Меню Рубрики

Стихи о зрении глазах для детей

В классах “Охраны зрения” обучаются дети с различными заболеваниями органа зрения и различной степенью снижения остроты зрения. Но всем детям в одинаковой степени необходимо овладеть знаниями о том, как устроены глаза и как сохранить и улучшить имеющееся зрение. С этой целью во внеурочное время мы проводим с учащимися 3-4 классов занятия по следующим темам:

  1. Зрение – бесценный дар
  2. Как устроен глаз
  3. Как мы видим
  4. Почему опасно смотреть на яркий свет
  5. Инородное тело попало в глаз
  6. Зрение и компьютер
  7. Зрение и телевизор
  8. Правильное освещение при работе
  9. Питание и зрение
  10. Осанка и зрение
  11. Чтение лёжа – полезный ли это отдых?
  12. Травмы глаза
  13. Очки – наши помощники
  14. Береги свои глаза! [1, 2, 3 ,4, 6 ]

Занятия проходят примерно два раза в месяц. По каждой теме проходит беседа, а затем дети учат наизусть замечательные стихи новосибирского врача-офтальмолога Натальи Сергеевны Орловой, которые были опубликованы в книге “Ребятишкам про глаза”, выпущенной Клиникой детской офтальмологии “Эксимер KIDS” [5]. После того, как все беседы проведены и дети выучили стихи, проводится мероприятие для учащихся 1-2 классов “Охраны зрения”: дети читают стихи, при этом демонстрируется презентация с иллюстрациями художника Т. Домниной. Когда ребята, для которых читали стихи и показывали красочные картинки, дорастут до 3 класса, они тоже будут подробно изучать правила и рекомендации по охране и гигиене зрения, учить стихи и рассказывать их ученикам 1-2 классов, как пару лет назад это делали для них другие дети. Контингент классов “Охраны зрения” меняется – одни дети приходят в 1 класс и обучаются в течение 9 лет, кто-то уходит в общеобразовательные классы или даже другие школы после 2-3 лет обучения в классе “Охраны зрения” в связи со стабилизацией остроты зрения и другими улучшениями зрительных функций, кто-то поступает из других школ в 3-4 классы “Охраны зрения”. Поэтому получается, что ребята выступают с чтением стихов дважды – будучи в 3 и 4 классе, но это не всегда одни и те же дети, да и слушатели тоже разные – кто-то болел, кто-то поступит позже и т.д.

Девочки и мальчики,
Послушайте внимательно —
Надеемся, что наш рассказ
Многому научит вас –
Например, как видит глаз,
Как устроен, что внутри,
Слушай и на экран смотри.
Здесь о том ведётся речь,
Как глаза свои сберечь.
Чтобы были вы, ребята,
Зоркими как соколята.

Для чего нужны глаза
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Глаза у Вари – карие
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Алёнки
Зелёные глазёнки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом –
Править быстрым самолётом;
Все моря на белом свете
Переплыть желает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья –
Всем необходимо зренье!
Чтоб рука была крепка
За работой у станка,
Чтоб не дрогнула рука
У таёжного стрелка,
Чтоб отправился в полёт
Реактивный самолёт,
Чтобы смело корабли
По морям студёным шли –
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Ты узнаешь всё на свете:
Как летают на ракете,
Сколько всех на небе звёзд,
Как устроен длинный мост,
Кто живёт на дне морском,
Как построен школьный дом,
Как железо добывают,
Как микробов изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили,
О животных и о птицах,
И о пчёлах – мастерицах.
Но, чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.

Если хочешь ты в кино –
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения,
Значит каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен –
Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружён,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдём же дом скорей –
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло –
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.
В центре радужки – зрачок.
Чёрный маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри? –
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно как алмаз…
Ну, а как же видит глаз?

От какого-то предмета,
Упадёт на роговицу,
Миг – и дальше устремится,
И сквозь дырочку-зрачок
Проберётся в глаз-домок.
Дальше, следуя порядку,
Попадает на сетчатку.
Круглый дом с одним окном,
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Путь теперь окончен света?
Нет, от глаза нерв идёт,
В мозг сигнал передаёт,
После этого тотчас
Всё вокруг увидит глаз.
Очень хрупок круглый дом!
Тонки, нежны стенки в нём,
А прозрачное окно
Ставней не защищено.
Если тронешь роговицу –
Глаз сейчас же разболится,
Если ранится хрусталик –
Помутнеет чудный шарик,
Не проникнет в домик свет,
А без света зренья нет.
И чтоб видел глаз опять,
Хрусталик нужно поменять.

В небе солнышка затмение –
Поскорей за наблюдение!
И решили два подростка,
Бросив прочие дела,
Посмотреть на солнце просто
Без защитного стекла.
— Нам стекло, — сказали дружно,
Закопчённое не нужно,
Мы и так на небе ясном
Видим солнышко прекрасно,
А на солнце нам видна
Тень, что бросила луна…
Но ребята зря хвалились –
Их глаза потом слезились,
Сильно начали болеть.
Поздно поняли ребята,
Как на солнце без стекла-то
Закопчённого смотреть!

Две подружки рано встали,
Во дворе в песке играли:
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть,
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занёс в глаза песок.
Тёрли девочки глаза –
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле,
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал – “Конъюнктивит!”
И назначил для леченья
Капли в глаз без промедленья.
Осторожным надо быть,
Чтоб здоровье сохранить!

Мне соринка в глаз влетела,
Заболел, не смотрит глаз.
Я иду в больницу смело –
Там помогут мне сейчас.
Нежен глаз – и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,
Может сильно пострадать.
Медсестра сняла соринку
Быстрой, ласковой рукой,
Вижу каждую былинку,
Глаз здоров – иду домой.

Получила двойку Алла –
Оглушила рёвом класс!
Рукавом слезу стирала,
Разболелся к ночи глаз.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу!
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Есть компьютер у Романа,
Он с друзьями у экрана
Прямо с самого утра –
Любит игры детвора.
Войны, битвы до победы –
Так до самого обеда,
Не гуляют, не едят –
У компьютера сидят.
Чем заняться после школы?
Поспешить на стадион?
Нет, манит другой досуг,
Ждёт компьютер – лучший друг.
Виртуальная реальность
Заменила всё вокруг.
Где же пропадают дети?
Ну конечно в Интернете!
Коды, патчи, обновленья
Закачать без промедленья.
Вышла новая аркада –
Юных геймеров отрада.
“Квейк”, ”Диабло”,”Камелоты” –
Всё попробовать охота.
Бьются час, проходит два –
Разболелась голова.
Удивляться стали сами –
Пелена перед глазами,
Ноги ходят еле-еле –
Видно мышцы ослабели…
Где уж скейт или футбол,
Не забить простейший гол…
Сделай выводы сейчас:
Чтоб тебе не портить глаз,
Чтоб не высох, как сморчок,
И не стал, как старичок –
У компьютера играть
Нужно время соблюдать.

Ребятишки нынче рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей,
Выступления артистов,
Встречу тележурналистов,
Длинный фильм
Документальный
И хоккейный матч
Финальный…
Скоро ночь,
Друзья не спят –
Смотрят, смотрят всё подряд!
А после удивляются:
“Как это получается –
У самого экрана
Уселись мы удобно…
Всё видели подробно…
Но это ж очень странно –
Теперь в глазах мерцание,
Теперь в глазах рябит,
Всё кружится, качается
И голова болит. ”
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.

