Меню Рубрики

Точки зрения современной молодежи на семью

В настоящей работе будет обсуждаться проблема демографии современного общества. Будут представлены ключевые аспекты проблемы создания современной семьи и деторождения.

Современная молодежь, ее взгляд на семью и семейные ценности.

Автор : Зайцева Ольга Юрьевна –Российская Федерация,г. Ликино-Дулево, Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ, преподаватель.

Author : Zaitseva Olga –Russian Federation,g. Likino-Dulevo Likino-Dulevo Polytechnic College – branch of University, lecturer.

Аннотация : в настоящей работе будет обсуждаться проблема демографии современного общества. Будут представлены ключевые аспекты проблемы создания современной семьи и деторождения. В заключении будет выявлено, что нужно предпринимать государству, чтобы вышеперечисленные проблемы были решены в ближайшем будущем.

Ключевые слова : молодежь, семья, брак, семейные ценности.

Key words : youth, family, marriage, family values.

Актуальной проблемой современного общества является демография. Это связывают с изменением у современной молодежи взглядов на построение института семьи и брака. В нашем мире все чаще встречается термин «сожительство» или « гражданский брак», молодые люди не торопятся официально оформлять свои отношения. Что же касается рождения детей, то современные девушки сейчас устроены так, что сначала ориентированы на развитие в области своей профессиональной деятельности. А как же семья: «спросите вы»- об этом современная молодежь думает далеко не в первую очередь. Однако, семья и семейные ценности – основа жизни и благополучия человека. Именно в семье развиваются духовные и нравственные ценности человека.

К сожалению, в современном обществе наблюдается кризис семьи, поэтому многие юноши и девушки не имеют примера правильной модели построения семьи. Они часто путают понятие «семья», «брак» с партнерским союзом, а иногда и бизнесом, упоминая о брачном контракте. Молодые люди все еще ожидают от девушек исполнения их традиционных обязанностей по дому, а последние в свою очередь настроены на активную социальную жизнь и равные как права, так и обязанности партнеров.

Исследователи по-разному объясняют причины изменения взгляда молодежи на институт семьи и брака. Например, социолог Р.В. Сергеев считает, что причиной уменьшения численности браков, распространения сожительств, падения рождаемости, преобладания малодетных семей, увеличения числа внебрачных детей и распространения добровольной бездетности у студенческой молодежи стало изменение системы ценностей в сторону рационализма и индивидуализма. Автор М.Э. Юрданова также отмечает заметное изменение сознания людей «от традиционных коллективистских ценностей семьи к ценностям индивидуально направленным». В свою очередь исследователи А.И. Антонов и В.М. Медков считают, что причина кризиса в России – семейная аномия, т.е. нарушение семейного равновесия, распад семейных связей, ценностных ориентаций, и именуют этот процесс «кризисом фамилистической цивилизации».[1]

Средства массовой информации оказывают существенное влияние на формирование современной молодежи о браке и семье. Вся информация направлена на молодых людей, у которых еще нет своего устойчивого взгляда на институт семьи. Зачастую, они пропагандируют ненужную информацию, в которой одобряются «не те» нормы поведения и «не те» ценности: однополые браки, пропаганда феминизации, сожительство вместо законного брака, общества «чайлф-фри» и т.д.

В настоящее время глобальной проблемой в семейных отношениях является отказ девушек становится матерями, а молодых людей- отцами. Такое нежелание они списывают на отсутствие собственного жилья, маленький материальный достаток, боязнь брать ответственность за новую жизнь и банальное желание построить карьеру, а кто-то и вовсе уверяет, что не любит детей и хочет жить в свое удовольствие.

Тем молодым девушкам, кто боится рожать детей или ограничивается воспитанием одного ребенка, аргументируя это своим материальным недостатком и мыслью о том, что «нужно обеспечить достойную жизнь хотя бы одному ребенку, поставить его на ноги», можно привести следующие факты. Автор знаменитой и известной нам со школьной скамьи периодической системы химических элементов Д. Менделеев был семнадцатым ребенком в семье. Знаменитые ученые И. Павлов и И. Мечников воспитывались в семьях, где росло пятеро детей. Основатель отечественной космонавтики К. Циолковский был пятым ребенком в семье. Писатель Ф. Достоевский и композитор П. Чайковский имели по шесть братьев и сестер. Русский писатель, драматург А.П. Чехов был третьим ребенком в семье. Истинная причина отказа от радости материнства и отцовства – это эгоизм. Сейчас традиционная российская семья – это семья, где воспитывается один ребенок. Однако для воспроизводства населения эта цифра должна составлять как минимум 3 детей на одну семью.

Таким образом, можно сделать ряд выводов о взглядах современной молодежи на институт семьи и брака. Во-первых, изменился возраст вступления в брак, однако эта тенденция не повлияла на желание заводить семью – в основном поменялись условия, при которых молодые люди готовы узаконить отношения. Значительная часть современной молодежи считает необходимой составляющей благополучия семейной жизни – наличие материальной базы, как залога уверенности «в завтрашнем дне». Это, несомненно, является положительным аспектом, так как, имея финансовую стабильность, молодые супруги смогут позволить себе успешнее вести совместное хозяйство. Но, тем не менее, данная позиция имеет и негативную сторону – в связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, накопление материальных благ может быть растянуто на долгое время, а это, в свою очередь, оттягивает процесс создания полноценной семьи с ребенком. Что отрицательно сказывается на демографическом положении населения нашей страны, ведь, как известно, с возрастом репродуктивный потенциал снижается.

Кризис института семьи и брака в современном мире конечно же негативно сказывается на демографической ситуации в нашей стране. Такие взгляды могут рано или поздно привести к резкому спаду рождаемости и повышению смертности населения. Нашему государству необходимо продолжать поддерживать молодые семьи, разрабатывать новые социальные проекты, улучшать жизненный уровень многодетных семей, развивать медицину. Все это должно привести к повышению демографии в стране и изменить взгляд современной молодежи на семью.

1. Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2006. – 223 с.

2. Гурко Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 325 с.

3. Юрданова М.Э. Семья в фокусе современных социальных проблем общества // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2011. – №2 (97) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-v-fokuse-sovremennyh-sotsialnyh-problem-obschestva

4. Емалетдинов, Б.М. Проблемы безбрачия и распада семей / Б.М. Емалетдинов // Российский гуманитарный журнал. – 2013. – Т. 2, № 1. – С. 21–49.

