Меню Рубрики

Сообщение на тему зрение 4 класс кратко

В повседневной жизни мы с вами часто используем устройство, которое по своему строению очень похоже на глаз и работает по такому же принципу. Это фотоаппарат. Как и во многом другом, изобретя фотографию, человек просто сымитировал то, что уже существует в природе! Сейчас вы убедитесь в этом.

Глаз человека по форме — неправильный шар диаметром примерно 2,5 см. Этот шар называют глазным яблоком. В глаз поступает свет, который отражается от окружающих нас предметов. Аппарат, который воспринимает этот свет, находится на задней стенке глазного яблока (изнутри) и называется СЕТЧАТКОЙ. Он состоит из нескольких слоев светочувствительных клеток, которые обрабатывают поступающую к ним информацию и отправляют ее в мозг по зрительному нерву.


Строение глаза

Но для того, чтобы лучи света, поступающие в глаз со всех сторон, сфокусировались на такой небольшой площади, которую занимает сетчатка, они должны претерпеть преломление и сфокусироваться именно на сетчатке. Для этого в глазном яблоке есть естественная двояковыпуклая линза — ХРУСТАЛИК. Он находится в передней части глазного яблока.

Хрусталик способен менять свою кривизну. Разумеется, он делает это не сам, а с помощью специальной цилиарной мышцы. Чтобы настроиться на видение близко расположенных объектов, хрусталик увеличивает кривизну, становится более выпуклым и сильнее преломляет свет. Для видения удалённых предметов хрусталик становится более плоским.

Свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется АККОМОДАЦИЕЙ.


Принцип аккомодации

В преломлении света участвует также вещество, которым заполнена большая часть (2/3 объема) глазного яблока — стекловидное тело. Оно состоит из прозрачного желеобразного вещества, которое не только участвует в преломлении света, но также обеспечивает форму глаза и его несжимаемость.

Свет поступает на хрусталик не по всей передней поверхности глаза, а через маленькое отверстие — зрачок (мы видим его как черный кружок в центре глаза). Размер зрачка, а значит, количество поступающего света, регулируется специальными мышцами. Эти мышцы находятся в радужной оболочке, окружающей зрачок (РАДУЖКЕ). Радужка, помимо мышц, содержит пигментные клетки, которые определяют цвет наших глаз.


Радужная оболочка

Понаблюдайте за своими глазами в зеркало, и вы увидите, что если на глаз направить яркий свет, то зрачок сужается, а в темноте он, наоборот, становится большим — расширяется. Так глазной аппарат защищает сетчатку от губительного действия яркого света.

Снаружи глазное яблоко покрыто прочной белковой оболочкой толщиной 0,3-1 мм — СКЛЕРОЙ. Она состоит из волокон, образованных белком коллагеном, и выполняет защитную и опорную функцию. Склера имеет белый цвет с молочным отливом, за исключением передней стенки, которая прозрачна. Ее называют РОГОВИЦЕЙ. В роговице происходит первичное преломление лучей света

Под белковой оболочкой находится СОСУДИСТАЯ ОБОЛОЧКА, которая богата кровеносными капиллярами и обеспечивает клетки глаза питанием. Именно в ней находится радужка со зрачком. По периферии радужка переходит в ЦИЛИАРНОЕ, или РЕСНИЧНОЕ, ТЕЛО. В его толще расположена цилиарная мышца, которая, как вы помните, изменяет кривизну хрусталика и служит для аккомодации.

Между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком находятся пространства – камеры глаза, заполненные прозрачной, светопреломляющей жидкостью, которая питает роговицу и хрусталик.

Защиту глаза обеспечивают также веки — верхнее и нижнее — и ресницы. В толще век находятся слезные железы. Жидкость, которую они выделяют, постоянно увлажняет слизистую оболочку глаза.

Под веками находится 3 пары мышц, которые обеспечивают подвижность глазного яблока. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая — вверх и вниз, а третья вращает его относительно оптической оси.

Мышцы обеспечивают не только повороты глазного яблока, но и изменение его формы. Дело в том, что глаз в целом тоже принимает участие в фокусировке изображения. Если фокус находится за пределами сетчатки, глаз немного вытягивается, чтобы видеть вблизи. И наоборот, округляется, когда человек рассматривает далёкие предметы.

Если в оптической системе есть изменения, то в таких глазах появляются близорукость или дальнозоркость. У людей, страдающих этими заболеваниями, фокус попадает не на сетчатку, а перед ней или за ней, и поэтому они видят все предметы размытыми.


Близорукость и дальнозоркость

При близорукости в глазу происходит растяжение плотной оболочки глазного яблока (склеры) в передне-заднем направлении. Глаз вместо шаровидной приобретает форму эллипсоида. Из-за такого удлинения продольной оси глаза изображения предметов фокусируются не на самой сетчатке, а перед ней, и человек стремится все приблизить к глазам или пользуется очками с рассеивающими («минусовыми») линзами для уменьшения преломляющей силы хрусталика.

Дальнозоркость развивается, если глазное яблоко укорочено в продольном направлении. Световые лучи при этом состоянии собираются за сетчаткой. Для того чтобы такой глаз хорошо видел, перед ним нужно поместить собирающие — «плюсовые» очки.


Коррекция близорукости (А) и дальнозоркости (Б)

Суммируем всё, что было сказано выше. Свет входит в глаз через роговицу, проходит последовательно сквозь жидкость передней камеры, хрусталик и стекловидное тело, и в конечном итоге попадает на сетчатку, состоящую из светочувствительных клеток

А теперь вернемся к устройству фотоаппарата. Роль светопреломляющей системы (хрусталика) в фотоаппарате играет система линз. Диафрагма, регулирующая размер светового пучка, который поступает в объектив, играет роль зрачка. А «сетчатка» фотоаппарата — это фотопленка (в аналоговых фотоаппаратах) или светочувствительная матрица (в цифровых фотоаппаратах). Однако важное отличие сетчатки от светочувствительной матрицы фотоаппарата состоит в том, что в ее клетках происходит не только восприятие света, но и начальный анализ зрительной информации и выделение наиболее важных элементов зрительных образов, например направления и скорости движения объекта, его размеров.

