Меню Рубрики

Смысл фрагмента и с точки зрения

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.И. Постниковой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента

текста:« И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. Но я не про пятнадцать. Я про шесть . »

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса.

(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (Ю)Они наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой. (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. (12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставил себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (ЗО)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34) И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть.

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг. (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му дети на­зы­ва­ли свою учи­тель­ни­цу «мама Надя»?»

1) По­то­му что они знали её уже де­сять лет, ко­то­рые она ра­бо­та­ла в школе.

2) По­то­му что она на­пи­са­ла о них ста­тью в га­зе­ту.

3) По­то­му что дети лю­би­ли её за то, что она при­ни­ма­ла ис­крен­нее уча­стие в каж­дой ре­бя­чьей судь­бе.

4) По­то­му что она была мо­ло­дой, пыл­кой и са­мо­на­де­ян­ной.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ука­жи­те, в каком зна­че­нии упо­треб­ля­ет­ся в тек­сте слово «острое» (пред­ло­же­ние 12).

1) хо­ро­шо ре­жу­щее или ко­лю­щее

2) от­ли­ча­ю­ще­е­ся ост­ро­уми­ем

Правильный ответ указан под номером 4.

15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.

Нельзя не согласиться с высказыванием современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Словосочетание — самая маленькая единица синтаксиса, в составе которой отдельные слова приобретают способность взаимодействовать с другими словами и образовывать речевые компоненты.

Для подтверждения справедливости слов И. Постниковой обратимся к отрывку из текста А. Лиханова. В тексте немало выразительных словосочетаний. Так, например, в предложении № 12 («Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен») в словосочетании «простые мысли» заключен глубокий смысл: мысли героини о том, что не должно быть брошенных детей, которые очень нуждаются в помощи, автор называет простыми, то есть естественными, ведь для человека свойственны милосердие, сострадание и желание помочь. В описании детей интерната используются словосочетания: «маленькие люди» (предложение № 6), «печальные маленькие люди» (предложение № 7). Акцент сделан автором на слове «люди», которым он называет детей, подчеркивая тем самым их нелегкую судьбу, и дополняет определение прилагательными «печальные», «маленькие», которые уж очень не по-детски характеризуют воспитанников интерната.

Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в словосочетании проявляется способность слова взаимодействовать с другими словами.

15.2 Финальные строчки текста Альберта Лиханова я понимаю так: нельзя считать результат «пятнадцать – шесть» хорошим или плохим, когда речь идёт о человеческих судьбах, о детских душах. Шестерых ребят вернули в детский дом – это ещё один удар для них, уже получавших удары судьбы. Вот почему героиня так переживает об этом.

Подтвердим наше предположение примерами из текста. Воспитательнице детского дома задалась целью найти детям приёмных родителей. Зачем ей это? Ведь, как сотни других людей, она бы могла спокойно ходить на работу, хорошо её выполнять, но не брать на себя лишних забот. Нет, она не могла. Потому что она неравнодушный человек, ей жалко своих питомцев, её сердце открыто для сострадания и милосердия. Она ласково называет своих воспитанников «птенцами» (предложение 5). За любовь они отплатили ей тем же: ребята назвали её самым дорогим словом «мама» (предложения 42-43).

Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать. Героиня Альберта Лиханова обладает этими качествами. Хорошо бы, если таких людей было бы больше.

15.3 Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, наверное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.

В тексте Альберта Лиханова рассказывается о воспитательнице детского дома, которая задалась целью найти детям приёмных родителей. Зачем ей это? Ведь, как сотни других людей, она бы могла спокойно ходить на работу, хорошо её выполнять, но не брать на себя лишних забот. Нет, она не могла. Потому что она неравнодушный человек, ей жалко своих питомцев, её сердце открыто для сострадания и милосердия.

Недавно по телевизору услышала такой факт: в холодном подъезде кошка легла на брошенного младенца, обогревая его своим теплом, мяукала, звала на помощь. И спасла ребёнка, не дала ему замёрзнуть, пока не пришли люди. Кошка может! А мать, бросившая этого ребёнка? У неё есть сердце, человеческое понимание? Видимо, нет, не может она называться человеком! Самые прочные узы связывают мать и дитя. Если эти узы рвутся, то рушится самое святое – вера в человека, любовь, без которых тяжело жить. Если мать не способна к состраданию, то что говорить о других?

Нельзя допустить, чтобы мы и дальше продолжали скатываться от своего высокого предназначения в пропасть бездушия. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.

