Меню Рубрики

Точки зрения на происхождение понятия культура

    Навигация по данной странице:
  • Прочтите текст и выполните задания С1 — С6.
  • Материальная культура Духовная культура
  • Прочтите текст и выполните заданияС1-С6
В первом приближении культуру можно определить так: культура — это все то, что не природа. Все, что сделано руками человека. Культура — тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхо­ждение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому — по корню глагола «культивировать» — обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» — от совокупно­сти религиозных, ритуальных действий, с помощью которых че­ловек призывал высшие силы, «общался» с ними.

Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы — ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звездное небо — продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звезды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звездного неба. Все, что мы видим во­круг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколе­ний. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть про­дукт промышленности и торговли, это — «сделанный» мир. Все, что мы представляем собой — наши мысли, чувства, наше вооб­ражение, — есть продукт культурного воспитания.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте?

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик.

С4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».

С5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна. Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.

С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:

С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте? Ответ

С1 В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность понятия «культура»;

2) роль культуры в жизни человека и общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.
2
Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отража­ют основные идеи соответствующих частей текста. 1
Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный. 0

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик. Ответ:

С2 Должны быть приведены следующие точки зрения:

1) культура как обработка почвы;

2) культура как производная от понятия «культ».

Данные точки зрения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках

Приведены две точки зрения 2
Приведена одна любая точка зрения 1

С4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».

С3 Могут быть выписаны следующие объяснения:

1) Культура — «все то, что не природа», т.к. это «все, что сделано руками человека»;

— «культура — тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искус­ственном, т.е. человеческом, состоянии»;

2) «Культура давно стала для человека второй приро­дой: все, что он видит в мире, он видит через культуру».

Объяснения могут быть даны в иных, близких по содер­жанию формулировках.

Приведены объяснения обоих характеристик. 2
Приведено объяснение одной любой характеристики. 1

С5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна. Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения. Ответ:

С4 Могут быть приведены такие примеры:

1) большинство людей живет в специально построенных домах, отсутствовавших в природной среде;

2) большинство людей пользуются специально изготов­ленной одеждой и предметами быта;

3) жизнь людей регулируется специально созданными со­циальными нормами.

Могут быть приведены другие примеры.

С5 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
  1. ответ на вопрос: в тексте представлена первая точка зрения;
  2. фраза текста: «Все, что мы представляем собой — на­ши мысли, чувства, наше воображение, — есть продукт культурного воспитания».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по
содержанию формулировках.

Дан правильный ответ на вопрос, приведен фраг­мент текста. Дан правильный ответ на вопрос 1
Дан неверный ответ на вопрос при наличии или отсутствии фразы текста ИЛИ ответ неверный.

С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.

С6 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте мыслью;

  • 2) приведены два объяснения (аргумента), например: в случае согласия может быть указано,
  • что в процессе воспитания и самовоспитания человек искусственно ограничивает свое поведение определен­ными рамками, отражающими социальные нормы;
  • некоторые культурные ценности, усваиваемые челове­ком, напрямую противоречат его базовым инстинктам, причиняют вред его природной составляющей;
  • человек живет в искусственно созданном мире, многие его потребности носят искусственный характер;

в случае несогласия может быть указано, что

  • в процессе своего развития человек сформировался как особый биологический вид, отличный от других животных;
  • многие потребности, модели поведения человека явля­ются биологически обусловленными.

Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).

Выражено мнение учащегося, приведены два объяснения (аргумента) Выражено мнение учащегося, приведено одно объяснение (аргумент) ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два объяснения (аргумента) 1
Выражено мнение учащегося, объяснения не приведены ИЛИ мнение не выражено, но понятно из контекста, приведено одно объяснение ИЛИ Ответ неверный.

Прочтите текст и выполните задания С1 — С6.

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура». Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культу­ра ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культурой, а культурностью.

Культура в современном понимании есть совокупность ма­териальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процес­сов и состояний человека и видов его деятельности.

Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью.

В соответствии с разделением деятельности на материаль­ную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а, скажем, знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует от­нести продукты духовного производства, идейное систематизи­рованное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусст­ва. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и ве­ществами природы, то духовная культура — это внутреннее бо­гатство сознания, степень развитости самого человека.

Духовная культура не есть какая-то самостоятельная, от­дельно существующая часть культуры. Строго говоря, вне ду­ховной жизни, помимо сознательной деятельности людей куль­тура вообще не существует.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. На основе текста заполни пробелы в таблице

Материальная культура Духовная культура
Продукт

С4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.

С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»?Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
С6. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту этой позиции.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. На основе текста заполни пробелы в таблице

С1 В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

  1. смысловые оттенки понятия «культура»
  2. специфика культуры;
  3. основные виды культуры;
  4. особенности материальной и духовной культуры.
    Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным 2
Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. 1
Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего
фрагмента, ИЛИ ответ неверный.
0

С3. Какой аспект общественной жизни, по мнению авто­ра, наиболее всего выражает культура? Используя со­держание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.

1) аспект общественной жизни, который связан с преем­ственностью;

2) объяснение, например: развитие общества невоз­можно без опоры на опыт предшествующих поколений, который воплощается, прежде всего, в культуре Может быть дано иное объяснение.

С4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.

С2 Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу, например:
Материальная культура Духовная культура
Продукт (результат, форма) вещи, орудия, на­выки, знания, ко­торые являются продуктами ма­териального про­изводства или об­служивают жизнь общества

Продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства
Что воплощает

Степень практического овладения человеком силами и веществами природы Внутренне богатство сознания, степень развитости самого человека
Данные могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках Правильно заполнены четыре пробела 2
Правильно заполнены два-три пробела 1
Правильно заполнен один пробел или ответ неверный 0
Назван аспект, дано объяснение 2
Назван только аспект или ответ неверный 0

С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

С4 Могут быть приведены такие примеры:
  1. композитор пишет музыку для кинофильма;
  2. известный писатель сочинил новый детектив;
  3. ученый разработал новую методику проведения опера­ции на сердце.

Могут быть приведены другие примеры

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания 0

С6. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту этой позиции.

