Меню Рубрики

Сказка красная шапочка с точки зрения психологии

Возможен ли окончательный анализ сказки, есть ли единственно правильное понимание смысла сказок, мифов, легенд, притч? Вопрос не простой. Главное — обогащать свой взгляд, понимание сказки разными точками зрения. Давайте прямо сейчас и обогатим свое понимание сказки разными трактовками. Возьмем всем известную историю о Красной Шапочке и рассмотрим ее с точек зрения основных психологических школ.

Что могли бы найти в этой истории последователи Зигмунда Фрейда?

Во-первых, ситуацию проявления либидо, связанную с достижением девочкой половой зрелости. Красная шапочка — символ первой менструации. Идущая по лесу девушка в красной шапочке как бы заявляет всем: «Посмотрите, я достигла половой зрелости и готова к началу интимной жизни!» Либидо Красной Шапочки «ищет приключений».

Во-вторых, стремление отделиться от тела матери. Красная Шапочка игнорирует предупреждение об опасности, стремясь быстрее познакомиться с Волком. Волк символизирует мужскую фигуру. Таким образом мать предупредила дочь об опасности взаимоотношений с мужчиной. Но дочь, стремясь стать женщиной и тем самым отделиться от тела матери, сама идет прямо к Волку в пасть. Так соотносятся между собой тенденции либидо и мортидо (стремление к удовольствию и стремление к смерти).

В-третьих, конфликт Ид и Супер-Эго при слабо развитом Эго. Красная Шапочка одержима Ид, поэтому игнорирует наставления Супер-Эго, в результате чего попадает в травматичную ситуацию. То, что она оказывается съеденной Волком, представляется наказанием Супер-Эго.
В-четвертых, указание на «женский шовинизм». В конце истории Красная Шапочка проявляет инициативу и наполняет брюхо Волка камнями, символизирующими неспособность мужчины «быть беременным». Дело в том, что Волк, съев бабушку с внучкой, как бы «стал беременным», правда, «разродился» он в результате «кесарева сечения», произведенного лесорубами. За что и был наказан «новорожденными».

Что же можно увидеть в истории о Красной Шапочке с высоты юнгианского анализа?

Конечно же, проявление основных архетипов, выделенных К.-Г. Юнгом: Анимы, Анимуса, Персоны, Тени, Самости. Красная Шапочка символизирует юную незрелую Аниму, активно стремящуюся к приобретению опыта, взрослению. Волк в этом случае может предстать в качестве Анимуса, наполненного дикой, инстинктивной, агрессивной энергией. В какой-то момент Анимус поглощает героиню, обретая доминирующее положение. Но героиня справляется с этой ситуацией и становится опытнее, взрослее.

В то же время Волк — это проявление Тени. Сначала героиня поддается ее влиянию, но потом ей приходится вступить в борьбу с собственной теневой природой и победить ее. Все это говорит в пользу личностного роста.

В любом случае, незрелая душа должна пройти испытание, инициацию, чтобы стать взрослой.

Если мы посмотрим на эту же историю с позиции бихевиорального подхода, мы сможем оценить эффективность поведения героев сказки. Чего хотела Красная Шапочка? Допустим, приключений. Она их получила? Несомненно! Следовательно, в общем случае, ее поведение эффективно. Однако с точки зрения решения героиней оперативных задач ее реакции и стиль можно подвергнуть критике. Например, неужели взрослая девушка не в силах отличить бабушку от переодетого Волка? Зачем она заигрывает с ним, вместо того чтобы убежать и позвать на помощь? То есть в этих случаях героиня демонстрирует не самый правильный способ реагирования.

А Волк, насколько эффективен он? Надо сказать, что его поведение не выдерживает критики, хотя бы даже потому, что в результате он дает себя убить. Если он хотел съесть и Бабушку и Красную Шапочку, то зачем ему нужно было переодеваться в бабушку? Логичнее было бы подстеречь девушку у входа в дом и утащить в лес прежде, чем она успеет позвать на помощь. Словом, неэффективный Волк имеет все показания для психокоррекционной работы.

Интересным аспектом для анализа этой сказки с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода является тема влияния и противостояния влиянию. Какие способы влияния использует Волк? Манипуляцию и целенаправленное нападение. Искусна ли Красная Шапочка в демонстрации цивилизованного противодействия нападению и манипуляции? Использует ли она техники информационного диалога, психологической самообороны или хотя бы цивилизованную конфронтацию? Судя по ее поведению, это происходит крайне неумело и, скорее всего, неосознанно. Поэтому не удивительно, что она, не сумев противостоять манипуляции Волка, подвергается (вслед за Бабушкой) целенаправленному нападению и оказывается в брюхе у варвара. В таком свете смысл сказки приобретает дополнительный оттенок: «Варвару и манипулятору — варварская смерть».

Если мы посмотрим на эту же историю с позиции гуманистического подхода А. Маслоу, то нам предстоит найти актуализированные у героев потребности и оценить степень их самоактуализированности. Понятно, что у Волка актуализированы лишь низшие потребности, поэтому сам актуализированным персонажем его назвать сложно. Он даже еще не встал на этот путь. У таких несамоактуализированных личностей путь один… под топор к дровосеку или «на свалку истории».

У Красной Шапочки актуализированы более «высокие» потребности: принадлежности и любви, самоуважения, потребности в знаниях и эстетические потребности. Фактически, она стоит на пути самоактуализации, поэтому и побеждает Волка. Вот так более высокоорганизованные личности побеждают существ с варварским сознанием! Как в сказке.

Возможно, затевая интригу с Волком, Красная Шапочка испытывает себя, старается максимально раскрыть имеющиеся у нее способности. Все это говорит о ней как о личности, стремящейся к самоактуализации.

Сказкотерапевт немедленно бросится искать в истории о Красной Шапочке жизненные уроки. И, конечно, найдет их — и не один, а несколько. Например, для юных девушек и их родителей.

Во-первых, история о Красной Шапочке учит родителей развивать у детей самостоятельность и в нужный момент «отпускать» их. Кому-то мать Красной Шапочки покажется недалекой, безответственной женщиной. Действительно, как это можно отправить девочку одну в лес, зная, что она может угодить в лапы к волку?! Тем не менее мудрость родителей заключается в том, чтобы вовремя «отпустить» ребенка, дать ему право на ошибку, на самостоятельный поиск, поддержать его родительским благословением.

Во-вторых, она учит родителей выбирать адекватную форму для обучения детей жизни и предупреждения их об опасностях и «ловушках». Если Красная Шапочка слишком легко отнеслась к предупреждению матери, значит, та что-то сделала не так, не нашла к дочери подхода.

В-третьих, эта история, в качестве еще одного урока для родителей, иллюстрирует идею «запретного плода». Чем больше мы запрещаем детям в директивной форме, чем больше мы игнорируем их склонность к исследованию запретного и испытанию себя, тем травматичнее могут быть последствия их поступков. Что могут родители? Принять, наконец, тот факт, что юная душа склонна к экспериментам с «запретным». Это естественно.

Если бы мать Красной Шапочки сказала ей: «Милая доченька! Тебе предстоит перейти через лес, в котором, как ты знаешь, живет Волк. И я, и другие люди все время говорят о его опасности. Не исключено, что это обстоятельство вызывает в тебе любопытство. Наверняка, тебе самой интересно проверить, правду ли говорят люди. Твое любопытство совершенно естественно и говорит о твоем стремлении познать новое, приобрести опыт и дать Волку свою собственную оценку. Если ты поймала себя на таких чувствах, — следуй своей интуиции, и у тебя все получится. Я знаю, ты сумеешь вовремя распознать коварство Волка, особенно, когда он на миг покажется тебе довольно обаятельным и не лишенным чувства юмора. Я уверена, что ты никогда не позволишь Волку одурачить или переиграть себя, — ведь ты очень умна и способна. Я также знаю, что если даже Волк тебя обидит, ты сумеешь себя защитить, найти выход из сложного положения. Я верю в тебя, моя девочка! Вот твоя корзинка, и пусть ведут тебя по дороге Здравый смысл, Вера и Легкость!» Мудрая мать проговорила чувства, стремление и состояние дочери и дала ей благословение. В этом случае можно предполагать, что события сказки сложились бы иначе. Но об этом была бы другая история.

