Меню Рубрики

Укажите главную с вашей точки зрения черту проекта политических реформ сперанского

Задание № 1. Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

1801 — статс-секретарь при госсекретаре, 1802 — статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 — статс-секретарь Александра I, 1808 — товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 — государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 — ссылка

Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей)

Задание № 2. Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада

План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского

Задание № 3. Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований

Задание № 4. Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского»

Осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Создать систему представительских учреждений

Определить порядок, функции и ответственность органов исполнительной власти

Выборность судебной власти на местах

Разделение на три сословия всего населения России и наделение его определенными для каждого сословия правами

Монарх сохранял верховную власть

Стремление поставить исполнительную власть под контроль выборных органов

Предоставление гражданских прав всему населению

Привлечение к управлению страной более широких слоев населения за счет системы выборов

Недовольство крестьянского и дворянского сословий

Неудобство нового порядка выборов

Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы

Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью

Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях

Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права

Основная масса населения оста-валась бесправной

Задание № 5. Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат — состоит из двух частей — Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором

Государственная Дума — выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу

Государственный совет — совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним

Министерства — орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой

Задание № 6. Выберите правильный ответ

По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

б) конституционной монархией

в) парламентской монархией

Задание № 7. На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского

Задание № 8. Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского»

Реформы затрагивали интересы высших слоев населения

Либеральный характер реформ

Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества

Личность самого Сперанского («попович»)

Симпатии Сперанского к государственному устройству Франции в условиях обострения отношений двух стран

Нерешительность Александра I

Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффективности аппарата управления

Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общества

Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)

Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

Задание № 9. Заполните таблицу «Функции министерств»

источник

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

источник

Подробное решение параграф § 3 по истории рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 2017

  • Гдз по Истории за 8 класс можно найти тут

Используя материал учебника и дополнительные источники, перечислите основные вехи политической биографии М. М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

Секретарь у князя А. Б. Куракина. Чиновник в Сенате при Куракине. Привлекался к обсуждению материалов Негласного комитета, составлял проекты по заданной им теме. Директор одного их департаментов Министерства иностранных дел. Стас секретарь императора. Заместитель министра юстиции.

Подготовьте сообщение на тему «Реформы М. М. Сперанского». Составьте и запишите его развёрнутый план.

1. первый план реформ «Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».

2. второй проект реформ «Введение к уложению государственных законов».

3. Основные положения проекта

4. «Проект уложения Правительствующего сената».

5. Значение предложенных реформ для России.

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращение таким образом для России «французского революционного кошмара».

Только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. В 1809 г. Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов».

Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.

2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.

3. Социальные преобразования. Реформа предполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».

4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.

5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.

6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.

7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).

2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.

3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Укажите главную идею проекта политической реформы Сперанского. В чём, на ваш взгляд, состояло её особое значение для России?

Ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Предоставление крепостным гражданских прав. Это позволило бы избежать участи Французской революции в России, обеспечить ее экономическое и политическое развитие.

Прочитайте документ и письменно ответьте на вопросы.

Из письма Ф. Лагарпа императору Александру I (октябрь 1801 г.)

Пусть те, кого вы поставили во главе разных отраслей управления, привыкают к мысли, что они всего лишь ваши делегаты, что у вас есть право быть в курсе всех дел, быть обо всём осведомлённым и что вы хотите сделать это правилом. Сохраняйте власть нераздельной. Во имя вашего народа, Государь, сохраняйте неприкосновенной власть, возложенную на вас. Не позволяйте отвращению, которое внушает вам самодержавие, сойти с этого пути. Имейте мужество удержать в своих руках власть всю целиком, безраздельно, поскольку установления вашей страны предоставляют вам для этого законные основания.

Почему Лагарп, ориентируя Александра I на проведение реформ, призывает его не отказываться от самодержавия? Прав ли он, на ваш взгляд? Почему?

Лагарп прав. Предлагаемые реформы были новы для России. Они должны были происходить постепенно. Однако при существующих порядках и ослаблении власти императора в тот момент мог произойти развал империи. Сначала необходимо было сформировать в умах чиновников, что все это делается для страны, а не для личной выгоды каждого.

Напишите, какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Государственная дума – законодательная власть.

Государственный совет – совещательный орган при императоре, рассматривает все проекты до их поступления в думу.

Министерства – исполнительная власть.

Используя материал учебника, составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту М.М. Сперанского.

Выберите правильный ответ.