1) произведения культуры создаются в результате целена­правленной деятельности людей — познания, художест­венного или технического творчества, осмысления социальных реалий, т.е. духовного производства; 2) ценности культуры по преимуществу осознанно при­нимаются человеком, он трансформирует их, передает другим свое понимание, т.е. налицо духовная деятель­ность человека.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Прочтите текст и выполните заданияС1-С6

Термин «аудит» означает ревизию, бухгалтерскую про­верку. Аудиторская деятельность — это установление достоверно­сти бухгалтерской (финансовой) отчетности. Выступая в качестве аудиторов, специалисты по бухгалтерскому учету изучают и кон­тролируют финансовую отчетность компании, дают экспертное заключение относительно ее правильности, надежности и соот­ветствия общепринятым стандартам.

В достоверности бухгалтерской информации заинтересо­вано и само предприятие, и организации, с которыми предпри­ятие контактирует в своей деятельности. Руководству предпри­ятия достоверная бухгалтерская информация необходима для принятия правильных стратегических и тактических решений, для защиты своих интересов перед собственниками компании (например, акционерами или государством). Для собственников достоверная информация о состоянии компании нужна, чтобы принимать рациональные решения по управлению своей собст­венностью, решить, стоит ли оставаться собственником данного предприятия, оценивать деятельность администрации предпри­ятия. Для персонала компании реальная информация об экономи­ческом положении предприятия — возможность оценить перспек­тивы своей дальнейшей работы в ней, стабильность заработка, обеспеченность социальными льготами.

источник

Культура как объект философии.

Слово культура — одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к ее изучению. В самом общем смысле под культурой чаще всего понимают достижения науки и искусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово “культура” появилось в латинском языке (cultura — возделывание, уход) и первоначально относилось к обработке земли. Римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном значении для характеристики человеческого мышления: “Философия есть культура ума”. Понятие культура соотносится с другим понятием “натура” (natura — природа) и противопоставляется ему. Человек, преобразуя природу, создает культуру, при этом он формирует и самого себя.

В наше время культуру изучает целый ряд наук: история, археология, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусствоведение и т. д. Каждая из этих наук выбирает свой ракурс в изучении культуры, исследует одну из составляющих культуры в целом (например, политология изучает политическую культуру, а социология — культуру социальных отношений). На рубеже XIX-XX вв. возникла даже специальная наука о культуре —культурология, поставившая перед собой задачу изучения уже не отдельных элементов культуры, а культуры как системы. Ситуациядиалога культур потребовала новых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологический и антропологический. Несмотря на то что культура изучается как культурологией, так и рядом социальных и гуманитарных наук, сохраняет свое значение философский анализ культуры. Философия культуры давно уже стала необходимой органичной составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.

Б. Этапы формирования понятия культура в философии.

В истории философии культуры можно выделить три главных этапа. Первый этап, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., был временем зарождения знания о культуре. Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в. ; культура как специфическое явление не становилась специально предметом изучения. Однако независимо от того, пользовались ли мыслители разных эпох понятием культура или же употребляли близкие по смыслу термины, такие как цивилизация или образование, обсуждаемые проблемы оказывались необходимой частью философского знания. Так, например, в античности центральное положение занимало воспитание. Причем воспитание рассматривалось как природный процесс, поскольку античное понимание культуры содержало представление о природности человека. Процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка древние греки обозначали при помощи понятия “пайдейя”. В Древнем Риме говорилось в первую очередь о “человеческом достоинстве”, которое связывалось с гражданскими доблестями. Средневековье также не знало о культуре как феномене, самостоятельно создаваемом человеком.Под культурой понималась богословская ученость, осведомленность в теологических вопросах. Особо подчеркивались преимущество веры и ее безграничность в отличие от слабости человеческого разума. Предпосылки для складывания идеи культуры возникли во времена Возрождения, когда появилось представление о специфически человеческом, отличающемся от природы. Для Ренессанса был характерен культ творческой личности, а под культурой понималась творческая (преимущественно художественная) деятельность человека. Культура стала фиксироваться в результатах творческой деятельности.

Вторым этапом стал этап превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа. Процесс осмысления культуры философией осуществлялся внутри традиционных философских областей и проблем: в теории познания, в философии человека, в социальной философии, этике и эстетике. Большинство мыслителей XVII-XVIII вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума. Именно эта программа стала тем направлением в истории философии, которое имело непосредственное отношение к философии культуры.

Программа совершенствования разума обосновывалась в расчете на отдельного познающего субъекта, в то время как появившаяся на рубеже XVII-XVIII вв. проблема “естественного и искусственного” привела мыслителей к обсуждению социальных проблем. Так, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искусственное (созданное людьми). Общество, как и государство, для него являются искусственно созданными для ограничения эгоистических интересов людей. Понимание культуры как искусственного вошло составной частью во все последующие теории культуры. Мыслители XVIII в. (Руссо, Вико и Гердер) открыли историческое измерение культуры, обратив внимание на ее развитие.

Знание о культуре было столь же разнообразным, как и философская мысль в целом: достаточно привести такие имена, как Гегель, Ницше и Шпенглер на Западе и Данилевский, Розанов и Бердяев в России.

Натретьем этапе стремление к научности достигает крайней степени. Вместо обсуждения философских проблем отношения культуры к другим формам бытия, таким как природа, общество и человек, исследователь обращается к анализу конкретных феноменов культуры (исторических, социальных, этнических). Наряду с философией культуры возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Происходит становление особой науки — культурологии.

Однако какой бы объем знаний о культуре ни добывался всей совокупностью наук о ней, изучающих ее конкретные исторические, этнические, социальные и профессиональные формы (например, античную и средневековую, эскимосскую и итальянскую, крестьянскую и рыцарскую культуры), вскрывающих различные механизмы функционирования культуры (экономические и социологические, психологические и семиотические), он не содержит ответов на главные вопросы: “Что такое культура?”, “Почему возникает такой способ существования человеческого вида?”, “Как функционирует культура?”, “Какие законы управляют ее историческим развитием?”, “Как осознается культура?”.

Философский характер этих вопросов и ответов на них состоит в том, что они соединяют объективное познание реальности и ее ценностное осмысление.

В. Многовариантность понятия культура.

Что же такое культура? Разберем несколько вариантов ответов, которые имеются в современной философии культуры.

1. Культура — это искусственная среда, созданная человеком. При таком понимании культура противопоставляется природе (“натуре”).

2. Культура — это научаемое поведение (т. е. не генетически наследуемое, а приобретенное в процессе социализации).

