Меню Рубрики

Термин личность преступника с точки зрения юридической психологии понимается как

Понятие это многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. В юридической психологии данная проблема одна из центральных.

В ходе изложения материала мы уже частично касались ее, когда говорили о понятии личности в целом, о некоторых экстремальных состояниях психики, акцентуированных свойствах характера.

Понятие личности преступника, т. е., личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления. В науке уголовного права под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном законе возраста.

Поэтому о личности преступника говорят, когда имеют в виду субъекта преступления, т. е., лицо, совершившее преступление, что нашло свое подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу.

Понятие личности преступника включает в себя целый комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Такой утвердившийся в юридической литературе подход побуждает дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются.

Именно поэтому юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление, обращая внимание не только на его нравственные качества, знания, навыки, привычки, формы психического отражения, темперамент, но и на физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст, психическую способность к вменению, некоторые его функционально-ролевые признаки, например должностное положение, особые обязанности или особое положение по отношению к потерпевшему и т. д., а также психологическую характеристику личности преступника во всем сложном комплексе интеллектуальных, эмоционально-волевых и других его качеств. Все эти качества, признаки, особенности личности имеют достаточно емкое содержание. Например, возраст не сводится только лишь собственно к самому факту достижения лицом уголовно-правовой дееспособности, а рассматривается как особенность, связанная со многими социальными функциями и проявлениями личности.

В уголовном праве наряду с термином “личность преступника” употребляются выражения:

  • — лицо, совершившее преступление;
  • — субъект преступления;
  • — личность виновного (ст. 6, 60 УК РФ и др.).

Так, последнее из этих выражений охватывает те же признаки и свойства, что и личность преступника, но с некоторым уточнением.

В последнем случае акценты расставляются на таких особенностях личности субъекта, его поведения, которые имеют большее отношение к оценке степени вины в содеянном, помогают объяснить причины совершенного им преступления, имеют значение для определения меры его ответственности и тяжести наказания за содеянное. В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:

  • — при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессуального характера (при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);
  • — в выборе оптимальных тактических решений, тактических комбинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) в различных следственных ситуациях;
  • — в ходе установления некоторых обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого), потерпевшего и др.;- при изучении причин совершенных преступлений (по видам преступных посягательств, по лицам, участвовавшим в их совершении и т. д.);
  • — в целях определения мер воспитательного воздействия на личность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании. Методы изучения личности преступника в юридической психологии применяются те же, что и при изучении личности любого участника процесса в зависимости от задач исследования.

Личность преступника характеризуется совокупностью следующих признаков:

  • 1. видом совершенного преступления — объектом преступного посягательства, тяжестью и характером преступных последствий: совершением преступления впервые, «случайно», повторно, систематически или рецидивистом;
  • 2. формой вины, мотивом и целью преступления;
  • 3. способом совершения преступления как показателем интенсивности антисоциальной направленности преступника;
  • 4. ситуацией и поводом совершения преступления;
  • 5. наличием отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств;
  • 6. отношением преступника к совершенному деянию — поведением преступника после совершения преступления (явка с повинной, уклонение от следствия и суда, оговор невиновных, помощь или противодействие следствию, поведение во время отбывания наказания).

Совокупность указанных признаков характеризует меру десоциализированности личности преступника. Основа типологии преступников — степень их десоциализированности, мера социально-ценностной поведенческой дезадаптации.

По степени социальной дезадаптации мы различаем два типа личности преступника:

  • 1. Антисоциальный тип — лица, неоднократно совершавшие преступления на базе устойчивой антисоциальной направленности, — тип «злостного» преступника;
  • 2. Асоциальный тип — лица, впервые совершившие преступление на основе общей асоциальной направленности, — несоциализированный, » менее злостный» тип преступника.

По психорегуляционному основанию мы выделяем тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции, — лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств;совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для лее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации;их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля, ситуативная обусловленность поведения.

Этот тип преступников с дефектами саморегуляции подразделяется нами на четыре разновидности:

  • а) лица, допускающие преступную халатность, бездействие;
  • б) лица, совершающие преступления в результате чрезвычайной самонадеянности;
  • в) лица, совершающие преступления в результате сильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц;
  • г) лица, совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезадаптации.

По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников:

  • 1. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью. Эта группа преступников посягает на основное достояние общества — распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются четыре подгруппы:
    • а) корыстно-хозяйственная подгруппа преступников (фальсификация товаров, игнорирование налогообложения, лицензирования и др.);
    • б) корыстно-служебная подгруппа преступников (хищения путем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов, вымогания взяток);
    • в) воры — лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);
    • г) мошенники (подделка документов, обманное вымогательство и т. п.).
  • 2. Преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью — лица с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью (насильственное вымогательство, грабежи, разбойные нападения).
  • 3. Преступники с антигуманной, агрессивной направленностью — лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей.

В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы:

  • а) хулиганы;
  • б) злостные хулиганы;
  • в) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорблений и клеветы;
  • г) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности, — убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений.

источник

  • 1. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2012. С. 318-341.
  • 2. Алексеева Л.В. Юридическая психология. М., 2010. С. 71-74.
  • 3. Михайлова В.П., Александрова Л.А., Корытченкова Н.И. Юридическая психология. М., 2010. С. 25-29.
  • 4. Антонян Ю.М. Особо опасный преступник. М., 2011. С. 16-31.
  • 5. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология. М., 2005. С. 205-208.
  • 6. Поздняков В.М. Состояние и перспективы криминальной психологии. Рязань, 1998. С. 3-29.
  • 7. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1998. С. 7-62.

Личность преступника — неповторимая и своеобразная совокупность социально значимых негативных свойств (направленность, характер, коммуникативные особенности), которые определяющим образом сказываются на детерминации противоправного поведения.

Безусловно, понятие личности преступника многогранное, включает в себя не только психологически важные особенности, но и юридические, медицинские, педагогические характеристики социального дезадаптанта.