Наша Нина с увлеченьем
Вечерком сидит за чтеньем:
Очень любит сказку Нина
Про мальчишку Буратино.
В уголке она читала,
Было света очень мало;
Почитала часик-два –
Разболелась голова,
Всё плывёт перед глазами,
Налились они слезами,
Расплылись у книжки строчки,
Буквы стали словно точки,
Не прочтёшь и половину
Строк про девочку Мальвину.
Знают взрослые и дети,
Что читают лишь при свете,
В темноте нельзя читать –
Глазки будут уставать.

Всем известно, что Олежка
Любит сласти – сладкоежка;
И ему запрета нет
Сколько хочет ест конфет,
Схватит сахара кусок
Мёд, варенье ест, повидло,
И конца тому не видно…
Заболели вдруг глаза –
Резь и боль, течёт слеза,
Стали так бояться света,
Что терпенья прямо нету,
Да и видно стало хуже –
Бедный мальчик горько тужит:
“Все предметы как в дыму –
Ничего я не пойму”.
У Олега жалкий вид,
А диагноз – кератит.
Если нет в еде порядка,
Увлекаться если сладким,
Надо всем запомнить впредь –
Можно тяжко заболеть…

Наша Галя подросла,
В первый класс она пошла.
Маленькая Галочка
Начала учиться,
Девочка хорошая,
Не должна лениться –
Маленькая Галочка
От души старалась,
Над тетрадкой новою
Низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка –
Наклонялася бочком,
Помогала язычком.
Изгибалась, как вопрос,
Словно пишет даже нос!
Мама Гале говорит:
“Кто же, Галя, так сидит?
Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши.
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше. ”
Галя с мамой не согласна:
“Я же вижу всё прекрасно,
Если сесть иначе,
Не прочесть задачи”…
Как не слышит Галя маму
И сутулится упрямо,
Пробежал за годом год –
Галя в пятый класс идёт.
Тут родные увидали –
Близорукой стала Галя:
Наклоняясь над книжкой низко,
Видит только то, что близко.
Вдалеке же всё неясно,
Галя щурится напрасно
И, на первой парте сидя,
Даже доску плохо видит,
Что там пишут – не понять,
Слов никак не разобрать.
Плохо видит Галя вдаль,
И врачи сказали: ”Жаль,
В этом ты сама повинна,
Вот беды твоей причина:
Ты держала книгу близко,
Ты к письму склонялась низко,
Над тетрадкой за столом
Изгибалась ты крючком,
Вот и стала близорука…
Всем другим вперёд наука!”

В первом классе у Алёши
Было зрение хорошим.
Врач на осмотре показал
Занятную таблицу:
На ней Алёша увидал
Коня, автобус, птицу.
На нижний ряд
Он бросил взгляд
Предметы все назвал подряд.
Врач молвил в восхищении:
“Отличнейшее зрение!”
Хоть мальчуган был очень мал,
Он видел далеко –
Гуляя, вывески читал:
“Хлеб”, “Мебель”, “Молоко”.
На задней сидя парте,
Всё различал на карте.
Подрос Алёша, интерес
Вдруг появился к чтению –
Про Гарри Поттера роман
Читает с увлечением!
Но вот беда – Алёша
Читает только лёжа!
В кровати любит он читать
И на большом диване,
И даже, совестно сказать,
Читает, лёжа в ванне!
Он отправляется в поход
И пару книг с собой берёт.

Привал. И вот в палатке,
Задравши кверху пятки, Валяется мальчишка –
Читает лёжа книжку.
Алёша как-то раз идёт
С отцом гулять на пристань.
Плывёт к причалу теплоход –
Осталось метров триста.
Вот теплоход всё ближе…
“Урал!” – кричат вокруг.
“А я ещё не вижу”, —
Сказал Алёша вдруг.
Все буквы у названия
Слились на расстоянии…
Вновь у врача Алёша
Стоит перед таблицей,
Но зрением хорошим
Не может похвалиться…
Напрасно ты, Алёша,
Читал так много лёжа!

Мальчик Вовка быстро, ловко
Развязать хотел верёвку.
Чтобы узел развязать,
Начал шилом поддевать.
Шило с силой отскочило –
Глаз Володе повредило…
Только очень осторожно
Обращаться с шилом можно.
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи,
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым!

Как-то летом мальчик Петя
Воробьёв в саду пугал
И, забыв про всё на свете,
Из рогатки в них стрелял.
Раз! Другой! И третий раз!
Вдруг попал он брату в глаз –
Чуть не выбил глаз у брата!
Не стреляйте из рогаток!

Случай был такой когда-то:
На земле лежал патрон;
Камнем стукнули ребята,
И взорвался гулко он!
Мчится в больницу
Машина с Андреем –
Скорее лечится!
Скорее! Скорее!
А в больнице – тишина.
Койка мальчику длинна…
Плачет мальчик, очень бледный
В глаз попал осколок медный.
А назавтра, утром рано,
Доктор сёстрам так сказал:
“Привезите мальчугана
В операционный зал!”
В зале этом чисто, просто,
Тут лекарством пахнет остро,
Жутко здесь и интересно:
Лампа яркая чудесна,
И у всех на лицах маски –
Необычно, будто в сказке…
Говорит сквозь маску врач:
“Будь мужчиной и не плачь!
Небольшой осколок меди –
Он для глаза очень вреден;
Нужно нам его достать.
Начинаю! Не моргать…”
Много дней в окно палаты
Бились ветки тополей…
Очень медленно, ребята,
Поправляется Андрей.
Поправляется не сразу –
Глаз больной бинтом закрыт.
Лишь одним здоровым глазом
На окошко он глядит…
Вспоминает часто он
Злополучный тот патрон.
И, когда, порою, ночью
На глазу блеснёт слеза,
Шепчет мальчик:
“Буду очень
Я теперь беречь глаза. ”

С плохим, ребята, зрением
Жить без очков – мучение!
Ты по улице родной
Ходишь робко, как чужой.
Не поймёшь – плакат? Афиша?
Кто идёт – Илюша? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Плохо даже в мяч играть…
Врач очки назначил Майе
И при этом её сказал:
“Ты носи их не снимая,
Чтоб не портились глаза”.
Стала Майя говорить:
“Я не буду их носить –
Дети в школе будут часто
Называть меня очкастой.
И задразнят первачки –
Зачем очки? Сними очки!”
Но когда очки надела,
Жалко стало их снимать,
Сквозь очки на свете белом
Можно много увидать!

А по улице идёт –
Всех знакомых узнаёт.
А в лесу, на речке, в поле –
Настоящее раздолье:
Видишь лодку на реке,
Лес и горы вдалеке;
Видишь бабочку и птицу,
Воробьишку и синицу.
Видишь каждый лист и шишку,
Червяка и муравьишку,
И грибы искать легко,
Если видишь далеко.
На деревьях видно гнёзда,
Ночью в небе – спутник, звёзды,
Месяц видно, Млечный Путь, —
Значит, так в очках и будь!
В очках ходить не стыдно
И вовсе не обидно.
Хоть вы не старички,
Но коль плохое зрение,
Носите без стеснения
Хорошие очки!