источник

(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером – торжество, вручение аттестатов, танцы. (4) Выпускной вечер моего класса…

(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (10)Они наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой. (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. (12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статья в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставил себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро – обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (30)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34)И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть.

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День

лишь занимается. (40)И вдруг. (41)Хор голосов – мальчишечьих и девчачьих – скандирует под моим окном:

Напишите сочинение-рассуждение. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фраг­мен­та тек­ста: « И с точки зре­ния ре­зуль­та­тив­но­сти счёт пят­на­дца
ть-шесть не так уж плох. Но я не про пят­на­дцать. Я про шесть . »

Этот факт долгие годы мучает учителя (предложение 29). Она «целых девять следующих лет… пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу», но ничего не получилось…

Эти шестеро все девять лет были болью педагога, которая ни на минуту не утихала. Да и вся шестерка о своей трагедии постоянно напоминала «ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью» (предложение 32).

источник

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

Читайте также:  Основные точки зрения на время возникновения науки

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Как вы понимаете смысл фрагмента текста: «И с точки зрения результативности счет пятнадцать шесть не так уж плох. Но я не про пятнадцать. Я про шесть…»

Казалось бы, фраза из текста настраивает на спортивный лад. Это счет какого-то футбольного или волейбольного матча. Но нет. Все гораздо серьезнее! Это счет счастью и трагедии. В тексте А.Лиханова говорится о том, как благополучно сложилась жизнь пятнадцати воспитанников молодой учительницы школы-интерната и какой трагедией она обернулась для ее шестерых ребят. По инициативе мамы Нади большая часть ребятишек нашла или счастье в семье, или добрых друзей. А вот шестеро воспитанников, «прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла».

Этот факт долгие годы мучает учителя (предложение 29). Она «целых девять следующих лет… пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу», но ничего не получилось…

Эти шестеро все девять лет были болью педагога, которая ни на минуту не утихала. Да и вся шестерка о своей трагедии постоянно напоминала «ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью»(предложение 32).

Таким образом, мне, читателю, понятно, что имела в виду рассказчица, говоря о результативности своей педагогической работы.

Поделись с другом в социальной сети

источник

Как вы понимаете смысл фрагмента текста: “И с точки зрения результативности счет пятнадцать шесть не так уж плох. Но я не про пятнадцать. Я про шесть.”

Казалось бы, фраза из текста настраивает на спортивный лад. Это счет какого-то футбольного или волейбольного матча. Но нет. Все гораздо серьезнее! Это счет счастью и трагедии. В тексте А. Лиханова говорится о том, как благополучно сложилась жизнь пятнадцати воспитанников молодой учительницы школы-интерната и какой трагедией она обернулась для ее шестерых ребят. По инициативе мамы

Нади большая часть ребятишек нашла или счастье в семье, или добрых друзей. А вот шестеро воспитанников, “прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла”.

Этот факт долгие годы мучает учителя предложение 29. . Она “целых девять следующих лет. пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу”, но ничего не получилось.

Эти шестеро все девять лет были болью педагога, которая ни на минуту не утихала. Да и вся шестерка о своей трагедии постоянно напоминала “ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью” предложение 32. .

Таким образом, мне, читателю, понятно, что имела в виду рассказчица, говоря о результативности своей педагогической работы.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 12 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: ” – А что ты будешь делать, когда вырастешь? – Я буду защищать собак”. Смысл финала текста я.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 10 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Темка.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 9 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: “Вот если бы таких косогоров было.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 19 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “- А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы.” Смысл фрагмента я понимаю так: пропавший кот, по мнению отца.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 15 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается и более страшных вещей”. Смысл финала.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 8 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 1 Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника”. Учительница, как и все дети, сначала считала, что Коста.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 30 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 2 Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Геракл совершил свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости.” Смысл фрагмента текста.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 29 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Мы изучаем литературу! …Это единственная пища для души. И от вас зависит, будете вы вырастать в людей или.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 33 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится.” Смысл фрагмента я понимаю так: Тёма, спасая ночью свою любимицу-Жучку.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 26 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

15.1. Сочинение на лингвистическую тему

Для успешного выполнения задания 15.1 необходимо:

1) объяснить смысл приведённого высказывания;

2) найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате, и определить их роль в тексте;

3) аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;

4) логично выстроить всю работу и грамотно её написать;

5) проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм — орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

Перед нами типичная структура текста-рассуждения: мы интерпретируем тезис (высказывание автора), доказываем его с помощью аргументов (примеры из текста и их роль) и утверждаем истинность тезиса в выводе. Итак, сочинение 15.1 строится по следующей схеме:

Тезис. Рассуждение о смысле высказывания.