Понимание механизмов преступного поведения требует углубленного изучения особенностей лиц, совершивших криминальное деяние. Поскольку личность — не только продукт и объект общественных отношений, но и активно действующий субъект, наделенный свободой воли и возможностью выбора, способный изменять поведение в соответствии с изменением ситуации, а также разумно регулировать и саморегулировать действия. Важно отметить, что любая юридически значимая ситуация влечет за собой тот или иной поступок, лишь преломляясь через психику субъекта. Ни одна ситуация не может вызвать поведение, отклоняющееся от нормы, без взаимодействия с определенными свойствами личности. В системе «внешняя среда и ситуация — преступное поведение» личность является не только опосредующим, но и определяющим звеном.

Личность преступника отличается от личности законопослушного гражданина негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично именно для преступников (табл. 1). Следовательно, изучение личности преступника должно строиться на твердой правовой основе, то есть должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления.

Отличия понятия «личность преступника» от смежных понятий

Личность законопослушного человека

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы

Личность преступника охватывает множество разных признаков, которые не удовлетворяют требованиям необходимости и достаточности для определения субъекта преступления (эмоции, мотивация, воспитание, характерологические особенности и т.п.). Таким образом, личность преступника шире понятия «субъект преступления». Отдельные характеристики личности преступника (в первую очередь возрастные границы и психические состояния) одновременно являются признаками субъекта преступления

Личность подсудимого, подозреваемого и обвиняемого

Личность преступника значительно шире личности подсудимого, подозреваемого, обвиняемого, поскольку в последнем случае идет речь лишь о процессуальных статусах личности преступника

Личность осужденного шире понятия «личность преступника», так как осужденный — это не тот человек, который совершил преступление, поскольку само преступление наложило отпечаток на его психику, он пережил процедуру судопроизводства, а отбывая наказание в виде лишения свободы, вынужден исполнять роли в тюремной субкультуре и соответствовать определенному статусу

Понятие личности преступника, то есть личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, взаимодействии с социальными условиями, психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления.

Юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление, обращая внимание не только на его нравственные качества, знания, навыки, привычки, формы психического отражения, темперамент, но и на физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст, психическую способность к вменению, некоторые его функционально-ролевые признаки, например должностное положение, особые обязанности или особое положение по отношению к потерпевшему и т.д., а также психологическую характеристику личности преступника во всем сложном комплексе интеллектуальных, эмоционально-волевых и других его качеств.

Все эти качества, признаки, особенности личности имеют достаточно емкое содержание. Например, возраст не сводится только к самому факту достижения лицом уголовно-правовой дееспособности, а рассматривается как особенность, связанная со многими социальными функциями и проявлениями личности.

В уголовном праве наряду с термином «личность преступника» употребляются «лицо, совершившее преступление», «субъект преступления», «личность виновного» (ст. 6, 60 УК РФ) и др. Так, последнее из этих выражений охватывает те же признаки и свойства, что и личность преступника, но с некоторым уточнением. В последнем случае акценты расставляются на таких особенностях личности субъекта, его поведения, которые имеют большее отношение к оценке степени вины в содеянном, помогают объяснить причины совершенного им преступления, имеют значение для определения меры его ответственности и тяжести наказания за содеянное.

В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:

  • — при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессуального характера (квалификации противоправных действий, избрании меры пресечения обвиняемому, определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);
  • — в выборе оптимальных тактических решений, тактических комбинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого в различных следственных ситуациях;
  • — в ходе установления некоторых обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, потерпевшего и др.;
  • — при изучении причин совершенных преступлений (по видам преступных посягательств, лицам, участвовавшим в их совершении, и т.д.);
  • — в целях определения мер воспитательного воздействия на личность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании.

Социально адаптированная в правовом отношении личность — это субъект со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных и общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Отсутствие или недостаток развития личности говорит о том, что индивид не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия и руководить ими (ст. 21, 22 УК РФ) либо действует по легкомыслию (ст. 26 УК РФ).

Читайте также:  У женщин не развито периферийное зрение

Структура личности преступника подразделяется на две крупные подсистемы, объединяющие более мелкие признаки, отдельные характеристики личности:

  • — социально-демографическая подсистема личности преступника;
  • — социально-психологическая подсистема личности преступника.

Социально-демографическая подсистема личности преступника

  • — пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой);
  • — признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей.

Понятно, что все эти признаки сами по себе (пожалуй, разве только за исключением судимости) не могут характеризовать конкретного субъекта как человека, обязательно склонного к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими особенностями его личности они позволяют сформировать о нем более целостное представление.

Все перечисленные выше социально-демографические признаки, безусловно, имеют тесную связь с определенными социально-психо- логическими качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д.

Таким образом, анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей.

Социально-психологическая подсистема личности преступника представлена в виде четырех основных структурных элементов:

  • 1) подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности, связанных с правосознанием человека (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.);
  • 2) подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;
  • 3) подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;
  • 4) подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека;
  • 5) нравственно-психологические характеристики: интеллектуальные качества, целевые установки и предпочтительные способы их реализации, отношения к нормам права и морали.

Основное отличие личности преступника от личности законопослушного гражданина состоит в негативном содержании ценностно-нормативной системы, некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.

В новом уголовном законодательстве социально-психологическим качествам личности субъектов различных преступлений уделено гораздо большее внимание. Более того, отдельные психические явления, состояния психики лиц, совершающих уголовно наказуемые деяния, прямо указаны в уголовном законе, введены в некоторые составы преступлений, в частности:

  • — психические расстройства, не исключающие вменяемости, находящиеся в ряду различных отклонений от средней психической нормы (ст. 22 УК РФ);
  • — неспособность несовершеннолетнего правонарушителя в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии (ст. 20 УК РФ);
  • — легкомыслие, то есть с точки зрения психологии определенная характеристика субъекта, свидетельствующая о его сниженном интеллекте, недостаточно развитых прогностических способностях в качестве одного из возможных элементов субъективной стороны преступления, совершенного по неосторожности (ст. 26 УК РФ);
  • — психофизиологические качества личности субъекта, совершившего опасное деяние, которые не соответствовали требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ст. 28 УК
  • — понятие психического принуждения, препятствующего процессам волеизъявления потерпевшего (ч. 2 ст. 40, п. «к» ч. 1 ст. 63 УК РФ);
  • — понятие риска, предполагающее оценку эмоционально-волевой устойчивости субъекта, уровня развития у него интеллекта, прогностических способностей, мыслительной деятельности (ст. 41, п. «ж»
  • — особая жестокость, жестокое обращение как способы совершения целого ряда преступлений (п. «и» ч. 1 ст. 63, п. «д» ч. 2 ст. 105, ст. 110, п. «б» ч. 2 ст. 111, ч. 1 ст. 356 УК РФ);
  • — аффект как одно из экстремальных состояний психики, длительная психотравмирующая ситуация, нередко завершающаяся состоянием стресса, кумулированным аффектом (ст. 107, 113 УК РФ) и т.д.