Принцип работы фотоаппарата

На сетчатке глаза и светочувствительной матрице фотоаппарата формируется уменьшенное перевернутое изображение внешнего мира — результат действия законов оптики. Но вы видим мир не перевернутым, потому что в зрительном центре мозга происходит анализ полученной информации с учетом этой «поправки».

А вот новорожденные видят мир перевёрнутым примерно до трех недель. К трём неделям мозг обучается переворачивать увиденное.

Известен такой интересный эксперимент, автор которого — Джордж М. Стрэттон из Калифорийского университета. Если человеку надеть очки, которые переворачивают зрительный мир вверх ногами, то в первые дни у него происходит совершенная дезориентация в пространстве. Но уже через неделю человек привыкает к «перевернутому» миру вокруг него, и даже все меньше осознает, что окружающий мир перевернут; у него формируются новые зрительно-двигательные координации. Если после этого снять очки-перевертыши, то у человека снова происходит нарушение ориентации в пространстве, которое вскоре проходит. Этот эксперимент демонстрирует гибкость работы зрительного аппарата и мозга в целом.

источник

ИСПОЛНИТЕЛИ: ШАГАПОВА АЛИНА (4 КЛАСС), ШАГАПОВА Н.М.

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: СОЗОНОВА Е. В.

Выбор темы: Зрение — способность воспринимать свет, цвет и пространственное расположение объектов в виде изображения. Потеря зрения, особенно в детском возрасте — это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Цель работы: подробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей.

Задачи:

  • Определить причины нарушения зрения у детей младшего школьного возраста.
  • Определить, как влияет нарушение зрения на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
  • Доказать, что нарушение школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка и предложить свои способы решения проблемы.

Объект, предмет и база исследования:

1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: человек.

2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: зрение, как основа здоровья человека.

3. УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: учащиеся 1-4 классов.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

    Мы предполагаем, что нарушение домашних и школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент; работа с интернет-ресурсами; практические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте — это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый — близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

I. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.

Рассматривая строение глаза (Рис.1) мы видим, что глаз имеет сложную структуру, в которой все части взаимосвязаны и повреждение одной из них ведет к развитию заболеваний глаз.

Как работает наш глаз? Глазное яблоко, когда мы рассматриваем близко расположенный предмет, вытягивается, а когда мы переводим взгляд вдаль, возвращается к первоначальной круглой форме. Тогда изображение все время фокусируется на сетчатке, независимо от того, далеко оно расположено от глаза или близко (рис.2)

Рис.2. Так видит мир здоровый человек.

Но у части людей склера – оболочка, которая обтягивает глазное яблоко, как чулок, слабая, со временем она перестает возвращать глазному яблоку круглую форму, и человек видит то, что удалено от него, неточно.

Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться на практике: — врожденная слепота;

косоглазие (стробизм) – это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете;

неспособность различать цвета (дальтонизм) – это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;

близорукость (миопия) – когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;

дальнозоркость (гиперметропия) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;

дефокусировка (астигматизм) — как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;

глаукома – повышение внутриглазного давления;

катаракта — помутнение хрусталика (“живой” природной линзы внутри человеческого глаза);

воспаление глаз (конъюнктивит) – характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;

слабое ночное зрение (куриная слепота) – человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;

повреждения глаз, связанные с некоторыми видами спорта.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Рассмотрим эти формы нарушения зрения более подробно.

Близорукость (миопия). Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко (рис. 3). Так видит мир близорукий человек (рис.4)

Рис.3. Вытянутое глазное яблоко при близорукости.

Рис.4. Так видит мир близорукий человек.

Различают следующие типы миопии (близорукости). Рис.5.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Дальнозоркость – нарушение, при котором световые лучи фокусируются за сетчаткой. (Рис. 6)

Первые признаки появления дальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Так видит мир дальнозоркий человек (рис.7).

Рис.7. Так видит мир дальнозоркий человек.

Астигматизм — это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. ( Рис.8)

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие — положение глаз (чаще врожденное), при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску — расходящимся, вверх или вниз — вертикальным. (Рис. 9)

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость. (Рис. 10)

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность — увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

В офтальмологии принято все случаи близорукости делить по их степени на 3 группы: слабую до 3,0 D (диоптрий), среднюю до 6,0 D и высокую (сильную) — от 6,0 D и выше. Наблюдения показывают, что в школьном возрасте чаще наблюдаются случаи миопии слабой и средней степени.

Факторы, стимулирующие возникновению близорукости у школьников.

Развитие близорукости у школьников определяется переплетением множества самых разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3 — 13,8 %, а среди выпускников школ — 3,5 — 32,2 %.

В городских школах “близорукость”, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается (Рис.11,12,13):

  1. Недостаточное освещение рабочего места в школе (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.
  2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в школе, и дома размеры мебели соответствовали росту детей.
  3. Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.
  4. Увеличение интенсивности зрительных нагрузок.
  5. Доступность электронных средств обучения.

Вывод: наше зрение зависит от нас самих.

Профилактические мероприятия по предупреждению развития заболеваний органов зрения в школе.

Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:

1. Построение учебного дня в школе.

2. Организация уроков и перемен.

3. Организация занятий и отдыха во внешкольное время.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно — это непосильная нагрузка, в том числе и для органов зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

Исследования офтальмологов показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

Врачами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.

Особая проблема это — ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА и компьютера.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, они должны быть ограничены с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для нервной системы и конечно для глаз школьников (Рис.14). Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач — офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

Рис.14. Правила гигиены при просмотре телевизора.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером (Рис.15). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером (Рис.16).

Рис.15. Правила работы за компьютером.

Рис.16. Как правильно сидеть при работе на компьютере.

При выполнении домашних заданий особенно важно соблюдать ряд правил (Рис.17)

Рис.17.Правила гигиены при выполнении домашних заданий.

1. Изучение различной литературы.

3. Исследование состояния зрения у детей начальной школы с 2005 по 2012гг.

4. Исследование условий гигиены зрения в школе и дома.

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии зрения, опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят начальных классов.

2. Проверить соответствие нормам СанПиНа требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

3. Провести опрос-анкету среди учащихся 1-4 классов.

4. Подвести итоги о выполнении условий гигиены зрения в школе и дома.

5. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Для определения % детей с дефектом зрения (миопия) в младших классах нашей школы был проведен анализ результатов диспансеризации учащихся 1-4 классов за период с 2005 по 2012гг. Было определено, что % близорукости у детей в 1 классах практически не наблюдался.

Уже к 4 классу % близоруких детей увеличился с 0 до 12%, что подтверждается результатами обобщенных данных, освещенных в литературе.

Мы считаем, что диагноз “миопия” и диагноз “нарушение осанки” тесно взаимосвязаны. Для подтверждения наших предположений, было подсчитано количество детей с диагнозом “нарушение осанки” и сопоставили с количеством близоруких детей. (Рис 18)

Рис. 18. Результаты изучения медицинских карт детей 1-4 классов.

Из вышесказанного видно, что к 4 классу: семеро детей из 58 имеют диагноз “миопия” и трое из них с диагнозом “нарушение осанки”, тогда как из 51 ребенка со 100% зрением всего двое детей имеют диагноз “нарушение осанки”.

Мы решили узнать, все ли дети понимают важность сохранения зрения, знают ли болезни глаз и причины его ухудшения, выполняются ли необходимые требования гигиены зрения у них дома. Для этого мы провели опрос-анкету в 1-4 классах (Приложение 1). Результаты опроса показали, что:

1) 100% опрошенных детей знают, зачем человеку зрение.

2) Только 22% детей знают основные болезни глаз.

3) 90% детей указали, что причиной ухудшения зрения, они считают компьютер и телевизор, неправильное положение спины во время занятий.

4) Практически все (97%) знают, что нельзя долго находиться у телевизора и компьютера – это может привести к потере зрения.

5) 67,3% указали, что для того чтобы не потерять зрение надо поменьше сидеть за компьютером, правильно питаться (15%), сидеть прямо при выполнении школьных заданий (18%), ходить к врачу (4%).

6) 92% детей делают уроки за столом, остальные, где придется (даже на подоконнике).

7) У 94% детей дома есть свое рабочее место.

8) Только 67,5% пользуются настольной лампой при выполнении домашних заданий.

9) 63% детей хотят сидеть за 1-ой партой, потому что хорошо видно.

Мы решили выяснить причины ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста в период обучения в школе. Для этого мы произвели необходимые замеры и согласовали их с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях по СанПиНу (табл.1).

Как видно из таблицы, не все требования согласно СанПиНу выполняются, что частично способствует ухудшению здоровья детей, в общем, и зрения в частности.

Исходя из всего, можем дать следующие рекомендации:

1. Почаще давайте глазам отдых.

— Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.

— Если уже слабая близорукость — через каждые 30 мин

2. Отдых для глаз — это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь вдаль. Выполняйте с ребенком физкультминутки, направленные на улучшение зрения (приложение 2).

3. Ограничьте компьютер и телевизор.

4. Книжку или тетрадку держите на расстоянии 35-40 см.

5. Закаляйтесь, занимайтесь спортом.

6. Ешьте полезные для глаз продукты (творог, кефир, отварная рыба, говядина, морковь, капуста, чернику, зелень), принимайте витамины.

7. Систематически посещайте врача-окулиста.

Список используемой литературы.

1. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”

3. “Семейный медицинский справочник” Л.Хахалин

4. “ Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы” Л.А.Обухова

5 . Газета “ Ключи к здоровью” № 2011г.

6. Брошюры Центра микрохирургии глаза “Прозрение” г. Набережные Челны

источник

Наша сегодняшняя беседа посвящена зрению. Способность видеть является наиболее верным и надежным помощником человека. Она позволяет нам ориентироваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Примерно 80% всей информации человек получает с помощью зрения. Рассмотрим механизм возникновения непрерывно изменяющейся видимой картины окружающей среды.

Каждый из 6 органов чувств (анализаторов) человека включает три важнейших звена: рецепторы, нервные пути, и мозговой центр. Анализаторы, принадлежащие к различным органам чувств, работают в тесном «содружестве» друг с другом. Это позволяет получить полную и точную картину окружающего мира.

Функция зрения обеспечивается с помощью пары глаз.

Глаз человека имеет шаровидную форму диаметром около 2,3 см. Передняя часть его наружной оболочки прозрачна и носит название роговицы. Задняя же часть — склера состоит из плотной белковой ткани. Непосредственно за белком находится сосудистая оболочка, пронизанная кровеносными сосудами. Цвет глаз обуславливается пигментом, содержащимся в её передней (радужной) части. В радужке находится очень важный элемент глаза — отверстие (зрачок), пропускающий свет вовнутрь глаза. Позади зрачка расположено уникальное изобретение природы — хрусталик. Он представляет собой биологическую, совершенно прозрачную двояковыпуклую линзу. Её важнейшее свойство — аккомодация. Т.е. способность рефлекторно изменять свою преломляющую силу при рассмотрении предметов, разно удалённых от наблюдателя. Выпуклостью хрусталика управляет специальная группа мышц. За хрусталиком располагается прозрачное стекловидное тело.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

Слаженная работа этой системы изменяет траекторию световых лучей и направляет световые кванты к сетчатке. На ней возникает уменьшенное изображение предметов. На сетчатке располагаются фоторецепторы, представляющие собой разветвления зрительного нерва. Получаемое ими световое раздражение по зрительному нерву направляется в мозг, где и формируется видимый образ предмета.

Однако, природа ограничила видимую часть электромагнитной шкалы очень малым диапазоном.

Сетчатка чувствительна и к ультрафиолетовой части спектра. Но хрусталик не пропускает агрессивные ультрафиолетовые кванты и тем самым предохраняет этот нежнейший слой от разрушения.

Против зрачка на сетчатке располагается жёлтое пятно, на котором плотность фоторецепторов особенно велика. Поэтому изображение объектов, попавших в эту область, получается особенно чётким. При любых перемещениях человека необходимо, чтобы изображения объекта удерживалось в области жёлтого пятна. Это происходит автоматически: мозг посылает команды глазодвигательным мышцам, которые управляют движение глаз в трёх плоскостях. При этом движение глаз всегда согласовано. Подчиняясь полученным командам, мышцы вынуждают глазные яблоки поворачиваться в нужном направлении. Этим и обеспечивается острота зрения.

