Меню Рубрики

Сын то мой а ум него свой с точки зрения психологии

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ

ТЕМА: «Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

д. псх.н. доцент Логинова И.О. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

Тема: «Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.

3. Значение изучения темы:

· Учебное – формирование представлений о периодизации психического развития, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное — знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное — формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

4. Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о периодизациях психического развития, знать типологизацию периодизаций, уметь выделять детское развитие, развитие взрослого человека, развитие человека на протяжении всей жизни (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Ш.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон).

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Дайте письменные определения понятиям: возраст, хронологический возраст, условный возраст, основные структурные компоненты возраста.

Основные понятия и положения темы

Основные понятия: возраст, хронологический возраст, условный возраст, основные структурные компоненты возраста, периодизация психического развития, кризисы возрастного развития, сензитивные периоды.

Возраст(англ, аде) — объективная, культурно-исторически измен­чивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе.

Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический)возраст датируется в единицах измерения времени (года, месяцы, дни и т.д.). В науке (психологии) используется условныйвозраст, определяемый мето­дом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рожлия (пренатальный), младенческий (от рождения до I г.), раннее дететио (1-3 года), дошкольный (3-6/7л.>, младший школьный (6/7-11/12 л.), отрочество, или подростко­вый (11/12-15/17 л.), юношеский (15/17-19/21 г.), молодость. (19/21-25/30 л.), зрелость (25/30-55/60 л.>, старость. (55/60 л. и выше).

В качестве основных структурных компонентов возраста Л.С. Выготский выделил: социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, новообразования психического развития.

Периодизация психического развития позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержа­тельное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Д С. Выготский), психологические новооб­разования и т.п. Стабильные (литические) возраста чередуются с кризи­сами возрастного развития, переходными периодами от одного возрас­тного этапа к другому.

Кризисы возрастного развития условное на­именование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными периодами. Рассматриваются в концепци­ях, признающих стадиальность развития. Так, Э. Эриксои рассматри­вал возрастной кризис, как разрешение основной задачи возраста; 3. Фрейд как смену основных стадий психосексуального развития.

В отечественной психологии термин кризис возрастного разви­тия введен Л.С.Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, кризис обусловлен возникновением основ­ных психологических новообразований предшествующего ста­бильного периода, которые приводят к разрушению одной социаль­ной ситуации развития и возникновению другой, адекватной но­вому психологическому облику ребенка. Механизм смены социаль­ных ситуаций развития составляет психологическое содержание воз­растного кризиса.

Поведенческие критерии кризиса возрастного развития (трудновоспитуемость, конфликтность, упрямство, негативизм и др.) Выгот­ский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон развития.

Д.Б. Элъконин полагал, что эмансипация от взрослого, состав­ляющая основу любого кризиса возрастного развития, является ос­новой качественно нового типа связи со взрослым, и потому кризисы возрастного развития необходимы и закономерны (включая и характерные негативные черты поведения). Исследования последних лет подтверждают, что выраженное негативное поведение в отношении к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечи­вает полноту готовности к действованию а новой социальной ситуа­ции развития.

Существует, однако, и другая точка зрения на негативизм, отри­цающая его неизбежный, необходимый характер и рассматривающая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. Так, Л. II. Леонтьев считал конфликтность поведения при кризисе возрастного развития свидетельством неблагоприятного течения кризиса.

Хронологически кризисы возрастного развития определяются границами стабильных возрастов: кризис новорожденнсти (до 1 месяца; с точки зрения Выготского, до возникновения «комплекса оживления»), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый (1112лет) и юношеский кризис. Отдельные авторы признают также наличие кризиса у взрослых (например, кризис середины жизни).

Сензитивные периоды — периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся орга­низм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Так, например, экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематическою слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает, Сензитивные периоды — это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств). Чрезмерно раннее начало обу­чения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом раз­витии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным.

5.3. Итоговый контроль знаний:

— решение ситуационных заданий по теме

Задание 1.Каким факторам развития придаёт первостепенное значение каждый

учёный? Каково ваше мнение по поводу их высказываний?

А.З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и

что через подавление его и формируется личность человека.

Б.Джон Локк сравнивал ребёнка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои

Задание 2.Прочитайте пословицы.

Яблочко от яблони недалеко падает.

Умел дитя родить, умей научить.

Сын то мой, а ум него свой.

Значение каких факторов развития подчёркивается в этих пословицах? Оцените их правильность с точки зрения научной психологии.

Задание 3.Прочитайте определения понятий.

1.Возраст — это то, сколько лет прожил человек.

2.Социальная ситуация развития — это условия жизни, в которых живёт ребёнок.

Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9455 — | 7442 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Задание 108. Каким факторам развития придаёт первостепенное значение каждый учёный? Каково ваше мнение по поводу их высказываний? А. З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека. Б. Джон Локк сравнивал ребёнка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».

Задание 109. Прочитайте пословицы. Яблочко от яблони недалеко падает. Умел дитя родить, умей научить. Сын то мой, а ум него свой.[4] Значение каких факторов развития подчёркивается в этих пословицах? Оцените их 39 правильность с точки зрения научной психологии.

Задание 110. Прочитайте определения понятий. 1.Возраст — это то, сколько лет прожил человек. 2.Социальная ситуация развития — это условия жизни, в которых живёт ребёнок. Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.

Задание 111. Как связаны между собой возрастные кризисы, новообразования личности социальная ситуация развития?

Задание 112. Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и основные новообразования, соответствующие следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор. Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно- профессиональная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление.

Задание 113. Миша не заговорил к трём годам. Коля к шести годам не усвоил сенсорных эталонов. У Оли к 10-11 годам не сформировался внутренний план действий. Что объединяет данные факты? Какое понятие возрастной психологии они иллюстрируют? Почему данные факты должны вызвать тревогу у педагогов и родителей? Как в дальнейшем будут развиваться эти психические функции?

Задание114. Ребёнку исполнилось 10 лет. Кто он ещё младший школьник или уже подросток?

