Меню Рубрики

Типы информации с точки зрения восприятия

В этой статье попробуем разобраться не только со значением, но и с практическим применением слов «аудиал, визуал, кинестетик, дигитал», которые многие из вас слышали.

Человек получает информацию из внешнего мира через 5 сенсорных каналов: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой. Каждый из этих каналов, в свою очередь, занимает определённое по значимости место в общей системе восприятия. Под значимостью подразумевается объём, важность и качество получаемой информации. Сенсорные системы человека могут иметь как врождённый доминирующий тип (гениальные композиторы, которые окружающий мир воспринимали как различную музыку), так и приобретённый (текстильщики, работающие на производстве чёрных тканей, различают до 40 оттенков чёрного цвета, в то время как все остальные люди – 2-3 оттенка).

В силу тех или иных причин у разных людей формируются доминирующие каналы восприятия, знание которых позволит подобрать наиболее эффективные методики при изучении какого-либо иностранного языка (например, английского).

Выделяют 3 основные типа восприятия:

  1. Аудиал – это человек, основная информация для которого поступает через слуховой сенсорный канал. При этом сама аудиальная репрезентативная система имеет 2 направления восприятия:

а) аудиально-тональная – это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т.е. звук как физическое явление, в чистом виде);

б) аудиально-дигитальная — система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т.е. восприятие звука в логической, смысловой форме).

Аудиалы имеют плохую зрительную память на лица, но хорошо узнают человека по голосу. Ярко выраженный аудиал во время очень серьёзного разговора может даже закрыть глаза, чтобы «лишний» канал информации не распылял его внимания. Аудиал в своей речи гораздо чаще употребляет слова, связанные с его доминирующей системой восприятия: «я слышал, что…», «звучит достаточно странно…» и т.д. Аудиалы в своём большинстве достаточно разговорчивы, хотя есть и исключения. Речь аудиала достаточно разнообразна и эмоционально насыщена, свои мысли чувства они предпочитают выразить с помощью звуков (слова, восклицания, крики). Аудиалы обычно любят музыку и неплохо разбираются в ней, часто во время своих раздумий или выполнении каких-то действий напевают что-то вслух. Среди категории аудиалов вообще достаточно много композиторов, музыкантов и других профессий, связанных с музыкой.

  • Визуал – человек, воспринимающий основной объём информации через зрительный канал. Здесь тоже выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов (цифры, слова и т.д.). Визуал во время разговора, как правило, много жестикулирует, пытаясь тем самым передать свою мысль или чувства с помощью создаваемых им изображений. Во время прослушивания серьёзной для себя информации визуалы, как и аудиалы, также могут не смотреть на собеседника, однако, в отличие от первых, глаза не закрывают, а могут что-то рисовать или писать, создавая таким способом своё восприятие услышанного. Визуалы имеют хорошую зрительную память на лица, легко узнают людей, которых могли видеть очень давно. В своей речи визуал чаще употребляет слова и фразы, связанные с его основной сенсорной системой: «мне кажется, что…», «это выглядит как-то…», «это очевидно…» и т.д. Визуалы любят наблюдать (в т.ч. за людьми), созерцать природу, из них могут получиться хорошие художники. Визуала можно узнать по его поведению, когда его взгляд постоянно пытается найти себе «занятие», что-то поймать в поле своего зрения (даже если этот предмет и не представляет для него особого интереса).

  • Кинестетик – человек, у которого информация лучше всего воспринимается через тактильные ощущения. Наша кожа является самым большим органом, имеющим множество дифференцированных рецепторов (давления, тепла, холода, боли). Количество тех или иных рецепторов у разных людей может достаточно сильно варьировать, поэтому все мы так по-разному воспринимаем боль, холод и другие раздражители. Кинестетик свои слова и действия так или иначе ассоциирует с физическими ощущениями. В разговоре с кинестетиком часто можно услышать фразы наподобие «я чувствую, что это…» или «в этом ощущается здравый смысл. ». Кинестетики запоминают людей или события через призму своих ощущений при контакте (крепкое рукопожатие, холодный кабинет во время переговоров и т.д.). У кинестетиков, как правило, лучше развито чувство обоняния и вкуса (наименее информативные системы в нашем организме).

Иногда выделяют четвёртый тип восприятия в отдельную категорию – дигитал (или дискретный тип). Это тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации. Считать этот тип восприятия первичным тоже нельзя, так как он подразумевает некоторую обработку полученной другими системами информации, а также логическое осмысление, однако учитывать такой тип восприятия, как «дигитал» всё-таки нужно.

Поскольку нет чистых типов восприятия (за исключением серьёзных анатомических или физиологических патологий) и все наши сенсорные системы работают содружественно (хотя и есть доминирующая система), зачастую возникают межсистемные связи в ощущениях. Например, есть такое понятие, как «холодные» или «тёплые» цвета. Человек, смотрящий на «холодные» цвета, ощущает температуру окружающей среды ниже на 3-5 градусов. Это явление используют в помещениях с постоянно повышенной температурой (красят стены «холодными красками в литейных цехах, машинных отделениях и т.д.). Здесь прослеживается связь между зрительной и тактильной системами восприятия. Другой пример – люди в темноте говорят гораздо тише (без видимой на то причины), чем при нормальном или ярком освещении. Здесь идёт синергия слуховой и зрительной систем человека. Ещё один пример этого типа – «цветной» слух композиторов Скрябина и Римского-Корсакова – они слышали звуки, «окрашенные» в разные цвета.