3. Культура — это специфически человеческая деятельность. Любое действие человека является фактом культуры.

4. Культура — это ценностная деятельность, способ развития человека и человечества. Культурой может считаться лишь то, что направлено во благо человека. Культура при таком понимании противопоставляется антикультуре.

5. Культура — это память человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций.

6. Культура — это новаторство, творчество, свободная деятельность.

7. Культура — это знаковая, символическая деятельность.

Множественность теорий культуры объясняется сложностью самого феномена культуры и разнообразием функций, которые выполняет культура.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9790 — | 7665 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Возможность построения обобщающей модели культу-ры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археоло-гии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и воз-можности специального межпредметного исследования культуры.

Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.

1.1.Происхождение и значение термина «культура»

Понятие «культура» (про-исходит от латинского culture — взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляет-ся в природе человека.Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.

Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитан-ному в обществе, в противоположность человеку «естественно-му», необразованному.

В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культу-ра» выражали идею культуры как сферы развития «человечнос-ти», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвы-шения человека, совершенствования духовной жизни и нравст-венности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство че-ловека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имею-щийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, вос-питания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человече-ства, но и отрицательные проявления человеческой активности (ре-лигиозные распри, войны, преступность и т. д.).

В дальнейшем закрепилась расши-рительная трактовка культуры: культура охватывает все, что от-личает жизнь человеческого общества от жизни природы, все сто-роны человеческого бытия. Она включает в себя не только резуль-тат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обя-зательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма транс-ляции социального опыта через освоение каждым поко-лением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и позна-вательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.

Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и сво-боды. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется в виду не какой-то отдельный творчес-кий акт человека, но творчество как универсальное отношение че-ловека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение че-ловека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

В наше время слово «культура» является одним из наи-более употребляемых и в обыденном языке, и во множе-стве научных определений, что говорит как о многознач-ности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.С содержательной точки зрения под куль-турой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, ус-тойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каж-дого общества все эти составляющие в их конкретно — историчес-кой форме образуют ее социокультурный комплекс, или культу-ру данного общества.

В обыденной жизни термин культура употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей, некий исторически сложившийся эталон совершенства, к которому должно стремиться общество.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное че-ловеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты челове-ческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Большинство людей убеждено, что именно культура – это то главное и основное, что отличает социальное бытие человека от природного существования животных. Объяснения и доказательства этого тезиса приводятся самые различные – в зависимости от понимания культуры. Слово «культура» – латинского происхождения, буквально обозначавшее обработку, уход, улучшение, возделывание. Впервые оно было упомянуто в трактате Марка Порция Катона «De agri cultura» (III в. до н.э.), посвященном заботам землевладельца. Как видим, первоначальное значение термина «культура» прочно связывало культуру с сугубо материальной, практической деятельностью людей – со сферой земледелия, с сельскохозяйственной обработкой земли. Однако, уже в I веке до н.э. знаменитый римский оратор и публицист Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н.э.) использует этот термин в переносном смысле – как метафору моральной философии, наделяя термин культура прямо противоположным значением и понимая под культурой деятельность духовно-нравственную, мыслительную, интеллектуальную. В одном из своих писем он говорит о «культуре духа», то есть – о развитии умственных способностей, о воспитании души, что является достойной задачей для свободного человека и даётся благодаря занятиям философией: «…как плодоносное поле без возделывания не даёт урожая, так и душа. Возделывание души – философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и… сеет, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» 1. «Возделывание души» (cultura animi) – таков перенос значения этого слова из одной области в другую, осуществлённый Цицероном и на долгие столетия вперёд ставший способом описания задач образования и воспитания, призванных «сеять разумное, доброе, вечное…». Как видим, уже в античности складываются два крайних смысловых полюса, два предельных значения термина культура, с самого начала как бы очерчивая границы и возможный диапазон будущих значений, которыми в дальнейшем предстоит обогатиться термину «культура» и которые будут носить, по сути дела, промежуточный между этими крайними значениями характер. Так, в Средние века слово «культура», продолжая по традиции, сложившейся ещё в Античности, употребляться только в словосочетаниях, распространяется практически уже на все сферы деятельности человека, заполняя остававшееся свободным промежуточное смысловое пространство между крайними значениями. Обозначая отныне степень достигнутого мастерства и совершенства в том или ином виде деятельности (например, cultura juris – выработка правил поведения, cultura scientiae – усвоение науки, cultura literarum – совершенствование письма), термин «культура» косвенным образом начинает характеризовать степень развития приобретённых человеком (мастером) навыков и способностей. Позднее эта тенденция будет подхвачена и всесторонне развита эпохой Возрождения с характерными для неё представлениями о человеке-творце и созидателе. Экстенсивное смысловое развитие термина «культура» завершится к середине XVIII в., когда термин «культура» перестанет употребляться в словосочетаниях, приобретя, по свидетельству немецкого лингвиста Нидермана, статус самостоятельной лексической единицы, а его основными значениями, поглотившими все предыдущие, станут просвещённость, образованность, воспитанность, – словом, всё то, что обыденное сознание и сегодня отождествляет с культурой и культурностью. Однако, представления обыденного сознания, зафиксированные в языке (в слове), и научные понятия – это далеко не одно и то же. Поэтому путь становления понятия «культура» и стихийный путь обретения термином «культура» различных смысловых значений, воспроизводящих представления обыденного сознания, не вполне совпадают: понятие культуры хотя и содержит в себе в свёрнутом виде всю историческую эволюцию взглядов на культуру, весь путь экстенсивного развития термина «культура», тем не менее, ни в коем случае не сводится к нему, будучи по своему содержанию значительно богаче и глубже. Дело в том, что осознанная выработка того или иного теоретического понятия вообще начинается только тогда, когда стихийное формирование спектра основных значений соответствующего термина уже закончено, – только тогда накопленное смысловое богатство термина (слова) становится одной из предпосылок формирования научного понятия. История становления понятия «культура» подтверждает это в полной мере. Как таковое понятие «культура» начинает активно разрабатываться в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVII века, захватывая также весь XVIII век – «век Просвещения» и первую половину XIХ века. Одна из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, сводилась к проблеме познания «природы» человека, к проблеме поиска его «сущности». Выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии, развивая идею исторического прогресса, стремились найти ответы на следующие вопросы: каким должно быть общественное развитие, чтобы было возможно совершенствование «сущностных сил» человека, чтобы был возможен прогресс свободной разумной индивидуальности. Иначе говоря, суть жизненно насущных теоретических поисков сводилась к выяснению того, как должно быть устроено общество, чтобы оно соответствовало «природе» человека. Размышления на эти темы как раз и становятся той благодатной почвой, на которой рождается философское понятие культуры: мыслители XVII-XVIII вв., решая практически значимую для себя задачу выработки идеалов общественного развития, оказались буквально вынуждены в связи с этим заняться философскими поисками сущности истории, благодаря чему в оборот научной мысли вводится проблематика специфически человеческого способа жизнедеятельности, качественно отличного от способа жизнедеятельности всех других живых существ и природы в целом, что и становится отправным пунктом становления собственно философского понимания культуры. С этого момента вся дальнейшая судьба понятия культуры оказывается целиком и полностью связана с решением этого центрального для всего Нового времени вопроса – вопроса о специфике человеческого образа жизни, о специфике бытия человека в истории. Именно в связи с философскими поисками сущности истории, в связи с осмыслением того специфического способа, каким люди делают свою историю, и возникает настоятельная необходимость в соответствующем понятии, которое было бы способно выразить эту специфику в целостной форме, а именно – посредством выяснения качественного отличия человеческой истории, в которой действуют люди, наделённые сознанием и волей, от чисто природного бытия, где объективные закономерности прокладывают себе дорогу в форме слепой необходимости. Рождение философского понятия культуры как раз и явилось результатом осознания сущности истории, результатом осознания качественного отличия исторического бытия людей как мира, созданного и преобразованного человеком, от природы как мира, независимого в своем существовании от деятельности человека и его сознательных намерений. Вот тут-то и оказался как нельзя более кстати широко распространенный в общественном сознании XVIII – XIX вв. латинский термин cultura: он оказался наиболее подходящим средством для выражения философской идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия», «человеческого начала в человеке» в противоположность животному и природному бытию потому, что в латинском языке слово cultura, как было отмечено выше, означало возделывание, обработку, улучшение почвы и потому по самой своей сути изначально было противоположно слову natura – природа. Это – одна сторона дела. Другая сторона дела касается того факта, что становление философского понятия культуры происходило не только по линии осмысления антитезы «культура – натура», но и по линии разработки теоретической оппозиции «культурацивилизация». Дело в том, что общественная мысль XVII-XVIII веков, решая задачу постижения сущности истории и выработки идеалов общественного развития, вынуждена была в связи с этим использовать наряду с понятием культура также понятие цивилизации. Термин «цивилизация» [