Задание 115. Определите возраст ребёнка. По каким признакам вы это установили? Ребёнок, встретив знакомого взрослого у дверей своей комнаты, захлопал в ладоши и сказал: «Ли гать!» (Пошли играть!). Он показал взрослому машинку, толкнул её к взрослому, крикнул: «Би-би». От взрослого требовалось сделать то же самое, иначе сразу были слёзы. Такая игра продолжалась долго.

Задание 116. Прочитайте описание ситуации. Лёша с родителями пришёл в гости к дедушке. — Ну, снимай ботинки, — говорит дед. Лёша пыхтит, развязывая шнурки, но помощи не просит. — Садись чай пить. Лёшка лезет пальцем в варенье и чай. — Нельзя! — говорит мать. Шалун не слушает и продолжает своё «чёрное» дело. Наконец, чай выпит. — Говори деду спасибо, говорит мать. — Не татю! (Не хочу!)- говорит ребёнок и спешит к игрушкам. Какая особенность ребёнка раннего возраста проявляется? Почему вы так решили?

Задание 117. Ребёнок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят: «Надень эту шапку!», то он категорически отказывается сделать это. Но стоит сказать: «Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это. Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните своё мнение.

Задание 118. Прочитайте. Мальчик подошёл к матери, держа в руках игрушечный стульчик. На вопрос ребёнка: 40 «Что это?» — мать ответила: «Стульчик, Сашенька». К её удивлению, мальчик поставил стульчик на пол и стал присаживаться на него. (По В. С. Мухиной.) Нормальный ли ребёнок? Поясните своё мнение. Что скрывается за таким поведением?

Задание 119. Прочитайте. Миша (2 года 4 месяца) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. У него ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью. — Я сам! — протестует ребёнок. — Сиди спокойно, ничего у тебя не получается. — Я сам хочу!- опять заявляет малыш. Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание особенностей раннего возраста.

источник

Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

Знать:Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.

Уметь: применять знания по общей и профессиональной психологии при решении профессиональных педагогических задач

Цель:изучить закономерности психического развития человека от периода новорожденности до юношеского возраста. Научиться применять знания по психологии при решении педагогических задач

2. Периодизация детей и подростков

-Новорождённость (от рожд.-2 мес)

— Дошкольный возраст 3-6(7) лет

— Младший шк. В-ст 6(7)-10(11) лет

— Подростковый возраст 10(11)-14(15)

— Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет

Периодизации

В данной лекции Вам будут представлены некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации жизни человека:

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели

Грудной период — 1 месяц- 1 год

Старческий возраст — 75-90 лет

Долгожители — 90 лет и более.

Психологическая характеристика возрастного периода

возраст Социальная ситуация развития Ведущая дея-ть новообразования кризис
Новорождённость (от рожд.-2 мес) Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. То единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, пока еще ничего нет Ест, спит Самое важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни — кризис новорожденности. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Психолог.смысл кризиса – без взрослого не выживет.
Младенчество (2 мес-1 год) Отношения с близким взрослым,где все потребности ребёнка будут удовлетворены взрослым. Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Эмоциональный отношения, ходьба, появление первого слова., подражания. Кризис первого года жизни. Причина кризиса является противоречие между возросшими возможностями ребёнка и его местом в системе социальных отношений. Симптомы кризиса — негативизм и упрямствао ребёнка («Нет», «не буду», «не хочу», «дай»).
Раннее детство (1-3 года) Речевое общение Овладевание элементарными предметными действиями(предметно-орудийная дея-ть) Системное сознание, овладение речью, наглядное мышление, самосознание, осмысленное восприятие. Кризис трёх лет — кризис самостоятельности. В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребёнка. У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности, например к конструировании. Остро реагируют на неудачи и неуспех.Ребёнок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Появляется позиция «Я сам».
Дошкольный возраст 3-6(7) лет Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Ведёт самостоятельную дея-ть по указаниям взрослого. Сюжетно-ролевая игра Возникновение первичных этических инстанций: «Что такое хорошо и что такое плохо», Возникновение произвольного поведения, личного сознания ,Наглядно образного мышления, формирование новых мотивов. Малый кризис 6-7 лет. ваЖнейшие симптомы такого кризиса — потеря непосредственности, кривляние. Ребёнок утрачивает прежние детские интересы, скрывает свои чувства и переживания от окружающих, оспаривает родительские просьбы или требования, стремиться не выглядеть и не быть «как маленький». Его основным новообразование является формирование мира внутренних переживаний.
Младший шк. В-ст 6(7)-10(11) лет Социальная роль ученика. В отношениях «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок-социальный взрослый», «ученик-учитель». учебная Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Большой кризис. В кризисный период происходит рождение особой формы самосознания – чувства взрослости( «хочу быть и казаться взрослым»).
Подростковый возраст 10(11)-14(15) Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, стремление приобщения к миру взрослых., ориентируясь на их нормы и ценности.Постребность общения со сверстниками. Общение со сверстниками Возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, потребность в самоутверждении, подчинение нормам коллективной жизни. Кризис 15 лет – формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания, кризис второго рождения Я.
Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет На пороге вступления в самостоятельную жизнь, определение своего места в жизни Профессиональное самоопределение профессиональное самоопределение и мировоззрение. Кризис связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Симптомы кризиса: повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия. Отмечается появление депрессивного состояния, часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения.
Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Каким факторам развития придаёт первостепенное значение каждый учёный? Каково ваше мнение по поводу их высказываний?

А. З.Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека.

Б. Джон Локк сравнивал ребёнка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».

1. Яблочко от яблони недалеко падает.

2. Умел дитя родить, умей научить.

3. Сын то мой, а ум него свой.

Значение каких факторов развития подчёркивается в этих пословицах? Оцените их правильность с точки зрения психологии.

Прочитайте определения понятий.

1. Возраст — это то, сколько лет прожил человек.

2. Социальная ситуация развития — это условия жизни, в которых живёт ребёнок.

Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.

Как связаны между собой возрастные кризисы, новообразования личности социальная ситуация развития?

источник

Задача № 1.Проанализируйте пословицы и поговорки с целью выявления факторов развития ребенка.