В-четвертых, история о Красной Шапочке иллюстрирует сюжет встречи девушки с Мужчиной-хищником и раскрывает сценарий подобных взаимоотношений. Об этом мы подробнее поговорим с вами в разделе о женских архетипических сюжетах.

А какая интерпретация ближе вам? Статья подготовлена по материалам книги Т.Зинкевич-Евстигнеевой «Тайный шифр женских сказок».

источник

Специально для Сергея Акулинина

Вообще, психология за свой недолгий срок существования раскритиковала много сказок. Для меня самым известным «сказочником» является Эрик Берн. Некогда этот психолог написал книжку, которая называется «Люди, которые играют в игры». Но не буду Вам пересказывать то, что можно найти на каждом углу нашего замечательного интернета. Почитаете на досуге, если интересно будет. А я Вам пока изложу свою позицию по Вашему вопросу.

Ну, что ж, попытаюсь ответить поподробнее на Ваш вопрос о том, почему сказку «Красная Шапочка» нельзя читать детям. Отвечу не с позиции Берна, а так как я это понимаю. Итак. Давайте – ка посмотрим на Красную Шапочку не с позиции 3-х годовалого малыша, а с позиции людей повзрослевших. Повзрослевших, т. е. людей, способных понять «потайной» смысл прочитанного. Ведь ребенку, получившему новую информацию, свойственно понимать ее буквально, а посему смысл для него существует только один. Но мы – то с Вами давно покинули этот безобидный возрастJ. А, следовательно, готовы посмотреть на Красную Шапочку со всей сознательностью. Первый вопрос, который нам следует задать, перечитывая эту книжку: «какая мама отпустить свою дочку к бабушке, дорога к которой лежит через страшный лес, в котором обитают злые волки?». Вы бы на месте мамы что сделали? Отпустили бы? – Вряд ли. В любом случае, наша Красная Шапочка пошла через лес, причем, не просто с маминого разрешения, а по маминой просьбе. Вновь обратимся к позиции ребенка. Мысли в голове малыша «… ага… пошла через лес (ЛЕС. ) одна… волки… страшно… страшно, но надо, мама так сказала… чтобы сделать маме хорошо Шапочка пошла в лес к волкам, к бабушке…». А теперь вернемся к позиции взрослого и зададим себе логичный, на мой взгляд, вопрос: «а, может, это и не мама была вовсе?». Если не мама, тогда в моей голове все укладывается. Тогда, действительно, посторонняя женщина не стала бы так переживать за чужого ребенка. Но, если не мама, то кто? Едем дальше.
Итак, Красная Шапочка – таки наткнулась на волка. Можно я для краткости буду называть Красную Шапочку просто девочкой? Тогда, продолжаем рассуждать дальше… Он ведь не съел ее сразу, верно? Почему? Зачем откладывать? Затем, что это игра; игра, в которую играют взрослые. Кстати, о взрослых. Зачем бабульке держать дверь открытой? Ждала приключений? – По мнению Бернса, это именно так, и я с этим соглашусь.
Волк съел вначале бабушку… потом внучку. Но бабушку съел сразу, а с внучкой вначале поиграл. Кстати, зачем девочка, которая уж могла различить грубый мужской голос волка от старческого голоса родной бабушки, послушалась переодетого «в бабушку» волка и легла к нему в постель? Так ли наивна была наша девочка? По-моему, здесь описаны просто-напросто взрослые забавы, которые перед малышом, читающем эту сказку, разворачиваются необыкновенной драмой: «Ну, как же, как же? Неужели, она не поймет? Неужели, подмены не заметит?». Малыш не догадывается, что шапочка, возможно, подмену и уловила, а теперь просто хочет позабавиться с волком.
А теперь о драме. Может, ее и не было? Может, никто никого не ел? Может глагол «съел» здесь подразумевается совсем в другом смысле? Ведь питание бывает разным: можно питаться едой традиционной, можно питаться духовно, читая книги, ходя в кино, театр и т. д. Но есть и другой вид голода. Догадались, о чем я?
Я имею в виду, что и бабулька не была, наверно, такой уж старой, и девочка не была такой уж наивной – и им обеим ничто человеческое не было чуждо.
Дальше мои догадки. Теперь давайте представим, что волк – это обычный мужчина, лет 30-40, прошедший огонь и воду, любитель молоденьких девочек, возможно, с вредными привычками, потрепанный. Понятно, что девочка раньше с волком, скорее всего, не встречалась. Во всяком случае, они не были близкими друзьями. Но почему нормальная девочка так быстро согласилась прыгнуть в постель к незнакомому мужчине? Как Вы считаете, это в порядке вещей? Я думаю, что в порядке, но только при одном условии: шапочка, должно быть, проститутка.
Я не знаю, какие планы были насчет своей дочери у матери шапочки… Согласно Берну, она хотела избавиться от ребенка таким образом. Если так, то, на мой взгляд, у нее вполне достаточно было мотивов для этого. Мотив №1: устроить личную жизнь (ведь папы у шапочки не было). Мотив №2: материальный. Мотив №3: больше никто мать не потревожит со своими проблемами, не доставит неудобств.
Но какую мать могут толкнуть такие мотивы на столь чудовищный поступок? Остается сказать только одно: матери бывают разные… И все-таки, ни одна нормальная мать так в жизни не поступит, ну, только в редких случаях при условиях несопоставимых с жизнью… а так жестоко, да еще и просто так – вряд ли кто поступит. Так может поступить только мать с явными психическими отклонениями (еще раз повторюсь, это только моя точка зрения, никому ее не навязываю) или женщина сама прошедшая не образцовый, мягко говоря, путь развития… или не родная мать вовсе.

Кто-то сегодня продает своих детей на органы для богатых дядечек (быть может, когда-то в детстве «Красная Шапочка» была у них настольной книгой?), кто-то идет по «легкому» пути Красной Шапочки… Кстати, обратите внимание на цвет шапки. Он красный. Издревле красный цвет символизирует не только красоту, но, в первую очередь, кровь. Например, Красную площадь назвали Красной не столько из-за красоты, сколько из-за количества крови на ней пролитой.

Вот такая сказка. Но ничего плохого с детишками, прочитавшими эту книжку, случится не должно, правда так будет, только если эта сказка им не полюбится. Ведь именно самую любимую сказку ребенок изберет как свою жизненную позицию. Да что там позицию! Он свою будущую жизнь будет выстраивать согласно сюжету любимой сказки, а сам будет в жизни играть роль любимого героя из детской сказки (а сказки, не забывайте, пишут взрослые, которые для ребенка являются авторитетом), жизненная позиция которого ему до боли любима и близка.

источник

Итак, выбор подхода к интерпретации сказок часто обусловлен при­надлежностью психолога к определенной школе, имеющей собственную базовую концепцию личности.

Если психолог проходил дополнительную подготовку в одной из со­временных школ (психоанализ, гештальт, трансактный анализ и дру­гие), он является носителем определенного мировоззрения. Диагности­ческая информация в этом случае будет «отфильтровываться» через основные положения соответствующей школы. Данное обстоятельство во многом защищает психолога от «метаний» и позволяет сформулиро­вать задачи работы. Заметим, что для объяснения проблем клиента и формулировки задач работы с ним представителю определенной шко­лы, по большому счету, не нужно собирать психодиагностическую ин­формацию — понимание проблем клиента, технология и перспективы взаимодействия с ним уже определены подходом школы.

