Меню Рубрики

Сознание с точки зрения разных философских систем

Проблема сознания в различных философских системах. Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании. Проблема возникновения сознания. Действительность, логика и язык. Сознание, его структура и источники. Антропогенез и идеальность сознания.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Проблема сознания в различных философских системах. Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании.

2. Проблема возникновения сознания. Действительность, логика и язык.

3. Сознание, его структура и источники. Антропогенез. Идеальность сознания.

4. Сознание и самосознание человека.

1. Проблема сознания в различных философских системах. Вопрос о сущности сознания в философии и естествознании

Категория «сознания» имеет принципиально важное значение, как для философии, так и для естественных наук. Правильное научное понимание сознания и значения его в жизни общества важно для каждого человека, для формирования его научного мировоззрения.

На вопрос о том, что такое сознание, какова его природа и сущность, а также происхождение, различные философские направления и школы отвечали различным образом. Исторически, наибольшее распространение по этому вопросу получили различного рода идеалистические и религиозные концепции. В этой связи Ф. Энгельс в сочинении «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», гл.II, отмечал: «Уже с того весьма отдалённого времени, когда люди, ещё не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти — уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру».

Сущность сознания в религиозной философии объяснялась так: Бог дал душу, бог взял душу. С точки зрения идеалистов, сознание также есть проявление нематериальной духовной силы — «души», независящей от материи вообще, и от человеческого мозга, в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной. Так, например, Платон полагал, что сознание — есть проявление человеческой души, существующей вечно в мире идей. Душа, по Платону, состоит из 3-х частей: разум, воля, чувственность. В соответствии с этим, Платон развивал высшие принципы этических отношений, выраженные в добродетелях — мудрость, основа её — разум, мужество, основа — воля, благоразумие, основа — обуздание (преодоление) чувственных влечений, справедливость как гармоническое сочетание мудрости, мужества, благоразумия.

У Г. Гегеля основу мира составляет абсолютная идея, мировое мышление. Согласно Г. Гегелю, сознание конкретного человека является частицей абсолютной идеи. Это проявления мирового духа в виде субъективного духа (сознания человека).

Субъективный идеализм представлен в двух вариантах: религиозный, атеистический. Религиозный — Дж. Беркли, который отрицал существование объективного мира. Как священнослужитель, полагал, что сознание человека есть порождение божественного разума. Атеистический — представители эмпириокритицизма (философии чистого опыта). Так, швейцарский философ Авенариус в сочинении «Человеческое понятие о мире» писал: «Наш мозг не есть обиталище, сидалище, созидатель, не есть инструмент или орган мышления», то есть мозг не является органом мысли, мысль не есть функция мозга. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» назвал эту философию — «безмозглой» философией, поскольку сознание отрывается от материи.

В истории философии была и такая точка зрения на сознание, когда сознание рассматривалось как атрибут материи, её вечное свойство, присущее всем её видам и формам. Все объекты одушевлены по-своему: такая точка зрения называется гилозоизмом (от греческого «хиле» — материя, зоe — жизнь). Гилозоистами были, например, материалист Б. Спиноза (нидерландский философ), а также немецкий философ-идеалист XVIII в. Г. Лейбниц.

В материалистической философии представители метафизического материализма (вульгарный материализм) сознание представляют как особый вид материи. Например, немецкие философы-материалисты 50-х годов 19 столетия Карл Фогт, Людвиг Бюхнер и др., сводили сознание к материальному субстрату. Так, К. Фогт писал («Физиологические письма», СПб., 1867г., с. 298): «Все способности, известные под названием душевной деятельности, есть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, что мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени…», т.е. здесь сознание выступает как что-то материальное.

Диалектический материализм утверждает, что сознание является идеальным свойством материального мозга человека. Процессы мышления происходят на основе материальных нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Сущность сознания заключается в отражении действительности в мозге человека. Сознание является высшей формой отражения. Предпосылки его существуют в природе — это свойство отражения.

2. Проблема возникновения сознания. Действительность, логика и язык

Проблема возникновения сознания является сложной в силу не вполне достаточных сведений о возникновении самого человека, а также наличия различных, часто противоположных, точек зрений на сущность сознания.

С учётом естественнонаучных данных, можно утверждать, что предпосылки возникновения сознания заключены в естественной природе. К числу важнейших естественных предпосылок возникновения сознания относится такое свойство как отражение. Впервые на всеобщность свойства отражения указал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», он отмечал: «Логично предположить, что вся материя обладает по существу, родственным с ощущением, свойством отражения».

В первом приближении можно сказать, что отражение — это «след», который остается от воздействия одного предмета на другой. Например, след на снегу, это отражение воздействующего объекта (след обуви человека, след от машины, след, оставленный животными).

Очень интересно в этом отношении дерево. В срезе дерева имеются кольца, каждое такое кольцо — прирост древесины за год (годичные кольца). На толщину годичных колец влияет температура, количество осадков, число солнечных дней, режим окрестных водоемов, нападение насекомых, вредителей и т.д. Дерево реагирует на все воздействия изменением толщины колец, оно отражает изменение внешней среды. Дерево отражает и процессы, происходящие в недрах солнца и галактик. По срезу дерева было замечено, что толщина колец меняется с периодом 11 лет, оказалось, что это совпадает с периодом солнечной активности. Так, на срезе дерева наблюдается повышенное содержание углерода, оказалось, что это приходится на те годы, когда зафиксированы взрывы сверхновых звезд (происходит увеличение изотопов углерода). В связи с этим родилась наука, получившая название дендрохронология — наука о закономерностях изменения толщины колец, роста растений. В целом можно отметить, что отражение — есть свойство материальных систем специфически воспроизводить в своей организации те или иные черты, свойства, функции, структуру внешнего воздействия.