Первый пример языкового явления и его роль в тексте.

Второй пример языкового явления и его роль в тексте.

Таким образом, сочинение состоит как минимум из четырёх абзацев, каждый из которых выполняет определённую функцию.

Первый абзац — вступление — посвящен осмыслению тезиса. Тезисом является высказывание, помещённое в задании. Часто оно имеет большой объем — до 40-60 слов. И если вы полностью процитируете эту фразу, она займёт всё ваше сочинение, поэтому нужно прокомментировать высказывание, выделив и объяснив главное. Само задание и предполагает такой комментарий — раскрытие смысла высказывания.

Осторожно, ошибка! Многие ученики просто цитируют высказывание в начале сочинения и затем переходят к анализу примеров. Однако от вас требуется не простое цитирование, а интерпретация, объяснение своего понимания приведённого высказывания. Отсутствие осмысления (комментария) цитаты ведёт к потере баллов при оценивании сочинения.

Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Здесь от вас потребуется умение цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложений. Особого внимания заслуживает понятие роль языкового средства в тексте . Например, если вы напишете, что с помощью антонимов «чёрный» и «белый» автор выражает противопоставление, вы, конечно же, будете правы. Однако указанные антонимы и вне текста всегда выражают противопоставление, а что чему противопоставляется именно в анализируемом фрагменте, остаётся неясным. Если же мы читаем в сочинении о том, что, говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блокады», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны, мы понимаем, что автор сочинения демонстрирует глубокое понимание текста и умение его грамотно анализировать. Таким образом, приводя примеры языковых явлений, вы должны раскрыть их роль именно в данном тексте, то есть показать, как эти языковые явления участвуют в выражении смысла отдельных частей и текста в целом.

Осторожно, ошибка! Часто ученики ограничиваются в своём сочинении указанием на обобщённую роль языковых явлений, о которых идет речь в высказывании, не подкрепляя свои слова примерами из текста.

Четвёртый абзац завершает рассуждение, а следовательно, представляет собой возвращение к тезису (исходному высказыванию) для выражения согласия с автором, утверждения истинности, важности, актуальности данного высказывания.

Облегчат написание сочинения типовые конструкции .

Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.1

Типовые конструкции для вступления

В высказывании говориться о

Попробую доказать эту мысль примерами из текста

Типовые конструкции для основной части (аргументации)

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №

Пример можно найти в предложении №

Рассмотрим предложение … В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как

Типовые конструкции для заключения

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что

Алгоритм работы над сочинением:

1. Внимательно прочитайте цитату. О чём в ней говорится? Подчеркните в цитате ключевые слова.

2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, связанные с тезисом, в нём есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятия, обозначенные ключевыми словами.

3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений.

4. Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте своё понимание высказывания-цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.

15.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

Для успешного выполнения задания 15.2 вам нужно:

1) объяснить своё понимание смысла приведённого предложения или фрагмента текста (фактически прокомментировать его);

2) подтвердить свои рассуждения двумя аргументами из текста;

3) логично выстроить всю работу и грамотно её написать;

4) проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм — орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

Перед нами типичная структура текста-рассуждения: в качестве тезиса вы даёте объяснение (толкование, комментарий) смысла заданного предложения или фрагмента текста, а затем аргументируете своё мнение (рассуждение) с помощью двух примеров из текста.

Композиция сочинения-рассуждения 15.2:

Вступление. Объяснение смысла данного в задании предложения или фрагмента текста

Первый пример-аргумент из текста

Второй пример-аргумент из текста

Таким образом, сочинение состоит из четырёх абзацев.

Первый абзац — вступление — посвящен вашей трактовке фрагмента текста (или предложения). Эта часть вашего сочинения требует внимательного, вдумчивого чтения самого текста и знания определённых приёмов работы с ним.

Второй н третий абзацы посвящены аргументам. Здесь от вас потребуется умение работать с текстом: находить в нём нужную информацию, цитировать или делать ссылки на номера соответствующих предложений.

Осторожно, ошибка! Часто учащиеся переписывают предложение или фрагмент текста, предложенные в задании, и не объясняют его смысл. Такая работа оценивается нулём баллов.

Четвёртый абзац завершает все ваши рассуждения, а следовательно, представляет собой возвращение к тезису — вашему объяснению фрагмента текста.

Осторожно, ошибка! Помните, что оба примера для аргументации своего объяснения смысла заданного фрагмента или предложения вы приводите только из текста.