По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархией

б) конституционной монархией

в) парламентской монархией

Почему М. М. Сперанский выбрал именно такой вариант? Чем он руководствовался?

Сперанский выбрал такой вариант по причине повторения событий Французской революции в России.

Используя материал учебника, заполните таблицу.

Причины и последствия отставки М.М. Сперанского

Заполните таблицу, используя материал учебника.

Объясните значение понятий:

Идеолог – выразитель и защитник идеологии – совокупности взглядов, идей, в которых отражается отношение людей к существующей действительности.

Консерватизм – течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни.

Инстанция – ступень в строении подопечных друг другу органов.

источник

Вступление на трон молодого императора Александра I совпало с необходимостью кардинальных преобразований во многих сферах российской жизни. Молодой император, получивший прекрасное европейское образование, задался целью реформировать и российскую систему обучения. Разработка базовых перемен в области просвещения была поручена М. М. Сперанскому, который достойно проявил себя в деле преобразования страны. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. показала возможность преобразования империи в современное государство. И не его вина, что многие замечательные проекты так и остались на бумаге.

Сперанский Михаил Михайлович родился в семье бедного сельского священнослужителя. Получив хорошее домашнее образование, Сперанский решил продолжить дело отца и поступил в Санкт-Петербургское духовное училище. После окончания этого учебного заведения Сперанский некоторое время работал учителем. Позднее ему посчастливилось занять должность личного секретаря князя Куракина, который являлся одним из самых близких друзей у Павла I. Вскоре после вступления на трон Александра I Куракин получает должность генерал-прокурора при Сенате. Не забыл князь и про своего секретаря – Сперанский получил там же должность государственного чиновника.

Работа в Негласном комитете подготовила М. М. Сперанского к работе по внедрению политических и социальных преобразований в стране. В 1803 году Михаил Михайлович изложил свое видение судебной системы в отдельном документе. «Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» сводилась к постепенному ограничению самодержавия, превращению России в конституционную монархию, усилению роли среднего класса. Так, чиновник предлагал учитывать опасность повторения «французского безумия» в России – то есть французской революции. Не допустить повторения силовых сценариев в России и смягчить самодержавие в стране – в этом и заключалась реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

В политических преобразованиях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сводилась к нескольким пунктам, которые позволили бы стране стать правовым государством.

Общий план был составлен в 1809 году, и его основные тезисы были следующими:

1. Управлять Российской империей должны три ветви государственной власти: законодательная власть должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; рычаги исполнительной власти принадлежит профильным министерствам, а судебная власть находится в руках Сената.

2. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. положила начало существованию еще одного органа власти. Он должен был называться Совещательный совет. Новое учреждение должно было находиться вне веток власти. Чиновники этого учреждения должны рассматривать различные законопроекты, учитывать их разумность и целесообразность. Если Совещательный Совет будет за – окончательное решение будет принято в Думе.

3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского имела целью разделить всех жителей Российской империи на три больших сословия – дворянство, так называемый средний класс и рабочий люд.

4. Управлять страной могли лишь представители высших и средних классов. Имущественным классам предоставлялось право голосования, избрания в различные органы власти. Рабочему люду предоставлялись лишь общие гражданские права. Но, по мере накопления личной собственности для крестьян и рабочих существовала возможность перейти в имущественные классы — сначала в купечество, а затем, возможно, и в дворянство.

5. Законодательную власть в стране представляла Дума. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. послужила основой для возникновения нового механизма выборов. Депутатов предлагалось выбирать в четыре ступени: сначала выбирались волостные представители, потом они определяли состав окружных дум. На третьем этапе проводились выборы в законодательный совет губерний. И лишь депутаты губернских дум имели право принимать участие в выборах в Государственную думу. Руководить работой Государственной Думы должен был назначенный царем канцлер.

Эти краткие тезисы показывают основные итоги кропотливой работы, которую пробудила к жизни реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки выросло в многолетний, разработанный поэтапно план по преобразованию страны в современную державу.

Опасаясь революционных движений, царь Александр I принял решения выполнять озвученный план поэтапно, чтобы не вызывать к жизни сильных катаклизмов в российском обществе. Работу по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении нескольких десятилетий. Конечным итогом должно было стать упразднение крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

Обнародование Манифеста о создании нового органа власти, Государственного совета, было первым шагом по дороге преобразований, которую проложила реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

  • все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;
  • совет оценивал содержание и разумность новых законов, оценивал возможность их принятия и реализации;
  • члены Государственного совета должны были принимать участие в работе профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Правительствующего Сената. Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. Он был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

По поручению царя Сперанский М. М. разрабатывал проекты финансовых и экономических преобразований. Они предусматривали ограничение расходов казны и увеличение налогов для дворянства. Такие проекты вызвали резкую критику в обществе, против Сперанского выступали многие известные мыслители того времени. Сперанский был даже заподозрен в антироссийской деятельности, а на фоне усиления Наполеона во Франции такие подозрения могли иметь очень глубокие последствия.

Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема урока: Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Цель урока : рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского; проанализировать причины их неполной реализации; определить последствия принятых по его предложению решений.

План урока : 1. Личность М. М. Сперанского. 2. Проект политической реформы. 3. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Основные понятия : реформа; законопроект; статс-секретарь; разделение властей; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть; политические права; избирательное право.

Основные даты : 1809 г. — «Введение к уложению государственных законов»; 1810 г. — создание Государственного совета; 1812 г. — отставка Сперанского.

Персоналии: М. М. Сперанский; Н. М. Карамзин.

Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.

Дополнительный материал для учителя

Получив задание царя, Сперанский принялся за проект с присущими ему энергией и ответственностью, веря в возможность осуществления порученной ему к разработке реформы. Он весь ушел в это дело, отдавая ему всю силу своего ума. Рассказывают, что он «превратился на время в отшельника, оставлял свой кабинет только для бесед с царем» о готовившейся реформе. Он собрал все свои ранние записки (именно их идеи и были положены в основу проекта), конституции разных государств Европы и Америки. Многие вечера проходили в продолжительных беседах Сперанского с императором по различным вопросам разрабатываемого проекта. Сохранилась запись одной из бесед под названием «Рассуждение о духе и зрелости политической реформы в России». В письме 1813 г. из пермской ссылки Сперанский напоминал Александру, как готовился этот план политической реформы: «В конце 1808 года, после разных частных дел, ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом ваших мыслей, доставляя мне бумаги, прежде вам вошедшие, и нередко удостоивая провождать со мною целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Из всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений вашего величества надлежало наконец составить одно целое. Отсюда произошел План всеобщего государственного образования».

Для его разработки Сперанскому потребовалось около девяти месяцев. В октябре 1809 г. этот план под названием «Введение к Уложению государственных законов» был готов и представлен императору Александру.

«Введение к Уложению государственных законов» явилось первым самым значительным и всеобъемлющим планом реформы политической жизни России. Этот план воплотил в себе идеи и опыт Сперанского за предшествовавшее десятилетие. Во вводной части проекта Сперанский дал четкое объяснение причин необходимости (и неотложности в данный момент) государственных преобразований в России: «Время является первоосновой и источником всех политических нововведений. Ни одно правление, находящееся не в гармонии с духом времени, не может противостоять модному воздействию этого духа». Этот «новый дух времени» овладел и Россией, которая стоит на пороге серьезных социальных потрясений и положение которой сходно с тем, в каком находилась Франция перед революцией 1789 г. Первым показателем этого служит тот факт, что в народе исчезает уважение к чинам, орденам и прочим отличиям лиц, наделенных ими. Точно такое же явление наблюдалось «и во всех государствах в той эпохе, когда феодальная система приближалась к своему падению». Вторым показателем служит «моральное ослабление» власти — падение ее авторитета в глазах народа. Причину этого следует искать не в действиях конкретных лиц государственного управления, а в том, что «образ мыслей настоящего времени в совершенной противоположности с образом правления». Отсюда Сперанский делает вывод: «Настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа».

Да, Россия стоит на грани революции, но революцию можно предотвратить путем своевременно принятых мер — проведения необходимых политических преобразований, так сказать, путем «революции сверху» (и здесь легко усматривается намек Сперанского на то, что разработанный им План государственного преобразования и есть та мера, которая предотвратит «бешенство страстей народных», «необузданную вольность и безначалие»). Сперанский убежден в возможности в России «революции сверху», без участия народных масс: «Конституции во всех почти государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устрояя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы».

Именно теперь настало время проведения в России кардинальных преобразований, рассуждает далее Сперанский, ибо возможность «частных» (частичных) перемен миновала, да это и не даст желаемых результатов. «Все исправления частные, все, так сказать, пристройки к настоящей системе были бы весьма непрочны. Пусть составят какое угодно министерство, распорядят иначе части, усилят и просветят полицейские и финансовые установления, пусть издадут даже гражданские законы: все сии введения, быв основаны единственно на личных качествах исполнителей, ни силы, ни твердости иметь не могут».

Однако план Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западно-европейских стран, т. е. ограничения власти монарха конституцией. Цель проекта, как ее четко определил Сперанский, состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Таким образом, речь шла о модернизации российской государственной машины — «от кабинета государева до волостного правления» — путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, при сохранении, однако, самодержавной власти монарха.

«Три великие системы издревле разделяли политический мир, — писал Сперанский, — система республик, система феодальная и система деспотическая. Первая под различными наименованиями и формами имела то отличительное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали. Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным или, так сказать, материальным ее разделением. Третья ни меры, ни границ не допускала. Примеры первой системы мы видели в республиках греческих и в Римской. Вторая система основалась на Севере и оттуда распространилась по всей Европе. Третья утвердила свое владычество на Востоке».

Современный ему политический строй России Сперанский относил к «власти самодержавной», которая не была ограничена законом, и, следовательно, главная идея Сперанского, высказанная им еще в записках 1802—1803 гг. и заложенная в План в 1809 г., заключалась в том, чтобы «самодержавное правление учредить на непременяемом законе», что не только не ограничило бы самодержавную власть, но придало бы ей силу и авторитет. Позднее (в «пермском письме» 1813 г. Александру) он подчеркивал: «Весь разум сего плана состоял в том, чтоб посредством законов и установлений утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сея власти более правильности, достоинства и истинной силы». Отметим, что за приоритет закона выступали тогда люди разных политических взглядов: не только Сперанский, декабристы, Пушкин (его ода «Вольность» — настоящий гимн закону и законности), но и А. П. Куницын, Н. С. Мордвинов, Н. М. Карамзин в своей «Записке о древней и новой России», неоднократно заявлял о соблюдении законности монархом и сам Александр I. Другое дело, что у каждого деятеля и мыслителя было свое понимание того, кто должен издавать законы и какой характер эти законы должны носить.

В проекте Сперанского самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим и административным устройством страны.

В Плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха). Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости — первичной административной единицы.

В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) «составляется собрание» — волостная дума. В нее избираются также и представители («старшины») от казенных селений из расчета — один представитель от 500 крестьян. Волостная дума избирает председателя, секретаря и депутатов в окружную думу, дает им «представления» (наказы) о нуждах волости, рассматривает бюджет и т. п. В центре округа — окружном городе (в губернии предполагалось от двух до пяти округов) — также каждые три года созывается окружная дума из депутатов от волостных дум. Окружная дума, кроме выборов председателя, его главного секретаря, окружного совета и окружного суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает те же вопросы о местных нуждах, что и волостная дума, но уже в границах своего округа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский совет, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны — Государственную думу (она называлась также «Думой империи»). Председатель (или «канцлер») Думы назначался «верховной властью» (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов. В системе высших органов государственной власти Государственная дума занимает положение, «равное Сенату». Она собирается «без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце» и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить, назначив новые выборы. «Предложение» на рассмотрение Думой законов «принадлежит одной державной власти». Они «предлагались» от имени императора одним из министров или членов Государственного совета. Таким образом, Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы, однако ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе. В компетенцию Думы входило также издание постановлений о налогах и общих повинностях, продаже и залоге государственных имуществ. Думе дозволялось ставить вопросы о государственных нуждах, об ответственности министров и указывать на меры правительства, противоречащие законам.

Если новый законодательный акт нарушает основные законы империи или когда правительственные власти отказываются отвечать за свои действия, Дума могла по собственной инициативе предложить привлечь к судебной ответственности министра или иного высшего правительственного чиновника, предварительно уведомив о том императора. Дума получает ежегодные отчеты министров о их деятельности, о положении финансов в стране, но ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная дума хотя и называлась Сперанским «законодательным учреждением», но, по существу, это был консультативный, совещательный орган.

Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов, которые, как было выше указано, избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Волостной суд состоял из «главного волостного судьи, его товарищей и волостных судей, постоянно пребывающих». Егоназначение — «мирное разбирательство гражданских дел» и наложение взысканий за маловажные проступки. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала не только крупные гражданские, но и уголовные дела, был окружной суд, состоявший из двух отделений — гражданского и уголовного. Количество судей определялось размерами судебного округа. На тех же принципах строился и губернский суд. Высшей судебной инстанцией («верховным судилищем для всей империи») являлся Сенат судебный (в отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов — двух по гражданским и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве. По проекту Сперанского, судебный Сенат рассматривает протоколы нижестоящих судов, следит за правильностью исполнения процедурных норм; в случае их нарушения направляет дело на вторичное рассмотрение в те же суды. Это и высшая апелляционная инстанция. Решения Сената объявляются публично и печатаются. Во всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателей и судебное разбирательство является гласным.