При изучении иностранных языков важно учитывать особенности восприятия человека, определить доминирующую систему и, по возможности, задействовать её в большем объёме по сравнению с остальными сенсорными системами. Это позволит подобрать нужные методики и программы обучения и эффективнее использовать возможности человека.

Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты, один из которых мы предлагаем Вам пройти

Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «согласен» или «не согласен» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам.

1 – люблю наблюдать за облаками и звёздами

2 – часто напеваю себе под нос

3 – не признаю неудобную моду

5 – в автомобиле для меня важен его цвет

6 – узнаю по шагах, кто вошёл в комнату

7 – меня развлекает копировать чей-то диалект

8 – много времени уделяю своей внешности

10 – когда есть время, люблю рассматривать людей

11 – плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой

12 – рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо

13 – когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое

14 – часто читаю во время еды

15 – очень часто говорю по телефону

16 – я считаю, что у меня есть склонность к полноте

17 – отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению

18 – после сложного дня моё тело находится в напряжении

19 – с удовольствием и очень много фотографирую

20 – долго помню, что мне сказали друзья и знакомые

21 – с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь

22 – вечером люблю принимать горячую ванну

23 – стараюсь записывать свои дела

24 – часто разговариваю сам с собой

25 – после длительной поездки в машине долго прихожу в себя

26 – по тембру голоса я могу многое узнать о человеке

27 – очень часто оцениваю людей по манере одеваться

28 – люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы

29 – слишком жёсткая или мягкая кровать – мучение для меня

30 – мне нелегко найти удобную обувь

31 – очень люблю ходить в кино

32 – могу узнать человека в лицо даже через много лет

33 – люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику

34 – умею слушать то, что мне говорят

35 – люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом

36 – когда слышу стук часов, не могу заснуть

37 – у меня качественная стерео система

38 – когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами

39 – на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры

41 – не люблю искусственных тканей

42 – считаю, что атмосфера дома зависит от освещения

43 – люблю ходить на концерты

44 – рукопожатие многое может рассказать о человеке

45 – с удовольствием посещаю музеи и выставки

46 – серьёзная дискуссия – это увлекательное занятие

47 – прикосновение может рассказать гораздо больше слов

48 – в шуме не могу сосредоточиться

Обработка результатов теста:

2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48

1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45

3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47

Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов.

Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип – дигитал (или дискретный).

источник

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает «разъяснение», «представление», «ознакомление». Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля (способность человека организовывать процесс восприятия).

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации — информатика, например.

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

источник

Человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

В зависимости от способов восприятия человеком информации различают следующие ее виды.

Зрительная (визуальная 2 ) информация — информация, воспринимаемая органами зрения (глазами), т.е. то, что можно «увидеть». Благодаря зрению организм получает информацию о величине, форме, цвете, изменении положения и других свойствах и действиях объектов окружающего мира. Этот вид информации человек получает из текстов книг, рисунков и фотографий, географических карт, кинофильмов и т.п.

Звуковая информация — информация, воспринимаемая органами слуха (ушами), т.е. то, что можно «услышать». Такой информацией является человеческая речь, музыка, различные сигналы и шумы (например, звонок телефона, сигнал тревоги, шум движущегося автомобиля).

Информация о запахах — информация, воспринимаемая органами обоняния (расположены в носовой полости), т.е. то, что можно «понюхать». С помощью этих органов человек реагируют на летучие молекулы вещества и воспринимает информацию о запахах.

Принято считать, что человек различает около 10 тысяч запахов, и далеко не каждому можно подобрать подходящее название. Аромат клубники, например, создают 40 разных веществ. Американские химики составили их список, вычислили количество этих

От латинского visualis — зрительный.

Попытка искусственно воссоздать клубничный аромат привела к смеси, которая издавала резкий запах резины.

Человек может запомнить столько же запахов, сколько сможет различить.

Рекламное изображение, сопровождаемое определенным ароматом, будет иметь заметно большую эффективность воздействия, чем тоже изображение, но без этого аромата.

Вкусовая информация — информация, воспринимаемая органами вкуса (расположены в полости рта), т.е. то, что можно «попробовать». Считается, что человек воспринимает всего четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. Все остальные вкусы получаются комбинацией этих четырех.

Чувствительность языка неодинакова к «разным вкусам». На первом месте чаще всего стоят вещества горькие. Это именно тот случай, когда ложка дегтя портит бочку меда. Действительно, вкус таких горьких веществ, как хинин и стрихнин, отчетливо воспринимается при разведении 1:100 000 и более (это примерно чайная ложка вещества, разведенная в 500 килограммах воды!).

Хотя общая площадь всех клеток, воспринимающих запах, меньше чем воспринимающих вкус (составляет всего 2,5 кв. см), обоняние примерно в 10 тысяч раз сильнее, чем способность к восприятию вкуса.

Тактильная информация — информация, воспринимаемая органами осязания (расположены в коже, мышцах, сухожилиях, слизистых оболочках губ, языка и т.д.), т.е. то, что можно «потрогать». С помощью осязания человек получает информацию о форме и размере объекта, свойствах его поверхности (гладкая, ребристая, шершавая и т.п.), температуре, влажности, положении и перемещении объекта в пространстве и т.п.