Для примера возьмем всем известную историю о Красной Шапочке, и посмотрим, что найдут в ней представители разных школ. Итак, что могут увидеть в этой сказке последователи 3. Фрейда?

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Во-первых, ситуацию проявления либидо, связанную с достижени­ем девочкой половой зрелости. Красная шапочка — символ первой мен­струации. Идущая по лесу девушка в красной шапочке как бы заявляет всем: «Посмотрите, я достигла половой зрелости и готова к началу ин­тимной жизни!» Либидо Красной Шапочки «ищет приключений».

Во-вторых, стремление отделиться от тела матери. Красная Шапоч­ка пренебрегает предупреждением об опасности, стремясь быстрее по­знакомиться с Волком. Волк символизирует мужскую фигуру. Таким образом, мать предупредила дочь об опасности взаимоотношений с муж­чиной. Но дочь, стремясь стать женщиной и тем самым отделиться от тела матери, сама идет прямо к Волку в пасть. Так соотносятся между собой тенденции либидо и мортидо (стремление к удовольствию и стрем­ление к смерти).

В-третьих, конфликт Ид и супер-Эго, при слабо развитом Эго. Крас­ная Шапочка одержима Ид, поэтому игнорирует наставления супер-Эго. В результате чего оказывается в травматической ситуации. То, что она оказывается съеденной Волком, представляется наказанием супер-Эго.

В-четвертых, указание на «женский шовинизм». В конце истории Красная Шапочка проявляет инициативу и наполняет брюхо Волка кам­нями, символизирующими неспособность мужчины «быть беременным». Дело в том, что Волк, съев бабушку с внучкой, как бы «стал беремен­ным», правда, «разродился» он в результате «кесарева сечения», произ­веденного лесорубами. За что и был наказан «новорожденными».

Безусловно, можно и дальше продолжать увлекательный анализ сказ­ки с позиций психоанализа, однако это не входит в наши задачи. Мы лишь хотим проиллюстрировать идею о том, что каждый приверженец определенной школы (психоанализ, юнгианский анализ, трансактный анализ, бихевиоризм, гуманистический подход и другие) будет интер­претировать сказку со своих позиций, искать в сказке проявления клю­чевых моментов своей теории.

Так, например, сегодня уже считается «классической» интерпрета­ция сказки с позиций юнгианского подхода. Что можно увидеть с этой точки отсчета в истории о Красной Шапочке?

Конечно же, проявление основных архетипов: Анима, Анимус, Пер­сона, Тень, Самость. Красная Шапочка символизирует юную незрелую Аниму, активно стремящуюся к приобретению опыта, взрослению. Волк в этом случае может предстать в качестве Анимуса, наполненного ди­кой, инстинктивной, агрессивной энергией. В какой-то момент Анимус поглощает героиню, становится доминирующим. Но героиня справля­ется с этой ситуацией и делается опытнее, взрослее.

С другой стороны, Волк является проявлением Тени. Сначала герои­ня поддается ее влиянию, но потом ей приходится вступить в борьбу с собственной теневой природой и победить ее. Все это говорит в пользу личностного роста. В любом случае, незрелая душа должна пройти испытание, инициацию, чтобы стать взрослой.

Если мы подойдем к этой же истории с позиций бихевиорального под­хода, мы сможем оценить эффективность поведения героев сказки. Чего хотела Красная Шапочка? Допустим, приключений. Она их получила? Несомненно! Следовательно, в общем случае ее поведение эффективно.

Однако с точки зрения решения героиней оперативных задач ее реак­ции и стиль можно подвергнуть критике. Например, неужели взрослая девушка не в силах отличить бабушку от переодетого Волка? Зачем она заигрывает с ним, вместо того чтобы убежать и позвать на помощь? То есть в этих случаях героиня демонстрирует не самый правильный способ реагирования.

А Волк? Насколько эффективен он? Надо сказать, что его поведение не выдерживает критики, хотя бы даже потому, что в результате он дает себя убить. Если он хотел съесть и бабушку, и Красную Шапочку, то зачем ему нужно было переодеваться в бабушку? Логичнее было бы под­стеречь девушку у входа в дом и утащить в лес прежде, чем она успеет позвать на помощь. Словом, неэффективный Волк имеет все показания для психокоррекционной работы.

Интересным аспектом для анализа этой сказки, с точки зрения бихевиорального подхода, является тема влияния и противостояния влия­нию. Какие способы влияния использует Волк? Манипуляцию и целе­направленное нападение. Искусна ли Красная Шапочка в демонстрации цивилизованного противодействия нападению и манипуляции? Исполь­зует ли она техники психологической самообороны, информационного диалога или хотя бы цивилизованную конфронтацию? Судя по ее пове­дению, она делает это крайне неумело и, скорее всего, неосознанно. Поэтому неудивительно, что она, не сумев противостоять манипуляции Волка, подвергается (вслед за бабушкой) целенаправленному нападе­нию и оказывается в брюхе у варвара. Но, как пишет Е. Сидоренко, рас­суждая о принципе и этике психологического воздействия, «Варварам варварово!» 1 Поэтому Волк погибает. В этом свете смысл сказки приоб­ретает дополнительный оттенок: варвару и манипулятору — варварская смерть.

Если мы посмотрим на эту же историю с позиций гуманистического подхода А. Маслоу, то нам предстоит найти у героев актуализирован­ные потребности и оценить, насколько герои являются самоактуализи­рованными личностями. Понятно, что у Волка актуализированы лишь низшие потребности, поэтому самоактуализированным персонажем его назвать сложно. Он даже еще не встал на этот путь, за что, собственно, и понес заслуженное наказание. У Красной Шапочки актуализированы более высокие потребности: принадлежности и любви, самоуважения, потребности в знаниях и эстетические потребности. Фактически она стоит на пути самоактуализации, поэтому и побеждает Волка. Возмож­но, затевая интригу с Волком, Красная Шапочка испытывает себя, ста­рается максимально раскрыть имеющиеся у нее способности. Все это говорит о ней как о личности, стремящейся к самоактуализации.

Естественно, сказкотерапевт будет интерпретировать эту историю со своих позиций. В сказкотерапии шкала «разрушитель — созидатель» становится основным внутренним основанием для сбора диагностиче­ской информации, ее анализа и формирования задач консультирования. Тесты-рисунки и авторские сказки помогают сказкотерапевту понять истинное положение дел по этой шкале.

Как ведет себя человек, что он чувствует, как он мыслит — все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение — сози­дание», проявляющегося по отношению как к внешнему, так и внутрен­нему миру. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт дру­гим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дис­циплинирует чувства, заботится о своем здоровье.

С этих позиций Волк является носителем разрушительных тенден­ций, а Красная Шапочка — амбивалентных. Волк изначально стремит­ся к разрушению Красной Шапочки и ее рода (в данном случае бабуш­ки). Глубинный смысл сказки заключается в том, что разрушитель сам себя наказывает. Рано или поздно энергия разрушения, направленная на других, уничтожит его самого.

Что касается Красной Шапочки, то она никак творчески не проявля­ла свою созидательную ипостась. Идя по лесу, она поет песни и собира­ет цветы. Кстати, срывание цветов можно трактовать как проявление разрушительных действий по отношению к ним. Действительно, для чего девушка рвала цветы, фактически лишая их жизни? Для сбора гер­бария или в подарок больной бабушке? В сказке нет на это прямых ука­заний. Красная Шапочка не помогает животным, растениям и другим обитателям леса. Словом, она не совершает ни явных разрушительных, ни явных созидательных действий. Из чего мы можем заключить, что перед нами персона незрелая. Впоследствии мы узнаем, что она склон­на к разрушительным действиям, — уже будучи свободной, она набива­ет брюхо Волка камнями. Зачем? Не исключено, что это акт мести. Ощу­щая себя в безопасности, она проявляет тенденцию к мстительному надругательству над телом Волка. Таким образом, незрелость, инфан­тильность быстрее актуализируют энергию разрушения, и в этом еще один смысл сказки.