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку.

источник

Культурология как наука XX в. соединяет существующее многообразие представлений о культуре, опираясь на определенную традицию. Основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) для европейской культурологии следующие: античность, Средние века, Возрождение, Новое и Новейшее время. Проследим эволюцию понятия «культура» в истории человечества.

Культура (лат. cultura) — первоначально обработка и уход за землей. Римский государственный деятель и писатель Марк Катон написал трактат о земледелии, название которого по-ла- тыни звучало примерно так: агрикультура. Он посвящен именно уходу за участком земли. В трактате рассматривается особое душевное отношение к ней, не только способ обработки земли, но и почитание, поклонение.

Со временем словом «культура» стали обозначать весь комплекс традиций и жизненный уклад людей. Но затем и этот смысл стал меняться. Марк Тулий Цицерон (45 г. до н.э.) говорил об улучшении, облагораживании телесных и душевно-духовных склонностей и способностей человека; можно сказать, что речь шла о «возделывании» человеческого ума. В его сочинении «Тускуланские беседы» читаем: «. как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей сеять, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай» [72. С. 252]. У римлян культура — личная доблесть, совершенство.

В Древней Греции культура означала воспитанность, образованность, просвещенность (пайдейя). Пайдейя, по Платону, означает руководство к изменению всего человека в его существе.

В эпоху Возрождения главное для культуры — соответствие гуманистическому идеалу человека. Идеал эпохи Просвещения — культура познания. Впервые как самостоятельное понятие «культура» появилось в работе «О праве естественном» немецкого философа-просветителя и юриста второй половины XVII в. С. Пуфендорфа. Термин «культура» в современном значении вошел в обиход европейской научной мысли со второй половины XVIII в. В немецкой классической философии сущность культуры, согласно И. Канту, находится в моральной сфере. Ф. Шиллер видел культуру в сфере эстетического и философского сознания. Первую попытку сформулировать определение культуры предпринял английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э.Б. Тайлор в работе «Первобытная культура» (1871): культура — сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [53. С. 18]. Культура в трудах Н.К. Рериха определяется как «красота во всем творческом величии, утверждении добра, переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ человечества» [49. С. 27]. Н. Бердяев, один из самых известных русских религиозных философов, связывал культуру с культом предков, преданием и традицией. Знаменитый австрийский психоаналитик 3. Фрейд в работе «Неудовлетворенность культурой» писал, что «культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков и служащих двум целям — защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми» [61. С. 34]. Первое серьезное обобщение определений культуры дали американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в работе «Культура. Критаческий обзор концепций и дефиниций». Они выделяют следующие основные типы определений культуры [22. С. 75]: о описательные, которые перечисляют все то, что охватывает понятие культуры;

о исторические, акцентирующие внимание на процессах социального наследования, традициях;

О нормативные, подчеркивающие роль ценностей и норм; о психологические, которые делают акцент на процессы их адаптации к среде;

О структурные, акцентирующие внимание на структуре культур.

В Философском энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, включает различные области: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, постановку воспитания, общественно-политическое устройство, науку, искусство, религию, все формы проявления объективного духа данного народа».

Эксперты ЮНЕСКО насчитывают около 600 определений культуры. По мнению некоторых современных исследователей культуры, в мировой литературе свыше 1500 определений. Разнообразие точек зрения на культуру свидетельствует о многоаспектное™ и сложности этого понятия.