Отражение является всеобщим свойством. Оно наблюдается как в живой природе, так и в неживой природе, в обществе.

В неживой природе формы отражения пассивны, им соответствует пассивная приспособляемость. Здесь активная роль принадлежит внешней среде. Например, кусок мокрой глины изменяет свою форму, если на него надавить. Это изменение определяется действующим на него объектом, отражение носит чисто внешний механический характер.

В живой природе в ответ на внешние действия возникает активное противодействие живой системы. Активность отражения живой системы выражается в координированной приспособляемости, в основе которой лежит саморегуляция всей системы и различных уровней её организации; и заключается в выполнении координирующих функций приспособительного характера. В этом качественное различие форм отражения живой природы от неживой.

Первая форма отражения в органической материи наблюдается у одноклеточных живых систем — раздражимость (реагировать на внешние раздражители изменениями положения, формы, химического состава тела).

У многоклеточных животных возникают более высокие формы отражения: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — живой организм различает раздражения не только по их интенсивности, но и по качеству (свет, звук, запах и др.). Ощущение даёт живому организму информацию об отдельных свойствах раздражителя, оно является субъективным образом воздействующего раздражителя.

Восприятие является синтезом ощущений. Оно даёт целостный образ предмета, воздействующего на организм.

Представление — это воспроизведение образа предмета, не действующего на органы чувств в данный момент. Представление возникает у живых с появлением механизмов памяти.

В целом, образование и развитие этих форм отражения связано с образованием центральной нервной системы и органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязание, вкуса.

В процессе эволюции уже у беспозвоночных зарождается сигнальная функция, которая достигает своего развития у высших позвоночных животных, обладающих корой головного мозга. Появляется первая сигнальная система.

С появлением сигнальной функции нервной системы связана качественно новая форма отражения — психическая, более высшая форма отражения, чем физиологическая.

Психика — (греч. psyche — душа) продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающим миром. Различают философское и конкретно- научное понимание психики. Философское понимание: психика — это особое свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Это сигнальное отражение, которое появляется с появлением первой сигнальной системы. Появляется в виде реакций на звуковые сигналы и жесты. Основано на рефлекторной деятельности. Сигнальное отражение, в отличие от конкретно-образного отражения, дает обобщенные образы. Поэтому можно дать следующее философское определение психики:

Психика — есть способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям. Этому отражению соответствует рефлекторная деятельность. Рефлексы — реакции организма, которые вызываются раздражением органов чувств и осуществляются при участии центральной нервной системы (ЦНС). Рефлексы бывают безусловные и условные. Безусловные — это простые врожденные рефлексы.

Условные рефлексы — характерный для высших организмов вид нервной деятельности. Это индивидуальные, приобретенные рефлексы, которые возникают у отдельного индивидуума в результате его повседневной деятельности и на основе безусловных рефлексов. Условные рефлексы -важнейшие и совершеннейшие приспособления организма позвоночных к условиям жизни. Еще И. М. Сеченов, впервые предложивший изучать физиологическими методами высшую нервную деятельность человека, показал, что она обусловлена воздействием на организм внешней среды.

Следующей ступенью в эволюции живых систем является возникновение высшей формы психического отражения объективного мира — сознания. Основу сознания составляют и обусловливают два взаимосвязанных фактора:

физиологический (физиологическую основу человеческого сознания составляет появление второй сигнальной системы действительности — членораздельная речь, язык);

социальный фактор, который связан с условиями общественной жизни.

Вторая сигнальная система функционирует как единство рефлекса, слова, понятия. Слово — это не просто определённое сочетание звуков, оно имеет определенный смысл, т.е. вызывает определенную ассоциацию, указывая на тот или иной предмет или явление. При этом каждое слово является понятием, т.к. оно представляет собой обобщение однородных предметов или их свойств. Понятие относится к первой ступени абстрактной или рассудочной формы отражения действительности. Суждение и умозаключение относятся к более высокой форме рассудочного отражения действительности, чем понятие.

Таким образом, сознание представляет высшую форму психического отражения действительности в головном мозге человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений, идей, теорий. В природе сознанию предшествовали различные формы отражения неживой и живой природы; сознание появилось в процессе эволюции и развития форм отражения в живой природе; сознание не исключает других форм отражения. Оно действует на основе всех существующих форм отражения, которые в живом организме человека действуют в единстве.

Процесс функционирования сознания называется мышлением. Он заключается в том, что в сознании происходит оперирование чувственными образами и абстрактными формами отражения, такими как понятие, суждение, умозаключение.

