Меню Рубрики

Сколько должно быть зрение у ребенка

Зрение. Устройство глаза
www.eye-focus.ru

Осознать — нормально ли зрение у самого себя — невозможно. Особенно это относится к врожденным патологиям. Если человек с рождения зрительно воспринимает информацию не в нормальном объеме, то ему просто не с чем сравнивать. Если зрение в обоих глазах изначально нарушено, то мозг не воспринимает разницы между нормальным видением и отклонениями, привыкая к тому, что видит.

По определению специалистов, зрение – это способность воспринимать размеры предметов, их расположение в пространстве, цвета. Когда мы говорим, что у человека 100% зрение, то мы сознаем это как абсолютно верный показатель. Тем не менее, следует помнить, что показатели нормы значительно отличаются для разных возрастных категорий.

Полное формирование зрительной системы заканчивается приблизительно к восемнадцати годам. Зрение развивается и меняется на протяжении всей жизни. Многие факторы – экология, место проживания, образ жизни, специфика работы, наследственность – влияют на изменения в зрительной системе, как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Этот период самый важный в смысле формирования органов зрения, во время которого происходит их становление. В роддоме детский офтальмолог может проверить зрение на наличие безусловного рефлекса – как реагирует зрачок на световой раздражитель.

Формирование зрительной системы происходит значительно раньше, в период беременности мамы. Особенно важен первый триместр. Врожденные и неизлечимые пороки органов зрения связаны именно с этим периодом, во время которого закладывается зрительная система. Если в этот период произошел сбой, то впоследствии могут возникнуть проблемы со зрением.

Новорожденный младенец не различает размеры и формы предметов. Мир в его восприятии – скопление более ярких и менее ярких пятен. Взгляд младенца начинает фокусироваться в возрасте одного месяца. В два-три месяца малыш уже способен следить за движением предмета.

Каждый последующий месяц память зрительных образов у младенца увеличивается, пополняется. Малыш осваивает звуки и речь не только благодаря слуху, но и потому, что видит артикуляцию говорящего человека. Ребенок начинает сидеть, ползать, ходить не только за счет того, что к этому готово его тело. Он видит, как перемещаются взрослые, пытаясь им подражать.

Зрительные органы у младенцев от взрослых отличаются в первую очередь их строением. Глазные яблоки у детей до года пропорционально более короткие. Вследствие чего пучки света фокусируются не на сетчатке, а за ней. Это состояние соответствует дальнозоркости. Таким образом, дальнозоркость свойственна всем новорожденным малышам.

К двенадцати месяцам обусловленная физиологически дальнозоркость постепенно уходит. Полное её исчезновение диагностируется тогда, когда завершается процесс формирования нормальных параметров глазного яблока. Это период от трех до пяти лет.

К годовалому возрасту ребенок различает предметы по форме и цвету, способен отличить близких людей от чужих.

В таком возрасте ребенок видит более четко, чем до года. Малыш может различать расстояние предметов друг от друга, от себя. Норма зрения для взрослого человека – 1 градус (1,0). У детей в этом возрасте от 0,3 до 0,5. Начинается познание мира, его свойств, координация движений со зрением.

Смотреть телевизор или картинки на мониторе в таком возрасте крайне вредно. Картинки ребенок нормально не воспринимает, но глазные мышцы сильно напрягаются. Стоит просто общаться с малышом, поскольку он уже воспринимает и копирует мимику.

В этом возрасте малышу помогает развиваться сенсорная система. Ребенок достаточно хорошо видит предметы, оценивает их, пытается описать. Зрение крайне важно в этом возрасте, поскольку значительно влияет на развитие речи. Если ребенок ничего не видит или видит плохо, то ему нечего оценивать и описывать – говорить он начинает позже. В трехлетнем возрасте уже можно проводить тест на зрение с помощью таблицы Орловой.

Таблица состоит из строчек с картинками разных предметов. Можно скачать таблицу и распечатав ее, проверить зрение ребенка. Норма – в диапазоне от 0,7 до 0,8. При этом ребенок должен нормально рассматривать картинки, не щуриться. Если норма не соблюдена, то возможно проявление близорукости уже в этом возрасте.

В этом возрастном промежутке на зрительную систему дается большая нагрузка. Ребенок смотрит книги, его начинают учить читать и писать. Время за монитором и телевизором не должно превышать полутора часов. Занятия также следует проводить с перерывами, разминкой, гимнастикой для глаз.

К семи годам зрение должно равняться 1,0. Ребенок способен хорошо различать предметы, называть их, описывать. В это время обязателен осмотр у офтальмолога. При каких-либо негативных проявлениях со зрением следует посещать врача 4 раза в год.

Близорукость по статистике чаще всего выявляется в 7 и 10 лет. Ребенок начал обучение в школе, нагрузка на зрительную систему значительно возросла.

Следует учитывать наследственность, поскольку близорукость и дальнозоркость являются доминантными признаками. Важно регулярное посещение детского офтальмолога.

Существенное влияние на зрение в детском возрасте оказывает питание ребенка. Следует составлять рацион таким образом, чтобы он содержал требуемое для определенного возраста количество белков, жиров и углеводов. Не менее важно наличие в продуктах витаминов и микроэлементов. Возможно употребление витаминных комплексов и БАДов по рекомендации офтальмолога.