По такому же принципу, как и суды, формировалась и исполнительная власть. Три первые ее инстанции (волостное, окружное и губернское управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. «Управление государственное» (министерства) как высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных. В этой части проекта Сперанским были изложены те принципы, которые были потом воплощены в законодательных актах 1810—1811 гг.,завершивших министерскую реформу.

По плану Сперанского, высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет. «В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, — писал Сперанский, — в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном».

В своем проекте Сперанский ставит «два важные вопроса к разрешению: 1) должно ли в России допускать разделение состояний? 2) в чем должно состоять сие разделение?». Рассматривая существующее разделение населения на привилегированные и непривилегированные сословия в России как следствие ее «феодального состояния», он считает правомерным сохранение сословных различий, или, выражаясь его языком, «разделение состояний», с различным уровнем их политических и гражданских прав. В настоящее время, указывает Сперанский, значительная часть населения не имеет ни политических, ни гражданских прав. Например, помещичьи крестьяне (в то время они составляли свыше 40% населения страны). Другая, еще более значительная часть населения — купцы, мещане, государственные крестьяне — имеют права гражданские, но не обладают правами политическими. Третья часть населения — дворянство (оно составляло немногим более 1% населения страны) — имеет все гражданские права, но также, хотя и не имеет прав политических, обладает рядом привилегий и в первую очередь правом владеть крепостными крестьянами. Сперанский предлагает в своем Плане предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени. Все сословия получали право обладать движимой и недвижимой собственностью, но только за дворянами сохранялось право владеть крепостными крестьянами, хотя в принципе Сперанский был против крепостного права и в своих ранних записках, как мы видели, разрабатывал проект его постепенной ликвидации. Вместе с тем «управление населенной местностью» (так деликатно Сперанский назвал владение землей с крепостными крестьянами) должно быть в строгих рамках закона. Политические права должны быть предоставлены всем, имеющим собственность (впрочем, виды и размеры ее Сперанский определял). Соответственно этому он устанавливал новое «разделение состояний»: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) «народ рабочий», куда он включал не только помещичьих крестьян, но и «домашних слуг, ремесленных и рабочих людей и поденщиков», даже если они и имели движимую собственность; однако если они приобретали недвижимость, то могли перейти во второе «состояние» и тем самым получить и политические права. Неясно только, могли ли приобрести политические права крестьяне-собственники, которые сами являлись собственностью своих помещиков. Впрочем, в перспективе Сперанский предполагал, что крестьянам должна быть возвращена личная свобода, которая мыслилась как предоставление им права свободного перехода от одного помещика-землевладельца к другому (т. е. возвращение и Юрьева дня).

По проекту Сперанского, все «состояния» должны обладать следующими общегражданскими правами: «1. Никто без суда наказан быть не может. 2. Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род службы по состояниям. 3. Всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею по закону. 4. Никто не обязан отправлять вещественных повинностей по произволу другого, но по закону или добровольным условиям».

Допуская переход из низшего «состояния» в высшее путем приобретения недвижимой собственности (а дворянства и «службою» — выслугой), проект предусматривал и утрату статуса этих двух «состояний»: дворянства «судом и публичным наказанием», «уклонением от службы», «вступлением в класс людей рабочих». По смыслу проекта те же причины (за исключением «уклонения от службы») лишали статуса и «среднее состояние».

Такова суть Плана государственного преобразования, представленного Сперанским. Это был план не конституционной, а самодержавной монархии, но европеизированного типа. (Подробнее см.: Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997.)

Вопросы и задания для собеседования : 1. В чем вы видите причины постепенного отхода от дел членов «Негласного комитета»? 2. Какие личные качества Сперанского были отмечены Александром I и привели к его возвышению? 3. Какая идеология лежала в основе проекта Сперанского? 4. Что вы считаете главным в проекте Сперанского? Почему? 5. Какие положения проекта реформ Сперанского можно считать уступкой консервативным кругам? В чем это проявлялось? 6. Почему именно Карамзин выступил главным оппонентом Сперанского? 7. Какие положения статьи Карамзина «О древней и новой России» вы считаете основными? Почему? 8. Почему главные положения проекта Сперанского так и не были реализованы? 9. В чем состоит историческое значение реформаторской деятельности Сперанского? 10. Чем вы можете объяснить причины отставки Сперанского? 11. Какие политические силы выступали главными оппонентами Сперанского? Чем это можно объяснить? 12. Почему отставка Сперанского состоялась как раз накануне вторжения Наполеона в Россию?