источник

Психология личности преступника. Методики изучения преступной личности.Классификация психопатических расстройств

Преступник – это человек, который совершил общественно опасное деяние, запрещенное законом, что влечет за собой уголовную ответственность. Личность преступника включает в себя весь комплекс его физического и психического развития, особенности его характера, нравственного мира во взаимодействии с теми условиями, в которых находился индивид, совершивший преступление. Так, личность преступника включает в себя совокупность социально-демографических, социально — ролевых (функциональных) и психологических признаков, связанных с преступлением и объясняющих причину его совершения.

Увеличение эффективности деятельности правоохранительных органов возможно на базе развития научных знаний, где проводится всестороннее и полное изучение с позиций науки субъекта преступного поведения. При его изучении основной категорией является категория личности, практическое применение которой позволяет структурно раскрыть общественные качества каждого конкретного человека, совершившего уголовно наказуемое деяние, включая его психические особенности и различные факторы влияния.

Личность преступника изучает юридическая психология, так как она обладает более широким спектром характеристик личности индивида, совершившего преступление, нежели общая психология.

Таким образом, юридическая психология оказывает помощь правоохранительным органам в следующих случаях:

  • при необходимости принять решения уголовно-правового, уголовно-процессуального характера. Например, при квалификации противоправных действий, избрании меры пресечения обвиняемому, определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности и т.д.;
  • при выборе тактических комбинаций, решений, методов воздействия на обвиняемого в следственных ситуациях;
  • в ходе установления ряда обстоятельств, которые подлежат доказыванию. Например, выяснение мотива преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого) и т.д.

Системный подход к личности преступника в юридической психологии предполагает наличие двух подсистем: социально-демографической и психологической.

1.Социально-демографическая подсистема личности преступника включает в себя признаки, которые характеризуют личность преступника как индивида, выполняющего свои ролевые функции и обязанности, а так же такие характеристики, как пол, возраст, семейное положение, образование, профессию, род занятий, социальное, материальное положение и т.д.

Специалистами доказано, что социально-демографические признаки тесно связаны с психологическими качествами человека, с его психикой. Так, низкий образовательный уровень зачастую связан с невысоким интеллектом человека, а трудности человека в социальной адаптации могут быть связаны с его эмоционально-волевой неустойчивостью, агрессивностью и т.д. Таким образом, при расследовании преступлений важно обращать внимание на социально-демографические признаки личности преступника.

2. Психологическая подсистема включает в себя психологические структуры, которые разрабатывались психологами с целью изучения личности преступника.

В юридической психологии предлагается точка зрения, согласно которой суд, при вынесении приговора, должен в каждом конкретном случае учитывать совокупность свойств и состояний личности каждого обвиняемого, а так же механизмы, влияющие на его преступное поведение. В данном подходе выделяются основные группы уголовно-релевантных базовых свойств личности:

  • свойства, позволяющие судить о закономерностях или случайностях содеянного человеком преступления (направленность личности, ценностные ориентации, уровень интеллектуального развития, жизненная позиция и т.д.);
  • свойства личности, которые лежат в основе способности человека к произвольной регуляции своего поведения, т.е. к способности управлять своим поведением (эмоционально-волевая устойчивость, обусловленная особенностями нервной системы, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, ведущие свойства характера и т.п.).

Все перечисленные психологические свойства определяются с помощью разных современных личностных и психодиагностических методик. К таким методикам относятся ММР (СМИЛ или ММИЛ), 16-ФЛО Р. Б. Кеттелла и др.

Методики изучения личности преступника позволяют на основе психологических критериев отличать преступников от законопослушных граждан, проводить различную профилактическую работу и т.д.

Методика ММР1 (ММИЛ или СМИЛ) помогает сравнить усредненные показатели тестирования лиц, осужденных за преступления. Например, такое сравнение лиц, осужденных за совершение корыстных и насильственных преступлений, показало, что в психологическом профиле их личности ведущими являются шкалы F, 4, 6, 8 и 9 с показателями по некоторым из них (особенно шкалы 6, 8) выше верхнего предела средней нормы в 70-Т баллов (рис.1).

Рис. 1. — Усредненный личностный профиль (по ММР1 — ММИЛ):
1 — корыстные преступники; 2 — корыстно-насильственные преступники; 3 — законопослушные граждане.

Таким образом, лица, которые относятся к группам 1 и 2 имеют много похожих черт насильственно-корыстных преступников, наделенных однородной совокупностью примерно одних и тех же одинаково выраженных качеств, свойств, психологических комплексов, ведущих тенденций личности.

В то же время личностный профиль корыстных преступников (1), несмотря на повторяемость профиля личности корыстно-насильственных преступников (2), немного снижен, т.к. группа корыстных преступников по способу совершения преступлений менее однородна и при построении их усредненного профиля происходило сложение разнонаправленных ведущих личностных тенденций. Однако общий набор личностных качеств у представителей рассматриваемых групп преступников делает их похожими.

Таким образом, комплекс личностных особенностей в определяемых шкалах F, 4, 6, 8 и 9 включает в себя такие ведущие качества личности, как высокая активность, выраженная раскованность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, спонтанность в выборе форм поведения. Так же у данных лиц наблюдается эгоцентризм, агрессивность, склонность к конфликтам и нежелание подчиняться, безразличие к общественным нормам, личностная дезинтеграция, излишняя подозрительность, завистливость, упорство, одержимость какими-либо целями, предпочтение внешнеобвиняющих форм реагирования непредсказуемого характера и т.д.

