Меню Рубрики

Точки зрения сократа по античной философии

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н. э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости.

Сократ отвергает всю натурфилософию, как «для человека излишнего».

В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта — человека.

Сократ никогда не считал себя «мудрым» (софос), но лишь философом, «любящим мудрость» (философия). Одно из известнейших его изречений — «Я знаю, что ничего не знаю» — объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Своим важнейшим призванием Сократ считал воспитание людей, смысл которого он видел в дискуссиях и беседах, а не систематическом изложении какой-то области знаний. Центром своей философии Сократ сделал человека, его отношение к общине, обществу, законам, к быту. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно — нравственного мировоззрения. Считая излишним изучение природы и объяснение природных явлений. Согласно Сократу, мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося», а основной сущностью мира — «духовный принцип». В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели, что есть «нравственное» Истинная нравственность, по Сократу, — знание того, что есть благое и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Добродетели Сократ считал вечными и неизменными.

Сократ никогда ничего не писал, и сведения о его воззрениях историки философии черпают из вторичных источников – главным образом из «сократических» сочинений Платона и Ксенофонта (карикатурный образ Сократа был выведен Аристофаном в «Облаках»). Проводя большую часть времени на площадях, в палестрах и т.д., Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним.

Стиль и характер этих бесед ярко отражены в диалогах Платона (особенно ранних). Сократ отрицательно относился к натурфилософским спекуляциям предшествующей эпохи, считая достойным внимания лишь чисто человеческие проблемы. Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы. В то же время для него был неприемлем гносеологический и этический релятивизм софистов, с которыми он неоднократно вступал в споры. Обсуждая смысл различных нравственных понятий (благо, мудрость, справедливость и т.д.), Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения.

В этике Сократ придерживался строгого рационализма, утверждая, что добродетель тождественна знанию и что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

Политические взгляды Сократа основывались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам; исходя из этого, он подвергал суровой критике недостатки современной ему афинской демократии.

Важнейшая заслуга Сократа в истории философии состояла в том, что в его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если ранние мыслители догматически постулировали основные принципы своих учений, то Сократ стремился критически обсудить все возможные точки зрения, заранее не присоединяясь ни к одной из них. Антидогматизм Сократа выражался позитивным знанием; в силу этого он считал себя не учителем мудрости, а всего лишь человеком, способным пробуждать в других стремление к истине.

Искать истину каждый должен самостоятельно, потому что никто не может точно знать, какова истина, и на этом основании вести за собой. Только самостоятельным поиском человек может если не обрести истину, то хотя бы приблизиться к ней. Этот метод получил название эвристического («эвриско» — нахожу). Сократ: философ должен содействовать в поиске, не предлагая готовых ответов – майевтика.

Майевтика, или мэевтика, буквально повивальное искусство, с которым Сократ сравнивает свой метод философствования. Исходя из убеждения, что, за неимением собственной мудрости, он не может учить чему-либо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые наводящие вопросы, побуждать других самим находить истину.

Диалектика означает прежде всего умение вести беседу, беседовать, или находить истину в споре. Что же делает человека диалектиком? Это сочетание двух способностей.

Первая – находить общее для разных явлений (предметов), возводить частное к общему, восходить от вида к роду. При этом необходимо умение давать определения предметам речи и мысли, чтобы речь приобрела ясность.

Вот как говорит об этой способности Сократ: «… Охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления, чтобы, определив каждое из них, сделать ясным предмет нашего поучения» – вот первая из способностей, которые в совокупности делают человека диалектиком. Эта деятельность получила впоследствии названии индукции.

Вторая же способность – это «наоборот, умение разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни один член, как дурные повара». Это умение отражает противоположный ход мысли – от общего к частному. Он был позднее назван дедукцией.

Ирония, философско-эстетическая категория, отмечающая момент диалектического выявления (самовыявления) смысла через нечто ему противоположное, иное. Понятие иронии развивается из семантического комплекса, заключенного в греч «ироник», т.е. «притворщик», означающее человека, который говорит не то, что думает. Такова «сократовская ирония», как ее понимал Платон: самоуничижение Сократа, его «неведение» (он знает, что ничего не знает), переходит в свою противоположность, позволяя обнаружить чужое «незнание» как иронический момент и подойти к высшему, истинному знанию. Т. о., уже сократовская ирония. в ее платоновско-аристотелевском осмыслении соединяет в себе иронию, как философско-этическую установку (давшую впоследствии иронию, как эстетическую позицию), иронию, как риторическую фигуру (прием) и иронию, как момент самого человеческого бытия.

Красноречие: противопоставление софистов и Сократа. Сократ замечает, что убеждать можно по-разному: или «внушая веру в справедливое и несправедливое», или «сообщая знание о том, что справедливо, а что нет». На различии «веры», которая «может быть и истинной, и ложной», и «знания», которое может быть «только истинным», и основано противоречие в определении красноречия у Сократа.

Софист настаивает на том, что цель красноречия – «внушать веру», т. е., по сути, манипулировать адресатом. Сократ противопоставляет этому свое понимание целей риторики как дисциплины и деятельности: она должна не внушать веру, а «поучать, что справедливо и что нет». Цель красноречия – истина об обсуждаемом предмете, именно такая риторика дает подлинное благо людям и обществу и потому является настоящим искусством, тогда как риторика софистов, манипулируя слушателем с помощью формальных приемов, льстя им, угождая им, есть не искусство, а простая сноровка, основанная на лжи и лицемерии, и потому не благая, а пагубная, не приносящая настоящей пользы, а доставляющая низменное удовольствие.

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 1150 | Нарушение авторских прав

источник

В 5 веке до н. э. в древнегреческих поисках наблюдался расцвет экономии, культуры, политики. Преуспевание личности стало во многом зависеть от усилия отстаивать свою позицию, доказывать правоту своих взглядов. На смену мудрецам-философам пришли учителя мудрости, софисты, которые за плату учили философии, ораторскому искусству. Софисты утверждали, что истина относительна, что можно всё что угодно доказать и всё что можно опровергнуть.

Сократ в отличии от софистов, учил философии бесплатно, уважал истину и указывал на ограниченность человеческих знаний. Философский метод Сократа – это диалог. К истине люди в беседах с Сократом приходили сами, а Сократ помогал им вопросами, совместными рассуждениями. Сократ особое внимание уделял нравственным проблемам. Счастье человека — в добро деятельности, которая заключается во внутренних качествах души. Источник добро деятельности – знание, зло же совершается по незнанию. Сократ выделял три главных добродеятеля: умеренность, храбрость, справедливость. Именно Сократ совершил антропологический переворот в философии. Он учил, что человек должен обратится к самому себе, к миру своей души, что надо жить и умереть оставаясь свободным, честным и принципиальным. Не случайно Сократа назвали Иисус Христос философии.

Классическая античная философия представлена двумя выдающимися носителями – Платон и Аристотель.

Ядро философии Платона – учение о идеях. Идеи – вечны. Мир идей это подлинное бытие. Ему противостоит бесформенная, пассивная, пластичная материя (небытие). Из взаимодействия идей и материи рождается мир вещеё. Идеи – сущности вещей, их модель идеалы, а вещи – слабые, неточные копии идеалов. Идеи первичны, вещи – вторичны. Т.О. у Платона происходит удвоение мира, его считают основоположником объективного идеализма.

Важным является учение Платона о душе. Души бессмертны, живет на звездах, время от времени спускаются на землю и вселяются в то или иное человеческое тело. Человек – это сознание, чья душа принадлежит миру идей, а тело – физическому миру. Подлинной сущностью человека является душа. Платон птался также сформировать принцип идеального государства во главе которого стоят мудрецы философии.

Аристотель дал первую классификацию наук, сформулировал основные законы логики, создал учение о нравственности – этику, разработал представление об экономике как разумном удовлетворении хозяйственных потребностей людей, указал, что опорой общества должны быть частная собственность и средний класс, систематизировал виды государственного устройства.

Аристотель первым выделил основные философские категории. В отличии от Платона, Аристотель считал, что вещи реально существуют и представляют собой единство материи и формы. Материя – это пассивное начало, возможное возникновение множества вещеё. А форма – активное начало, которое превращает материю в ту или иную вещь. Аристотель утверждал, что всё в природе находится в вечном движении. Всё имеет свою причину. Аристотель, рассматривая проблему души, считал её целеустремленной энергией, свойственной человеку, и выделял три уровня души – растительная, животная и разумная.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8389 — | 8017 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Философия Сократа и ее значение для античной философской традиции. Сократический метод. (Билет№4, вопрос 2)

Сократ.(470-399 гг. до н.э.).

Сократ отнюдь не считал себя самым мудрым, поскольку, по его мнению, его мудрость не сравнима с мудростью бога. Сократ сказал в связи с этим (это один из тезисов Сократ): «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Другой тезис Сократа – «познай самого себя».

Предмет философии. Если до софистов предметом философии была природа, то с софистов (и Сократа в частности) начинается поворот. Предметом философии Сократа является человек как общественное и нравственное существо. Сократа интересует, в первую очередь, не природа, а этика и нравственность.

О Сократе известно лишь то, что рассказали о нем его ученики – историк Ксенофонт и философ Платон.

Метод Сократа. Сократ учил, что истину надо искать вдвоем, т.к. одному искать истину бесполезно. Он разработал субъективную диалектику (диалектика – это искусство ведения диалога с собеседником). В сократовском методе поиска истины присутствуют четыре элемента: 1)ирония 2)майевтика («повивальное искусство») 3)индукция 4)определения.

Сократ разработал собственный метод ведения диалога. Он был ироничным и лукавым собеседником. Прикинувшись простаком и невеждой, он просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своих занятий этот собеседник должен был хорошо знать (например, что такое добродетель). После этого Сократ задавал несколько заранее продуманных вопросов, и его собеседник терялся. Таким образом, была «вспахана почва» для поиска истины. Однако Сократ не собирался засеивать эту почву, он говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таким образом, он способствовал рождению истины в душе собеседника. Это процесс и называется майевтика (который Сократ сравнивал с повивальным искусством своей матери).

Способ определения понятия, который предлагал Сократ, имеет индуктивный характер. Индукция (греч. наведение) – еще один элемент его метода ведения диалога, восхождение от частного к общему. В Платоновском диалоге «Лахес» Сократ беседует с двумя афинскими военачальниками. Он спрашивает их то, что они обязаны хорошо знать по роду своей деятельности: что такое мужество. Военачальники дали предварительное определение: мужественный – это тот, кто всегда остается в строю и не бежит при виде противника. Однако, как показали дальнейшие вопросы Сократа, это отнюдь не исчерпывающая характеристика мужества. Сократ привел контр пример: воины скифов и спартанцев, чтобы победить врага, бежали от него, при этом строй преследующих разрушался, после этого скифы и спартанцы нападали на противника и побеждали его. Далее Сократ говорит, что он имеет в виду не только мужество на войне, но и мужество в преодолении трудностей на море во время шторма, мужество в преодолении болезней и т.д. С точки зрения Сократа, необходимо сформулировать такое определение понятия мужества, которое включало бы в себя все существенные черты мужества во всех его проявлениях – тогда было бы понятие мужества как такового.

Определения. С точки зрения Сократа, знать – это значит иметь определение и понятие. Если человек не может дать определение, не имеет понятия, то, значит, что он не знает, что это такое. Сократ первым в истории человечества связал наличие знания с наличием определения понятия.

Соотношение между нравственностью и знанием. С точки зрения Сократа, нравственностьследствие знания. Если кто-то знает, что такое мужество (имеет определение), то он мужественен. Однако Аристотель возразил на это: знать, что такое добро, и применять это знание – это не одно и то же, поскольку в истории человечества было достаточно много людей, которые знали, что такое добро, но поступали совершенно обратным образом.

Значение философии Сократа. Основное значение философии Сократа, по мнению, Аристотеля, – это определения и метод доказательства через наведение. Другими словами, Сократ первым сказал, что знать – это значит иметь определение понятия, и попытался сформулировать некоторый индуктивный метод, с помощью которого можно определять понятия.

Сократические школы. Проблематика человека.

1). Киники – циники (собачья философия) – Артисип, Диоген Синопский (жил в бочке). Выдвинули принцип абсолютного отказа от удовольствия (Диоген Синопский: «уйди, ты мне закрываешь солнце» — в адрес Александра Македонского, просил подаяние у статуи, чтобы научиться отказу, искал человека «днем с огнем» (отсюда и поговорка пошла)).

2). Киренаики (по названию местности) – Аристофан. Были антагонистичны школе киников. Если жизнь перестает приносить удовольствие, то надо покончить с жизнью. Это первая школа космополитического направления. Философы – граждане всего мира, а не Афин и Древней Греции.

Читайте также:  Как сделать свой зелье ночного зрения

3). Мегарики (по названию местности) – Евполид, Евклид. Разрабатывали логику и теорию познания, явились первыми создателями логического парадокса: переход единичного в общее. Рассматривали парадоксы: Можно ли рассматривать множество как собственное подмножество. Если кто-то утверждает, что он лжет, лжет ли он на самом деле или говорит правду.

источник

Понятия и периоды. Основные идеи досократовской философии

Так же, как в Китае и Индии, греческая фило­софия рождается в глубинах мифологического мировоззрения. Древние понятия постепенно приобретают характер философ­ских категорий:

о Архе — первоначало, первопричина;

о Космос — Вселенная, порядок, украшение;

о Логос — слово, учение, закон.

Мифологическое сознание принимает человека только в неразрывном единстве с Физис. В фокусе исследований первых античных философов находятся вопросы о закономерностях протекания природных явлений, о первоначале мира; поэтому этих философов часто называют «физиками».

Основной вопрос для мифологии: «Кто сотворил мир?» Философия ищет ответ на иной вопрос: «Из чего произошел мир?» Отказываясь от легенд и фантастики, философы убежда­ются в способности человека самостоятельно понять причины и начала вещей — Архе.

В греческой философии Космос — противоположность пер­вобытного беспорядка — Хаоса. Вся античная философия кос-моцентрична — она представляет мир упорядоченным и пото­му доступным для научного изучения.

§ 2.3. Античная философия до Сократа 35

Случайности и произвол — иллюзия: во всем содержится своя логика, все подчинено Логосу — неизменным и всеобщим законам, познать которые призвана философия.

Появление философии в Греции вызвано также рядом внешних (социальных и культурных) причин, в числе которых:

о упадок мифологии, неспособной описать многообразие мира в свете нового опыта общества;

о расширение торговли и судоходства, благодаря чему греки по­знакомились с другими вариантами культуры, общественного устройства, достижениями восточной мысли;

о экономический рост, способствовавший появлению большого количества свободного времени, которое использовалось в том числе и для философских размышлений;

о быстрый рост городов-полисов, закрепивших переход от об­щинных традиций к опоре на самостоятельное мышление;

о демократичность социального устройства, способствовавшая сво­бодной дискуссии, развитию аргументации, доказательности.

Историю философии античности можно разделить на три периода: досократический (VI в. до н.э.), классический (V— IV вв. до н.э.), послеклассический (III в. до н.э. — V в. н.э.).

В досократический период философов интересуют пробле­мы природы (Физис) и первоосновы мира (Архе). Различные школы или философы предлагают свое видение этой пробле­мы (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Древнегреческие философские школы

36 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

Центральный вопрос Милетской школы— вопрос об Архе (первоначале мира). Первый философ и основатель школы Фалес началом всего считал воду. Из воды путем сгущения или разрежения возникли твердые тела и воздух.

По преданию, граждане Милета подарили Фалесу драгоценную чашу как подношение мудрейшему из людей. Фалес отдал ее другому мудрецу, тот — третьему; обойдя всех, чаша вернулась к философу.

Анаксимандр, второй представитель Милетской школы и ученик Фалеса, первоначалом мира называл апейрон (по-гре­чески — беспредельное) — особое вещество, в котором матери­альные элементы — вода, воздух, огонь — смешаны воедино. Под воздействием сил притяжения и отталкивания из апейрона выделяются противоположности — сухое и влажное, холодное и горячее, которые, сочетаясь, образуют все многообразие материального мира. Анаксимен, ученик Анаксимандра, в каче­стве Архе предлагает отличную от воды и апейрона стихию — воздух.

Гераклит Эфесскийявляется продолжателем философии ми-летцев. Поиски первоначальной субстанции привели его к убе­ждению, что первоначалом может быть только огонь — средо­точие превращений, самое изменчивое из первоначал, нечто, вечно находящееся в движении. В этих особых качествах огня содержится предпосылка для развития диалектических идей Гераклита — о всеобщем развитии и изменении вещей, об их борьбе и переходе в свои противоположности. Приведем са­мые известные высказывания Гераклита:

о Все течет, все изменяется.

о В одну реку нельзя войти дважды.

о Все происходит через борьбу: борьба — отец всего и царь над всем.

Пифагор Самосскийосновал свою школу в Кротоне. Будучи блестящим математиком, он поставил число в центр своих фи­лософских размышлений. По мнению Пифагора, числа — ос­нова и начало всякой вещи и Вселенной в целом: суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде. Смена времен года, движение светил, циклы развития жизни, музыкальная

§ 2.3. Античная философия до Сократа 37

гармония — все подчиняется соответствующим математиче­ским закономерностям.

Несмотря на математическое видение мира, в учении Пи­фагора много мистики. Пифагорейское братство было основа­но на принципах секты: строгой иерархии и подчинения, за­крытости тайного знания для непосвященных. Пифагорейцы соблюдали строгий распорядок дня и особую диету; важное ме­сто в их представлениях занимали учение о переселении душ и числовые гадания. В этом сочетании научности и мистицизма проявляется сложный и противоречивый процесс рождения философии из недр мифологии.

Представители Элейской школысделали следующий важ­ный шаг в развитии философского знания. Именно на этом этапе философия почти полностью освобождается от мифа.

Философам свойственно задавать неожиданные вопросы. Однако вопросы: что есть Космос? Что есть первоначало? зада­ются и в мифологии. Заслуга первых философов в том, что они пытались ответить на эти вопросы самостоятельно. Элеат Пар-менид задает первый истинно философский вопрос: «Что есть есть!» Что общего между справедливостью и деревом, челове­ком и числом? Все они есть или, как говорит Парменид, все они обладают бытием. Таким образом, в философию вводится понятие бытия, лежащего в основе всех вещей мира.

Бытие, по мнению Парменида, есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо. Бытие нельзя обнаружить при помощи чувств, но его можно помыс­лить. Небытие же есть то, чего помыслить нельзя, следователь­но, его не существует.

Школа атомистовопровергает тезис об отсутствии небытия. Ее основные представители Левкипп и Демокрит из Абдер (V в. до н.э.) пришли к выводу, что существуют два первоначала — бытие и небытие. Небытие есть пустота — она едина, неделима, беспредельна, бесформенна, инертна. Противоположность пустоты — бытие — множественно, делимо, имеет пределы и форму и пребывает в движении. Испарение воды или истира­ние вещей говорит о том, что все существующее может делить­ся на некие мельчайшие частицы. Это наблюдение, соединен­ное с размышлениями о свойствах бытия, приводит Левкиппа

38 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

и Демокрита к выводу о том, что бытие состоит из множества невидимых глазу атомов; при этом каждый атом имеет свои пределы и форму. Помимо атомов существует и пустота как пространство, где атомы могут двигаться.

В целом атомистическая концепция — самая успешная в античности попытка примирения в одной теории двух проти­воположных начал — движения и неизменности (или теории Гераклита и теории Парменида). Все вещи в мире находятся в постоянном движении — они рождаются, изменяются и унич­тожаются. Но их сущность — атомы — всегда неделима и неиз: менна.

Таким образом, досократическое мышление заложило основу философского знания. Разумность, логичность, само­стоятельность мышления — несомненные завоевания начала философской мысли. Именно они стали тем фундаментом, на котором классики — Сократ, Платон и Аристотель — выстрои­ли грандиозное здание систематической философии.

1. Рождение философии связано с переходом от веры в мифы к само­стоятельному поиску основ мира.

2. Досократическая философия занималась исследованием природ­ного мира, задаваясь вопросами: из чего все произошло? Что лежит в основе вешей?

1. Назовите причины появления древнегреческой философии и ее ос­новные понятия. Выделите наиболее важные.

2. Перечислите философские школы досократического периода. Дай­те их общую характеристику.

источник

Человеческое сознание и душа как предметы философских рассуждений Сократа. Диалог как основной метод нахождения истины. Известные высказывания Сократа. Его место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Якутский институт экономики

Сократ как представитель античной философии

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникли и существовали самые различные философские школы и течения «Философия» представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих о мире и месте в нём человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Таким образом, философия ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания.

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, она существовала от 6 в. до н.э. — 6 в.н.э. За это время она прошла замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. Поэтому, античная философия делится на четыре периода: 1. Зарождение и формирования (6 в. до н.э.); 2. Зрелость и расцвет (5 — 4 вв. до н.э.); 3. Закат (3-1 вв. до н.э.); 4. Период упадка и гибели (1-5 вв. н.э.). Античная философия космоцентрична: её горизонты всегда охватывают весь космос, в том числе и мир человека.

Античная философия много достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятия формы Аристотеля. В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470-399 гг. до н.э.). Сделав философию своей специальностью, он тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: своей идеей Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям. Жизнь и деятельность Сократа дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Предметом его философских рассуждений становится человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у предшественников. И хотя он ещё не дошёл до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно, то, что он заложил основу их воззрений.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами: 1. Необходимо каждому «познать самого себя». 2. «ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

Эти принципы были необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласное заявление об обучении истине. Принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Познание самого себя, по Сократу, это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т.е. это поиск знания и добродетели. Невежества большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимый друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле черточка знания, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействий чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании.

Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно нравственного мировоззрения, познания же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сократ — принципиальный враг изучения природы. Работы разума человека в этом направлении он считал безбожеством. Он считал, что мир есть творенье «божества» великого и всемогущего. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Он делал жертвоприношение богам и старательно выполнял все религиозные обряды.

Получается, что основной вопрос философией Сократ решает как идеалист: природа — это нечто нестоящее внимание философа, важнейшим для него является дух сознания. Сомнения служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу — к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.

Он выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы теологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.

Теология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач. Цель: глаз — видеть, ушей — слушать, носа — обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.

Задачи нахождения «всеобщего» должен был, способствовать его особой философской метод. «Сократической» метод, его задача обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики». «Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновении противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины».

Если учения Гераклита о борьбе противоположностей как о движущей силы развития природы, сосредоточения своего внимания главным образом, на объективной диалектике Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика» — по форме, «индукция» и «определение» — по содержанию.

«Сократический» метод — это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью привидение собеседника к противоречию с самим собой, к признании собственного невежества. Что и является сократовской «иронией». Но он не ставит своей задачей только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоления этих противоречий с целью добиться «истины». Продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» Сократа (намёк на профессию своей матери). Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родится заново, познанию «всеобщего» как основы истинной морали. Основная задача сократического метода — найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и «определения».

Индукция — это отыскание общего в частных добродетелях путём их анализа и сравнения.

Определение — это установление родов и видов, их соотношения.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. Его целью было достичь истины обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места оппонента. Целью его философских учений помочь людям.

Тенденции постоянно обнаруживать противоречие в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образам к новым знаниям становится источником понятийной (субъективной) диалектике. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистической философии античности Платоном.

Сократ является первым из трёх великих философов классического периода. Наиболее выдающимся учеником, последователем и в определенном смысле «систематизатором» его воззрений был Платон. Именно он поднял наследие Сократа и рассказал о нём.

Сократ совершил в философии коренной переворот. Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чём природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ передаёт первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

Человека отличает от других существ — душа, считает Сократ. Душа — это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетелем. Потенциал души реализуется в познании, недостаток посредника есть невежества. Сократ занимается телесными упражнениями, но ещё больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетеля, среди которых главные — мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонию души, даже физическое насилие не может её разрушить. Это значит, что человек является свободным. В этом и состоит его счастье.

Важнейшая заслуга великого философа состоит в том, что в его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если ранние мыслители заявляли принципы своих учений как догмы и постулаты, то Сократ стремился критически рассмотреть все точки зрения, не присоединяясь заранее к какой-либо из них. Антидогматизм философа выражался и в том, что он считал себя не носителем высшей мудрости, а самым обыкновенным человеком. В разговоре Сократ просил собеседника дать определение обсуждаемому предмету

Мир форм — реален и универсален, а так же строго иерархичен. Во главе всего в нем стоят три величайшие идеи — Добро, Красота и Истина. Человек способен воспринять их через конкретные предметы. Синонимом этих трех идей в мире Сократа является опять же число. Его изучение, то есть математика, была объявлена важной задачей.

При этом Сократ считал, что применение этой науки в реальной жизни является не нужным, и изучать математику необходимо только «в чистом виде». Философия, как ее воспринимал Сократ — не умозрительное рассмотрение окружающего мира, а учение о том, как следует жить. Это и была одна из причин, по которым Сократ выступал против натурфилософии, эмпирического изучения природы. Даже познавательное значение органов чувств философ оценивал не особенно высоко.

Согласно учению Сократа, в первую очередь необходимо рассмотреть вопрос о сущности знания. Оно — есть обнаружение общего для целого ряда вещей. Знание — это понятие о предмете, достигаемое посредством определения понятия. Так же Сократ говорил о понятии цели — по мнению философа, целью должно руководствоваться не только каждое отдельное действие, должна быть еще одна, единая, общая и высшая цель, подчиняющая все остальные.

В 399 году до н. э. он был арестован по обвинению в безнравственности, развращении юношества религиозным вольнодумством, в отрицании старого пантеона греческих богов и почитании нового божества. За обвинениями стоял ведущий демократ, ученик и завистник Сократа по имени Анит. Несомненно, что Сократ не был безбожником и искренне верил в богов и бессмертие души. Вместе с тем, он старался избегать суеверий и предрассудков, господствовавших в Античной Греции, как, собственно и во всем тогдашнем мире.

Семидесятилетний философ предстал перед судом, и свою защиту вел самостоятельно. Его противником в этом рискованном «философском споре», где на кону стояла жизнь, был молодой поэт-трагик Мелет, потребовавший казнить Сократа. Объявленная годом раньше всеобщая амнистия не коснулась философа. Надо сказать, что последний весьма несерьезно отнесся к суду, даже после того, как большинство из пятисот членов правящего совета согласились с необходимостью приговорить философа к смерти.

Обвинения действительно были несерьезны, но, возмущенные насмешками подсудимого, члены совета вновь проголосовали за смертную казнь, на этот раз еще большим количеством голосов. Вполне возможно, Сократ умышленно обрек себя на мученическую гибель, ведь суд наверняка мог бы применить к философу другую меру наказания — ссылку (а, ведь у Сократа были друзья, которые бы позаботились о нем).

В Афинах смертные приговоры нельзя было приводить в исполнение, пока священный корабль не вернется из ежегодного плавания на остров Делос. Своей участи Сократ дожидался в государственной тюрьме. Священный корабль возвращался в Афины. Сократ попрощался с женой, завел свою последнюю философскую беседу с друзьями. Речь шла о природе жизни и смерти. Как позже писал в «Федоне» Платон, его учитель говорил об истинности души и грешности тела. Именно оно «мешает нам улавливать бытие», доставляет нам трудности и несчастья, побуждает нас к войнам.

Оно никогда не дает забыть о себе, отвлекает от поиска истины. «…Пока мы обладаем телом, и душа наша неотделима от этого зла». Приговоренные к казни должны были выпить яд. Сократ без сопротивления исполнил этот приказ. «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте!» с этими словами Сократ навеки покинул мир смертных. Возможно, в его последних словах была просьба принести жертву богу врачевания, который был способен излечивать не только тела, но и души. Значит, Сократ все же верил в то, что души людей после смерти могут найти вечный покой. Осознав несправедливость приговора, афиняне казнили Мелета, изгнали Анита, а Сократу поставили памятник. Доброе имя философа было восстановлено, а память о нем осталась в веках.

ИЗВЕСТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОКРАТА

— Я знаю, что я ничего не знаю.

— Если хочешь совершать добрые поступки, ты должен знать, что такое добро вообще.

— Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

— Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.

· Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.

— Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг — это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью.

— Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.

— Подобно тому, как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой — от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.

— Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.

— Так много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

— В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.

— Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

— Нельзя врачевать тело, не врачуя души.

— Сколько же есть вещей, без которых можно жить.

— Точное логическое определение понятий — условие истинного знания.

— Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

— Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого.

— Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд, тем более опасный, что он приятен.

— Заговори со мной, чтоб я тебя увидел.

сократ истина сознание душа

Сократ является первым из трех великих философов классического периода. Важнейший был вопрос о жизни и смерти. Сократ ведет беседы о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.

Своим важнейшим призванием Сократ считал “воспитание человека” смысл, которого он видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом изложении какой-то области знаний. Он никогда не считал себя “мудрым” (софос), а философом “любящим мудрость” (фило софия). Звание мудреца, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ло-мать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше в поисках новых решений той или иной проблемы. В результате чего мудрец оказывается “попугаем” заучившем несколько фраз и бросающимся ими в толпу.

Сократ — великий античный мудрец, который стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аполлонов А.В. Философия: учебник — 6-е изд., перераб. и доп.- Москва: Проспект, 2010.

Асмус В.Ф. Античная философия: учебник — М.: Высшая школа, 2005.

Лавриенко В.Н Философмя: учебник для вузов — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2010.

Основные события в биографии Сократа. Сократ — великий античный мудрец, «олицетворение философии». Место Сократа в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Прогресс человеческого познания.

реферат [21,7 K], добавлен 01.02.2007

Жизнь и личность Сократа. Характеристика философской системы Сократа. Онтология Сократа. Этические и социальные взгляды Сократа. Развитие античной и мировой философии. Человек в философии Сократа. Гносеология Сократа. Отношение Сократа к религии.

реферат [33,9 K], добавлен 07.06.2015

Исследование биографии великого античного мудреца Сократа. Изучение его политических идей и пути в философию. Анализ места философа в истории моральной философии, политических и правовых учений. Тема человека, проблемы жизни и смерти в сократовской мысли.

реферат [41,4 K], добавлен 20.09.2013

Биография древнегреческого философа. Познание «естества» человека, первоисточника его поступков, образа жизни и мышления — предмет, задача и главная цель философии Сократа. Признание единства знания и добродетели. Диалог как метод нахождения истины.

реферат [20,1 K], добавлен 14.01.2016

Становление философских взглядов Сократа. Демон Сократа. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни. Добродетель и самопознание. Сократовская концепция знания и познания, бытия в его философии. Политико-правовые взгляды. Философский метод Сократа.

реферат [39,1 K], добавлен 01.04.2008

Изучение жизненного пути Сократа: становление личности, образование, имущественное положение, семейная жизнь, общественно-политическая деятельность. Философия в понимании Сократа. Признание единства знания и добродетели. Диалог, как форма философии.

реферат [27,6 K], добавлен 30.01.2011

Обзор биографии Сократа — древнегреческого философа, который внес огромный вклад в изучение философии и этики, логики, диалектики. Взгляды Сократа — представителя идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму.

реферат [39,2 K], добавлен 19.05.2011

Изучение философских взглядов Сократа — древнегреческого философа, одного из родоначальников диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Характеристика призвания Сократа, мастерства диалога, метода исследования истины.

реферат [41,5 K], добавлен 24.11.2010

Специфика античной философии. Сократический переворот в философии. Проблема знания и добродетели в философии Сократа. Натурфилософские картины мироустройства от Фалеса до атомистов. Теоретические принципы знания об обществе. Картина жизни людей.

реферат [26,6 K], добавлен 28.06.2013

Детские и юношеские годы Сократа. Предмет философии, ее основные задачи и главная цель с точки зрения Сократа. Человек и его место в мире как центральная проблема этики философа, его политико-правовая позиция и ориентация. Публичная деятельность.

реферат [31,3 K], добавлен 01.03.2009

источник

Философия Сократа. Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.)

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи лудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, отсюду вступал в философские споры. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его фактике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался а отказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ применял повивальное искусство, именуемое мэйевтикой — искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он знает только то, что он ничего не знает. Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению! Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

6. Учение Платона об «идее»

Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, ронизывающий своими тончайшими духовными нитями сю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир это не просто телесный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее совмвщено с единичным, а космическое — с человеческим». Космос — это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он — цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой единство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии. Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находится в человеческом теле, как узник в темнице. Появившись на свет, она уже знает все. что нужно знать. Она сама избирает свой жребий; ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом. Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая — мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как и для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получипа свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен — он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободоть душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1310 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

1. Сократовская философия . …………………………………………… 4

1.1. Становление философских взглядов Сократа ……………………………. 4

1.3. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни …………………….. 8

1.4. Добродетель в понятии Сократа …………………………………………. 11

1.5. Самопознание в понимании Сократа ……………………………………..14

1.6. Сократовская концепция знания и познания ……………………………. 15

1.7. Вопрос бытия в философии Сократа …………………………………….. 16

1.8. Политико-правовые взгляды Сократа …………………………………… 17

2.Философский метод Сократа ……………………………………………….. 20

Список использованных источников ………………………………………… 26

Сократ – великий античный мудрец, «олицетворение философии», как

назвал его К. Маркс, – стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

Сократ открыл мораль. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.

Целью написания данного реферата является рассмотрение основных философских взглядов Сократа и его философского метода, целью которого было приведение собеседника к самостоятельному нахождению истины.

В реферате я рассматриваю религиозные взгляды Сократа, его понятие о загробной жизни, о добродетели, рассматриваю самопознание в понимании Сократа, решение вопроса бытия в его философии, сократовскую концепцию знания и познания, его политико-правовые взгляды. Будет выяснено, что составляющими сократовского метода являются ирония и майевтика.

Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

1.1. Становление философских взглядов Сократа

Сократ – великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а особым способом, задавая вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек. Но он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.

Необходимо несколько слов сказать о времени, в котором жил Сократ. Современная ему афинская демократия утеряла свои простые, суровые и красивые идеалы, которые были в первой половине 5 века до н.э. В это время Афины жили грабительскими войнами, демократия вырождалась. Сократ же в самой гуще народа вел беседы, и своими с виду простыми вопросами ставил в тупик сторонников демагогического режима: аристократы считали его простолюдином, который много себе позволяет, а демократы боялись его хлесткого разоблачения. Однако Сократ был слишком популярен. Его бесконечные споры до поры до времени терпели, но в 399 г. до н.э. «демократические» власти судили философа и вынесли вопиющий судебный приговор — первый в Афинах смертный приговор за отвлеченные идейные разногласия.

Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. О жизни и деятельности Сократа — одного из величайших философов Древней Греции — можно узнать лишь по произведениям его современников и учеников, в первую очередь Платона, потому что сам Сократ письменных источников после себя не оставил. Но влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.[1] И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, как это видно из платоновского «Федона», молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к познанию природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели.

Сократ действительно явился тем мыслителем, который в хаотической путанице софистики отделил истинное от неистинного, свет от темноты. Почва, на которой он стоит, у него с софистами общая. И его принципом является отрицательная власть субъективного, не обусловленная никаким внешним объектом, свободная от ограниченного и определенного, которые считаются прочной реальностью непосредственного сознания; человек также у него относится только к самому себе; он также, по его мнению, имеет критерий реальности в себе самом. Однако Сократ значительно отличается от софистов тем, что для него таким критерием является не отдельное, а всеобщее сознание, сознание истинного и доброго, что он определяет разумную, абсолютную цель, содержание, хотя и продиктованное мышлением, но тем не менее сущее в себе и для себя, устойчивое, субстанциальное добро, как сущность субъективности. По мнению Сократа, софисты, вместо того чтобы учить своих учеников действительному знанию вещей, лишь потешаются над людьми. Они, например, в разговоре употребляли какое-нибудь слово то в одном, то в другом смысле, запутывали таким образом человека, ставили его в глупое положение и находили в этом для себя забаву.

Сомнение – «я знаю то, что ничего не знаю», – должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию – «познай самого себя». Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.[2]

В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Согласно Плутарху, Сократ рассматривал подходящим для учения любое место, поскольку весь мир является школой благодетельности.

Сократ увидел, что человек внутренне «не пуст». Отсюда и знаменитое «Познай самого себя». Мудрец Сократ говорил, что глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь.

Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить: «сам бог обязал человека жить, занимаясь философией». Философия – вот истинный путь к Богу. Философия – это своего рода умирание, но умирание для земной жизни, это подготовка к освобождению бессмертной души из ее телесной оболочки. Дух и концепция Сократа обретает самостоятельное существование. Сократ не боялся смерти, поскольку человек не есть простой элемент природы. Человеческое бытие не дано человеку изначально, он может только сказать «я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности общему идеальному началу, которое обще всем людям. В центре учения Сократа — человек, поэтому его философию называют началом первого антропологического поворота в истории философской мысли.

Сам Сократ не оставил сочинений, он не брал денег со своих учеников, не заботился о семье. Главной задачей своей жизни он считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. По его собственным словам, он был приставлен к афинскому народу как овод к коню, чтобы тот не забывал думать о своей душе.

Сократ говорил, что главная задача мудрости в том, чтобы различать

добро и зло; то же самое и мы, в чьих глазах нет безгрешных, должны сказать об умении различать пороки, ибо без этого точного знания нельзя отличить добродетельного человека от злодея. Среди других прегрешений пьянство представляется Сократу пороком особенно грубым и низменным. Он считал, что в других пороках больше участвует ум; существуют даже пороки, в которых, если можно так выразиться, имеется оттенок благородства, есть пороки, связанные со знанием, с усердием, с храбростью, с проницательностью, с ловкостью и хитростью, но что касается пьянства, то это порок насквозь телесный и материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих народов — тот, считал Сократ, у которого особенно распространен этот порок. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.

Известно, что Сократ считал, будто его сопровождает некий демон (гений), который, по сведениям Платона, дает ему советы, останавливает его, когда он хочет совершить «неправильный» поступок, а по мнению Ксенофона, активно побуждает его к действиям. Одни исследователи видят в демоне Сократа метафору, которой он иронически прикрывал свои собственные совесть, разум или здравый смысл; другие — просветленное чувство, просветленное внутреннее чутье или инстинкт; третьи — выражение внутреннего откровения или проявление религиозного энтузиазма; четвертые — «чудовищный» феномен, при котором инстинкт и сознание (их функция) заменяют друг друга; пятые — свидетельство того, что внутреннему миру каждого присуща трансцендентность.[3] Гегель, уделивший демону Сократа значительное внимание, связывает его с неспособностью греков принимать решение, руководствуясь внутренними побуждениями. Оракул – это способ передачи решения «внешнему факту». Демон Сократа, по мнению Гегеля, – это «оракул, который вместе с тем не представляет собой чего-то внешнего, а является чем-то субъективным, есть его оракул». Речь идет о процессе проекции вовне внутреннего решения и одновременно формирования умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения.

источник

Школа Философы Проблемы
Милетская Фалес Анаксимандр Анаксимен Из чего все произошло? Вода (Фалес) Апейрон (Анаксимандр) Воздух (Анаксимен) Огонь (Гераклит)
Гераклита Гераклит Эфесский
Пифагорейское братство Пифагор Что лежит в основе вещей? Число (Пифагор) Неподвижное бытие (Парменид, Зенон) Атомы (Левкипп, Демокрит)
Элейская Парменид Зенон
Атомистов Левкипп Демокрит