Следует помнить, что острота зрения отличается в разных возрастных категориях. Норма зрения у пожилых людей значительно отличается от зрения человека в среднем возрасте. Зрение 1,0 считается в норме в возрасте от 18 до 50 лет. В период полового созревания острота зрения может чувствительно колебаться вследствие гормонального дисбаланса.

Поэтому в дошкольном возрасте, школьном и подростковом следует регулярно посещать офтальмолога, чтобы своевременно выявить проблемы со зрением и принять меры для их решения.

источник

Не раз в жизни нам приходится слышать фразы «стопроцентное зрение», «а у меня -2», но знаем ли мы, что они на самом деле значат? Почему в одних случаях за лучший показатель выступает единица, но в других +1 — это уже отклонение от нормы? И все-таки какое зрение считается нормальным?

Дело в том, что идеальное зрение должно соответствовать группе параметров:

  • рефракции, которая равняется 0;
  • остроте, при которой норма зрения — это 1 или 100%;
  • внутриглазному давлению — 22-24 мм рт.ст. у здорового взрослого человека.

Хорошая рефракция глаза, простыми словами, — это когда изображение попадает ровно на сетчатку. В таком случае анализатор отправляет верный импульс в мозг, и мы видим четкую, ясную, разборчивую картинку. Диоптрии — единица измерения рефракции. Интересуясь у врача своим здоровьем, помните, что нормальное зрение — это не вопрос о том, сколько у вас диоптрий, ведь в идеале их должно быть 0.

Острота зрения — это способность глаза видеть максимально хорошо как далеко, так и близко. Норма остроты зрения равняется 1. Это означает, что человек способен различать предметы определенного размера на соответствующем нормативам расстоянии. Определяется углом между минимально отдаленных двух точек. В идеале равняется 1 минуте или 0,004 мм, что является величиной колбочки глазного яблока. То есть, если между двух колбочек существует хотя бы одна разделяющая, то изображение двух точек не сольется.

Показатель ВГД не является ключевым, но значительно влияет на четкость передачи увиденного, а также на здоровье зрительного аппарата в целом.

В каждом возрасте требования к организму принято предъявлять разные. Младенец появляется на свет с 20% от способности видеть, которой обладает взрослый человек. И пока его беспомощность никого не тревожит, а только умиляет. Но со временем малыш развивается и глаза вместе с ним. У детей есть свои нормы зрения.

Н оворожденный видит все предметы световыми пятнами, его зрительные возможности ограничены на расстоянии метра. В первый месяц ребенок воспринимает мир в черно-белых цветах. В 2-3 месяца появляются попытки фокусирования внимания на предметах, малыш помнит лицо мамы и отца, замечает, когда попадает в другую комнату. В 4-6 месяцев кроха обзаводится любимыми игрушками, так как уже научился различать цвет и форму.

В 1 год нормальное зрение составляет 50% от остроты взрослого. В 2-4 года развитие ребенка можно эффективно проверить с помощью офтальмологических таблиц, так как он уже выучил знаки на них и приобрел навыки общения. Острота в среднем доходит до отметки 70%.

В 5-6 лет устанавливается способность видеть, как у взрослого человека, на все 100%. Поэтому данный возраст является оптимальным временем для поступления в школу.

Стремительное развитие организма и высокие нагрузки на глаза часто приводят к резкому снижению остроты зрения к 7-8 годам. Следует быть внимательными к ребенку в это время и не пропускать плановые визиты к окулисту.

В 10 лет случается следующий всплеск заболеваний, происходит это в связи с гормональными сбоями на фоне пубертатного периода. Важно быть готовым поддержать психологически эмоционального подростка, если медики порекомендуют ему ношение очков. Также стоит отметить, что на данный момент в этом возрасте уже разрешается ношение мягких линз.

Видео расскажет больше о диагностике зрения у детей:

Отклонения от нормы возникают по разным причинам. Иногда это врожденная предрасположенность или внутриутробное нарушение процесса развития. Но в большей степени отклонения появляются в результате жизнедеятельности:

  • чрезмерные нагрузки на зрительный аппарат;
  • работа в плохо освещенном помещении;
  • недостаток питательных веществ в рационе;
  • нарушение правил эксплуатации при работе со сваркой, осветительными приборами.

Сказывается также несвоевременное обращение за медицинской помощью или пренебрежение рекомендациями медиков. Например, дети часто капризничают во время ношения очков, снимают их, даже повреждают. Отказываясь от оптики, родители облегчают себе жизнь, но на деле весь этот период ребенок плохо видит, не развивается, а болезнь продолжает прогрессировать.

Распространенными видами нарушений, как у взрослых, так и у детей, врачи называют следующие заболевания:

  1. Близорукость или миопия. Проблема заключается в том, что фокусная точка находится перед сетчаткой. Больной начинает плохо видеть отдаленные предметы, замечает, что глаза очень быстро устают. Характерны также резкие боли в височной части головы. На предметы, которые находятся рядом, недуг никак не влияет. Человек отчетливо различает черты собеседника на расстоянии вытянутой руки, но вот когда ваш друг без очков идет через дорогу, не обижайтесь, если он не поздоровается.
  2. Дальнозоркость или гиперметропия. В этом случае фокус расположен за сетчаткой, что делает проблематичным различение близких предметов. Ярко выраженным симптомом также является затуманивание картинки. Иногда возникает косоглазие. Таким людям сложно читать, а работать за компьютером без очков практически не представляется возможным.
Хорошим выходом стал ряд приложений, увеличивающих шрифт и диалоговые окна в интерфейсе гаджетов.
  • Астигматизм. Наблюдается игнорирование фокусной точкой сетчатки вообще. Она может располагаться выше или ниже ее. Возникает болезнь по причине деформации хрусталика или роговицы. В симптомы входят:
    • слишком быстрая усталость глаз;
    • раздвоение или размытость картинки;
    • напряжение органа;
    • частая головная боль.