В соответствии с методикой ММР1 высокие показатели 6-й шкалы характерны для лиц, способных на корыстные преступления, а в сочетании с высокой 8-й шкалой они отражают враждебно-агрессивные ведущие тенденции. Сочетание 4-й и 6-й шкал при их высоких значениях означает эксплозивный тип реагирования, а высокое значение шкалы F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям.

Еще один пример касается изучения личности военнослужащих, отбывавших наказание за нарушение уставных правил взаимоотношений («дедовщину») (рис.2)

Рис. 2. — Усредненный личностный профиль (но ММР1 — СМИЛ):
1 — осужденные за «дедовщину»; 2 — законопослушные военнослужащие.

Был обнаружен набор качеств личности, который включал в себя сочетание вышеупомянутых шкал в качестве ведущих со значениями выше верхнего предела средней психической нормы (70-Т баллов).

Эту закономерность подтверждают и данные обследования лиц, которых отбирают для службы в органах МВД и проходящих там службу. Сотрудники различных подразделений МВД, у которых в психологическом профиле ведущими были 4-я, 6-я, 8-я и 9-я шкалы с высокими значениями (особенно выше 80-Т баллов), составляли группу риска, т.к. в 75-83% случаев они являлись виновниками различных чрезвычайных происшествий. Это подтвердили опросник Р.Б. Кеттелла.

Таким образом, у большинства преступников наблюдается высокое сочетание по шкалам F, 4,6 и 8, что может говорить о потенциальной предрасположенности личности к совершению преступления.

Другой психологический профиль личности был выявлен у лиц, совершивших преступление по неосторожности. В их профиле их ведущей была 7-я шкала, в которой выделяются такие качества личности, как психастения, повышенные тревожность, неуверенность в себе, избыточный самоконтроль, склонность к излишним волнениям в стрессогенной обстановке (рис.3)

Рис. 3. — Усредненный психологический профиль личности (по ММР1 — ММИЛ):
1 — правонарушители, совершившие противоправные действия по неосторожности; 2 — отбывающие наказание за умышленно совершенные насильственные преступления.

В непредсказуемых ситуация эти лица быстрей поддаются страху, у них наблюдается быстрое эмоциональное реагирование, нежели склонность к рациональному подходу.

Использование данных методик важно при расследовании автотранспортных происшествий, оценке годности к представителям летных профессий. Так, лица, в психологическом профиле которых 7-я шкала является ведущей с высоким значением, «не могут отвечать требованиям, предъявляемым к успешному разрешению экстремальной ситуации в условиях движения».

Нельзя не отметить роль проективных методик для изучения мотивов совершения преступления. Для изучения деформации нравственно-смысловых ориентиров, как правило, используют опросники, к примеру CPI, тест смысложизненных ориентаций и другие.

Некоторые специалисты полагают, что опросники могут в большой степени подвергаться мотивационным искажениям. Повысить достоверность опроса в данном случае можно, не учитывая анкеты, ответы на которые довольно искажены. Данным подходом можно пользоваться лишь при массовых исследованиях, цель которых заключается в получение средних выборочных оценок, и если их не применяют при индивидуальном оценивании. Существенное снижение мотивационного искажения достигается в случае, когда в ходе тестирования не следует сопротивляться влиянию мотивации, а нужно попытаться воспользоваться ею для повышения достоверности итогов исследования. С этой целью разумно пользоваться таким диагностическим инструментарием, при использовании которых испытуемый ощущает себя не «подопытным», а активным исследователем. Такими активными инструментами выступают проективные методы изучения, действие которых направляется на актуализацию процесса самопознания исследуемого субъекта.

Например, для изучения нарушений структурного плана побуждений личности агрессивно-насильственного преступника пользуются теоретическими и практическими разработками швейцарского психолога Л.Зонди, известного своим судьбоанализом.

Как полагает Л. Зонди, в центре системы побуждений личности находятся 8 основополагающих потребностей, соотнесённых с более важными сферами жизнедеятельности человека. Для каждой сфере отведены определённые цели действий, это могут быть или устойчивые стремления, обозначающие потребности, или же сиюминутные желания. Л. Зонди объединяет по две из этих восьми потребностей в одно цельное побуждение, динамическое взаимодействие которых формируют «вектор мотивационной направленности» субъекта. Каждую потребность Л. Зонди, в свою очередь, согласно принципам диалектики, делит на противоположные тенденции. У структуры системы побудительных факторов можно выделить четыре мотивационных вектора, восемь потребностей и шестнадцать мотивационных тенденций, которые, по мнению ученого, включают все возможные формы существования побуждений личности. Среди них выделяются:

  • Наличие сексуального мотивационного вектора, который характеризуется взаимодействием потребностей в персональной любви и сублимированной нежности, а также активностью, мужественностью и самоотверженностью.
  • Наличие пароксизмального (аффективного) вектора, который формируется из двух потребностей, которые выражают такие реакции, как импульсивность, ярость, страх и чувство справедливости, стыд и стремление к значимости.
  • Наличие вектора побуждений “Я”, который можно определить такими потребностями субъекта, как «быть» и «иметь». Направленность тенденций данных потребностей называют проекцией, инфляцией, интроекцией и негацией. Наличие вектора побуждений контактов включает потребности в соединении и разъединении с объектом, а также в стремление к изменению или сохранению его в прежнем состоянии.
Читайте также:  У женщин хорошо развито периферийное зрение у мужчин туннельное

В зависимости от роли, которую они исполняют в структурном личностном плане, мотивационные вектора можно разделить на:

  • периферические, или вектора края, отвечающие за удовлетворение базовых потребностей, в которые включены сексуальные побуждения контактов;
  • центральные, или вектора середины, которые ответственны за регуляцию деятельности. В них входят пароксизмальный вектор и побуждения “Я”.

В объяснение данной структуры побуждений, как полагает Л. Зонди, главный момент действия механизмов заключается в регуляции мотивационного процесса. Он формируется в качестве процесса нахождения пути по осуществлению мотива в условиях преодоления противодействующих сил, которые складываются по результату межмотивационных соотношений.

В процессе данного движения формируется пересечение, столкновение разных мотивов, которые вступают в конкурентные отношения друг с другом, между ними происходит война за «моторный выход», то есть за воплощение в действие.