Для получения более точной информации об объектах окружающего мира человек использует различные приборы. Например, для измерения температуры объекта используется термометр, размеров объекта — линейка. Для измерения освещенности в школьном кабинете применяется прибор, называемый люксметр. Существуют приборы, с помощью которых обнаруживают задымление в помещении при возникновении пожара.

Полученную информацию человек может представить различными способами, в разных формах. С древних времен люди передавали сведения с помощью мимики, жестов, речи, рисунков, записей. С появлением фотографии и кино, радио и телевидения появились новые возможности для обмена информацией между людьми и передачи ее из поколения в поколение.

В зависимости от формы представления информации различают следующие ее виды.

Текстовая информация — информация, представленная в форме записи последовательности символов. Такими символами могут быть буквы алфавитов различных языков, знаки препинания, цифры и знаки арифметических операций, символы для записи нот и другие. Например, тексты книг, нотная запись музыкальных произведений, символы знаков зодиака и т.п.

Графическая информация — информация, представленная в форме изображения (например, рисунков, схем, фотографий, графиков и т.д.).

Звуковая информация — информация, представленная в форме звука (например, устные сообщения, музыкальные произведения, информационные сигналы и т.д.).

Видеоинформация — информация, представленная в форме изменяющегося изображения (например, кинофильмы, мультфильмы).

Очень часто используются комбинированные формы представления информации, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше форм. Например, кинофильмы имеют звуковое сопровождение, а рисунки могут содержать текстовые надписи и т.п.

1. Перечислите органы чувств, с помощью которых человек воспринимает сведения об объектах окружающего мира.

Перечислите виды информации по способам восприятия ее человеком. Дополните ответ примерами.

Назовите свойства объекта «ромашка», которые можно: а) увидеть; б) услышать; в) понюхать; г) попробовать; д) потрогать.

Назовите приборы, которые «помогают» человеку: а) увидеть; б) услышать; в) понюхать; г) попробовать; д) потрогать.

Перечислите способы, с помощью которых люди могут передавать информацию друг другу.

Перечислите виды информации в зависимости от формы ее представления.

Какая информация называются текстовой? Приведите примеры.

Какая информация называется графической? Приведите примеры.

Какая информация называется звуковой? Приведите примеры.

Какие комбинированные формы представления информации вы знаете. Обоснуйте свой ответ.

С древних времен человек сталкивается с необходимостью хранения информации и передачи ее из поколения в поколение. Изначально человек сохраняет сведения об объектах окружающего мира в собственной памяти. В этом случае мозг человека является носителем информации.

Носитель информации — объект, используемый для хранения и передачи информации.

Постоянное накопление большого количества сведений, необходимость их использования и передачи следующим поколениям ведет к появлению и развитию новых носителей информации.

Наши давние предки оставили нам информацию о себе и своих знаниях в виде наскальных росписей в пещерах, где они обитали. Информация передавалась и устно в виде сказаний, легенд, песен. Со временем появились более компактные носители, которые при меньших размерах позволяли сохранять больше сведений об окружающем мире: глиняные таблицы, дощечки, папирус, пергамент. Изобретение бумаги и книгопечатания открыло новую эпоху в хранении и распространении информации.

Развитие науки и техники в XIX-XX столетиях привело к появлению таких носителей, как фото- и кинопленка, граммофонные пластинки, магнитная лента, компакт-диски. В настоящее время с помощью радио, телевидения, компьютеров огромное количество сведений передается во все уголки Земли. В памяти современного компьютера можно хранить информацию любого вида: текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Что такое носитель информации? Приведите примеры

источник

Восприятие информации — процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внеш него мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Бла годаря восприятию информации обеспечивается связь системы с внешней средой (в качестве которой могут выступать человек, на блюдаемый объект, явление или процесс и т.д.). Восприятие инфор мации необходимо для любой информационной системы, коль скоро она претендует на какую-либо полезность.

Современные информационные системы, создаваемые, как пра вило, на базе ЭВМ, в качестве своей составной части имеют более или менее (в зависимости от цели системы) развитую систему вос приятия. Система восприятия информации может представлять собой довольно сложный комплекс программных и технических средств. Для развитых систем восприятия можно выделить несколько этапов переработки поступающей информации: предварительная обработка для приведения входных данных к стандартному для данной системы виду, выделение в поступающей информации семантически и праг матически значимых информационных единиц, распознавание объек тов и ситуаций, коррекция внутренней модели мира. В зависимости от анализаторов (входящих в комплекс технических средств системы восприятия) организуется восприятие зрительной, акустической и других видов информации. Кроме того, различают статическое и ди намическое восприятие. В последнем случае особо выделяют систе мы восприятия, функционирующие в том же темпе, в каком проис ходят изменения в окружающей среде. Важнейшей проблемой вос приятия информации является проблема интеграции информации, поступающей из различных источников и от анализаторов разного типа в пределах одной ситуации. Кратко рассмотрим процесс воспри ятия наиболее важного вида информации — зрительной. Можно вы делить несколько .уровней зрительного восприятия.