Но даже, когда мы рассматриваем подвижный объект, наши глаза совершают очень быстрые движения из стороны в сторону, непрерывно поставляя в мозг «пищу для размышлений».

Сетчатка состоит из нервных рецепторов двух видов – палочек и колбочек. Палочки ответственны за ночное (чёрно-белое) зрение, а колбочки позволяют видеть мир во всем великолепии цветов. Количество палочек на сетчатке может достигать 115–120 млн, количество колбочек более скромно — около 7 млн. Палочки реагируют даже на отдельные фотоны. Поэтому даже при слабом освещении мы различаем очертания предметов (сумеречное зрение).

Зато колбочки могут проявить свою активность лишь при достаточном освещении. Для их активирования требуется больше энергии, поскольку они менее чувствительны.

Их сочетание позволяет человеку распознавать всё многообразие цветов и тысячи их оттенков. А их наложение даёт белый цвет. Кстати, этот же принцип использован в цветном телевидении.

Мы видим окружающий мир потому, что все предметы отражают падающий на них свет. Причём длины волн отражаемого света зависят от вещества или нанесенной на предмет краски. Например, краска на поверхности красного мячика может отражать только волны длиной 0,78 мкм, а зелёная листва отражает диапазон от 0,51 – 0,55 мкм.

Фотоны, соответствующие этим длинам волн, попадая на сетчатку, могут воздействовать на колбочки только соответствующей группы. Красная роза, освещенная зелёным цветом, превращается в чёрный цветок, потому что неспособна отражать эти волны. Таким образом, сами по себе тела цвета не имеют. А вся огромная палитра цветов и оттенков, доступная нашему зрению – результат удивительного свойства нашего мозга.

Когда на колбочку падает световой поток, соответствующий определённому цвету, то в результате фотохимической реакции образуется электрический импульс. Комбинация таких сигналов устремляется в зрительную зону коры головного мозга, выстраивая там изображение. В результате мы видим не только очертания предметов, но и их окраску.

Одно из важнейших свойств зрения это его острота. То есть его способность воспринимать две близко расположенные точки раздельно. Для нормального зрения угловое расстояние соответствующее этим точкам равно 1 минуте. Острота зрения зависит от строения глаза и правильного функционирования его оптической системы.

На удалении 3-4 мм от центра сетчатки есть особый участок, лишенный нервных рецепторов. По этой причине его назвали слепым пятном. Его размеры весьма скромны – менее 2 мм. К нему идут нервные волокна от всех рецепторов. Объединяясь в зоне слепого пятна, они образуют оптический нерв, по которому электрические импульсы от сетчатки устремляются к зрительной зоне коры головного мозга.

Кстати, сетчатка несколько озадачила ученых – физиологов. Слой, содержащий нервные рецепторы расположен на её задней стенке. Т.е. свет из внешнего мира должен пробираться через слой сетчатки, а затем уже «штурмовать» палочки и колбочки.

Если внимательно присмотреться к изображению, которое оптическая система глаза проецирует на сетчатку, то прекрасно видно, что оно перевернутое. Таким его и видят малыши первые двое суток после появления на свет. А затем мозг обучается переворачивать это изображение. И мир предстает перед ними в своём естественном положении.

Кстати, зачем природа снабдила нас двумя глазами? Оба глаза проецируют на сетчатку изображения одного и того же объекта чуть – чуть отличающиеся друг от друга (поскольку рассматриваемый предмет расположен для левого и правого глаза немного по-разному). Но нервные импульсы от обоих глаз попадают на одни и те же нейроны мозга, и формируют в нем единое, но объёмное изображение.

Глаза — чрезвычайно уязвимы. Природа позаботилась об их безопасности, посредством вспомогательных органов. Скажем, брови защищают глаза от стекающих со лба капелек пота и дождевой влаги, ресницы и веки предохраняют глаза от пыли. А специальные слёзные железы предохраняют глаза от высыхания, облегчают движение век, дезинфицируют поверхность глазного яблока…

Итак, мы познакомились со строением глаз, основными этапами зрительного восприятия, раскрыли некоторые тайны нашего зрительного аппарата.

Как и в любом оптическом приборе, здесь возможны разнообразные сбои. А каким образом человек справляется с дефектами зрения, и какими свойствами еще наделила природа его зрительный аппарат – мы расскажем при следующей встрече.

источник

Задай свой вопрос по этому материалу!

Один древ­ний уче­ный за­ме­тил, что глаза че­ло­ве­ка – более на­деж­ный сви­де­тель, чем уши. Это утвер­жде­ние прав­ди­во, ведь более 90 % ин­фор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире че­ло­век по­лу­ча­ет при по­мо­щи глаз (рис. 1).

В древ­но­сти люди при­да­ва­ли гла­зам ми­сти­че­ское зна­че­ние. Счи­та­лось, что глаза могут жить соб­ствен­ной жиз­нью и вли­я­ют на судь­бы людей. Древ­ние греки на­но­си­ли изоб­ра­же­ния глаз на свои ко­раб­ли, как обе­ре­ги. Древ­ние егип­тяне изоб­ра­жа­ли огром­ное око бо­же­ства Ра (рис. 2–4).

Рис. 2. Ту­рец­кий аму­лет «Глаз Фа­ти­мы»

Рис. 3. Древ­не­гре­че­ский ко­рабль

Рис. 4. Древ­не­еги­пет­ское изоб­ра­же­ние глаза Ра

Глаз че­ло­ве­ка имеет круг­лую форму и на­зы­ва­ет­ся глаз­ным яб­ло­ком (рис. 5). Глаза рас­по­ло­же­ны в спе­ци­аль­ных углуб­ле­ни­ях в че­ре­пе – глаз­ни­цах (рис. 6).

Дви­же­ни­ем глаза управ­ля­ют спе­ци­аль­ные мышцы, рас­по­ло­жен­ные по бокам, свер­ху и снизу глаз­но­го яб­ло­ка. Эти мышцы при­креп­ле­ны к скле­ре – твер­дой обо­лоч­ке бе­ло­го цвета, ко­то­рая за­щи­ща­ет те части глаза, ко­то­рые на­хо­дят­ся внут­ри глаз­но­го яб­ло­ка (рис. 7).