Одновременно, по мнению Л. Зонди, межмотивационные препятствия являются не единственной силой, которая может тормозить и сдерживать мотив от его воплощения в тенденцию действия. Для того, чтобы мотив был осуществлен, он должен пройти определённые стадии, то есть являться градуально-этапным, и зависеть от контролирующих его побуждений аффектов и “Я”, выполняющих разрешительную функцию.

Таким образом, защитная мотивация по Л. Зонди прямым образом связана с формированием личности: чем выше уровень развития личности, тем более эффективные механизмы защиты она использует и, напротив, примитивная личность применяет простейшие механизмы защиты.

Тест Л.Зонди был создан для экспериментального доказательства теоретически установленной судьбоанализом роли побуждений в характеристике поведения и характера личности. Так как некоторые болезни психики являются наследственными и могут выявляться в чертах лица больного человека, Л. Зонди предположил, что между структурой потребностей пациента, который запечатлен на фото, и побудительной структурой человека, который реагирует на данную фотографию, есть огромное сходство.

Стимульный материал теста Л.Зонди включает в себя 48 фотопортретов, на которых представлены психически больные люди (гомосексуалист, садист, эпилептик, истерик, кататоник, параноик, циркулярный психопат в депрессивной и в маниакальной стадии). Фотографии разделяются на 6 серий, по восемь в каждой, согласно основным потребностям побуждений, среди них. С обратной стороны каждого фото стоит цифра (с 1 по 8), место этого фотопортрета при раскладке их пред испытуемыми. Маленькой латинской буквой там же отмечают отклонение в психике человека, который изображен на фото, и побудительный фактор той или иной потребности, который связан с данным расстройством и обозначается первой латинской буквой заболевания ( h, s, e, hy, k, p, d, m ).

Процесс диагностики представляет собой выбор испытуемыми в каждой серии по 2 более симпатичных и наиболее непривлекательных из предложенных им фото, символизирующие побудительную активность индивида. Экспертом фиксируется реакция выбора в специальном протоколе ( “профиле побуждений”) и при его анализе составляется заключение о состоянии актуальных потребностей и характере мотивационной направленности человека. Обработка протокола включает оценку произведённого испытуемыми выбора фотокарточек по каждой потребности в отдельности:

  • фактор h (гомосексуалисты) – отражает потребность личности в стремлении к любви, нежности, а также в подчинении и уступчивости;
  • фактор s (садисты) – выражает потребность в побуждении к физической активности, насилию и агрессивной манипуляции объектом;
  • фактор e (эпилептики) – отражает потребность личности выразить сильные агрессивные или враждебные эмоции;
  • фактор hy (истерия) – отражает специфику индивида выразить наиболее тонкие, чувствительные эмоции;
  • фактор k (больные кататонической формой шизофрении ) – выражает потребность сохранить индивидуальность и целостность субъекта и тенденцию отделиться от окружающих объектов;
  • фактор p (больные паранойяльной формой шизофрении) — отражает стремление к экспансии, желание раствориться в окружающем мире;
  • фактор d (больные маниакально-депрессивным психозом в депрессивной стадии) – выражает потребность в поиске объекта, а также в сохранении достигнутого;
  • фактор m (больные маниакально-депрессивным психозом в маниакальной стадии) – отражает потребность прикрепиться к объекту, неустанной активности и предприимчивости.

Мотивация поведения испытуемых, как полагает автор методики, абсолютно согласуется с психологическим содержанием побудительной тенденции выбранного ими фото пациента, болезнь психики которого находит выражение в патологии этого типа побуждения. К примеру, выбор фото садистов свидетельствует о существовании стремления к активности, мышечной трате энергии, а если испытуемый выбрал 4 портрета и более, то — о тенденции у него к садизму или агрессии, которую отмечают в заключении восклицательным знаком. Такое напряжение в профиле теста имеет название перегруженного.

С другой точки зрения, когда выбор не делается, это означает отсутствие напряжения побуждения или его разрядку. Такие формы реакций в заключение называются “нулевыми”. Они играют важную диагностическую роль, т.к. означают сферу меньшего сопротивления соответствующего побуждения.

На базе полученной нулевой реакции подводится итог о манифестации у личности свободно наблюдаемого симптома соответствующего типа побуждения. К примеру, наличие нулевого выбора по отношению к фотокарточкам садистов может сказать о том, что человек уже разрядился в агрессивной форме.

Отрицательный выбор фотографий являет наличие негативного отношения к тем психологическим процессам, выражающим соответствующие стимулы, нередко это могут быть пассивность или подавление агрессии у испытуемых. В случаях когда, испытуемый во время этого теста выбирает фото садистов как приятных, так и и неприятных, то констатируют у него наличие амбивалентной позиции (обозначая знаком +/-) по отношению к действию этого побуждения. Это на субъектном уровне ощущается в качестве конфликта или наличия психологической дилеммы.

Амбивалентные реакции, как полагает Л. Зонди, являются определенной степенью самоконтроля, которую индивид выражает против спонтанной разрядки побуждения.

Тест Зонди в наибольшей степени подходит для проведения исследования личности агрессивно-насильственного преступника. Являясь проективной методикой, которая позволяет различать лиц по критерию «наличия–отсутствия» агрессивных мотивационных тенденций, он позволяет провести количественный и качественный (содержательный) анализ структуры потребностей испытуемых, указывает на зоны напряжения побуждений личности и его главные мотивационные защитные механизмы.

Психические аномалии с разной степенью выраженности наблюдаются у лиц, совершивших преступления и при этом имеющих нарушение социального функционирования, адаптации к окружающей социальной среде, отклонения от норм межличностного поведения, признаки социальной, личностной дезинтеграции, дисгармонии в эмоционально-волевой сфере и т.д.

На возникновения психических аномалий влияют различные наследственные факторы, последствия причиненных травм, неблагоприятные воздействия социальной обстановки и т.д. Здесь иногда очень тяжело провести грань между психической нормой с некоторыми отклонениями и действительной психической патологией.

В психологической науке под психическими аномалиями понимаются различные расстройства психической деятельности, которые не достигли психотического уровня и не исключают вменяемости, но влекут за собой личностные изменения, которые могут привести к отклоняющемуся поведению.