В сказкотерапии принято интерпретировать сказку с позиции ее «жизненных уроков». Основа подобного подхода была сформулирована А. С. Пушкиным в «Сказке о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Поэтому в каждом эпизоде сказкотерапевт задается вопросом: чему может нас научить данная ситуация? При этом важно выявить не один урок, а собрать множество «жизненных уроков».

Например, чему нас учит сказка о Красной Шапочке? В этой сказке есть несколько уроков для родителей и для юных девушек.

Во-первых, она учит родителей развивать у детей самостоятельность и в нужный момент «отпускать» их. Кому-то мать Красной Шапочки по­кажется недалекой, безответственной женщиной. Действительно, как можно отпустить девочку одну в лес, зная, что она может угодить в лапы к волку?! Тем не менее мудрость родителей заключается в том, чтобы вовремя отпустить ребенка, дать ему право на ошибку, на самостоятель­ный поиск и поддержать его родительским благословением.

Во-вторых, она учит родителей выбирать адекватную форму обуче­ния детей жизни и предупреждения их об опасностях и «ловушках». Если Красная Шапочка слишком легко отнеслась к предупреждению матери, значит, та использовала неэффективную форму предупрежде­ния.

В-третьих, эта история, в качестве еще одного урока для родите­лей, иллюстрирует идею «запретного плода». Чем больше мы запреща­ем детям что-либо в директивной форме, чем больше игнорируем их склонность к исследованию запретного и испытанию себя, тем травма­тичнее могут быть последствия их поступков. Что следует делать роди­телям? Наконец принять тот факт, что юная душа склонна к экспери­ментам с «запретным». Это естественно. Если бы мать Красной Шапочки сказала ей: «Милая доченька! Тебе предстоит перейти через лес, в кото­ром, как ты знаешь, живет Волк. И я, и другие люди все время говорят о том, что он опасен. Не исключено, что это обстоятельство вызывает в тебе любопытство. Наверняка тебе самой интересно проверить, правду ли говорят люди. Твое любопытство совершенно естественно — оно го­ворит о твоем стремлении познать новое, приобрести опыт и дать Волку свою собственную оценку. Если ты поймала себя на таких чувствах, сле­дуй своей интуиции — и у тебя все получится. Я знаю, ты сумеешь вов­ремя распознать коварство Волка, особенно когда он на миг покажется тебе довольно обаятельным и не лишенным чувства юмора. Я уверена, что ты никогда не позволишь Волку одурачить или переиграть себя, ведь ты очень умна и способна. Я также знаю, что если даже Волк тебя оби­дит, ты сумеешь себя защитить, найти выход из сложного положения. Я верю в тебя, моя девочка! Вот твоя корзинка, и пусть ведут тебя по дороге Здравый смысл, Вера и Легкость!»

Мудрая мать проговорила чувства, стремления и состояния дочери и дала ей благословение. Можно предполагать, что в такой ситуации со­бытия сказки сложились бы иначе.

В-четвертых, история о Красной Шапочке иллюстрирует сюжет встречи девушки с мужчиной-хищником и раскрывает сценарий подоб­ных взаимоотношений. Об этом мы подробнее поговорим, анализируя сказки о любви.

Безусловно, это далеко не все уроки «Красной Шапочки». Вопрос в другом: почему возможна такая разнообразная интерпретация одной и той же сказки?

Ценность метафоры в ее «многослойности» и многогранности. Сказ­ку можно рассматривать как слоеный пирог или как драгоценный крис­талл со множеством граней. В зависимости от индивидуальных предпоч­тений или целей работы мы выбираем свой «слой», или свою «грань», и рассматриваем сказку с ее позиции.

источник

Сказки — неотъемлемый атрибут нашей жизни. С момента рождения наши головушки уже познают о сказочных дворцах, принцах и принцессах. Когда мы уже становимся «взрослыми и самостоятельными»: научились ходить, разговаривать, задали уже все вопросы «почему?», а некоторые научились читать, мы начинаем мечтать о той сказочной жизни. Конечно, реальность нашего бытия берет верх над нами, и со временем все эти мечты перестают быть частью нашей жизни, но могу с уверенностью сказать, что мы не выбрасываем из своей головы эти иллюзии. Ведь каждый глубоко в душе ощущает себя маленьким ребенком, который верит в чудо. Однако, как оказалось, не все так просто с этими сказками, оказываться эти маленькие незатейливые истории имеет очень глубокий психологический контекст, настолько глубокий, что перед нами возникает вопрос, а действительно ли сказки предназначены для детей? Еще один очень важный факт: ваша любимая с детства сказка может объяснить природу ваших нынешних проблем и страхов. Ну что же начнем!

Золушка
Итак, давайте посмотрим на сюжет «Золушки». Странная семья, честное слово! Безвольный папа, злобная мачеха с отвратительными сестрами и кроткая, бедная девочка, вынужденная батрачить на всю семью. На самом деле, мачеха – это и есть настоящая мама Золушки. Мачехи в подобных сказках всегда имеют собственных, нежно любимых и беспомощных детей, тогда как неродная, милая и услужливая падчерица держится в черном теле. Объясняется эта несправедливость весьма банальной причиной. Первый ребенок получает всю любовь и заботу от своей матери. Но вот на свет появляются младшие сестры или братья… Добрая мама тут же превращается в злую мачеху (пойди, подай, принеси, перепеленай, посмотри за сестричкой), а дочка – в несчастную, отвергнутую, забытую Золушку. Признать маму плохой девочке не хочется, поэтому надо представить себе сказочный сюжет на заданную тему. Скорее всего, он будет выглядеть так: моя мама ушла, умерла, бросила меня. А вместо нее явилась эта самая мачеха, которая теперь не дает буквально никакой жизни.

В психологии существует такой термин как «синдром Золушки» — это комплекс, который выражается низкой самооценкой и пассивным характером его обладательницы. По сути, типичная Золушка, как в сказке Шарля Перро, не любит привлекать к себе внимания. Она очень привязана к родителям и чутко прислушивается к их мнению. Родители (но на их месте вполне могут оказаться близкие друзья, муж) считают ее не совсем способной принимать правильные жизненные решения и, в каком бы возрасте не находилась Золушка, тесно участвуют в ее жизни. С кем дружить, за кого выходить замуж, в какой институт поступать, где работать и отдыхать, как воспитывать детей – сама Золушка решить это не может. Так они прекрасно дополняют друг друга – боязливая Золушка мечтает о чем-либо, а кто-то в роли многомудрой Феи всегда готов решать ее проблемы. Эта пассивность мешает Золушке повзрослеть. В то время как ее сверстницы учатся взаимодействовать с окружающим миром, приобретают жизненный опыт, они, словно пленницы, живут в небольшом замкнутом пространстве. И чем старше становится Золушка, тем заметнее ее неприспособленность. Страх оказаться в одиночестве, без поддержки воспитывает в них умение мгновенно подстраиваться под желания окружающих. Тихие и незаметные, они не создают проблем у родителей, их минуют подростковые кризисы. Но эта пластичность и отзывчивость не идет им на пользу. Целиком полагаясь на родителей и прочих советчиков, они так и не научатся определять свои таланты, желания, ценности.

Зависимость, пассивность, отсутствие жизненного опыта – на основе этих качеств формируется низкая самооценка, причем вне зависимости от природных данных и формальных успехов. Золушками могут быть и красавицы, и умницы, и даже вполне успешные женщины. Только им все время будет казаться, что успех пришел к ним случайно, что он незаслуженный. Исследователи отмечают, что у Золушек может присутствовать своеобразный «страх преуспеть». Ведь успешных Золушек не бывает, иначе от чего тогда их будет спасть Принц?