1. Получение изображения, поступающего от рецепторов. Как
правило, к ЭВМ подключают специальные устройства цифрового
ввода изображения, в которых яркость каждой точки изображения
кодируется одним или несколькими двоичными числами.

2. Построение образной модели. На этом уровне с помощью спе
циально разработанных алгоритмов происходит обнаружение объек
тов в описании сцены и разбиение изображений на значимые сегмен
ты. Эффективность алгоритмов анализа сцен определяет скорость
работы системы восприятия.

3. Построение образно-семантической модели. На этом уровне за
счет информации, имеющейся во внутренней модели внешнего мира, и
за счет знаний, хранящихся в ней, опознаются выделенные на предше
ствующем уровне объекты и между ними устанавливаются простран
ственные, временные и другие виды отношений. В технических систе
мах на этом уровне восприятия используются методы распознавания
образов. Полученные знания о текущей ситуации могут использоваться
в дальнейшей работе. Иллюстрацией к описанию уровней восприятия
может служить рис.5.1, поясняющий в общих чертах работу системы
зрительного восприятия текстовой информации.

С точки зрения информационной системы в целом, система вос приятия осуществляет первичную обработку собираемой извне ин формации. В свою очередь, для системы восприятия первичную об работку информации производит система сбора информации. Неред ко на практике встречаются информационные системы, не обладаю щие развитой системой восприятия информации (из-за отсутствия необходимости в таковой). В последнем случае система восприятия представляет собой просто систему сбора информации. Вопросам сбора информации и посвящен следующий параграф.

5.2. СБОР ИНФОРМАЦИИ

Из изложенного выше легко сделать вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора ин формации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обра ботку этой информации. Сбор информации — это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для данной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей информацию системой и окружающей средой осу ществляется посредством сигналов.

Сигнал можно определить как средство перенесения информации в пространстве и времени, В качестве носителя сигнала могут высту пать звук, свет, электрический ток, магнитное поле и т.п. Подобно живым организмам, воспринимающим сигналы из внешней среды с помощью специальных органов (обоняния, осязания, слуха, зрения), технические системы для приема-‘.сигналов из окружающего мира ос нащаются специальными устройствами. Вне зависимости от носителя информации (сигнала) типичный процесс обработки сигнала может быть охарактеризован следующими шагами. На первом шаге исход ный (первичный) сигнал с помощью специального устройства (датчика) преобразуется в эквивалентный ему электрический сигнал (электрический ток). На втором шаге вторичный (электрический) сигнал в некоторый выделенный момент времени оцифровывается специальным устройством — аналого-цифровым преобразователем (АЦП). АЦП значению электрического сигнала ставит в соответствие некоторое число из конечного множества таких чисел. Таким обра-

зом, датчик и АЦП, связанные вместе, составляют цифровой измери тельный прибор. Если этот прибор оснастить некоторым устройством для хранения измеренной величины — регистром, то на следующем шаге по команде от ЭВМ можно ввести это число в машину и под вергать затем любой необходимой обработке.

Конечно, не все технические средства сбора информации работают по описанной схеме. Так, клавиатура, предназначенная для ввода алфа витно-цифровой информации от человека, не имеет в своем составе АЦП. Здесь рервичный сигнал — нажатие клавиши — непосредствен но преобразуется в соответствующий нажатой клавише цифровой код. Но в любом случае, будь то цифровой измерительный прибор, клавиа тура или иное устройство ввода информации в ЭВМ, в конечном счете поступающая в ЭВМ информация представлена в виде цифрового кода — двоичного числа. Современные системы сбора информации (например, в составе автоматизированных систем управления) могут включать в себя большое количество (тысячи) цифровых измерительных приборов и всевозможных устройств ввода информации (от человека в ЭВМ, от ЭВМ к ЭВМ и т.п.). Такое комплексирование средств приводит к необ ходимости управления процессом сбора информации и к разработке соответствующего программного (и аппаратного) обеспечения. Сово купность технических средств ввода информации в ЭВМ, программ, управляющих всем комплексом технических средств, и программ, обеспечивающих ввод информации с отдельных устройств ввода (драйверов устройств), — вот что представляет собой современная раз витая система сбора информации.

Так как информация очень разнообразна по содержанию и виду
обслуживаемой ею человеческой деятельности (научная, производст
венная, управленческая, медицинская, экономическая, экологическая,
правовая и др.), то каждый вид информации имеет свои особенные
технологии обработки, смысловую ценность, формы представления и
отображения на физическом носителе, требования к точности, досто
верности, оперативности отражения фактов, явлений, процессов.
Технология обработки информации с применением комплекса техни
ческих средств вызывает необходимость манипулировать с отдель
ными информационными элементами, обеспечивать их изучение и
формализованное описание, идентификацию для удобства обработки,
хранения и передачи. Информация, представленная в формализован
ном виде, получила название данные. .