Ограниченная вменяемость – это вариант вменяемости, который отражает оценку влияния той или иной психической аномалии, психической недостаточности на криминальное поведение обвиняемого. Следствием этого влияния может быть неадекватная или неполная оценка ситуации, нарушение контроля деятельности и способности регулировать поведение.

Лица, имеющие психические аномалии, в большинстве случаев трудоспособны, дееспособны и признаются вменяемыми. Их психические аномалии представляют собой обостренные формы реагирования на конфликтную ситуацию, что не предполагает обязательное совершение преступления. Однако если преступления совершается, то оно имеет разрушительный характер, зачастую жертвами могут стать те, кто не причастен к конфликту. Иногда это может усугубляться сниженным уровнем интеллектуального развития, затрудняющим принятие ими адекватных решений в ситуациях выбора, сопутствующей повышенной агрессивностью, расторможенностью эмоционально-волевых процессов, снижением самоконтроля и т.д.

Подобные особенности замечаются у подростков с умственными отклонениями, обучающихся в спецшколах. Из-за недобросовестного отношения многих окружающих к ним, у таких подростков формируется чувство внутреннего протеста, враждебности к другим, формирование агрессивной антиобщественной установки. Ведущими тенденциями у таких подростков будут тенденции удовлетворения ближайших потребностей, среди которых доминирующую роль играют мотивы психопатической самоактуализации.

Криминологи отмечают, что нельзя сводить все причины преступного поведения к одной лишь психопатизации личности, т.к. многие лица с психопатизированными чертами характера никогда не совершают преступлений или правонарушений. Здесь следует учитывать целый комплекс внутренних и внешних факторов.

В юридической психологии существует следующая классификация психопатических расстройств личности:

1.Возбудимые (аффективные) формы психопатических расстройств лиц. Они отличаются эмоциональной неустойчивостью, вспыльчивостью, раздражительностью, гневливостью, импульсивностью, аффективно окрашенными формами реагирования, переменчивостью настроения, повышенной обидчивостью, жестокостью, склонностью к накоплению отрицательных переживаний и т.д.

В данной группе выделяются:

  • эпилептоидная форма (в суждениях преобладают «вязкость» мышления, «застревание» на аффективно окрашенных переживаниях, в поведении — мстительность, жестокость);
  • лица, проявляющие признаки неустойчивой формы возбудимой психопатии (для них характерна неорганизованность, безволие, легкомысленное отношение к происходящим явлениям, нетерпимость к какой-либо регламентации, повышенная внушаемостью, жажда новых развлечений, большая подверженность средовым влияниям);
  • паранойяльная форма (характерна узость, ригидность мышления, «застреваемость» на отдельных обстоятельствах, нетерпимость к иному мнению, противодействию, эгоцентрические притязания, повышенная самооценка, завышенный уровень притязаний, обидчивость, подозрительность, повышенная возбудимость, аффективно окрашенный модус реагирования).

2. Истероидная (истерическая) психопатия — это форма психопатического расстройства аномальной личности, которая влияет на ее асоциальное поведение.

Лица, имеющие данную форму психопатии, отличаются эгоцентризмом, демонстративным поведением, «жаждой признания», эмоциональной неустойчивостью, повышенной вспыльчивостью, особенно когда такого признания не получают. При общении наблюдается склонность к фантазированию. Поведение ситуативно, интеллектуальные возможности чаще всего ограничены. Преступления, совершенные такими лицами, характеризуются обманом, мошенничеством, умышленным введение в заблуждение потерпевших и т.д.

3. Тормозимый тип психопатических расстройств – форма психопатического расстройства, для которой свойственна самая низкая криминальная активность.

Здесь выделяют следующие категории психопатов:

  • Астенические;
  • Психастенические;
  • Аутистические (шизоидные).

Так, у лиц, имеющих черты психастенической психопатии, в поведении преобладает повышенная, некорригируемая тревожная мнительность, навязчивые сомнения, касательно необходимости принять решение, нерешительность, особенно в ситуациях неопределенности. Частыми видами противоправного поведения для таких лиц являются действия, направленные против общественного порядка, уклонение от общественно полезного труда, дезертирство (для военнослужащих), самоубийство.

К группе тормозимых психопатов, кроме лиц с астеническими и психастеническими чертами характера, относятся лица, которые имеют аутистические (шизоидные) психопатические расстройства с превалированием замкнутости, повышенной чувствительности, ранимости и в то же время эмоциональной холодности и отчужденности. Среди таких лиц бывают очень настойчивые люди, которые стремятся к достижению целей, часто прибегают к насильственным действиям.

Изучение личности преступника обусловлено тем, что причины преступного поведения заключены в психике самой личности. Именно внешние и внутренние факторы влияют на процессы формирования криминогенных черт в поведении человека. Само преступное поведение изучается не только для предотвращения и пресечения преступности, но и для определения механизма понимания его причин и мотивов.

источник

Тема 10. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

10.1. Понятие, структура личности преступника

Понятие «личность преступника» является многогранным, с ярко выраженным междисциплинарным характером, оно изучается психологами и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и уголовному процессу, криминологии и криминалистике.

Понятие личности преступника включает в себя комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:

• при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессуального характера (при квалификации противоправных действий, избрании меры пресечения обвиняемому, определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);

• при выборе оптимальных тактических решений, тактических комбинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) в различных следственных ситуациях;

• в ходе установления некоторых обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого), потерпевшего и др.;

• при изучении причин совершенных преступлений (по видам преступных посягательств, по лицам, участвовавшим в их совершении, и т. д.);

• в целях определения мер воспитательного воздействия на личность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании.

В настоящее время в научной литературе наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий наличие в ней следующих двух крупных подсистем, объединяющих различные более мелкие признаки, отдельные характеристики личности, а именно: социально-демографической и социально-психологической подсистем личности преступника.

Читайте также:  У земноводных с органами зрения связан мозг

Социально-демографическая подсистема личности преступника включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей.