1. Actual problems of families in Russia / Under the editorship of T. A. Gurko. – Moscow: Institute of sociology, RAS, 2006. – 223 p.

2. Gurko T. A. Marriage and parenthood in Russia / T. A. Gurko. – Moscow: Institute of sociology, RAS, 2008. – 325 p.

3. Yurdanova M. E. Family in the focus of modern social problems of society. Scientific Bulletin of Belgorod state University. Series: Philosophy. Sociology. Right. – 2011. – №2 (97) [Electronic resource]. – Mode of access: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-v-fokuse-sovremennyh-sotsialnyh-problem-obschestva

4. Emaletdinova, B. M., Problems of celibacy, and family breakdown / B. M. Emaletdinova // liberal arts in Russia. – 2013. – Vol. 2, № 1. – P. 21-49.

Что такое семья? Традиции в детском доме.

Что такое семья? Вот какое определение дает словарь С.И.Ожегова: «1) Группа живущих вместе родственников; 2) перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами». Известны народные.

итегрированный урок литературы и психологии с использованием слайд-презентаций.

VII региональная научно-методическая крнференция «Актуализация компететентносто-ориентированного подхода в современных условиях образования».

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности»Форма проведения — круглый стол. Для создания необходимой эмоциональной атмосферы использованы:1 В.

Материал предназначен для преподавателей английского языка. Содержание материала изучается в разделе «Британская семья. Семейные ценности» в курсе дисциплины «Лингвострановедение».

Семья является важнейшей общечеловеческой ценностью на протяжении веков. В традициях разных культур семья занимает первое место, ею всегда было принято гордиться, на семью надеялись .

источник

Дата публикации: 27.10.2013 2013-10-27

Статья просмотрена: 9072 раза

Валиуллина А. Ф., Кислова А. И. Отношение к браку глазами современной молодежи // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 760-762. — URL https://moluch.ru/archive/58/7781/ (дата обращения: 15.11.2019).

За многовековую историю человечества сложился определенный идеал воспитания юношества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, — быть отцом или матерью. В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась. Брак и семья все больше дискредитируются молодым поколением. В связи с этим формируется легкомысленное отношение к половой жизни, которое порой облекается даже в форму некой «поэзии изящной безнравственности» [5]. Да и образ семьи в представлении молодых людей чаще всего искажен и деформирован.

В педагогической науке и практике воспитание нравственных качеств будущего семьянина, ответственного отношения к семье всегда рассматривалось как главное направление воспитательной работы. Однако проблема эта из-за объективных трудностей не решена до сегодняшнего дня. Наша работа призвана решить одну из проблем, связанных с недостаточной разработанностью программ по «Психологии семьи и семейной этике». Мы работаем над разработкой такой программы и составлением методического пособия вместе с электронным приложением к нему, включающим мультимедийные и видеоматериалы. Предварительным этапом работы над пособием стало проведение исследования в среде студенческого и школьного сообщества, которое должно было выявить точку зрения современной молодежи на мотивы вступления в брак. Сопутствующей линией данного исследования стало изучение мнения учащихся старших классов о тематике вопросов предполагаемой программы по «Психологии современной семьи».

Цель исследования: теоретическиописать и практически выявить особенности выбора мотивов вступления в брак у студентов пятых курсов педагогического института и учащихся одиннадцатых классов, разработка концептуальных основ электронного учебника для старшеклассников по курсу «Психология современной семьи».

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на проявления гендерных различий в мотивах вступления в брак оказывает влияние возраст испытуемых.

В ходе проведенного исследования нами было предложено проранжировать представленные мотивы для вступления в брак (бегство от родителей; из чувства долга; боязнь одиночества; следование традициям; любовь; престиж или поиск материальных благ; месть) от самого значимого для них к самому не значимому. Были получены следующие результаты.

Школьниками основополагающим мотивом для вступления в супружеские отношения был выбран мотив «любовь». На втором месте «следование традициям (все выходят замуж/женятся)». На третьем месте оказался мотив «престиж или поиск материальных благ». Далее с небольшой разницей в показателях одним за другим расположились следующие мотивы: «боязнь одиночества», «из чувства долга». Шестой ранг учащиеся 11-х классов присудили мотиву «бегство от родителей». Последнее место из представленных мотивов присудили мотиву «из чувства мести».

У студентов 5 курса педагогического института (педфак, матфак, истфак, худграф, дошфак, географак) ситуация сложилась аналогичным образом. Наиболее значимой мотивационной составляющей вступления в брак, так же как и для школьников оказался мотив «любовь». Второй по значимости отмечен мотив «следование традициям (все выходят замуж/женятся)». Третье место присудили мотиву «престиж или поиск материальных благ». На четвертой ступени расположился мотив «боязнь одиночества», далее за ним на пятом месте мотив «из чувства долга». Мотиву «бегство от родителей» присудили пятое место. Мотивом «из чувства мести» студенты, как и школьники, расположили его на последнем седьмом месте (Таблица 1, 2).

Проранжированные мотивы для вступления в брак

Следование традициям (Инициатива родителей)

Престиж поиск материальных благ

Следование традициям (Инициатива родителей)

Престиж, поиск материальных благ

Принципиальных различий в средних значения факультетах нет. Первое место студенты всех факультетов отдали мотиву «любовь», а последнее место — мотиву «месть».

Проранжированные мотивы для вступления в брак в гендерном аспекте

Следование традициям (Инициатива родителей)

Престиж поиск материальных благ

Престиж поиск материальных благ

Следование традициям (Инициатива родителей)

Считаете ли вы себя готовым к семейной жизни≤

Есть ли у вас опыт совместного проживания со своей «второй половиной»

Как вы относитесь к «гражданскому браку≤

По-вашему, беременность или рождение ребенка является основанием для вступления в брак≤

Согласны ли Вы с утверждением: «С милым рай и в шалаше»≤

Кто, по вашему мнению, должен быть инициатором совместной семейной жизни≤

Как, видно по результатам анкеты (Таблица 3), мы выявили, что из всех опрошенных школьников 9 % уже имели опыт совместного проживания со своей «второй половиной». Таких среди юношей больше, чем среди девушек.