Внеш­няя сто­ро­на глаза за­щи­ще­на верх­ним и ниж­ним ве­ка­ми. Веки че­ло­ве­ка – это склад­ки кожи, ко­то­рые под­ни­ма­ют­ся и опус­ка­ют­ся спе­ци­аль­ны­ми мыш­ца­ми. По­сто­ян­но за­кры­ва­ясь и от­кры­ва­ясь, они поз­во­ля­ют глазу оста­вать­ся чи­стым и увлаж­нен­ным. Если в тем­ной ком­на­те резко вклю­чить яркий свет, че­ло­век обя­за­тель­но за­жму­рит­ся – со­мкнут­ся его веки, за­щи­щая глаза от сле­пя­ще­го света и давая им воз­мож­ность по­сте­пен­но при­вык­нуть к смене осве­ще­ния. Если под­не­сти близ­ко к лицу ка­кой-ли­бо пред­мет, веки ав­то­ма­ти­че­ски за­кро­ют­ся, за­щи­щая глаза от воз­мож­ной опас­но­сти.

Брови тоже охра­ня­ют глаза: они пре­пят­ству­ют по­па­да­нию пота со лба в глаза.

Рес­ни­цы за­щи­ща­ют глаза от пыли, дождя, снега и дру­гих помех. На обоих гла­зах че­ло­ве­ка при­мер­но 80 рес­ниц, каж­дая из ко­то­рых сме­ня­ет­ся каж­дые 100 дней. Таким об­ра­зов за жизнь че­ло­ве­ка сме­ня­ет­ся 80 000–90 000 рес­ниц.

У людей, жи­ву­щих в зоне сте­пей, пу­стынь и по­лу­пу­стынь, узкий раз­рез глаз – так при­ро­да по­мог­ла при­спо­со­бить­ся че­ло­ве­ку к пыль­ным вет­рам и пес­ча­ным бурям.

Спе­ре­ди глаз по­крыт про­зрач­ной тон­кой обо­лоч­кой, ро­го­ви­цей, ко­то­рая со­сто­ит из кле­ток, легко про­пус­ка­ю­щих свет. Мы видим сквозь ро­го­ви­цу, как сквозь про­зрач­ное стек­ло. Ро­го­ви­ца нуж­да­ет­ся в по­сто­ян­ном увлаж­не­нии, иначе она туск­не­ет (рис. 8).

Ввер­ху на­руж­но­го угла глаза есть слез­ная же­ле­за, в ней хра­нит­ся жид­кость – слезы (рис. 9). При мор­га­нии же­ле­за от­кры­ва­ет­ся, вы­де­ля­ет­ся жид­кость, ко­то­рая сма­чи­ва­ет глаз и за­щи­ща­ет его от вы­сы­ха­ния. Мы мор­га­ем каж­дые 6 се­кунд, то есть в те­че­ние жизни мы опус­ка­ем и под­ни­ма­ем веки около 250 млн раз. Слезы со­ло­но­ва­тые на вкус и про­зрач­ные. По­это­му го­во­рят: «Чи­стый, как слеза».

В со­ста­ве слез есть белки, ко­то­рые по­мо­га­ют за­щи­щать глаз от по­пав­ших на его по­верх­ность мик­ро­бов. Чтобы слезы не скап­ли­ва­лись во­круг глаз, из­ли­шек вы­во­дит­ся через слез­ный канал в но­со­вую по­лость. Вот по­че­му, по­пла­кав, че­ло­век вы­нуж­ден вы­ти­рать не толь­ко глаза, но и нос.

Ро­го­ви­ца по­кры­ва­ет цвет­ную часть глаза – ра­дуж­ную обо­лоч­ку. Ра­дуж­ка уни­каль­на – на Земле нет даже 2 людей с оди­на­ко­вы­ми ра­дуж­ны­ми обо­лоч­ка­ми глаз (рис. 10).

Рис. 10. Ра­дуж­ная обо­лоч­ка глаза (Ис­точ­ник)

Рис. 11. Но­ше­ние солн­це­за­щит­ных очков (Ис­точ­ник)

Чтобы сбе­речь ра­дуж­ку, необ­хо­ди­мо в яркую сол­неч­ную по­го­ду но­сить солн­це­за­щит­ные очки (рис. 1). Сзади к ра­дуж­ной обо­лоч­ке при­креп­ле­ны мышцы, ко­то­рые поз­во­ля­ют ей ме­нять форму в 1за­ви­си­мо­сти от осве­ще­ния: чем мень­ше света, тем уже коль­цо ра­дуж­ки. Таким об­ра­зом, ра­дуж­ка кон­тро­ли­ру­ет, сколь­ко света про­ник­нет через зра­чок – чер­ный кру­жок, ко­то­рый на­хо­дит­ся в цен­тре ра­дуж­ной обо­лоч­ки. Имен­но через него внутрь глаза про­хо­дит свет. Если свет яркий, зра­чок сужа­ет­ся, а если свет сла­бый туск­лый – рас­ши­ря­ет­ся. От этого зра­чок вы­гля­дит то со­всем ма­лень­ким, то боль­шим – в за­ви­си­мо­сти от силь­но­го или сла­бо­го осве­ще­ния (рис. 12).

В цен­тре глаза, по­за­ди ра­дуж­ной обо­лоч­ки и зрач­ка, рас­по­ло­же­на оваль­ная линза – хру­ста­лик. Он похож на линзу фо­то­ап­па­ра­та и так же, как она, про­пус­ка­ет через себя свет. Хру­ста­лик про­зрач­ный, бес­цвет­ный и эла­стич­ный. Для того чтобы сфо­ку­си­ро­вать изоб­ра­же­ние, хру­ста­лик из­ме­ня­ет свою форму, ста­но­вясь то более вы­пук­лым, то более плос­ким. Ино­гда в ра­бо­те хру­ста­ли­ка про­ис­хо­дит сбой, тогда неко­то­рые люди нечет­ко видят пред­ме­ты вб­ли­зи (даль­но­зор­кость) или вда­ле­ке (бли­зо­ру­кость). Тогда люди носят очки, чтобы по­мочь хру­ста­ли­ку. Также хру­ста­лик можно тре­ни­ро­вать: для этого до­ста­точ­но несколь­ко раз пе­ре­ве­сти взгляд с даль­не­го объ­ек­та на ближ­ний и об­рат­но.