    Медицинские клиники заставлены сложнейшими аппаратами для диагностики и лечения глаз. Совершенствование техники позволяет выявлять болезни на ранних стадиях и практически бесследно восстанавливать потерянное зрение. Но обеспечение оперативной проверки на местах работы или учебы, в учреждениях районных центров и поселков требует максимальной эффективности при минимальных вложениях. Поэтому офтальмологи по всему миру пользуются не электронными приспособлениями, а изобретением советских докторов.

    В современной медицине первым шагом диагностики возможностей зрительных органов являются таблицы. Для определения остроты зрения принято использовать графические системы с разного рода знаками. На расстоянии 5 метров здоровый человек отчетливо видит верхнюю строку, с 2,5 метров — самую последнюю, двенадцатую. Существуют три популярных в офтальмологии таблицы:

    • Сивцева — изображены буквы;
    • Головина — незамкнутые кольца;
    • Орловой — детские картинки.

    Стандартная процедура предполагает, что пациент будет находиться на расстоянии 5 метров, при этом он должен рассмотреть знаки десятой строки. Такие показатели свидетельствуют о 100% остроте зрения. Важно, чтобы кабинет был хорошо освещаем, а таблица имела равномерную подсветку, как вверху, так и по бокам. Обследование проводится сначала для одного глаза, при этом второй прикрыт белым щитом, затем для другого.

    Если обследуемый затрудняется с ответом, врач поднимается на строку выше, и так пока не будет назван правильный символ. Таким образом запись в карте отображает строку, которую человек отчетливо видит с 5 метров. На таблице обязательно присутствуют расшифровки: справа острота зрения (V) и слева здоровое «расстояние» (D).

    Расшифровать записи врача помогут разъяснения обозначений, которые вы встречаются карточках:

    • Vis OD — острота зрения для правого глаза;
    • Vis OS — аналогичный показатель для левого;
    • 1,0 — если напротив обоих пунктов стоит данное обозначение, поздравляем, у вас отличное зрение;
    • 0,4 — когда доктор оставляет подобную заметку, острота этого глаза составляет всего 40%.

    Если мать или отец носят очки, стоит обратить внимание на зрение ребенка. Плановые осмотры в 3,6 и 12 месяцев дополните домашней диагностикой.

    К трем годам следует провериться на близорукость, так как в этом возрасте риск обнаружения заболевания возрастает.

    Взрослому человеку стоит давать отдых глазам как в рабочее время сменой рода деятельности, так и ночью — сном, продолжительностью от 8 часов. Увеличьте количество полезных для зрения продуктов в своем рационе: морская рыба, яйца, фрукты и ягоды, бобовые.

    Не забывайте о возрастных изменениях, с приходом пенсии старайтесь выполнять гимнастику для глаз ежедневно. Не игнорируйте головные боли — часто они становятся предвестниками болезней зрительного аппарата.

    Помогают привести в тонус мышцы, способствуя их здоровому развитию. Также гимнастика благотворно влияет на кровообращение, чем уменьшает риск застоев и атрофии сосудов. Таким образом, ежедневное выполнение этих несложных занятий снижает вероятность повышения ВГД и возникновения заболеваний органов зрения.

    В дополнение не забывайте проводить легкий массаж пальцами — от височной части к носу и обратно. Снять усталость поможет «трюк» с теплыми ладонями: потрите руки, положите их на закрытые веки, немного согнув пальцы в форме чаши. Через несколько секунд вы почувствуете свежесть и прилив энергии, открыв глаза.

    Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики

    Избавиться от напряжения после чтения или продолжительной работы с мелкими деталями поможет комплексное упражнение:

    1. Сильно зажмурьтесь на несколько секунд и резко откройте. Повторите 2-3 раза.
    2. Помассируйте каждое веко по кругу в течение 30-60 секунд.
    3. Сложите три пальца вместе и руками легонько надавите на оба века.

    Также об технике Норбекова подробно расскажет видео:

    Со 100% зрением, согласно статистике, на планете проживает только одна треть человек. Им доверяют профессии пилотов, высшие звания в армии и другие ответственные места работы, где без зоркого глаза не обойтись. Но современные оптические средства помогут каждому из нас отлично справляться с вождением, чтением и мелкой механикой. А придерживание профилактических рекомендаций позволит сохранить зрение на как можно лучшем показателе.

    источник

    Нормальное зрение является необходимым условием для полноценного развития и социальной адаптации ребенка.

    В силу некоторых заболеваний, неблагоприятной наследственности, поражения важных органов происходит снижение остроты зрения.

    Воспитание слабовидящего ребенка имеет свои особенности. Развитие его нарушается. Своевременное обнаружение отклонений остроты зрения помогает сохранить его.