Например, среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин. Наибольшей криминогенной активностью отличаются представители возрастных групп от 25 до 29 лет, затем следуют 18—24-летние, 14—17-летние и, наконец, 30—45-летние. Основная масса таких преступлений, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбои, грабежи, кражи, хулиганства, изнасилования, совершаются лицами до 30 лет. Многие из тех, кто совершал хулиганство, разбойное нападение, грабежи, кражи, часто меняли места работы, периодически имели длительные перерывы в трудовой деятельности, т. е. не занимались общественно полезным трудом. Самый низкий уровень образования зарегистрирован у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства; наиболее высокий – у совершивших должностные преступления и хищения путем присвоения, растраты или злоупотребления доверием и т. д.

Наибольшая криминогенная активность лиц более молодого возраста во многом объясняется не только их большей активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности.

Анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступлений.

Социально-психологическая подсистема личности преступника. Психологическую структуру личности образуют четыре основных структурных элемента:

1) подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрения, ценностных ориентаций, социальных установок, ведущих мотивов и т. д.), связанных с правосознанием человека;

2) подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;

3) подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;

4) подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Существенное отличие всех этих структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит в том, что многие составляющие черты, свойства личности (особенно те, которые сформировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность преступника с негативной стороны, делая ее более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов.

В новом уголовном законодательстве социально-психологическим качествам личности субъектов различных преступлений уделено большее внимание. Отдельные психические явления, состояние психики лиц, совершающих уголовно наказуемые деяния, прямо указаны в уголовном законе, введены в некоторые составы преступлений. Поэтому можно говорить об определенной психологизации отдельных институтов, принципов (справедливости, гуманизма и т. д.) и даже норм уголовного права. Например, законодателем введены в уголовно-правовую материю такие психические явления, как: психические расстройства, не исключающие вменяемости (ст. 22 УК РФ); неспособность несовершеннолетнего правонарушителя в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии (ст. 20 УК РФ); легкомыслие (ст. 26 УК РФ); психофизиологические качества личности субъекта, совершившего опасное деяние, которые не соответствовали требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ст. 28 УК РФ); понятие психического принуждения, препятствующего процессам волеизъявления потерпевшего (ч. 2 ст. 40, п. «к» ч. 1 ст. 63 УК РФ); понятие риска (ст. 41, п. «ж» ч. 1 ст. 61 УК РФ); особая жестокость, жестокое обращение как способы совершения целого ряда преступлений; аффект как одно из экстремальных состояний психики, длительная психотравмирующая ситуация и т. д.

Рассмотрение социально-демографических, социально-психологических особенностей личности преступника предполагает анализ так называемых психических аномалий, т. е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами.

При определенных благоприятных условиях психические аномалии конкретного лица могут служить условием его преступного поведения, сами же по себе психические аномалии не криминогенны.

К психическим аномалиям относятся:

Психопатии затрудняют социальную адаптацию личности, а при возникновении психотравмирующих обстоятельств приводят к различного рода правонарушениям. Очевидно, что психопатия обусловлена социально-неблагоприятными факторами, развитие такого процесса может быть прекращено при наличии благоприятных социальных условий. В основном ученые склонны выделять четыре разновидности психопатии:

– астенические психопаты – их поведение характеризуется постоянной боязливостью, чувством тревоги, различными навязчивыми идеями;

– возбудимые психопаты – отличаются повышенной требовательностью к окружающим, мелочностью, властностью, чрезмерной агрессивностью при гневе. Часто их злобность может привести к пьянству, бродяжничеству и сексуальным извращениям;

– истерические психопаты – их поведение можно охарактеризовать как демонстрацию своего превосходства;

– паранойяльные психопаты – они постоянно находятся в состоянии борьбы с несуществующими врагами, отсюда их любовь к сутяжничеству и анонимным доносам.

Преступное поведение у всех психопатов может быть обусловлено отсутствием самоконтроля в экстремальных ситуациях.

Сексуальные аномалии в зависимости от поведения индивида подразделяются следующим образом:

– гиперлибидомия, превращающая сексуальность в смысл жизни, что приводит к частой смене партнеров и беспорядочным половым связям;

– гиполибидомия, в основном вызываемая жизненными неудачами, что приводит к понижению сексуальности.

Олигофрения – это приобретенное или врожденное слабоумие, ее разновидности:

• дебильность (легкая степень слабоумия);

• имбецильность (средняя степень слабоумия);

• идиотия (глубокая умственная отсталость).

Ученые заметили, что криминогенный характер психических аномалий связан с определенной степенью сужения сознания, приводящей к нарушению механизмов психологической защиты, готовности при малейшей возможности к психическому срыву. Такие состояния зачастую сопровождаются сужением сознания, расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, а отсюда – конфликтным взаимодействием с окружающими.

Таким образом, конфликтность поведения является основной особенностью психически аномальных индивидов, и именно поэтому их относят к особому криминогенному типу.

В этой связи очевидно, что психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его низкими возможностями руководить своими поступками и отдавать в них отчет.

Среди лиц, совершающих насильственные, корыстно-насильственные преступления, очень часто встречаются лица с повышенной агрессивностью, злобливые, жестокие.

Понятие «агрессия» и производные от него – «агрессивность», «жестокое обращение» и «жестокость», «особая жестокость», употребляемые в УК РФ, по смыслу близки друг к другу, но имеют разное содержание.

При оценке характера, уровня агрессивности действий виновного следует обращать внимание на такой важный критерий, как «норма агрессии» – понятие, производное от уровня социализации личности, ориентации субъекта на культурно-социальные нормы поведения, традиции, существующие в той социальной, культурной, этнической среде, в которой сформировались его личность, ценностные ориентации, правосознание.

Агрессивным действиям нередко сопутствуют проявления жестокости или даже «особой жестокости», о которой наряду с «жестоким обращением» говорится в уголовном законодательстве.

По своему первоначальному смыслу жестокость предполагает отсутствие жалости, сострадания к жертве, в отношении которой совершаются агрессивные действия. В более широком смысле слова «жестокость» и «агрессия» (и это их роднит) представляют собой способ реализации насилия. Но по сравнению с агрессивностью жестокость – более узкое понятие.

Таким образом, жестокость, как и агрессивность, можно рассматривать в качестве личностной особенности, черты характера индивида, которая проявляется в жестоком обращении с потерпевшим, в жестоких по характеру действиях по отношению к нему.