После хру­ста­ли­ка свет про­хо­дит через стек­ло­вид­ное тело, за­пол­ня­ю­щее всю по­лость глаз­но­го яб­ло­ка. Стек­ло­вид­ное тело со­сто­ит из тон­ких во­ло­кон, между ко­то­ры­ми на­хо­дит­ся бес­цвет­ная про­зрач­ная жид­кость, об­ла­да­ю­щая боль­шой вяз­ко­стью; эта жид­кость на­по­ми­на­ет рас­плав­лен­ное стек­ло. От­сю­да и про­изо­шло его на­зва­ние – стек­ло­вид­ное тело.

Сет­чат­ка – та часть глаза, с по­мо­щью ко­то­рой мы видим. Сет­чат­ка плот­но по­кры­ва­ет зад­нюю часть глаз­но­го яб­ло­ка. Она также важна, как плен­ка в фо­то­ап­па­ра­те. Сколь­ко бы мы ни за­жи­ма­ли на за­твор, сколь­ко бы света ни про­хо­ди­ло сквозь линзу объ­ек­ти­ва, если в фо­то­ап­па­ра­те нет плен­ки, все равно ни­ка­кой фо­то­гра­фии не по­лу­чит­ся. То же самое про­ис­хо­дит и с гла­за­ми. Если бы в них не было сет­чат­ки, мы бы ни­че­го не ви­де­ли.

Свет сна­ча­ла про­хо­дит через ро­го­ви­цу и зра­чок, затем через хру­ста­лик, потом сквозь про­зрач­ную жид­кость, за­пол­ня­ю­щую глаз­ное яб­ло­ко внут­ри, и, на­ко­нец, в самой даль­ней части глаз­но­го яб­ло­ка до­сти­га­ет сет­чат­ки. Хотя раз­мер сет­чат­ки неве­лик, на ее по­верх­но­сти на­хо­дит­ся более 130 мил­ли­о­нов чув­стви­тель­ных к свету кле­ток. Эти клет­ки де­лят­ся на 2 типа: па­лоч­ки (раз­ли­ча­ют белый, чер­ный и все от­тен­ки се­ро­го цвета; по­мо­га­ют ви­деть в тем­но­те) и кол­боч­ки (раз­ли­ча­ют все цвета, но могут ра­бо­тать толь­ко при свете). Когда свет до­сти­га­ет сет­чат­ки, она пе­ре­да­ет сиг­нал по осо­бо­му нерву (он на­зы­ва­ет­сязри­тель­ным нер­вом) в спе­ци­аль­ный отдел мозга. Изоб­ра­же­ние это умень­ше­но и пе­ре­вер­ну­то (рис. 13).

Рис. 13. Прием изоб­ра­же­ния гла­зом (http://​ladativi.​ru/​assets/​images/​eye2.​jpg)

А когда наш мозг по­лу­ча­ет сиг­нал, мы, на­ко­нец, видим то, на что смот­рят наши глаза.

1. Свет про­хо­дит сквозь ро­го­ви­цу и зра­чок к хру­ста­ли­ку.

2. Затем он про­хо­дит через хру­ста­лик и жид­кость, за­пол­ня­ю­щую глаз­ное яб­ло­ко, и по­па­да­ет на сет­чат­ку.

3. Сет­чат­ка при­ни­ма­ет све­то­вой им­пульс и пе­ре­да­ет его зри­тель­но­му нерву.

4. Зри­тель­ный нерв по­сы­ла­ет сиг­нал мозгу.

5. Мозг пе­ре­во­дит сиг­нал в зри­тель­ный образ.

Зре­ние – огром­ное бо­гат­ство че­ло­ве­ка. Сле­пым очень труд­но. А де­фек­ты зре­ния труд­но ис­пра­вить. По­это­му необ­хо­ди­мо бе­речь глаза и за­бо­тить­ся о зре­нии (рис. 14).

Сле­дуй­те таким пра­ви­лам:

1. Нужно про­мы­вать глаза утром и ве­че­ром.

2. Не трите глаза гряз­ны­ми ру­ка­ми, чтобы не за­не­сти мик­ро­бы и сор.

3. Если в глаз по­па­ла со­рин­ка, об­ра­ти­тесь за по­мо­щью ко взрос­лым, про­мой­те глаза водой.

4. Осте­ре­гай­тесь по­па­да­ния в глаза ост­рых пред­ме­тов.

5. Не чи­тай­те лежа, в транс­пор­те, при пло­хом осве­ще­нии.

6. Ста­рай­тесь дер­жать книгу на рас­сто­я­нии 30–35 см (чтобы опре­де­лить это рас­сто­я­ние, по­ставь­те ло­коть на стол и кон­чи­ка­ми паль­цев до­тя­ни­тесь до виска – на таком рас­сто­я­нии от глаз стоит дер­жать книгу или тет­радь).

7. Пом­ни­те, что при чте­нии и пись­ме свет дол­жен па­дать слева.

8. Смот­ри­те те­ле­ви­зор не более 1–1,5 часов в день.

9. Си­ди­те не ближе 3 м от те­ле­ви­зо­ра, по­даль­ше от мо­ни­то­ра ком­пью­те­ра.

10. Ра­бо­тай­те на ком­пью­те­ре не более 15 минут под­ряд.

11. Еже­днев­но де­лай­те гим­на­сти­ку для глаз.

12. Упо­треб­ляй­те в пищу про­дук­ты, бо­га­тые ви­та­ми­на­ми, ко­то­рые необ­хо­ди­мы для пра­виль­ной ра­бо­ты глаз: мор­ковь, лук, слад­кий перец, по­ми­до­ры, пет­руш­ку.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем, сколь­ко у че­ло­ве­ка на самом деле ушей, убе­дим­ся в том, что ухо по­мо­га­ет не толь­ко слы­шать и слу­шать, но и со­хра­нять фи­зи­че­ское рав­но­ве­сие, по­зна­ко­мим­ся с необыч­ны­ми фак­та­ми об этом слу­хо­вом ор­гане.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Презентация к проекту.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Почему люди становятся близорукими или дальнозоркими?». «Что нужно делать, чтобы этого не случилось?»

Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз. Задачи: Изучить литературу по теме. Выяснить причины ухудшения зрения. Методы исследования: Подбор и анализ литературы. Практические опыты. Анкетирование. Объект исследования: глаза как органы зрения. Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Подготовила ученица 4 «А» класса Серёгина Алина МОУ «СОШ №24» г.Саратов Руководитель: Бурмистрова В.Н.

Глаза человека выполняют двойную функцию; с одной стороны — они являются органом зрения, с другой – контакта между людьми. Мы часто сталкиваемся с разными взглядами людей и, порой, без слов понимаем, что человек чувствует в данный момент по отношению к нам или к себе. Определять по глазам чужие намерения и эмоции — исключительно человеческая привилегия, ведь человек — единственное существо, имеющее белки глаз! Даже у обезьян глаза совершенно чёрные. По глазам обезьяны совершенно невозможно понять не только её чувства, но даже и направление её взгляда.

По форме глаз напоминает шар, из-за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2, 5 см, вес около 7-8 грамм. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, веки с ресницами защищают от снега, дождя, пыли. Особенно грозит пыль жителям степей и пустынь, не случайно у них особый разрез глаз. Долгое время считалось, что глаза испускают особые лучи и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. А немецкий физик Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату, изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным.

Два глаза работают одновременно и позволяют нам воспринимать получаемое изображение как одно ощущение. Благодаря такому бинокулярному зрению мы можем точно определить расстояние до окружающих нас предметов. Наше объемное зрение в основном связано с разницей между двумя изображениями, получаемыми двумя нашими глазами. ПРОВЕДЕМ ЭКСПЕРИМЕНТ: Если поместить руку на расстоянии 20 см от одного глаза, а другим глазом в это время смотреть в картонную трубку, то, кажется, что в руке проделано отверстие, через которое просматривается то, видно через картонную трубку. Зрительный эффект основан на том, что видят оба глаза. Наше бинокулярное зрение позволяет нам иметь точное видение глубины изображения, предстающего перед нашими глазами.

Зрачок – это отверстие в центре радужки, которое позволяет лучам света проникать внутрь глаза для их восприятия сетчаткой. Хрусталик находится непосредственно за радужкой и в силу своей прозрачности невооруженным глазом не виден. Стекловидная водянистая жидкость – пространство между хрусталиком и сетчаткой. Сетчатка представляет собой тончайшую внутреннюю оболочку глаза, которая обладает чувствительностью к свету. Зрительный нерв передает информацию в виде импульсов в мозг.

Роговица и хрусталик у человека и животных устроен почти одинаково. Сходны и «составы» сетчатки. Но, например, собаки имеют остроту зрения примерно на треть от человеческой, т.е. если на таблице человек будет видеть 10 строчку, то собака лишь третью.(прочитать ее, к сожалению, не сможет).

Кошка способна ясно видеть окружающие предметы при освещённости в шесть раз меньшей той, что нужна человеку. У кошки под сетчаткой находится специальная отражательная оболочка. Из-за этого её глаза светятся в темноте.

Человеческий глаз различает всего семь основных цветов – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала, например, художника до миллиона оттенков! При этом наш глаз инертен – в нем картинка обновляется не все время, а через маленький промежуток времени – 1/25 секунды. Проведем еще один эксперимент: Начнем вращать разноцветную юлу. Когда юла быстро крутится, мы просто не успеваем за ее вращением и глаз, еще помнит старый цвет, когда появляется уже новый. Результат – сложение, смешение цветов. На этом основаны многие оптические иллюзии.

Я провела анкетирование среди учащихся начальной школы МОУ СОШ №24» Результаты обработала и получила такие данные: При поступлении в школу никто из ребят очки не носил, к третьему классу эта цифра составила уже 8%. Зрение отличное было – у 92% респондентов, через 2 года сохранилось только у 79%. Вывод: С началом учебных занятий нагрузка на глаза существенно возрастает, т.к. мы часто концентрируемся на письме и чтении, больше проводим времени за компьютером, с книгой и т.д.. Практическая работа

Исследуя состояние зрения у ребят, их братьев, сестер, родителей и старшего поколения оказалось, что если у школьников 7-9 лет показатель отличного зрения – 85% из числа опрошенных, то у родителей 25-45 лет – эта цифра уже 75%, а к 45-65 годам — всего лишь 26%. Вывод: С возрастом, увы, зрение ухудшается у большинства людей.

Бытует мнение, что глаза — это показатель того, как мы смотрим на мир. Если зрение ухудшается, то возможно, что человек просто внутренне от чего-то отгораживается в своей жизни, его что-то не устраивает в окружающем мире. Хотя бывают, конечно, и другие причины ухудшения зрения. Даже слишком узкая одежда отрицательно влияет, она нарушает кровообращение, а это сказывается на глазах… Вот основные причины, о которых говорят врачи: Причина 1 – отсутствие работы глазных мышц. Если постоянно сосредоточиваться на тексте книги или экране компьютера, то мышцы, управляющие хрусталиком, станут вялыми и слабыми. Как и всякие мышцы, которым не приходится работать, они теряют форму.

Причина 2 — старение сетчатки. Клетки сетчатки глаза содержат светочувствительный пигмент, с помощью которого мы видим. С возрастом этот пигмент разрушается, и острота зрения падает. Причина 3 -Ухудшение кровообращения. Сетчатка глаза – очень нежный орган, она страдает при малейших нарушениях кровообращения. Причина 4 — Чрезмерное напряжение глаз. Клетки сетчатки страдают как при попадании на них слишком яркого света, так и от напряжения при недостаточном освещении. Причина 5 — Сухость слизистой глаза. Для ясности зрения очень важна также чистота прозрачных оболочек, через которые проходит луч света, отраженный от предметов. Они омываются специальной влагой, поэтому мы хуже видим, когда глаза сухие.

Главный враг – экран Работа с компьютером заставляет глаза особенно сильно напрягаться, и дело тут не только в тексте. Человеческий глаз во многом сходен с фотоаппаратом. Чтобы сделать четкий «снимок» изображения на экране, которое состоит из мерцающих точек, ему нужно постоянно менять фокус. Такая настройка требует больших затрат энергии и повышенного расхода главного зрительного пигмента – родопсина. При этом на экране компьютера создается ощущение глубины видимого изображения, что особенно опасно. Почему у художников близорукость бывает очень редко? Потому что они постоянно тренируют глаза, переводя взгляд с листа бумаги или холста на удаленные предметы. Поэтому и при работе с компьютером нельзя забывать о правилах безопасности, которые требуются в работе с текстом.