источник

  • Культурология как наука
  • Подходы и методы культурологии
  • Структура культурологии

Проблема культурогенеза — появления и развития ранних форм культуры — одна из самых сложных и дискуссионных в культурологии. Единственным субъектом культуры, создающим жизненную среду для себя и формирующимся под ее воздействием, бесспорно, является человек. Это значит, что становление мира культуры произошло в результате длительного процесса взаимодействия биологической эволюции и социальной и истоки культуры следует искать там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо. С этим утверждением согласны все философы, культурологи и ученые. Но, размышляя о скачке, в ходе которого осуществился этот переход, они выдвигают различные гипотезы о его причинах, создавая тем самым разные версии культурогенеза.

Первые попытки ответа на вопрос об истоках культуры можно найти в древних мифах и религии.

Креационистская концепция утверждает, что человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше. Поэтому в мифологии многих народов присутствует бог-просветитель, обучающий людей речи, различным умениям и навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни. Такова была деятельность титана Прометея из греческой мифологии. Согласно Библии, первые люди были созданы Богом уже взрослыми, владевшими даром речи. Нарушив запрет, вкусив от древа познания добра и зла, они были изгнаны из рая и начали трудиться, чтобы выжить на земле.

Трансцендентальные теории культурогенеза, созданные рядом религиозно ориентированных философов, близки к этой концепции. Для них возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, ас импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры. Так, об устремленности человека к высшему началу писал крупнейший русский философ B.C. Соловьев (1853-1900). По его словам, человеку следует житьлишьдля идеи высшей правды, для стремления человеческого духа к его родному, вечному началу. Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее целью становится обожествление человечества через приближение к Христу.

Гуманистически-демиургическая концепция культурогенеза является своеобразным вариантом трансцендентальной теории. Ярким представителем этой концепции был Н.Л. Бердяев. Бог — это Творец, создавший мир и человека всего за семьдней. После этого человек, созданный по Его образу и подобию, продолжил дело творения на Земле, создавая свой, человеческий мир. Таким образом, создание человеком культуры можно назвать восьмым днем творения.

Трудности всех теорий этой группы очевидны: они признают наличие некой высшей силы и поэтому не могут рассматриваться как научные.

Космологические теории культурогенеза также выносили источник возникновения культуры. Большинство космистов — В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден, Л.H. Гумилев и др. — находили причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, возникновения его особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры. Так, автор концепции этногенеза Л.Н. Гумилев связывал развитие человечества (этносов) и культуры с пассионарными толчками под действием особого вида космических излучений. Полученная при этом пассионарная энергия расходуется на создание и развитие новою этноса, уникальность которого определяется его культурой, представляющей собой кристаллизованную энергию пассионарности.

Натуралистические концепции происхождения культуры считают сс возникновение следствием саморазвития человеческого рода, естественным результатом его эволюции. При этом обнаруживается родство с процессами в животном мире, а истоки культуры находят в жизни высших животных. Подобных взглядов придерживаются многие ученые-естествоиспытатели, например Ч.Дарвин, Г. Спенсер. К числу сторонников этой концепции относятся и представители этологичсских концепций культуры. Так, К. Лоренц утверждал, что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения, регулирующие жизнь человека в обществе, в зародыше содержатся в поведении животных. Природа предусмотрела специальные механизмы, тормозящие проявления инстинктивных форм поведения (прежде всего агрессии), например долгая подготовка к схватке, позы покорности и т.п. Это позволяет говорить о некоторой ритуапизации повеления высших животных и может считаться зародышем культуры.

Игровые концепции культурогенеза являются своеобразным вариантом этого подхода. Среди их сторонников — Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, искусство, религия, философия и другие сферы культуры. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии. Правда, не очень ясно, почему играли все животные, а культура появилась только у потомков некоторых видов обезьян.

Психоаналитическая теория культурогенеза. созданная 3. Фрейдом, дает другой ракурс проблемы. По его мнению, культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов (либидо и мортидо) с помошью норм и запретов. В результате происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся пралюдям от их обезьяньих предков. Можно сказать, что культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Сублимация энергии неудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные формы — искусство, религию, философию, науку и т.д., а также все материальные и духовные ценности. Однако, как известно, культура, запрещая агрессивные влечения, часто сама создает условия для их появления.

Орудиино-трудовая теории происхождения культуры изложена в работе Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно заявление Энгельса: «Труд создал человека». Это обусловлено тем, что в процессе трудовой деятельности возникает необходимость организовать совместные усилия и согласовать их, для чего требуются средства общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу обезьяноподобных предков в качественно новое состояние — человека. Так труд породил культуру. Затем развитие трудовых навыков, появившееся разделение труда и ростсго производительности позволили освободить некоторое время для занятий, не имевших непосредственного отношения к проблеме выживания человека. Досуг стал расходоваться на удовлетворение других человеческих потребностей, среди которых — потребность в прекрасном. Постепенно выделился ряд «творческих» людей — художников, скульпторов, музыкантов, писателей. С развитием человеческого общества и его культуры создателей духовных ценностей становилось все больше — появились философы, ученые и т.д.

Социальная концепция культурогенеза дополняет данную теорию. Одним из ее авторов может быть назван основоположник функционализма в культурологии Б. Малиновский. Он подчеркивает не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилищ и т.п. Поэтому на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений.

Магическая теория культурогенеза под иным углом зрения рассматривает социальные отношения. Ее сторонниками являются Дж. Фрэзер, J1. Леви-Брюль и другие известные ученые и философы. Они считают, что первобытное мышление и поведение, а также социальные отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами, занимавшими господствующее место из-за неразвитости логического мышления и недостаточности знаний людей о мире, которые возмещались фантазией и воображением. Желая воздействовать на предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали символические действия. Исходя из принципа единства мира, они не различали реальную действительность и мир магических ритуалов, совершая необходимые действия, были уверены в нужном исходе. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура.

Символическая концепция культурогенеза — следующий шаг в развитии этих идей. Ее основные положения присутствуют в работах Э. Кассирера, К.Г. Юнга, М. Хайдепера. Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к означению его смысла. Придавать какой-то смысл предметам и явлениям (как естественного, так и искусственного происхождения) может только человек на основе своей деятельности и рефлексии этой деятельности. Через символ происходит одухотворение веши, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Появление этой способности и есть рождение культуры — нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира. Многие исследователи отмечают объективность принципов символизации. Так, П. Флоренский приводил примеры существования параллельной символики у разных народов и в разное время. Символы можно считать особой формой знания, имеющей свои внутренние законы и критерии точности. В силу этого они становятся исходной формой культурного выражения мира, понятого и упорядоченного человеком. Символы могут использоваться для художественного отображения мира и служить своеобразной формой его познания.

