистых), увеличения запасов и т.д.

Финансовый счет — итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Приведем примеры двух счетов — распределения доходов предприятий и капитала и финансовых операций домашних хозяйств (табл. 1.2 и 1.3).

Что касается нашей страны, то применение системы национальных счетов сориентировано на необходимость перехода к макроэкономическому моделированию рыночных процессов и обеспечения методологического единства при исчислении показателей для целей международных сопоставлений. Важным условием внедрения системы национальных счетов явилось исчисление с 1988 г. органами статистики показателя ВНП.

Национальные счета Российской Федерации- это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора счетов и таблиц, целью которой является получение полной картины экономической деятельности страны. Результаты, т.е. продукты, услуги, товары, нерыночные услуги, а также трансферты в СНС РФ трактуются следующим образом:

Продукты — результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (включая энергию).

Услуги — результаты деятельности, удовлетворяющие определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в продуктах. Сюда входят услуги как материального, так и нематериального характера.

Товары — продукты и услуги, обычно предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства. Условно исчисленная продукция финансовых посредников и условно исчисленная стоимость проживания в собственном жилище рассматриваются по соглашению как товары.

Нерыночные услуги — услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреблению.

Трансферты — перераспределенные потоки доходов: они представляют собой односторонние безвозмездные передачи доходов как в денежной, так и в натуральной форме, осуществляемые в целях перераспределения доходов и сбережений. Другими словами, трансферты не вызывают потоков доходов, продуктов и услуг в обратном направлении.

Система национальных счетов (СНС) РФ включает следующие счета:

счета внутренней экономики (продукты и услуги, производство, образование доходов, распределение доходов, капитальные затраты, финансовый счет),

счета внешнеэкономических связей или «остального мира» (текущие операции, капитальные затраты, финансовый счет).

Сводка этих счетов приведена в табл. 1.4.

Кроме того, в системе национальных счетов для более детального макроэкономического анализа на национальном уровне в виде счетов представлены и важнейшие экономические операции.

Все экономические операции в системе национальных счетов делятся на три основные группы:

операции с продуктами и услугами (производство, обмен и использование продуктов и услуг в отраслях и секторах народного хозяйства, включая и те из них, которые созданы в прошлые периоды, а также получены в качестве импорта);

распределительные операции (операции, целью которых является распределение и перераспределение добавленной стоимости, созданной производителями, а также перераспределение сбережений);

финансовые операции (относятся к изменениям финансовых активов и пассивов в различных секторах экономики).

Таким образом, национальные счета представляют собой систему с высоким уровнем детализации внутренней структуры, они являются незаменимой основой для проведения расчетов на макроэкономическом уровне, служат эффективным инструментом общего механизма регулирования национальной экономики.

Основные макроэкономические показатели.

Основными макроэкономическими показатели являются:

Валовый национальный продукт

Валовый внутренний продукт

Чистый национальный продукт

Валовый национальный доход

Валовый национальный располагаемый доход

Чистое кредитование и чистое заимствование

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10057 — | 7508 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Структура национальной экономики. Система национальных счетов как инструмент анализа национальной экономики

МАКРОЭКОНОМИКА

Макроэкономический анализ: цели и метод исследования. Объект макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы и индикаторы

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая развитие

экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого

экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня

инфляции и равновесия платежного баланса.

Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий

между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования

национальной экономики. Речь идет о механизмах установления и поддержания с

помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного и

долгосрочного макроэкономического равновесия. Основателем макроэкономического анализа является Джон Кейс.

Цели макроэкономики:

1.Достижение устойчивого роста реального ВВП, обеспечивающие население товарами и услугами.

2.Сохранение стабильного уровня цен с помощью рыночной конкуренции.

3.Обеспечение высокой занятости трудоспособного населения.

4.Достижение положительного сальдо внешнеторгового баланса, свободная конвертируемость валюты по твёрдому курсу.

5.Рост эффективных и социальных направлений функционирования рыночной экономики.

Макроэкономика использует как общие, так и специфические методы изучения.
К общенаучным методам относятся:
— метод научной абстракции;
— метод анализа и синтеза;
— метод единства исторического и логического;
— системно-функциональный анализ;
— экономико-математическое моделирование;
— сочетание нормативного и позитивного подходов.
Основным специфическим методом макроэкономики является макроэкономическое агрегирование объединение явлений и процессов в единое целое. Агрегированные величины характеризуют рыночную конъюнктуру и ее изменение. Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты (домашние хозяйства, фирмы, государство, заграницу) и рынки (товаров и услуг, ценных бумаг, денег, труда, реального капитала, международный, валютный).

В макроэкономике широко используются экономические модели — формализованные описания (логические, графические, алгебраические) различных экономических явлений и процессов для обнаружения функциональных взаимосвязей между ними.

Объект макроэкономики — являются сводные, обобщающие показатели по всему хозяйству в государственных масштабах, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, инфляционные показатели, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика изучает и исследует средние по стране экономические показатели, такие, как средние доходы, средняя заработная плата, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда.

Макроэкономические индикаторы – это показатели, характеризующие в целом состояние экономики каждой страны, по многим аспектам.

К основным видам макроэкономических индикаторов относят 2 вида баланса. А именно: платежный и торговый. С помощью отчетов по этим балансам, можно отслеживать все колебания финансовых активов между любыми странами.