Ваш путь при анализе текста начинается с извлечения информации, лежащей на поверхности, — содержательной (кто из героев как поступил, что и когда сделал), проходит через информацию концептуальную , или интерпретационную, объяснительную (почему и зачем герои так поступили, чем объяснить их поступки, какая взаимосвязь между героями и их поступками, что хотел выразить автор в произведении) и заканчивается оценочной (как оценить поступки и действия героев, согласны ли вы с позицией автора, на чьей стороне ваши симпатии).

Последовательность работы над сочинением на тему задания 15.2

1. Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 вашей экзаменационной работы.

2. Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание.

Подчеркните в нём ключевые слова. Какал мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?

3. Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.

а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) — в начале, середине или конце;

б) кому принадлежит это высказывание — герою произведения или самому автору;

в) какова позиция автора произведения — что он хотел сказать, какую основную мысль передать

читателю ( какова идея произведения);

г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;

д) если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он дает

герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение (при

помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой

4. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция

вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента. (Как правило, с позицией

автора трудно не согласиться, если речь идёт о каких-либо нравственных понятиях — добре, зле,

честности, милосердии, предательстве и проч.)

5. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте своё видение, свою трактовку смысла

цитаты. Помните, что вы должны выразить своё мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.

6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения о

фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о цитате.

7. Соотнесите вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

8. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.

Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.2

Типовые конструкции для введения

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем: .

Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я понимаю так.

Смысл последних строк текста (финала текста) заключается в.

Автор данного текста (или фамилия автора) приглашает читателя к размышлению над тем.

Текст заканчивается словами: «. ». На мой взгляд, речь идет о том, что.

В этом отрывке автор говорит о том, что.

Типовые конструкции для основной части

Своё объяснение смысла этого фрагмента я могу подтвердить примером.

Примером может стать фрагмент из текста, в котором.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к . предложению текста.

Подтвердить данную мысль можно примером из. предложения текста,

Справедливость этого вывода можно доказать на примере . предложения.

В подтверждение собственных выводов приведу пример из. предложения прочитанного мною текста.

Предложение №. подтверждает мысль о том, что.

Типовые конструкции для заключения

Таким образом, итак, в заключение, как видим.

Мне удалось проиллюстрировать примерами из текста верность данного мной объяснения фрагмента текста.

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том. что.

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моей трактовки (моего объяснения) фрагмента.

15.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)

Алгоритм выполнения задания:

1) дать толкование значения приведённого слова (или словосочетания) и прокомментировать своё определение;

2) подтвердить свой тезис (определение) двумя аргументами: один из текста, другой — из жизненного опыта (можно взять оба аргумента из текста);

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

3) логично выстроить всю работу и грамотно её написать;

4) проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм — орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

Композиция сочинения-рассуждения по толкованию лексического значения слова 15.3:

Вступление. Определение предложенного в задании слова

Первый пример-аргумент из текста

Второй пример-аргумент из вашего жизненного опыта (или из текста)

Сочинение состоит из пяти абзацев.

Первый абзац — вступление — посвящен определению слова. Это одна из самых сложных частей работы, ведь толковых словарей на экзамене не будет. Но от вас и не требуется такое же определение, как, например, в словаре С. И. Ожегова.

Второй абзац посвящен комментарию данного вами определения. Подавляющее большинство выпускников игнорируют комментарий, считая, что он заложен в самом определении. Это не так. Вы потеряете один балл, если эксперт не найдёт в вашем сочинении комментарий.

Третий и четвёртый абзацы имеют одинаковую структуру. Здесь от вас потребуется умение работать с текстом: находить в нём нужную информацию, цитировать текст или делать ссылки на номера соответствующих предложений, а также вспоминать какие-либо факты из своего жизненного опыта.

Пятый абзац завершает все ваши рассуждения, а следовательно, представляет собой возвращение к тезису (определению значения слова), необходимое для подтверждения правильного толкования вами значения слова.

Последовательность работы над сочинением на тему задания 15.3

1. Читаем задание. Соотносим слово и тему, данные в задании.

2. Вспоминаем текст изложения и перечитываем написанное изложение.

3. Читаем текст второй части. Разбираемся в сюжете, композиции и ищем в нём героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них (если есть), для того чтобы более полно сформулировать определение значения слова, прокомментировать его и написать план сочинения.

4. Пишем сочинение. Формулируем определение слова (тезис вашего сочинения) и комментируем его.

Способы толкования значения слова

Чёрствость — отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.

Чёрствый — нечуткий, бездушный.

Способ отрицательного определения

Чёрствый человек — тот, кто лишён

человечности, душевной теплоты,

Чёрствость — то же, что и равнодушие.

По текстам из банка задании ФИПИ можно определить группу слов, которые чаше всего включаются в экзаменационные задания:

Взаимовыручка Книга Природа

Детство Любовь Самовоспитание

Доброта Нравственность Сострадание

Дружба Нравственный выбор Учитель

Искусство Предательство Человечность

Сформулированное вами значение слова вы должны ещё и прокомментировать , то есть продемонстрировать экспертам свои размышления о том, актуально ли данное понятие, в чем оно проявляется и как связано с другими понятиями.

5. Аргументируем определение.

Аргументом из жизненного опыта может быть:

примеры из читательского опыта;

общественно значимые вопросы, обсуждаемые в обществе (в СМИ);

высказывания известных философов, писателей, учёных, художников и др.;

высказывания специалистов какой-либо области (психологов, социологов, педагогов и др.);

результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

Типовые конструкции для сочинения по заданию 15.3

Типовые конструкции для вступления

Попробуем разобраться в смысле этого понятия

Попробуем определить данное слово

На мой взгляд, трусость – это

По моему мнению, трусость – это

Мне кажется, что трусость – это

Я думаю, что трусость – это

Что такое трусость? Попробуем над этим поразмыслить. Я считаю, что

Типовые конструкции для основной части

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту

В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения

Предложение … подтверждает мысль о том, что

Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить в жизни

В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, из СМИ …

Типовые конструкции для заключения

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моего определения

источник

На основе приведенного фрагмента романа «Герой нашего времени» можно проникнуть в некоторые, но далеко не все тайны и загадки характера Печорин.
Сам же герой осознает свои странности и непохожесть на окружающих. В исповеди Вернеру свое порой довольно странное поведение объясняет тем, что в нем два человека: один будто бы живет, а другой его осуждает и анализирует поступки первого. Герой не может найти свое место в жизни, он лишен цельности и мучается от этой двуликости: с одной стороны, живет эгоистично и своевольно, с другой стороны как бы со стороны всматривается в себя и судит собственные поступки.

Комментарий
Данная работа свидетельствует о глубоком понимании экзаменуемым характера Печорина, об умении точно и доказательно отвечать на поставленный вопрос, о наличии определенной филологической культуры, проявляющейся в интерпретации художественного текста. По критерию 3 ответ также заслуживает высшего балла, хотя работа не лишена речевых недочётов (вместо слова «двуликость» уместно было бы использовать «двойственность»; есть неоправданные повторы слов).
Ответ оценен 6 баллами (соответственно по критериям: 2;2;2).

1.Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений с Верой? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
5. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
6. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
7. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
8. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
9. Своеобразие характера Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
10. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)
2. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
3. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
4. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?

1. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня… про купца Калашникова».)
2. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
3. Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова».

1. За какую правду готовится «постоять до последнева» купец Калашников?
2. Как автор относится к Кирибеевичу? Свой ответ обоснуйте.

И сказал ему Кирибеевич:
«А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться».
Отвечает Степан Парамонович:
«А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного.
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи.
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, –
Вышел я на страшный бой, на последний бой!»
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.
Вот молча оба расходятся, –
Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил в первой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди –
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, –
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса, из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
(М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие. Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался.
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее. Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний. Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Сопоставьте представленный выше фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со строфами из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В чём близки натуры Печорина и Онегина?

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks* и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold**, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны*** и людей
На самом утре наших дней.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.
Всё это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

* beef-steak – бифштекс. (вернуться)
** Child-Harold – герой поэмы Байрона «Странствования Чайльд-Гарольда». (вернуться)
***Фортуна – в древнеримской мифологии богиня счастья, случая, удачи; изображалась с повязкой на глазах; в переносном смысле Фортуна – слепой случай. (вернуться)

1. В чём заключается своеобразие патриотизма М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
2. В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. В чем своеобразие любовной лирики М.Ю.Лермонтова?
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
6. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
7. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
8. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
9. Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

источник

Как вы понимаете смысл фрагмента текста: “И с точки зрения результативности счет пятнадцать шесть не так уж плох. Но я не про пятнадцать. Я про шесть.”

Казалось бы, фраза из текста настраивает на спортивный лад. Это счет какого-то футбольного или волейбольного матча. Но нет. Все гораздо серьезнее! Это счет счастью и трагедии. В тексте А. Лиханова говорится о том, как благополучно сложилась жизнь пятнадцати воспитанников молодой учительницы школы-интерната и какой трагедией она обернулась для ее шестерых ребят. По инициативе мамы

Нади большая часть ребятишек нашла или счастье в семье, или добрых друзей. А вот шестеро воспитанников, “прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла”.

Этот факт долгие годы мучает учителя предложение 29. . Она “целых девять следующих лет. пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу”, но ничего не получилось.

Эти шестеро все девять лет были болью педагога, которая ни на минуту не утихала. Да и вся шестерка о своей трагедии постоянно напоминала “ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью” предложение 32. .

Таким образом, мне, читателю, понятно, что имела в виду рассказчица, говоря о результативности своей педагогической работы.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 12 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: ” – А что ты будешь делать, когда вырастешь? – Я буду защищать собак”. Смысл финала текста я.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 10 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Темка.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 9 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: “Вот если бы таких косогоров было.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 19 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “- А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы.” Смысл фрагмента я понимаю так: пропавший кот, по мнению отца.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 15 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается и более страшных вещей”. Смысл финала.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 8 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 1 Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника”. Учительница, как и все дети, сначала считала, что Коста.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 30 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 2 Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Геракл совершил свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости.” Смысл фрагмента текста.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 29 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Мы изучаем литературу! …Это единственная пища для души. И от вас зависит, будете вы вырастать в людей или.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 33 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится.” Смысл фрагмента я понимаю так: Тёма, спасая ночью свою любимицу-Жучку.

Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 26 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых.

источник

Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния МА­ТЕ­РИН­СКАЯ ЛЮ­БОВЬ? На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го фи­ло­ло­га Н

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го фи­ло­ло­га Н. М. Шан­ско­го: «На при­ме­ре слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния можно про­сле­дить, как че­ло­век вы­ра­жа­ет от­но­ше­ния между миром и соб­ствен­ной точ­кой зре­ния».

Смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского я понимаю так: в главной части сложноподчиненного предложения заложен основной смысл фразы, а в придаточном — точка зрения автора слов на происходящее вокруг. Приведу примеры из текста А. Г. Алексина.

Во-первых, обратим внимание на предложение №26 («Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой»). В главной части сложноподчиненного предложения говорится, о чем думал мальчик, а в придаточной, не разъясняя течения его мысли (в младших классах сидеть с девочкой считается зазорным), приводится категоричное решение.

Во-вторых, в сложноподчиненном предложении № 41(«Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается») придаточное причины поясняет, что мальчик не может нарушить школьные правила, хотя ему очень хочется это сделать.
Таким образом, могу сделать вывод, что утверждение Н.М. Шанского «на при­ме­ре слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния можно про­сле­дить, как че­ло­век вы­ра­жа­ет от­но­ше­ния между миром и соб­ствен­ной точ­кой зре­ния»справедливо.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «На­о­бо­рот, ему за­хо­те­лось вы­су­нуть­ся на улицу, по­ма­хать маме и гром­ко, чтобы не за­глу­шил дождь, крик­нуть: «Не вол­нуй­ся! Не вол­нуй­ся, ма­моч­ка. Всё хо­ро­шо!»».

Смысл финала текста Анатолия Алексина я понимаю так: часто мы не можем во­вре­мя оце­нить, насколь­ко любит нас самый близ­кий, до­ро­гой нам че­ло­век — мама, но это не все­гда по­ка­за­тель нашей чёрст­во­сти, рав­но­ду­шия. Мы привыкли, что мама будет всегда и мы успеем ещё сказать ей добрые слова. Докажу свою точку зрения примерами из текста Анатолия Алексина.

Когда мама со­би­ра­лась про­во­жать Толю в школу, он от­ка­зал­ся, а мама по­кор­но по­ло­жи­ла вещи в шкаф, по­то­му что по­ня­ла сво­е­го ребёнка, по­то­му что она до­ро­жит его чув­ства­ми (пред­ло­же­ния номер 7 — 11).

Толя бежал в школу, часто огля­ды­ва­ясь, чтобы мама не шла вслед за ним. Но по­ка­за­тель­ным при этом яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние номер 14 (На улице было много пла­щей и зон­ти­ков, но маму он узнал сразу). А может быть, Толя чув­ство­вал себя спо­кой­но один имен­но по­то­му, что под­со­зна­тель­но чув­ство­вал, что мама рядом, она обе­ре­га­ет и в любую ми­ну­ту придёт на по­мощь?!

Ма­те­рин­ская лю­бовь — это без­опас­ность, покой, до­ве­рие, за­бо­та, но нель­зя за­бы­вать, что в за­бо­те и до­ве­рии нуж­да­ют­ся и наши мамы. Да­вай­те по­ча­ще вспо­ми­нать об этом.

Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния МА­ТЕ­РИН­СКАЯ ЛЮ­БОВЬ?

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса и проявляется она в бескорыстной самоотдаче, заботе. Докажу свою точку зрения конкретными примерами из текста А.Г. Алексина

Герой текста Анатолия Алексина любил свою маму, а не хотел, чтобы она сопровождала его в школу, потому что боялся насмешек сверстников. Но когда Толя увидел маму в окно, он понял, насколько же она волнуется и заботится о нём , поэтому ему захотелось сейчас же ответить ей взаимностью.

Мальчик любит маму, поэтому смог узнать её на многолюдной улице среди множества плащей и зонтиков. А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!

Любовь матери к своему ребёнку является бескорыстной, исцеляющей и охраняющей, потому что мама любит не за что-то, а просто так, потому что она мама. Малое, что мы можем дать взамен, это отплатить ей своей любовью.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го линг­ви­ста Л. А. Вве­ден­ской: «Си­но­ни­мы де­ла­ют речь кра­соч­нее, раз­но­об­раз­нее, по­мо­га­ют из­бе­гать по­вто­ре­ния одних и тех же слов, поз­во­ля­ют об­раз­но вы­ра­зить мысль».

Смысл высказывания современного лингвиста Л.А. Введенской я понимаю так: си­но­ни­мы — это слова, близ­кие по зна­че­нию, которые разнообразят нашу речь. А от того, на­сколь­ко богат наш сло­вар­ный запас, за­ви­сит и при­вле­ка­тель­ность нашей речи. Докажу свою точку зрения примерами из текста В.П. Астафьева.

В пред­ло­же­ни­ях 14 – 15 есть кон­текст­ные си­но­ни­мы: гнез­до — хатка, которые ис­поль­зу­ют­ся для связи пред­ло­же­ний и по­мо­га­ют из­бе­жать не­оправ­дан­ных по­вто­ре­ний, а зна­чит, де­ла­ют нашу речь раз­но­об­раз­нее и гра­мот­нее.

На про­тя­же­нии тек­ста потом­ство ро­со­ма­хи на­зы­ва­ет­ся раз­ны­ми сло­ва­ми: бу­ду­щие дети, за­рож­да­ю­щи­е­ся птицы, глу­ха­ря­та — это всё слова-си­но­ни­мы. В раз­ных си­ту­а­ци­ях вы­ска­зы­ва­ния они вы­пол­ня­ют раз­ные цели. На­при­мер, когда автор на­зы­ва­ет яйца ка­па­лу­хи за­рож­да­ю­щи­ми­ся пти­ца­ми (пред­ло­же­ние 32), он хочет по­ка­зать, что от­но­сит­ся к этим яйцам как уже к живым су­ще­ствам, ко­то­рые имеют право жить.

Таким об­ра­зом, на при­ме­рах из тек­ста В. Аста­фье­ва нам уда­лось под­твер­дить, что си­но­ни­мы де­ла­ют нашу речь ярче, вы­ра­зи­тель­нее.

15.2 Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фраг­мен­та тек­ста: «И когда они вы­рас­тут, когда звон­ким зо­ре­вым ап­рель­ским утром уро­нят свою первую песню в боль­шую и доб­рую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, не­по­нят­ные нам пти­чьи слова о ма­те­ри, ко­то­рая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою»

Смысл фрагмента текста В. Астафьева я понимаю так: любая мать пожертвует собой, спасая своих детёнышей. Лю­бовь ма­те­ри никогда ни­че­го не тре­бу­ет вза­мен, но дети долж­ны быть благодарны матери всю жизнь. Докажу свою точку зрения примерами из текста В. Астафьева.

Ка­па­лу­ха — за­бот­ли­вая мать. У неё даже кры­лья «за­ко­сте­не­ли от не­по­движ­но­сти», по­то­му что она не вста­ва­ла с гнез­да, чтобы её дети были защищёнными (пр-ния 25-28). «А пух-то она вы­щи­па­ла сама и яйца греет голым жи­во­том, чтобы каж­дую каплю сво­е­го тепла от­дать за­рож­да­ю­щим­ся пти­цам…»(пр-ние 32).

Ка­па­лу­ха-мать го­то­ва всту­пить в не­рав­ный бой с лю­дь­ми, при­но­ся себя в жерт­ву, но спа­сая при этом своих бу­ду­щих ма­лы­шей. Даже сидя на де­ре­ве, на­хо­дясь сама в без­опас­но­сти, её взгляд при­ко­ван к гнез­ду, по­то­му что она ду­ма­ет о своих птен­цах (пр-ния 37-39).