    Период от появления на свет и до одного года является важнейшим для развития ребенка и его органа зрения. Уже в родильном доме детский врач может проверить наличие у малыша зрения, установив особенности реакции зрачка на свет. Проблемы со зрением возникают, если во время беременности произошли сбои.

    Младенец не различает формы предметов. Он видит только пятна разной степени яркости. В 1 месяц взгляд младенца фокусируется на одном каком-либо предмете. До 3 месяцев он уже может следить за движениями.

    Уже в этом возрасте у младенца есть зрительная память. И с каждым последующим днем она постоянно пополняется. Он способен видеть артикуляцию человека, что помогает ему четче воспринимать звуки и речь. За счет того, что ребенок видит, как передвигаются взрослые, он начинает подражать им, ползать, ходить.

    Безоперационное лечение глаз за 1 месяц.

    Заметно, что глазное яблоко ребенка до одного года несколько короче. Поэтому лучи фокусируются не на сетчатой оболочке, а позади нее. Это означает, что дети до одного года дальнозорки, и эта дальнозоркость у них развивается по физиологическим причинам. До 1 года гиперметропия постепенно ослабевает. К этому же возрасту малыш уже может различать цвета, отличать близких людей от чужих.

    Особенно тщательно проверяется острота зрения у новорожденных детей. У них еще не сформирована полностью зрительная система, поэтому они могут только отличать свет от тени. Они также не могут концентрировать свой взгляд на одной точке. При включении света нормой является сужение зрачка и смыкание век.

    Дополнительно для исключения развития катаракты проводится офтальмологический осмотр глазного дна. Следующее обязательное обследование органа зрения проводится через месяц. В 3 месяца глаза надо проверять на предмет наличия врожденного косоглазия.

    Острота зрения у ребенка, от 1 года возрастает. Она определяется примерно как 0,3 – 0,5. В этом возрасте начинается активное познание окружающего мира. Усовершенствуется координация движений.

    Ребенок еще не может адекватно воспринимать картинки, особенно на мониторе телевизора. Родители делают огромную ошибку, усаживая ребенка перед монитором компьютера или экраном телевизора и включая ему мультфильмы. Чтобы разглядеть движущуюся картинку, детские глазные мышцы очень сильно напрягаются. Из-за этого орган зрения перенапрягается.

    Лучшее развитие для малыша в этом возрасте – общение с ним. Оно помогает развить человеческую речь, усовершенствовать навыки познания мира.

    Начиная с двухлетнего возраста у ребенка начинает активно развиваться сенсорная система. Острота зрения еще больше повышается, благодаря чему малыш хорошо видит окружающие предметы и может их описать . В этом возрасте очень важно хорошее зрение: оно положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие. Ведь если малыш ничего не видит, то он ничего не может описывать, и говорить он начинает гораздо позже.

    В трехлетнем возрасте уже можно пользоваться таблицей Орловой для определения остроты зрения. При проверке малыш не должен прищуриваться (если он делает это, то его нужно дополнительно обследовать на наличие офтальмологических патологий).

    Начиная с трехлетнего возраста, нагрузка на зрительную систему значительно повышается. Малыш уже начинает рассматривать книги, начинает учиться писать. Увеличивается и время, проведенное за монитором компьютера или экраном телевизора.

    К семилетнему возрасту острота зрения должна быть такой, как у взрослого человека. Малыш при этом хорошо различает предметы, называет их, описывает. Он легко может концентрировать взгляд на одном предмете. К 7-летнему возрасту окончательно формируется аккомодация, то есть способность глаза приспосабливаться к видению близко или далеко расположенных предметов.

    В возрасте 7 – 10 лет начинает формироваться близорукость. Это случается из-за возрастания нагрузки в школе . Вероятность развития миопии повышается при неблагоприятной наследственности. Если в этом возрасте родители следят за развитием ребенка, не допускают, чтобы он переутомлял свой орган зрения, то способность четко видеть сохраняется.

    Питание ребенка тоже имеет значение для полноценного развития зрения. Рацион составляется так, чтобы он содержал оптимальное количество белков, жиров и углеводов, а также витаминов. Не менее важно наличие в ежедневных продуктах оптимального количества микроэлементов.

    В случае снижения остроты зрения возможно употребление биологически активных добавок. Профилактические занятия спортом помогают сохранить зрение и не допускают развитие осложнений.

    источник

    Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.

    Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.

    В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.

    В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека » зрительных образов. Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.

    Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3 -4 месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами. В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих », хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки » в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.

    Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).

    Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика. Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.

    Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом. Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором , похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру. На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

    Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо ). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза. Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.

    Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса. Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.

    У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев. Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу. После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости. По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.

    При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

    К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:

    • нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми »). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
    • птоз (опущение ) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.

    Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др. Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску » из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного » глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

    Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

    Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4–5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

    При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.

    Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

    Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

    После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.

    Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

    Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:

    Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2–3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15–20 см на светлом однотонном фоне, в 4–5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3–5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов , посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

    Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

    Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.

    В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1–+2,5 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда , при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).

    Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.

    Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.

    Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

    Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!

    Автор статьи: врач-педиатр, офтальмолог, кандидат медицинских наук,
    заведующий отделением офтальмологии НИИП и ДХ МЗ РФ
    Скрипец Петр Петрович

    источник

    Какова норма зрения у детей, спрашивают многие молодые родители. Часто их пугает тот факт, что новорожденный или годовалый малыш плохо видит, не замечает некоторых предметов. Однако, это часто является нормой.