«Платежный баланс» – представляет соотношение между общей суммой платежей, поступающих в страну, и суммой платежей за границу

«Индекс потребительских цен» – отражает изменение уровня розничных цен на товары и услуги. Этот макроэкономический индикатор является главным показателем уровня инфляции.

«Валовый внутренний продукт» – Это главный индикатор, который отражает экономическое состояние страны. ВВП выражается как индекс, относительно предыдущего периода анализа в виде абсолютного значения всей суммы цен за произведенные национальной экономикой товары и услуги.

Основные макроэкономические проблемы включают в себя такие внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы как:

· проблема масштабов национального производства и темпов экономического роста;

· накопления и масштабов инвестиций;

· недогрузки производственных мощностей;

· дефицита государственного бюджета;

· стабильности курса национальной валюты;

· дефицита внешней торговли;

· дефицита платёжного баланса;

· макроэкономической нестабильности (проблема экономического цикла),

Структура национальной экономики. Система национальных счетов как инструмент анализа национальной экономики.

Национальная экономика современного государства – сложная хозяйственная система, включающая:

· Людей, т.е. это хозяйствующие субъекты, одновременно являющиеся

производителями благ и услуг и их потребителями;

· естественную среду, т.е. территория данной страны с ее природными

· капитал в материальной и денежной форме, а также человеческий

Цель национальной экономики – обеспечение наилучших условий жизнедеятельности членов общества на основе экономического роста без снижения при этом уровня национальной безопасности.

Отраслевая структура национальной экономики

В национальной экономике выделяют области экономической деятельности, которые отличаются друг от друга однотипностью выпускаемого продукта, ресурсов и технологий:

1) сфера материального производства, которая создает продукты, имеющие

материальную форму (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.);

2) сфера нематериального, духовного производства, результатом которого

является продукт в виде идей, предназначенный для духовного развития человека

3) сфера создания услуг как в материальном (ремонт зданий, оборудования),

так и в нематериальном производстве (туризм, образование, финансовые,

Также структуру национальной экономики можно определить по стадиям переработки ресурсов и продуктов:

· первичный сектор – отрасли и предприятия, осуществляющие добычу

сырья (добывающий сектор экономики);

· вторичный сектор – отрасли и предприятия, обеспечивающие

создание и доведение продукта до потребителя (обрабатывающий сектор);

· третичный сектор – производство услуг различного вида (сектор услуг).

Региональная структура национальной экономики представляет собой

совокупность хозяйствующих субъектов, сосредоточенных в определенном

регионе страны. В России функционирует 7 федеральных округов, в которые

объединены саморазвивающихся краев, областей, республик.

Воспроизводственная структура национальной экономики

Общественное воспроизводство – совокупность индивидуальных процессов

воспроизводства (на уровне домохозяйств, предпринимательских структур, фирм)

в их взаимосвязи, непрерывном потоке. Эти взаимосвязи создают условия для

непрерывного продолжения, повторения общественного воспроизводства.

Общественное воспроизводство осуществляется непрерывно, в единстве четырех

фаз: производство, распределение, обмен и потребление.

Виды общественного воспроизводства:

· простое, если процесс осуществляется в тех же объемах, что и в

· расширенное, при котором происходит качественное совершенствование или количественный рост производства;

· суженное, которое отражает кризисное состояние национальной экономики.

Система национальных счетов (СНС) – это комплексная система показателей, характеризующих все основные макроэкономические процессы. СНС связана с платежным балансом и некоторыми разделами макроэкономической статистики. Основой формирования современной системы национальных счетов является «СНС – 1993», разработанная рабочей группой Евростата, Международным валютным фондом (МВФ), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка.

СутьСНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства. Каждой стадии соответствует специальный счет. Счета СНС являются счетами потоков, т.е. в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии от производство до использования.

В результате формируются балансовые таблицы, отражающие наличие активов, изменение национального богатства, и таблицы «Затраты-выпуск», в которых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом разрезе.

СНС включает следующие счета:

3. счет образования доходов;

4. счет распределения первичных доходов;

5. счет вторичного распределения доходов;

6. счет использования располагаемого дохода;

7. счет операций с капиталом.

Основу системы национальных счетов составляют следующие принципы:

1. Все отрасли экономики взаимосвязаны и равноправны. Разница между ними носит технологический характер.

2. Стоимость образуется за счёт фактического производства.

3. операции отражаются как показатели создания и движения стоимости, финансовых ресурсов, капитала, доходов и расходов;

4. классификация структуры экономики производится по секторам экономики;

5. для характеристики движения доходов и расходов используется система счетов с принципами корреспонденции операций, двойной записи, и баланса активов и пассивов.

В СНС применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам:

· нефинансовые предприятия – хозяйствующие субъекты, производящие товары и нефинансовые услуги с целью их реализации;

· финансовые учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые единицы) – субъекты, основной функцией которых является финансовое посредничество;

· правительственные учреждения – субъекты, главной функцией которых является перераспределение доходов и богатства;

· некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации), главной функцией которых является оказание нерыночных услуг участникам этих организаций;

· домашние хозяйства – население, мелкие предприятия;

· сектор «остальной мир» – зарубежные страны, предприятия иностранных государств.

источник