Информация, являясь сложным по структуре образованием, раз мещается на физических носителях (бумажных или магнитных доку ментах, в виде сигналов, передаваемых по каналам связи) и может находиться в статичном или динамичном состояниях. Статичное со стояние информации связано с ее более или менее длительным орга низованным хранением, накоплением в информационных фондах и базах данных (БД). Под базой данных понимается вся необходимая для решения задач конкретной области совокупность данных, орга низованная по определенным правилам, позволяющим обеспечить независимость данных от прикладных программ, удобство хранения, поиска, манипулирования данными, которые записаны на машинных носителях. При этом каждый элемент строго идентифицируется для автоматизации процесса поиска, пополнения, обновления данных. Ди намичное состояние — постоянное движение в виде потоков — при суще информации, реализующей в человеко-машинных, автоматизиро ванных системах функцию обмена сведениями с помощью знаковых символов. Приведенные особенности информации тщательно изучают ся при создании систем автоматизированной обработки в процессе ее синтаксического, семантического и прагматического анализа.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Синтаксический анализ устанавливает важнейшие параметры ин формационных потоков, включая необходимые количественные ха рактеристики, для выбора комплекса технических средств сбора, ре гистрации, передачи, обработки, накопления и хранения информации. Семантический анализ позволяет изучить информацию с точки зре ния смыслового содержания ее отдельных элементов, находить спо собы языкового соответствия (язык человека, язык ЭВМ) при одно значном распознавании вводимых в систему сообщений.

Прагматический анализ проводится с целью определения полез ности информации, используемой для управления, выявления прак тической значимости сообщений;- применяемых для выработки управляющих воздействий. Учитывая, что полезность информации является функцией времени и что одна и та же информация в разное время может быть полезной либо бесполезной в зависимости от того, сколько новых сообщений об управляемом объекте она несет пользо вателю, принятые критерии оценки увязываются с достоверностью и своевременностью поступающих сообщений.

Информация, которая обслуживает процессы производства, рас пределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечива-

ет решение задач организационно-экономического управления на родным хозяйством и его звеньями, называется управленческой. Это разнообразные сведения экономического, технологического, соци ального, юридического, демографического и другого содержания. В информационном процессе, каким является управленческая деятель ность, информация выступает как один из возможных ресурсов наря ду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми. В технологии обработки первичные сведения о производственных и хозяйственных операциях, людях, выпуске продукции, фактов при обретения и продажи товаров выполняют роль предметов труда, а получаемая результатная информация — продукта труда; она исполь зуется для анализа и принятия управленческих решений. Важнейшей составляющей управленческой информации является информация экономическая, которая отражает социально-экономические процес сы как в сфере производства, так и в непроизводственной сфере, во всех органах и на всех уровнях отраслевого регионального управле ния. Рассмотрим особенности управленческой информации, в част ности экономической, оказывающие влияние на организацию ее ав томатизированной обработки.

Экономическая информация отражает акты производственно-хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Во всех случаях при этом используются количественные величины, цифровые значения. Эта особенность экономической информации предопределяет возможность широкого применения вычислительной техники в экономике. Следующей отли чительной чертой экономической информации является ее циклич ность. Для большинства производственных и хозяйственных процес сов характерна повторяемость составляющих их стадий и информа ции, отражающей эти процессы. Цикличность экономической ин формации позволяет, однажды создав программу машинного счета, многократно использовать ее. Это значительно упрощает проектиро вание автоматизированной обработки данных. Важное значение для обработки имеет форма представления информации. Экономическая информация непременно отражается в материальных носителях: в первичных и сводных документах, в машинных носителях ( в маг нитных лентах и дисках, в перфолентах), передается по каналам свя зи. Для повышения достоверности передача и обработка ведутся лишь юридически оформленной информации (при наличии подписи

на документе или на электронном сообщении, указании кода, пере дающего сообщения и т.п.). Отличительной чертой экономической информации является ее объемность. Качественное управление эко номическими процессами невозможно без детальной информации о них. Совершенствование управления и возрастание объемов произ водства сопровождаются увеличением сопутствующих ему информа ционных потоков. Экономические показатели описывают разные сущности, как простые, так и сложные. Каждая сущность (объект, явление, процесс) имеет определенные свойства. Например, материал обладает массой, габаритами, имеет цену, относится к конкретному виду материальных ресурсов и т.п. Совокупность сведений, отра жающих какую-либо сущность, называют информационной совокуп ностью. В зависимости от степени общности рассматриваемого объ екта информационные совокупности могут быть разного уровня, иметь иерархическую структуру. Данные о поставщике включают его имя и адрес, номенклатуру поставляемой продукции, условия поставки, фактические сведения о произведенных поставках и т.д.

Степень детализации информационных совокупностей, однако, не беспредельна. Информационная совокупность, неделимая далее на бо лее мелкие смысловые единицы, получила название реквизита по ана логии с реквизитом документа, как наиболее часто используемым в экономической работе носителем информации. Синонимами термина «реквизит» являются слово, элемент данных, атрибут, которыми пользуются при описании информационных систем и для определения объемов экономической информации в качестве единиц измерения.

Различают два вида реквизитов: реквизиты-признаки и реквизи ты-основания. Первые характеризуют качественные свойства отра жаемых, сущностей. Вторые представляют собой количественные ве личины, характеризующие данную сущность.

Сочетание одного реквизита-основания с одним или несколькими соответствующими ему реквизитами-признаками образует показатель. Показатель — качественно определенная величина, дающая количест венную характеристику отображаемому объекту (явлению, предмету, процессу). Показатель является информационной совокупностью наи меньшего состава, достаточной для образования самостоятельного со общения или формирования -документа. Например, информационная совокупность «500 т стали» состоит из реквизита-основания «500» и реквизитов-признаков — «т» и «сталь», что вполне отражает экономи ческий смысл сообщения и потому является показателем.