    Ниже приведены стандарты зрения для детей всех возрастов.

    У малыша до года зрение, как и само глазное яблоко, только формируется. Врачи роддома при первой проверке удостоверяются в наличии реакции зрачка на свет. Понять более подробно, какое зрение у новорожденного ребенка, нельзя. Глаза новорожденного не в состоянии воспринимать картинку полноценно. Младенец не видит предметов, их форм и размеров. Все, что он может заметить – это темные и светлые пятна.

    В один месяц глаза грудничка начинают фокусироваться на предметах.

    В два-три – он уже следит за движущимися объектами.

    С каждым месяцем зрение улучшается, малыш различает людей, узнает родных. Строение глазных яблок ребенка со временем меняется. В первые дни жизни они имеют слегка укороченную форму, но затем удлиняются. У новорожденных световые лучи фокусируются не на сетчатке, как у взрослых, а за ней. Из-за этого все груднички дальнозорки – чем ближе предмет, тем хуже они его видят.

    К первому дню рождения дальнозоркость значительно ослабевает, однако не проходит полностью. Ребенок может уверенно ходить или ползать, но если он все еще натыкается на предметы, волноваться не стоит, это норма зрения у детей его возраста.

    Зрение у детей в 1 год в норме позволяет различать формы и цвета предметов, но они плохо распознают размеры. Заподозрить нарушение зрения стоит, если малыш не узнает родственников, когда они молчат. Возможно, он отличает их от посторонних только по голосу, что говорит о плохом зрении.

    К двум годам ребенок распознает расстояние от себя до окружающих предметов, что позволяет ему более-менее свободно передвигаться. Малыш может замечать и копировать мимику и жесты родителей. Однако, острота зрения обычно не превышает 0,3-0,5 (норма для взрослого – 1,0).

    Физиологическая дальнозоркость у трехлеток либо проходит полностью, либо проявляется незначительно. Окончательно формирование глаза завершается в три-пять лет. Они приобретают нормальные параметры пропорционально размерам головы и всего тела.

    Норма зрения у ребенка в 3 года – это способность различать все окружающие предметы, оценивать размеры. В этом возрасте крайне важно понять, развито ли его зрение. Дело в том, что в три года детсадовец уже оценивает и описывает объекты, события, впечатления. Если он не видит окружающего мира, ему нечего описывать. Это негативно влияет еще и на дальнейшее развитие речи, мышления, логики.

    Диагностика проводится при помощи таблицы Орловой. В ней вместо букв – простые картинки. Алгоритм проверки такой:

    • распечатать таблицу на принтере;
    • повесить на стене на уровне детских глаз;
    • поставить ребенка перед ней на расстоянии 5 метров;
    • опросить рассказать, какие изображения он видит и на какой строке.

    Как правило, в сети таблицы приведены уже в нужном масштабе. Скачав их, размеры выставлять не нужно. Нормой считается распознавание картинок на 7-8 строке. Ничего страшного, если последнюю строку юный пациент рассмотреть пока не может, норма зрения у детей трех лет это допускает.

    В этом возрасте глаза подвергаются нагрузкам: ребенок просматривает книги и мультики, рисует, учится читать и писать. Занятия нужно прерывать на гимнастику, прогулки, общение. Полезен любой отдых для глаз.

    Норма зрения у детей семи лет – 1,0, как и у взрослого, но у первоклашек велик риск развития близорукости ввиду нагрузок во время обучения. Потому, проверять зрение школьников нужно не реже двух раз в год. При выявлении негативных симптомов – четырех раз в год.

    По статистике близорукость чаще всего диагностируется в период от 7 до 10 лет. Затем вероятность миопии постепенно снижается, но при наличии следующих факторов остается на протяжении всей жизни:

    • постоянные нагрузки на зрение при чтении, работе за компьютером и просмотре телепередач;
    • наследственной склонности;
    • неправильном питании.

    Если у одного из родителей, бабушек или дедушек, была диагностирована миопия, вероятность ее развития у ребенка очень велика. В такой ситуации необходимо регулярно проверять его зрение дома и у офтальмолога. Рацион школьника должен включать в себя полезные продукты, богатые витаминами, белками, жирами, углеводами.

    Важно, чтобы питание было сбалансированным и разнообразным. Если ребенок не любит какие-то продукты и не ест их, следует выяснить, какие полезные вещества в них содержатся, и давать ему в виде БАДов. Лучше всего проконсультироваться с офтальмологом и педиатром.

    У детей со слабым зрением большая часть информации воспринимается через слух и осязание. Их представление об окружающем мире отличается от представлений детей с нормальным зрением. Полностью слепые дети с легкостью распознают разных птиц или машины разных типов по звуку, что редко удается зрячим детям, которых этому специально не учили.

    Также они лучше других людей распознают запахи. Слабовидящие и слепые дети могут неправильно воспринимать речь окружающих, не понимать некоторые слова. Дело в том, что они не сопоставляют слова с реальными предметами, действиями и событиями, поскольку не видели их.

    В результате, иногда они не понимают, о чем им говорят. Обучение таких детей требует специальной квалификации преподавателя. У некоторых деток заметно отставание в росте и весе, объеме грудной клетки и, как следствие, легких.