Таким образом, ма­те­рин­ские чув­ства не знают гра­ниц, поэтому это надо ценить и отвечать такой же любовью своим мамам.

Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния МА­ТЕ­РИН­СКАЯ ЛЮ­БОВЬ?

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса и проявляется она в бескорыстной самоотдаче, заботе. Докажу свою точку зрения конкретными примерами из текста В.П. Астафьева.

Ма­те­рин­ские чув­ства не знают гра­ниц. Уди­ви­тель­ная ис­то­рия рас­ска­за­на В. П. Аста­фье­вым о птице, спо­соб­ной на такие про­яв­ле­ния любви. Ка­па­лу­ха — за­бот­ли­вая мать. У неё даже кры­лья «за­ко­сте­не­ли от не­по­движ­но­сти», по­то­му что она не вста­ва­ла с гнез­да, чтобы её дети были защищёнными.

Птица выщипала у себя пух, чтобы голым животом согревать яйца, даже готова вступить в неравный бой с людьми, лишь бы спасти своих будущих малышей.

Таким образом, пока жива мама, че­ло­век чув­ству­ет себя защищённым. Нужно лю­бить своих ма­те­рей и да­рить им боль­ше тепла и ласки.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Д. Э. Ро­зен­та­ля: «Уме­ние поль­зо­вать­ся си­но­ни­ма­ми — важ­ней­шее усло­вие обо­га­ще­ния речи, при­да­ния ей об­раз­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти».

Смысл высказывания известного лингвиста Д.Э. Розенталя я понимаю так: си­но­ни­мы — это слова, близ­кие по зна­че­нию, и от того, на­сколь­ко часто мы го­то­вы на­зы­вать одни и те же пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия раз­ны­ми сло­ва­ми, за­ви­сит при­вле­ка­тель­ность нашей речи. Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста Веры Ва­си­льев­ны Ча­п­ли­ной.

В пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 5 и 6 кон­текст­ные си­но­ни­мы: домик — ло­го­во — ис­поль­зу­ют­ся для связи пред­ло­же­ний и по­мо­га­ют из­бе­жать не­оправ­дан­ных по­вто­ре­ний, а зна­чит, де­ла­ют нашу речь раз­но­об­раз­нее и гра­мот­нее.

На про­тя­же­нии тек­ста потом­ство ро­со­ма­хи на­зы­ва­ет­ся раз­ны­ми сло­ва­ми: детёныши, ро­со­маш­ки, но­во­рождённые, ма­лы­ши — это всё слова-си­но­ни­мы. Они в раз­ных си­ту­а­ци­ях вы­ска­зы­ва­ния вы­пол­ня­ют раз­ные цели.

Таким об­ра­зом, на при­ме­рах из тек­ста В. Ча­п­ли­ной нам уда­лось под­твер­дить, что си­но­ни­мы де­ла­ют нашу речь ярче, вы­ра­зи­тель­нее.

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фразы из тек­ста: «Но разве могла уйти и оста­вить своих детёнышей ро­со­ма­ха-мать?»

Смысл фразы из текста В. Чаплиной я понимаю так: росомаха – мама, поэтому она не бросит в беде своих детёнышей никогда, а будет их защищать са­мо­заб­вен­но, жерт­вуя собой. Докажу свои суждения примерами из текста.

Уди­ви­тель­но, что жи­вот­ное спо­соб­но на такие про­яв­ле­ния любви. Ро­со­ма­ха — за­бот­ли­вая мать. Она «устро­и­ла ло­го­во под до­ми­ком: вы­ры­ла не­боль­шое углуб­ле­ние, вы­стла­ла его своей шер­стью», чтобы её дети были защищёнными (предложение 6).

Когда слу­чи­лась беда, мать всту­пила в не­рав­ный бой с вол­ка­ми, прикры­ла их своим телом, при­но­ся себя в жерт­ву, но спа­сая при этом своих ма­лы­шей (предложения 15-24). А после того, как сто­рож от­би­л на­па­де­ние вол­ков, ро­со­ма­ха, не за­ме­ча­я соб­ствен­ных ран, «с тру­дом при­под­ня­лась и стала нежно ли­зать взъеро­шен­ную шёрстку своих детёнышей» (предложение 30).

Ма­те­рин­ская лю­бовь — это огром­ная сила, со­зи­да­ю­щая, тво­ря­щая, вдох­нов­ля­ю­щая. Она спо­соб­на тво­рить чу­де­са. Мать — спа­си­тель­ни­ца, даже если это мать-ро­со­ма­ха.

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 2288 | Нарушение авторских прав

источник