И конечно, Золушки очень романтичные особы. Мечтают о любви с первого взгляда и на всю жизнь, читают дамские романы, увлекаются женскими сериалами. Верят, что где-то на свете существует идеально подходящий для них человек, и все что от них требуется – это ждать, когда же Принц их найдет. В сказке нашей «Золушке» очень повезло: она обрела своего принца, не прилагая никаких усилий. Все решил случай: она потеряла туфельку, принц решил найти ее обладательницу и в конечном итоге нашел. В реальной жизни ждать принца – невыгодная позиция, ведь рядом повсюду будут «уродливые сестры» (уродливые они только для Золушки), которые смело сумеют переманить принца. Кроме этого, в современном обществе произошла подмена понятий, а именно: один из основных инстинктов мужчин – функция добытчика, исчезает из-за ряда причин, а идеальный принц для Золушки – это именно тот самец, который «пришел, увидел, победил», то есть риск, что она попросту может не дождаться своего «мужчину» и остаться старой девой.
Красная шапочка В «Красной шапочке» речь идет о невероятных семейных отношениях, когда мать отправляет маленького ребенка в лес, к бабушке. Мыслимое ли это дело? На самом деле, с психологической точки зрения, сказка о Красной шапочке – это сказка о первых сексуальных фантазиях. Ибо в оригинале девочка несет бабушке не только пирожки и горшочек масла, а еще и бутылочку с красным винцом. И предлагает она волку эту самую бутылочку открыть. Так что помимо прочего, сказка о Красной Шапочке – это сказка о девочке, которая с удовольствием соблазняет мужчину (волка) невинным поведением, после чего с неменьшим удовольствием, обязательно позовет охотников. В жизни такие сюжеты встречаются на каждом шагу – динамо в красной шапочке получает наслаждение, используя свое тело, как ловушку для «плохих дядек». Сами по себе эти звери-мужчины ее совершенно не интересуют, ведь единственной причиной неадекватного поведения Красной Шапочки становится желание отомстить родителям, так запросто отправившим ее восвояси. Взрослая Красная Шапочка нередко выходит замуж, но она так и остается вечной девочкой, не признающей собственную женственность. Любопытно, что современные Красные Шапочки обожают связываться с местными хулиганами, бандитами, преступниками – одним словом, «волками», — и мстят им при первой возможности.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Красавица и чудовище «Красавица и чудовище» содержит в себе глубокую духовную истину, являясь, в сущности, поучающей притчей. В основе этой сказки лежит принцип: «Если женщина любит мужчину достаточно сильно, она может изменить его». Это могучее, всепроникающее убеждение кажется вмонтированным в ядро нашей психики. В нашей повседневной речи и поведении постоянно проявляется одна и та же культурная установка: мы можем изменить человека к лучшему силой своей любви, а если мы женщины, то это наш долг. Когда близкий нам человек поступает или чувствует не так, как нам хочется, мы начинаем искать способы изменить его поведение или настроение — обычно с благословения других людей, дающих нам советы и поощряющих наши усилия («А ты не пробовала. «) Такие предложения в силу своей многочисленности могут противоречить друг другу, и немногие друзья или родственники способны удержаться от них. Каждый хочет помочь, даже средства массовой информации. Они не только поддерживают культурный стереотип, но благодаря своему влиянию всемерно укрепляют его. К примеру, женские журналы полны советов вроде «как помочь вашему мужчине стать. «, в то время как советы вроде «как помочь вашей женщине стать. » фактически отсутствуют в соответствующих журналах для мужчин. И мы, женщины, покупаем журналы и пытаемся следовать заключенным в них советам, надеясь помочь своим мужчинам стать такими, какими мы хотим их видеть. Почему идея превратить несчастного, больного или «нехорошего» мужчину в безупречного партнера является для нас такой привлекательной? Почему она так прочно владеет нашими умами, так пленяет нас?
Для некоторых ответ может показаться очевидным: в основе христианской религии воплощен принцип необходимости помогать тем, кому повезло меньше, чем нам. Нас учили со щедростью и состраданием относиться к чужим проблемам, не судить, но помогать — это, похоже, является нашим моральным долгом. К сожалению, подобные добродетельные принципы никак не объясняют поведение миллионов женщин, выбирающих своими партнерами жестоких, безразличных, эмоционально недоступных, пристрастных к алкоголю и/или наркотикам либо по иным причинам не способных к любви и нежности мужчин. Женщины, которые любят слишком сильно, делают этот выбор из-за неудержимой потребности иметь власть над близким человеком. Принцип, что любовь способна превратить чудовище в принца является мифом, придуманным женщинами. По факту, для мужчины брак – это постоянное изменения себя (как для женщин), а просто приобретение нового социального статуса, они не собираются меняться. Женщины, которые вышли замуж, чтобы изменить своего партнера, нередко стают жертвами домашнего насильства.

РусалочкаСказка о Русалочке – это единственная сказка без «хеппи-энда», но в основе этой сказки также лежит психологическая проблема. Если вспомнить сюжет, то Русалочка – это милое, но бессмысленное создание с роскошной грудью и хвостом на месте того, что положено настоящей женщине, влюбилась в двуногого принца. Ради этой любви ей пришлось покинуть отчий дом, широкие перспективы дочери морского царя, пойти на сговор с колдуньей, остаться без хвоста и гарантированной возможности прожить долгие и счастливые 300 лет. В довесок к этому блаженной русалочке полагалось страдать при каждом шаге от невыносимой боли и молчать, как рыба об лед, потому что садистка-колдунья отрезала ей еще и язык.

Но и этого мало. Поскольку Русалка решила вести жизнь совершенно отличную от жизни предков, непременным условием ее выживания на суше становится свадьба. Если свадьбы не будет, ей гарантировано превращение в пену морскую. Русалочка пачкает королевский паркет кровью, сочащейся из прелестных ножек во время танцев, в надежде, что принц наконец-то поймет, что пора бы уже и жениться. Но ничего не помогает. Этот Принц Русалочку в шелка и муслин наряжает, повсюду с собой таскает, играет ее кудрями, в общем, развлекается, как может, после чего совершенно закономерно женится на настоящей девушке, симпатичной дочери богатых родителей, получившей хорошее образование и приданное в виде половины королевства. Эта сказка как раз-таки описывает созависимые отношения. А именно те отношения, в которых один из партнеров полностью зависим от другого (не обязательно в финансовом плане). Основные принципы созависмых отношений: смысл жизни сосредоточен в партнере, учитываются только желания партнера, терпение любой боли во имя ЛЮБВИ. В основном, такие отношения редко приводят к браку, мужчина абсолютно не воспринимает такую женщину как свою жену, как человека, который достоин уважения, а даже если и доходят, то в таком браке мужчины позволяют себе все, а их зависимые женушки вечно все им прощают. Такое поведение к мужчинам формируется еще с детства. Причиной всему этому – недостаток тактильной и эмоциональной любви от матери. Как раз-таки у Русалочки очень рано умерла мать, а поэтому материнской ласки она не смогла познать.

На самом деле сказок очень много и много интерпретаций к ним. Я попыталась собрать самые интересные и приближенные к реальной жизни психологические анализы. Если эта тема вас заинтересует, буду продолжать работать над ней. Если же не, то все равно буду благодарна за прочтение.

Всего наилучшего, Дорогие Сплетницы! И до встречи!