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Вдруг у маленького Славы
Глазки начали косить,
К носу стал смещаться правый,
Что тут делать? Как тут быть?
Доктор Славу осмотрел
И очки носить велел: —
“Такое косоглазие
Чтоб вас не безобразило,
Вот наше заключение:
Очки – одно лечение”.
В оптику шагают смело,
Очки купила мама,
На Славу их надела,
И встали глазки прямо!

Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила
Нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока!”
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!

    Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г.Как сохранить зрение у детей. Донецк, “Сталкер”, 2000.
  1. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г.“Улучшаем зрение. – М., “Эксмо” 2003.
  2. Кудряшова Н.И. “Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. – М. , “НТ – Центр” 1995.
  3. Михайлова Л.“Школа зоркости” Москва “Крон-пресс” 1998.
  4. Орлова Н.С. Ребятишкам про глаза. – Рис. Т. Домниной. – СПб, клиника детской офтальмологии “ЭксимерKIDS”
  5. Фомичева Л.В. Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным зрением. СПб, КАРО, 2007.

источник

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ЗРЕНИИ, ГЛАЗАХ

Для чего нужны глаза
Как устроен глаз
Зрение и компьютер
Зрение и телевизор

Осторожно — травмы глаз!
Правильное освещение при работе
Питание и зрение
Осанка и зрение

На приёме у врача-окулиста
Береги свои глаза!


Про глаза – глазенки, про глаза – глазища

Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Все на свете разглядят,
Разглядят – разыщут:
В поднебесье – месяц,
Под скамейкой – мяч,
А в шкафу – конфету,
Как ее не прячь!


Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Могут фокус показать
Девчонке и мальчишке:
Вот мы их закрыли –
Сразу стала ночь.
Вот мы их открыли –
Ночь умчалась прочь!


Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Кто там прячется-живет,
Поглядим-поищем.
– Мама, знаешь, кто в твоих?
Это я, родная, в них!
– А в твоих, сыночек, я…
Вот какие мы друзья.

Умеют они и грустить, и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущий ромашке и мотылькам,
Белым корабликам-облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки,
Все замечают зоркие глазки.
Но чтобы увидеть волшебные сны,
Мы крепче скорее закрыть их должны!

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?

Глаза у Вари – карие
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Алёнки
Зелёные глазёнки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
– Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом –
Править быстрым самолетом .
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья –
Всем необходимо зренье!

Чтоб рука была крепка
За работой у станка,
Чтоб не дрогнула рука
У таёжного стрелка,
Чтоб отправился в полёт
Реактивный самолёт,
Чтобы смело корабли
По морям студёным шли –
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!


Ты узнаешь всё на свете:
Как летают на ракете,
Сколько всех на небе звёзд,
Как устроен длинный мост,
Кто живёт на дне морском,
Как построен школьный дом,
Как железо добывают,
Как микробов изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили,
О животных и о птицах,
И о пчёлах — мастерицах.
Но, чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.

Если хочешь ты в кино –
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения,
Значит каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою .

Обойдем же дом скорей
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий

Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло

В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз домок.
В центре радужки
зрачок .
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет
наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло
зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит
Маленький хрусталик ,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой
Тоненькой сетчаткой .
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.

Все детки уснули,
Тихонько сопят.
РЕСНИЦЫ, сомкнувшись,
В обнимочку спят.

Как ставни прикрытые
ВЕКИ у глаз.
ЗатвОрены вроде,
Но видят сейчас:

Во сне смотрят глазки
Волшебные сказки.
А БРОВКИ – конвой,
Хранят их покой.

Ребятишки снова рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей.
Выступление артистов,

встречу тележурналистов,
Длинный фильм документальный,
И хоккейный матч финальный…
Скоро ночь, друзья не спят –
Смотрят, смотрят все подряд!
А после удивляются:
«Как это получается –
У самого экрана
Уселись мы удобно…
Все видели прекрасно,
Все видели подробно…
Теперь в глазах мерцанье,
Теперь в глазах рябит,
Все кружится, качается,
И голова болит!»


Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок,
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу!


Компьютер

Есть компьютер у Романа,
Он с друзьями у экрана
Прямо с самого утра –
Любит игры детвора.


Войны, битвы до победы –
Так до самого обеда,
Не гуляют, не едят –
У компьютера сидят.


Чем заняться после школы?
Поспешить на стадион?
Нет, манит другой досуг,
Ждёт компьютер – лучший друг.


Виртуальная реальность
Заменила всё вокруг.
Где же пропадают дети?
Ну конечно в Интернете!


Коды, патчи, обновленья
Закачать без промедленья.
Вышла новая аркада –
Юных геймеров отрада.


“Квейк”, ”Диабло”,”Камелоты” –
Всё попробовать охота.
Бьются час, проходит два –
Разболелась голова.


Удивляться стали сами –
Пелена перед глазами,
Ноги ходят еле-еле –
Видно мышцы ослабели…


Где уж скейт или футбол,
Не забить простейший гол…
Сделай выводы сейчас:
Чтоб тебе не портить глаз,
Чтоб не высох, как сморчок,
И не стал, как старичок –
У компьютера играть
Нужно время соблюдать.
(Н. Орлова)

В первом классе у Алёши
Было зрение хорошим.
Врач на осмотре показал
Занятную таблицу:
На ней Алёша увидал
Коня, автобус, птицу.
На нижний ряд
Он бросил взгляд
Предметы все назвал подряд.
Врач молвил в восхищении:
“Отличнейшее зрение!”
Хоть мальчуган был очень мал,
Он видел далеко –
Гуляя, вывески читал:
“Хлеб”, “Мебель”, “Молоко”.
На задней сидя парте,
Всё различал на карте.


Подрос Алёша, интерес
Вдруг появился к чтению –
Про Гарри Поттера роман
Читает с увлечением!
Но вот беда – Алёша
Читает только лёжа!
В кровати любит он читать
И на большом диване,
И даже, совестно сказать,
Читает, лёжа в ванне!
Он отправляется в поход
И пару книг с собой берёт.
Привал. И вот в палатке,
Задравши кверху пятки,

Валяется мальчишка –
Читает лёжа книжку.


Алёша как-то раз идёт
С отцом гулять на пристань.
Плывёт к причалу теплоход –
Осталось метров триста.
Вот теплоход всё ближе…
“Урал!” – кричат вокруг.
“А я ещё не вижу”, –
Сказал Алёша вдруг.
Все буквы у названия
Слились на расстоянии…


Вновь у врача Алёша
Стоит перед таблицей,
Но зрением хорошим
Не может похвалиться…
Напрасно ты, Алёша,
Читал так много лёжа!


Про очки

С плохим, ребята, зрением
Жить без очков – мучение.
Врач очки назначил Майе
И при этом ей сказал:
Ты носи их, не снимая,
Чтоб не портились глаза.
Стала Майя говорить:
Я не буду их носить,
Но когда очки надела,
Стало жалко их снимать,
Сквозь очки на свете белом
Можно много увидать…


Она по улице идет –
Всех знакомых узнает.
Видишь бабочку и птицу,
Воробьишку и синицу,
Видишь каждый лист и шишку,
Червяка и муравьишку,
И грибы искать легко,
Если видишь далеко…


В очках ходить не стыдно!
Все надо для того,
Чтоб лучше было видно.
Хоть вы не старички,
Но коль плохое зрение,
Носите без стеснения
Хорошие очки.