Нетрудно заметить, что многие из рассмотренных концепций культурогенеза пересекаются, дополн я ют друг друга. Поэтому ряд философов и культурологов одновременно являются представителями разных концепций. Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, что причины се возникновения носят комплексный характер.

Рассмотрение вопроса происхождения культуры следует начинать с констатации очевидного факта, не вызывающего возражений у сторонников различных концепций. Суть его в том, что человек является прежде всего живым существом, поэтому его жизнедеятельность протекает в соответствии с биологическими ритмами и законами. Человек вышел из природы, живет природой, черпает из нее необходимые для жизни средства, взаимодействует с ней как со средой обитания, т.е. он в значительной мере остается существом природным. Представления о человеке как исключительно общественном существе, преодолевшем законы природы, подчинившем их своим целям и возвысившемся над природой, остались в прошлом и не воспринимаются серьезно в современной науке. Поэтому никто не спорит с утверждением, что мир культуры тесно связан с процессом гоминизации — переходом от животного к человеку. В то же время палеонтологическая летопись человечества постоянно отодвигает начало человеческой родословной все дальше в прошлое. При этом нет убедительных и аргументированных возражений против утверждения, что Homo sapiens возник в ходе эволюции отряда приматов.

Дриопитек («древесная обезьяна») считается самым древним предком человека; он является предком как человека, так и современных низших обезьян (макак, павианов). Появление высших обезьян, ставших непосредственными предками человека, произошло около 20 млн лет назад; тогда на планете существовало около 20 родов и 30 видов антропоидов. Но лишь один из них — австралопитек — совершил переход к человеку. Возраст его древнейших останков оценивается в 5,5 млн лет. Около 2 млн лет назад появился Homo habilis — зинджантроп («человек умелый»), который обладал такими признаками, как прямохождение, развитая кисть руки, способность применять и изготовлять каменные орудия труда. Его эволюция привела к появлению около 1,5 млн лет назад Homo erectus — питекантропа, обладавшего более развитым мозгом. Следующим шагом стало появление около 200 тыс. лет назад неандертальца, у которого объем мозга был даже больше, чем у современного человека. Но, как считают многие ученые, он не был нашим непосредственным предком, став побочной, тупиковой ветвью эволюции. Наконец, 35-30 тыс. лет назад (иногда время его появления увеличивают до 100 тыс. лет) появился человек современною вида — кроманьонец. Благодаря хорошо развитому мозгу, общественному характеру труда резко уменьшилась зависимость кроманьонца от внешней среды, у него появилось абстрактное мышление и способность отражения окружающего мира в художественных образах и символах. После этого влияние биологических факторов на эволюцию человека перестало быть определяющим и эволюция приобрела в большей степени социокультурный характер.

Небольшой биологически наследуемый слой все же остался в человеческой природе, но он хорошо подвергается культурной обработке. Это — обеспечение самосохранения, продления рода, подражание, стремление к исследованию окружающего мира ради выживания, стадное чувство. Людям от рождения также присущи такие качества, как властолюбие или стремление подчиняться, славолюбие или конформизм. Это объясняется тем, что любой группе нужны как лидеры и новаторы, заставляющие меняться и развиваться (но их не должно быть слишком много), так и послушные, исполнительные люди, обеспечивающие стабильность в обществе. У человека нет инстинктов — генетически наследуемых программ поведения, присущих в большей или меньшей степени всем животным. Все, что делает нас людьми, мы получаем только в процессе инкультурации и социализации. Появление человека имело определенные биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка.

Мутации у предков человека, впоследствии закрепленные биологической и социальной эволюцией, были важнейшими среди них. В качестве причин мутаций ученые называют влияние ближнего космоса и солнечной активности, периодическую смену магнитных полюсов Земли, геологическую активность Земли и поступление радиации из земных недр. Источником мутаций могли быть также стресс, сверхбольшие нервные нагрузки, которые, по мнению современных ученых, расшатывают иммунную систему и наследственный аппарат. Причинами стресса могбытьчастый голод из-за резкого изменения климата и сокращения вследствие этого жизненных ресурсов. Скорее всего, эти причины действовали комплексно. Известно, что в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн лег назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнажились залежи урановых руд. (Там и в наши дни существует естественный «атомный реактор», появившийся миллионы лет назад.) Они интенсивно влияли на приматов, живших в расположенных вблизи пещерах, вызывая мутации разного рода. Там же отмечена интенсивная вулканическая деятельность, при которой на поверхность Земли выбрасывалось огромное количество веществ-мутагенов.

Мутагенные факторы стали спусковым крючком начавшегося превращения обезьяны в человека. Считается, что при этом наблюдался синдром Бмоси- Клювера, приведший к кризису чисто животного существования и проявлявшийся в том, что радиация повреждала некоторые участки мозга — миндалевидное ядро, поясную извилину или мозговой свод. Это приводило к огрублению и сокращению хватательных функций задних конечностей, которые отныне должны были служить лишь средством передвижения по земле. Кроме того, у высших приматов начала ослабевать власть инстинктов, размываться половые циклы и формировалась способность к деторождению в течение всего года. Так сформировались новые физические качества, с помощью которых человек мог трудиться, развивая при этом свои руки и мозг. Важнейшими шагами входе эволюции человека стали прямохождение, развитие руки и мозга, называемые гоминидной триадой.

Переход к прямохождению был связан с переменой древесного образа жизни на наземный и детерминирован наступлением ледникового периода. Очевидно, что гоминидные предки не ушли к экватору вместе с тропическими лесами, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались по земле в полувертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты с помощью камней и палок. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, то это обстоятельство стимулировало развитие психики, чтобы обеспечить быстрое ориентирование, координацию тела и работу конечностей. Это в свою очередь повлекло изменение анатомического строения мозга. Средний объем мозга австралопитека составлял 552 см 3 — такой же, как у современных человекообразных обезьян, но гораздо более сложный.

Кроме того, изменение положения головы и глаз привело к резкому возрастанию объема зрительной информации, что создавало предпосылки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах. Эти достоинства обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и привели 1,5-2 млн лет назад к их широкому расселению по Африке, Средиземноморью и Азии.

Постепенно у австралопитеков совершенствовались прямохождение, устойчивость тела и верхние конечности. Вначале они были слабо развиты и могли производить лишь самые простые действия. В результате длительного отбора сформировалась не просто более умелая и ловкая лапа, а именно человеческая рука с характерным противопоставлением большого пальца остальным.

Поначалу австралопитеки применяли разные предметы в качестве орудий труда и оружия необработанными. Но при многократном использовании камней и костей от них могли отламываться обломки, оставляя режущую поверхность, после чего они использовались с большим эффектом. Поэтому австралопитеки начали обрабатывать орудия труда, сначала спорадически, а затем — постоянно. Так человеческие предки начали не просто использовать орудия труда, но и производить их. Однако, по современным представлениям, живое существо, использующее и изготовляющее простейшие орудия труда, еще не может считаться человеком. Окончательно превращают животное в человека социальные отношения, сознание, мышление, язык, которые возникли в результате орудийной деятельности. Это был величайший качественный скачок в развитии органического мира. Человек стал единственным существом на Земле, способным к сознательной целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира.

Любое живое существо должно приспосабливаться к окружающей его среде. Но животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующим его поведение в каждый момент жизни, и в любом случае знает, как действовать, мир его восприятия и действие сопряжены.

Иначе обстоит дело с человеком. Жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При этом постепенно отмирали прежде существовавшие инстинкты — генетически заложенные программы поведения в определенных ситуациях. Поэтому возникла настоятельная потребность в небиологическом способе хранения и передачи информации, необходимой для выживания вида. В ответ на данную потребность появилась символическая деятельность — речь, связанная со способностью замешать природные процессы и явления их образами и символами. Это в свою очередь повлекло за собой дальнейшее развитие мозга, процесса мышления, легло в основу абстрактного мышления, свойственного только человеку. Одновременно развивались воображение, способность к идеальной, духовной жизни.

Но с появлением зачаточных форм труда человек не перестал подчиняться биологическим факторам эволюции — изменчивости, наследственности и естественному отбору. Они еще долго оставались ведущими в эволюции человека, постепенно уступая место социальным факторам — трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению — всему тому, что мы называем культурой. Они отличают человека от животного.

Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению — к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о нем вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Многие животные совершают очень сложные действия (например, пчелы строят соты, бобры — плотины и т.д.), но в их основе лежат генетически заложенные программы поведения — инстинкты. Лишь человек вначале составляет план действий, а потом претворястего в жизнь, так как он не имеет наследственных программ поведения. Человек сознает, что делает, и понимает мир. Поэтому важной стороной антропо- социогенеза является развитие сознания — высшей формы отражения мира, которое позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отношение к нему, регулировать свою деятельность. В сознании человека складывается картина мира, состоящая из понятий и образов. Так происходит удвоение мира: появляется идеальный мир, замещающий реальный мир в нашем сознании. Он позволяет человеку планировать свои действия, а также рассуждать и строить умозаключения. Стержнем, благодаря которому формируется идеальный мир нашего сознания, является мышление.

Сознание складывается на базе высокоразвитой психики высших приматов после структурных изменений в мозге, развития трудовой деятельности и социальных отношений, в свою очередь вызвавших развитие коммуникативной деятельности — языка. Без развития сознания невозможно отметить и передать другим особям информацию о тех свойствах предметов, которые необходимы для производства из них орудий труда. Они выявляются при взаимодействии предметов, в ходе которого только и можно создать орудие труда. Так, удар камнем о камень дает результат, отличный от удара камнем о дерево. Сравнивая их, можно выявить объективные свойства предметов и объективные связи между ними. Животные не способны к выявлению таких свойств предметов. они выделяют лишь те свойства среды, которые определяются механизмом инстинктов. Фиксация объективных связей и свойств предметов представляет собой обобщение. Оно фиксируется в определенном знаке, после чего может передаваться другим членам коллектива и сохраняться в коллективной памяти.

Обобщение, зафиксированное в знаке, представляет собой процесс познания мира в самом широком смысле, так как результатом познания является получение знаний — выраженных в системе знаков обобщенных элементов сознания, позволяющих различать вещи объективного мира. Можно сказать, что именно знания являются ядром сознания. Но человек не только познает мир, но и оценивает его с точки зрения значимости предметов и явлений мира для себя. Поэтому сознание — это еще и сфера переживания действительности, связанная с эмоционально-волевой стороной. Она формируется на базе эмоциональной сферы.

На начальных этапах развития сознание было предметным, оно не могло происходить в отрыве от орудий труда и необходимый опыт передавался в процессе коллективного подражания. Когда примитивные орудия труда изготовлялись с помощью однотипных действий (например, скалывание заготовки отбойником), устойчивое идеальное целеполагание не было развито. Оно стало развиваться с переходом к многозвенному трудовому процессу изготовления составных и специализированных орудий труда. При этом происходила интериоризация сознания: предметное действие человека уходило во внутренний план, а непосредственным носителем мысли становился язык. После этого предметно-действенное сознание сменилось мифологическим, отражающим мир в форме идеальных чувственных образов.

Во-вторых, фундаментальным отличием человека от животных является речь. Хотя у животных может быть очень развита система общения с помощью различных сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов), это общение происходит на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Сигналы и информация, которая можетбыть передана через них, относятся лишь к настоящему времени. А у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение посредством слов, позволяющих передавать информацию как о настоящем, так о прошлом и будущем. Так слово становится видовым признаком человека.

Можно предположить, что речь появилась из звуков, произносившихся при совместной охоте и в других коллективных действиях. Но она сформировалась не сразу. Скорее всего, у человекообразных обезьян и первобытных людей в зачаточной форме сосуществовали два типа языка — первичный (язык жестов), развивавшийся на основе зрительно-двигательной коммуникации (современные человекообразные обезьяны способны его использовать), и вторичный, формировавшийся на базе звуковой коммуникации, в основе которой были эмоционально окрашенные крики обезьян и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся видимым возбуждением. Именно он и превратился постепенно в речь. Очевидно, австралопитеки в основном общались с помощью жестов, сопровождая их звуковыми восклицаниями. Но в некоторых ситуациях (по ночам, в тумане и т.д.) жесты были просто невозможны. Кроме того, жесты плохо подразделяются на составные элементы, из-за чего с их помощью трудно выражать сложные ситуации. Поэтому параллельно совершенствовалась звуковая коммуникация. Если у человекообразных обезьян насчитывалось 20-30 сигналов, то у австралопитеков их было около сотни.