источник

Здравствуйте, дорогие друзья.
Сегодня у нас очень интересная, на мой взгляд, тема.
Ну кто не знает сказку про красную шапочку? Милую, заботливую девушку, которая понесла бабушки пирожки.
Однако, как это часто бывает, мы редко задумываемся о сути вещей. Особенно тех вещей, которые знаем с детства. Они не подвергаются критике и сомнениям.
К слову сказать — такое явление в психологии называется интроекция.
Это убеждение, которое настолько давно и крепко в нас сидит, и которое при этом не подвергалось анализу. Ну например, от девушки часто можно услышать утверждение:
— Замуж надо выйти до 20 лет.
И если вы спросите её почему именно до 20. Она, скорее всего, задумается и скажет: «Ну. так надо».
Так надо, потому что ей в детстве эту мысль внушила мать. В то время, когда у девушки еще не было развито критическое мышление. У многих оно кстати и к 50 не развивается.

Также и со сказками. Мы все их знаем, но редко смотрим в суть.
Я предлагаю вам рассмотреть эту сказку с точки зрения Эрика Берна, основателя транзактного анализа, о котором я упоминал в этой статье .

Представьте, что вы никогда ранее не слышали сказку про красную шапочку. И сейчас слушаете её в первый раз, и пытаетесь трезво посмотреть на происходящее.
Итак, поехали. 🙂 И для начала краткий пересказ сказки.

«Жила-была прелестная маленькая девочка, звали ее Красная Шапочка, и однажды мама послала ее в лес отнести бабушке пирожок. По дороге она встретила соблазнителя-Волка, которому она показалась лакомым кусочком. И он посоветовал ей вместо того, чтобы идти с серьезным видом — резвиться, петь и рвать цветочки. Сам он тем временем отправился к домику бабушки и съел старую леди. Когда подошла Красная Шапочка, он заявил, что он и есть ее бабушка, и предложил лечь с ним рядом. Так она и сделала. И сразу же обнаружила в его внешности много странностей, которые заставили ее усомниться, действительно ли это старая леди. Сначала он попытался успокоить ее, а потом съел (точнее, проглотил, не разжевывая). Пришел охотник и освободил ее, вспоров волку брюхо, а заодно выпустил и бабушку. После этого Красная Шапочка радостно помогла охотнику набить волчье брюхо камнями. В некоторых вариантах Красная Шапочка зовет на помощь, и охотник убивает волка ударом топора, в последнюю минуту спасая ее от злодея, собиравшегося ее съесть».

Сюжет прост и понятен. Теперь давайте задавать вопросы.
Как известно — вопросы это основа научного подхода и критического мышления.
Итак.
В начале сказки нам сообщается что мать без памяти любила свою дочку. Ок, допустим.
«Однажды мама Красной Шапочки послала ее в лес отнести еду бабушке, и по дороге девочка встретила Волка»
И даже эта практически первая фраза — заставляет нас задуматься над множеством вещей!
Внимание вопрос! Точнее сразу несколько вопросов.
Кто-нибудь из вас пошлёт свою дочку одну в большой город лес? Во-первых, там можно заблудиться. Во-вторых, судя по всему, в лесу водятся мужчины-соблазнители волки, о чем мама не могла не знать! В третьих, Красная Шапочка даже не была предупреждена о том что её могут завлечь,соблазнить,изнасиловать в лесу есть волки.
Также вызывает вопрос — а почему, собственно, бабушка — старый, пожилой человек, живёт одна в лесу? А не с дочкой и внучкой?
Наконец, почему бы маме самой не пойти с дочкой? Это было бы безопаснее, да и свою маму не грех проведать. Ни одна мама не может быть настолько глупа, чтобы не понимать всей опасности этой ситуации!
Похоже на то что мама сначала технично сплавила бабку, а теперь хочет избавиться от дочери. И чем она вообще занимается когда остаётся одна.

Ну ладно. Ок.
Идёт значит девушка по лесу, и встречает серого волка.

При этом она не просто не осознает всей опасности, но и тут же назначает свиданку у бабушке на хате сообщает ему где он сможет встретить её вновь.
Как в анекдоте.
Действие происходит в театре. И неожиданно мужчина опустил руку на колено сидящей рядом женщины. И она вскрикивает:
— Мужчина, немедленно уберите свою руку, считаю до пяти тысяч!

Понимаете, да?:)
Теперь снова вопросы к бабушке.
Она живёт одна в лесу и. не запирает дверь? Как то легкомысленно, для пожившего человека. А может бабушка еще молода, и жаждет
сексуальных приключений общения с уставшим путником? Возможно, она поэтому и не живёт с родственниками.
Волк её сожрал конечно, лег в кровать, и притворился бабушкой.
И тут приходит КШ.
Сразу заметно — она явно играет с волком. Думаю, вам знакомы подобные игры.
— Поехали ко мне!
— Ой, а что мы будем?
— Кино посмотрим, а ещё покажу тебе своего дракона!
— А у тебя и дракон есть?
— Ага.
— А он огонь извергает?
— Конечно. Живительный белковый огонь.
— Ой, как интересно!

Ну не настолько же она тупая чтобы не видеть что это не бабушка! Она играет с ним и даже ложится к нему в постель.
Он конечно, воспользовался ситуацией и переспал съел её.
На счастье мимо проходил герой-спаситель охотник. А в некоторых вариантах. охотник И.
Он убивает волка и спасает обеих. И КШ при этом, еще помогает набить брюхо волка камнями. Она реально отбитая на всю голову!

Мы каждому дали определенную характеристику, но что насчёт волка?
Волк, явно переоценивает свои силы. Вероятно, он читал Ницше, а может переобщался с АУЕшниками потому что его девиз по жизни «живи красиво, умри молодым».
Более того — если вдуматься — волк это главная жертва. Его окрутили, заставили думать что он всех перехитрил, поверить в себя. А потом жестоко от него избавились. какой целью — неясно. Но похоже на заранее спланированную, хорошо продуманную акцию против волка. И мораль сей басни не в том что девочкам надо опасаться волков. А совсем наоборот. Не надо связываться с «маленькими, глупенькими девочками».
Ну а теперь самый главный вопрос!
Сказки это всегда отражение некоей реальности. Она ложь, да в ней, как известно, намёк. Кто такая КШ в реальной жизни?
Скорее всего, речь идет о маленькой девочке, которую соблазнил дедушка. Который делал это неоднократно, и это стало очень ярким событием в жизни маленькой девочки.
Маме она об этом не сказала. И зачастую притворялась очень глупой, как будто не понимала что происходит.
Во взрослой жизни — это девушка часто выполняет различные поручения. Иногда, даже устраивается на такую работу. Она тихая, незаметная. её жизнь проходит скучно, кроме тех моментов когда находится очередной волк-соблазнитель, с которым она может поиграть в игру, описанную выше. Она жаждет этой игры и ждёт её. Уверен, вы вспомните такой типаж среди своих знакомых.
Возможно даже что потом, они вместе с мамой сидят и с наигранным ужасом обсуждают: «Ах какие страшные времена. бедным девушкам шагу ступить нельзя, чтобы не быть оттра. эээ. соблазненной каким-нибудь проходимцем!»
Ну а если она доходит до психотерапевта, то почти всегда соглашается с тем что напоминает красную шапочку. И в её гардеробе всегда есть что-то красное.

А на этом всё. Спасибо за внимание, и чисто мужской совет для стаи. Остерегайтесь КШек:)

источник

«Красная Шапочка» Шарля Перро… Кто из нас не читал в детстве эту сказку? Кто не знает, о чем в ней идет речь? Кажется, что все в ней ясно, все понятно. Однако не все очевидное является именно тем, чем оно представляется.