1.Яблоко от яблони недалеко падает.

2.На осине не растут апельсины.

3. С кем поведешься, от того и наберешься.

4.Умел дитя родить, умей и научить.

5.Сын мой, а ум у него свой.

1. Какие факторы развития ребенка представлены в данных пословицах и поговорках? Аргументируйте свой ответ.

2.Правильно ли влияние факторов понимается в народной педагогике. Аргументировано выскажите сою точку зрения.

Задача № 2.Мать тревожится: сын запаздывает из школы. Наконец, распахивается дверь.

— Мама! Нас сегодня воспитывали!- выпаливает вбежавший школьник. И, отдышавшись, поясняет: — Теперь у нас по пятницам шестой урок -классный час. Вот уж скука! Называется он часом, а сидели мы целых два: сначала прорабатывали двоечников и нарушителей, а потом говорили о хороших поступках…

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения организации педагогического процесса.

2.Приведите существенные признаки понятия «субъект», «объект» воспитания и обучения.

3.Являются ли учащиеся субъектами воспитания. Аргументируйте свой ответ 4-5 аргументами.

4.Что такое совместно-раздельная деятельность?

5.Как учителю удалось организовать совместно – раздельную деятельность? Аргументируйте свой ответ.

6.Какой фактор развития ребенка оказался неучтенным? К чему это приведет в дальнейшем?

7.Разработайте 6-7 рекомендаций учителю по организации воспитательной работы в классе.

Задача № 3.В школу вызвали отца ученицы 6-го класса. Девочке трудно дается русский язык, так как дома разговаривают на национальном языке. Преподаватель русского языка заявляет отцу:

-ваша дочь совершено не знает русского языка.

-зачем же вы ее перевели в шестой класс? – резонно возражает отец.

-вот перевели, а теперь у нее сплошные двойки,- настаивает на своем учительница и, раскрывая журнал, начинает читать оценки девочки. В разговор вступает математик. Он подтверждает, что девочка действительно слаба, особенно в геометрии. Не успели словесник с математиком высказать свои претензии, как в учительскую вошел историк. Узнав, что разговор идет с отцом отстающей девочки, он тоже высказывает свои претензии. Но вот звонок, и трое учителей быстро направляются в классы. На этом заканчивается визит отца в школу, и он взволнованный и расстроенный идет домой.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения успешности социализации девочки.

2.Дайте определение понятию « социализация», « факторы социализации».

3.Какой фактор социализации основной в данном случае? Аргументируйте сою точку зрения, приведя 3-4 аргумента.

4.Дайте характеристику данному фактору социализации.

Задача № 4. Толя, ученик 4 класса не хотел учиться. Он приходил в класс без учебников и тетрадей. На уроке мог закричать, замяукать. Если учитель не делает ему замечаний, он покричит и перестанет, а в противном случае ведет себя еще хуже. Учителя, работающие в этом классе, решили: не обращать внимание на его проделки. Класс тоже абсолютно на них не реагировал. Так почти весь год ни учителя, ни учащиеся не замечали Толю в классе.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения успешности социализации девочки.

2. Дайте определение понятию «социализация»

3.Оцените успешность социализации мальчика. Аргументируйте сое мнение.

4.Какая из сторон социализации преобладает в данной педагогической ситуации? Докажите.

5.Правильно ли поступают педагоги? Аргументируйте свое мнение.

6.Разработайте 6-7 рекомендаций учителю по организации общения с мальчиком.

Задача № 5.Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей – лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься — предопределены наследственностью.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения факторов формирования личности.

2.Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среди родителей? Назовите возможные причины, аргументируйте свое мнение 3-4 аргументами.

3.Выскажите свою точку зрения по данной теме, аргументируйте свое мнение.

Задача № 6.Мишу 5 ( лет) с раннего детства окружали бабушка, дедушка и еще одна бабушка – сестра дедушки. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел. Мама со своим сыном общались лишь по воскресениям: бабушки решили освободить молодую женщину от излишних хлопот. Наблюдая за Мишей со стороны, трудно было определить: какой характер у этого мальчика, что он любит? Что его раздражает? Что вызывает интерес? Кто он? Миша был идеально послушен. Скажут «иди»- идет, скажут «садись» — садится. А не скажут ничего так и будет сидеть столбом. Бабушек и дедушек это не тревожило. Наоборот, именно от кукольной послушности они были в восторге. Их беспокоило только одно: Миша заикался, порой слегка, а иногда очень заметно.

Хорошо бы дать Мише побольше самостоятельности – предложили соседи. Например, он уже может гулять один во дворе – под окном, конечно.

— Что вы! –ужаснулась троица нянек.

— Ну и что? Его маму и в школу, и в институт водили за ручку.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения факторов формирования личности.

2.Какие важные факторы развития ребенка в данном эпизоде не задействованы?

3.Предположите возможные последствия подобного воспитания ребенка.

4.Разработайте 5-7 рекомендаций для родителей, оказавшихся в подобной ситуации.

Задача № 7.Мать Пети 6 лет обратилась к учителю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она рассказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. Может быть, это наследственная черта характера?

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения факторов формирования личности.

2.Какие факторы повлияли на формирование такой черты –как упрямство в характере мальчика? Аргументируйте свое мнение.

3.Разработайте 6-8 рекомендаций родителям по воспитанию мальчика.

Задача № 8.Французский этнограф Ж. Виллар отправился в экспедицию в труднодоступный район Парагвая, где жило племя гуайкилов. Об этом племени было известно очень немногое: что ведет оно кочевой образ жизни, постоянно переходя с места на место в поисках своей основной пищи- меда диких пчел, имеет примитивный язык, не вступает в контакты с другими людьми. Виллару,так же как и многим другим до него, не посчастливилось познакомиться с гуайкилами – они поспешно уходили при приближении экспедиции. Но на одной из покинутых стоянок была обнаружена, видимо, позабытая впопыхах двухлетняя девочка. Вллар увез ее во Францию и поручил воспитывать своей матери. Через 20 лет молодая женщина уже была ученым – этнографом, владеющим тремя языками.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения факторов формирования личности.