Чтобы сохранить здоровье глаз нам необходимо: Тренировать мышцы глаз; Регулярно есть пищу, содержащую витамин А; Защищать глаза темными очками от яркого солнца; Не читать при плохом освещении, в транспорте; Находится у телевизора и компьютера не более 1 часа в день; Регулярно проходить обследование у офтальмолога и соблюдать все его рекомендации.

Выбранный для просмотра документ Проект.docx

1. Свойства и функции зрения.

2. Строение глаза человека.

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видит днем и неплохо в сумерках .(Слайд 1)

Актуальность темы заключается в том, что в наше время орган зрения подвергается огромным перегрузкам и человек вынужден поглощать огромный объём информации, более 80% которой поступает через глаза.

У меня возникли вопросы, почему люди становятся близорукими и дальнозоркими? Что нужно делать чтобы это не случилось?

Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз .

Изучить литературу по теме.

Выяснить причины ухудшения зрения.

Подбор и анализ литературы.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго .

1.Свойства и функция глаз. Глаза человека выполняют двойную функцию; с одной стороны — они являются органом зрения, с другой – контакта между людьми. (Слайд 4)

По форме глаз напоминает шар, диаметром – 2, 5 см, вес около 7-8 грамм. Брови и ресницы предотвращают попадание в глаза пыли, снега, дождя. Немецкий физик Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату, изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. (Слайд 5)

Два глаза работают одновременно, благодаря такому бинокулярному зрению мы можем точно определить расстояние до окружающих нас предметов .(Слайд 6)

Если поместить руку на расстоянии 20 см от одного глаза, а другим глазом в это время смотреть в картонную трубку, то, кажется, что в руке проделано отверстие, через которое просматривается то, видно через картонную трубку. Зрительный эффект основан на том, что видят оба глаза. Наше бинокулярное зрение позволяет нам иметь точное видение глубины изображения, предстающего перед нашими глазами. (Слайд 7)

Зрачок – это отверстие в центре радужки, которое позволяет лучам света проникать внутрь глаза.

Хрусталик находится за радужкой и в силу своей прозрачности невооруженным глазом не виден.

Стекловидная водянистая жидкость – пространство между хрусталиком и сетчаткой.

Сетчатка представляет собой тончайшую внутреннюю оболочку глаза, которая обладает чувствительностью к свету.

Зрительный нерв передает информацию в виде импульсов в мозг.

Собаки видят в 3 раза хуже человека, то есть человек будет видеть 10-ую строчку в таблице, а собака только третью . (Слайд 8)

Кошка способна ясно видеть окружающие предметы при освещённости в шесть раз меньшей той, что нужна человеку.

У кошки под сетчаткой находится специальная отражательная оболочка. Из-за этого её глаза светятся в темноте . (Слайд 9)

Человеческий глаз различает всего семь основных цветов – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Но кроме этого, глаза обычного человека способны различить до ста тысяч оттенков, а глаза профессионала, например, художника до миллиона оттенков!

Проведем еще один эксперимент:

Начнем вращать разноцветную юлу.

Когда юла быстро крутится, мы просто не успеваем за ее вращением и глаз, еще помнит старый цвет, когда появляется уже новый. Результат – сложение, смешение цветов. На этом основаны многие оптические иллюзии

Практическая работа (Слайд 11)

Я провела анкетирование среди учащихся начальной школы МОУ «СОШ №24»

Результаты обработала и получила такие данные:

При поступлении в школу никто из ребят очки не носил, к третьему классу эта цифра составила уже 8%. Зрение отличное было – у 92% респондентов, через 2 года сохранилось только у 79%.

Вывод: С началом учебных занятий нагрузка на глаза существенно возрастает, т.к. мы часто концентрируемся на письме и чтении, больше проводим времени за компьютером, с книгой и т.д..

Зрение и возраст. (Слайд 12)

Исследуя состояние зрения у ребят, их братьев, сестер, родителей и старшего поколения оказалось, что если у школьников 7-15 лет показатель отличного зрения – 85% из числа опрошенных, то у родителей 25-45 лет – эта цифра уже 75%, а к 45-65 годам — всего лишь 26%.

Вывод: С возрастом, увы, зрение ухудшается у большинства людей .

А что говорят врачи?(Слайд 13-14)

Бытует мнение, что глаза — это показатель того, как мы смотрим на мир. Если зрение ухудшается, то возможно, что человек просто внутренне от чего-то отгораживается в своей жизни, его что-то не устраивает в окружающем мире. Хотя бывают, конечно, и другие причины ухудшения зрения.

Даже слишком узкая одежда отрицательно влияет, она нарушает кровообращение, а это сказывается на глазах…

Вот основные причины, о которых говорят врачи:

Причина 1 – отсутствие работы глазных мышц.

Если постоянно сосредоточиваться на тексте книги или экране компьютера, то мышцы, управляющие хрусталиком, станут вялыми и слабыми. Как и всякие мышцы, которым не приходится работать, они теряют форму.

Причина 2 — старение сетчатки.

Клетки сетчатки глаза содержат светочувствительный пигмент, с помощью которого мы видим. С возрастом этот пигмент разрушается, и острота зрения падает.

Причина 3 -Ухудшение кровообращения.

Сетчатка глаза – очень нежный орган, она страдает при малейших нарушениях кровообращения.

Причина 4 — Чрезмерное напряжение глаз.

Клетки сетчатки страдают как при попадании на них слишком яркого света, так и от напряжения при недостаточном освещении.

Работа с компьютером заставляет глаза особенно сильно напрягаться, поэтому при работе с ним необходимо помнить о правилах безопасности.

Почему у художников близорукость бывает очень редко? Потому что они постоянно тренируют глаза, переводя взгляд с листа бумаги или холста на удаленные предметы.

Чтобы сохранить здоровье глаз нам необходимо:

Защищать глаза темными очками от яркого солнца;

Не читать при плохом освещении, в транспорте;

Находится у телевизора и компьютера не более 1 часа в день;

Регулярно проходить обследование у офтальмолога и

соблюдать все его рекомендации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (Слайд 17)

источник