«Только в процессе обучения психологии я столкнулась со вторым дном этой сказки» — говорит психотерапевт Наталья Олифирович. И объясняет, что эта детская сказка — отнюдь не так проста и однозначна. А главный хищник в ней — отнюдь не волк. Наталья Олифирович — психотерапевт, кандидат психологических наук, директор Белорусского Института Гештальта, член многочисленных отечественных и международных психологических ассоциаций, автор сотен публикаций и множества книг, в том числе книги «Сказочные истории глазами психотерапевта»

Источник фото: russia.tv

«Красная Шапочка» — сказка с глубоким сексуальным подтекстом. Не верите? Зайдите в Интернет и так же, как я, наберите название сказки. К моему удивлению, я так и не скачала текст сказки, зато получила море ссылок на различные сайты с содержанием «Только для взрослых». Почему? Да именно из-за этого подтекста. Вспомните, сколько существует анекдотов на тему отношений Красной Шапочки и Волка. И они …как бы это сказать… в общем, при детях и в приличном обществе их не рассказывают.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

Итак, история Шарля Перро, которую все Вы хорошо помните. Живет себе с мамой маленькая девочка, испытывающая пристрастие к ярким, красочным голубым уборам. Первый вопрос: где папа этой девочки? Существует ли он в природе или, может быть, умер? Неизвестно. Мы можем оперировать только фактами, а они упрямы: это семья, где нет мужчины.

Итак, мама испекла пирожки и отправила девочку в темный лес. И, несмотря на то, что мама, как сказано в сказке, «любила девочку без памяти», она, тем не менее, недрогнувшей рукой уложила ей в корзинку пирожок и горшочек масла, и велела ей идти к бабушке. Какие у вас идеи? У меня весьма банальные.

  • Первая – мама либо нездорова (возможно, она выпивает, или лечится у психиатра), либо очень наивна.
  • Вторая – мама хочет навсегда избавиться от дочки.
  • Третье – мама решила развлечься и «сплавить» ее из дому.

Почему я так думаю? Да потому, что в лесу Красная Шапочка тут же натыкается на Волка, и, как следует из текста, она «еще не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с Волками». Мама, взрослая женщина, не могла не знать, что в лесу водятся волки, что там опасно, что маленькая девочка может заблудиться. И, тем не менее, отправляет дочку в лес.

Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда родители, которые обязаны научить своих детей заботится о себе, предупредить их об опасностях, предусмотреть различные варианты развития ситуации, по какой-то причине этого не делают.

Мама Леночки всегда мечтала о модельной карьере для своей дочери. С 12 лет девочка обучалась искусству дефиле, макияжа и общения. Леночка одевалась как принцесса. Она участвовала в конкурсах и показах, и все выглядело очень красиво – до тех пор, пока она не попала на серьезное мероприятие и не подверглась ряду сексуальных домогательств.

Лена оказалась шокированной и пожаловалась маме. Та поговорила с организатором и успокоила дочь. Через неделю Лену напоили и изнасиловали. Прошло много времени, сегодня Лене 27, но она до сих пор имеет проблемы в сексуальной сфере, и до сих пор обижается на маму.

Блистать на подиуме было мечтой мамы, а не Лены, и мама ни разу не предупредила дочь, что этот бизнес часто связан с угрозами и рисками.

Лена ничего не знала и не подозревала, когда входила в «темный лес» – потому что не имела представления о тех волках, которые водятся в модельном бизнесе, и о том, как себя вести. Сейчас она замужем, работает, воспитывает дочь – и говорит, что постарается объяснять своему ребенку многие вещи, которые замалчивала ее мама.

Итак, Красная Шапочка встречает Волка. Рассмотрим каждого из этих героев по отдельности. Что является «визитной карточкой» нашей героини? Правильно, ее красная шапочка. Красный цвет во всех культурах сопряжен с сексуальностью.

Это цвет крови, цвет созревших плодов, цвет, ассоциирующийся с возбуждением, со страстью. Если женщина хочет привлечь к себе внимание – она выбирает красный. А если это девочка, которой еще только предстоит стать женщиной?

Тогда она, осознанно или нет, может выбирать провокативный стиль в одежде, притворяясь более зрелой, более страстной, чем есть на самом деле.

Источник фото: Pinterest

А для чего Красной Шапочке притворяться? Возможно, отсутствие мужчины в семье не позволило сформироваться представлениям об адекватном поведении девушки. Возможно, она наблюдает за одинокой матерью, которая в поисках мужа ведет себя с мужчинами соблазняющее и провокативно.

Но снова факт – она выкладывает незнакомому Волку всю правду: куда, зачем и как она идет. Ее не удивляет, что какой-то неизвестный Волк тоже хочет проведать ее бабушку. Она спокойно идет по длинной дороге, рвет цветы и никуда не торопится. Может быть, ее маму тоже навещали такие дяди-Волки, и Красная Шапочка знает, что ей в это время лучше погулять?

А Волк – тоже интересный персонаж. Этакий неразборчивый мужчина, поддающийся на различные соблазны, быстро включающийся в игру с продуманными Красными Шапочками.

У него есть план – он хочет съесть сразу двух женщин: и бабушку, и Красную Шапочку. Разумный мужчина расспросил бы о семье. Ведь если ни у бабушки, ни у мамы нет мужа – значит, мужчины в этом семействе куда-то исчезают. Но волк возбужден, и ему все равно. Глупый, наивный простофиля!

Бабушка как будто бы специально подготовилась и уже лежит в постели. Если учесть, что во времена Перро люди вступали в браки рано, то бабушке, очевидно, нет и пятидесяти лет – вполне молодая женщина. И с дочерью не просто так не живет – видимо, ей веселее жить одной на краю деревни. Стучит Волк – а наивная бабушка не отличает его голос от голоса своей внучки. Вот он и дернул за веревочку…

Ну ладно бабушка – ее еще можно оправдать. А Красная Шапочка? Она-то знала, что Волк тоже побежал к бабушке.

И ее не удивляет грубый голос «бабушки» из-за двери. Нормальная девочка бы уже давно побежала за помощью, а Красная Шапочка смело входит в домик бабушки. Дальше – больше. Ее не удивляет то, что «бабушка» предлагает поставить корзинку на стол и … прилечь рядом с ней!

Если бабушка нездорова – она побоится заразить внучку. И вообще, как-то не принято, придя в гости, ложиться в постель к хозяйке. Но Шапочка покорно укладывается рядом – а если говорить более точно, забирается в постель к Волку – и «наивно» интересуется: почему, дескать, у тебя, бабушка, все такое большое – руки, уши, глаза…

Эх, не верится, что Красная Шапочка так наивна! Похоже, что она уже знает, какой конец ждет глупого Волка, и поэтому уверенно играет в свою игру.

Источник фото: ideashunter3.wordrss.in

История Николая: коренной минчанин, хорошо образованный, интеллигентный. Пришел ко мне после тяжелого и мучительного развода.

Когда он встретил Лилию, жил с родителями. Лилия приехала из маленького райцентра на учебу. Николай начал за ней ухаживать. Внешне очень эффектная, девушка была разговорчивой и милой, она заигрывала с Николаем, делала ему комплименты: «ты такой умный», «у тебя такие бицепсы»… Николай таял.

Однажды, придя к нему в гости попить чаю, Лилия осталась посидеть – да так и не ушла. Папе Лилия понравилась – она и с ним напропалую кокетничала. Мама держалась настороженно, но Николай списывал это на женскую конкуренцию. После свадьбы, которая состоялась спустя 4 месяца после знакомства, Лилия стала настаивать на размене четырехкомнатной квартиры.

Николай сопротивлялся, но невестка так обработала родителей, что те согласились переехать из центра в Серебрянку. Как только все формальности с продажей-покупкой были завершены и молодая прописалась в теперь законном (приобретенном после заключения брака) жилье, она коренным образом изменилась. Скандалы, крики, обвинения… Мало денег, мало денег, ты не мужчина…

Николай выдержал недолго. Сейчас он снова живет с родителями, чувствует себя виноватым перед ними – и, поразительно, перед бывшей женой. Хотя формально ему принадлежит половина квартиры, он вряд ли будет судиться. А Лилия живет не одна – из райцентра к ней приехал ее «бывший», и, являясь формально женой Николая, она делит супружеское ложе с другим мужчиной.

