Меню Рубрики

Слог с точки зрения экспираторной теории слога

Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха [2, c. 55].

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересуют исследователей. Cуществуют нескольких теорий слога.

Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений.

Сонорная теория, предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью.

Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения.

Теория мускульного напряжения, сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения.

Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи.

Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин [2]. Его теория получила название теории громкости. Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога.

Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p].

Слог есть понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra.

Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение.

Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка.

Слогообразующими звуками в английском языке являются не только гласные, но и сонорные согласные [l, m, n], которые называются сонантами. Самое большое количество слогов в английском языке образуется с помощью сонанта [l]. Например, ta-ble, trou-ble, mid-dle, ap-ple, fid-dle, puz-zle и т.д.

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 3818 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) дал определение слога, согласно которому слог — это сочетание звуков, которые произносятся sub uno aceentu et uno spiritu. Слог его интересовал, прежде всего, с позиций метрики.

Присциан Цезарейский (лат. Priscianus Caesariensis) — римский грамматик, родом из Цезареи в Мавритании, жил около 500 года н. э. Величайшим из его трудов является Institutiones Grammaticae («Грамматические наставления») — учебник латинского языка в 18-ти томах. В Средние века он являлся самым распространенным руководством по латинскому языку и послужил основанием для новейших работ по латинской филолологии.

Римскими филологами была разработана стройная те­ория поэтической речи, основанная на слоговой структу­ре слова.

В 60-70-х годах XIX столетия проблема слога привлекает к себе внимание лингвистов-фонетистов. Поскольку человеческая речь может рассматриваться как физиологическое, органо-генетическое, психологическое и акустическое явления, делались попытки объяснения природы слога со всех этих точек зрения.

Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассиотрим наиболее известные из них.

3.1.Экспирационная или эспираторная. Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс

Эдуард Зиверс (нем. Eduard Sievers; 25 ноября 1850, Липпольдсберг — 30 марта 1932, Лейпциг) — немецкий филолог-германист.Окончил университет в Лейпциге (1870). Профессор в Йене (с 1871), Тюбинген (с 1883), Галле (с 1887) и Лейпциге (с 1892). Основные труды посвящены фонетике и грамматике, и истории немецкого языка, скандинавской и англо-саксонской грамматике, психологии речи, стилистике и текстологии. Занимался исследованием и изданием памятников германских языков памятников немецкой литературы. Редактор журнала «Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur» (1891—1906, 1924—1931).

называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, го­ворение не происходит как равномерное «вытекание» воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые сле­дующим толчком воздуха.

Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам . Еще Присциан давал аналогичное оп­ределение («одним ударением и одним выдохом»), и мы са-

ми часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Поэтому едва ли нужны примеры, иллюстрирующую эту теорию.

3. 2. Теория сонорности

Основоположник: Йенс О́тто Ха́рри Е́сперсен

(Jens Otto Harry Jespersen; 16 июля 1860, Раннерс — 30 апреля 1943, Копенгаген) — датский лингвист.

Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893—1925 гг. профессор английского языка в Копенгагенском университете.

Автор учебника английского языка (1895, выдержал 19 изданий), в основу которого положена живая разговорная речь. Своё понимание грамматики как живого и развивающегося целого он отразил в «Философии грамматики» (1924). Есперсен — автор «теории прогресса» в языке, согласно которой все языковые изменения направлены на облегчение условий коммуникации и потому прогрессивны. Создал проект международного искусственного языка новиаль, ранее участвовал в разработке идо.

Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих).

В 1938 г. опубликовал автобиографию «Жизнь одного лингвиста»

В основе этой теории лежит акустическая природа звуков речи, т.е. слог связывается со звучностью или степенью звучности звукотипов. Например,

группа глухих взрывных — это минимально сонорные звуки.

o Гласные [о, а] — максимально сонорные.

o Все соглас­ные обладают меньшей степенью cонорности, чем любой гласный звук.

o Среди согласных сонорные согласные, есте­ственно, более сонорны, чем остальные,

o Среди шумных согласных звонкие обладают большей степенью сонорности, чем глухие,

o среди глухих же более сонорны фрикативные и т.д.

Соглаcно с этой теорией, звучность (Schallfülle) прямо пропорциональна к величине (объему) полости резонатора. О.Есперсен выделяет 8 градаций cонорностн (в порядке нарастания сонорности: (Таблица для демонстрации)

1. глухие: а) взрывные
б) щелевые
2. звонкие взрывные
звонкие щелевые
4. звонкие а) носовые
б) боковые [ l ]
5. звонкие звуки [ r ]
6. звонкие гласные высокого подъема
7. звонкие гласные среднего подъема
8. звонкие гласные низкого подъема

На таком анализе основано простое определение Д. Джоунза: «Если два звука из одной группы (по степени сонорности) разделены одним или несколькими звуками меньшей сонорности, чем у каждого из первых двух звуков, то считается, что эти звуки относятся к разным слогам» (J оnе s D. An Outline of English Phonetics, § 99) [4].