Вдруг у маленького Славы
Глазки начали косить.
К носу стал смещаться правый,
Что тут делать? Как тут быть?

Доктор Славу осмотрел
И очки носить велел:
«Такое косоглазие
Чтоб вас не безобразило,
Вот наше заключение:
Очки – одно лечение».

Идем в аптеку смело,
Очки купила мама,
На Славу их надела
И стали глазки прямо!

источник

Ребятишки нынче рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей,
Выступления артистов,
Встречу тележурналистов,
Длинный фильм
Документальный
И хоккейный матч
Финальный…
Скоро ночь,
Друзья не спят –
Смотрят, смотрят всё подряд!
А после удивляются:
“Как это получается –
У самого экрана
Уселись мы удобно…
Всё видели подробно…
Но это ж очень странно –
Теперь в глазах мерцание,
Теперь в глазах рябит,
Всё кружится, качается
И голова болит. ”
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.

Получила двойку Алла –
Оглушила рёвом класс!
Рукавом слезу стирала,
Разболелся к ночи глаз.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу!
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Мне соринка в глаз влетела,
Заболел, не смотрит глаз.
Я иду в больницу смело –
Там помогут мне сейчас.
Нежен глаз – и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,
Может сильно пострадать.
Медсестра сняла соринку
Быстрой, ласковой рукой,
Вижу каждую былинку,
Глаз здоров – иду домой.

Две подружки рано встали,
Во дворе в песке играли:
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть,
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занёс в глаза песок.
Тёрли девочки глаза –
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле,
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал – “Конъюнктивит!”
И назначил для леченья
Капли в глаз без промедленья.
Осторожным надо быть,
Чтоб здоровье сохранить!

ПОЧЕМУ ОПАСНО СМОТРЕТЬ НА ЯРКИЙ СВЕТ?

В небе солнышка затмение –
Поскорей за наблюдение!
И решили два подростка,
Бросив прочие дела,
Посмотреть на солнце просто
Без защитного стекла.
— Нам стекло, — сказали дружно,
Закопчённое не нужно,
Мы и так на небе ясном
Видим солнышко прекрасно,
А на солнце нам видна
Тень, что бросила луна…
Но ребята зря хвалились –
Их глаза потом слезились,
Сильно начали болеть.
Поздно поняли ребята,
Как на солнце без стекла-то
Закопчённого смотреть!

Отразится лучик света
От какого-то предмета,
Упадёт на роговицу,
Миг – и дальше устремится,
И сквозь дырочку-зрачок
Проберётся в глаз-домок.
Дальше, следуя порядку,
Попадает на сетчатку.
Круглый дом с одним окном,
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Путь теперь окончен света?
Нет, от глаза нерв идёт,
В мозг сигнал передаёт,
После этого тотчас
Всё вокруг увидит глаз.
Очень хрупок круглый дом!
Тонки, нежны стенки в нём,
А прозрачное окно
Ставней не защищено.
Если тронешь роговицу –
Глаз сейчас же разболится,
Если ранится хрусталик –
Помутнеет чудный шарик,
Не проникнет в домик свет,
А без света зренья нет.
И чтоб видел глаз опять,
Хрусталик нужно поменять.

Как устроен глаз.
Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен-
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей-
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий-
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз — домок.
В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит

источник

По дорожке – прыг на ножке,
Хлоп в ладошки под гармошку!
Соберёмся все в кружочек,
Да попляшем, мой дружочек!

ДА – ДА – ДА! ДА – ДА – ДА!
БУДЕТ ВЕСЕЛО ВСЕГДА!

Петушок, три поросёнка,
Семь козлят – боятся волка!
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы научимся считать!

Я надела утром
Синий сарафанчик,
Приколола к шляпке
Нежный одуванчик.
Тут задира ветер
Расшалился вдруг,
Закружил ,как в танце.

Никому теперь не нужен бегемотик,
Он проплакал бегемотные глаза.
Прибегал и утешал его енотик.
Прилетала, утешала стрекоза.

Бегемотик всё равно не утешался.
Я – домашний, я – уютный, молодой.
Приручите, позовите. Я старался,
чтобы было очень весело со мной.

Стрекоза, присев на куст, рыдала громко.
Бегемотик от страданий изнемог.
А енотик полоскал в ручье пелёнку,
это был у бегемотика платок.

Рецензия на произведение: Бегемотик
(Валерий Белов)

Я был мальчишкой… Годы мчатся!
Но прошлым всё ещё живу:
Со счастьем детским повстречаться
Хоть раз хочу я наяву.

Услышать грохот космодрома
Мечтаю каждый день и ночь,
Но оторвать себя от дома
Никто не может мне помочь.

Ах! Детство, юность. Где вы, где вы.
Куда умчались вы, куда.
Где песен о любви напевы.
Я их не вспомню никогда.

А мне всё так же снится небо
И звёзды в сумрачной дали,
Где я ни разу так и не был,
Куда мечты меня влекли.

Хорошо быть котиком…
В ванну забежишь,
Упал на пол животиком —
И целый день лежишь.

Хорошо быть пёсиком…
Возле корма сесть,
Обнюхал миску носиком —
Но можно и не есть.

Хорошо быть. Леночкой —
Мама с папой млеют.
Стукнулась коленочкой —
И все тебя жалеют.

Очень трудно – мальчиком…
Дедуля Спок не врёт.
Ленку тронул пальчиком —
А та уже ревёт.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Дёрнул за косичку,
Взял мамину иглу,
Только чиркнул спичку —
И ты уже в углу.

Не приноровишься,
Сам уже не рад.
Только.

Плачут мягкие игрушки
Утро
В садик
..чай, ватрушка.
Вновь останутся одни
Как обычно в будни-дни.

Плачут куклы — куклы-дети.
Несчастливей нет на свете
Вдруг хозяйка не захочет
Больше игр в мамы-дочки

В будни-ночи, в будни-дни
Терпеливо ждут они
Чтоб в субботу снова радость
Дочка с ними не рассталась!

Разве куклам много надо?
Главное хозяйка рядом
Жизнь забава! Жизнь — игра!
Пляшет кукол детвора!

Пляшут мягкие игрушки
Выходные снова вместе
Их усадят на подушки
Им споют.

Сложила детская рука
У моря замок из песка.
Крутые башни и мосты,
Края ракушкой обвиты.
Не замок – крепость для атак.
Любуйтесь им и так, и сяк.

Но вот строитель молодой
Пошел обмыть лицо водой.
А как вернулся – сразу в плач.
Разрушил замок грубый мяч.

Увы, мой мальчик, коротка
Судьба у замков из песка.

Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.

Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар.

Детская слеза и светлый мир окутан в серый тон.
В печально-детском мире серьезной кажется обида
И незаметна лучезарно-тихая улыбка друга,
А слезы ручейком соленым катятся из глаз как будто в унисон.

Малыш не понимает, за что наказан он,
За что забрали у него игрушку, не дали поиграть.
Ведь он всего лишь пошалить решил.
Малыш хотел подразнить друга.

Но не из-за шалости наказан был малыш.
Не из-за скорченной гримасы он стоит в углу…
Поймет о позже, что нельзя обидеть друга,
Что надо.

источник

«Самоё себя глаз никогда не видит.»
И. Бродский. Доклад на симпозиуме

Плачет глаз в обиде исстари,
Что себя не видит изнутри,
Видит на десятки, сотни миль,
А ему, представьте, свет не мил.

Видит реки, горы, и моря,
И рыдает горько просто зря,
Так как — это счастье в наши дни
Зреть себя не часто, чёрт возьми!

Глаза — два зеркальца души
Слегка устали. Но не дремлют.
В них нет корысти, злобы, лжи.
Они мольбам, нередко, внемлют!

Они закроются для сна,
А утром — снова видят осень.
Глаза, поверьте, что весна
Вернет на небо свет и просинь!

Глаза все знают, всё поймут,
Поверят, с сердцем соглашаясь,
Глаза, конечно, не солгут
Глаза, заблещут, улыбаясь.

Не зря у каждого из нас
Есть пара драгоценных глаз.
Ведь ими видим я и ты
И лес, и небо, и цветы.

Зимнее озеро, вкруг камыши.
В нём, говорят, отраженье души.
В озере прорубь с водой голубой,
Или с зелёной, иль с тёмной такой.
Чёрная бездна есть в том озерце.
У каждого пара озёр на лице.
(глаза)

Глаза расскажут всё на свете,
Чудесный блеск их ясен, светел,
Хоть снегом их запорошИ,
Не спрячешь зеркало души.

Озера голубых очей —
В них страсть пылающих, печей
И нужно выбрать верный путь,
Чтоб в сини той не утонуть.

Глаза — подобье малахита,
Их блеск кипенно-колдовской,
Сочнее зелени самшита,
Бедой помАнят бесовскОй.

А черный и коварный глаз,
Порой сулит недобрый сглаз
Ох! Жгучий глаз и непокорный
Хорош, но блеск в нем приговорный.

Есть разноцветные глаза,
Огней лукавых изразА.
Здесь много толков и прелюдий,
Похоже, счастливы те люди.

В глазах заметишь ты смятенье,
Или дурное настроенье,
В них часто можно видеть нежность,
Глаза украсят нашу внешность.

Всего один к тебе вопрос…
Где раздают глаза такие?
В них поднебесный отблеск гроз,
И откровенья колдовские.
Стальная твердь блестящих страз,
Следы душевного мороза..
И в них же пламенный соблазн,
Я от него, как под гипнозом..
В них вспышки яростных страстей,
И обвиненье, и защита…
И в мимолетности идей
Самоуверенность гранита…
Пьянящий радостью простор,
Восторги жизни и усталость.
За них взошла бы на костер,
И веря в них, жива осталась…
А сердца стук теперь унять
Невыполнимая задача..
Ты не хотел меня пленять…
Но глаз таких никак не спрячешь..

О чем говорят глаза?
Их надо за текстом слышать…
Не будет вниманье лишним,
Когда в них стоит слеза…
Как можно прочесть любовь?
По взгляду? Себе не льстите…
Но каждый второй — учитель,
Сердца понимать без слов…
Сквозь толщи житейских вьюг
Порою не докричаться,
Но можно в глаза вчитаться —
Чтоб боль осознать разлук…

Стареют первыми глаза,
В них жизнь как будто замирает
И даже вешняя гроза
Своих огней не отражает, —
Стареют первыми глаза,
Ещё вчера они блестели,
В них голубели небеса
И звёзды радости горели, —
Стареют первыми глаза,
В них поселяются печали,
Всё чаще уж блестит слеза
И меркнут солнечные дали, —
Стареют первыми глаза.

Это — мой лучший подарок для вас!

Взгляд, как известно, может быть разный:
То он улыбчивый, то очень властный,
То он серьёзный, то — юморнОй,
То равнодушный или чужой.
Кто-то глазами стреляет умело,
Кто-то взирает стыдливо, несмело.
А у кого-то огонь, а не взгляд!
Очень о многом глаза говорят!
Взглядом — любовь излучают глаза,
Взглядом сердитым сверкает гроза!
Взгляд-понимание нужно дарить.
Взгляд лучезарный разве забыть?!
Разные люди, разные взгляды,
Только вот взглядом толкаться не надо!
Пусть добродушие светит из глаз,
Это — мой лучший подарок для вас!

Мои глаза, их жаль порой,
Они восприняли серьезно,
Все, что считается игрой,
А общество немножко костно!

Но жить без розовых очков,
Мне скучно и безъинтересно.
И вновь пол порции щелчков
Поставили меня на место!

Грустить и плакать не спешу,
Мне это слабо помогает!
Лишь только вера и любовь
Меня всегда оберегают!

Боюсь утонуть я в глазах цвета моря,
В небесной лазури я скрыться боюсь.
Я вдруг упаду в мир отсутствия горя!
Никто не заметит пропажи. и пусть.

Исчезну я сразу, без криков «Спасите».
Быть может, того не замечу сама.
И вряд ли меня вы спасти поспешите,
Ведь я не хочу возвращаться со дна.

И волны накроют меня с головою,
Холодные брызги и пена вокруг!
Со слабостью странной глаза я закрою,
Никто мне не кинет спасательный круг.

В прозрачной воде разглядеть я пытаюсь
То дно голубое, которого нет.
Уверенно, смело на дно опускаюсь,
И знаю, что я разгадаю секрет.

Мне песню споют беззаботные чайки,
Мгновенно исчезнут и боль и печаль.
Глаза цвета моря моргнули случайно,
И всё унеслось в безответную даль.

Глаза умеют говорить,
В них прочитать всю жизнь возможно!
Умеют с нежностью любить,
Кричать, порой неосторожно!

Глаза, как зеркало души,
Они все чувства отражают!
В них тонет тот, кто понимает,
И сам с ответом не спешит.

Лукаво прячем порой взгляд,
Глаза чтоб правду не сказали:
Как любим мы и как скучали,
А произносим «слово Яд»

Вглядись, как в омут. Видишь дно?
Там спряталась душа. Распята
Боится, ведь была измята,
А взгляд лучистый, все равно.

СТО лет — совсем немного — ВЕК!
Меняется прогресс и мода.
И, лишь, ЛЮБИМЫЕ ГЛАЗА
Не в силах изменить Природа.

Не изменить улыбку губ!
Не изменить сердцебиенье!
Как отпечатки пальцев рук
Хранят тепло Твоей Вселенной!

Весна, раскрыв свои объятья,
Нам даст немного теплоты.
И сбудутся Твои желанья.
В реальность превратив мечты.

Голубые, карие, зелёные,
Серые встречаются глаза,
Вижу, что одни в весь мир влюблённые,
Затаилася в других гроза.

И повсюду смотрят, наблюдают,
Искромётной радостью блестят,
Завистью, злорадством полыхают,
Опустив ресницы, прячут взгляд.

Есть глаза наполненные нежностью,
Любопытных очень много глаз
И встречала чёрные, и с ненавистью
На меня смотревшие не раз.

Но какого б цвета они не были,
По своему конечно хороши
Все глаза; зелёные и серые.
Это наше зеркало души.

Как устроен человек? — 17 Наше зрение

ГЛАЗА — волшебный дар природы:
Мы видим прелести погоды,
Как-будто чистые окошки
Пред нами кто-то распахнул.

Всю красоту оттенков разных,
От голубых до ярко-красных,
Мы видим чётко, зримо, ясно,
Ведь мир наш в красках утонул!
—-
Каким же образом мы видим?
Как всё устроено? Увидим.

У человека на лице
Два ГЛАЗА есть прекрасных.
Наш ГЛАЗ, по форме, это шар —
Тебе, надеюсь, ясно!

Наш глаз по форме просто шар?
Не удивляйся сразу.
Ведь на лице видна всего —
ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ГЛАЗА!

На медицинском языке —
Он ЯБЛОКОМ ГЛАЗНЫМ зовётся.
Но ГЛАЗ, тот ОРГАН, что тебе,
Как фрукт, отведать не придётся.

ГЛАЗА находятся в КОРОБКЕ ЧЕРЕПНОЙ,
В двух углублениях для них, само собой.
Запомни, чтобы были не забыты,
Названия — ГЛАЗНИЦЫ, иль ОРБИТЫ.

ГЛАЗ спереди покрыт тончайшей оболочкой,
С простым названьем — РОГОВИЦА — точка.
Здесь РОГОВИЦА покрывает сразу
И Радужку — цветную часть ГЛАЗА.

А в центре РАДУЖКИ,
Есть чёрненький кружок,
С названьем очень радостным
— ЗРАЧОК.

Через ЗРАЧОК, внутрь ГЛАЗА входит свет,
Свет яркий — и ЗРАЧКА как-будто нет!
Свет тусклый — наш ЗРАЧОК, уже широк,
От освещения зависит всё, дружок!

Есть в центре глаза, после РАДУЖКИ, ЗРАЧКА,
ХРУСТАЛИК — что, как линза, нам нужна.
Проходит свет сквозь РАДУЖКУ, ЗРАЧОК,
Через ХРУСТАЛИК, помнишь ты, дружок.
Сквозь жидкость, что внутри ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА
И в самой дальней части небывалое
Творится чудо — встретилась — СЕТЧАТКА.
Лишь ей благодаря, ты видишь гладко.

СЕТЧАТКА — словно карта телефона,
Ведь без неё не позвонить знакомым!
СЕТЧАТКА — это как-бы фотоплёнка,
Увидев свет, кадр отпечатан тонко.
СЕТЧАТКА СВЕТОИМПУЛЬС ПРИНИМАЕТ
И ЗРИТЕЛЬНОМУ НЕРВУ ПОСЫЛАЕТ!
НЕРВ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ПОСЛАЛ СИГНАЛЫ МОЗГУ,
А МОЗГ рождает. ЗРИТЕЛЬНЫЙ, брат, ОБРАЗ.

Вот это да. Как сложно всё устроено!
ГЛАЗА ХРАНИМ! Чтоб нас не беспокоило,
Что зрение становится всё хуже,
И, может быть, нам ОКУЛИСТ- врач нужен.

Русская пословица гласит:» Беречь, как зеницу ока».
Хочу вас очень попросить — не делать того, что для глаз очень плохо!

Глаза умеют говорить
И только правду, как ни странно.
Какие чувства не таи —
Они расскажут, не обманут.
Куда бы ты ни бросил взгляд
(Не мудрена наука тут)
Все чувства,что в тебе кипят,
Глаза покажут — не соврут.
Слова звучат порой не те,
Я замечала сотню раз,
Как важно в этой суете
Суметь услышать голос глаз.
И если хочешь спрятать взгляд,
Сперва подумай,не спеши.
Быть может правду говорят,
Что это — зеркало души.

Нам глаза о многом расскажут,
Интересно читать их взгляд.
И порой мимолетно даже
Понимаешь-о чем говорят.

Взгляд бывает задумчивый, долгий.
Он такой от проблем и забот.
Может быть вызывающий, гордый.
Этот вас никогда не поймет.

Вот глаза с глубиной и покоем,
Рядом с ними тепло и легко.
Взгляд внимания нашего стоит
И ведет за собой далеко.

Этот взгляд, словно омут темный.
Будь подальше от этих глаз!
Ведь тяжелого взгляда волны
Постоянно тревожат вас.

Встретишь взгляды с улыбкой ясной-
Словно солнце явилось к нам.
Настроение твое прекрасно.
Сразу веришь таким глазам.

Есть во взгляде души волнение,
Искры счастья не гаснут в нем.
Всем понятно и без сомнения,
Что такой человек влюблен.

Таких, как я, на свете много,
но повезло лишь мне одной —
я в глаз попала ненароком,
помехой стала жгучей, злой.
И тут меня узнали сразу,
я стала знаменитой вмиг.
Хозяин слёзы лил из глаза,
ревел от боли, словно, бык.
Себя бревном я ощутила,
скалою, глянь — величина!
Меня слезинка подхватила
И смыла, в общем,… в никуда…

Я видел разными твои глаза:
Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день,
Когда они темны, как ночи тень,
Когда они, как горные озера,
Из-под бровей глядят прозрачным взором.
Я видел их, когда им что-то снится,
Когда их прячут длинные ресницы,
Смеющимися видел их, бывало,
Печальными, глядящими устало —
Склонившимися над моей строкой.
Они забрали ясность и покой
Моих невозмутимых раньше глаз, —
А я, чудак, пою их в сотый раз.

Как вы думайте, ребята,
Для чего нужны глаза?
Нам девчонки хором скажут:
«Чтоб из них текла слеза!
Чтоб подмигивать мальчишкам,
Вздернуть бровь от удивленья,
Чтоб разглядывать подарки,
И цветы в свой День рожденья.»
А мальчишки знают точно,
Что мужской суровый взгляд,
Может навести порядок,
Там, где слишком уж шалят.
Но открою вам секрет,
Что глаза нужны для зренья.
Сохранит оно от бед,
И подарит радость чтенья.
Сможете порисовать,
В беге проявить уменье,
И в игрушки поиграть,
Лишь когда в порядке зренье.
Берегите свои глазки,
Их в обиду не давайте!
Защищайте от болезней
И от травм оберегайте.
И тогда как в доброй сказке
За заботу и терпенье,
Вам спасибо скажут глазки,
И хорошим будет зренье!

Какая непосредственность, наивность,
Неведомы неверие и страх.
Любовь и чистота в них отразились —
В лучистых детских капельках — глазах.
Малышка всем безмерно доверяет.
В глазёнках любопытство и восторг.
В них даже ни на миг не замирает
Живой, лукавый, добрый огонёк.
Они не предадут и не обманут.
Их хочется любить и целовать.
И пусть я заболею иль устану —
Мне их не обмануть и не предать…

Глаза ребенка. это зеркало.

Глаза ребенка — это зеркало.
Почаще в них себя ищи.
В них отраженье станет меркою
Твоей родительской души.

Глаза детей, они такие разные:
В них зелень трав и неба бирюза.
И карие, и серые — прекрасные,
Восторженные детские глаза.
Пусть в них сияет солнышко лучистое,
Пусть никогда не замутит слеза
Смышленые, и добрые, и чистые,
Доверчивые детские глаза.

Глаза — окно моей души.
В них видно всё: любовь и муку,
И грёзы чистые в тиши,
Свиданья, ссоры, боль, разлуку…

В них — вся вселенная, весь мир,
Вся жизнь от края и до края,
Азарт и зрелость, юный пыл,
В них — долгий путь от Ада к Раю!

«Что может быть чудесней глаз!» —
Твердили люди сотни раз.
Здесь возразить ничем нельзя:
Весь мир несут в себе глаза.
Откроешь их — и сразу свет.
И жизнь говорит: «Привет!»
Все начинается тотчас,
Творенье дел и их показ.
Они способны видеть даль,
Читать роман иль пастораль,
Узнать, какой у неба цвет,
Понять, хорош или плох портрет.
Умеют многое сказать,
У света взять и нам отдать.
Они спасают нас от бед,
Почти на все дают ответ.
Глаза, как зеркало души. —
Ее гиганты-малыши.
Мы можем через них узнать,
Чего язык не мог сказать.
Но все до той поры, пока
Способность видеть высока,
Пока доступен белый свет,
И ты увиденным согрет.
Но коль несчастье вдруг придет
И зрению закроет счет,
Тогда ты истинно поймешь,
Что мир вокруг был так хорош…
Лишь тот оценить свет вполне,
Кто — зрячим был — живет во тьме.
И тут волшебною рукой,
Хирург, и ни один другой,
Свет солнца возвращает вновь,
«И жизнь, и слезы, и любовь».
И как же счастье велико,
Когда опять в твое окно,
Как будто только для тебя
Встает прекрасная заря.

Читайте также:  С точки зрения кибернетического подхода информация это

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Девочки и мальчики,
Послушайте внимательно —
Надеемся, что наш рассказ
Многому научит вас –
Например, как видит глаз,
Как устроен, что внутри,
Слушай и на экран смотри.
Здесь о том ведётся речь,
Как глаза свои сберечь.
Чтобы были вы, ребята,
Зоркими как соколята.

Для чего нужны глаза
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Глаза у Вари – карие
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Алёнки
Зелёные глазёнки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом –
Править быстрым самолётом;
Все моря на белом свете
Переплыть желает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья –
Всем необходимо зренье!
Чтоб рука была крепка
За работой у станка,
Чтоб не дрогнула рука
У таёжного стрелка,
Чтоб отправился в полёт
Реактивный самолёт,
Чтобы смело корабли
По морям студёным шли –
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Ты узнаешь всё на свете:
Как летают на ракете,
Сколько всех на небе звёзд,
Как устроен длинный мост,
Кто живёт на дне морском,
Как построен школьный дом,
Как железо добывают,
Как микробов изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили,
О животных и о птицах,
И о пчёлах – мастерицах.
Но, чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.

Если хочешь ты в кино –
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения,
Значит каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен –
Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружён,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдём же дом скорей –
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло –
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.
В центре радужки – зрачок.
Чёрный маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой –
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри? –
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно как алмаз…
Ну, а как же видит глаз?

От какого-то предмета,
Упадёт на роговицу,
Миг – и дальше устремится,
И сквозь дырочку-зрачок
Проберётся в глаз-домок.
Дальше, следуя порядку,
Попадает на сетчатку.
Круглый дом с одним окном,
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Путь теперь окончен света?
Нет, от глаза нерв идёт,
В мозг сигнал передаёт,
После этого тотчас
Всё вокруг увидит глаз.
Очень хрупок круглый дом!
Тонки, нежны стенки в нём,
А прозрачное окно
Ставней не защищено.
Если тронешь роговицу –
Глаз сейчас же разболится,
Если ранится хрусталик –
Помутнеет чудный шарик,
Не проникнет в домик свет,
А без света зренья нет.
И чтоб видел глаз опять,
Хрусталик нужно поменять.

В небе солнышка затмение –
Поскорей за наблюдение!
И решили два подростка,
Бросив прочие дела,
Посмотреть на солнце просто
Без защитного стекла.
— Нам стекло, — сказали дружно,
Закопчённое не нужно,
Мы и так на небе ясном
Видим солнышко прекрасно,
А на солнце нам видна
Тень, что бросила луна…
Но ребята зря хвалились –
Их глаза потом слезились,
Сильно начали болеть.
Поздно поняли ребята,
Как на солнце без стекла-то
Закопчённого смотреть!

Две подружки рано встали,
Во дворе в песке играли:
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть,
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занёс в глаза песок.
Тёрли девочки глаза –
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле,
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал – “Конъюнктивит!”
И назначил для леченья
Капли в глаз без промедленья.
Осторожным надо быть,
Чтоб здоровье сохранить!

Мне соринка в глаз влетела,
Заболел, не смотрит глаз.
Я иду в больницу смело –
Там помогут мне сейчас.
Нежен глаз – и от соринки,
От песчинки и пылинки,
Если сразу не убрать,
Может сильно пострадать.
Медсестра сняла соринку
Быстрой, ласковой рукой,
Вижу каждую былинку,
Глаз здоров – иду домой.

Получила двойку Алла –
Оглушила рёвом класс!
Рукавом слезу стирала,
Разболелся к ночи глаз.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу!
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Есть компьютер у Романа,
Он с друзьями у экрана
Прямо с самого утра –
Любит игры детвора.
Войны, битвы до победы –
Так до самого обеда,
Не гуляют, не едят –
У компьютера сидят.
Чем заняться после школы?
Поспешить на стадион?
Нет, манит другой досуг,
Ждёт компьютер – лучший друг.
Виртуальная реальность
Заменила всё вокруг.
Где же пропадают дети?
Ну конечно в Интернете!
Коды, патчи, обновленья
Закачать без промедленья.
Вышла новая аркада –
Юных геймеров отрада.
“Квейк”, ”Диабло”,”Камелоты” –
Всё попробовать охота.
Бьются час, проходит два –
Разболелась голова.
Удивляться стали сами –
Пелена перед глазами,
Ноги ходят еле-еле –
Видно мышцы ослабели…
Где уж скейт или футбол,
Не забить простейший гол…
Сделай выводы сейчас:
Чтоб тебе не портить глаз,
Чтоб не высох, как сморчок,
И не стал, как старичок –
У компьютера играть
Нужно время соблюдать.

Ребятишки нынче рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей,
Выступления артистов,
Встречу тележурналистов,
Длинный фильм
Документальный
И хоккейный матч
Финальный…
Скоро ночь,
Друзья не спят –
Смотрят, смотрят всё подряд!
А после удивляются:
“Как это получается –
У самого экрана
Уселись мы удобно…
Всё видели подробно…
Но это ж очень странно –
Теперь в глазах мерцание,
Теперь в глазах рябит,
Всё кружится, качается
И голова болит. ”
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.

Наша Нина с увлеченьем
Вечерком сидит за чтеньем:
Очень любит сказку Нина
Про мальчишку Буратино.
В уголке она читала,
Было света очень мало;
Почитала часик-два –
Разболелась голова,
Всё плывёт перед глазами,
Налились они слезами,
Расплылись у книжки строчки,
Буквы стали словно точки,
Не прочтёшь и половину
Строк про девочку Мальвину.
Знают взрослые и дети,
Что читают лишь при свете,
В темноте нельзя читать –
Глазки будут уставать.

Всем известно, что Олежка
Любит сласти – сладкоежка;
И ему запрета нет
Сколько хочет ест конфет,
Схватит сахара кусок
Мёд, варенье ест, повидло,
И конца тому не видно…
Заболели вдруг глаза –
Резь и боль, течёт слеза,
Стали так бояться света,
Что терпенья прямо нету,
Да и видно стало хуже –
Бедный мальчик горько тужит:
“Все предметы как в дыму –
Ничего я не пойму”.
У Олега жалкий вид,
А диагноз – кератит.
Если нет в еде порядка,
Увлекаться если сладким,
Надо всем запомнить впредь –
Можно тяжко заболеть…

Наша Галя подросла,
В первый класс она пошла.
Маленькая Галочка
Начала учиться,
Девочка хорошая,
Не должна лениться –
Маленькая Галочка
От души старалась,
Над тетрадкой новою
Низко наклонялась.
Выводила палочки
Маленькая Галочка –
Наклонялася бочком,
Помогала язычком.
Изгибалась, как вопрос,
Словно пишет даже нос!
Мама Гале говорит:
“Кто же, Галя, так сидит?
Прямо сядь, ровней дыши,
Носом книгу не паши.
Не сгибайся, слышишь?
Голову повыше. ”
Галя с мамой не согласна:
“Я же вижу всё прекрасно,
Если сесть иначе,
Не прочесть задачи”…
Как не слышит Галя маму
И сутулится упрямо,
Пробежал за годом год –
Галя в пятый класс идёт.
Тут родные увидали –
Близорукой стала Галя:
Наклоняясь над книжкой низко,
Видит только то, что близко.
Вдалеке же всё неясно,
Галя щурится напрасно
И, на первой парте сидя,
Даже доску плохо видит,
Что там пишут – не понять,
Слов никак не разобрать.
Плохо видит Галя вдаль,
И врачи сказали: ”Жаль,
В этом ты сама повинна,
Вот беды твоей причина:
Ты держала книгу близко,
Ты к письму склонялась низко,
Над тетрадкой за столом
Изгибалась ты крючком,
Вот и стала близорука…
Всем другим вперёд наука!”

В первом классе у Алёши
Было зрение хорошим.
Врач на осмотре показал
Занятную таблицу:
На ней Алёша увидал
Коня, автобус, птицу.
На нижний ряд
Он бросил взгляд
Предметы все назвал подряд.
Врач молвил в восхищении:
“Отличнейшее зрение!”
Хоть мальчуган был очень мал,
Он видел далеко –
Гуляя, вывески читал:
“Хлеб”, “Мебель”, “Молоко”.
На задней сидя парте,
Всё различал на карте.
Подрос Алёша, интерес
Вдруг появился к чтению –
Про Гарри Поттера роман
Читает с увлечением!
Но вот беда – Алёша
Читает только лёжа!
В кровати любит он читать
И на большом диване,
И даже, совестно сказать,
Читает, лёжа в ванне!
Он отправляется в поход
И пару книг с собой берёт.

Привал. И вот в палатке,
Задравши кверху пятки, Валяется мальчишка –
Читает лёжа книжку.
Алёша как-то раз идёт
С отцом гулять на пристань.
Плывёт к причалу теплоход –
Осталось метров триста.
Вот теплоход всё ближе…
“Урал!” – кричат вокруг.
“А я ещё не вижу”, —
Сказал Алёша вдруг.
Все буквы у названия
Слились на расстоянии…
Вновь у врача Алёша
Стоит перед таблицей,
Но зрением хорошим
Не может похвалиться…
Напрасно ты, Алёша,
Читал так много лёжа!

Мальчик Вовка быстро, ловко
Развязать хотел верёвку.
Чтобы узел развязать,
Начал шилом поддевать.
Шило с силой отскочило –
Глаз Володе повредило…
Только очень осторожно
Обращаться с шилом можно.
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи,
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым!

Как-то летом мальчик Петя
Воробьёв в саду пугал
И, забыв про всё на свете,
Из рогатки в них стрелял.
Раз! Другой! И третий раз!
Вдруг попал он брату в глаз –
Чуть не выбил глаз у брата!
Не стреляйте из рогаток!

Случай был такой когда-то:
На земле лежал патрон;
Камнем стукнули ребята,
И взорвался гулко он!
Мчится в больницу
Машина с Андреем –
Скорее лечится!
Скорее! Скорее!
А в больнице – тишина.
Койка мальчику длинна…
Плачет мальчик, очень бледный
В глаз попал осколок медный.
А назавтра, утром рано,
Доктор сёстрам так сказал:
“Привезите мальчугана
В операционный зал!”
В зале этом чисто, просто,
Тут лекарством пахнет остро,
Жутко здесь и интересно:
Лампа яркая чудесна,
И у всех на лицах маски –
Необычно, будто в сказке…
Говорит сквозь маску врач:
“Будь мужчиной и не плачь!
Небольшой осколок меди –
Он для глаза очень вреден;
Нужно нам его достать.
Начинаю! Не моргать…”
Много дней в окно палаты
Бились ветки тополей…
Очень медленно, ребята,
Поправляется Андрей.
Поправляется не сразу –
Глаз больной бинтом закрыт.
Лишь одним здоровым глазом
На окошко он глядит…
Вспоминает часто он
Злополучный тот патрон.
И, когда, порою, ночью
На глазу блеснёт слеза,
Шепчет мальчик:
“Буду очень
Я теперь беречь глаза. ”

С плохим, ребята, зрением
Жить без очков – мучение!
Ты по улице родной
Ходишь робко, как чужой.
Не поймёшь – плакат? Афиша?
Кто идёт – Илюша? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Плохо даже в мяч играть…
Врач очки назначил Майе
И при этом её сказал:
“Ты носи их не снимая,
Чтоб не портились глаза”.
Стала Майя говорить:
“Я не буду их носить –
Дети в школе будут часто
Называть меня очкастой.
И задразнят первачки –
Зачем очки? Сними очки!”
Но когда очки надела,
Жалко стало их снимать,
Сквозь очки на свете белом
Можно много увидать!

А по улице идёт –
Всех знакомых узнаёт.
А в лесу, на речке, в поле –
Настоящее раздолье:
Видишь лодку на реке,
Лес и горы вдалеке;
Видишь бабочку и птицу,
Воробьишку и синицу.
Видишь каждый лист и шишку,
Червяка и муравьишку,
И грибы искать легко,
Если видишь далеко.
На деревьях видно гнёзда,
Ночью в небе – спутник, звёзды,
Месяц видно, Млечный Путь, —
Значит, так в очках и будь!
В очках ходить не стыдно
И вовсе не обидно.
Хоть вы не старички,
Но коль плохое зрение,
Носите без стеснения
Хорошие очки!

Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила
Нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока!”
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!

Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г.Как сохранить зрение у детей. Донецк, “Сталкер”, 2000.

Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г.“Улучшаем зрение. – М., “Эксмо” 2003.

Кудряшова Н.И. “Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. – М. , “НТ – Центр” 1995.

Михайлова Л.“Школа зоркости” Москва “Крон-пресс” 1998.

Орлова Н.С. Ребятишкам про глаза. – Рис. Т. Домниной. – СПб, клиника детской офтальмологии “ЭксимерKIDS”

Фомичева Л.В. Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения

источник