Не следует думать, однако, что реквизиты-основания обязательно представляют в числовой форме, а реквизиты-признаки — в тексто вой. Важна не форма представления (цифровая или символьная), а то, какое свойство сущности (количественное или качественное) данный реквизит отражает. В любом документе каждый реквизит помимо его значения имеет определенное наименование.

Умение определить количество и состав реквизитов в документе позволяет оценить его уровень информативности, рассчитать при необходимости объемы информации. Зная максимальную разряд ность каждого реквизита, легко определить объем информации в документе; зная число таких документов, можно рассчитать общий объем информации.

Информацию, циркулирующую в любом экономическом объекте, можно рассматривать с разных точек зрения в зависимости от целей анализа. Классификация экономической информации позволяет вы делять определенные группы данных, применительно к которым производится изучение информационных потоков.

Наиболее общим направлением классификации экономической информации можно считать ее деление но таким признакам, как ме сто возникновения, участие в процессах обработки и хранения, отно шение к функциям управления, стабильность, способ отражения. Рас смотрим, как подразделяется экономическая информация по этим направлениям классификации.

Для управления любым экономическим объектом необходимо располагать и манипулировать определенными сведениями о его фактическом и желаемом состояниях. Совокупность информации конкретного экономического объекта образует информационную сис тему, в которой различают входящую, исходящую, внутреннюю и внешнюю информацию.

Информацию, поступающую в информационную систему, назы вают входящей. Информационная система, обрабатывая входящие данные, порождает новую — результатную информацию (сводную). Передаваемая за пределы данной информационной системы инфор мация называется исходящей. Если сведения поступают в информа ционную систему от объектов управления, то такая информация бу дет входящей внутренней, если из внешнего мира (например, для предприятий из министерства, от других организаций), информация называется входящей внешней.

Аналогичным образом подразделяются и выходящие сведения. Входящую внутреннюю информацию в условиях предприятия назы вают первичной. Она возникает в процессе первичного учета хозяйст венных операций — измерение и регистрация данных — в ходе про изводственной деятельности объекта управления.

По критерию соответствия отражаемым явлениям экономическая информация может быть отнесена к достоверной и недостоверной. К этому классификационному признаку примыкает оценка своевремен ности и несвоевременности информационного отображения произ водственных и хозяйственных операций, получения исходной и ре зультатной информации в установленные сроки.

По отношению к процессам обработки и хранения различают сле дующие виды экономической информации: исходную, производст венную, хранимую без обработки, результатную, промежуточную.

С точки зрения отражаемых функций управления экономическая информация подразделяется на плановую, прогнозную, нормативную, конструкторско-технологическую, учетную, финансовую,

Важное значение, особенно при создании машинных информаци онных систем, имеет подразделение информации в зависимости от степени стабильности на постоянную (условно-постоянную) и пере менную. Первая остается без изменений или же подвергается незна чительным корректировкам в течение более или менее длительного периода времени. Это различные справочные сведения, нормативы и расценки и т.п. Переменная информация отражает результаты выпол нения производственно-хозяйственных операций, соответствует их динамизму и, как правило, участвует в одном технологическом цикле машинной обработки.

Для оценки уровня стабильности информации используют коэф фициент стабильности А» рассчитываемый по формуле

где ЙСобш — общее число информационных совокупностей; ИС тм число информационных совокупностей, изменивших свои значения за рассматриваемый период (год).

Обычно, если значение коэффициента стабильности не ниже 0,85 (А^ = 0,85), информационную совокупность принято считать условно-постоянной.

Большую часть условно-постоянной информации при использова нии вычислительной техники рекомендуется хранить на машинных носителях. При этом отпадает необходимость включать эти реквизиты в состав показателей первичного документа, за счет чего можно значи тельно упростить их формы, сократить трудоемкость заполнения. Ис пользование массивов условно-постоянной информации в технологии автоматизированной обработки данных обеспечивает повышение дос товерности результатной информации, позволяет дополнять ее необхо димыми справочными сведениями и тем самым более углубленно и разносторонне охарактеризовать объект, процесс, явление.

Информационная технология решения задач включает следующие важнейшие процедуры, которые могут быть сгруппированы по функ ционально-временным стадиям: сбор и регистрация информации, пе редача ее к месту обработки, машинное кодирование данных, хране ние и поиск, вычислительная обработка, тиражирование информа ции, использование информации, т.е. принятие решений и выработка управляющих воздействий.

Как правило, информация подвергается всем процедурам преоб-‘ разования, но в ряде случаев некоторые процедуры могут отсутство вать. Последовательность их выполнения также бывает различной, но при этом некоторые процедуры могут повторяться. Состав процедур преобразования и особенности их выполнения во многом зависят от экономического объекта, ведущего автоматизированную обработку информации. Рассмотрим особенности выполнения основных проце дур преобразования информации.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процеду ра в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация пер вичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйст венную деятельность объекта.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и ре гистрация информации происходят при выполнении различных хо зяйственных операций (прием готовой продукции, получение и от пуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д. Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание матери альных объектов, получение временных и количественных характе-

ристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации, как пра вило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе). За пись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими. В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбо ра и регистрации информации, совмещающих операции количествен ного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Восприятие индивидуально. У каждого человека доминирует та или иная анализаторная система. Условно восприятие делится на такие типы: аудиал, визуал, кинестетик, дигитал.

Тип восприятия информации – это особенность формирования представлений, заключающаяся в индивидуальной работе мыслительных процессов, участвующих в перцепции.

В зависимости от модальности, выделяются:

  • кинетическое восприятие, в основе которого лежат ощущения и движение;
  • аудиальное восприятие – это перцепция, основанная на слухе;
  • визуальнаое восприятие, которое базируется на зрении.

Дополнительная информация. Тип восприятия определяется целевыми и мотивационными установками личности.

Повседневная жизнь и деятельность человека связаны с многочисленными потоками информации. Информация может быть представлена в следующих видах:

  • Текстовый способ представления информации являет собой совокупность специальных символов, записанных на бумажном или электронном носителе. Такими символами являются цифры и буквы алфавита.
  • Графический способ представления информации часто используют для изображения статистических данных или в том случае, когда появляется необходимость использования наглядности для лучшего понимания текста. Для этого применяют диаграммы, гистограммы, рисунки, схемы, таблицы.
  • Телефония и радиовещание используют радиоволны и звуковые сигналы для представления информации.
  • На телевидении для представления информации используют световые сигналы.
  • Мультимедиа. Этот вид представления информации предполагает использование компьютера и объединяет в себе текстовую, звуковую, графическую информацию и видео.

Диагностика типа восприятия

Знание своего типа восприятия помогает человеку более эффективно обучаться. Существуют специальные методики, с помощью которых можно определить доминирующий тип восприятия.

Для начала человеку можно понаблюдать за своей мыслительной деятельностью. С чего начинается представление: с картинки (визуал) или с ощущения (кинестетик), со звуков (аудиал) или с логических смыслов (дигитал)? Кроме того, доминирующий тип перцепции выдает себя в речи: людям свойственно чаще употреблять те слова, которые имеют связь с их доминирующей перцептивной системой.

Также можно определить тип восприятия по доминирующей кратковременной памяти. Визуал – это человек, которому легче запоминать графическую информацию. Аудиал – это человек, лучше запоминающий на слух. Если для эффективного запоминания человеку требуется опираться на телесные ощущения, то он – кинестетик. Дигиталами называются тех, кто при запоминании делает упор на логику.

Кроме того, С. Ефремцевой была разработана методика определения доминирующей перцептивной модальности.

Каждый тип восприятия имеет свои особенности. Стоит разобраться, кто такой визуал, аудиал, кинестет и дигитал.

Люди с преобладающим визуальным типом восприятия используют в речи слова и словосочетания, связанные со зрением. У них хорошо развита зрительная память, они прекрасно ориентируются на местности, без труда смогут добраться до нужного места по навигатору, быстро ориентируются в новой обстановке.

Они впечатлительны и эмоционально реагируют на все, что видят. Визуал – это человек, который предпочитает красоту, уют, чистоту и порядок. Внутренний мир визуала наполнен мечтами, множеством идей.

Главная черта аудиалов – ориентировка в мире по звукам. Они – меломаны, любят напевать. Профессиональная деятельность аудиала часто связана с музыкой и межкультурной коммуникацией.

В речи аудиала часто проскальзывают слова и словосочетания, связанные со слухом. Они способны внимательно слушать на протяжении длительного времени, являются прекрасными собеседниками. Слуховая память у них доминирует.

Главной характеристикой кинестетов является восприимчивость ко всему, что происходит вокруг них. В жизни они ценят комфорт и красивую обстановку. Кинестетик часто в речи обращается к ощущениям и говорит о своих эмоциях. Они обладают яркой мимикой и активно жестикулируют. Может показаться, что в этом типе объединились кинестетик и визуал.

Такие люди очень активны, легки на подъем, быстро включаются в работу, которая связана с практическими действиями и ручным трудом. Как правило, они находят себя в творческих профессиях, рутинная работа и монотонная деятельность им противопоказаны.

Дигиталам важно логически понять ситуацию. Их несомненным достоинством является способность сохранять спокойствие и здраво мыслить в стрессовой ситуации.

В речи дигиталов всегда много логики. Всю информацию они склонны систематизировать, структурировать. По характеру обычно спокойны и уравновешены.

Дополнительная информация. Дигиталов распознать непросто. Для того чтобы выявить их, нужно длительное время наблюдать и анализировать речь человека. С одинаковой частотой они могут употреблять фразы, свойственные аудиалам и кинестетикам.

Знание особенностей собственной перцептивной системы помогает организовать процесс обучения.

Процесс представления информации для визуалов должен сопровождаться наглядностью. Они обладают хорошими навыками работы с текстом, при желании быстро осваивают методику скоростного чтения. Хорошо запоминают информацию, составляя интеллектуальные карты или графики, работая с демонстрационными моделями, добывая знания в ходе экспериментальной деятельности.

Важно! Посторонние звуки не помешают сосредоточенности визуала. При включенном телевизоре он сможет так же качественно подготовиться к экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине.

Основным каналом восприятия учебного материала для ребенка-аудиала является слух. Для него комфортны лекции. Новый материал прекрасно усваивает, участвуя в дискуссиях, беседах.

Важно! Чтобы сосредоточиться, аудиалу необходимы тишина и отсутствие внешних раздражителей.

Для кинестетиков процесс обучения должен предполагать возможность движений и практических действий. Наиболее подходящими формами организации учебного процесса для него являются практические и лабораторные работы.

Важно! У этих людей неустойчивое внимание. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую.

Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им подходит компьютеризированное обучение. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую основу, а новая информация наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира.

В ситуациях межличностного общения типы восприятия обнаруживают различия, что прослеживается в поведении людей.

Так, визуалы большое внимание при общении уделяют внешности человека, мимике и жестам. Для них важен контакт глаз. Иногда создается впечатление, что такие люди умеют угадывать мысли собеседника.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Сам визуал в процессе общения чувствует себя комфортно, занимает открытую позу. Это великолепные рассказчики.

Внимание! Они склонны устанавливать пространственную дистанцию с собеседником: находясь слишком близко к партнеру по общению, визуалы испытывают дискомфорт.

Общаться с аудиалом приятно. Их речь грамотная, богата интонациями, а темп ее комфортен для восприятия. Партнеров по общению они понимают с полуслова. Повышенный тон и оскорбления в адрес аудиала приведут к тому, что он откажется от общения.

Для кинестетов условием хорошей беседы является обстановка. Им доставляет истинное удовольствие обсуждение личностных переживаний и эмоций, как своих, так и чужих.

Следует помнить! Кинестет не подпустит близко малознакомого человека. В общении с близкими кинестетику нужны физические прикосновения.

Дигиталы в общении с окружающими редко открыто проявляют эмоции. Они быстро улавливают смысл сказанного собеседником. Они не любят предисловий, им хочется поскорее перейти к сути и фактам.

Статистических исследований по выявлению преобладающего типа восприятия не проводилось. Однако можно предположить, что большинство людей является визуалами. Это предположение подтверждается с точки зрения физиологии: примерно 30 нейронов в головном мозге и приблизительно половина его коры задействованы в обработке информации, которая поступает посредством зрения. Для обработки информации от других анализаторных систем в мозге выделяется гораздо меньше коры и нейронов. Дискретный тип восприятия является самым редким.

Интересно. Разделение людей на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов весьма условно. В разных условиях у человека может происходить смена перцептивной доминанты.

Однако знание особенностей своего типа восприятия позволяет эффективнее организовать процесс личностного саморазвития и сократить время на заучивание необходимой информации. Кроме того, если человек имеет общее представление о типах восприятия, есть вероятность, что ему будет проще выстраивать отношения с окружающими людьми.

По-разному воспринимают мир

источник

Вы знаете, что за счет понимания своего типа восприятия (кто Вы: визуал, аудиал, кинестет, дигитал) можно увеличить качество и скорость вашего обучения и уметь доносить человеку свои мысли с высокой точностью? Как определить типы восприятия информации и как эти знания использовать в общении и обучении, разберем подробно в этой статье.

К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты.

Почему это стало возможным? Учитель был мудрым. Он понимал, что этому мальчику нужно преподать урок так, что бы он сумел воспринять. Не просто услышал, а воспринял наиболее понятным ему способом.

Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в отношениях и обучении. А также о том, как определить свой тип восприятия.

В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал.

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.

Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто Вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Остановимся на нескольких.

1. Наблюдение за собой. Посмотрите, что в ходе мыслительной деятельности Вы используете чаще всего? Как организованы Ваши мысли? Яркими картинками и образами (визуал), ощущениями (кинестет), звуками и интонациями (аудиал), внутренней речью, логическими связями, смыслами (дигитал).

2. Ниже приведен небольшой список слов. После прочтения, постарайтесь уловить, что первое Вам представилось, с какого элемента началось представления? А что возникло позже?

  • Мягкий на ощупь бархат
  • Музыкант играющий на скрипке
  • Лекарство
  • Взлетающий самолет

Если первое, с чего началось представление — это картинка, образ, то скорее всего, Вы визуал. Если образ начался со звуков, а только потом представились картинки, то Вы аудиал. Если Вам потребовалось телесно представить, как располагаются объекты или у Вас быстро пошли телесные ощущения — кинестет, и если Вам потребовалось проговорить слово, чтобы оно представилось — дигитал.

3. Пройти небольшой психологический тест по методике « Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева »

Можете его скачать напрямую и, ответив на вопросы, определить свой тип восприятия. Тест на проверку: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

4. Понаблюдайте за собой и отметьте, какой тип кратковременной памяти у Вас развит больше всего? Что Вы схватываете быстро и легко: картинки, звуки, ощущения, логические связи? Что Вам легче запомнить?

5. Люди каждого типа восприятия употребляют в своей речи определенные фразы и выражения, характерные именно для их ведущей, запускающей системы. Однако я не рекомендую упираться именно на этот тест для определения, каким типом вы являетесь. Он может дать ошибку в ряде случаев, когда человек приучил себя общаться определенным образом,используйте этот метод только как дополнительный к вышеуказанным методам.

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

  • интеллект-карты
  • схемы
  • графики
  • иллюстрации
  • фотографии
  • демонстрационные модели
  • опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:

  • схемы
  • интеллект-карты
  • сжатые планы
  • Собственноручно составленные тезаурусы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Все это, безусловно, полезнейший навык, на который стоит обратить внимание.

Напишите в комментариях: к какому типу восприятия Вы относите себя?

источник