Слог, в соответствии с этой теорией, — это более сонорный звук в окружения менее сонорных, иными словами, здесь сонорность сама по себе не является решающим

фактором, но только лишь относительная сонорность. Так, например, гласный [i], обладающий шестой степенью cонорности, может выступить как слогообразую­щий центр, допустим, в сочетании типа [pip]- по степеням 1,6.1 и как граница слога, допустим, в сочетании [aia] — 8.6.8.

Здесь вершина, обращенная вверх, означает слогообразу­ющий элемент, а обращенная вниз – границу слога.

До слогообразуюшего центра происходит нарастание сонорности, от центра – убывание сонорности. Например:

В целом эта теория подтверждается языковыми фак­тами. Так, в окружении менее сонорных звуков (глухих и звонких шумных) слогообразующим элементом могут вы­ступать сонорное согласные [m, n, l, r], что часто на­блюдается я йеменкой разговорной речи:

По теории cонорности эта слова двухсложны. Одна­ко эта теория, если она хочет быть последовательной и непротиворечивой, должна рассматривать и такие слова, как Herbst, Obst и др. как двухсложные, так как:

Поскольку очевидно, что взрывные [p,t, k] и щеле­вые [f, s, χ ] обладают не одинаковой степенью cонорности, что и отражено в градациях степени cонорности О.Есперсена под подградациями а) и б).

Противник этой теории Э.Мейер подвергает сомнению теорию cонорности на том основании, что в шепоте щеле­вые более сонорны (слышимы), чем гласные. Можно ли по­этому считать, что в шепотной речи слова делятся на слоги по-иному?

3.3. Баллистическая теория, или теория движения.

Если первая теория (экспирационная) рассматривает слог как некоторую фонетическую единицу, связанную с природой процесса выдоха в речи, а вторая связывает слог с акустической природой его комнонентов, то дан­ная теория исходит из физиологии артикуляционных дви­жений при образованна звуков речи и других звуковых единиц естественной речи

Эта теория была предложена Р.Стетсоном.

Баллистическая теория слога исходит из того положения, что все движения» регулярно выполняемые че­ловеком, через некоторое время переходят в разряд автоматизированных и выполняются уже без контроля со стороны соответствующего центра высшей нервной дея­тельности. Более того, будучи однажды автоматизирован­ными, эти движения уже не подчиняется сознательному управлений или, в лучшем случае, весьма трудно подда­ются корректирующему воздействию. Так, например, на­выки письма постепенно автоматизируются и через некоторое время не могут быть произвольно изменены Человек приобретает свой «почерк», который он не в состоянии больше изменить, если он даже затратит на это большие усилия. На этом основан метод идентификации личности но почерку,

В письме баллистически выполняется написание буквы, иногда нескольких букв, даже целых слов. В процессе говорения, по Стетсону, артикуляционное движение охватывает целый слог, т.е. набор мускульных движений; «запускается» в начале слога, затем это движение вы­полняется автоматически до известной точки, где завершение слога и начало следующего слога требуют остановки или нового «запуска» (по терминологии Р.Стетсона, back stocke и best stroke ). Эти фазы образуют начало и конец баллистического движения, и именно эти фазы совпадают с границами слогов.

Таким образом, слог — это такое фонетическое единство, объединяемое в единое целое одним баллистический движением, т.е. это физиологическое единство. Bопрос о том, имеется ли целостное акустическое офрмление, остается открытым.

Тем не менее, баллистическая теория слога представляется нам более убедительной источник слоговой структуры речи следует искать в физиологическом аспекте, звучание же как эффект, видимо, должно в какой-то мере выражать эту особенность речепроизводства.

Это три основных теории. В центре внимания пред­ставителей этих теорий оказываются три возможных пла­на рассмотрения звучания речи:

1) в первом случае поток выдыхаемого воздух, а как основа для речепроизводства,

2) во втором — акустическая сторона речи и

3) в третьем — средство речепроизводства, т.е. артикуляционные движения.

Имеется еще целый ряд теорий слога, представляющих собой разновидности этих теорий или комбинацию различ­ных аспектов этих теорий:

§ теория силлабации Ф,де Соссюра,

§ теория основного тона М.Граммона,

§ теория напряже­ния Э.Мейера и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8390 — | 8017 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Языковеды выдвинули несколько теорий относительно природы слога: экспираторная, сонорная (акустическая), напряжённости (артикуляторная), динамическая.

Экспираторная теория слога

По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя — столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова,в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» — два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» — напротив: один слог, но два выдыхания.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

Сонорная теория слога

По сонорной теории, которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен. Для русского языка её разработал советский языковед Рубен Иванович Аванесов (1902—1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это — пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхную строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» (а-у) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» (сплаф) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» — один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» (смы-сл) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношении и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении.

Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия «кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.

Теория напряжённости

По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое

Динамическая теория слога

По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

Классификация гласных и согласных звуков

гласные согласные
Участвуют голосовые связки и преграды отсутствуют, размыкательные движения образуют слоги. Не обязательно участие голосовых связок, но наличие преграды и смыкательная артикуляция.

Гласные звуки состоят только из голоса, делятся на группы по:

2. Степень продвинутости языка вперёд или назад

1) Нижнего подъёма (а),
верхнего подъёма ( и, у),
среднего подъёма ( е, о)

2) Переднего ряда (и,й),
заднего ряда (у, о),
среднего (ю,а)

3) Лабиализованные (о,у),
нелабиализованные (и,е,а,ы)

В некоторых зыках мира гласные делятся по длительности и тону. В тональных языках учитываются более сложные признаки (та на китайском).

Дифтонги Монофтонги
Сложный гласный в результате слияния 2-х или 3-ёх гласных в одном слоге, произнесённые единым артикуляционным движением: восходящим или нисходящим Артикуляционная и акустическая однородность

Состоят из шума или шума и голоса, всегда есть преграда, согласные не образуют слоги.

Преграда
1)По поведению голосовых связок 2) По поведении. Активного действующего органа, образующего преграду 3)Способ образования преграды и её место 4)По положению мягкого нёба

1) Звонкие и глухие
голосовые связки напряжены ( они не участвуют) и в состоянии колебания.
Глухие и сонорные
образуются при помощи шума или шума и голоса;
образуются при помощи незначительного шума и голоса

2) Губные, язычные, увулярные, фарингальные, ларингальные.
губные: в них шумообразующая приграда обеспечивается либо губами, либо зубами;
язычные: язык образует преграду: переднеязычную, среднеязычную( й) и заднеязычную(к, г, х)

1. апикальные (t, d), 2.какуминальные,3.дорсальные(m, g), 4.ретрофлексные (p).

Увулярные: преграда за счёт сближения маленького язычка и мягкого нёба с задней частью языка., Фарингальные ( глоточные)- чешский, украинский язык, Ларингальные (гортанные) сближение гол. Связок- чешский, арабский, иврит.

источник

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка.

а) экспираторная теория– теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха.

Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

б) сонорная (акустическая) теория – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

в) мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции (Л.В. Щерба)

Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

г) артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

Слоговыми звуками являются все гласные. Но в роли слоговых могут выступать и согласные, в особенности, сонорные [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также некоторые согласные в конце слова при наличии между ними так называемого большого артикуляционного расстояния: букв – [бýкОв]. Звук [к] – заднеязычный, [в] – губной, артикуляционное расстояние между данными звуками является существенным.

Слоговую функцию сонорные согласные приобретают в следующих позициях:

а) в позиции перед шумным в начале слова ([Олбы], [Орты]);

б) в позиции после шумного в конце слова ([д’иЭ/кá/бО р’], [кâ/рá/бОл’];

б) сонорные [р] и [л] в сложных сочетаниях звуков (надсмотрщик, литаврщик, супрасльских).

По характеру конечного звука в русском языке выделяются два типа слогов – открытые и закрытые.

Слог, который оканчивается слоговым звуком, называется открытым, а слог, оканчивающийся неслоговым звуком, – закрытым.

В русском языке около 85% слогов – открытые, и большинство из них соответствуют модели СГ или ССГ, т.е. «согласный + гласный» или «согласный + согласный + гласный», например: ру-ка, све-ча, ко-шка, про-сти и т.п. Это можно объяснить двумя причинами:

1. Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на слогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный, например: до/мъ, бра/тъ, съ/нъ, ла/въ/ка, се/стра, не/сти, мо/згъ, дь/нь. Следует обратить внимание на то, что ъ и ь в древнерусском языке обозначали гласные звуки: ъ обозначал краткий, ослабленный звук, близкий к [о], а ь – такой же краткий, ослабленный звук, близкий к [э].

Согласно закону открытого слога слоги строились по принципу восходящей звучности.

В современном языке этот закон утратил свою силу: слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, то есть оканчиваться и гласным, и согласным звуком. Вместе с тем определенная тенденция к открытости слога, к построению его по восходящей звучности сохранилась.

2. Особенность русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным и, наоборот, в слабом примыкании согласного к предшествующему гласному.

По характеру начального звука различают неприкрытые и прикрытые слоги. Неприкрытые начинаются слоговым звуком, прикрытые – неслоговым.

источник

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют различные определения слога, которые основываются на внимании к его артикуляционным или акустическим особенностям.

Артикуляционное определение слога предлагается экспираторной теорией.

Наиболее распространенным артикуляционным определением слога является сле-дующее: слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Такое определение соответствует и определениям, предлагаемым в начальной школе, в педагогическом училище. Оно наглядно может быть проверено дрожанием пламени свечи, перед которым будут произнесены слова: отклонение пламени свечи соответствует толчку выдыхаемого воздуха, например: мама – пламя дрогнет два раза, в слове два слога. Но возможны и несоответствия.

При произнесении смычных согласных эффект хот же, что и при произнесении гласных, т.е. воздушный поток будет разорван смычкой согласного, пламя дрогнет: кто – один слог, а пламя дрогнет дважды. При произнесении нескольких гласных подряд количество слогов будет соответствовать количеству гласных, а пламя дрогнет один раз, независимо от количества гласных: а-у;

Артикуляционное определение слога, предложенное Л.В. Щербой, основывается на теории пульсации. Согласно этой теории слог – отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата. При этом слог образуется каждым нарастанием с последующим падением; в начале цепи может отсутствовать нарастание, а в конце – падение.

В других артикуляционных определениях слог характеризуется как последова-тельность речевых движений, которая образуется одним дыхательным толчком (Р. Стетсон) или является результатом одной управляющей команды (Л.А. Чистович).

Акустическое определение слога связано с сонорной теорией, предложенной датским лингвистом О. Есперсеном и применительно к русскому языку разработанной Р.И. Аванесовым; эта теория является наиболее признанной в современном русском языкознании. В соответствии с этой теорией слог – отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности.

Определение слога
Артикуляционное Акустическое
Экспираторная теория Р. Стетсон, Л.А. Чистович, учебники школы, педучилища, вуза Теория пульсации Л.В. Щерба Сонорная теория О. Есперсен, Р.И. Аванесов
Слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха Слог – это отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата Слог – это отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности
Слог – это последовательность речевых движений, являющаяся результатом одной управляющей команды

Распространённое определение слога как дыхательного толчка опровергается экс-периментальными данными, согласно которым количество слогов и количество дыхательных толчков не совпадают (сравните приведённые выше опыты с пламенем свечи).

18 Сонорная теория слога. Типы слогов

Сонорная теория (акустич. теория)(лат. sonoris – звучный, голосовой)

Родоначальник датский ученый Отто Есперсон.

Для р.я. эту теорию разработал Р.И Аванесов (около сер. 20 в.)

Слогом явл. волна сонорности, звучности.

Аванесов разделяет слоги на 4 гр. по степени звучности:

3 зв. (шумные)(2 ед. звучности)

Согласно теории Аванесова при последовательном порядке СГ-СГ-СГ слогораздел происходит между глас. и согл.(н-р: го-ло-ва)

Когда между глас. оказ-ся сочет-е 2х и более согл., то при общей тенденции к образ-ю открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с к-м в р.я. в любом ненач. слоге звучность (сонорность) возрастает.

Типы слогов в русском языке

Слог – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха
Число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков
Типы слогов
Открытый – слог, который кончается гласным звуком Мы, ры-ба-ки Закрытый – слог, который кончается согласным звуком Мор-ской, мель-ник

Типы слогов определяются в зависимости от того, каким звуком, гласным или согласным, начинается и заканчивается слог. По начальному звуку слоги делятся на прикрытые, начинающиеся согласным (ta, la, tat, lat, tal, lal), и неприкрытые, начинающиеся гласным (а, аt, аl).

По конечному звуку слоги делятся на закрытые, заканчивающиеся согласным (tat, lat, tal, lal, at, al), и открытые, заканчивающиеся гласным (ta, la, a).

Слоги, являющиеся прикрытыми и закрытыми, т.е. начинающиеся и заканчивающиеся согласными, называются замкнутыми (tat, lat, tal, lal). Таким образом, тины слогов могут быть охарактеризованы, так:

tаt – прикрытый, закрытый, замкнутый.

Типы слогов по начальному звуку
Прикрытые Неприкрытые
Слоги, начинающиеся согласными Слоги, начинающиеся гласным
ta, la, tat, lat, tal, lal a, at, al
Типы слогов по начальному и конечному звукам
Замкнутые
Слоги, являющиеся одновременно прикрытыми и закрытыми, начинающиеся и заканчивающиеся согласным
tat, lat, tal, lal
Типы слогов По концу Закрытые Открытые
По началу
Прикрытые Замкнутые tat, lat, tal, lal ta, la
Неприкрытые at, al a

Например: [па’|рус]: [па] – прикрытый, открытый; [рус] – прикрытый, закрытый, замкнутый.

19 правила слогоделения Определение слога представляет определенные трудности, хотя каждый говорящий может произносить слова по слогам. Чаще всего используется определение слога с артикуляционной точки зрения: слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох. Однако произнесение слогов без выдоха в языке возможно, например, когда изображается звук поцелуя или почмокивание лошадей, но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. На основании этого Л.В. Щерба предложил теорию пульсации, согласно которой слоги – отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. С акустической точки зрения слог представляет собой звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. Слоговыми, т.е. образующими слог, в современном русском языке являются гласные как наиболее звучные. Согласные как звуки наименьшей звучности не образуют слоги, хотя способностью к слогообразованию сонорные согласные обладают. В современном русском языке слоговое свойство сонорных проявляется в возможности замещать исчезнувшую слабую согласную, например, в разговорной беглой речи сочетание в самом деле звучит как [фса´м д´э´л´ь], вместо между двумя [м] слоговым стал [м]. Иногда слоговыми становятся даже глухие согласные, например при произнесении междометия кс-кс-кс.

Слоги разграничиваются слогоразделами. Слогораздел –это реальная или потенциальная граница между слогами. В речи мы встречаемся со слогоразделом при скандировании, отчетливом произнесении, диктовке слов. Строение слога в русском языке подчиняются закону восходящей звучности,т.е.звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Звучность можно обозначить цифрами: 1 – шумные глухие, 2 – шумные звонкие, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии с этим законом произведем слогоделение:

В русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по звучности звуками. В приведенных примерах слогораздел произошел на месте наибольшего спада звучности: в слове вата слогораздел проходит между звуком [а], имеющим звучность 4, и звуком [т], звучность которого оценивается баллом 1, то же наблюдается ив словах простор и восход; в слове девушка слогораздел проходит между звуками [э] (звучность 4) и [в] (звучность 2), между [у] (звучность 4) и [ш] (звучность 1), в слове разбить – между [/\] (звучность 4) и [з] (звучность 2), в словах полет, корма, горло между гласным (звучность 4) и сонорным (звучность 3); в слове поете – между звуками со звучностью 4 и 3 и 4 и 1.

Слогораздел может совпадать и не совпадать с делением слов на слоги при переносе. Так, слово девушка можно перенести: де- ву- шка, т.е. так, как проходит слогораздел, или де- вуш- ка; однако в ряде случаев деление на слоги для переноса строго регламентируется правилами: перенос слова восход не соответствует слогоразделу, слово можно перенести только так: вос- ход, так как при переносе нельзя отрывать одну букву от приставки и присоединять к корню, слогораздел слова разбить тоже отличается от переноса слова раз- бить, так как нельзя отрывать одну букву от корня и присоединять к приставке; многие слова, имеющие в своем составе две гласные, следовательно, с артикуляционной и акустической точки зрения состоящие из двух слогов, не могут быть перенесены с одной строки на другую, например: обед, осень, олень, окунь и др.

20Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

источник

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка:

  • начало (приступ)
  • вершина (ядро)
  • конец (отступ)

Типы слогов:

  • закрытый (при конечном компоненте, выражающимся согласным звуком)
  • открытый (при конечном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • неприкрытый (при начальном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • прикрытый (при начальном компоненте, выражающимся согласным звуком)

Теории слога:

а) экспираторная теория– теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха.

Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

б) сонорная (акустическая) теория – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

в) мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции (Л.В. Щерба)

Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

г) артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

9. Интонация и её компоненты. Ударение и его виды

Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи:

  • мелодика (движение основного тона)
  • ритм
  • темп
  • интенсивность
  • тембр
  • пауза
  • ударение

Функции интонации:

1) оформляет высказывание в единое целое

2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности

3) выражаетсинтаксические отношения между частями предложений или предложениями

4) выражает эмоциональную окраску предложения

5) вскрывает подтекст высказывания

6) характеризует говорящего и ситуацию в целом

Ударение и его виды:

Ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Свойства ударения:

Функции ударения:

  • фонетическое объединение слова
  • смыслоразличительная и форморазличительная функция
  • экспрессивная функция
  • разграничительная функция
  • место редукции

Словесное ударение – выделение слога в слове теми или иными фонетическими средствами.

Типы словесного ударения:

а) по способу выделения слога:

  • силовое
  • количественное
  • музыкальное
  • качественное

б) по месту ударения в слове:

в) применительно к морфологической структуре слова:

г) по силе, длительности и качеству гласных:

Фразовое ударение – ударение, оформляющее законченность фразы и её коммуникативный тип:

  • объединяет слова в такты и фразы
  • оформляет законченность фразы
  • определяет коммуникативный тип фразы
  • выражает эмоциональную окраску фразы

Различия ФУ и СУ:

1) ФУ выделяет слово в конечное синтагме

2) ФУ присутствует в любой фразе

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

источник

Слог представляет собой сегментную и суперсегментную единицу. В слоге как суперсегментной единице один звук слоговой (слогообразующий). Он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые (неслогообразующие). Рассмотрение слога с точки зрения слоговости/неслоговости звуков устанавливает каковы законы построения слога.

Слог как сегментная единица является определенным отрезком речевой цепи. Рассмотрение слога с этой точки зрения устанавливает законы членения речевой цепи на слоги, выясняет место слогоразделов внутри слова и на стыке слов.

В разных языках слог делится по-разному устройству. Он специфичен для конкретного языка. Многие лингвисты сомневаются, что есть такая единица, как слог.

Существует несколько теорий слога.

1. Экспираторная теория (выдыхательная)

Возникла еще в античности.

Слог – это ряд звуков, произнесенных одном дыхательном толчке [ма/ла/ко]. (проверить можно произнеся слово перед горящее свечой) Номожно найти слова, в которых количество слогов не равно дыхательным толчкам (односложные слова – сплав, ау (2 слога, 1 раз свеча дрогнет).

2. Сонорная теория основана на акустических критериях. Для русского языка была приспособлена Аванесовым.

Слог – это волна сонорности, звучности, это вершины сонорности, окруженные спадами сонорности.

В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой (слогообразующий), остальные – неслоговые. Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например [и] может быть неслоговым (слово – эвропейский) согласные обычно – неслоговые, но могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные. Панов предложил по степени звучности обозначать звуки цифрами. На линейках откладывать звуки , обозначая их точками. Если соеденить эти точки, получится волна сонорности, характеризующая слово.

Сколько в волне пиков, вершин сонорности – столько и слогов. Слова «льды», «смотр» — 2 пика. Но эти слова могут быть и односложными, с одной вершиной, когда сонорный оглушается, его звучность на уровне шумного согласного, звонкого или глузого. (Хлебников – «эта жизнь и жизнь та)

Слоговоые согласные нетепичны для русского языка, поэтому они могут развивать перед собой гласный. (тиатр – тиатар) Такой эпентетический гласный становится вершиной слога.

У звонких сонорных шум – незначительная составляющая звука. Когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается и часто выпадает (рубль – рупь, жизнь – жысь).

Слоговыми могут быть и шумные (кс-кс-кс)

В разговорном языке без. гласный может выпасть, согл. становится слоговым (прдавать – продавать, гворить – говорить).

Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью:

3. Теория напряженности

Слог – волна мышечного напряжения. Слоговой звук тот, который самый напряженный. (вэтф – отзвук «о» на конце)

4. Динамическая теория слога

Слог – это волна силы, интенсивности. В слоге сочетаются звуки более сильные (громкие) и менее сильные (тихие). Слоговой звук тот, который самый сильный в данном слоге. При этом он в одном случае будет самым сильным, а в других, самым напряженным.

Таким образом, динамическая теория слога не отвергает теорию сонорности и напряженности, а объединяет их.

11. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов в русском языке. Дифтонги.

В слоге один звук слоговой (слогообразующий — организует слог), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые(неслогообразующие). Рассмотрение слога с точки зрения слоговости /неслоговости звуков устанавливает, какие звуки в разных слогах могут быть слоговыми, как они соотносятся с неслоговыми звуками, по каким параметрам происходит нарастание и ослабление слоговой волны, т.е. каковы законы построения слога.

Слоговые звуки: 1. Гласные(кроме й-этот звук не способен создать слог.)

Слоговой звук тот, который самый звучный в данном слоге.

Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего из этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные из согласных.

Я счастливую жизнь свою.. (Лермонтов)

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге, размер – анапест. При этом слово жизнь произносится в два слога. Первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начинает третью стопу. Слогообразующим второго слога выступает сонорный согласный.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии 3 слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук с. Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью.

Типы слогов: Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: он, ил, а-ист. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: сам, да-ска, йу-ла.

Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: да-ли, за-ко-ны, ти-гр. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: стол, край, зай-чик.

Дифтонг — это сочетание двух гласных звуков, которые произносятся слитно и входят в состав одного слога.

12. Слогораздел в русском языке.

В разных языках слова членятся по-разному. Вопрос о слогоразделе в русском языке один из самых трудных.

· Все лингвисты считают, что при слогоделении один интервокальный согласный внутри слова всегда отходит к следующему гласному: до-ма, во-до-пад.

· Другое поддерживаемое всеми положение: если в группе интервокальных неслоговых звуков первый й, то он отходит к предыдущему гласному: тай-га, май-ка, чай-ник.

· Шумный + шумный ( оба согласных к следующему слогу, оставляя открытым предыдущий слог). [трА вка]

· Сонорный + сонорный (отходят к следующему слогу)

· Сонорный + шумный (сохранен закон восходящей звучности)

13. Фонетическая природа русского словесного ударения.

Ударение-выделение сигментной единицы на фоне других сигментных единиц:

Словесное (выделение слога на фоне слова)

Синтагменное (выделение синтагмы на фоне фразы)

Фразовое (выделение слова на фоне фразы)

Русское словесное ударение – выделение одного из слогов в неодносложном слове.

Фонетическая природна рус. Словес. Ударения- чем именно отличается ударный звук от безударного. Ударение присуще всем языкам (почти).

Типы: количественное(квантативное)ударение (ударный слог произносят длительнее чем безударный) Например, древнегреческий язык.

Динамическое (сила и громкость отличает ударный слог) ром.-герм. Яз.

Музыкальное (метится определенным движением тона) Восточные языки.

В русском языке ударение комбинированного типа.

· пИли, пилИ, пАла, палА, пилА, палИ

У каждого гласного есть свой диапазон громкости (силы). Он зависит от степени раскрытия рта. Чем шире раствор рта, тем сильнее звук. Чем уже р-р рта, там слабее и тише звук. Любой «а» всегда громче любого «и», поэтому нельзя утверждать, что ударный слог в рус. Языке самый сильный.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Внутри каждого коридора громкости есть свой порог ударности.

Мы отпределяем, ударный слог или нет, не потому, тиши или громче, а потому выше или ниже порог ударности.

· Русское ударение имеет констативный характер. Ударный слог длительнее.

Сила звука-интенсивность – i

В начале слова важнее интенсивность, в конце слова – длительность. То же самое относится к фразе.

В рус.яз. есть звуки ударные и безударные. Тембр звука передает об ударности. Русское ударение- специфическое движение тона.

14. Место ударения в слове. Смыслоразличительная функция русского ударения. Подвижность ударения при формообразовании и словообразовании.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему. Такое ударение называется разноместным или свободным.

Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения могут различаться: 1. Разные слова во всех их формах: замок, замка, замку и замок. ЗдОрово — наречие, здорОво-междометие. И т д

2. Слово общенародное и профессиональное. КомпАс – кОмпас, фенОмен-феномЕн

3. Современное слово и устаревшее. БиблиОтика — библиотЕка.

4. Может различаться литературное слово и диалектное, общенародное и фольклорное. ДевИца-дЕвица, шелкОвый — шЕлковый.

5. Литературное слово и просторечие. ДокумЕнт-докУмент

6. Нейтральное и разговорное. Свёкла-прав., свеклА -разг., кУхонный(прав.)- кухОнный. Творог-оба варианта ничем не отличаются.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным или постоянным формообразовательным: книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, книги, книгам, книгами, о книгах;

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слова на другой, с одной морфемы на другую. Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается крайне редко: дерево-деревья, озеро-озёра.

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при формообразовании. Так, ударение в производном слове может быть на той же морфеме, что и у производящего слова: книга-книжка, богатый-богач, береза-березовый. Это словообразовательное неподвижное ударение. В других случаях ударение в производящем и производном словах падает на разные морфемы: звезда-звездочка, лошадь- лошаденка. Это словообразовательное подвижное ударение.

15. Клитики, их типы. Слабое ударение и побочное ударение.

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на-горЕ, ко мнЕ, не знАю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками обычно бывают односложные частицы: скажи-ка, он же, придет ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: нА спину, пОд руки, Из лесу.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), лей-ка(ср. лейка).

Относительные клитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, характеризуются иным произношением отдельных звуков, чем внутри одного лексического слова. В одних случаях относительные клитики сохраняют некоторые фонетические признаки самостоятельного слова. Обычно это отсутствие качественной редукции гласных в тех позициях, где она закономерна внутри одного лексического слова, таковы: некоторые союзы, например, но, то.. то, всегда сохраняющие в произношении звук о : мороз, но солнце (ср. на солнце), овес то рос, то полег ( ср. торос, тополек)

Некоторые предлоги: для нас, вдоль улиц, вне дома, сверх обуви.

Некоторые местоимения: те леса (ср. телеса), вор он (ср. ворон).

Слабое ударение. Некоторые слова в речи могут иметь ударение более слабое, чем обычное ударение самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым и обозначается знаком [ˋ] , в отличие от основного ударения, обозначаемого знаком [´].

Слабоударяемыми могут быть некоторые двухсложные и трехсложные предлоги и союзы : перед отходом, около дома, потому что холодно. Слабое ударение могут иметь относительные слова: лес, откуда мы пришли, письмо, которое прислали; простые числительные в сочетании с существительными: два часа, десять рублей; некоторые местоимения: тебя искали, он приехал.

Побочное ударение. В некоторых словах в речи наряду с основным ударением может возникать еще одно ударение, которое стоит ближе к началу слова. Такое ударение называется дополнительным или побочным и обозначается, как слабое ударение, знаком [ˋ]. Оно встречается обычно у слов сложной структуры – сложных и сложносокращенных, а также у слов с определенными приставками: вагоностроительный, деревообделочный, безвариантный, сопереживание. В отличие от словесного ударения, которое в русском языке является характерным признаком слова, побочное ударение может присутствовать в конкретном слове в потоке речи не всегда, как и при изолированном произнесении.

Как и основное ударение, побочное ударение выделяется при помощи увеличения силы и длительности ударного слога. Побочное ударение может быть слабым, т.е. характеризоваться меньшей силой и долготой, чем основное ударение в этом же слове, но может быть и сильным при сильном основном ударении или быть более сильным, чем основное ударение.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 2627 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка. Слог подразделяется на 3 компонента:

  • начало (приступ)
  • вершина (ядро)
  • конец (отступ)

Простые гласные в ряде языков (ма-ма) и сонорные согласные (чеш. prst – палец) и изредка шумные (фр. psst! – тс!) образуют вершину слога. Начало и конец слога представляются одним или группой согласных. Иногда слог может состоять из одной вершины (о-ни).

  • закрытым (при конечном компоненте, выражающимся согласным звуком)
  • открытым (при конечном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • неприкрытым (при начальном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • прикрытым (при начальном компоненте, выражающимся согласным звуком)

Теории слога:

1) Экспираторная теория (от лат. expirare — выдыхать) – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха. При произнесении фразы воздушная струя выходит не плавно, а толчками, и каждому толчку соответствует слог. При этом границей слога считается момент самого слабого выдыхания. Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

2) Сонорная, или акустическая – теория слога, по которой слога в начале своего развития объединяла в своем составе дыхательный принцип экспираторной теории и собственный звуковой. Считалось, что слоги определяются дыхательным толчком, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью. Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

3) Мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции. В этой теории, развитой Л.В. Щербой (1880-1944), слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, когда чередуются напряжение и разрядка мускулов речевого аппарата во время говорения. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

Поскольку любой речевой акт имеет как артикуляционную, так и акустическую характеристику, то слог часто рассматривают комплексно, исходя из этих двух аспектов.

4) Артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

Ударение и его виды

Ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, выстой тона). Выделяют два типа ударения – словесное и фразовое.

1) фонетическое объединение слова: обеспечение цельности и отдельности слова путём выделения его интонационного центра, т.е. у. объединяет произнесённые звуки в единое целое

2) смыслоразличительная и форморазличительная функция: различение слов или форм слов (замок – замок, страны – страны)

3) экспрессивная функция: эмоционально-экспрессивная окраска слова (красииивый)

4) разграничительная функция: различение границ слов (ударный слог является сигналом начало или конца слова: скрип|к[о,а]|леса)

5) место редукции («а-о» четко слышатся под ударением, но в безударном положении мы имеем нейтральный звук)

Словесное ударение – выделение слога в слове теми или иными фонетическими средствами. Ударение является таким же обязательным элементом слова, как и его звуковой состав. Типы словесного ударения:

а) по способу выделения слога:

1) силовое (динамическое) ударение (сила или интенсивность артикуляции): УС произносится с большей напряженностью и боле сильным выходом, что обеспечивает большую громкость звучания (русский, тюркские, финно-угорские языки)

2) количественное (квантитативное) ударение (долгота произношения): увеличивается длительность звучания УС без усиления его напряженности (английский и русский языки)

3) музыкальное (тоническое) ударение (изменение тона (его повышением или понижением, или комбинированием повышения и понижения): УС выделяется интонационно, т.е. повышение основного тона (китайский язык); музыкальное ударение может быть политоническим: УС может иметь различную интонацию: восходящую или нисходящую

4) качественное ударение: УС выделяется большей чистотой и устойчивостью произнесения (как надо произносить звук под ударением, так он и произносится) (тюркские и финно-угорские языки)

б) по месту ударения в слове:

1) связанное (фиксированное) ударение – ударение, привязанное к определённому слогу (чешском, венгерском и латышском языках ударение обычно падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском и турецком – на последний слог)

2) свободное (нефиксированное) ударение – ударение, которое может падать на любой слог слова, однако, оно является фиксированным для определённого слова (русский и английский языки)

3) полусвязанное ударение – ударение, которое может падать на определённый по счёту слог (латинский язык)

в) применительно к морфологической структуре слова:

1) подвижное (переходное) ударение – ударение, способное перемещаться в разных формах одного и того же слова, т.е. у., не привязанное к какой-либо морфеме (вода – воды)

2) неподвижное (постоянное) ударение – ударение, привязанное к одной морфеме разных словоформ слова (книга – книгу – книге)

г) по силе, длительности и качеству гласных:

1) главное ударение – ударение, выполняющее свою непосредственную функцию выделения одного из слогов в составе слова

2) второстепенное ударение – более слабое ударение, которое встречается наряду с основным в многосложных, образованных из двух и более основ словах: кинокартина, лесопитомник, мотогонки

Фразовое ударение – ударение, оформляющее законченность фразы и ее коммуникативный тип: повествовательная речь, вопросительная фраза, восклицательная фраза. Фразовое ударение:

  • объединяет слова в такты и фразы
  • оформляет законченность фразы
  • определяет коммуникативный тип фразы
  • выражает эмоциональную окраску фразы

1) ФУ выделяет слово в конечное синтагме

2) ФУ присутствует в любой фразе

Наряду с фонетическими типами ударения выделяют также логическое, или смысловое, ударение, с помощью которого обычно подчеркивают какую-то часть содержания высказывания, например:

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его словабрата

Как поразили его слова брата

Из приведенных случаев только в первом примере логическое ударение совпадает с привычными нормами синтагматического ударения. Таким образом, логическое ударение характеризуется подчеркнутым выделением слов во фразе, связанным со смысловыми оттенками фразы. И словесное, и синтагматическое, и фразовое, и логическое ударения выступают в тесном переплетении друг с другом и вместе с интонацией служат членению и выражению содержания высказывания.

Интонация и её компоненты

Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи:

  • мелодика (движение основного тона) – основной компонент интонации, осуществляющийся повышением или понижением голоса во фразе (вопросительное или повествовательное предложение); м. организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, связующие её части
  • ритм речи – регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов, служащее основой эстетической организацией художественного текста
  • темп речи (скорость произнесения её элементов – звуков, слогов, слов) – скорость протекания речи и длительность её звучания во времени: к концу высказывания темп речи замедляется, содержащее произносится быстрее, чем информационно значимое
  • интенсивность – степень громкости, сила или слабость произнесения высказывания
  • тембр – звуковая окраска речи, передающая её эмоционально-экспрессивные оттенки
  • пауза – временная остановка звучания, разрывающая поток речи
  • ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, выстой тона)

1) оформляет высказывание в единое целое (показывает законченность или незаконченность предложения)

2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (выражает побуждение, вопрос или повествование)

3) передача синтаксических отношений между частями предложений или предложениями (выражает перечисление, вводность, пояснение, сопоставление)

4) выражает эмоциональную окраску предложения

5) вскрывает подтекст высказывания

6) характеризует говорящего и ситуацию в целом

источник