Волки всегда в проигрыше – их соблазняют и «кидают», хотя на первый взгляд именно они опасны и коварны. Но Красная Шапочка знает – всегда найдется охотник, дровосек или рыцарь, который заступится за бедную девочку и накажет злого Волка.

Этот момент интересно обыграли создатели сериала «Не родись красивой». В мультике по мотивам фильма главная героиня, Катя Пушкарева, идет по лесу и встречает двух мужчин. «Вы – охотники?»-, спрашивает она. «Уже не охотники»,- отвечают мужчины. Но, к сожалению, охотников (от слова «хотеть») всегда много, и ловкие Красные Шапочки, эксплуатируя свой невинный вид и яркую, привлекательную внешность, заманивают очередную жертву, готовую поддаться на манипуляции.

Итак, согласно сказке Шарля Перро, Волк проглотил Красную Шапочку. Но именно в этот момент мимо проходили дровосеки. Они услышали шум, вбежали в дом, убили волка, распороли ему брюхо, и оттуда вышли целыми и невредимыми бабушка и Красная Шапочка.

Источник фото: yaa2017.com

Эрик Берн считает, что мораль у сказки такова: Волкам нужно держаться подальше от маленьких девочек и их бабушек и ни в коем случае не гулять по лесу в одиночестве. А по большому счету – дисфункциональная семья порождает те же самые шаблоны из поколения в поколение, и если бабушка как-то «съела» дедушку, мама куда-то подевала папу – то как же внучке нарушить семейное предписание и не развлечь себя подобным образом!

Соблазнить – и бросить, использовать – и отвергнуть. Красная Шапочка знает толк в том, как испортить жизнь мужчине, который мнит себя Волком. На самом деле реальный хищник – это Красная Шапочка, невинная и наивная маленькая девочка.

Попробуем определить типичные признаки Красных Шапочек

1. Красная Шапочка заботится о своей внешности. Она яркая, привлекательная и, несмотря на возраст (неважно, четырнадцать ей, как Лолите, или под пятьдесят), старается казаться невинной девочкой.

2. Красная Шапочка выглядит милой и совершенно безопасной, кажется очень наивной. «О, какая у тебя огромная машина! Как она называется?», — восхищенно спрашивает мужчину Красная Шапочка, которая в темноте назовет не только марку машины, но и ее рыночную стоимость.

«О, ты менеджер в крупной кампании!»,- восторженно произносит она, глядя в глаза мужчине и мысленно перебирая в голове кнопки калькулятора для подсчета его зарплаты с точностью до пятидесяти долларов.

3. Красная Шапочка — это женщина, не готовая к зрелым отношениям. Ей нравится играть с партнером, казаться ему тем, кого он хочет видеть.

Психологически она застряла между детством и подростковым возрастом. У нее нет сформировавшегося Я, основанного на собственных ценностях, желаниях, планах, знаниях. Поэтому она соблазняет – но не способна удерживаться в близких человеческих отношениях. Выходом для нее является смена партнеров: каждый через некоторое время оказывается Волком и должен быть «убит».

4. Красная Шапочка – мастер создания треугольников. Она, вероятнее всего, часто бывает «третьим лишним» в своем детстве (мама, Шапочка – и периодически появляющийся кто-то). Поэтому у нее в запасе есть еще кто-то, спасающий ее от Волка, позволяющий играть до тех пор, пока игра ей не наскучивает или пока Волк не требует серьезного отношения к себе.

Марианна жила с мамой до тридцати лет. Встречалась с мужчинами, но каждый через время ее разочаровывал. Когда она встретила Андрея, во всех отношениях положительного и самостоятельного мужчину, мама настояла на том, чтобы дочь перестала перебирать и, наконец, вышла замуж.

Однако жизнь молодой семьи оказалась очень сложной. Андрей – военнослужащий, уходит рано, возвращается поздно. Он вполне современный мужчина, и, понимая, что жена тоже работает, предложил разделить обязанности. В «свои» дни Андрей честно готовит еду, убирает, ходит в магазин.

У Марианны (за которую раньше все и всегда делала мама), всегда есть оправдания – забыла, не успела. Через некоторое время Андрей показал свою «волчью» часть – поссорился с Марианной и высказал все свои претензии. На что Марианна быстренько собрала вещи и ушла к маме.

Мамочка услышала историю об «эмоционально тупом, жестоком военном, который хочет испортить ей жизнь и заставить трудиться, как рабыню». Мамочка мгновенно превратилась в охотника и понеслась «убивать» Андрея. Но, поговорив с зятем, поняла, что ее дочь, мягко говоря, преувеличивает, и попыталась на нее повлиять.

Тогда дочь забрала вещи и уехала к бабушке, которая тоже живет одна. Теперь бабушка спасает ее от злого и коварного мужа-Волка, муж чувствует себя виноватым и просит Марианну вернуться, а она встречается с новым поклонником, который, как она надеется, не будет таким черствым и грубым.

5. Спасатель Красной Шапочки часто сам оказывается следующей жертвой в длинной цепочке волков. Вначале он ее спасает, потом оказывается отвергнутым, обесцененным и обвиненным. А Красная Шапочка не задумывается, что видимо, она не совсем в порядке – она уверена, что это партнер не в порядке, а она всегда O’K.

Сергей встречался с Лизой недолго: три дня, после чего она сама приехала к нему домой и «запрыгнула» в постель. Однако на следующий день Лиза позвонила Сергею и сказала, что она была в милиции, сдала анализы и написала заявление об изнасиловании. Если он не хочет сидеть в тюрьме – за скромную сумму в тысячу долларов она заберет заявление. Сергей нашел деньги, но до сих пор боится девушек. А Лиза, как оказалось, проделывает этот фокус регулярно – тем и живет.

6. Красная Шапочка всегда оказывается в выигрыше. Она – профессиональный игрок, который «затягивает» Волка на свое поле и там делает то, что ей нужно. Выиграть у Красной Шапочки невозможно, доказывать или переубеждать ее бесполезно. Она получает удовольствие от самого процесса, она искренне считает, что именно Волк виноват во всех ее бедах, и что он должен понести наказание за свои прегрешения.

Она очень убедительна в судах по разделу имущества, по требованию опеки над детьми (естественно, с полным запретом на встречи детей с бывшим мужем), в рассказах о кровопийце-свекрови (которая сама может быть Красной Шапочкой и спасать своего сына от этой волчицы), в историях про то, как ее пытаются «съесть» на работе (даже если она сама уже прошла по трупам десяти своих начальников и подчиненных).

7. Красная Шапочка – плохая мать, жена и сотрудник. Она производит хорошее впечатление при первом знакомстве, но разрушает жизни окружающих ее людей, каждый из которых рано или поздно окажется Волком.

Дочерям она передает свое мироощущение, и те рано или поздно тоже превращаются в Красных Шапочек, «не знающих» о существовании Волков и умеющих недрогнувшей рукой снимать с них шкуру. Чтобы выжить рядом с ней, мужчина должен быть и Волком, и охотником, и мамой, и бабушкой в одном лице. Но это тяжкий труд – жить с такой женщиной (или мужчиной – они тоже бывают Красными Шапочками).

Поэтому опасайтесь Красных Шапочек – молодых и старых, женщин и мужчин, ибо будете убиты – не физически, так психологически, будете несправедливо обвинены, и будете очень сожалеть о том дне, когда Красная Шапочка возбудила в вас тщетные надежды своими речами, внешностью и льстивыми словами о том, что в вас есть что-то грандиозное.

источник