Из опрошенных учеников 11-го класса к так называемому «гражданскому браку» положительно относятся 26,9 %, отрицательно 30,8 % и безразлично 42,3 %. Отсюда видим, что почти половине учащихся безразлично зарегистрирован брак или нет. Особенно пугает тот факт, что численный перевес тех, кто негативно относится к такому явлению как «гражданский брак» не намного больше, тех, кто положительно к этому относится. Это является демонстрацией того, что ценность такого социального института как семья в её традиционной форме теряется, и на её смену приходят альтернативные формы браков, в том числе и сожительство, каковым является незарегистрированный брак. Посмотрим различия между ответами юношей и девушек. 50 % юношей безразлично относятся к незарегистрированным бракам, а 30,6 % относятся положительно и всего 19,4 % — отрицательно. У девушек же наоборот: большинство, 40,5 % относятся отрицательно и 23,8 % положительно. Это свидетельствует, о том, что юноши больше склонны к «гражданским бракам», чем девушки.

Читайте также:  С точки зрения науки с переводом

На вопрос: «Является ли беременность или рождение ребенка основанием для вступления в брак≤», — 69,2 % учащихся ответили «да», а 30,8 % ответили «нет». Эту ситуацию можно трактовать двояко: с одной стороны это можно охарактеризовать положительно, так как это значит, что современная молодежь в лице выпускников школы осознает необходимость нести ответственность за свои поступки, что ребенку нужны оба родителя, о долге перед ним. С другой стороны, это означает, что школьники изначально допускают такую возможность как вступления в брак по беременности, при этом, возможно не всегда осознавая, что такой брак, основанный лишь на этом основанием, мало сулит добра, счастливой семейной жизни. В гендерном аспекте результаты девушек и юношей принципиально не различаются.

Нами был задан еще один вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением: «С милым рай и в шалаше»≤ На что 70,5 % респондентов ответили «да» и 29,5 % ответили «нет». Это может свидетельствовать, что большинство учащихся 11-х классов материальными благами интересуются не в первую очередь. В этом вопросе, как и в предыдущем принципиальных различий между ответами юношей и девушек выявлено не было.

И последний вопрос был связан с тем, кто, по их мнению, должен быть инициатором совместной семейной жизни. Большинство, а точнее 91 % учащихся ответили, что им должен быть мужчина, и только 9 % посчитали, что это должна быть женщина. В этом вопросе и девушки и юноши солидарны.

На основе полученных результатов исследования были разработаны концептуальные основы электронного учебника для старшеклассников по курсу «Психология современной семьи».

Гипотеза исследования подтвердилась, действительно на проявления гендерных различий в мотивах вступления в брак оказывает влияние возраст испытуемых.

Результаты исследования говорят о том, что все-таки современная молодежь в своем большинстве считает «любовь» основополагающим мотивом при принятии решения вступления в брак, что, безусловно, радует. Тем не менее, мотив «престиж или поиск материальных благ» находится далеко не на последнем месте и можно предположить, что если со школьной скамьи у подрастающего поколения не воспитывать ценностное отношение к семье как основополагающей составляющей здорового общества и не культивировать нравственность, а также высокий уровень духовной культуры, у современной молодежи в скором будущем этот мотив займет ведущую позицию. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней взрослой жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека [5].

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

2. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ, 1996. — 304 с

3. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 220 с.

5. Урбанович Л. Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями. — М.: Издательство «Глобус», 2009. -256 с.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 имени кавалера трёх орденов Славы

В.И. Курова г.Новоузенска Саратовской области»

«Взгляд современной молодежи на семью»

МОУ «СОШ №8 им. В.И.Курова»
Акчурина Руфия
Учитель ОБЖ и биологии:

История возникновения семьи

Глава II . Результаты анкетирования старшеклассников

Список литературы и источников

Брак -самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивает его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью…Ваши дети, драгоценный залог, рожденный от любви, служат новыми узами ее. Такой брак, такой дорогой союз, если он встречается, — само небо на земле.

Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. Это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.

Семьи создаются по разным причинам. По любви и по расчету, в силу каких-либо жизненных ситуаций. Но в России, где по-прежнему не так уж много мужчин, имеющих счет в банке и виллу на берегу лазурного озера, семьи создаются чаще всего просто влюбленными. Именно чувство, желание быть все время рядом с любимым человеком, помогать ему и ощущать его поддержку, иметь от него детей определяют решение жениться или выйти замуж. Не всегда влюбленность выдерживает испытания, которые неизбежны, когда люди становятся супругами, а потом- родителями. В совместной жизни мужчины и женщины немало трудностей, и требуются мудрость и настойчивость, чтобы их преодолевать и не позволять им разрушать любовь и взаимную симпатию. Многим это не удается. Развод, разлука- это всегда беда для обоих, а беды учат уму-разуму.

Но сегодня семья в опасности. Почему такое возможно? Люди не понимают, что, женившись или выйдя замуж, человек берет на себя ответственность за жизнь и состояние другого человека. Помните, как у писателя Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Мы в ответе за того, кого приучили»? А в семье- за того, кого взяли в мужья или жены и кому, сидя на скамейке при луне, обещали до гроба быть другом. Семья в опасности, потому что люди давно потеряли способность уживаться вместе. Достаточно посмотреть, как ведут себя мужчины и женщины разных возрастов в гостях, в магазинах, на улицах, в транспорте: никакого уважения друг к другу они не испытывают. А как человек ведет себя в общественном месте, такой он и в семье. Если не хуже.

Семья- это адский труд. И пока юноши и девушки не просчитают, что они получат от семейной жизни и что им придется оторвать от себя, и согласны ли они на такие жертвы,- они не должны вступать в брак, чтобы не стать несчастными.

Тема работы весьма актуальна и своевременна. В современное время институт брака и семьи находится в критическом состоянии. Несмотря на правительственную программу поддержки, смертность преобладает во многих регионах РФ. Молодежь не торопится заводить семью и детей, престиж брака падает. Молодые люди создают пробные союзы, которые распадаются с катастрофической скоростью. Такая обстановка негативно сказывается на развитии современного общества, в котором процветает «безотцовщина», перекосы в воспитании и распространение пьянства и наркомании.

Цель исследования : изучение представлений о своей будущей семье старшеклассников нашей школы

Объект исследования : учащиеся 9-11 классов.

Предмет исследования : представления о будущей семье.

Методы исследования : социологические опросы, беседы.

Гипотеза : современное поколение не видит в семье большой ценности и не стремится к созданию семейного очага.

История возникновения семьи

Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования.

История семьи у нас, как, впрочем, и во всех других странах мира, тесно связана с историей общества в целом. Формы семейной жизни во всех сословных группах менялись постепенно.

Вплоть до XVIII века понятие семьи для крестьян, составлявших тогда большую часть общества, было по сути равно понятию «дом». Поэтому семьей тогда считалась группа родственников, которая проживала в одном доме и вела совместное домохозяйство. Однако постепенно, к началу XX века, более распространенной формой семейной жизни стала так называемая малая семья. Ее становление потихоньку меняло суть семейных отношений, которые до того основывались на патриархальной авторитарной системе.

Строгий контроль мужчин над женщинами, старших над младшими постепенно уступал место «демократии» семейных отношений. Процесс шел очень медленно — к началу XX века даже среди дворянства и интеллигенции внутрисемейные отношения все еще сохраняли традиционные черты. Даже среди образованных людей того периода индивидуализм, соблюдение частного пространства личности не были распространенной повседневной практикой.

Позже, в период советской власти, семья начала более стремительно модернизироваться под действием новых реалий. Семейная политика советского государства строилась на идеологии равенства и одновременной поддержки материнства и детства. Было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни по обеспечению равного доступа к работе, образованию, социальным услугам и благам. Советский Союз был не только одной из первых стран мира, провозгласивших равенство полов, но и первой страной, в которой начала проводиться направленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и равных возможностей для женщин.

Эмансипации женщин во многом способствовали введение облегченной процедуры развода и легализация абортов. Развод в российской империи был достаточно сложной и поэтому, в целом, редкой, процедурой.

Ситуация радикальным образом изменилась в 1917 году, когда декретом «О расторжении брака» процедуру развода сделали светской и доступной. Постановление Наркомата здравоохранения от 18 ноября 1920 года, разрешавшее искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях, было первым в европейской истории практикой легализации абортов. До того, в имперский период, согласно уголовному уложению 1903 года, существовала уголовная ответственность за аборт и для врача, и для матери.

Вот так и началась она, пресловутая эмансипация, и потихоньку дожила до наших дней. Теперь патриархат давно позади, разводы стали нормой, ничто уже не держит нас в рамках, кроме нашего желания. Пошла ли эмансипация нам всем на пользу? Конечно, да и, конечно, нет. Причем одновременно! Но как бы то ни было, историю вспять не повернешь — да и стоит ли? Но вот подумать о теплых семейных отношениях, безусловно, стоит.

Существует ряд критериев, по которым можно описать малые группы. В настоящее время, чтобы описать данный коллектив ученые используют несколько оснований:

-характер родственных связей;

-способ ведения родословной;

Традиционная союз мужчины и женщины в настоящее время уже редкость. И дело здесь не только в общем настрое и стремлениях девушек и парней. Социальные условия меняются, и в угоду им трансформируется устройство малой группы. Ранее это было прочное фундаментальное образование, где чтили традиции и ценили непререкаемые авторитеты. Ныне же малая группа стала более мобильной, а взгляды – лояльнее. Возникают даже однополые союзы в некоторых странах: Швеции, Голландии, Бельгии, Канаде, Норвегии.

В Российском обществе современного типа по-прежнему преобладают не только классический состав семьи, но количество детей. Во многом на то, сколько поколений сосуществуют в одном доме, влияют материальные возможности, но тенденция к отселению молодой пары от родителей становится все более популярной.

Характер родственных связей

По данному признаку социологи различают нуклеарные и расширенные семьи. Первый вид представляет собой супругов с детьми, а второй подразумевает сожительство с родственниками жены или мужа.

Расширенные союзы были широко распространены еще в советское время, не говоря о более давних временах. Такой образ ведения совместного быта учил лояльности, уважению старших, формировал истинные ценности, способствовал сохранению традиций.

В наши дни многие пары отказываются заводить детей вовсе или стремятся воспитать только одного. Но из-за кризисных явлений в демографии само государство проводит политику, стимулирующую рост рождаемости. Правительство установило определенный размер выплат на второго и последующих детей.

По данному критерию выделяют пары:

Способ ведения родословной

В обществознании семья в современном обществе характеризуется по еще одному основанию, а именно тому, чья линия наследования главенствует. Различают патрилинеальные (отцовская линия), матрилинеальные (материнская линия), билинеальные (по обеим линиям).

Благодаря равенству обоих партнеров в настоящее время устоялась билинеальная традиция ведения родословных. Учесть все нюансы и хитросплетения обеих линий сложно, но Российский Дом Родословия составит фамильное древо, соединив две ветви материнскую и отцовскую.

Существует три вида ячейки в зависимости от того, где молодожены предпочтут остаться после свадьбы:

патрилокальные (живут в доме родителей мужа);

матрилокальные (остаются у родственников жены):

неолокальные (переезжают в новое отдельное жилье).

Выбор места жительства зависит от взглядов и традиций, сложившихся в роду.

Ученые-социологи выделяют несколько типов сюзов по тому, в чьих руках сосредоточена власть.

патриархальные (отец – главный);

матриархальные (мать –главная);

Последний вид характеризуется равноправием. В таком союзе решения принимаются совместно. Социологи считают, именно этот тип семьи, преобладающим в современном обществе.

Брачные факторы , условно выделяемые составляющие взаимоотношений партнёров, лежащие в основе заключения и стабильности брачного союза. Эта концепция предложена Ю. А. Решетняком для диагностической оценки браков, переживающих кризис, облегчения выбора партнёра и прогнозирования семейных отношений.

Концепция основана на полифункциональности брака, поскольку он служит для объединения различных потребностей мужчины и женщины в условиях тесного и длительного контакта. Считают, что общий брачный потенциал состоит из материального, физического, культурного, сексуального и психологического факторов.

Читайте также:  С точки зрения науки телепередача происхождение человека

Для формирования стабильных брачных отношений решающее значение имеет не только наличие у супругов тех или иных положительных качеств по каждому из факторов, но и степень соответствия этих качеств ожиданиям друг друга.

Физический фактор часто носит неосознанный характер: вне зависимости от половой принадлежности один человек может вызвать у другого симпатию или антипатию.

Восприятие одного человека другим сугубо индивидуально и определяется всем физическим обликом (особенно важное значение имеет лицо), голосом, манерой поведения, речи, мимикой, жестикуляцией, одеждой, запахом. Этот фактор определяется, как правило, на самых начальных этапах общения между людьми и носит исключительно устойчивый характер, подолгу сохраняя свою положительную или отрицательную окраску.

В процессе общения с человеком возможны лишь незначительные изменения: усиление симпатии, большая терпимость или, наоборот, обострение непереносимости.

Физический фактор тесно спаян с сексуальным, но не исчерпывается им: он включает в себя отношения партнёра к здоровью, своему телу, одежде, косметике и т. д. В молодом возрасте влияние сексуального фактора выражено наиболее ярко, с годами отношение к человеку нередко определяется возрастающей ролью культурного фактора.

Материальный фактор определяется вкладом партнёра в материальный уровень семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другой стороны. Соответствие может быть высоким как при удовлетворении больших требований, так и при малом вкладе, но невысоких требованиях к материальному благополучию.

Таким образом, материальный фактор в решающей степени зависит от того, насколько важна для каждого из супругов материальная сторона брака. Практическая оценка материального фактора осуществляется соотношением доходов и имущественного положения мужа и жены с учётом взаимных претензий и упрёков в этом плане.

Культурный фактор определяется соотношением интеллектуально-культурных запросов супругов, а на практике осуществляется соотношением образовательных индексов, профилей работы, кругом выписываемых газет и журналов, заполнением досуга (совместные посещения театров, кино, музеев, совместные и раздельные чтение и просмотр телевизионных программ), а также учётом взаимных претензий и упрёков в этом плане.

Выраженность этого фактора весьма изменчива на протяжении жизни даже у одной пары.

Сексуальный фактор определяется соответствием реального сексуального поведения каждого из партнёров ожиданиям другого. Сексуальные запросы супругов могут сильно различаться в зависимости от особенностей их воспитания, жизненных установок, диапазона приемлемости тех или иных ласк, темперамента, возраста, состояния здоровья обоих партнёров и т. д.

Необходимо учитывать и естественные различия между моделями мужской и женской сексуальности. Они могут быть как качественного плана (например, различия эрогенных зон), так и возрастного. Известно, что общей тенденцией мужской сексуальности является нарастание однообразия в половой активности при постепенном снижении её уровня после 30—35 лет, тогда как именно в этом возрасте у женщины наблюдается повышение сексуальных запросов.

Психологический фактор – имеет особое значение для удачного брачного союза и определяется степенью соответствия личностных особенностей партнёра: черт характера, эмоционально-волевых качеств и интеллекта, различий в притязаниях на лидерство в семье.

Очень часто именно игнорирование особенностей характера и устремлений друг друга образует в отношениях супругов первые трещины на пути к пропасти непонимания и к фактическому распаду брака.

Каждый из пяти брачных факторов в различных браках характеризуется различной относительной величиной и может приобретать разную направленность. В сексологической практике используется специальный тест, позволяющий произвести подсчёт полученных данных.

Если большинство брачных факторов имеют положительную направленность, способствуя укреплению семьи, брачный потенциал характеризуется положительным индексом; если же преобладают факторы отрицательные, направленные на распад союза, то брачный потенциал имеет отрицательный индекс.

Результаты исследования могут быть использованы как для оценки перспектив брачного союза, так и при необходимости психологической коррекции взаимоотношений в супружеской паре.

Результаты проведенной работы

С целью выявления взглядов современной молодежи на семью и ее ценности было проведено анкетирование школьников 9-11-х классов нашей школы, которое включало в себя поиск ответов на следующие вопросы:

1. Влияние культурно-образовательного уровня молодежи на благополучие совместной семейной жизни;

2. Отношение молодых людей к материальной обеспеченности друг к другу;

3. Черты характера партнеров, желательные для заключения брака;

4. Формы брачно-семейных отношений;

5. Время появления детей в семье и их количество;

6. Отношение молодых людей к старшему поколению и их семьям;

7. Отношение к разводу и его причины;

8. Права и обязанности супругов;

9.Благоприятный возраст для вступления в брак.

В результате проведенного исследования были получены данные, свидетельствующие о значимости различных факторов, влияющих на образование, благополучие и сохранение молодой семьи.

В ходе анкетирования было выяснено, что, в целом, семья для наших респондентов остается значимой ценностью (99%). Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого поколения не приветствуется(1%). Главными ценностями семейной жизни большинство молодых людей традиционно считает детей и эмоционально- духовную близость брачных партнеров.

Более половины юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами (14%). Однако часть респондентов считает, что уровень образования не имеет принципиального значения, лишь бы был достойный и интересный человек (33%). Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне. Таким образом, в отношении культурного и образовательного статуса брачных партнеров взгляды юношей и девушек сходны. Это позволяет нам сделать вывод, что система ценностей молодежи в оценке культурно- образовательного уровня партнеров по браку остается стабильной.

Что касается материального статуса, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки — хранительницами домашнего очага.

Относительно того, какие черты характера молодежь хотела бы видеть в партнере по браку, можно сказать следующее: девушки в партнере ценят такие качества, как доброта, образованность ,искренность, уважение, чувство юмора, целеустремленность, ответственность, уверенность, заботливость и т.д. Юноши значимыми чертами партнерши по браку считают доброту, привлекательность, понимание, скромность, заботливость, верность, честность.

Следующий блок исследования был посвящен отношению молодежи к формам брачно-семейных отношений.

В современном обществе большинство молодых людей считают добрачные сексуальные отношения не только возможными, но и необходимыми, поскольку интимный контакт имеет для человека не только прямое физиологическое значение, а вбирает в себя разнообразные личностные смыслы, получение чувственного удовольствия, познания, удовлетворения любопытства, общение.

При выборе форм брачно-семейных отношений более половины опрошенных юношей и девушек выбирали зарегистрированный брак (88%), 3% предпочитает незарегистрированное сожительство и 9% респондентов предпочитает жить в одиночестве. Девушки указывают и другие варианты развития отношений с партнером: первоначальное проживание в незарегистрированном браке с последующей регистрацией отношений. Юноши также считают, что выбор формы брачно-семейных отношений зависит от жизненных обстоятельств. С точки зрения юношей и девушек незарегистрированный брак гарантирует большую свободу отношений, меньше обязательств и ответственности, дает возможность разойтись без лишних проблем и, в то же время, обеспечивает возможность лучше узнать друг друга.

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Среди доминирующих мотивов вступления в брак девушки указывают любовь, желание отделиться от родительской семьи и лишь затем — материальную выгоду, боязнь одиночества, нежелание остаться «старой девой», стремление к взрослой жизни, беременность. Мотив современной молодежи к вступлению в брачные отношения в связи с беременностью, возможно, связан с тем, что юноши и девушки предпочитают свободные отношения и, как это не печально, к регистрации их подталкивает зачастую не любовь друг к другу, не желание быть вместе, а беременность партнерши.

Подавляющее большинство юношей и девушек в будущем видели себя родителями в течение первых пяти лет (73%), и только 22% в первый год брака. Большинство из тех, кто хотел иметь детей, планировали иметь не менее двух- трех детей. Нежелание иметь детей, как возможный вариант ответа на вопрос о будущей семейной жизни, к счастью, выбрало несколько человек. Данное обстоятельство позволяет нам предположить, что в системе семейных ценностей молодежи, дети занимают одно из главных мест, наряду с индивидуально- личностными отношениями супругов. Признаки благополучия в семейных отношениях девушки видят в обоюдном общении, приносящем радость и духовное удовольствие; гармонии между мужчиной и женщиной (духовная и физическая); во взаимной любви и уважении; продуктивном и согласованном планировании жизни; преданности.

Большой интерес представляют мнения молодых людей о родительской семье, ее главных ценностях и материальном достатке. По данным исследования, около трети респондентов считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. При этом обращает на себя внимание тот факт, что ответы, полученные в ходе опроса, равномерно распределились между юношами и девушками. Характерно, что наиболее радикально были настроены девушки, юноши имели более традиционные взгляды на семью и ее ценности.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что современная молодежь живет в совершенно других условиях, и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Одновременно, данные о культурно-образовательном уровне и материальной обеспеченности супругов остаются практически неизменными.

Что касается взглядов на обязанности супругов, на удивление, девушки и юноши разделяют одни и те же позиции. А именно, девушка-хранительница домашнего очага, хозяйка в доме. Молодые люди материально обеспечивают семью. Также, что нужно подчеркнуть, и девушки, и юношу считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя, а домашние обязанности должны быть разделены поровну.

Еще одним интересующим вопросом является развод. Начнем с причин развода. По мнению молодых людей, самые распространенные причины разводов: супружеская измена, вмешательство родителей, остывшие чувства, домашнее насилие, ссоры, разные характеры и ранний брак. Причин много ,но, к счастью, отношение всех опрошенных к разводу отрицательное.

К счастью, моя гипотеза не подтвердилась. Практически все опрошенные мною молодые люди ценят семью и хотят создать свой семейный очаг в будущем. Уже более четко понимаю, что представляет собою семья. Приятно осознавать, что большинство молодых людей видят себя главой семейства, которое не только полностью должно будет обеспечивать семью, но и выполнять равные с супругой обязанности по дому.

Семья — важный социальный институт, в нем развертывается процесс социализации человека, и любые, даже не ярко выраженные, изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества Я уверена, что негативные тенденции в институте семьи обязательно будут преодолены. Чем эффективнее государство будет решать проблемы в этой области, тем лучше. Наше государство всегда опиралось на семью, где детям прививались основные моральные ценности, главная из которых –любовь к своей Родине.

источник

студент психолого- педагогического факультета СмолГУ,

В статье описываются результаты эмпирического исследования представлений современной молодежи о семье и браке. Рассматриваются представления о жизненных ценностях, материальном обеспечении семьи, надежной форме брака, ролях в данной семье, оценивается готовность молодых людей к семейной жизни. Проанализирован и выявлен средний желаемый возраст вступления в брак, а также желаемое количество детей. На основании проведенного исследования можно сделать выводы о способах и методах корректировки семейных установок современной молодежи.

Ключевые слова: семья, брак, молодежь, готовность к семейной жизни, социальный институт, семейные отношения.

В последнее время институт семьи испытывает интенсивные изменения. Факторами снижения популярности брака является то, что изменяется сама коренная смена ценностей и представлений общества. На сегодняшний день социум весьма рационализирован, пронизан идеологией рынка. В следствии чего, семья вытесняется на периферию. Основной сферой деятельности людей, а также сферой их интересов становится работа, которой люди уделяют значительное количество усилий. Эмоции, чувства, интересы, общение становится роскошью, которая доступна абсолютно не всем.

На сегодняшний день брачный союз прекратил выступать в роли единственного регулятора взаимоотношений полов. Неузаконенные взаимоотношения стали столь же приемлемыми, как и отношения в браке. Целомудрие женщин больше не считается социальной ценностью. Внезапное снижение популярности семьи, а кроме того, повышение дезорганизации жизни семей, выражается в разрушении нравственно-этических норм и обычаев, росте конфликтности взаимоотношений между супругами, родителями и детьми и т.д. Союзы становятся наиболее неустойчивыми, снижается роль семьи в воспитании детей.

К концу XX века в качестве специальной дисциплины выделили социологию семьи. Исследования в рамках данного направления на сегодняшний день обладают широкими практическими применениями, так как данная дисциплина стремительно изучает подвергшиеся переменам свойства семьи. Многочисленные исследования, касающиеся различных сфер жизнедеятельности семьи – еще одно доказательство актуальности данного направления социологии. Однако, брак, как главный компонент полноценной семьи изучен недостаточно.

Таким образом, является актуальным вопросом отношения современной молодежи к браку и семейным традициям, представления молодого поколения о данном аспекте жизни семьи: действительно ли культурные ценности и семейные связи утрачивают собственную значимость или же они важны до сих пор.

Цель нашего исследования заключается в комплексном исследовании особенностей отношения современной молодежи к семье и браку. В начале исследования мы исходили из предположения о том, что современное представление молодежи о семье по-прежнему характеризуется стремлением к традиционной модели брака, однако на это представление оказывают большое влияние такие тенденции развития современного общества, как движение к гендерному равенству и свободному выбору социальных ролей.

Читайте также:  С точки зрения науки список серий

Объект нашего исследования институт семьи и брака. Предметом исследования выступает отношение современной российской молодежи к браку и семье. В исследовании мы рассматриваем юношеский возраст, так как именно этот период развития, на наш взгляд, составляет категорию нужной нам молодежи.

В данный период времени современная молодежь как социально-возрастная группа рассматривается с различных аспектов в трудах таких авторов как: В.В. Павловский [5], В.Т. Лисовский [4], И.С. Кон [3], С.П. Иваненков [2], и другие.

Исследования института семьи и брачного союза имеет свою историю. Данный феномен заинтересовал многих мыслителей еще в античные времена. Таким образом, начиная от трудов Аристотеля и до Ф. Энгельса были заложены первоначальные разработки в понимании феномена института семьи и брака, которые рассматривали их в рамках теории патриархальной семьи, а с развитием и утверждением исторического метода — происходило осмысление и выделение различных форм семейной жизни в трудах социологов (М.С. Мацковский, Т. Парсонс и др.), антропологов (Леви-Стросс, М. Мид и др.), философов (Э. Тоффлер, М. Фуко и. др.), кроме того в трудах ученых ряда других наук.

Наиболее популярным в социологии было понятие А. Харчева: «семью можно определить, как исторически конкретную систему взаимоотношений между мужчинами и женщинами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [6].

Значимым в данном определении является указание на последующие аспекты: социально-историческая обусловленность семейных взаимоотношений и семейной организации; наличие своеобразных отличительных особенностей семей (численность семейной группы, брачные и кровнородственные связи, общность быта), которые устанавливают существование семьи и ее особых функций, являющихся следствием социальной необходимости, связанной с одной из основных форм выработки и репродукции.

С институтом семьи непосредственно связан иной общественный институт – институт брака. «Брак» – добровольный союз двух любящих друг друга людей. Семья – союз, объединяющий три вида любви: супружеской, родительской и детской. Но основа семьи – хорошие отношения взрослых. Родительская ответственность серьёзнее, чем супружеские узы, так как обретение детей и забота о них – часть смысла жизни людей, и родители понимают, что с детьми нельзя «развестись» [1].

Таким образом, брак выступает социально-правовой легитимацией супружеских отношений, является институциональной формой, одним из проявлений исторически разнородных механизмов социального регулирования (наряду с табу, обычаями, традициями, религией, праву, нравственности т. д.) и закрепления межличностных (частных) отношений на правовом (публичном) уровне.

В течении многочисленного времени значимость семьи и брачного союза занимали ведущее место в жизни каждого индивида и всего общества. Представляя собой духовные и культурные ценности, она служила источником нравственных идеалов и образцов поведения. Непосредственно семейный круг с самого раннего возраста закладывает фундаментальные качества человека, формирует основные ценности, идеалы, моральные нормы, обеспечивая тем самым полноценное формирование личности. Данный социальный институт обеспечивает стабильное развитие общества, оказывает регулирующее воздействие на многие процессы и явления общественной жизни и выполняет ряд других немаловажных функций, способствующих эффективному и полноценному развитию нашего общества.

Для реализации нашей работы было проведено исследование на базе ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», направленное на изучение отношения современной российской молодежи к семье и браку.

В исследовании приняли участие студенты 1-4 курса ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», обучающиеся по очной форме обучения в возрасте от 18 до 23 лет, в количестве 60 человек: 30 девушек, 30 юношей.

В качестве диагностического инструментария были использованы: метод анкетирования, работа с респондентами после анкетирования для более полного понимания проблемы исследования.

Анонимная индивидуальная анкета состояла из 13 вопросов, которая направлена на выявление отношений современной молодежи к институту семьи и брака и составленных для получения более точной и развернутой информации от респондентов. В первом из вопросов респондентам предлагалось проранжировать по значимости такие жизненные ценности как: семейная жизнь, достижения, материальное благополучие, образование, увлечение, престиж, профессиональная жизнь, саморазвитие, духовное удовлетворение, сохранение индивидуальности, общение. Далее выявлялся возраст, который подходит респонденту для создания семьи. Уточнялось отношение к ранним бракам, количеству детей в семье, значению жилищного вопроса, а также межсупружескому насилию. В данной анкете придавали значение материальному обеспечению семьи. А также учитывалось мнение о создании семьи в связи с беременностью или рождением ребенка.

Исследование выявило, что в общей структуре жизненных ценностей современной молодежи семейный круг находится на одном из первых мест. Молодые люди, ранжирующие жизненные ценности, на первый план ставили материальное благополучие, что является немаловажным для создания комфортной зоны, на второе – профессиональную жизнь, на третье же место была поставлена семейная жизнь, как оказалось для женского пола семья и брачный союз являются приоритетными.

Далее был поставлен вопрос о наиболее подходящем возрасте для создания семьи, 61 % девушек и 52 % юношей отметили, что наиболее подходящим для них возрастом является 20–25 лет. Возраст для вступления в брачный союз от 25 до 30 лет является наиболее приемлемым для 39 % девушек и 43 % молодых людей, однако 5 % молодых людей считают, что вступать в брак можно только достигнув 30–35 лет (см. рис. 1).

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос о наиболее подходящем возрасте для создания семьи

После проведения беседы было выявлено, что представления о позднем вступление в брак связано с желанием «встать на ноги», что под собой подразумевает приобретение собственного жилья, стабильной заработной платы для полного обеспечения собственной семьи без посторонних вмешательств со стороны родственников и т.д.

Положительное отношение к ранним брачным союзам выявлено у 20 % респондентов, отрицательное же отношение у 51 % юношей и девушек, 29 % допускают в раннем возрасте вступить брак, однако задумываются о его недолгосрочности (см. рис. 2).

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос об отношении к ранним бракам

Стремление в будущем иметь одного ребенка установлено у 38 % респондентов, двух детей – у 50 % молодых людей, ни одного ребенка – 8 %, более же вух детей хотели бы иметь всего 4 %, также (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос о желаемом количестве детей

После проведенной беседы выяснилось, что большая часть молодежи надеется на свое будущее, считают, что нестабильность социально-экономической ситуации прекратится на территории РФ.

Итоги проведенного опроса показали, что для 91 % респондентов наиболее надежной формой брачного союза считается официально зарегистрированный брак, для 8 % опрошенных – незарегистрированный (т.н. «гражданский») и только для 1 % – гостевой брак. Все без исключения анкетированные женского пола считают наиболее надежным зарегистрированный брак, 84 % юношей считают также, в то время как 14 % молодых людей, в отличие от девушек, считают наиболее надежным незарегистрированный, т. е. «гражданский» и 2 % молодых людей – гостевой брак (рис. 4).