Собственно речь возникла у питекантропов. У них были слова для обозначения отдельных предметов и некоторых действий, общие для всех людей одной группы. Считается, что вначале появились корни глаголов, называющие определенные виды деятельности, а затем другие части слова и речи. В речи питекантропов преобладали щелкающие и носовые звуки. У неандертальцев совершенствовалась артикуляция, формировались простейшая грамматика и синтаксис, расширялась лексика. Если питекантропы использовали речь только в диалоге, то неандертальцы использовали монолог, сложные формы высказываний и сложные предложения.

В-треть и х, важнейшим отличием человека от животных является способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности, например обезьяны используют палки, чтобы достать плод. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, согласно которому животные приспособляются к окружающей среде, а человек преобразует ее; кроме того, груд создал человека.

Освоение огня сыграло огромную роль в процессе преодоления человеком зависимости от природы. Огонь защищал людей от хищников, обогревал жилище, использовался при приготовлении пищи, при изготовлении более совершенных орудий труда и т.п. В любом из этих случаев огонь выступал как фактор выделения особого, антропогенного, т.е. культурного, пространства. Освоив огонь, человек сделал еще один гигантский шаг к сознательному контролю над своей жизнью, уходя из-под абсолютной власти природы.

Главным занятием предков людей на всем протяжении процесса антропогенеза была стадная охота — коллективная деятельность, в ходе которой складывались орудийное, практическое отношение к природе, социальные отношения в первобытном стаде, что требовало развития высшего уровня психики — сознания. Кроме того, вокруг производства орудий труда, передачи социального опыта укреплялись связи, развивалась сплоченность, так как и совместная охота на крупных животных, и производство орудий труда требуют организации и координации действий.

Параллельно начался процесс естественного разделения труда, который вначале происходил по половозрастному признаку: мужчины охотились, женщины занимались собирательством, приготовлением пиши и воспитанием детей, старики изготовляли орудия труда и обучали молодежь. Это привело к росту производительности труда, развитию примитивных отношений обмена, появлению кровного рода — основной социальной структу ры, существовавшей десятки тысяч лет. Численность рода была невелика — от 30 до 50 человек, так как невозможно прокормить больше людей с помощью охоты и собирательства. Однако для того чтобы новые явления в жизни гоминидов прижились и утвердились, было недостаточно простой иерархической организации, свойственной всем живым сообществам, когда во главе стада стоит самец и все отношения особей строятся «сверху вниз» по пирамиде убывающей силы. Характерные для обезьян «гаремные стычки» самцов и прочие внутренние распри могли свести на нет все завоевания антропогенеза. Долгое время в первобытных коллективах существовала эндогамия, но постепенно появились первые ограничения, в частности установлен запрет на брачные отношения внутри своего рода. Необходимость поиска самок за его пределами побуждала к взаимодействию с «чужаками», что приводило к установлению родственных отношений между отдельными группами и появлению более широких общностей — клана, племени, союза племен. Так возникла первая форма семьи — дуально-родовой брак, в котором все мужчины одного рода считались мужьями всех женщин другого рода и наоборот. Это позволяет говорить о рождении человеческою общества, об окончательном выделении человека из животного мира.

Можно сказать, что начало человеческой культуры связано со сменой инстинктивных форм удовлетворения потребностей сознательной деятельностью, а культура представляет собой качественно новое приспособление к среде обитания, основанное не на инстинктах, а на сознании и не закрепленное в биологических механизмах передачи наследственной информации. Сохранение и дальнейшее существование культуры требует постоянного труда по ее поддержанию — воспроизводства знаний и умений у каждого поколения в процессах воспитания и образования, а также приобретения новых знаний, обеспечивающих ее развитие. Чтобы не вернуться к дикости, люди должны не только сохранять, воспроизводить и распространять продукты и ценности культуры, но и заниматься самосовершенствованием, так как без постоянного, ежедневного труда ни один из продуктов культуры не сохранится, ибо они не заложены в человеческой физиологии, в устройстве мозга, в наших генах, а есть лишь способность к культурной деятельности, которая гаснет в первые годы жизни ребенка, не будучи востребованной.

Следовательно, культура — это сугубо человеческий способ приспособления к окружающей среде, позволяющий человеку создать свой искусственный мир — вторую природу, состоящую из материальных и духовных ценностей, норм поведения и общежития, орудий труда, символов сознания и т.д. При этом человек не остается в стороне от тех продуктов культуры, которые он сам создал, а предстает как продукт собственной истории, собственной деятельности, собственного сознания, но создавая материальные и духовные ценности и нормы, развивая умения и навыки, он тем самым создает самого себя.

Поскольку человек лишен набора инстинктов, развившееся человеческое сознание играет решающую роль в выборе способа удовлетворения разнообразных потребностей человека. Возможность выбора — это показатель свободы человека и важнейшая сторона культуры. Но свобода как новый тип бытия человека невозможна без творчества, ибо человек не просто выбирает из тех возможностей, которые ему предоставляет природа, но сам создает эти возможности, не связанные с условиями внешней среды. При этом в человеческом сознании должны сосуществовать реальность и возможность, что обеспечивают символические системы, создающие картину мира. Кроме того, в символах человек закрепляет различные стандарты поведения, может передавать их другим людям.

источник

С5 Правильный ответ должен содержать следующие эле­менты:

1) объяснение приведенного в задании факта, например: в данном случае понятие культура характеризует черты личности Степана.

Может быть дано другое объяснение приведенного в за­дании факта.

2) фрагмент текста: «В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культу­рой, а культурностью».

Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста.

Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста 2
Дано правильное объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста 1
Приведены два аргумента (объяснения). 2
Приведен один аргумент (объяснение). 1
Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Популярные записи

С точки зрения аристотеля политика была
Вещества с точки зрения зонной теории
Портит ли зрение чтение при плохом освещении
Стоимость ночные линзы для восстановления зрения
Вижу первую строчку таблицы для зрения
Сказка репка с точки зрения физики
С точки зрения кибернетического подхода информация это
Причины депрессии с точки зрения психологии