2. Какие факторы повлияли на формирование личности девочки? Какой фактор был ведущим? Аргументируйте свою точку зрения 3-4 аргументами.

Задача № 9.Первоклассники на первых порах равны в главном: желании учиться. И не как-нибудь, а на пятерки. Но вот первая двойка — и конец равноправию. Она ведет за собой и унижение, и наказание, и разочарование, и обвинение в слабости. класс раскалывается. За партами сидят группы детей: успевающие и отстающие, хорошие и средние, счастливые и несчастные, веселые и опечаленные, оптимисты и скептики. И отношения между этими группами, если приглядеться, далеко не гуманные. Двоечники оказываются в особой ситуации: о них с укоризной говорит учитель, обвиняют товарищи: «Вы позорите наш класс!»

Как же ведут себя дети? По-разному. Одни внутренне не соглашаются со своим неприятным положением. Первые двойки им кажутся случайными: ручка была плохая, бумага расплывается, забыл к кружочку хвостик приписать. Другие замыкаются в себе, становятся вялыми, равнодушными. Вера в собственные силы пошатнулась. Третьи начинают вести себя агрессивно. Не сумев добиться положительных результатов в учебе, они стремятся утвердить, проявить себя в коллективе другим путем: шалостями, проделками. Но самое главное: и одни, и другие, и третьи всеми силами и долгое время сопротивляются своему новому положению «неполноценной личности».

Учителя в подобных случаях видят причину в отсутствии у детей способностей. А психолог А. В. Крутецкий утверждает, что способности не «проявляются» и не «вызревают» в соответствующих условиях, а формируются, развиваются в жизни, в процессе обучения, воспитания. Способности — прижизненное образование.

1. Проанализируйте ситуацию.

2.Нет ли здесь противоречия между школьной практикой и утверждением психолога?

3. Каковы факторы, определяющие развитие личности?

4. Как методы обучения обеспечивают развитие школьника?

5.Разработайте 8-10 методических рекомендаций для учителя начальных классов по формированию и развитию способностей детей младшего школьного возраста

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Умей дитя родить, умей и научить

Начну с притчи. Называется она «Эхо». Отец с сыном шли через горы. Мальчик споткнулся о камень, упал, больно ударился и закричал:

– А-а-а-й.
И тут же услышал откуда-то из-за горы голос, который вторил за ним:
– А-а-а-й.
Любопытство одержало верх над страхом, и мальчик прокричал:
– Кто тут?
И получил ответ:
– Кто тут?
Рассерженный, он закричал:
– Трус!
И услышал:
– Трус!
Мальчик посмотрел на отца и спросил:
– Папа, что это?
Мужчина, улыбаясь, сказал:
– Сын мой, будь внимателен, – и крикнул в горы: – Я тебя обожаю!
И голос ответил:
– Я тебя обожаю!
Мужчина крикнул:
– Ты – лучший!
И голос ответил:
– Ты – лучший!
Ребенок был удивлен и ничего не понимал. Тогда отец объяснил ему:
– Люди называют это эхом, но, в действительности, это как жизнь. Возвращает тебе все, что ты говоришь и делаешь.

Наша жизнь – это отражение наших действий. Если хочешь больше любви от мира, отдавай больше любви окружающим. Желаешь счастья – дай счастье тем, кто вокруг тебя. Хочешь улыбки от души – улыбнись тем, кого знаешь. Жизнь возвращает нам все, что мы ей дали. Наша жизнь – не совпадения, а отражение нас самих.

А теперь перекинем мосток от мудрого поучения, помогающего познать обычные и вечные истины – примеры учат: никто не становится хорошим случайно; добродетели нужно учиться; из чистого источника чистая вода и вытекает; плохое дерево – плохие плоды, и, наоборот, к реалиям жизни. А они таковы. Только цифры и факты, говоря языком официальным.

***За 2015 год несовершеннолетние совершили 38 преступлений.

***На профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних Мозырского РОВД состоит 151 подросток. Для сравнения: в 2014 году эта цифра была иная – 206.

***Возросло количество участников преступлений – с 34 до 45.

***Произошел рост количества разбоев, угонов, хулиганств.

***Возраст участников преступлений – от 14 до 16 лет.

***В состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетними совершено 8 преступлений (в 2014-м – 9).

***Время совершения преступлений: с 18.00 до 24.00.

***Социальный статус несовершеннолетних преступников: учащиеся школ – 23 (в 2014-м – 7); ГПТУ – 16 (в 2014-м – 15), студентов вузов – 4 (в 2014-м – 4).

***По дням недели: преступления совершаются в основном в выходные дни – 6.

***Летом 2015 года два мальчика, 9-ти и 11-ти лет от роду, зашли в один из домов микрорайона Дружба и дернули за ручку двери первой попавшейся квартиры. Она открылась. Маленькие воры оказались в чужом жилье. В коридоре никого не было: этого момента пацаны и ждали. Всего несколько секунд им понадобилось на то, чтобы забрать с зеркального столика, стоящего в коридоре, мобильный телефон, кошелек с деньгами и незаметно уйти. В другой квартире двери детям открыл взрослый.

– Скажите, здесь живет Вася? – находчивые малые воришки не растерялись, они знали, что нужно спросить в таком случае.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Услышав отрицательный ответ, они уходили в другой подъезд и работали по прежней схеме: если дверь квартиры была открыта, а хозяева находились или в ванной комнате, или в зале, или на кухне, мальчики забирали со стола ценные вещи и были таковы, как говорится. На краденые деньги малолетние воры покупали себе все, что было угодно их юной душе: конфеты, печенье, мороженое, а телефонами пользовались, как собственными, да и в глазах ровесников они выглядели круто: мы тоже не с пустыми руками в школу приходим. На счету одного воришки – 5 краж, другого – 3. Эти же дети забирали из тамбуров подъездов велосипеды. В соответствии с законодательством дети, учащиеся 3-го и 4-го классов, совершили уголовное преступление, но в отношении таких желторотых воров выносятся отказные материалы в возбуждении уголовного дела – возраст спасает! Они становятся на профилактический учет в инспекции по делам несовершеннолетних Мозырского РОВД.

Куда девали оставшиеся от покупок деньги, ценные вещи эти мальчиши-плохиши? Приносили домой. Увы, но все это им сходило с рук: взрослые оставались в неведении – откуда это все взялось, или делали вид, что ничего плохого не происходит. До тех пор, пока в квартиры малолетних преступников не постучался сотрудник милиции…

***Два мальчика, обоим нет и 12-ти лет, открыли холодильник и достали спиртное: так делают всегда взрослые. Выпили по рюмке, второй, третьей… Для молодого организма это было серьезное отравление, а потому потребовалась срочная помощь врачей реанимационного отделения городской больницы. Такой ужасной была расплата за детские игры под взрослых. В семье, где случилась эта горькая драма, для ребенка стала обычной такая картина: отец и мать распивают вместе спиртное. Частенько распивают…

***16-летний учащийся вечером приходит домой и видит, что опять в самом разгаре застолье, которым верховодит его родная мать. Ее всегдашние гости – лица, ведущие асоциальный образ жизни, падшие люди, что называется, которые, как правило, нигде не работают, а только бражничают. И этот праздничный вечер в день 8 Марта не стал исключением. В такой разгульной обстановке парень жил и учился. Весь на нервах, возбужденный, злой, он направился в свою комнату. И что же он видит? На его постели отсыпается пьяный незнакомый мужчина. Молодой человек силой вышвыривает его из своего жилого пространства за дверь, но в комнату тут же влетает в бешенстве мать: «Какое право имеешь ты так грубо обходиться с моим гостем?» Хлопнув дверью, на ходу сорвав куртку с вешалки, парень, весь заведенный, как часы, от негативных эмоций, покинул дом и ушел в никуда. А точнее – на улицу – ночную, неприветливую, недружелюбную. Бродил он в одиночестве, не зная, куда себя деть, до тех пор, пока не встретил своих старых знакомых, летами почти ровесников. Эмоции захлестывали душу, и парень поспорил с друзьями, поставив в качестве выигрыша какую-то безделушку, что в первом же попавшемся магазине он заберет деньги из кассы. Одним словом, ограбит. С помощью топора. Довести задуманное до конца 16-летнему учащемуся не удалось: продавцы его повалили на пол и скрутили руки. А затем вызвали милицию. Возбуждено уголовное дело. Парень осужден. Биография испорчена. Как и судьба.

***Поздним вечером трое несовершеннолетних парней, имевших от 14 до 16 лет от роду, остановили прохожего и обратились к нему с банальной просьбой: «Дай закурить!» Незнакомый мужчина вежливо пояснил, что он не курит. Этого было достаточно, чтобы наброситься на человека и с остервенением долго бить его. За одно только слово: «Нет!»

***Два выпускника школы, в эйфории счастья – экзамены уже позади, с ученичеством покончено, покупают в магазине алкоголь и распивают его. Как несовершеннолетние подростки приобрели его, это уже, как говорится, другая история, хотя такая же резонансная, как и первая. Так вот, будучи подшофе, они решили свою молодецкую силушку облечь в одеяния зла: стали танцевать на кузовах автомобилей. Со всей силы танцевать и прыгать. Хозяевам транспортных средств нанесен ощутимый материальный ущерб.

Возбуждено уголовное дело. Биография вчерашних школьников имеет теперь черные помарки. Как и судьба, которая начиналась светло, как весенний рассвет.

***Учащиеся одного из средних специальных учебных заведений города решили однажды вечерком поразвлечься. Встретив взрослого мужчину возле магазина «Евроопт», они без всяких причин избили его, повалили на землю, забрали таким образом деньги. На них они, несовершеннолетние, подчеркну, преспокойно приобрели спиртное и, что называется, устроили себе веселье. Сотрудники милиции задержали 15-летних преступников, совершивших разбой. И водворили их в изолятор временного содержания. В камеру, одним словом. Сейчас недоучившиеся ребятки коротают свои дни в местах лишения свободы.

***В ночном клубе в 3.20 подростки украли дамскую сумочку с драгоценными украшениями, деньгами, банковской карточкой. И этих малолетних преступников сотрудники милиции установили. Биографии их испорчены. Нехорошая тень легла на их будущее. Но главное: почему мальчики оказались в клубе после 22.00? Почему не всполошились об их отсутствии родители? Почему им продавали алкоголь? И продавали за украденные деньги из дамской сумочки? А взрослые, их отцы и матери, в это время видели, наверное, розовые сны: дитя не плачет, мать не разумеет.

***Одно время жители д. Борисковичи не могли понять: уходили из дома, все вещи были на месте. А когда приходили назад, то подивились: куда многие из них исчезли? Какой-то домовенок повадился ходить по подворьям сельским?! Неизвестно, сколько бы времени все это продолжалось, если б сотрудники милиции не установили личность этого воришки. Им оказалась …11-летняя девочка. «Из «известной» в деревне семьи в самом дурном смысле этого слова. Известной пьянками, шклянками да гулянками. Мать 5-классницы никогда трезвой не была. Дочь ее не интересовала, а потому девочка оказалась в спецучреждении. В Петрикове. Среди таких же малолетних преступников, как сама. И здесь биография испорчена. Как и судьба.

***9-летний мальчик, уловив момент, прощупал карманы нескольких курток, висевших в школьном гардеробе. А еще – рюкзаков. И получил желаемое: сотовые телефоны. И деньги. Дома на такие «мелочи» родители взгляд не направили: появился у сына вдруг мобильник, ну и ладно…

Этот печальный список доказательств простой истины о том, что, как молвит русская пословица, кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле можно было бы продолжить. Да, не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да уму-разуму научил.

Я поинтересовалась: а что говорит статистика в этом плане? Из каких, как правило, семей покидают родовое гнездо, входят в жизнь ранеными духовно птенцами молодые люди? Те самые, кто за различные правонарушения стоял в свое время или стоит теперь на учете в инспекции по делам несовершеннолетних Мозырского РОВД; у кого навсегда осталось это родимое пятно – антисоциальное поведение; кто сломался, выбрав для себя модель поведения своих горе-родителей, для которых главная их природная миссия – воспитание собственного чада – стала просто забвением. Понятием, которое для них не существует. А ведь не беречь поросли – не видать и дерева. Вот что здесь характерно: подростки, которые совершают различного рода преступления, – не только выходцы из неблагополучных семей, но и довольно успешных, так сказать. Из тех, кто имеет неплохой достаток, а, следовательно, в плане материальном ребенок ничем не обделен. Более глубокое изучение данной темы позволило мне найти ответ на вопрос, что толкает к совершению преступлений детей как из неблагополучных, неполных семей, так и из семей, которые можно назвать зажиточными. Вот оно, это ключевое слово – безнадзорность! Увы, но это так. Не всегда материальный достаток становится охранной грамотой подростка в его нежном возрасте. Занятость родителей в добывании хлеба насущного, нехватка свободного времени на душевные беседы, скажем именно таким высокопарным слогом – он здесь уместен, со своим чадом, а потому полное отсутствие информации о том, чем занимается взрослеющий ребенок, где он проводит время, будучи предоставленным самому себе, почему он допоздна отсутствует дома, незнание его пристрастий, круга общения, интересов – все это и приводит к тому, что список состоящих на учете несовершеннолетних в ИДН пополняется ежемесячно новыми фамилиями. А что другого можно ожидать в таком воспитании родителям? Как говорится, сын-то мой, да ум у него свой. Учи сына, когда поперек лавки лежит, а когда вдоль вытянется – трудно будет. Вот и получается – один дома. И вне его – тоже один. В различные кружки, где бы можно было с пользой время провести, дитя не ходит, потому что взрослые этим вопросом не напрягаются. А надо бы. Ибо не хлебом единым жив человек, но и словом Божиим, если уж дословно цитировать Священное Писание. А в данном случае весьма уместно будет сказать так: но и мудрым словом материнским или отцовским.

Свято место пусто не бывает, как известно. Некогда взрослым следить за формированием характера собственного чада, чувствами, понятиями, принципами, духовными ценностями его – этот пробел тут же заполнит улица. Заполнит в самом худшем варианте. Она, улица, научит и домашних, так сказать, детей воровать, обманывать, хулиганить, а то и заниматься разбоем – примеров в этом плане я привела в материале достаточно; научит проявлять агрессию по отношению даже ко взрослым незнакомым людям, делать то, что испокон веков считалось постыдным, – сознательно причинять другим зло.

Я поинтересовалась у сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних Мозырского РОВД, как сказывается на дальнейшей жизни подростков то, что они стояли на учете. И мне ответили прямо: плохо сказывается. Это – де факто, а он заносится в компьютер. И если нужно для карьеры, для профессионального роста, чтобы был чистый лист автобиографический, этот момент может многое испортить. Как и пребывание в спец-учреждениях. Да, кстати, после возвращения из них не все подростки становятся, так сказать, белыми и пушистыми. А все потому, что тот, кто не мог взять лаской в свое время душу своего дитяти – родители, не возьмет и строгостью – спецучреждение. Как говорится, круг замкнулся. Да что там лаской, да что там любовью, да что там вниманием! На родительские собрания в школу некоторые мамы и папы годами не ходят – некогда, говорят. Педагоги разводят руками: так что же вы хотите от детей своих, каких поступков ждете? А ведь вовремя не сказанное нужное слово приводит к беде. Все так: воспитывать ребенка – не выпустить цыпленка.

Еще один фактор, моделирующий поведение подростка в социуме, – пример родителей. На эту тему есть очень хорошая, на мой взгляд, притча. Называется она «Не забудь о главном». Одна легенда рассказывает о том, как очень бедная женщина с младенцем на руках проходила мимо придорожного трактира, когда услышала голос: «Войди и возьми все, что пожелаешь, но не забудь о главном. Запомни одно: после того, как ты выйдешь, дверь захлопнется навсегда. А пока используй свой шанс, но не забудь о главном!»

Женщина вошла в трактир и увидела, что его столы ломятся от золота и драгоценностей. Пораженная видом несметного богатства, она опустила ребенка на пол и с жадностью стала наполнять монетами и камнями свой передник.

Голос предупредил женщину: «У тебя осталось девять минут!» Обессилев и запыхавшись, нагрузившая себя до отказа за оставшиеся минуты женщина выскочила из трактира с золотом, украшениями и драгоценными камнями. Дверь захлопнулась… Только тогда она вспомнила о ребенке, которого оставила внутри. Но дверь была закрыта навсегда.

То же самое иногда происходит с нами. Мы живем в этом мире редко дольше ста лет, и часто внутренний голос подсказывает нам: не забудь о главном. А главное – это духовные ценности, жизнь, семья.

Но деньги, прибыль, богатства и материальные удовольствия подчас настолько застилают нам глаза, что главное всегда остается по другую сторону до тех пор, пока смерть не расставляет все по своим местам. Когда дверь этой жизни закроется для нас навсегда, нашей душе не пригодятся плотские богатства. И захочешь чем-то помочь своему ребенку стать счастливым в жизни, но уже не сможешь. Потому что ты забыл о главном: детушек воспитывать – не курочек пересчитывать.

Для чего я об этом написала? Для того чтобы вслед за мудрой притчей еще раз повторить: «Не забудьте о главном в вашей жизни – о ваших детях!» Как говорили древние латиняне, «arbor mala, mala mala»: плохое дерево – плохие плоды. Задние колеса идут за передними. Да и молодой петух поет так, как от старого слышал – правда же? Одним словом, каков корень, таков и отпрыск. Истина одна: примеры учат. Или хорошему, или плохому. И они, примеры, полезнее наставлений.

***16-летний парень за пристрастие к спиртному попал в поле зрения милиции. Стали выяснять, откуда появился у него этот пагубный порок? Оказалось, он частенько вместе с матерью дома пил шампанское… Женщина, воспитывавшая одна сына, не видела ничего плохого в том, что, наслаждаясь в домашней тишине игристым напитком, не забывала и про свое чадо: испей и ты, мой любимый ребенок! Почувствуй наслаждение! Как заметил мудрец, слова побуждают, примеры увлекают. Правда, не те примеры в данном случае.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

***Обычное дело в семье – распитие спиртного. Усвоив эту практику, дети идут дальше в своих мнимых удовольствиях: вместе с алкоголем они отравляют себя наркотиками. Учащиеся лицея геологии были задержаны сотрудниками милиции именно за это: в квартире, которую они снимали, была выявлена крупная партия марихуаны. Сейчас они находятся под следствием.

***Постоянное пристрастие взрослых к спиртному свое пагубное дело сделало – два школьника 16-ти лет в состоянии алкогольного опьянения в городе возле магазина «Знаходка» убили мужчину. Ножом. И снова по банальной причине: что-то попросили у него, а тот отказался дать. Сейчас эти пацаны-школьники вместо того, чтобы учиться и духовно развиваться, коротают свои дни в местах лишения свободы.

***Двое подростков, мальчик и девочка, со схожими судьбами – у него родители лишены прав, а потому парень жил у бабушки, у нее – неполная семья, воспитывала одна мать, с которой были постоянные конфликты, подружились и стали совместно воровать. Причем выносили вещи из своих же квартир. Сейчас оба находятся в местах лишения свободы.

Все так – яблоко от яблони недалеко падает. Каков отец, таков и сын. Какова мать, такова и дочь. И последствия таких печальных родительских примеров: грабежи, воровство, избиение, наркотики – все это из не сложившихся уже в самом начале жизни судеб подростков. Сегодня в инспекции по делам несовершеннолетних Мозырского РОВД состоит 151 ребенок. У каждого – свой жизненный надлом. И виноваты в этом самые близкие подросткам люди – их матери и отцы. По причине, о которой я сказала выше: безразличие к судьбе своего чада. И какими бы аргументами оно ни объяснялось – постоянным цейтнотом из-за больших трудов земных или тем, что в доме нет отца, а мать одна не может управиться с тяжелым характером сына или дочери, все это не больше, чем пузыри на воде. Специалисты утверждают: если ребенок все время на контроле – беды не будет. А когда взрослые не хотят и не желают найти общий язык со своими чадами, когда они уходят в сторону от проблемы, забывают о главном, как сказано в притче, то исход поведения подростка запрограммирован. Все начинается с семьи, и ничего тут не добавишь. Ночь. Три часа. Трое подростков, находясь в гостях у друзей в такое позднее время, поднимаются на пятый этаж и забирают три велосипеда, чтобы подъехать домой. Забирают без зазрения совести. Автобусы уже не ходят, так почему бы не подъехать на чужом транспорте? А родители этих подростков преспокойно лежали в это время в объятиях Морфея… Где их дети блуждают в то время, когда все спят – взрослых это вовсе не волновало.

Как учатся дети, стоящие на учете в ИДН? Соответственно их жизненным интересам – на 5-6 баллов. Кто больше всех пропускает занятия в школе? Они же, так называемые учетники. Да что там – в школу вовсе не приходят! Из дома убежать для них проще простого. Двоих мозырских несовершеннолетних в России задержали. Когда инспектор ИДН Мозырского РОВД сообщил матери одного из них, что разыскивается ее сын, та без дрожи в голосе заявила: «Ну и что? Найдется!» Одну родительницу лишили материнских прав сразу на четверых детей. Знаете, что она заявила авторитетной комиссии? «Подумаешь, горе! Забирайте всех, я еще нарожаю!» Как говорится, без комментариев.

Вы заметили: у так называемых трудных подростков напрочь отсутствует стыд? И чувство неловкости. И самокритика. Нет и понимания, что воровать, грабить, хулиганить – это позорно. Потому что дома им никто не привил иммунитет и отвращение к подобным деяниям. Одного подростка, заключенного в СИЗО, спросили: «Как дела?». «Отлично!» – отвечает.

Что я хочу сказать в заключение? Во-первых, еще раз напомнить родителям: если ваш ребенок поставлен на учет в ИДН, вы это допустили, это не пройдет бесследно для него. В едином банке данных эта информация сохранится навсегда. И для вашего чада она будет всегда, как ярмо на лбу. Пока не поздно, присмотритесь внимательно к тем, кто составляет компанию вашему ребенку. Знаете ли вы пристрастия его ровесников, тех, с кем он дружит? И вообще, открыт ли душевно вам ваш мальчик, ваша девочка? Откровенны ли они с вами? Являетесь ли вы для них другом и советчиком, или просто теми, которые кормят и одевают? Не забудьте, этого мало! Наблюдения, напомню еще раз, убеждают: подростки становятся на путь преступлений не только там, где существует материальный недостаток, но и когда дом – полная чаша. Безнадзорность взрослых, их равнодушие – именно так! – к увлечениям, интересам, внутреннему миру своих детей – вот главная причина детских драм. Работа с детьми – постоянная, ежедневная, без устали – такая святая родительская миссия. И она непременно сторицею окупится, ведь что может быть большей радостью, большим счастьем для отца и матери, чем знать, что их дети идут по жизни, не отступая, не падая, когда они слышат их сильные и уверенные шаги… Значит они, взрослые, достигли своей цели, сделали все возможное, чтобы судьбы их сыновей и дочерей сложились красиво. И помните всегда, что добрая слава – это второе наследство.

В большинстве развитых стран защитой прав ребенка занимаются специальные службы. При этом практически во всех странах законодательство обязывает родителей внимательно следить за маленькими детьми, а в некоторых государствах за оставление детей без присмотра предусмотрена уголовная ответственность.

В США существует так называемая система обеспечения благополучия ребенка. Право сообщить туда о своих подозрениях в адрес родителей детей имеет каждый гражданин. Служба рассматривает жалобы на насилие над ребенком, отсутствие у него достойных условий для жизни или на его оставление без присмотра. Наказание за последнее нарушение варьируется от штрафа до лишения свободы на срок до 30 суток. Детей, которым угрожает серьезная опасность, направляют в приют, к родственникам или отдают под опеку другой семьи на время расследования и суда.

В Великобритании правами детей занимается специальное агентство. Его сотрудники следят, чтобы несовершеннолетние не испытывали финансовых трудностей, не голодали и не подвергались насилию ни дома, ни на улице. Большую роль играют также социальные службы. Именно они следят, чтобы дети не оставались без присмотра. За оставление без присмотра детей младше 14 лет родители несут уголовную ответственность в виде штрафа.

В Германии закон обязывает родителей заботиться о своих детях до их совершеннолетия. В частности, родители должны материально обеспечивать своих детей, защищать их и в случае необходимости представлять их интересы в суде. При этом родители не имеют права оскорблять детей и применять к ним силу. В противном случае им грозит уголовная ответственность. Как и в Великобритании, законодательство ФРГ запрещает оставлять без присмотра детей младше 14 лет. За это родителей могут оштрафовать, даже если они отлучились всего на 10-15 минут.

В Италии родители обязаны содержать, обучать и воспитывать собственных детей в соответствии с их желаниями, способностями и наклонностями. Родителям запрещено оставлять без присмотра детей до 12 лет. В случае многократного нарушения этого правила им грозит лишение родительских прав. Аналогичное наказание за подобное нарушение закона грозит родителям и в Финляндии с той разницей, что без присмотра нельзя оставлять детей младше 10 лет.

Самое суровое наказание за оставление детей без присмотра предусмотрено законодательством Канады. Там родителям оставленных без присмотра детей младше 10 лет грозит до 5 лет лишения свободы.

В Швеции лишают родительских прав за грубый окрик на ребенка или шлепок.

источник

Сборник заданий и упражнений по возрастной психологии: Учебное пособие

Авторы-составители: Светлана Володина, Ирина Горбенко

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

С. Н. Морозюк, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Н. Н. Антонова, кандидат педагогических наук, доцент общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Современная система отечественного образования сопровождается различными реформами и нововведениями, что обуславливает повышение требований к профессиональной подготовке современного педагога, а также к качествам его личности.

Важнейшей составляющей конкурентоспособного на рынке труда специалиста сферы образования выступает его мотивация к педагогической деятельности, позволяющая не только результативно выполнять профессиональные задачи, но и эффективно действовать в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.

Предлагаемое учебное пособие направлено на формирование у студентов необходимых компетенций для успешной педагогической деятельности.

Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения плюс к подготовке педагогов, в пособии предлагается концепция, основанная на творческом, рефлексивном и опережающем подходе к усвоению учебного материала студентами высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

Учебное пособие состоит из шести основных разделов, включающих комплекс разнообразных по стилю и форме творческих заданий и упражнений по возрастным периодам: задачи, кейсы, видеоматериалы, контрольные работы, тестовые задания для самопроверки знаний студентов. Пособие также оснащено необходимым учебно-методическим и информационным обеспечением.

При составлении пособия были использованы авторские разработки и материалы из других источников с соответствующими ссылками.

I.1. Задания и упражнения по общим основам возрастной психологии

Задание I.1.1. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

1. Возрастная психология изучает… а) закономерности психического развития; б) возрастные особенности развития; в) основы обучения и воспитания; г) процесс взаимодействия людей; д) поведенческие различия людей; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

2. Предметом изучения психологии развития являются… а) механизмы психического развития; б) движущие силы психического развития; в) изменение психики в процессе деятельности и общения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. Детская психология – это часть… а) возрастной психологии; б) психологии развития; в) психологии человека; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Детская психология выделяется по… а) критерию взаимодействия личности и общества; б) по деятельностному критерию; в) по критерию развития; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

5. Детство – это… а) продукт эволюции; б) результат исторического развития; в) культурный продукт; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

6. Онтогенез – это… а) историческое развитие человека как представителя вида; б) развитие человека с возникновения homo sapiens и завершая сегодняшним днем; в) индивидуальное развитие человека; г) период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание I.1.2. В настоящее время существуют два понятия, употребляемые в одном контексте: возрастная психология и психология развития. Считается, что возрастная психология акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, а психология развития содержит информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступени развития на другую. Согласны ли вы с данным утверждением? Или эти понятия можно считать синонимичными. Обоснуйте свою точку зрения.

Задание I.1.3. «Всякая хорошая психология начинается с… детской психологии» – так П. Я. Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях. Верно ли это? Почему так происходит? Попробуйте подтвердить это на примере любой интересующей вас концепции. Какие общепсихологические закономерности были выведены из эмпирического материала детской психологии [1, с. 17].

Задание I.1.4. Приведите аргументы, доказывающие исторический характер понятия «детство». Какие причины способствовали раннему взрослению на ранних исторических этапах развития общества? Сформулируйте собственную позицию в спорах о том, когда кончается детство в наше время.

Задание I.1.5. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Вклад отечественных и зарубежных психологов в развитие возрастной психологии как науки».

Задание I.1.6. Проанализируйте литературу по возрастной психологии. Определите, какие идеи используются в теории и практике науки на сегодняшний день, а какие забыты и не получили дальнейшего распространения. Подумайте о перспективах и задачах современной возрастной психологии.

Задание I.1.7. Проанализируйте виды методов возрастной психологии. Отметьте основания предложенных классификаций и их целесообразность. Определите место методов возрастной психологии в общей системе психологических методов.

Задание I.1.8. О каких понятиях возрастной психологии идет речь в следующих текстах?

1. Процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) свойств человека и состоящий из последовательно возникающих, генетически запрограммированных изменений не только внешних, физических признаков вида организма, но и его функций.

2. Процесс количественных изменений в ходе совершенствования психических функций или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или систем в целом.

3. Процесс качественных изменений психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.

Задание I.1.9. Составьте аналитическую таблицу на тему: «Современные подходы к категории “развитие личности” в отечественной и зарубежной психологии».

Задание I.1.10. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть…

2. Чем младше ребенок, тем… темпы его физического развития.

3. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических функций протекает не… и не с одинаковой степенью…

4. Есть периоды онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно… к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называются…

5. Ускорение физического и психического развития называется…

источник