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос о наиболее надежной форме брака

Таким образом, официально зарегистрированный брачный союз считается более надежной формой брака, однако незначительное количество молодых людей, в отличие от девушек, считают, что гражданский брак более надежен. При этом больше половины респондентов, согласно итогам анкетирования, рассматривают «гражданский» брак как «репетицию» семейных отношений, проверку бытовой совместимости.

Супружескую верность современная молодежь расценила так: 84 % респондентов отметили, что супружеская верность – параметр счастливого брака, 7 % сочли этот критерий в отношениях необязательным, оное отметили 8 % респондентов. (рис. 5).

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос о значении супружеской верности для брака

Приобретённые сведения отображают положительное отношение студентов к супружеской верности. Семейный круг для молодого поколения остается одной из немногих традиционных ценностей. Среди факторов, обеспечивающих устойчивость и стабильность семьи, как считают респонденты, на сегодняшний день являются супружеская верность

63 % опрошенных считают, что материальным обеспечением семьи должны заниматься оба супруга, 31 % – только муж 0 % — только жена, а для 6 % респондентов не имеет значения, кто будет вносить материальный вклад в семью

Таким образом, ни один из опрошенных не видит женщину в роли единственного «кормильца». 57 % респондентов считают, женщина должна заниматься домашним хозяйством и 40 % респондентов заявляют, что, по их мнению, и муж и жена должны в равной мере участвовать в этом процессе и только 3 % молодых людей считают, что муж должен вести домашнее хозяйство.

Около 63 % от общего числа всех респондентов считают, что для уверенности в «завтрашнем дне» они нуждаются в хорошей зарплате, в то же время, 27 % ожидают помощи от родственников и родителей и 10 % выбрали иной способ. (рис. 6).

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос о том, что необходимо для финансовой уверенности

41 % девушек и 29 % юношей ждут помощи от родителей, 54 % девушек и 61 % молодых людей будут рассчитывать только на свои силы, и лишь незначительное количество юношей (10 %) и девушек (4 %) будут ожидать помощи от государства (рис. 9).

Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос о том, на чью помощь рассчитывает молодежь при создании семьи

Для 47 % анкетированных жилищный вопрос считается важным критерием при принятии решения о создании семьи, 49 % респондентов утверждают, что это немаловажно, однако не имеет решающего значения, и только 4 % считают это неважным. Таким образом, половина опрошенных не боится столкнуться с жилищными проблемами и готова самостоятельно, либо с помощью родителей, решить данную проблему, но что самое главное, это не влияет на создание семьи и вступление в законный брак.

На вопрос: «Является ли беременность или рождение ребенка основанием для вступления в брак?» 69 % респондентов ответили «да», а 31 % ответили «нет»

Данную ситуацию возможно рассмотреть с двух сторон: положительная сторона заключается в том, что молодая пара осознает необходимость ответственности, а также важность воспитания в полной семье. Но также студенты могут допустить вступление в брак по беременности, где встает главный вопрос, будет ли такой брак счастливым.

На вопрос о допустимости межсупружеского насилия основная часть респондентов, а именно 93 % выразила свое отрицательное мнение. Но 7 % молодого поколения дали положительный ответ на то, что супругам позволительно ударить, причинить боль, когда это становится необходимо, например, в целях воспитания. Распределение ответов юношей и девушек на этот вопрос таково: 7 % молодых людей и 4 % девушек, считают, что иногда насилие в семье допустимо (рис. 12).

Рисунок 12. Распределение ответов на вопрос о возможности насилия в семье

В ходе проведенного эмпирического исследования было выявлено, что семья по-прежнему занимает одно из первых мест в системе жизненных ценностей молодежи, а зарегистрированный брак считается среди данного слоя населения наиболее надежной формой брака. Желание иметь двух детей заметили у большинства респондентов в надежде на свое светлое будущее. Также при эмпирическом исследовании была выявлена настораживающая тенденция о допустимости насилия в семье между супругами в воспитательных целях. Также было выявлено, что официально зарегистрированный брак является наиболее надежной формой брака. Немаловажным фактором является супружеская верность в брачном союзе, как отметили большинство девушек и юношей, также ребята считают, что материального обеспечения должно исходить от обоих супругов. В данное время проблема семейного насилия среди супруг все чаще рассматривается как значительная социальная проблема, она зависит от социальной ориентации общества и, в соответствии с этим, способна усиливаться или ослабевать. В последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, порождающая множество других социальных и индивидуальных проблем. Данный факт требует определенной социальной работы.

Основным приоритетом социальной работы с современной молодёжью должно стать формирование культуры семейных отношений, сохранение и укрепление семейных ценностей, формирование установок ответственного репродуктивного поведения. Также необходимо совершенствовать механизм информирования молодёжи по вопросам, связанным с формированием семьи, супружескими взаимоотношениями, воспитанием детей и др.

Через результаты исследование была подтверждена гипотеза данной работы. Таким образом, тема представлений современной молодежи о браке и семье является для нас весьма актуальной и перспективной. На наш взгляд, данный ракурс рассмотрения представлений молодого поколения о семье нуждается в тщательном изучении различными авторами, детальной проработке всех теоретических моментов и последующем проведении фундаментальных исследований, которые прольют свет на формирование представлений современной молодежи о супружеских и родственных взаимоотношениях.

Список литературы:

  1. Емалетдинов, Б.М. Проблемы безбрачия и распада семей // Российский гуманитарный журнал, 2013. Т. 2. № 1. С. 41.
  2. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков; Гос. образоват, учреждение высш. проф. образования «Рос. тамож. акад.». С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова фил. Рос. тамож. акад. – СПб.: ИПК Синтез-Полиграф, 2003 (Тип. ИПК Синтез-Полиграф). – 418 с.
  3. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
  4. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. – 361 с.
  5. Павловский, В.В. Ювенология: становление науки о молодежи / В. В. Павловский; Краснояр. гос. ун-т, Краснояр. агроуниверситет. – Красноярск: КГУ, 1997. – 185 с.
  6. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 2011. 367 с.

источник