    При отсутствии физической активности проявляется сутулость, ослабление мышц, слабость. Практически отсутствует мимика и жестикуляция. Такова примерная характеристика детей с нарушением зрения, но возможна и иная картина.

    При всех ограничениях, для развития незрячих и слабовидящих детей необходима регулярная активность: движения, спорт, игры и прогулки. Благодаря этому, у них развивается координация, ориентация в пространстве, укрепляются мышцы.

    При этом перегрузки тоже могут повлиять негативно. В день достаточно часа прогулок и активности на воздухе или в зале. Важно, чтобы каждую минуту своей жизни, особенно во время обучения чему-то новому, ребенок знал, что с ним рядом есть помощники. Он должен понимать, что при неудачном движении его подхватят, остановят, что он не получит травму. Нужно правильно выбирать игрушки. Пусть это будут яркие предметы с разными фактурными поверхностями, различных форм и размеров.

    Хорошо подобрать игрушки со звуковыми эффектами и музыкой.

    Несмотря на наличие физической активности и обострение остальных пяти чувств, развитие детей с патологиями зрения проходит замедленно, так как получаемой информации все равно не хватает. Возможны отклонения в развитие памяти и внимания. Ребенок с возрастом понимает, что он не такой, как его сверстники, и часто впадает в состояние депрессии. Особенно негативно воспринимаются насмешки ровесников, которые, к сожалению, периодически случаются в обществе детей. В такие моменты он особенно нуждается в поддержке родных.

    Характерны импульсивность, раздражительность, резкость. Такие дети ранимы, болезненно воспринимают конфликтные ситуации. Замкнутость слабовидящих детей объясняется страхом самовыражения и новых насмешек, а также отсутствием понимания настроения собеседника. Поскольку больной ребенок вынужден запоминать информацию только на слух (а не на слух и зрительно, как здоровые люди), он может быть забывчивым и рассеянным. Зная свои особенности, он может счесть их недостатками и сторониться общества еще и поэтому.

    Инвалидность может получить ребенок, диагноз которого не предполагает улучшений зрения в ближайшее время. Причины нарушения зрения при оформлении инвалидности не учитываются. Согласно Федеральному Закону 95-ФЗ «О соцзащите инвалидов в Российской Федерации» от февраля 2006 года, инвалидами по зрению становятся дети со следующими показателями.

    • Третья группа – зрение 0,1-0,3, ширина поля зрения 20-40 градусов, вторая степень нарушения.
    • Вторая группа – зрение 0,05-0,1, поле зрение 10-20 градусов, третья степень патологии.
    • Первая группа – полная слепота или зрение до 0,04, поле зрение до 10 градусов, четвертая степень патологии.

    Инвалидность положена людям, не имеющим возможности себя полноценно обслуживать, ориентироваться в пространстве и передвигаться. В будущем такие дети часто не могут получить образование и работу, которая могла бы их обеспечить. Поэтому, они нуждаются в пенсии от государства и помощи по интеграции в общество.

    Это программы реабилитации для получения рабочих навыков от квалифицированных преподавателей, обучение общению, психологическая поддержка и т.д. В России всех детей и подростков до 18 лет с указанными критериями относят к категории «ребенок-инвалид». Группа присваивается только по достижению совершеннолетия. Если норма зрения у детей нарушена, нельзя оставлять это без внимания. Чем раньше диагностирована проблема, тем проще ее устранить. Своевременная помощь врача и дальнейшая профилактика – залог здоровья ребенка и его полноценной жизни.

    Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

    Понравилось? Поделитесь в социальных сетях!

    источник

    Люди, имеющие 100% зрение, не всегда могут ответить на вопрос – дальнозоркость, это плюс или минус? Или, +4 — это очень плохо или терпимо? Чтобы грамотно ответить на этот вопрос, требуется представлять — каков принцип работы зрительной системы.

    Глаз является одним из самых сложных органов человека. Зрительная система взаимодействует с корой головного мозга, благодаря чему лучи света преобразуются в зрительные образы.

    Большинство недугов зрительных органов провоцируются нарушением преломляющих свойств глаз. Человек теряет способность четко видеть вследствие расфокусировки. При дальнозоркости изображение формируется за сетчаткой глаза, а не на ней. При близорукости – напротив, изображение формируется перед сетчаткой глаза.

    Дальнозоркость у ребенка может являться нормой, а не дефектом. Все зависит от возраста детей. Новорожденные рождаются с гиперметропией (дальнозоркостью). Обычно к 6-7 годам дальнозоркость у детей проходит.

    Если у ребенка, возраст которого один год, обнаруживается дальнозоркость выше 5 диоптрий, то нужно немедленно начинать лечение. Иначе после шести-семи лет могут возникнуть серьезные проблемы со зрением.

    В связи с тем, что при дальнозоркости изображение формируется за сетчаткой глаза, ребенок видит размытую картинку, если она расположена на расстоянии 20-40 сантиметров от его глаз.

    Выделяют три степени гиперметропии:

    • Дальнозоркость слабой степени обоих глаз. Такой дефект зрения считается нормой. Ребенок на близком расстоянии видит нормально, но у него могут быстро уставать глаза или болеть голова. Для таких детей коррекция зрения не нужна. Ребенок растет, строение глаза меняется, мышцы укрепляются и симптомы исчезают. Т.е. слабая степень гиперметропии лечения не требует. Если же к семи-восьми годам симптомы в виде усталых глаз и головных болей не исчезают, требуется консультация детского офтальмолога;
    • Дальнозоркость средней степени. В младшем возрасте такое состояние считается нормой. Для детей старше восьми лет – патологией. Такой дефект зрения уже требует коррекции, поскольку отклонение от нормы составляет 2-5 диоптрий. Ребенок четко видит предметы вдали, но вблизи изображение расплывчато;
    • Дальнозоркость высокой степени. В этом случае ребенок видит плохо как вблизи, так и вдаль. Отклонение от нормы – свыше пяти диоптрий. Очки или контактные линзы требуют постоянного ношения.

    Дальнозоркость у детей может возникать по разным причинам:

    • Дефекты анатомического строения глаза — углубление хрусталика, его неправильная форма, недостаточное искривление роговицы, короткая глазная ось. Все это относится к врожденным патологиям;
    • Наследственная предрасположенность к гиперметропии;
    • Внутриглазное давление, превышающее норму;
    • Вредные привычки матери в период беременности, неправильное питание.

    В возрасте одного года офтальмолог должен провести обследование зрительных органов ребенка с использованием специальных приборов.

    Врожденная гиперметропия в трехмесячном возрасте может пройти, благодаря стремительному развитию глазной системы. Если нарушение не исчезает, то требуется постоянное медицинское наблюдение. Как правило, оно необходимо при высокой степени дальнозоркости.

    Гиперметропию у малышей до года часто называют физиологической. Её причина – укороченный размер глазного яблока, которая свойственна всем новорожденным в возрасте до 2-3 месяцев.

    Чем выше степень гиперметропии, чем ярче проявляются симптомы:

    • Слабая степень – головокружение, частые головные боли, усталость глаз при рассмотрении предметов на близком расстоянии;
    • Средняя степень – малыш может на первый взгляд беспричинно капризничать, плохо спать. Часто возникают воспаления глаз (конъюнктивит, блефарит). Они возникают вследствие того, что малыш часто трет глаза руками, занося инфекцию. Ребенок хорошо видит объекты, расположенные вдали, но плохо, расположенные близко;
    • Зрение снижено. Ребенок видит плохо и вблизи, и вдали. Он раздражителен, не может сосредоточиться на играх, жалуется на жжение и чувство песка в глазах.

    Предположить наличие дальнозоркости у ребенка можно, наблюдая за его поведением. Ребенок может отставлять книгу на расстояние, поскольку ему так комфортнее. Игры, в которых требуется рассматривать мелкие детали, например сборка конструктора, создание картины из пазлов, не нравятся ребенку. Он не любит рисовать, раскрашивать или заниматься лепкой. Если вы заметили такое поведение ребенка, то обязательно следует обратиться к детскому офтальмологу.

    Используются методы обследования:

    • Визометрия – определение остроты зрения с использованием специальных таблиц Сивцева и Головина;
    • Авторефрактометрия – компьютерная диагностика, позволяющая определить рефракцию глаза;
    • Скиаскопия — объективный метод выявления рефракции глаза на основании наблюдений за движением теней в области зрачка путем освещения глаза пучком света, отраженным от зеркала.

    В возрасте до трех лет коррекция гиперметропии не проводится. В этом возрасте опасно использовать и очки, и контактные линзы. Оперативное вмешательство также не рекомендуется, поскольку еще происходит активный рост органов зрения.

    В возрасте старше трех лет:

    • Могут использоваться очки, которые индивидуально подбирает детский офтальмолог. В этом случае требуется регулярный контроль зрения ребенка;
    • Возможно ношение контактных линз у детей старшего школьного возраста, когда ребенок может грамотно пользоваться этими оптическими приборами;
    • Детям, достигшим 16 лет уже можно выполнять операцию с использованием лазера.

    Лечение дальнозоркости у детей предполагает правильный подбор очков или линз. Лечить, как правило, приходится патологии зрения, которые вызывает гиперметропия: амблиопию, астенопию, косоглазие и др. Изменить строение (форму) глаза невозможно.

    Детский офтальмолог может назначить комплексное лечение: очки, окклюзии (заклейки глаза), специальную гимнастику для глаз, аппаратное лечение. Очки детям при дальнозоркости предназначены для постоянного ношения. Аппаратное лечение проводится 3-4 раза в год.

    источник

    Основная из них — это наследственность. Если у мамы или папы есть проблемы со зрением, например, кто-то из родителей страдает близорукостью, то вероятность того, что у малыша будет такая же проблема очень высока. Между тем — это только вероятность, а не приговор. Задача родителей уделить максимум внимания этому аспекту, регулярно отводить малыша на осмотры и проводить профилактические меры.

    Причины отклонений зрения бывают:

    • врожденными, то есть те, которые появились еще в период беременности матери;
    • приобретенные, образовавшиеся под воздействием какого-либо внешнего фактора.

    На развитие зрения у малышей могут оказать влияние заболевания зрительного аппарата либо системные недуги. Отклонения в работе сердечно-сосудистой, эндокринной системы, почек, легких, ЛОР-органов, детские инфекционные заболевания могут спровоцировать нарушения зрения.

    У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:

    • проводит наружный осмотр зрительной системы;
    • устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
    • проводит скиаскопию — определяет рефракцию глаза;
    • определяет состояние глазного дна.

    Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.

    Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке. Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз. Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.

    Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 — +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.

    Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.

    Определить остроту зрения у новорожденных окулисты пытаются редко, в норме она составляет 0,1, но исследовать зрительную систему офтальмолог может непосредственно в роддоме.

    Такая диагностика проводится деткам, которые родились с массой тела до 2 кг. По решению врача полный осмотр выполняется в месяц. Это касается малышей с отклонениями:

    • травмами, полученными во время прохождения по родовым путям;
    • асфиксией;
    • родившихся раньше срока;
    • постоянным слезотечением.

    Важным показателем в этот период является способность фиксировать взгляд. Месячному малышу демонстрируют яркий предмет, он должен задержать на нем взгляд на несколько секунд.

    После трех месяцев зрение малыша становится лучше, он уже может удерживать взгляд на игрушке и брать ее в руки. Родителей должны насторожить такие моменты:

    • частая краснота глазных яблок;
    • выделения;
    • устойчивое косоглазие;
    • ритмичные колебания глаз.

    При появлении одного из этих симптомов не следует дожидаться плановой проверки, покажите малыша офтальмологу как можно быстрее.

    Проверка остроты зрения у ребенка в полгода выполняется в такой же последовательности, как и у трехмесячного. Степень дальнозоркости может незначительно снизиться либо остаться на том же уровне. Результаты исследований обязательно сравнивают с предыдущими. Косоглазия в этом возрасте быть не должно. Сетчатка становится розового оттенка, а диск зрительного нерва – бледно-розовым, имеет точные контуры.

    В год ребенок с нормальной остротой зрения хорошо различает предметы, воспринимает мимику окружающих, однако стоит учитывать, что зрение в этот период еще отличается от взрослого. На приеме у офтальмолога проводится визиометрия, скиаскопия либо авторефрактометрия, позволяющая уточнить степень рефракции.

    Дальнозоркость должна уменьшиться по сравнению с показателями, которые были получены в полгода, и варьироваться в пределах от +2,5 до +3,0 диоптрий. Проверка остроты зрения у ребенка затем выполняется по достижении им двухлетнего возраста, при оформлении в детское дошкольное заведение (в основном это 3 года), в 4 годика, а также перед поступлением в школу. В норме зрительных нарушений в этот период быть не должно. Во время учебы осмотры выполняют ежегодно.

    На приеме офтальмолог производит визуальный осмотр глаз малыша. При изучении глазного яблока оценивает его величину, форму, способность синхронно двигаться. Некоторые патологии специалист может определить сразу, к примеру, косоглазие, инфекционно-воспалительные процессы.

    Таблица Орловой для проверки зоркости применяется для детей, достигших трехлетнего возраста. На этом плакате вместо букв располагаются картинки, уменьшающиеся сверху-вниз. Ребенка усаживают на расстоянии 5 метров. Тестирование выполняют в основном без применения коррекционных линз. Если же малыш с нарушениями зрения, то диагноз уточняется с помощью скиаскопии либо авторефрактометрии.

    Также в этом возрасте проводится:

    • биомикроскопия — оценивается состояние прозрачности составляющих оптической системы глаза;
    • офтальмоскопия — исследуется глазное дно;
    • периметрия — диагностика, связанная с остротой периферического зрения.

    Возраст ребенка — основной критерий, по которому определяется в норме зрительный аппарат или нет. Нормой в детском возрасте считается острота:

    • 2 годика — 0,4 — 0,7;
    • 3 годика — 0,6 — 0,9;
    • 4 годика — 0,7 — 1,0;
    • 5 лет — 0,8 — 1,0;
    • 6 лет и в более старшем возрасте — 0,9 — 1,0.

    Наиболее быстрое увеличение глазного яблока происходит в возрасте до 3 лет, затем он замедляется, поэтому чем старше ребенок, тем меньше степень дальнозоркости. Ее снижения всегда должно происходить адекватно возрасту. В тех случаях, когда запас дальнозоркости уменьшается стремительно, возрастает риск возникновения близорукости; если же глаза новорожденного имеют большой запас и не растрачивают его со временем, возможно появление патологической дальнозоркости.

    Дети с нарушениями остроты зрения должны проходить обследование не реже, чем раз в 6 месяцев, диспансерное наблюдение позволяет своевременно выявить осложнения и провести адекватную терапию.

    Самыми частыми отклонениями зрения у малышей являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Оптическая система глаза состоит из нескольких линз. Свет, проходя сквозь них, преломляется и фокусируется на сетчатке. В случае, если точка соединения лучей располагается перед ней, то у малыша возникает близорукость, если за ней, то дальнозоркость. В каждом из этих случаев следует отслеживать остроту возрастных изменений у детей и своевременно корректировать.

    Подобные патологии могут стать причиной развития амблиопии или ленивого глаза. При этом заболевании импульсы не поступают в головной мозг, и картинка не формируется, поэтому даже если ребенок будет в очках, он все равно не сможет видеть.

    Острота человеческого зрения крайне важна для полноценной жизни. Если вы заметили, какие-либо симптомы, свидетельствующие о возможных отклонениях в развитии зрительного аппарата, не откладывайте визит к офтальмологу. Своевременная терапия и коррекция позволяют избежать многих негативных последствий.

    источник