Темы докладов и сообщений : 1. Личность М. М. Сперанского. 2. Реформаторский проект Сперанского. 3. Причины и последствия отставки Сперанского. 4. Аракчеев и Сперанский. 5. Сперанский глазами современников.

источник

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление.

Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов. К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана.

По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы».

Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя. Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.

По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы:

  • дворянство как владельцы недвижимой собственности
  • среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне
  • рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики).

Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью. Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.

Владимирский комплект законов Российской империи

Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.

  1. Без суда никто не может быть наказан.
  2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.

Содержание вещественных свобод:

  1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону.
  2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.

Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти. Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».

Сенат должен был стать высшим органом судебной власти. Министерства – исполнительной. Государственная Дума – законодательной.

Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Суть конституции сводилась к следующему:

2) Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.

3) Судебная власть независима от исполнительной.

4) Исполнительная власть ответственна перед законодательной.

Как видим, основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их. Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе. Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России.

Дом в Петербурге, в котором скончался М.М. Сперанский

1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении. Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет. На общем собрании Госсовета председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).

3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Теперь эти звания следовало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ о реформировании порядка получения придворных чинов был подписан императором, но все понимали, что автором его был Сперанский. В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время камергера (4 класса). Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места». А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе их ждала отставка.

Кроме того, он создал план изменения порядка производства в чины, действующего с эпохи Петра I. Сперанский прямо говорит о вреде петровской «Табели о рангах» и предлагает отменить или регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу «Табели о рангах». С этого класса и выше чиновники имели значительные привилегии и высокие оклады. Желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству было не под силу. Понятно, почему Сперанского стали все больше ненавидеть.

В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты — на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров — комитет министров для обсуждения административных дел.

К началу 1811 г. Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.

М.М. Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде

Все стороны российской действительности были отражены в «Плане преобразований России». В отношении крепостного права Сперанский писал: «Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом — то есть на разделении враждебных классов — если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, — те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, — есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим».

Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.

источник

1. Ниже приведены две точки зрения на пути развития России в ХIХ веке

а) в 1811 году знаменитый писатель и историк Н.М. Карамзин подал царю записку

«О древней и новой России», где утверждал: « Россия основывалась победами и

единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрым самодержавием».

б) М.М. Сперанский в подготовленном им проекте реформ «Введение к изложению

государственных законов» утверждал, что путь развития России – в сочетании

принципов самодержавия и конституциализма.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более

предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, которые могут служить

аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Ответ: первая точка зрения

— русской истории присущи исторические ценности, которых не знает Европа

поэтому европейский путь неприемлим для России

— вместо западных конституций, разделения властей и парламентаризма России

нужна неограниченная царская власть

— ничем не ограниченное самодержавие есть гарант стабильности и консолидации

— проект М.М. Сперанского был планом коренных преобразований в России

— высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума

— проект М.М. Сперанского был первым шагом к ограничению абсолютной

Монархии и участию в решении политических вопросов представителей

различных слоев населения.

2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Тайные общества декабристов поддерживали постоянные отношения. 1824 год

мог стать переломным в истории тайных обществ: Пестель П.И. приезжал в

Петербург вести переговоры об объединении двух тайных обществ – Южного и

Северного. Однако переговоры Пестеля с представителями Северного обществ

не привели к объединению тайных обществ.

Назовите не менее трех положений программы П.И. Пестеля, касавшихся государственного устройства России в будущем, вызвавших несогласие представителей

Ответ: положения программы

— создание Временного правительства

3. Назовите основные направления (не менее трех направлений) внешней политики

России во второй половине Х1Х века. Приведите примеры (не менее трех)

Внешнеполитических событий, относящихся к реализации указанных направлений.

Ответ: направления внешней политики

— выход России из международной изоляции и восстановление статуса великой

— борьба за усиление влияние России на Балканах

— расширение политического пространства России в Азии

— Лондонская конвенция: пересмотр условий Парижского мира

— заключение «Союза трех императоров»

— русско-турецкая война 1877-1878 годов

— присоединение к России Средней Азии

Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар)

Факультет среднего профессионального образования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10408 — | 7900 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Основные положения Положительные стороны Отрицательные стороны
Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения