Меню Рубрики

Тело организма с точки зрения медицины

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Утверждения полковника Брэдфорда в первой книге «Ока Возрождения» могут вызвать удивление и скептицизм. Прогрессирование болезней, ухудшение физических способностей и дряхление с течением времени кажутся неизбежными. Современная медицина не предлагает нам ни одной модели энергетического строения организма, сравнимой с тибетской концепцией вращающихся вихрей, и лишь неохотно признает существование зависимости между психическим настроем, эмоциональной стабильностью и физическим состоянием. Однако некоторые медики начинают по-новому смотреть на древние учения и альтернативные практики оздоровления.

Одними из самых волнующих и вдохновляющих свидетельств о благотворном воздействии Пяти Ритуалов являются сообщения от людей медицинской профессии, которые не только сами выполняют Ритуалы, но и рекомендуют их своим пациентам. Их личный и профессиональный опыт убедил их, что ритуальные действия могут значительно улучшить общее состояние здоровья пациентов.

Роберт Коуп, доктор медицины, исследует альтернативные способы лечения более 20 лет, и он убежден, что в основе Пяти Ритуалов лежат древние и более полные знания, чем те, которыми мы обладаем сейчас. «Западная медицина рассматривает тело человека как автомобиль, просто как машину с замещаемыми частями, и по-прежнему считает причинами всех наших

Чтобы разъяснить, что он имеет в виду, доктор Боуэн в качестве примера доказывает, что ритуальные действия могут помочь человеку выглядеть моложе. «Улучшение кровообращения стимулирует лучший приток крови к органам, особенно к лицу; кровь приносит в кожу свежий кислород и питательные вещества и уносит отработанные продукты. Ежедневное выполнение ритуальных действий стимулирует нервную систему, которая, в свою очередь, контролирует систему кровообращения, и это способствует тому, что человек начинает выглядеть лучше и моложе».

Доктор Боуэн, более 15 лет занимающийся неврологией, сформулировал очень точное объяснение того, как и почему Пять Ритуалов приносят такую большую пользу: «Вся сумма входящих и исходящих нервных импульсов тела в любой данный момент называется общим интегративным состоянием нервной системы. Представьте, что это ваш счет в банке. «Вклады» приходят от рецепторов движения, специализированных нервных окончаний, расположенных в суставах. Больше всего таких нервных окончаний находится в районе головы и верхней части шеи, а почти во всех Ритуалах необходимо сгибать или растягивать шею.

Нервные окончания обеспечивают постоянный приток сенсорной информации к мозгу. Движения суставов стимулируют рецепторы движения, что повышает активность мозжечка и таламуса. Эти части мозга собирают всю поступающую информацию и регулируют деятельность симпатической и парасимпатической нервной системы, которые контролируют непроизвольные, автоматические функции тела — такие, как работа сердца, легких, кишечника и желез внутренней секреции. Чем больше «вкладов» вы делаете, тем лучше ваш «баланс» и тем больше у вас возможностей. Недостаточная стимуляция нервной системы, когда человек, скажем, болен и прикован к постели на длительное время, приводит к уменьшению «остатка на счету»».

По мнению доктора Боуэна, одним из самых главных факторов, способствующих нашему преждевременному старению и развитию хронических заболеваний, является наш малоподвижный образ жизни. Недостаток движения приводит к торможению нервной активности, что влияет на все системы тела. Когда чувствительные нервные окончания не получают сигналов, они начинают атрофироваться, а это приводит к сбоям в функционировании органов.

«Ритуальные действия стимулируют рецепторы движения и повышают общее интегративное состояние, что, в свою очередь, воздействует на иммунную и сердечно-сосудистые системы, на органы пищеварения, дыхания и выделения. Вот почему практика Пяти Ритуалов уменьшает риск заболеваний простудой или гриппом, отодвигает приход разрушительных болезней, ассоциируемых со старостью, и способствует излечению такого большого количества заболеваний, начиная с артрита и заканчивая гайморитом. Я видел пациентов с костными шпорами, это вид остеоартрита, при котором пораженные суставы срастаются. Если нервы таких суставов стимулировать, как это происходит при выполнении ритуальных действий, шпоры действительно рассасываются. Рентген пораженных суставов доказывает, что костные шпоры исчезают совершенно, и я полагаю, что это происходит в результате комбинации предложенного мной лечения и практики этих упражнений».

Доктору Боуэну сейчас 40 лет, он ежедневно выполняет Око Возрождения уже более 5 лет. По его словам, они заменили ему утреннюю чашку кофе, так как заряжают его гораздо большей энергией. «Выполняя ритуальные действия, я повышаю свою способность достичь всего, чего я хочу достичь, и максимально раскрываю свой человеческий потенциал», —говорит Боуэн.

Как и доктор Боуэн, доктор Рассел Льюис, который много лет изучает восточные оздоровительные традиции, считает, что Пять Ритуалов основаны на тонком понимании устройства человеческого тела и его функционирования — на знании, которое действительно доказало свою состоятельность с течением времени. Он полагает, что эти упражнения хорошо продуманы и подтверждены опытом многих людей, которые их использовали. Льюис, который более 17 лет работает хиропрактиком в Чарльстоне, штат Южная Калифорния, приводит пример акупунктуры, очень эффективный метод лечения, который является таковым уже сотни лет, несмотря на то, что до сих пор никто не смог дать ему исчерпывающего научного объяснения.

«За три года практики Ока Возрождения, — говорит доктор Льюис, — я заметил, что ритуальные действия дают мне ощущение здоровья и гармонии. Я думаю, эти положительные эффекты являются результатом действия древних восточных физических и метафизических принципов. Последняя научная информация о связи между состоянием ума и тела подтверждает состоятельность этих принципов.

Задолго до того, как один из пациентов дал мне книгу «Око Возрождения», я был убежден, что ум должен принимать участие в реальных и долговременных изменениях физического состояния человека. Каждый человек должен играть активную роль в сохранении своего здоровья и брать на себя определенную ответственность.

Я считаю, что самая большая ценность этой книги в том, что она предлагает людям любого возраста технику, благодаря которой они могут восстановить и сохранить свое здоровье. Я не заинтересован в том, чтобы дожить до 120 лет. Для меня важно качество жизни, и я думаю, что в этом смысле ритуальные действия очень эффективны. Поэтому я выполняю их сам и предлагаю выполнять моим пациентам, среди которых бывают люди всех возрастов, страдающие от самых разных недугов, заболеваний и мышечно-скелетных нарушений. Я считаю, что ритуальные действия — совершенная практика для ума и тела».

История доктора Рассела Джойлетта — как раз подходящий пример. Доктор Джойлетт работал врачом в Хартфорде, штат Кентукки. Он вышел на пенсию в 1993 году, и в том же году начал выполнять Пять Ритуалов. Через семь месяцев он случайно встретил своего коллегу, который жил в другом городе и которого он долго не видел. «Вы не можете уйти на пенсию. Вам ведь всего лишь около 47 лет, не так ли?» — спросил этот друг. Доктор Джойлетт ответил, что на самом деле ему 63 года, но, чтобы доказать это, ему пришлось показать свои водительские права.

До того, как доктор Джойлетт начал практиковать Око Возрождения, он ходил согнувшись и не мог поворачивать голову из-за старой травмы шеи. Его волосы были совершенно седыми, он страдал от избыточного веса и чувствовал себя глубоким стариком. «С 19 июня 1993 года я тщательно следую советам, которые даны в книге «Око Возрождения», — говорит доктор Джойлетт. — Я похудел на 20 фунтов*, стал более энергичным и активным. Мои волосы стали гуще, сейчас они темно-каштановые, осталось только несколько седых прядей на висках. Я могу стоять прямо и совершенно свободно и безболезненно поворачивать шею. Моя походка стала легкой и упругой. Сексуальные желания и способности вернулись в норму. Люди, которые не видели меня четыре года, поражены тем, как я «помолодел».

Каждый из врачей, с которыми я беседовала, объяснял с позиций своей специальности, как и почему «работают» ритуальные действия. Но все они разделяли мнение, что Пять Ритуалов при постоянной практике могут оказать положительное воздействие на все тело, а также на психику. Они единодушно утверждали, что ритуальные действия укрепляют мышечную силу, улучшают подвижность суставов, кровообращение и дыхательные функции, а также улучшают координацию, чувство равновесия, обеспечивают энергичность и ясность ума.

Некоторые врачи считают, что в результате улучшения кровообращения, которое происходит благодаря Ритуалам, из тела вымываются токсины и шлаки, которые накапливаются в жировой ткани, органах и суставах. Другие обращают основное внимание на тот факт, что ритуальные действия способствуют улучшению притока кислорода к мозгу, что улучшает его функционирование. Многие медики убеждены, что стимуляция

* Около 9 килограммов. — Прим, перев.

чакр, или энергетических центров, описанная в книге «Око Возрождения», это на самом деле стимуляция эндокринной системы тела. (Обсуждение темы чакр вы найдете в главе 4.)

«Места расположения чакр на позвоночнике соответствуют основным железам внутренней секреции, — объясняет доктор Дэвид Селмэн. — Эти железы помогают поддерживать гомеостатический баланс биохимических элементов тела и обеспечивают выполнение автоматических функций организма. Щитовидная железа и гипофиз, которые связаны с производством гормона роста, ответственного за процесс взросления человека, — части эндокринной системы. Они расположены в области головы и шеи, а ритуальные действия особенно хорошо задействуют эти части тела и, соответственно, активизируют эти железы. В ходе научных исследований было установлено, что введение небольших доз гормона роста в организм замедляет процесс старения».

Доктор Селмэн — микробиолог, особый интерес он проявляет к связи между психикой, телом и иммунной системой. В настоящее время он ищет финансовые ресурсы для научного изучения влияния Пяти Ритуалов на способность человеческого организма производить гормон роста. Тот же научный подход исследователя он проявил и к практике. Когда он впервые прочитал книгу «Око Возрождения» четыре года назад, он подошел к изложенной в ней тибетской практике с позиций ученого-исследователя и начал выполнять ритуальные действия в качестве эксперимента.

К своему удивлению, доктор Селмэн, которому 63 года, вскоре обнаружил, что он чувствует себя моложе и становится здоровее и что, в частности, у него повысилась устойчивость к простуде и гриппу. После месяца занятий он уже мог сыграть три сета тенниса в полуденную жару, что раньше было для него решительно невозможно. Его партнеру в парной игре 43 года, но Селмэн говорит, что ему совершенно не трудно играть с ним. «Я чувствую себя лучше, чем тогда, когда мне было 28. И выгляжу лучше. Мой рост — 6 футов*, и с тех пор, как я включил ритуальные действия в мой ежедневный режим, сколько бы я ни ел, мой вес стабилен — 133 фунта*», — с гордостью говорит доктор Селмэн.

Читайте также:  Зрение представляет собой часть мыслительной деятельности

Поскольку доктор Селмэн — ученый, он не готов утверждать, что одни только ритуальные действия стали причиной его замечательного улучшения здоровья. Он считает, что на примере одного человека невозможно провести объективный научный анализ. «Я не могу сказать наверняка, как бы я чувствовал себя, если бы не выполнял Пять Ритуалов, — говорит он. — Я только знаю, что я выполняю их, и у меня очень сильное ощущение, что они мне помогают. Вот почему я рассказываю о них на семинарах и занятиях».

«Меня больше интересуют результаты, — объясняет Кэтлин Сортини, доктор медицины, — чем то, как или почему что-либо работает для моих пациентов. Я готова принять на вооружение все, что может им помочь. Когда лучшее из того, что предлагает медицинская наука, оказывается недейственным, я готова испытать что-то другое. Люди хотят быть здоровыми, и я разделяю их точку зрения». Благодаря такому отношению она прислушалась к словам одной из своих пациенток, Синтии, которая утверждала, что Пять Ритуалов полностью изменили ее самочувствие и жизнь.

Доктор Сортини в настоящее время является преподавателем на медицинском факультете университета Южной Флориды, а также координатором по вопросам акушерства и гинекологии в программе помощи семьям, которую проводит Гали-факский медицинский центр в городе Дейтона-Бич. Она впервые встретила Синтию восемь с половиной лет назад. В то время Синтии было 27 лет, у нее было множество проблем со здоровьем, включая хроническую пониженную функцию щитовидной железы и нарушения аппетита, из-за которых она была чрезвычайно худой и настолько слабой, что ей стоило огромного труда взобраться на один пролет обыкновенной лестницы.

*Около 180см.

* Около 60 кг.

Доктор Сортини стала лечить Синтию и порекомендовала ей визиты к психологу, с которым она работала вместе.

Но ни консультации психолога, ни лекарства не помогали. По словам самой Синтии, она чувствовала себя «старше большинства стариков», ей казалось, что она умирает. Ей «все время было холодно», она «выглядела ужасно — болезненно худая, с тусклыми, ломкими волосами и полуопущенными веками». Она с трудом могла заботиться о своей шестилетней дочери.

Как раз незадолго до второй беременности Синтия в буквальном смысле слова натолкнулась на книгу «Око Возрождения». Одним дождливым днем она увидела на тротуаре стопку книг, которую оставили, чтобы ее забрал мусоровоз. Просматривая мокрые книги в поисках чего-нибудь стоящего, Синтия нашла книгу Кэлдера, единственную, остававшуюся совершенно сухой. Заинтригованная названием, Синтия взяла ее домой, прочла и почти сразу же начала выполнять ритуальные действия. Вскоре и она, и доктор Сортини стали замечать положительные изменения в состоянии ее здоровья. У Синтии появился аппетит, она стала есть и набрала вес. Ее настроение резко улучшилось, она стала более энергичной. Синтия была уверена, что причиной тому были Пять Ритуалов.

«Я не слышала об «Оке Возрождения» и пяти ритуальных действиях, пока Синтия не обратила на них мое внимание, — объясняет доктор Сортини, — и вначале отнеслась к ним скептически, как поступил бы любой врач на моем месте. Но я считала, что эти упражнения не могут принести ей никакого вреда, и не возражала против ее занятий. Время шло, и я с трудом верила тем изменениям, которые замечала в Синтии. Она стала другим человеком. Выглядела лучше, чувствовала себя лучше, казалось, она стала лучше справляться со всеми делами, прекрасно контролируя свою жизнь и свое здоровье».

«Когда я была беременна в первый раз, — говорила Синтия, — мне пришлось провести последние два месяца не вставая с постели. Когда я снова забеременела, и доктор Сортини, и я очень боялись, что я не смогу выносить и родить ребенка и что даже если смогу, то у меня не будет сил ухаживать за ним. Я даже думала о том, чтобы сделать аборт». Но беременность Синтии прошла без осложнений, и пять месяцев назад она родила здоровую малышку. Она выполняла первое, третье и четвертое ритуальные действия до того самого дня, когда ее отвезли в больницу, и смогла снова начать практику всех Пяти Ритуалов через шесть недель после родов.

«Моя подруга, которая родила сразу же после меня, все еще выглядит так, как будто она беременна. Но уже через девять недель после рождения моей дочери вы бы не смогли сказать, что я недавно родила ребенка, — с энтузиазмом говорит Синтия. — Я делала по 21 повторению каждого ритуального действия и чувствовала себя великолепно. Я была полна энергии, и это было для меня совершенно новым ощущением. Сейчас я могу заботиться об обоих моих детях, плюс к ним рыбка и кролик. Если у меня нет одновременно двух или трех дел, я не знаю, что с собой делать. Когда-то, если бы я попробовала внести в дом ребенка плюс несколько пакетов еды за один раз, это бы меня почти убило. Но сегодня я даже не замечаю никакого напряжения. Мои волосы выглядят чудесно, мне не холодно, и я не принимаю лекарств для лечения щитовидной железы. Пять Ритуалов действительно помогли мне. Я была молодой женщиной в плохой форме, но теперь у меня есть и молодость, и здоровье».

Доктор Сортини подтверждает слова Синтии. «Как сторонник научных методов, я не могу категорически утверждать, что изменения и улучшения, которые я наблюдала у Синтии, были результатом только Пяти Ритуалов. Но тем не менее меня очень впечатлило то, что я увидела. Меня чрезвычайно интересуют методы, которые помогают людям, и нет сомнения, что Синтии Пять Ритуалов помогли», — говорит доктор Сортини.

Синтия верит, что Бог послал ей книгу «Око Возрождения» как раз в нужный момент, когда она достигла критической точки. «Я была больна и очень устала от своих болезней, —говорит она. — Лекарства, которые я принимала, не приносили никакой пользы. Я чувствовала, что мне может помочь что-то изнутри меня самой, но не знала, что это. Пять Ритуалов ответили на все мои вопросы».

«Замедленное» старение

Когда доктор Б. С. Мелл, работавший психиатром в местной психиатрической клинике в Джексоне, штат Луизиана, впервые услышал о книге «Око Возрождения», он опасался, что ему угрожают проблемы с сердцем. Ему было 63 года, он был слабым и обладал избыточным весом. Когда-то у него была частная практика, и он нередко работал по 60 часов в неделю, но в то время, о котором мы говорим, он не мог без переутомления отработать даже 8-часовой рабочий день. Он чувствовал, что внезапно стал дряхлеть.

«Я купил книгу, потому что она пробудила мое любопытство. Кроме того, мне не нравилось мое физическое состояние, — объясняет доктор Мелл, —и я решил, что позанимаюсь три месяца и посмотрю, добьюсь ли каких-нибудь результатов. К концу третьего месяца я заметил в себе поразительные перемены».

Практика Пяти Ритуалов заметно улучшила работоспособность доктора Мелла. Три года назад, до того, как он узнал о Ритуалах, ему нужно было не менее восьми часов сна в сутки, и все равно к середине дня он чувствовал усталость. «В свои лучшие годы я спал по четыре-пять часов в сутки, — говорит он, — и, хотя сейчас я сплю намного меньше, я никогда не чувствую усталости. Я встаю в 4 часа утра и чувствую себя свежим, продуктивно работаю целый день и чувствую себя бодрым, я забыл о той вялости, которую раньше испытывал после обеда. Даже вечером, ложась спать, я не чувствую себя истощенным».

Кроме того, доктор Мелл похудел на 10 фунтов*, и вес его остается стабильным. Объем талии уменьшился на три дюйма**, возвращается мышечный тонус. Ему начало нравиться то, что он видит в зеркале. Хроническое чихание, которым он страдал из-за гипертрофии слизистой носа, прекратилось, а одышка, появление которой он стал замечать в последнее время, совершенно исчезла.

**Около 7,5 см.

«Увидев, что произошло со мной за три месяца, я решил продолжать занятия, —говорит доктор Мелл. —Теперь ритуальные действия стали для меня привычкой, и за все эти годы я пропустил всего лишь пять дней. Я знаю, что не просто чувствую себя намного здоровее, я на самом деле стал более здоровым. С тех пор как я начал выполнять Пять Ритуалов, я ни разу серьезно не заболел. Когда у меня начиналась небольшая простуда, я продолжал выполнять Ритуалы, и она исчезала за два дня. Недавно я проходил полное медицинское обследование, и оно показало, что мое состояние в норме. Мой врач не мог поверить, что мы с ним одного возраста. Ему делали обходное венозное шунтирование, но он выглядит на 10 лет старше, чем я».

«Я сомневаюсь, что практика ритуальных действий действительно может обратить вспять процесс старения, — с улыбкой говорит доктор Мелл, —но, если у человека достаточно воли, чтобы делать эти упражнения, я убежден, что он будет стареть медленно».

Комментарии доктора Мелла, доктора Сортини, доктора Коупа и всех других медиков, включенных в эту главу, — это не рекламный трюк. Они исходят не от «продавцов змеиного жира», которые пытаются продать эликсир жизни, и не от мошенников, стремящихся заполучить ваши деньги. Медики, а также все другие мужчины и женщины, которые согласились поговорить со мной, ничего не получили взамен. Их единственное вознаграждение за то, что они поделились своими невероятными, но реальными историями, — это знание, что их рассказы могут принести пользу другим.

источник

Продукция компании Санрайдер (Sunrider) разработана на основе Философии Регенерации, согласно которой организм человека является своеобразной моделью Вселенной, повторяющей в себе в точности все макропроцессы, происходящие в ней. Применительно к физическому и качественному строению организма Инь означает физическую составляющую тела, а Ян — его свойства и функции. Инь управляет организмом изнутри, а Ян – управляет внешними факторами организма.

Баланс Инь и Ян определяет состояние здоровья человека, физического и духовного. В китайской медицине есть положение: если Ян отступает, увеличивается Инь, а если отступает Инь, происходит увеличение Ян. Хорошее здоровье обеспечивается равновесием этих двух начал в организме – чем это равновесие ближе к идеальному, тем крепче здоровье и тем качественнее жизнь человека, обладающего таким здоровьем.

Женская энергия Инь соответствует внутреннему миру человека, в то время как внешняя, поведенческая, социальная жизнь человека соотносятся с мужской энергией Ян. Особенности физиологии и характера, таланты и склонности, сила и слабость — все это определяется преобладающими в человеке началами и особенностями их взаимодействия.

В китайской медицине модель Инь-Ян, именуемая также принципом Гармонии и Равновесия, используется во всех без исключения направлениях медицинской научной теории и практики: в патологии, анатомии, физиологии, клинической диагностике и лечении. Особое значение этот принцип приобретает в профилактических программах, созданных для предотвращения заболеваний.

Китайские программы профилактики и лечения обычно основаны на принципе соотнесения «внутреннего» и «внешнего», «верха» и «низа». Это касается строения тела, сосудов, оболочек внутренних органов.

Инь соотносится с внутренними, передними и нижними поверхностями тела. Это грудь, живот, внутренние поверхности верхних и нижних конечностей, живот, нижняя часть спины. Ян, в свою очередь, соотносится с наружными, задними и верхними поверхностями. К ним относятся голова, наружные стороны верхних и нижних конечностей, верхняя часть спины, левая половина тела.

Так называемые «плотные органы» (сердце, почки, печень и другие) соотносятся с Инь. «Полые органы» (кишечник, желудок, мочевой пузырь и другие) — с Ян. Определение исходной точки патологического процесса само но себе может многое сказать о причинах, вызвавших этот процесс, то есть о характере дисбаланса Инь и Ян, который повлек за собой то или иное заболевание.

Восточные медики считают важным выяснить характер соотношения Инь и Ян. Находятся ли они в равновесии, или же одно из начал заняло преобладающую позицию? Традиционная китайская медицина ставит знак равенства между здоровьем и балансом Инь и Ян. Болезнь возникает тогда, когда гармония нарушается.

Долгое время западная и восточная модели миропонимания находились в состоянии разрыва друг с другом. В лучшем случае, приверженцы одной теории никогда не слышали о существовании иных принципов, а в худшем — считали друг друга непримиримыми врагами.

Не секрет, что именно западное мировоззрение на протяжении веков считалось истинным в силу своей, как казалось, рациональности, точности, ясности. В настоящее время люди вновь обратились к древним знаниям, к философии Востока. Эта тенденция наблюдается и в медицине. После периода полного отрицания ценности народной медицины сейчас происходит обратный процесс. Нетрадиционные методы лечения все больше привлекают внимание. И это касается не только простых людей, но и самих медиков.

Восточная медицина зародилась в Китае, а точнее — в Тибете. Вышедший из недр монашеских обителей древний трактат «Чжуд-ши» на протяжении многих веков учил людей жить, не зная, что такое болезнь. Интересно, что в языке тибетских монахов даже не было такого понятия, как заболевание! Описывались только определенные обстоятельства, которые нарушали гармонию Инь и Ян. Восстановление равновесия энергии — вот умение, которым обладали древние китайские медики. И это умение достигало поистине недостижимых для нас высот.

Представьте только, в тибетской медицине существовало более 100 методов нелекарственной терапии! Существовали определенные лечебные молитвы, врачевание могло проводиться во сне, с помощью определенных звуков, мыслей, взгляда. Но и кроме этого использовалось большое количество природных веществ, таких, как различные минералы, белая глина, травы и многое другое, что уже хорошо известно и распространено у нас.

Благодаря высочайшему уровню методов лечения, медицина в те времена смогла существенно расширить границы жизни и отсрочить смерти правивших в Древнем Китае императоров. До нас дошли сведения о том, что некоторые из них доживали до 200 лет, зачинали детей в возрасте 140 лет и до конца дней имели гарем, состоящий из 5000 жен! И это не легенды и мифы, а достоверная информация, ставшая известной современным историкам из дворцовых хроник, протоколов, официальных документов и дипломатических переписок.

Тибетская и китайская медицина в целом рождалась и развивалась в строжайшей тайне. Открытия и достижения древних врачевателей долгие века хранились за семью замками. Те, кто нарушал обет молчания, карались смертью. Районы сбора лечебных трав охранялись войсками. Императорские врачи и лекари имели одни из самых важных государственных статусов и стояли на вершине власти почти наравне с императором.

На протяжении многих тысячелетий китайские мудрецы изучали энергетическую силу человека под названием «Ци», которую считали не менее важной, чем, например, систему кровообращения или дыхания. Термины «биоэлектричество» и «биомагнетизм», только недавно вошедшие в обиход современной медицины, в Китае были известны с незапамятных времен!

Современная наука только начинает изучать невидимые энергии в человеческом организме, между тем как древнекитайские медики давно знакомы с ее свойствами. В Древнем Китае медицинские знания считали божественным даром. Умение лечить означало могущество, власть над жизнью и смертью.

И сейчас не из-за простого любопытства, стремления к экзотике или следования моде современные врачи интересуются древнекитайскими тайнами врачевания. Припадая к ее истокам, они находят там ответы на казалось бы неразрешимые вопросы и открывают новые пути борьбы с тяжелыми недугами.

источник

Тысячелетиями китайская медицина копила опыт излечения болезней. Тщательно и неторопливо изучались целебные свойства растений и животных, камней и металлов. Быть может, поэтому воздействие лучших китайских средств иногда так похоже на чудо.

Тысячелетиями китайская медицина копила опыт излечения болезней. Тщательно и неторопливо изучались целебные свойства растений и животных, камней и металлов. Быть может, поэтому воздействие лучших китайских средств иногда так похоже на чудо.

Философия и практика

Понятия и термины восточной медицины достаточно экзотичны для нашего слуха, и, на первый взгляд, не соответствуют современным научным представлениям. Однако, они всего лишь наглядно описывают взаимодействие природных сил в человеческом организме, и в этом смысле уместны, справедливы и эффективны сегодня, как и тысячи лет назад.

В основе лежат весьма отвлеченные, с точки зрения европейца, теоретические модели: инь-ян (единство и борьба противоположностей), у-син (пять стихий), цзин-ло (взаимосвязь) и другие. Привнесение философских концепций в медицину определяющим образом повлияло на все ее дальнейшее развитие. Главным результатом стало то, что традиционная китайская медицина (ТКМ) рассматривает тело, ум и душу в единстве и взаимосвязи.

Согласно понятиям китайской медицины, человеческий организм представляет собой единое целое. Отдельные структуры этого целого находятся во взаимном динамическом равновесии, при нарушении которого возникают болезни.

Причинами нарушения равновесия, по наблюдениям китайских медиков, могут стать изменение климатических условий, неправильное питание, психическое возбуждение, переутомление, а также внутренние факторы, как-то: «застоявшаяся кровь», слизистые жидкости и др.

Первое из пяти классических Правил лечения гласит: лечить нужно человека, а не болезнь. Согласно остальным правилам, нужно выявлять истинную причину болезни, различая существенное и несущественное, а значит, одинаковое недомогание у разных людей лечить разными средствами. Причем начинать работу с пациентом предписывается до того, как он почувствует себя больным.

Все лечение подразделяется на три направления или этапа: снятие симптомов болезни, поиск истинной причины заболевания и устранение предрасположенности больного к тем или иным заболеваниям.

В арсенале ТКМ — пять основных методов воздействия на организм: акупунктура и прижигания, лекарственная терапия, мануальная терапия (массаж Туина), дыхательная гимнастика Ци гун, а также учение о питании.

Китайский врач тщательно изучает индивидуальные особенности больного. Расспрос, осмотр, ощупывание и даже обнюхивание могут продолжаться очень долго. После того, как поставлен диагноз, врач иногда дает лишь ряд простых рекомендаций по диете, поведению в определенных ситуациях, приему натуральных продуктов и трав. Однако, поскольку эти рекомендации подобраны специально для каждого больного, то их выполнение порой не только излечивает болезнь, но и приводит к общему оздоровлению тела и души пациента.

Читайте также:  Знак на авто инвалид по зрению

Путь через века

Если задаться целью проследить истоки китайской медицины, то отыщутся они, пожалуй, в Каменном веке. Именно так датируются самые древние каменные иглы для акупунктуры, обнаруженные при археологических раскопках. Между 500 и 300 гг. до нашей эры был написан первый китайский труд по медицине «Хуан Ти Нэй Цзин». В нем уже был теоретически осмыслен и обобщен традиционный подход к заболеваниям и их лечению. Во времена династии Хань врач Чжан Чжун Цзин обосновал лечение на основе распознавания характерных синдромов, а также создал классический труд «Сян Хань Лунь», посвященный простудным заболеваниям. Способы лечения инфекционных заболеваний были открыты в конце правления династии Мин. Во втором веке н.э. великий врач Хуа То, которого еще и теперь почитают как «бога хирургии», первым применил оперативное вмешательство при лечении различных заболеваний и использовал при операциях наркотическую смесь трав. В 1596 году врач Ли Ши Чжен написал книгу по лечению болезней травами, минералами и другими природными средствами «Бен Цяо Ганг Му». В ней описано 1892 вида лекарств, приведено изображение 1160 лечебных трав и дано 11 тысяч рецептов для лечения.

В течение столетий создавались учения о взаимосвязи различных органов и тканей, о значении симптомов, о диагностике недугов и методах восстановления равновесия в организме.

Однако, самому термину «традиционная китайская медицина» всего около полувека. Мао Цзедун, придя к власти в 1949 году, сначала объявил традиционную медицину феодальной и реакционной, и около девяти тысяч молодых китайских врачей отправились получать западное медицинское образование. А через несколько лет древнюю медицину — которая, собственно, с тех пор и стала официально называться ТКМ — вновь провозгласили национальным достоянием. Открылись и год за годом набирали силу мощные специализированные институты. Кропотливо исследовались десятки тысяч рецептов, на основе которых в соответствии с международными требованиями качества и безопасности создавались новые эффективные препараты.

Современная китайская медицина представляет собой органичное сочетание обоих направлений — западной медицинской науки и ТКМ, тем самым совершенствуя свои знания и практические возможности. Китайские врачи активно использует древние методы лечения в лечении и профилактике многих заболеваний.

Запад и восток: противостояние или синтез?

Если западная медицина пытается побороть болезнь воздействием извне, то китайская традиция стремится стимулировать внутренние силы оздоровления, присущие каждому человеку. При этом большое внимание уделяется тому, чтобы усилия врача и пациента составляли единую цельную систему.

Принцип цельности лежит в основе подхода китайского врача к любому пациенту, чем бы тот не был болен в конкретный момент времени. Эта особенность китайской медицины выгодно отличает её от практики современной западной фармацевтики, когда лечение конкретного органа нередко дает различные побочные эффекты или снижает иммунитет организма в целом (что отражено в известной поговорке нового времени — «одно лечим, другое калечим»). Там, где сложные процедуры современной медицины не оказывают эффекта, нередко помогают простые и естественные средства. Китайская медицина не применяет дорогостоящей аппаратуры и сильнодействующих синтетических препаратов, поэтому она особенно эффективна при длительно протекающих хронических заболеваниях, когда важно восстановить нормальную работу ослабленных или поврежденных органов. В тех же случаях, когда жизненно важно немедленное и радикальное воздействие на организм, необходимо обращение к современной медицинской практике. Таким образом, западная и восточная медицинские традиции не должны рассматриваться как «конкурирующие фирмы». Скорее, они могут замечательно дополнять одна другую, развиваясь и взаимодействуя, чтобы сохранить здоровье миллионам людей.

Некоторые термины и понятия традиционной китайской медицины.

Энергия «ци» (функциональное начало)
Данное понятие не имеет ничего общего с физической энергией в современном смысле. В китайской медицине оно означает составной элемент, необходимый для образования человеческого организма и поддержания его жизнедеятельности, как в здоровом состоянии, так и во время болезни. «Ци» внутренних органов (например, «ци» печени) подразумевает их функцию или активность; существует питательная «ци» — субстанции внутри тела, содержащие питательные вещества и т. п. Согласно теории китайской медицины, нарушение, вызывающее болезнь проникает туда, где имеется недостаток «ци».

«Инь» и «ян»
В соответствии с древнейшей философской концепцией, используемой в ТКМ, это два противоположных фундаментальных принципа, охватывающие все явления окружающего нас мира (включая человека и природу). Организм человека представляет собой единое целое, в котором «ян» (активное, позитивное, определимое, мужское, день) и «инь» (пассивное, негативное, смутное, женское, ночь) дополняют друг друга. Китайские медики считают, что верхняя часть тела человека относится к «ян», а нижняя к «инь», поверхность тела к «ян», внутренности к «инь», полые органы (желчный пузырь, тонкий и толстый кишечник, желудок, мочевой пузырь) — к «ян», полные (печень, селезёнка, сердце, лёгкие, почки) относятся к «инь». Организм функционирует нормально, если «инь» находится в состоянии покоя, а «ян» имеется в достаточном количестве. Возникновение каждого заболевания основано на неуравновешенности «инь» и «ян»: если возникает избыток одного, то проявляется недостаток другого, поэтому все заболевания могут быть рассмотрены в качестве инь- или ян-синдрома. При преобладании «инь» возникает холод, при преобладании «ян» — жар.

Телесные соки (флюиды тела)
Так в китайской медицине называются все нормальные жидкости человеческого организма, выделяемые различными органами секреции, как то: слюна, слёзы, пот и т. д.

Меридианы (каналы)
Они расположены по всему телу и являются путями прохождения «ци», крови и соков организма. За счёт соединительных функций меридианов, внутренние органы соединяются с внешними отверстиями тела, с кожей, волосами, сухожилиями, мышцами и костями, образуя единое целое человеческого организма. Используя понятия западной медицины, можно говорить, что система меридианов включает в себя функции кровеностной, лимфатической, периферической и вегетативной нервной систем.

6 патогенных факторов
В китайской медицине, эти понятия обозначают шесть природно-климатических факторов, воздействующих на организм, в результате чего возникают болезни. К ним относятся ветер, летняя жара, сухость и огонь, которые вызывают нарушения «ян»; влажность и холод — вызывают нарушения «инь». Они рассматриваются, в первую очередь, как причины возникновения заболеваний внешнего характера. Данные патогенные факторы могут воздействовать по отдельности или в комплексе, кроме того, они могут воздействовать внутри организма друг на друга и переходить один в другой.

«Влажность» («сырость»)
Различают «внешнюю влажность» — воздействие погодного фактора, характеризующееся головной болью, апатией (вялостью), чувством тяжести в конечностях и чувством полноты в груди; «внутренняя влажность» — нарушение функции селезёнки и желудка, недостаток энергии «ян» в почках и селезёнке, сопровождающийся снижением аппетита, диареей, чувством наполненности в животе, опуханием лица и отёком ног. Кроме того, выделяют «токсическую» или «ядовитую влажность», выражающуюся, например, в таких симптомах, как кровавый стул или появление кожных язв.

«Сухость»
Наносит ущерб сокам организма, характеризуется сухостью слизистой носа, запёкшимися губами, сухим кашлем, запорами и т. п.; внешняя сухость чаще всего проникает в организм через нос и рот, внутренняя сухость возникает преимущественно за счёт уменьшения флюидов (соков) организма и крови.

«Огонь»
Часто используется как синоним жара.
Огонь, как правило, исходит из тела, если связанное с ним заболевание вызвано внешним воздействием ветра, холода, летней жары, влажности, сухости. Так, к примеру огонь печени, желчного пузыря и сердца может возникнуть в результате психического возбуждения.
Состояние при болезни, связанной с огнём, характеризуется пылающим лицом, местными острыми воспалительными процессами и др.

«Токсический огонь» — чрезмерный токсический жар, часто сопровождающийся лихорадкой и жаждой, появление фурункулов, язв и других гнойных образований.

«Холод»
«Внешний холод», вызванный внешним воздействием, характеризуюется такими симптомами, как озноб, головная боль, ухудшение общего самочувствия, недостаточное потоотделение, напряжённый пульс.

«Внутренний холод» — нарушение функции внутренних органов в результате недостатка «ян» в организме, в частности, дисфункция почек и селезёнки, сопровождающаяся диареей, болью в животе, медленным и глубоким пульсом, чувством холода в конечностях.

«Ветер»
1) Проявление климатического воздействия природного ветра. Нарушение, им вызываемое, сопровождается лихорадкой и повышенной чувствительностью к ветру и холоду; часто оно рассматривается как предшественник болезни, вызываемой «влажностью», «сухостью» или «жаром». Для заболеваний такого типа характерны подвижность симптомов и изменение локализации болезни.
2) Синдром, характеризующийся головокружением, потерей сознания, конвульсиями, онемением, дрожанием конечностей и др.

«Внутренний ветер» («ветер печени»)
Может быть вызван избытком «жары» или «огня», «пустотой крови», истощением соков организма. Этот синдром связан с нарушением функции печени, вызванным избытком в ней «ян», поэтому его также называют «ветер печени». Он характеризуется головокружением, конвульсиями, судорогами и дрожанием конечностей, онемением, внезапными обмороками, односторонним параличом лица, закатыванием глаз и др.

«Летняя жара»
Воздействие данного климатического фактора выражается в следующих симптомах: лихорадочные состояния, головная боль, жажда, сухость во рту, повышенное потоотделение, одышка, ускоренный пульс, чувство беспокойства.

Микоян Юлия, по материалам сайта «Дао-Фарм».

источник

Опубликовано в журнале по прикладной эстетике
«Новости эстетики» вып.№4 2015 год.
Автор: Дин Светлана

Стремление людей оставаться молодыми и красивыми естественно. Эликсир молодости искали еще средневековые алхимики, поиски средств и способов, продляющих молодость, не прекращались во все века и продолжаются сегодня.

Несмотря на то, что эликсир молодости так и остается мечтой, в процессе его поиска были найдены различные способы сохранить красоту и здоровье или хотя бы скрыть следы увядания. Со временем не поспоришь, с годами появляются морщинки, отекают и становятся не такими эластичными веки, овал лица постепенно утрачивает свои четкие очертания…. Физиологические изменения, к сожалению, остановить пока не удается. Тем ни менее их можно замедлить, в том числе и используя методы китайской медицины.

Одним из замечательных качеств китайской медицины является то, что она позволяет предсказать заболевание, не дать ему развиться, устранив причину. Эта ее профилактическая составляющая очень востребована в эстетике лица и тела. Возрастные изменения внешности постепенно начинаются со снижения энергетики органов, ускоряясь болезнями. Красота теряется из-за постепенного подтачивания здоровья: морщины, отеки, сосудистая сетка на лице и ногах и т.д. – все это — выражение сбоев в работе систем организма. Костно-мышечные изменения в теле могут возникать независимо от работы внутренних органов (падения, ушибы, переломы, эмоциональные всплески и т.д.), тело приспосабливается к новым условиям бытия (срабатывает компенсационный механизм), обычно вовлекая и органы. Или же наоборот – заболевания органов приводят к изменениям в мышцах и костях.

Сравнивая восточную и западную медицину, врачи-западники, практикующие китайскую акупунктуру, отмечают только одну точку соприкосновения – пациента. Даже одинаковые названия внутренних органов их не сближают, так как западная медицина упор делает на анатомическое строение и механические функции, в китайской же рассматриваются в единстве как анатомическое строение органа, так и его эмоциональная и ментальная составляющие. Поэтому в западной литературе органы китайской медицины часто пишут с большой буквы.

Китайская философия и медицина в своей основе имеют три главных составных части, «три кита»: концепцию Ци, концепцию Инь-Ян и теорию У-син.

Концепция Ци пронизывает всю китайскую философию. Китайцы считают, что Ци – это все, что окружает человека: материальное и нематериальное. Поэтому европейцу очень трудно было перевести, что же такое «Ци». Это слово переводили как «жизненная энергия», «материальная сила», «материя», «эфир». Дело в том, что Ци находится в состоянии постоянного течения и в различных агрегатных состояниях. Когда Ци конденсируется, энергия трансформируется и переходит в физическую форму; когда Ци рассеивается, она порождает более тонкие формы материи.

Применительно к медицине Ци является материальным и психо-духовным основанием человеческой жизни. Тело и душа – лишь формы Ци. Все остальные жизненные субстанции являются проявлением Ци различной степени материальности от вполне материальных (например, Кровь), до полностью нематериальных (например, Разум – Шэнь).

На уровне антропологическом Ци обозначает некий наполнитель человеческого тела, связанный с кровообращением. Чтобы отличать Ци человека от от окружающего его пространства, ее называют «внутренней» или «истинной» Ци. Истинную Ци можно разделить на наследственную и приобретенную. Наследственная (Изначальная, Пред-небесная, Юань) Ци передается по наследству от родителей, находясь еще на стадии эмбриона. Приобретенная (Пост-Небесная) Ци образуется в теле в процессе жизнедеятельности организма сразу же после рождения.

Приобретенная Ци постоянно пополняется с помощью еды, питья, воздуха. Этим объясняется способность человека ежедневно восстанавливать свои силы.

Наследственная Ци представляет собой запас жизненных сил, переданных от родителей и, в большой мере, определяет продолжительность жизни. Этот вид Ци поддерживается за счет Приобретенной Ци, растрачивается при недостатке Приобретенной Ци. Поэтому Наследственную Ци надо всячески сохранять. Именно уменьшение Наследственной Ци влечет за собой возрастные изменения внешности, ускоряет старение организма. И неслучайно основными причинами, снижающими продолжительность и качество жизни, китайская медицина считает заболевания, особенно хронические, и физическое или интеллектуальное переутомления, при которых растрачивается Наследственная Ци организма.

Изначальная Ци (Юань Ци) зарождается в Почках. Там же располагается Огонь Врат Жизни (Мин Мэнь), являющийся физиологическим огнем, обеспечивающим организм теплом, необходимым для всех видов функциональной активности. Чем больше Ци в Почке, тем жизнеспособнее человек, поэтому ей уделяется так много внимания в китайских практиках.

Концепция Инь-Ян является одной из основополагающих концепций китайской философии и медицины. Она некоторым образом близка по смыслу к закону Единства и борьбы противоположностей в западной философии. Инь и Ян представляют собой противоположные и дополняющие друг друга качества. Инь всегда содержит в себе семя Ян и наоборот, что полным образом отражено в известном нам символе — Монаде. Этот символ еще в Китае называют Верхним пределом (Тай цзи), олицетворяющим взаимозависимость Инь и Ян.

Инь может трансформироваться в Ян, а Ян – в Инь. Философская школа, которая развила теорию Инь-Ян до высокого уровня называлась Школой Инь-Ян и была сформирована во времена Сражающихся царств в 476-221 гг. до н.э. Вероятно, изначально концепция Инь-Ян зародилась в результате наблюдений крестьян за сменой дня и ночи. День соответствует Ян, ночь – Инь. Следовательно, к Ян относятся деятельность, свет, Солнце, яркость, Юг, Восток (солнце всходит на востоке), тепло, разреженность, подъем. Инь соответствуют ночь, отдых, спокойствие, Луна, тень, Запад (солнце заходит на западе), Север, холод, плотность, спуск.

Хотя Инь и Ян являются противоположностями, но они не могут существовать друг без друга, постоянно находясь в состоянии динамического баланса, в результате движения сменяя друг друга: ночь сменяет день, времена года сменяют друг друга. Не может быть активности, если не было отдыха, не может быть сжатия без расширения, не может существовать энергии без материи… Ослабление Инь ведет за собой увеличение Ян и наоборот. Инь и Ян являются противоположными агрегатными состояниями вещества, так при нагревании воды (Инь), образуется пар, который поднимается вверх (Ян).

Однако, противоположность Инь и Ян относительна, так как не существует абсолютно полного Ян и абсолютно полного Инь. Так например, в соответствии с китайской диетологией овощи в целом являются Инь, а мясо – Ян. Однако, внутри каждой категории есть различные степени качеств Инь и Ян. Так, например, курица по отношению к капусте будет Ян, однако, по отношению к мясу ягненка – Инь.

Третья наиважнейшая часть китайской философии и медицины – теория У-син (теория Пяти Первоэлементов). Теория У-син зародилась приблизительно в те же времена, что и теория Инь-Ян. С появлением этих теорий китайские целители больше не искали сверхъестественных причин болезней. Они стали изучать Природу, определяли синдром и объясняли болезнь.

Пять элементов: Дерево, Огонь, Металл, Земля и Вода являются основными составляющими, из которых создан окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования.

При помощи этих пяти элементов, их взаимодействий восточная философия описывает Вселенную и все протекающие в ней циклы. Буквальный перевод слова «элемент» — это нечто стабильное, неподвижное, но китайское слово «синь» означает движение и перемены, поэтому более точный перевод – «пять стихий» («У» — переводится как «пять»).

Эти пять элементов находятся в циклической взаимосвязи, чем объясняются функциональные процессы, происходящие в природе, в человеческой жизни. Все явления мира укладываются в представление о пяти первоэлементах. Модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации – от вращения планет до работы внутренних органов.

Эти пять элементов и человеческая культура сплетены друг с другом сложной паутиной. В соответствии с этими принципами велись государственные и общественные дела, строились дома и города, определялось время свадеб и зачатий, время посева и жатвы. И также совершенствовались методы сохранения здоровья. Человек в ходе своей жизни проходит циклы, подобные временам года.

Дерево. Начало жизни – рождение. В годовом цикле – это весна с ее бурями. В мире растений зеленый побег символизирует начало нового цикла роста. Дерево – это элемент, которому свойственны эластичная упругость и безудержное стремление ввысь.

Огонь. К этому элементу относится детство и юность, горящий интерес и любопытство, способность восхищаться и фантазировать. В суточном цикле Огонь символизирует полдень, а в годовом – лето, наполненное теплом и зноем.

Земля. Человек находится в зрелом возрасте, все вокруг созрело и укоренилось, все на своем месте. Послеполуденное время, позднее лето, напоенное влагой, золотисто-желтый свет и покой.

Металл. Человек стареет, его волосы седые. В жизни начинается период, когда пожинаешь посеянное. С этим элементом связаны вечерние сумерки и осень, как период жатвы.

Вода. Цикл завершается, человек находится в старческом возрасте, приближается конец жизни. Темная ночь, становится холодно, все живое исчезает, чтобы вновь возродиться в воде и потом весной прорасти новой жизнью.

Внутренние органы в теле человека соответствуют определенным элементам. Легкие и Толстый кишечник относятся к элементу Металл; Селезенка и Желудок – к элементу Земля; Печень и Желчный пузырь – к элементу Ветер; Почки и Мочевой пузырь – к элементу Вода; Сердце, Перикард, Тонкий кишечник и Тройной обогреватель – к элементу Огонь. По теории У-син можно проследить, как стимуляция деятельности каждого органа оказывает непосредственное влияние на течение всех внутренних процессов жизнедеятельности.

Читайте также:  Закон преломления света с точки зрения волновой теории света

Наша цельность зависит от пропорций и ритма каждой из пяти фаз внутри нас, регулирующих бодрствование и сон, активность и отдых, возбуждение и торможение. Вот почему так важно достижение равновесия, что означает подвижность, разнообразие, умеренность и гармонию с собственными ритмами и потребностями.

Согласно китайской медицине, тело человека пронизывают десять парных каналов (симметричных с левой и с правой сторон), проходящие через внутренние органы: Легкие, Селезенку, Печень, Почки, Сердце, Тонкую кишку, Толстую кишку, Желудок, Желчный пузырь, Мочевой пузырь. Еще два парных канала проходят через виртуальные органы: Перикард и Тройной обогреватель. Перикард определяется, как оболочка Сердца, укрывающая его от воздействия наружных патогенных факторов. Тройной обогреватель включает в себя все внутренние органы тела. И еще два меридиана – впереди Жень-май и сзади Ду-май делят тело на две равные части.

Меридианы (каналы), проходя через органы, имеют свои ходы. Причем, различают поверхностный и внутренний ход меридианов. Схемы с изображением меридианов передают их поверхностный ход, дающий возможность через определенные точки воздействовать на организм. Внутренний ход меридианов пролегает внутри организма, через него происходит соединение меридианов с внутренними органами и между собой.

Ян и Инь-каналы соединяются между собой через соединительно-переходные точки (или ЛО-пункты). От ЛО-пунктов отходят коллатерали для соединения меридианов, представляющие собой сеть мелких горизонтальных ответвлений в поверхностной части тела в пространстве между основными каналами и кожей. Благодаря этим точкам осуществляется поверхностно-внутренняя связь двух внутренних органов и связанных с ними каналов. В поверхностно-внутренней связи находятся: меридианы Легких и Толстой кишки; Селезенки и Желудка; Сердца и Тонкой кишки, Перикарда и Трех обогревателей, Почек и Мочевого пузыря, Печени и Желчного пузыря. Благодаря этому воздействием на соединительно-переходную точку можно лечить и заболевания внутреннего органа, и поражения кожного покрова.

Все это составляет единую энергетическую сеть человека.

Итак, плотные внутренние органы: Легкие, Сердце, Селезенка, Печень и Почки, а также и Перикард, способные накапливать энергию, называются Инь-органами. А полые органы: Толстая кишка, Тонкая кишка, Желудок, Мочевой пузырь, Желчный пузырь, в которых в основном происходит перемещение веществ, являются Ян-органами. К Ян-органам относят и Тройной обогреватель, в функции которого входит контроль над перенесением и проникновением Ци и за переработку, перенесение и выведение жидкостей тела во всех полостях и органах. Значение Тройного обогревателя огромно еще и потому, что именно он является двигателем того, чтобы Юань Ци активизировала все физиологические функции тела и обеспечивала теплом для пищеварения и обработки пищи. Быть на поверхности и защищать – функция Ян, быть внутри и питать – функция Инь. Поэтому по спине проходят только меридианы Ян, а по грудной клетке – только меридианы Инь (за исключением меридиана Желудка).

Внутренняя часть туловища – грудь и живот относятся к Инь. Поэтому они могут повреждаться такими внешними патогенными факторами природы Инь, как Сырость и Холод.

Голова легко подвергается воздействию внешних патогенных факторов природы Ян, таких как ветер и Летний жар. Через точки головы можно укреплять энергию Ян организма.

Лицо – место, где начинаются и заканчиваются, связываясь между собой, все каналы Ян. Поэтому косметология в Китае, будучи тесно связанной с китайской медициной, рассматривает проблемы на лице совместно с проблемами в организме. Проводя процедуры на лице, китайские косметологи обязательно дополнительно воздействуют на определенные точки или зоны на теле.

Казалось бы, диагностические методы китайской медицины (осмотр, опрос, пальпация, аускультация) весьма примитивны. Ни томографов, ни анализов на биохимию, ни УЗИ. Тем ни менее они не с худшей, а иногда и с лучшей точностью позволяют определить текущее состояние организма, спрогнозировать отрицательное развитие событий, пока человек еще не чувствует недомогания, и устранить их.

Старейшими методами диагностики в китайской медицине являются пульсовая диагностика и диагностика по языку.

Пульсовая диагностика, о которой стало известно еще в 5 веке до нашей эры, является классикой китайской медицины. И это неспроста. Ведь в Китае пациент платил лекарю гонорар не за лечение, а за здоровье. Известны случаи, когда со смертью высокопоставленного больного врача убивали. Особенно это касалось императора, к которому прикасаться было запрещено. Единственное, на что имел право врач – прикоснуться к лучевой артерии руки, прощупать пульс и сделать заключение о состоянии здоровья. Мера наказания за ошибочный диагноз и неправильно проведенное лечение явилось сильным стимулом для превращения пульсовой диагностики в высочайшее искусство.

Метод пульсовой диагностики основан на исследовании волновых процессов, отражающих функциональное состояние внутренних органов. Необходимо их определенное соотношение по силе удара, ритму, скорости и т.д. Отклонение от нормы этих показателей позволяет провести диагностику широкого спектра нарушений и изменений состояния систем организма. Интересно, что это исследование возможно проводить чуткими пальцами целителя, прикасающимися к лучевой артерии в области запястья на обеих руках пациента.

В организме человека все взаимосвязано, и если нарушается одна его система, то неизбежно происходят изменения во всем организме. Поэтому подтверждения правильно проведенной пульсовой диагностики всегда найдутся при осмотре языка пациента и наоборот.

В ходе диагностики состояния здоровья по языку обращают внимание на его размер, форму, цвет, величину, наличие налета, трещин, язв и звездочек и т.д.

Язык издавна считается индикатором состояния здоровья человека. Иногда его изменения появляются раньше всех других признаков заболевания. Например, в ходе диагностики по языку выясняется, что у человека Жар Желудка (красный язык с желтым налетом в средней части). Если вовремя не провести лечение, через некоторое время человек в самом деле почувствует дискомфорт в Желудке. Причем, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, это может вылиться не только в гастрит, но и в язву желудка, а на лице могут появиться воспаления.

Другой пример: человека беспокоит очень жирная кожа на лице, жирные, быстро пачкающиеся волосы. Скорее всего, доктор увидит отечный язык с белым вязким налетом, красную полоску по краям языка и сделает вывод, что необходимо убрать Сырость из организма, нормализовать функции Печени и Желчного пузыря.

Китайские врачи начинают осмотр больного еще до того, как тот заговорит. Наблюдают, какая у него походка, как он стоит, как садится. Обязательно обращают внимание на его телосложение, на манеру говорить, на тембр голоса. Показательны цвет лица, состояние волос и т.д. В древние времена считалось самым высоким диагностическим искусством и признаком превосходного доктора возможность поставить правильный диагноз, просто осмотрев пациента без всякой потребности задавать вопросы или пальпировать его. Еще в эпоху Мин была известна диагностика болезни по лицу «Сян-Мин — искусство чтения по лицу». Искусство Сян-Мин практиковалось великими мастерами, держалось в строжайшей тайне и передавалось устно самым одаренным ученикам.

В «Учении о болезнях кожи» считается, что здоровье и красота кожи в большой степени зависят от притока крови к поверхности кожи и нормального кровообращения.

При недостаточном кровообращении (недостаточность Ци и Крови) происходит нарушение кровообращения во всем организме. А именно кровь доставляет коже необходимую для нее влагу, кислород и питательные вещества.

Сильное переутомление, сильное истощение, недостаточное поступление крови и кислорода в кожу, застой Ци Печени, многофакторный упадок сил организма, результатом в конечном итоге является нарушение нормальной циркуляции крови. Нормальный доступ крови нарушается, возникает застой крови в капиллярах кожи лица. В этом случае клетки кожи не получают приносимых с кровью питательных веществ, воды, кислорода, витаминов, микроэлементов, других элементов роста, теряют жизненную силу, после чего кожа становится сухой и грубой, а то и дряблой, приобретает нездоровый темный цвет.

Осмотр кожи является важным аспектом китайской диагностики. Обязательно отмечаются цвет, текстура кожи, кожных пор и волос на теле, а также выявление любых ненормальных проявлений на коже.

Китайский косметолог обязательно обратит внимание на цвет лица клиента. В норме лицу должны быть свойственны «блеск» и «увлажненность». «Блеск» означает, что лицо должно быть блестящим и светящимся. В этом случае говорят, что в лице присутствует дух Шэнь, обозначающий хорошие жизненные силы. «Увлажненность» означает, что на лице присутствует Ци Желудка, то есть видно, что нет недостатка в жидкостях, и лицо хорошо увлажнено и упругое. Если китаец говорит кому-то, что у него или у нее хорошее Ци на лице, это означает высшую степень комплимента внешности.

Нормальный цвет лица должен иметь чуть красноватый оттенок, потому что лицо в целом отражает состояние Сердца. Красноватый оттенок свидетельствует о том, что Сердце в достаточной мере обеспечено кровью. Правда, нормальный цвет лица еще зависит от расовых отличий, поэтому будут присутствовать вариации нормального цвета лица у людей различных рас. Но блеск, увлажненность, красноватый оттенок должны присутствовать в любом случае, как атрибуты хорошего внешнего вида лица. Тусклый желтоватый оттенок указывает на Сырость, а яркий желтый цвет – на Сырость с Жаром.

Довольно часто можно наблюдать вокруг губ кожу зеленовато-желтого оттенка. Губы – «окно» Селезенки. Поэтому в данном случае это говорит о недостаточности Селезенки с Сыростью, внедрившейся из-за дисбаланса Печени.

В целом красный цвет кожи указывает на Жар. Если покраснение появилось внезапно и красный цвет яркий, это Полный Жар, например, прыщи, фурункулы.

Если покраснение развивается постепенно и красный цвет отличается тусклостью и сухостью, то это – Пустой Жар. Так, часто румянец в области скул на бледном лице является отражением Пустого Жара Почек (недостаточность Крови или недостаточность эссенции Почек). Почки считаются самым главным органом, потому что от их силы зависит репродуктивная функция организма, они хранят эссенцию – животворное родительское начало (Юань Ци). Почки принимают участие в образовании головного, спинного и костного мозга. Почки питают органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. Старение организма начинается с ослабления эссенции Почек. В китайской медицине существуют приемы, повышающие энергетику Почек, и таким образом, продлевающие жизнь.

Сухость кожи, волос, ломкость ногтей свидетельствуют о продолжительной недостаточности Крови. В восполнении Крови принимают участие такие органы, как Селезенка, Печень, Почки. Поэтому недостаток Крови свидетельствует о слабости одного или более перечисленных органов. Особенно часто это наблюдается у женщин.

Причиной повышенной жирности кожи западная медицина считает повышенную секрецию кожного сала из-за активности андрогенов. По китайской медицине жирность кожи обусловлена присутствием внутренней Сырости или Флегмы. Часто устранение данного патогенного фактора проводится одновременно с нормализацией работы желудочно-кишечного тракта, гармонизацией меридианов Желчного пузыря и Печени.

Подростковая угревая сыпь, акне возникает в период полового созревания, когда кожа из-за гормональных всплесков становится очень уязвимой к проникновению внешних бактерий с патогенными факторами Ветра-Сырости, Ветра-Жара. Дальнейшее ее развитие, переход в хроническую форму связан с проникновением патогенных факторов глубже в каналы (чаще в желудочно-кишечный тракт – меридианы Желудка, Толстого кишечника, Тонкого кишечника). С позиций западной медицины эта патология желудочно-кишечного тракта находит свое выражение в виде дисбактериоза, гастрита и т.д.

Не заканчивающиеся или возникающие по окончании подросткового периода угревая болезнь, акнэ связаны с заболеваниями внутренних органов и довольно часто — с психоэмоциональными факторами, которые способствуют возникновению ряда заболеваний внутренних органов. Подобным образом кожа сигнализирует о неполадках в работе желудочно-кишечного тракта, а также о гинекологических проблемах, о проблемах в печени и желчном пузыре и т.д.

С точки зрения китайской медицины акнэ на лице в целом бывает обусловлено Сыростью – Жаром (соответствует воспалению на фоне нарушения обмена веществ). При длительных, хронических случаях всегда присутствует недостаточность энергии Ци (соответствует синдрому хронической усталости, эндокринным нарушениям). В тяжелых случаях, когда пустулы становятся очень большими и болезненными, причиной является Токсический Жар (активизация инфекционного воспаления). Если пустулы приобретают темно-фиолетовый цвет, это означает присоединение Стаза Крови (нарушение питания, трофики тканей, регенерации кожи).

Воспаления в верхней части туловища (лицо, шея, плечи) свидетельствуют о присутствии Сырости-Жара с преобладанием Жара, а в нижней части туловища – Сырости-Жара с преобладанием Сырости. При зуде подключается еще один патогенный фактор – Ветер.

Западная медицина для избавления от угревой сыпи, акне предлагает антибиотики и гормоны. В итоге эта проблема может сопровождать человека всю жизнь вместе с возникающими новыми проблемами из-за приема препаратов (сбои в работе желудочно-кишечного тракта, гормональные. ).

Методами китайской медицины можно очистить Жар, остудить и заставить двигаться Кровь, изгнать Сырость, убрать Ветер, гармонизировать состояние внутренних органов. Результатом будет чистая кожа.

Методами китайской медицины успешно излечиваются кожные заболевания. Так, кератоз является утолщением кератина поверхностного слоя с отслаивающимися фрагментами. Они могут быть тонкими, белыми, серебристыми при псориазе или большими, похожими на рыбью чешую, при ихтиозе. Китайская медицина считает, что при хронических кожных болезнях сухие чешуйки обусловлены недостаточностью Крови, а при острых — Жаром. При Сырости — Жаре чешуйки маслянистые.

Экзема – довольно часто встречающееся заболевание. В современной китайской медицине это заболевание называют «сыпь сырости». То есть, имеется в виду обязательное присутствие Сырости, даже если нет мокнутия на коже. Обычно Сырость сочетается с Жаром. Острая экзема характеризуется интенсивным зудом, везикулами, покраснением, отечностью кожи, а хроническая — кожным зудом, отеком кожи, растрескиванием, шелушением, утолщением и огрубением. Хроническая экзема может быть влажной и сухой. Влажная экзема указывает на превалирование Сырости, а сухая – на превалирование Жара.

Крапивницу в китайской медицине называют «ветер, скрытый под сыпью», потому что и при острой, и при хронической крапивнице основным паттерном является Ветер в коже. Ветер в коже, как правило, проявляется интенсивным зудом, часто перемещающимся по всему телу.

Считается, что при острой крапивнице превалирует Ветер-Жар, который вызывает интенсивный зуд с внезапным началом и красные, быстро распространяющиеся высыпания. При хронической крапивнице Ветер может комбинироваться с недостаточностью Желудка и Селезенки и с Сыростью, что обуславливает склонность к пищевым аллергиям. В этом случае высыпания будут с прозрачным экссудатом, а зуд будет менее выражен.

Привычка, сжав зубы, преодолевать жизненные невзгоды, создает мышечные зажимы и спазмы на лице и в теле. Это лишь малая толика того, как человек своими действиями и мыслями изменяет свою внешность. Вся эмоциональная жизнь человека находит отражение в возрастных изменениях его внешности. Особенно явно видно это на лице: в жевательных и мимических мышцах запечатлена реакция человека на жизненные события в виде бугорков-спазмов, заломов-морщин, выпуклостей-отеков. Причем сила спазмирующихся мышц настолько велика, что они способны тащить за собой связанные с ними кости: опускать на глаза лобную кость, сдвигать к носу скуловые кости, ощутимо подтягивать нижнюю челюсть к верхней, причем часто преимущественно с одной стороны больше, а с другой меньше…

Китайская косметология считает одной из основных причин появления морщин и складок на лице и шее психо-эмоциональную составляющую. В литературе отмечается: «5 видов душевного волнения (радость, гнев, беспокойство, печаль, страх) и 7 чувств (радость, гнев, печаль, страх, любовь, ненависть, половое влечение) могут проникать в мимические мышцы, запечатлеваясь на лице. C течением времени на этих местах формируются морщины.»

Выделяют образование динамических морщин в молодом возрасте из-за усиленной мимики (в частности, морщина «гордецов» при гневливости характера) и морщины старости в пожилом возрасте, чему способствуют также недостаточность крови и жидкостей в организме по причине слабости Селезенки, Легких и Сердца. Особо отмечается роль Печени в образовании морщин: «Печень ведает открыванием путей воды, свободным устремлениям души и способствует перевариванию и впитыванию. Как правило, печень накапливает неспокойные устремления души; грусть или волнение легко переходят в гнев, проходя в мимические мышцы, сокращают их, образуя в этих местах морщины. Печень без свободы оказывает влияние на Селезенку и Желудок и пути воды тройного обогревателя, которые в свою очередь влияют на образование секреторных жидкостей, крови и жидкостей организма. Мышцы лица без Ци, Крови, секреторных жидкостей, без увлажнения и питания легко рождают морщины.»

Также отмечается, что несбалансированное питание, голодание приводят к недостаточному питанию мышц лица, а, следовательно, к раннему увяданию кожи, возникновению морщин. К причинам преждевременного появления морщин относят переутомление как физическое, так и умственное, так как в этом случае увеличивается нагрузка на Селезенку и на Сердце.

Гиподинамия тоже способствует увеличению морщин, так как отсутствие физического движения затрудняет циркуляцию энергии Ци и Крови, препятствуя снабжению мышц и кожи всем необходимым.

Отечность на лице тоже является серьезной проблемой. Утренняя общая отечность лица является дисфункцией Печени. Это означает, что в организме присутствует Жар Печени, который восходит вверх (Жар, Огонь всегда стремятся наверх) и тащит за собой жидкость. При работающих лимфоузлах к середине дня отек сходит.

Казалось бы, безобидные ОРЗ, ОРВИ блокируют токсинами лимфоузлы, провоцируя образование отеков на лице и на шее.

Отечность век приносит немало неприятностей как визуальных, так и сигнализирует о наличии проблем с внутренними органами.

Так, долгое время существующий отек в районе бровей и верхних век образует нависшие надбровные дуги и нависшие верхние веки (усугубляемые нависающей лобной костью); на нижних веках, со временем собираются, образуя «мешки», концентрируясь в кисты. В итоге визуально увеличивается западение и уменьшение размера глаз.

Если рассматривать состояние органов и систем тела, то дряблость круговых мышц век в целом свидетельствует о недостаточности Селезенки. «Мешки» непосредственно под глазами на нижнем веке свидетельствуют о проблемах с Почками. «Мешки» чуть ниже нижнего века – о кишечных заболеваниях, а «мешки» еще ниже – о проблемах с мочевым пузырем. Методы китайской медицины для решения эстетических проблем Для решения эстетических проблем лица и тела основой акцент делается на устранение причин через нормализацию работы внутренних органов.

Ручные массажи тела и лица: китайский классический, туйна; акупрессура (надавливание на точки акупунктуры), акупунктура иглами, мануальный лимфодренаж тела, гуаша тела (массаж специальными скребками из рога буйвола), гуаша лица (деликатный массаж скребками из рога буйвола или из нефрита), прогревание полынными сигарами, массаж стоп, ванны, обертывания, маски, фитотерапия, китайская диетология, рекомендации по упражнениям гимнастики тайцзицуань – вот приблизительный перечень способов сохранения красоты и здоровья в Китае.

источник