10.2. Типология личности преступника

Основная цель создания различных типологических вариантов личности преступника состоит в том, чтобы оказать помощь правоохранительным органам в изучении лиц данной категории, причин совершаемых ими преступлений, в разработке наиболее эффективных тактико-психологических приемов и методов разоблачения их преступной деятельности, оказании последующего воспитательного воздействия на их личность.

Личность субъекта, совершившего преступление, характеризуется совокупностью ряда признаков, являющихся основой типологии лиц, совершивших преступления.

По объекту посягательства, характеру преступных действий выделяются три наиболее крупные типологические группы преступников:

По характеру, степени общественной опасности преступные типы подразделяются следующим образом:

• случайный тип, объединяющий лиц, впервые совершивших преступление в результате случайного стечения обстоятельств при общей социально-положительной направленности личности;

• ситуационный тип личности преступников, совершивших преступление под воздействием неблагоприятных условий формирования их личности, однако в целом характеризуемых больше положительно, чем отрицательно;

• неустойчивый тип, к которому относятся лица, также совершившие преступление впервые, но допускавшие ранее различного рода правонарушения, аморальные поступки;

• злостный тип, включающий лиц, совершивших два и более умышленных преступления;

• особо опасный тип личности преступников, признанных опасными либо особо опасными рецидивистами за совершенные тяжкие преступления и т. п. (полнее об этом в ст. 18 УК РФ).

Возможна разработка и иных типологических вариантов личности преступников, например по субъективной стороне в зависимости от формы вины (умышленно или неосторожно совершено преступление и т. д.).

В ходе исследования психологических особенностей лиц, совершивших различные преступные деяния, обращает на себя внимание такое интегративное качество личности, как социальная адаптивность, которая влияет на поведение человека в самых различных, в том числе и в криминальных ситуациях. С этой точки зрения лиц, совершающих преступления, условно можно разделить на две большие группы, два основных типа: социально-адаптивный и социально-дезадаптивный тип личности с выделением промежуточных вариантов.

Уровень социальной адаптивности личности определяют следующие факторы:

– нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость личности;

– интеллектуальный уровень развития субъекта;

– мотивационная сфера личности, включающая не только мотивы достижения, избегания неуспеха, но и такие более сложные образования, как ценностные ориентации, мировоззренческая основа личности.

Социально-адаптивный тип личности преступника отличается высоким уровнем нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, сопротивляемостью (толерантностью) к стрессу, длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, стеническим типом реагирования в сложных, критических ситуациях, развитыми адаптивными свойствами нервной системы: силой, подвижностью нервных процессов. Эти качества могут усиливаться хорошо развитым интеллектом, позволяющим субъекту успешно осваивать тот или иной способ совершения преступлений, гибким мышлением, сообразительностью, прагматическим складом ума, способностью прогнозировать развитие событий не только на время совершения преступления, но и в последующем, в ситуациях активного противодействия усилиям правоохранительных органов. Такие лица нередко имеют достаточно широкий круг интересов (и не только в криминальной сфере), хорошую память, развитое внимание и воображение, обостренное восприятие.

Кроме того, субъекты, относимые к данному типу, часто отличаются высоким (завышенным) уровнем притязаний, что иногда приводит их к переоценке своих сил и возможностей и может послужить одной из причин ошибок в ходе их противодействия работникам правоохранительных органов.

В мотивационной структуре личности данного криминального типа, как правило, преобладают мотивы достижения, ценностные ориентации, позволяющие им осознанно игнорировать социальные нормы, общепринятые правила поведения, преступать недозволенное. Поэтому характерной чертой таких лиц является низкий уровень нормативности поведения, соответствующий такому же уровню правосознания.

Совокупность отмеченных выше качеств личности позволяет представителям данного типа дольше других правонарушителей оставаться неразоблаченными, основательно усваивать криминальный опыт, умело используя его в своей преступной деятельности, приобретать соответствующую криминальную квалификацию. Такой тип личности распространен среди профессиональных преступников, лидеров организованных преступных групп, активных участников совершения групповых преступлений, руководителей организованных преступных сообществ, бандитских формирований.

Если воспользоваться вышеприведенной типологией, можно сказать, что высокий уровень социальной адаптивности отличает прежде всего лиц, отнесенных к злостному и особо опасному криминальным типам.

Лица, которых можно отнести к социально-дезадаптивному типу личности преступника, отличаются прежде всего низкой эмоционально-волевой устойчивостью, сниженной сопротивляемостью к стрессу, невротической симптоматикой, ярко выраженными акцентуированными свойствами характера по гипертимно-неустойчивому, эпилептоидному и некоторым другим типам, психическими аномалиями, психотическими расстройствами, психопатическими особенностями личности. Неразвитые в должной мере социально-адаптивные качества таких лиц, сниженный порог их нервно-психической устойчивости могут усугубляться недостаточно высоким интеллектом, слабо развитыми прогностическими способностями.

Поведение подобного рода субъектов во многом бывает обусловлено достаточно примитивными потребностями (проводить время в постоянных развлечениях, сопровождаемых употреблением спиртных напитков, наркотиков и др.). Интересы, ценностные ориентации, мировоззренческая основа таких лиц характеризуются бездуховностью, примитивностью, отсутствием высоких идеалов. Поэтому им трудно ориентировать свои поступки и поведение на достижение более значимых целей по сравнению с удовлетворением сиюминутных потребностей. А поскольку такие потребности далеко не всегда могут быть удовлетворены, все это способствует появлению у таких лиц неконтролируемого состояния фрустрации, повышенной агрессивности.

Низкий уровень социальной адаптации можно наблюдать у лиц, относимых криминологами к неустойчивому, а также ситуационному типам преступников, нередко оказывающихся во власти обстоятельств, которыми им трудно управлять, сохраняя должную эмоционально-волевую устойчивость, самоконтроль за своими действиями и поведением. Поэтому такие лица чаще других оказываются под сильным воздействием аффективно окрашенных состояний, эмоций гнева, фрустрации и т. п.

Необходимо отметить, что типологические свойства тех, кто совершает преступления, имеют различную степень выраженности, разнообразные сочетания. Поэтому можно говорить о промежуточных или о смешанных типах преступной личности.

источник