У высших животных (собаки, лошади, обезьяны) мышление связано с оперированием чувственными обобщенными образами. У них образное мышление. У человека, кроме этого, мышление связано с оперированием такими абстрактными формами отражения, как понятие, суждение, умозаключение. Мышление человека возникает с возникновением членораздельной речи. Членораздельная речь — система звуковых знаков (слов), обозначающих предметы, их свойства, состояния. Например: для обозначения человека используются такие звуковые сигналы, как «человек», «men», для обозначения собаки — «собака», «dog» — англ., «xунд» — нем. яз. и т.д. Слова — знаки фактически являются кодами информации. Этими знаками кодируются предметы, их свойства, состояния. Кодирование осуществляется не только в звуковых знаках, но и в письменных знаках. В записанном слове закодирована информация о предмете, его свойстве, состоянии. Но слово — это не только знак, но и обозначение предмета, при его произнесении у человека в сознании возникает образ предмета, обозначенного словом. А вместе с образом возникает и мыслительный процесс, заключающийся в том, что обозначенный предмет выделяется из среды других предметов по какому-либо существенному свойству. Этот процесс мысли называют понятием. Понятие — процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение объекта по его существенному свойству, признаку.

Термин «абстрактный», от лат. — отвлеченный. При абстрагировании отвлекаются от всех остальных свойств, кроме существенных. Так, понятие «человек» представляет собой такой процесс мысли, при котором отвлекаются от всех других свойств, кроме свойства обладать сознанием. Человеком называют живое существо, обладающее сознанием. По этому свойству, обладать сознанием, в понятии, человек выделяется из всех других живых существ.

В знаковой форме выражаются не только понятия, но и суждения, умозаключения.

Суждение — это такой процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение состояния и изменений объекта. Формально суждение представляется в виде предложений, в которых что-либо утверждается или отрицается. Умозаключение — такой процесс мысли, при котором на основе нескольких исходных суждений, получается новое, как следствие («Все частицы вещества обладают массой покоя»; «Атом — частица вещества», следовательно, «Атом обладает массой покоя»).

Понятия, суждения, умозаключения — это различные формы мысли. В целом, выражение различных мыслей в знаковой форме называется языком.

Наука, изучающая мышление, мысли человека с точки зрения их формы, строения, способов связи, составных частей, правил определения понятий, построения суждений и умозаключений называется логикой. Логика учит правильно мыслить и правильно излагать свои мысли.

антропогенез идеальность сознание логика

3. Сознание, его структура и источники. Антропогенез. Идеальность сознания

Вопрос о возникновении человека с его сознанием (антропогенез) является очень важным, но, в то же время, еще не раскрытым полностью из-за недостатка сведений. В современных учениях об антропогенезе выдвигались и выдвигаются различные версии, среди которых можно выделить три основные: 1) сотворение богами; 2) сотворение пришельцами из космоса (палеовизит); 3) эволюционная гипотеза. Первые две версии не разделяются учеными-специалистами в области антропогенеза, более приемлемой является эволюционная гипотеза. Однако следует при этом отметить, что исторически сформировавшееся к настоящему времени естественнонаучное представление о возникновении жизни на Земле, и в частности об антропогенезе, в теоретических интерпретациях не всегда принимается как достоверное. Некоторые авторы весьма скептически относятся к нему и даже полагают, что в целом современное учение о зарождении жизни на Земле ложное, оно представляет собой «модифицированную библейскую натурфилософию». Однако подобный скептицизм не имеет под собой каких-либо вразумительных оснований. Эволюционная теория является более приемлемой и соответствует современным естественнонаучным данным.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Эволюционная гипотеза основана на учении Дарвина. Он впервые указал на то, что в процессе эволюции живого, одни виды животных возникают из других. Дарвин предположил, что люди возникли от особого вида обезьян. Ф. Энгельс, опираясь на естественнонаучные данные, впервые развивает философскую концепцию о том, как происходил процесс превращения человекообразных обезьян в человека.

В своем сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он выделил следующие этапы в образовании человека:

Усвоение прямой походки. Энгельс писал: «Много сотен тысячелетий существовала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях. Под влиянием своего образа жизни они стали отвыкать от помощи передних конечностей при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку». «Этим, — отмечает Энгельс, — был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку».

Освобождение руки, в результате прямой походки. В начале неразвитая, рука постепенно приспосабливается для различных операций. С помощью руки наши предки начали использовать в качестве орудий случайно оказавшиеся под рукой простейшие предметы природы для защиты от хищников или захвата добычи, собирания плодов, ягод. Эта их деятельность относилась к разряду «первых животнообразных инстинктивных форм труда».

Переход от простого использования естественных предметов к изготовлению орудий труда. «Труд начинается с изготовления орудия», — писал Ф.Энгельс. «Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, — отмечал Ф.Энгельс, — должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан». Что представляют собой наиболее древние орудия? Это орудия охоты, рыболовства, домашней обработки продуктов, для изготовления одежды.

Употребление все более разнообразной пищи, в том числе мяса. Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем, к приручению животных. Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ. Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.

Коллективная деятельность и образование членораздельной речи. Развитие труда по необходимости способствовало наиболее тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Появилась членораздельная речь. Это, наряду с трудом, явилось вторым важным моментом в образовании человека. В этой связи Ф. Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь, явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг».

Концепция Ф.Энгельса подтверждается находками ископаемых человекообразных обезьян. По общепринятому в науке мнению, наиболее древней группой предков человека являются дриопитеки (греч. дриос — дерево, питекос — обезьяна). Эти обезьяны жили в третичный период (миоцен, 10-15 млн. лет). От дриопитеков люди эволюционно унаследовали хорошо развитые глаза и чувство осязания. Костные останки этих обезьян были найдены в Европе и Азии. От них формировались популяции, которые привели к образованию других видов обезьян.

Среди этих популяций появилась одна, которая получила название австралопитеков (греч. южная обезьяна).

Останки костей этих обезьян найдены в Южной Африке. Австралопитеки являются предшественниками первых древних людей. Чем они характеризовались? Они обитали в лесостепях, полупустынях, передвигались на задних конечностях. Обладали более крупным мозгом по отношению к предыдущим типам обезьян. Использовали естественные предметы, камни, палки для защиты от нападения других животных и добывания пищи. Их передние конечности, манипулируя палками и др., приобретали свойства человеческой руки. В процессе эволюции среди популяций, выделившихся из австралопитеков, появилась такая популяция, представители которой стали примитивно обрабатывать естественные предметы, используя их в качестве орудия (деревянные дубины, расколотые камни с острыми краями), это были первые орудия, с помощью которых добывались и обрабатывались объекты дикой природы. На основе этого, произошло превращение стада обезьян в социальное объединение — ранних гоминид, первых диких людей. Эти люди получили название питекантроп (греч. «питекос» — обезьяна, «антропос» — человек). Географически питекантропы, как полагают ученые, располагались в Северо-Восточной Африке. Их образование относится к 2,5 млн. лет назад.

Другой очаг гоминизации располагался в Центральной Азии, Южной и Передней Азии (Индия, Китай, Вьетнам). Из этого вида гоминид выделялись различные популяции, среди них такая, которая привела к появлению синантропов (греч. «китайский человек»). Назван так, поскольку кости синантропов обнаружены в пещере вблизи Пекина. Синантроп отличался тем, что его рука очень близко напоминала человеческую, увеличились нижнетеменные доли, а с ними связывают развитие высших познавательных способностей. Наблюдается увеличение мозга.

Дальнейшая эволюция этого типа гоминид привела к появлению неандертальцев. Название получено от места находок их останков, в 1856 году, в Неандертале вблизи Дюссельдорфа.

Они были распространены по всей Европе. Останки их встречаются в Африке, о. Ява, Передней Азии (Персия, Турция). Неандертальцев считают предками современного человека — гомосапиенс. Формирование Homo sapiens приходится на конец ледникового периода, 40-12 тыс. лет до новой эры. В это время возникает материнская родовая община. В общинах кроманьонцев существовало разделение труда, появились сложные общественные и производственные отношения; появление и развитие родового общества привело к образованию племен.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сознание человека обладает сложной структурой. Выделяют чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни сознания. Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально-психологический и обыденное сознание. Социально-психологический подуровень составляют эмоциональные настроения, чувства, он выражается в различных эмоциях (радости, удовлетворенности, угнетённости, психического негодования и др.). Обыденное сознание включает в себя систему обыденных знаний, умений, навыков, которые формируются в процессе ежедневной практической деятельности человека. На этом уровне происходит накопление житейской мудрости.

Абстрактно-теоретический уровень возникает у людей в результате их обучения различным наукам. Этот уровень, в свою очередь, включает в себя также два подуровня: теоретическое сознание и теоретическая идеология, научное теоретическое мышление. Как на уровне чувственно-эмпирическом, так и на уровне абстрактно-теоретическом функционируют различные формы сознания, такие как этическая, эстетическая, религиозная, правовая, политическая, философская, естественнонаучная. Все эти формы присутствуют у различных людей в различной степени. Каждая форма сознания представляет собой особое видение мира. Так, например, этическая форма сознания — это видение мира в категориях добра и зла, хорошего и плохого и др. Эстетическая форма сознания — это видение мира с точки зрения прекрасного и безобразного и т.д.

В структуре сознания выделяют осмысленное, осознанное, а также бессознательное и подсознательное. Уже древнегреческий философ Платон говорил о том, что человек осознаёт не всё, что содержится в его душе. Немецкие философы Г. Лейбниц и И. Кант указывали на существование в человеческой психике не только сознательно формулируемого начала, но и бессознательного.

Термин «бессознательное» часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Впервые специальное систематическое исследование бессознательного осуществил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд.

Особую пограничную область между сознанием и бессознательным составляет подсознательное. Здесь проявляются промежуточные, переходные, «полусознательные» или «полубессознательные» психические процессы и состояния. В настоящее время известно, что в подсознании и в бессознательном человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании.

Сознание идеально. Оно является абстрактным отражением действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях, которые сами по себе не обладают ни физическими, ни химическими, ни другими свойствами, присущими материальным телам. Например, такие понятия как стол, дерево, человек и др. не обладают пространственными размерами, объёмом, весом, а они являются идеальным отражением тех существенных свойств, которые присущи названным материальным объектам. Таким образом, термином идеальное характеризуют человеческое сознание, основанное на гносеологическом противопоставлении материальному, то есть идеальные явления те, которые не обладают свойствами материальных вещей, но они являются отражением материального в сознании человека. Сознание как идеальное не может существовать без материального носителя. Ни один образ, ни одно понятие не могут существовать сами по себе в отрыве от человека, человеческого мозга.

4. Сознание и самосознание человека

Отражая действительность в сознании, человек осмысливает окружающий мир, при этом он оперирует чувственными образами и рассудочными формами отражения. Получаемые при этом знания позволяют ему ориентироваться во внешней среде, осознавать, что в этой среде он существует, и окружающие предметы он может использовать как во благо себе, так и во вред; запоминать, как вести себя в тех или иных ситуациях, в какой последовательности выполнять те или иные действия и т.п. В результате осмысления окружающего мира в структуре сознания накапливаются три основных вида знаний по их функциональному назначению: знание объективно-реального, аксиологическое знание, алгоритмическое знание. Знание объективно-реального — это констатация явления как факта, констатация его свойств и связей, причин, закономерностей. Аксиологическое знание — это оценочное знание, знание явления в его отношении к человеку (плохое или хорошее); оно составляет основу обыденного практического сознания. Алгоритмическое знание — закрепляет то или иное действие человека, то или иное поведение в форме умений, навыков, стереотипов ситуационного характера. Система данных видов знаний, отражающих объективно существующий внешний мир, составляют сознание, которое называют предметным сознанием.

Но человек осмысливает, осознаёт и самого себя, отдавая отчёт в том, что делает, думает, чувствует. У него накапливаются знания о самом себе, которые отражают не только его физическое состояние, но и его внутренний духовный мир. Эта система знаний человека, отражающая его личные переживания, его чувства, настроения, физическое и духовное состояние, составляет сознание, которое называют самосознанием. Самосознание — это сознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В процессе самосознания у человека складываются определённые этические и эстетические представления о своих действиях и поступках, формируется личностная система ценностей. Самосознание тесно связано с понятием саморефлексии. Саморефлексия — размышление личности о самой себе, когда личность вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны отметить такой их аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность основывается на самосознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Подводя итог по теме, отметим, что в философии не существовало однозначного понимания сущности и происхождения сознания. В рамках диалектико-материалистической философии сознание определяется как высшая форма психического отражения действительности. Это отражение осуществляется в виде чувственных и рассудочных форм. К чувственным относятся ощущение, восприятие, представление, к рассудочным — понятие, суждение, умозаключение.

В соответствии с естественнонаучными данными человек с его сознанием появляется в результате эволюции живого в условиях земли. Предпосылки сознания существуют в естественной природе, это свойство отражения. Отражение является всеобщим свойством материи. Из эволюционной теории Ч. Дарвина и философской концепции Ф. Энгельса к настоящему времени сформировано представление о том, как осуществлялся процесс превращения человекообразных обезьян в человека в антропогенезе.

Сознание функционирует на основе языка и членораздельной речи. Членораздельная речь — процесс передачи информации в знаковой форме. Язык это процесс передачи информации в понятиях, суждениях, умозаключениях. А процесс оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями на основе языка называется мышлением. Построением мысли на основе понятий, суждений, умозаключений занимается логика.

Вопросы для закрепления материала:

1. Какое значение имеет изучение проблемы сознания?

2. Какое представление о сознании формировалось в религиозной философии?

3. Как отвечают на вопрос о сущности сознания представители объективного идеализма?

4. Чем отличается точка зрения на сознание у Гегеля от платоновского понимания сознания?

5. Какое мнение о сознании формировалось в философии субъективного идеализма?

6. Какую точку зрения называют гилозоизмом?

7. Какова сущность сознания с позиций диалектико-материалистической философии?

8. Каковы предпосылки сознания в естественной природе?

9. Что понимается под свойством отражения?

10.В чём качественное различие свойства отражения в живой и неживой природе?

11 .Назовите чувственные формы отражения действительности в живой природе.

12. Назовите рассудочные формы отражения действительности.

13. Что составляет физиологическую основу сознания?

14. Что понимается под сознанием человека?

15. Дайте определение понятию мышления.

Список основной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.

2. Кохановский В.П. Философия: Учебник.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2003.

5. Философия: Учебное пособие. — М.: Издательство РДЛ, 2002.

Список дополнительной литературы

6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: Наука логики.- М.:Мысль, 1975.

7. Делез Ж. Логика смысла.- М.: Академия, 1995.

8. Патнем Х. Философия сознания.- М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

9. Современный философский словарь/ Под. ред. д.ф.н. проф. Б.Е.Кемерова. Москва-Бишкек-Екатеринбург: Publisher Odissei, 1996.

10. Райл Г. Понятие сознания.- М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

11. Фрейд З. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1989.

12. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2002.

13. Фромм Э. Душа человека.- М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

Читайте также:  Основные точки зрения на время возникновения науки

14. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.- СПб.: Наука, 2000.

Проблема сознания и основной вопрос философии. Проблема происхождения сознания. Сущность отражения. Общественная природа сознания. Становление и формирование мировоззренческой культуры. Структура и формы сознания. Творческая активность сознания.

контрольная работа [39,2 K], добавлен 27.08.2012

Сознание как одна из фундаментальных философских категорий. Аспекты содержания этого понятия. Проблема генезиса сознания, его структура и функции. Основные отличительные признаки сознания человека от психики животного. Социокультурная природа сознания.

реферат [22,6 K], добавлен 02.04.2012

«Дуализм свойств» Чалмерса. Философия сознания новейшего времени. Источники философских взглядов Чалмерса. «Трудная» проблема сознания. Соотношение сознания и тела. Теория «философского зомби». Основные критические воззрения. Понятие «другого сознания».

магистерская работа [98,0 K], добавлен 26.06.2013

Характеристика понятия сознание в философии. Проблема сознания как одна из самых трудных и загадочных. Отношение сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир. Индивидуальное и надиндивидуальное сознание.

реферат [55,1 K], добавлен 19.05.2009

Проблема сознания в истории философии. Взаимосвязь сознания и самосознания, связь с языком. Соизмерение общественного и индивидуального в философии психологии. Парадокс феномена иллюзорного сознания. Философский аспект сознательного и бессознательного.

реферат [29,8 K], добавлен 10.12.2011

Проблема сознания в истории философии. Сознание и отражение. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и язык. Способы духовного освоения природной и социальной действительности. Господство общественного сознания.

реферат [26,9 K], добавлен 02.05.2007

Актуальность проблемы сознания человека. Научное понятие сознания и его классификация. Определение и структура сознания. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. Истинно нравственная сфера сознания.

контрольная работа [16,2 K], добавлен 14.08.2007

Современная наука о природе сознания. Метафора сознания в античной философии. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. Сознание в классической европейской философии. Сознательное и бессознательное. Противоречивое единство языка и мышления.

реферат [71,6 K], добавлен 14.04.2008

Проблема происхождения и сущности сознания. Уровни и формы сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и язык. Проблема идеального. Самосознание. Сознание — функция сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга.

контрольная работа [19,6 K], добавлен 27.12.2006

Сущность философского исследования феномена сознания. Основные характеристики и структура сознания. Проблема генезиса сознания и основные подходы к ее философскому анализу. Интуиция как основной когнитивный механизм образно-ассоциативного типа мышления.

реферат [44,4 K], добавлен 05.07.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, используя достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. В аллегорическом образе узников в пещере Платон объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на 2 части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы, в отличие от восточной традиции.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания:

· объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума;

· субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли);

· гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы;

· вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма;

· социологизаторская концепция – сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги;

· диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.

Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

— Сознание – идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата – человеческого мозга, мыслящей материи.

— Сознание – идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.

— Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.

— Сознание — продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать.

— Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все шесть рассмотренных концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания.

В неклассической и постнеклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует о непреходящем значении и значимости человеческого мышления.

На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.

В рамках концепции антропосоциогенеза сформулированы несколько идей, в частности концепция отражения и концепция эволюционно-трудовой природы происхождения человека.

Согласно концепции отражения, сознание является свойством высокоорганизованной материи – головного мозга человека. Из известных современной науке материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной субстратной организацией. Около 11 млрд. нервных клеток образуют весьма сложное системное целое, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохимические, биоэлектрические и другие материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы венчает биологическую эволюцию, замыкая на себя всю информационно-энергетическую систему целостного организма, контролируя и регулируя его жизнедеятельность. Как результат исторической эволюции живого мозг выступает генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром. Но как и почему материя, состоящая из тех же атомов и элементарных частиц, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? Логично предположить, что в фундаменте самого знания материи существует способность, сходная с ощущением, но не тождественная ей, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отражения». Такое предположение было сделано Д.Дидро еще в XVIII веке.

Под отражением понимается процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия.

Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения.

Следует заметить, что усложнение свойств психического отражения непосредственно связано с развитием мозга, его объема и структуры. На этом уровне развития расширяются ресурсы памяти, способность мозга запечатлевать конкретные образы вещей и присущие им связи, воспроизводить эти образы в различных формах ассоциативного мышления. На основе ассоциативности мышления животные (высшие обезьяны, дельфины, собаки) демонстрируют прекрасные способности к опережающему отражению, когда они свои поступки и действия конструируют сначала в идеальной модели, предвосхищающей логику событий. Им присущи и более богатые содержательные каналы информационных связей, более сложные звуковые и двигательные средства сигнализации, выступающие первичными формами замещения самих объектов.

И тем не менее какими бы сложными ни были психические реакции животных на внешний мир, какими бы осмысленными ни казались их действия, сознанием, способностью мыслить животные не обладают. Сознание представляет более высокий уровень отражения, связанный с качественно новым уровнем организации материального мира — обществом, социальной формой бытия.

Таким образом, исходя из всего вышеуказанного можно констатировать, что сознание формируется в результате естественно-исторической эволюции материи и ее всеобщего, атрибутивного свойства – отражения. В процессе эволюционного развития материя, все больше усложняясь в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг. Вне мозга, способного вырабатывать информацию не только для приспособления к действительности, но и к ее преобразованию, сознание не возникает. Следовательно, в появлении развитого головного мозга, психической формы отражения и состоит основной результат эволюции дочеловеческих форм отражения.

Вопрос 2. Сознание, мышление, язык

Достоверно установленным и доступным исследованию видом сознания является сознание человека. Своими предпосылками и некоторыми функциями оно наиболее тесно связано с психикой высших животных, но существенно отличается от него следующими характерными чертами.

· Сознание человека творчески активно. Животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть.

· Сознание человека конструктивно. Психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.

· Сознание человека целесообразно. Животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели. По словам Гегеля, разум человеческий не только могуществен, но и хитер. Его хитрость состоит в том, что человек с помощью сконструированных им технических изобретений заставляет предметы природы взаимодействовать, превращая их в средства реализации своих целей. Преобразование человеком природы продиктовано потребностями людей, их целями.

· Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих самого. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта. Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении. Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки.

Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык, специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. Развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно относясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным интеллектом.

Читайте также:  Требования к зрению при работе с компьютером

Существуют разные виды речи:

Мыслительный процесс всегда осуществляется посредством того или иного вида речи, даже если эта речь не находит непосредственного, чувственно наблюдаемого выражения. Здесь работают сложные нейрофизиологические процессы взаимосогласованной деятельности мозга и речевого аппарата. Каждый нервный импульс, поступающий в речевой аппарат из мозга, воспроизводит в нем адекватное сигналу понятие или соответствующий ряд понятий. Именно понятия являются первичными элементами речи, а поскольку понятия формируются как результат некоторых обобщений, то и мышление, сознание всегда есть процесс обобщенного отражения действительности. То есть, мышление всегда понятийно и именно этим принципиально отличается от более ранних форм отражения, включая и сложные психологические формы. Именно язык как способ существования сознания, как «непосредственная действительность мысли» характеризует особое качество сознания как высшей формы отражения действительности, несводимой к досознательным ее формам.

Но информация, циркулирующая на уровне сознания, функционирует не только с помощью устной или письменной речи, т.е. естественного языка. Сознание осуществляет себя и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).

Знаки – это материальные предметы, процессы и действия, играющие роль «заместителя» реальных вещей и явлений. Они используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации. Знаковая система может быть названа человеческим языком, если она удовлетворяет следующим требованиям:

— она должна обладать семантикой и грамматикой, содержать значащие элементы и правила их осмысленного соединения;

— она должна постоянно развиваться, причем не только под воздействием совершенствующейся человеческой деятельности, но и в результате саморазвития, т.е. расширять сознание по определенным правилам на основе конечных семантических единиц создавать неограниченное количество информативных сообщений;

— сообщения, формируемые в том или ином языке, не должны зависеть от присутствия обозначаемых предметов.

Знаковые системы возникли и развиваются как особая материальная форма, в которой осуществляется мышление и фиксируются информационные процессы в социальной жизнедеятельности, например в науке, технике.

Понятия не только обозначают явления, но и выражают мысль об объективно существующих предметах, их связях и отношениях. Слово и носитель наших знаний о мире, и «посредник» между мыслью и предметом. Отсюда, конкретизируя особую роль языка в сознании и его относительную самостоятельность, можно выделить ряд основных функций языка.

· Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предметом. Только при наличии этой связи оно может служить средством координации действий в процессе познания и практики. Именно при помощи слов идеальные образы дифференцируются, формируются понятия. Появляется возможность отвлечения от конкретных вещей, их свойств и отношений посредством оперирования понятиями, словами. Слово, по сути, «замещает» предмет в сознании.

· Куммулятивная. Язык дает возможность «сокращенного», «уплотненного» идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации. В слове в сжатом виде отражается существенное в явлении. В этой своей обобщающей функции язык выступает как аккумулятор знаний и закрепляет (материализует) социальную память человечества.

· Коммуникативная.В этой функции язык выступает как средство общения людей. Информация может использоваться обществом только в форме языка (естественного или искусственного). Коммуникативная функция языка в истории общества дважды качественно изменилась, и в каждом случае это вело к более эффективному закреплению социального опыта, активизации деятельности и материальной и духовной культуре. Первым таким качественным скачком явилось изобретение письменности. Второй происходит на наших глазах на базе бурного развития вычислительной техники, информатики, кибернетики.

· Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное отношение к окружающим явлениям, которое иначе чем при помощи языка выразить невозможно.

· Интерактивная. Эта функция связана с тем, что при помощи языка человек всегда обращается к себе или к другому человеку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п., то есть речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию.

Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. Знаками второй сигнальной системы могут пользоваться и животные, но звуки и жесты, обозначающие различные явления и состояния и используемые животными для передачи информации своим сородичам, не образуют языка в собственном смысле этого слова. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им созданные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как определенные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бытия идеального.

Вопрос 3. Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания

Категория сознания употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является ядром психической деятельности человека и связывается с абстрактно-логическим мышлением. Поскольку анализ структуры сознания должен быть по возможности всесторонним, мы, чтобы избежать путаницы, понятие сознание будем употреблять в широком смысле слова как синоним высшей формы отражения мира, свойственный человеку.

Структурировать сознание можно по разным основаниям. Наиболее универсальными, на наш взгляд, являются,

во-первых, членение сознания по отношению к носителю, субъекту – общественное и индивидуальное;

во-вторых, по степени осознанности бытия, средствам и методам отражения действительности – уровни и формы;

в-третьих, по роли его основных компонентов в регулировании человеческой деятельности – сферы.

Анализ структурных элементов сознания по любому из оснований предполагает необходимость учитывать роль и значение структуры сознания по всем остальным. Так, рассматривая соотношение общественного и индивидуального сознания, нельзя забывать о роли бессознательного или волевого компонента как в сознании индивида, так и в массовом или групповом сознании. Или при анализе когнитивной или эмоциональной сферы сознания нельзя не учитывать роли таких форм сознания, как наука, идеология и религия. Все грани бытия сознания характеризуют его многокачественность и требуют специального рассмотрения.

Наиболее общим основанием структурирования сознания является выделение в нем общественного и индивидуального сознания, возникающих как отражение разных типов бытия. Как известно, сознание зарождается в глубинах психики конкретного человека. Здесь происходит оформление системы понятий, определенных форм мышления, свойственных сознанию как таковому. Но деятельность сознания порождает и феномены сознания – мир ощущений человека, его восприятий, эмоций, идей и т.д., которые в свою очередь формируются под воздействием многих факторов. К ним относятся природные данные, условия социальной среды, личная жизнь человека, обстановка трудовой деятельности, возраст и др. Кроме того, в процессе деятельности люди постоянно обмениваются мнениями, суждениями, опытом. В результате этого вырабатываются общие для определенных социальных групп взгляды, понимание, оценки явлений, а также общие интересы и цели. Они влияют и на сознание отдельных людей.

Таким образом, индивидуальное сознание существует только во взаимосвязи с сознанием общественным. При этом они образуют противоречивое единство. Действительно, источником формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступает практика. Да и способ выражения – язык – тоже один. Однако это единство предполагает существенные различия. Во-первых, индивидуальное сознание имеет «границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может «охватывать» жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. А общественное сознание в каком-то смысле надличностно. Оно может включать в себя то общее, что характерно для индивидуального сознания людей, определенную сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе развития общественного бытия. Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальным общностям, но оно не может быть суммой индивидуальных сознаний, между которыми имеются существенные различия. И в это же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов. Поэтому общественное и индивидуальное сознание взаимодействуют между собой, взаимно обогащают друг друга.

В современной литературе существуют три точки зрения на проблему сущности и природы общественного сознания: 1) общественное сознание функционирует только посредством индивидуальных сознаний; 2) существует независимо от сознания индивида и предшествует ему; 3) проявляется как в личной, так и в надличностной форме в виде культуры, отделенной от человека. В основе различий данных точек зрения лежат разные подходы к пониманию природы идеального.

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Субъекту, рассматриваемому на различных уровнях общности — человечество, государство, этнос, семья, индивид – соответствует свой тип сознания. Субъект-индивид, логически завершая иерархию структурной организации общества, всегда «укоренен» в тех или иных социальных общностях и несет в своем индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых интересов и требований, представленных в индивидуальной форме. Индивидуальное сознание в ряде отношений богаче общественного, в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное, не объективируемое во внеличностных формах культуры, неотчуждаемое от живой личности. В то же время содержание общественного сознания шире содержаний индивидуальных сознаний, но его нельзя истолковывать как абсолютно внеличностное. Сложившееся в виде элементов духовной культуры общества, оно предшествует каждому формирующемуся сознанию, выступает как условие его формирования и развития. Но только индивидуальное сознание является источником новообразований в общественном сознании, источником его развития.

При анализе сознания необходимо обратиться и к рассмотрению бессознательного, так как феномен бессознательного является объектом изучения рядом наук и участвует в функционировании психики человека в целом. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательное проявляется в различных формах – влечении, установке, ощущении, интуиции, сновидении, гипнотическом состоянии и др. Но не все, находящееся за пределами фокуса сознания, неосознаваемое следует относить к бессознательному. К уровню бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не может освободиться. Но инстинкты порождают у человека желания, эмоции, волевые импульсы, которые могут переходить на уровень осознания, и, кроме того, бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении воздействовать на их сознание. А с другой стороны, так называемые автоматизмы и интуиция могут сформироваться на уровне перцептивно-мыслительной деятельности, а затем, в результате многократного повторения, приобрести бессознательный характер, выйти из-под контроля сознания. В структуре бессознательного особое место занимает уровень подсознания, включающий психические явления, связанные с автоматизмами. С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от перенапряжения, автоматизируя человеческие действия и увеличивая творческие возможности человека.

Функции сознания:

1.Функция познания — верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить нужную информацию о них. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Особенность человеческого отражения — его осознанность.

2.Функция оценки получаемой информации – выполняется благодаря единству познания, осознания, самосознания. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.

3. Функция накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий.

4. Конструктивно-творческая функция – заключается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов.

5. Функция управления – на основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, а затем и действия человеческих коллективов. Так как деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуникативную функцию).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Таким образом, подводя итог нашей лекции можно сделать следующие выводы.

1. Проблема сознания – это сложная философская проблема, находящаяся в стадии своего решения.

2. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Задание студентам для самостоятельной работы

1. Самостоятельно рассмотреть вопрос о эволюционно-биологических, культурно-исторических, и социальных предпосылках развития психики.

Использованная для подготовки лекции литература

1. Гурьев Д.В. Загадки происхождения сознания. М.: Изд-во РУДН, 1997. — 225 с.

2. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. — Томск, Изд-во Томского ун — та, 1999.- 338 с.

3. Концептуализация и смысл. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. — 239 с.

4. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. Темы: 30-33, 39-44. М.: Конкур, 1998.- 464 с.

5. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. — М.: Школа » Языки русской культуры», 1999. — 216 с.

6. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М.: Наука, 1990. — 222 с.

7. Патнэм Х. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги. — 1999. — 240 с.

8. Познание в социальном контексте. — М.: ИНФАН, 1994. — 171 с.

9. Портнов А.Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. — Иваново: ИВГУ, 1994. — 367 с.

10. Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989. — 250 с.

Лекция разработана доцентом кафедры общегуманитарных дисциплин, к.ф.н.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 1361 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник