Меню Рубрики

Управление запасами с точки зрения логистики

Объективная необходимость образования запасов связана с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов [8, с. 24].

Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным углублением разделения труда. Повышение производительности труда происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования, в результате которых в процессе изготовления конечного продукта участвует все большее число предприятий. Необходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов как по величине, так и по номенклатуре.

Образование запасов связано также с необходимостью обеспечения не прерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В тоже время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия.

Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.

Одной из причин создания запасов является также возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы предприятия «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.

Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов.

В современных условиях хозяйствования одной из основных проблем финансово-хозяйственной деятельности предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов избегания падения покупательной способности денег [9, с. 11].

С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов.

Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

Сезонные колебания производства некоторых видов товаров приводят к тому, что предприятие создает запасы данной продукции дабы избежать проблем в снабжении в неблагоприятные периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства.

Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками [17].

Однако политика накопления материальных запасов ведет к значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов.

В современных работах по экономике предприятия и логистике выделяют следующие основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов: [17]

1) коммерческие затраты — проценты за кредит; страхование; налоги на капитал, вложенный в запасы;

2) затраты на хранение — содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и т.д.); операции по перемещению запасов;

3) затраты, связанные с риском потерь вследствие: устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данного вида материальных ресурсов;

4) потери, связанные с упущенной выгодой от использования вложенных в производственные запасы средств в другие альтернативные направления: увеличения производственной мощности; снижение себестоимости продукции; капиталовложения в другие предприятия.

При этом долговременное содержание запасов, порой даже чрезмерной их величины приводит к образованию на предприятиях так называемых «неликвидов» запасов, которые не могут быть использованы ни на самом предприятии, ни реализованы сторонним потребителям.

Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию.

В связи с этим необходимо рассмотреть оптимальный размер поставки материалов на предприятие.

Система управления запасами в логистической системе — это система, состоящая из некоторой совокупности субъектов (производители, потребители), объектов управления (спрос, заказы, склады, уровень запаса по каждому предмету труда), организационных связей (материальных, информационных, финансовых) и организационных элементов (стратегия управления запасами, модели управления запасами, системы классификации предметов труда в запасах, правила выполнения заказов и т. д.), входящих в логистическую цепь от момента возникновения материального потока до момента его потребления [12, с.97].

Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических цепей и представляют собой значительную часть оборотного капитала фирмы.

Детально определим необходимость создания материальных запасов с точки зрения логистики [26, с. 34].

1) Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.

2) Возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее.

3) Сезонные колебания производства некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства.

4) Скидки за покупку крупной партии товаров. Это становится причиной создания запасов.

5) Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создаст запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.

6) Издержки, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого нового заказа сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т. п.).

7) Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Распределяется то, что производится.

8) Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов: — произвести заказанный товар; — закупить заказанный товар; — выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

9) Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса.

10) Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия.

источник

Роль и значение запасов в логистике

В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.

Процессы управления производством товаров и их распределением чрезвычайно усложняются по всей логистической цепи, следовательно, усложняются процедуры управления и контроля прохождения материальных потоков по звеньям логистической цепочки. Это требует повышения эффективности распределения ресурсов всех видов, в том числе пребывающих в форме товарно-материальных запасов.

Ни одно современное производство не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря.

Многие результирующие показатели хозяйственной деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики.

Возникновение запасов обусловлено естественными природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве.

Современное предприятие, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждено получать различные материальные ресурсы от многих других предприятий и организаций, в том числе территориально отдаленных от него.

Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю в большинстве случаев осуществляется периодически, а их потребление происходит, как правило, непрерывно и поэтому не совпадает по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие вынуждено создавать определенные запасы нужных ему материалов, сырья полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов.

Запасы представляют собой значительную часть оборотных средств любого предприятия и соответственно влекут за собой большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.

Тем не менее, многие предприятия, особенно в России, не уделяют особенного внимания контролю уровня запасов, недооценивают необходимость их оптимизации, в результате обычной ситуацией является вложение в запасы гораздо большего объема финансовых средств, чем это действительно необходимо.

При определении оптимального размера запасов любое предприятие ищет компромисс между двумя разноплановыми требованиями:

— необходимо обеспечить наличие ресурсов в количестве, достаточном для поддержания бесперебойности процессов производства и реализации продукции, и избежать их дефицита в логистической системе;

— необходимо избежать создания излишних (сверхнормативных) запасов, которые увеличивают логистические издержки и отвлекают оборотный капитал.

Самая большая и постоянная забота по поводу запасов связана с их стоимостью. В бухгалтерском балансе предприятия запасы отражаются как активы. Однако из этого совсем не следует, что увеличение запасов всегда имеет позитивный эффект. Если исходить из создания наибольшего запаса готовой продукции, то предприятие рискует произвести больше товаров, чем сможет продать. Следует также учитывать, что издержки хранения материальных запасов занимают второе место после производственных издержек. При этом запасы готовой продукции стоят намного дороже, чем запасы сырья или полуфабрикатов в незавершенном производстве. Затраты на хранение материальных запасов значительны, поэтому прибыль на капитал, вложенный в материальные запасы, должна быть также высока и не меньше, чем от иного использования такой же суммы денежных средств с аналогичным риском. Излишние материальные запасы часто рассматриваются как «расточительство».

Предприятие может снизить затраты на хранение, установив очень низкий уровень товарно-материальных запасов. Однако слишком низкий уровень материальных запасов и их частая нехватка также могут дорого обойтись фирме. В ситуации, когда появляется покупатель товара, а товар отсутствует на складе, говорят о дефиците запаса, который часто ведет к потере клиентов. Дефицит возникает как из-за недостаточного запаса, так и из-за ненадежного источника снабжения. Решение данной проблемы состоит в нахождении компромисса между затратами на создание материальных запасов и затратами на их хранение.

Экономическая сущность запасов и их классификация

Объективная необходимость создания и поддержания запасов определяется двумя основными причинами:

1. Несоответствием объема поставки объему их разового потребления.

2. Разрывом во времени и пространстве между моментом поступления товара и его потреблением.

Наиболее типичными целями создания запасов являются:

— повышение эффективности производства;

— эффективное обслуживание потребителей;

— страхование сбоев в поставках;

— защита от повышения закупочных цен;

— экономия на оптовых скидках;

— экономия на транспортировке;

— стремление хозяйствующих субъектов к экономической безопасности, что выражается в недопущении дефицита или отрицательного уровня запасов.

При наличии дефицита запасов предприятие может столкнуться с такими основными проблемами, как:

— Задержка с отправкой уже заказанного товара потребителям или невыполнение данного заказа. Это влечет за собой дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся запасов.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

— Потеря клиента, когда при отклонении заказа поставщиком постоянный заказчик обращается с заказом в какую-либо другую фирму. В данном случае возникают издержки, связанные со стоимостью упущенной выгоды, то есть выручки или прибыли, потерянной из-за неосуществления данной сделки.

— Потеря сбыта, когда отсутствие запаса оборачивается не только потерей конкретной торговой сделки, но и тем, что заказчик переходит на другой источник снабжения.

В стоимость дефицита запасов, помимо стоимости упущенных сделок или нереализованных заказов, входят также потери времени и финансовых средств на изготовление дополнительного объема продукции, на переналадку оборудования, а также потери времени из-за перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.

В литературе имеется большое количество вариантов классификации запасов, в основу которых кладутся различные критерии:

1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду:

Запасы: — материальных ресурсов;

2. По отношению к базисным логистическим функциям:

3. По отношению к комплексным логистическим функциям:

— транспортные (в пути, транзитные);

4. По функциональному назначению:

Запасы: — текущие (регулярные);

5. По отношению к звеньям логистической системы или логистическим посредникам:

— у посредников в физическом распределении.

По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду укрупненно можно выделить запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, тары и возвратных отходов.

По отношению к базисным логистическим активностям запасы подразделяются на запасы в снабжении, производственные запасы, сбытовые (товарные) запасы в системе дистрибьюции и совокупные товарно-материальные запасы.

Запасы в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до материальных складов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.

Производственные запасы – это запасы сырья, материалов и незавершенного производства, предназначенные для обеспечения производственной программы в пределах производственно-технологических подразделений фирмы.

Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, находящиеся на складах фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи).

Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные товарно-материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиции общих издержек.

По отношению к комплексным логистическим функциям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.

Складские запасы – это запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессии транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного из них.

К специфическим складским запасам относятся запасы в процессе грузопереработки без логистической операции хранения (например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и др.)

источник

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГИСТИКИ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, ФИНАНСОВАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФИРМЫ

Всю совокупность определений логистики, используемых в отечественной экономической литературе, можно объединить в две группы. Первая группа определений рассматривает логистику как научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности. Вторая группа – трактует логистику как направление хозяйственной деятельности.

Научная и практическая концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных, транспортных, финансово-кредитных, информационных и других потоков.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы и математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе хозяйственной деятельности.

Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

В современных условиях развития экономики России значимость логистики возрастает. Актуальность логистики определяют пять факторов.

1. Экономический фактор на первый план выдвигает поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителей и потребителей продукции.

2. Организационно-экономический фактор. По мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.

3. Информационный фактор. Рыночная экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений, взаимно обуславливают друг друга. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей являются информационные потоки.

4. Технический фактор. Этот фактор проявляется в том, что логистика как система, ее субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и компьютеризации управления.

5. Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов, а также в национальном масштабе.

Сферы применения логистики в предпринимательской деятельности имеют преимущественно отраслевой характер. Наиболее распространенными видами бизнеса является производственное, финансовое предпринимательство и коммерция. Учитывая это в бизнес-логистике выделяют производственную, финансовую и коммерческую логистику.

Фирма представляет собой сложную систему, связанную с внешней средой через входные и выходные потоки материалов и информации. Одним из путей повышения ее конкурентоспособности является оптимизация и интегрирование как внешних, так и внутренних для фирмы материальных и сопутствующих потоков при помощи коммерческой логистики.

Коммерческая логистика – это организация управления экономическими потоковыми системами в сфере товарного обращения. Коммерческая логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс и обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование, путем управления движением материальных, информационных и финансовых потоков.

Деятельность коммерческой логистики подразделяется на следующие виды: заготовительную, внутрипроизводственную и распределительную.

Производственная логистика – область логистики, охватывающая процессы движения потоков внутри фирмы. Традиционное определение производственной логистики – это управление информационными и материальными потоками в процессе производства. Производственная логистика направлена наобеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизацию затрат на производство.

С позиции логистики важность управления производственным процессом заключается в наиболее эффективном с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции управления материальными потоками в технологических процессах производства продукции.

Значимой областью логистики в настоящее время является механизм финансового обслуживания материальных и информационных потоков. Данные об условиях, сроках и характере взаимоотношений участников логистического процесса, информация о материалодвижении используются при построении схем движения финансовых ресурсов. Подобные схемы позволяют определить последовательность включения источников финансирования, порядок распределения поступающих ресурсов, выявить узкие места в движении потоков.

В условиях развивающейся рыночной экономики увеличение эффективности продвижения товарных потоков достигается за счет оптимизации финансового обслуживания, что определяет важность изучения логистических денежных потоков и товарно-материальных ценностей.

Все финансовые потоки в логистике в зависимости от применяемых форм расчетов можно поделить на две группы: денежные финансовые потоки, определяющие передвижение наличных финансовых средств, и информационно-финансовые потоки, которые характеризуются движением безналичных финансовых средств.

Анализ движения ресурсов показывает, что различные финансовые потоки также взаимосвязаны между собой. Так, привлекаемые инвестиции, вложенные в производство, возвращаются в виде выручки от реализации. Совокупность двух или более взаимосвязанных финансовых потоков является финансовой операцией. Для финансовой операции важно определить рентабельность и доходность, т.е. насколько эффективны воздействия на потоки, а также рассчитать ряд других параметров, необходимых для управления ими.

Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.

Материальный поток. Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.

Материальный поток – это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Выделяют внешний и внутренний, входящий и выходящий материальные потоки.

Информационный поток – это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных па преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести складирование, транспортировку, упаковку и др. Логистические операции с информационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.

К основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения производства, управление ходом выполнения производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции. К логистическим функциям могут быть также отнесены прогнозирование, контроль, регулирование.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления. Основными звеньями логистической цепи являются:

Логистическая система– это совокупность форм, методов и правил организации и управления материальными и информационными потоками. Логистические системы являются одним из наиболее важных понятий в логистике и имеют широкое применение в практической деятельности предприятий.

Системный подход в логистике предполагает рассмотрение хозяйствующих субъектов как комплекса взаимосвязанных подсистем – производственных, сбытовых и закупочных подразделений, управляемых на основе информации, получаемой и передаваемой из внешней среды. Функционирование логистических систем характеризуется наличием сложных причинно-следственных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой.

По масштабу области деятельности логистических системы подразделяются на макро– и микрологистические системы.

Звеном логистической системыназывается некоторый экономически и функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Большое количество звеньев логистической системы является соединением субъектов и объектов управления со своими характеристиками эффективности работы.

Логистика как наука имеет свои объекты и предметы исследования, свои методы и средства исследования. Объектами логистики являются логистические цепи и логистические системы; разнообразные материальные, информационные и денежные потоки, совокупность которых образует множество логистических потоков, а также логистические процессы, включающие разнообразные логистические операции и логистические функции, по преобразованию логистических потоков.

Субъектом управления в логистике являются структурируемые элементы и отдельные исполнители, реализующие логистические функции в полной цепи поставок.
В настоящее время возможно 3 варианта организации субъектов управления:

— Специализированный (аутсорсинг логистических функций).

При централизованном способе организации вся деятельность по логистикесосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно высшему руководству компании через зам. директора (вице-президента) по логистике.

При децентрализованном способе логистические функции разобщены по разным структурным подразделениям, отсутствует централизация управления, частичная координация осуществляется на уровне зам.директоров.

Аутсорсинг логистических функций — передача сторонней организации (контрактору или аутсорсеру) полностью или частично функций по логистическому обслуживанию материального потока (логистического сервиса).

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные, транспортные, складские звенья.

При традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками в каждом звене решаются в значительной степени обособленно. Отдельные звенья представляют при этом так называемые закрытые системы, изолированные от систем своих партнеров технически, технологически, экономически и методологически. Управление хозяйственными процессами в пределах закрытых систем осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. Эти методы продолжают применяться и при логистическом подходе к управлению материальными потоками. Однако переход от изолированной разработки в значительной степени самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики, следует отнести:

— методы системного анализа;

— методы теории исследования операций;

Применение этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, создавать интегрированные системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать ряд других задач.

Компании, организовавшие службы логистики на своих предприятиях должны проводить оценку эффективности их деятельности. Существует несколько методов оценки. Любой из них, предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления логистики с намеченными ранее целями и анализ затрат, продуктивности или сервиса. Рассмотрим их более подробно.

Метод затрат. Он основан на том, что фирма устанавливает стоимостной критерий для каждой отдельной функции логистики на предприятии. Стоимостной критерий может также устанавливаться на единицу веса, поставляемого или отгружаемого продукта, поставку в целом или конкретный заказ.

Путем сравнения затрат в комплексе и по всем направлениям в соответствии со стоимостными критериями и поставленными целями определяется расхождение по конечным результатам. Это дает возможность внесения необходимых поправок и дополнений в деятельность службы логистики.

Метод продуктивности. Оценка эффективности деятельности службы логистики при его применении носит количественный характер и выражается, как правило, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого-то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации

Количественные характеристики на «входе» сравнивают с результатами на «выходе». В расчет принимаются человеко-часы, затраченные на выполнение определенного объема работ; количество персонала, участвующего в выполнении этих работ; количество и технические параметры задействованной техники на конкретном объеме работ; используемые площади складских помещений. Оценивается общий объем работ в соотнесении к единице продукции.

Метод сервиса. По этому методу критерием выступает оценка оказываемых услуг по следующим параметрам: времени (протяженность оказания услуг); точности (исполнение в срок); последовательности (соблюдение графика технологического процесса); размеру убытков (количество повреждений конечной готовой продукции в результате погрузки-разгрузки, транспортировки и складского хранения).

Качество сервиса приобретает все большее значение в условиях возрастающей конкуренции как на внутренних, так и на международных рынках. Совокупность результатов оценки услуг различных фирм позволяет выявить приоритет того или иного предприятия в эффективности функционирования службы логистики.

Компании также оценивают своих менеджеров по их способности находить и развивать управленческие качества служащих, заинтересовывать их в реализации различных проектов.

Фирмы стремятся различными средствами и путями повысить эффективность управления логистикой, например, ориентированием на достижение намеченных целей, повышением заинтересованности сотрудников, использованием аналитических средств.

Повышение заинтересованности сотрудников предполагает мотивацию к наилучшему выполнению доверенной работы. Важно создать нормальный жизненный и рабочий микроклимат в коллективах, чему способствует удовлетворение работой, поощрение за оригинальность принятых решений, за добросовестный труд и преданность фирме.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ И ДВИЖЕНИЕМ ТОВАРОВ. ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИРМЫ. УСЛОВИЯ ПОСТАВОК МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. МОДЕМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ПАРТИИ ПОСТАВОК ТОВАРОВ. ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВНУТРИФИРМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ: СИСТЕМА «КАНБАН» И «ТОЧНО В СРОК».

Логистикаохватывает все виды деятельности по перемещению материальных ресурсов во времени и в пространстве. Функции ло­гистики реализуются на всех стадиях производства и движения ма­териальных ресурсов. Поэтому выделяют логистику производства, снабжения и сбыта. Логистика снабжения и сбыта охватывает не вопросы внутрипроизводственного перемещения материалов.

Материально-техническое обеспечение (МТО) – это вид деятельности по обеспечению (снабжению) материально-техническими ресурсами процесса производства или других видов хозяйственной деятельности .

Роль и значение материально-технического обеспечения состоят в следующем:

— как деятельность, непосредственно предшествующая производству, снабжение не просто направлено на обеспечение ресурсами для изготовления товара, но и само в некоторой мере создает его потребительную стоимость и цену;

— выявляет и формирует не только экономические результаты предприятия, но и потребности потребителей как самих ресурсов, так и изготавливаемых из них товаров;

— обусловливает финансовые результаты (в первую очередь, издержки) производственного предприятия;

— как вид деятельности производственного предприятия во всей системе создания товара (ценности) является одним из источников его конкурентного преимущества.

Основные задачи материально-технического обеспечения:

— обеспечение и поддержание оптимального (как правило, минимального) уровня запасов материальных ресурсов (и на этой основе – минимизация издержек, вызванных связыванием ресурсов);

— обеспечение оперативной, точной, комплексной, относительно дешевой и надежной доставки ресурсов субъектам-потребителям (вплоть до конкретного рабочего места).

Функции материально-технического обеспечения классифицируются по характеру – как собственно коммерческие и технологические и по роли – как основные и вспомогательные (рисунок 8.1).

Рис. 8.1. Функции материально-технического снабжения

Как видно из рисунка 8.1, основная функция материально-технического обеспечения коммерческого характера – покупка ресурса производственным предприятием.

Вспомогательными функциями коммерческого характера являются маркетинг и юридические функции.

Маркетинговые функции коммерческого характера заключаются в поиске, выборе и стимулировании конкретных поставщиков (производителей и посредников) требуемых ресурсов.

Юридические функции заключаются в юридическом сопровождении сделок по приобретению ресурсов и защите прав предприятия. Они включают: подготовительные, процессуальные функции, функции документального оформления, сопроводительные и защитные функции, связанные соответственно с подготовкой и ведением деловых переговоров, заключением и юридическим оформлением сделок (договоров, контрактов), контролем за их исполнением, их правовой защитой и др.

Основные функции технологического характера – функции группировки-доставки и хранения-складирования.

Функции группировки-доставки включают в себя: формирование и хранение запасов, организацию материальных потоков и ресурсодвижение, формирование и подготовку партий для производственного потребления, отправку (отпуск), транспортировку и др.

Функции хранения-складирования включают в себя следующее: упаковку, затаривание, внутреннее перемещение, непосредственно хранение, сортировку, маркировку материально-технических ресурсов.

Вспомогательными функциями технологического характера являются функции предпроизводственной подготовки: распаковка и расконсервация, контроль и подготовка, заготовка, предварительная обработка и сборка и др.

Технологические функции подразделяются на внешние и внутренние.

Внутренние технологические функции направлены на обеспечение ресурсами структурных подразделений предприятия. Их реализация обусловливает формирование внутренней системы обеспечения ресурсами функциональных, в первую очередь производственных, подразделений предприятия вплоть до отдельных рабочих мест. В организационном плане она представляется системой складских и транспортных структур и определенных методов организации хранения запасов и движения потоков производственных ресурсов.

Внешние технологические функции направлены на обеспечение ресурсами производственного предприятия в целом. Их реализация обусловливается избранной системой обеспечения ресурсами – системой сбыта поставщиков и в организационном плане представляется сбытовой сетью последних.

Каждая организационная структура МТО промышленного предприятия имеет инфраструктуру процесса организации снабжения и организационную структуру управления МТО. Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Инфраструктура МТО включает подразделения: складского хозяйства, транспортного хозяйства, заготовительного хозяйства. На отдельных предприятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства.

Складское хозяйство является основным структурным подразделением службы МТО предприятия. Его организационная структура устанавливается в зависимости от производственной структуры самого предприятия. Поэтому состав складского хозяйства может быть представлен сетью общезаводских складов, или складами отдельных производств, цеховых складов и складских участков на крупных специализированных участках.

По выполняемым функциям склады на промышленных предприятиях могут быть: материальными, производственными, сбытовыми и прочими специальными складами.

Материальные склады, или склады материально-технического обеспечения, в основном предназначены для осуществления складских операций со всеми поступающими материально-техническими ресурсами.

Производственные склады предназначены для осуществления складских операций с материалами собственного производства. Это могут быть склады для размещения собственного оборудования и инструментов.

Сбытовые склады предназначены для размещения готовой про­дукции предприятия.

Прочие специализированные склады на предприятии предназначены для осуществления складских операций с материалами специального назначения.

Общезаводские склады могут быть разделены также и по уровню специализации. Для специальных материалов, преимущественно одного назначения, создаются специализированные склады. Для многономенклатурных материалов создаются универсальные склады.

В целом структура складского хозяйства на промышленных предприятиях может быть обусловлена отраслевым характером производства, масштабом и размером предприятия, размерами и типом производства, а также организацией производства и управления.

Структура складов МТО на промышленных предприятиях характеризуется также номенклатурой хранимых материалов, объемами, функциональным назначением, потребительскими свойствами и особенностями их производственного потребления.

Для выполнения технологических функций по предварительной обработке материалов, заготовке и подготовке продукции к производственному потреблению на промышленных предприятиях создается заготовительное хозяйство, которое входит в организационную структуру службы МТО предприятия.

Таким образом, МТО предприятия материальными ресурсами включает выполнение следующих функций: заготовку и доставку материалов, складирование и обеспечение их сохранности, обработку и подготовку материалов к производственному потреблению, управление материально-техническим обеспечением.

В основу определения организационной структуры управления МТО должны быть положены принципы, которые обеспечивают весь спектр функций управления: малозвенность в управлении, гибкость, эффективную систему связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций.

Существует три формы организации управления МТО: центра­лизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованная система управления предусматривает сосредоточение функций в пределах единой службы МТО, которая обусловлена территориальной целостностью предприятия, производственным единством предприятия и относительно узкой номенклатурой потребляемых материалов.

Децентрализованная система управления предусматривает рассредоточение функций, что обусловлено территориальной разобщенностью предприятия, производственной самостоятельностью подразделений и относительно широкой номенклатурой материалов.

Смешанная система МТО, когда присутствуют обе ранее приведенные структуры.

На промышленных предприятиях существуют различные схемы организационного построения службы МТО. Систематизация этих структур позволяет выделить наиболее типичные: функциональную, но товарному принципу и комбинированную.

Функциональная структура управления МТО предусматривает специализацию отдельных подразделений на выполнение отдельных функций. Такая структура приемлема в основном для предприятий с единичным и мелкосерийным типом производства и небольшими объемами потребляемых мате­риалов и выпускаемой продукции.

Структура управления по товарному принципу предусматривает специализацию отдельных подразделений службы МТО на выполнение всего комплекса работ по обеспечению предприятия определенными видами материальных ресурсов.

Товарная специализация отдельных подразделений службы МТО предусматривает выполнение всего комплекса функций по обеспечению предприятия определенными видами материальных ресурсов. Товарная специализация характерна для предприятий с крупносерийным и массовым типом производства, относительно широкой номенклатурой и большими объемами потребляемых материалов и выпускаемой продукции.

И наконец, комбинированная структура управления МТО предусматривает определенные подразделения предприятия, которые осуществляют весь спектр функций закрепленными за ними группами материальных ресурсов, а также все функции внешнего обеспечения.

Планирование МТО предприятия является основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов. При организации закупки материальных ресурсов на предприятиях необходимо определять потребность в материальных ресурсах по специфицированной номенклатуре на плановый период.

Процесс планирования включает следующие этапы: исследование рынка сырья и материалов, определение потребности предприятия по всей номенклатуре потребляемых материалов, составление плана закупок материалов и стоимостной анализ заготовительной фирмы.

Исследование рынка сырья и материалов — один из элементов планирования материально-технического обеспечения предприятия. Изучение рынка сырья и материалов предполагает систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о предложении конкретных видов материалов, ассортименте и ценах на сырье, материалы, топливо и полуфабрикаты. При исследовании рынка сырья и материалов предприятие должно дать количественную оценку предложений, необходимых ему материальных ресурсов в ассортименте и предлагаемым ценам. Важное место в изучении рынка сырья и материалов занимает анализ издержек по доставке материалов.

При анализе конкретных поставщиков сырья и материалов важное место занимает информация о состоянии портфеля заказчика.

Исследование рынка сырья и материалов — стратегический фактор, влияющий на закупки материальных ресурсов. Вырабатывая стратегию снабжения, предприятие сравнивает собственные расходы на производство необходимых деталей с ценой аналогичных деталей у поставщика.

Определение потребности в материальных ресурсах — централь­ное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребность на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную.

При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Планирование потребности в материальных ресурсах проводится по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их производственного потребления, создания и поддержания необходимого уровня производственных запасов.

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, на изготовление оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов.

Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения. Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами:

1) детерминированным методом на основе планов производства и нормативов расхода;

2) стохастическим методом на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды;

3) оценочным методом на основе опытно-статистической оценки.

Выбор того или иного метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия данных для проведения необходимых расчетов.

Наиболее распространенным методом определения потребности к материальных ресурсах является метод прямого счета, основанный на программе выпуска продукции и нормах расхода материалов на единицу выпускаемой продукции. Этот метод иначе называют поиздельным. Расчеты ведутся по формуле:

(8.1)

где: Р — общая потребность в материале;

Ни — норма расхода на изделие;

Пи — программное количество данного изделия.

Подетальный метод расчета потребности в материальных ресурсах использует формулу:

(8.2)

где: Нд — норма расхода на деталь;

П — программное количество детали в плановом периоде.

По типовым образцампотребность в материальных ресурсах определяется:

(8.3)

где: Нт — норма расхода материалов на изготовление типового образца;

П — общая программа производства изделий данной группы.

Поиздельный и подетальный методы применяются для определения потребности в сырье, основных и вспомогательных материалах, входящих в состав выпускаемой продукции. Наибольшее применение они нашли в электроэнергетике, машиностроении и металлобработке.

Методы прогнозирования потребности в материальных ресурсах применяются при внедрении новой техники; потребность здесь складывается из потребности в материалах опытных производств, исследовательских лабораторий и технических отделов.

Статистические методы определения потребности в материальных ресурсах основываются на использовании данных о фактическом расходе материальных ресурсов за прошлые периоды с учетом изменения структуры и объемов производства, а также норм расходов ресурсов, обусловленных использованием новой техники и совершенствованием организации производства.

Баланс материально-технического обеспечения предприятии включает:

— потребность в материалах на производство продукции п)

— потребность в материалах на внедрение новой техники НТ)

— потребность в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды (Ррэ)

— потребность в материалах на образование задела незавершенного производства нп);

— потребность в материалах на образование переходящих запасов 3).

Источниками покрытия этой потребности могут быть:

— ожидаемые остатки на начало планового периода (Оож);

— материалы в незавершенном производстве на начало плано­вого периода (Онп);

— мобилизация внутренних ресурсов (Мвн);

— приобретение и завоз материалов со стороны (Зс).

Таким образом, материальный баланс может быть представлен в следующем виде:

(8.4)

Баланс МТО служит инструментом логистического управления движением материальных ресурсов на промышленных предприятиях.

Политика в отношении условий поставок охватывает вопросы, снизанные с формой оплаты за поставленную продукцию, предоставлением различного рода скидок, кредита и др.

Условия поставок оговариваются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и метода закупки выделяют договоры купли и продажи, аренды, найма, предоставления в пользование на возмездной основе и др. Юридические формы контрактов регулируются положениями Гражданского кодекса.

В соответствии с договором поставщик обязан упаковать продукцию, нести коммерческий риск и расходы по транспортировке но места передачи продукции покупателю. Покупатель должен принять прибывшую в его адрес продукцию, уплатить стоимость проекции и нести все расходы и риски, которым может подвергнуться продукция после передачи ее покупателю.

Цена на поставляемую продукцию устанавливается договором. При установлении цены учитываются особенности поставок. В случаях, когда поставка материалов осуществляется на склад покупатели, то в цену договора включаются транспортные расходы и расходы но страхованию груза. Если поставка осуществляется со клада поставщика, то цена, установленная договором, учитывает только ее стоимость.

Цена на перевозку может быть жестко установленной или скользящей. При жестко установленной фиксированной цене в договоре покупатель оплачивает только эту цену и не может требовать ее пересмотра. Если в момент заключения договора трудно установить цену по согласованию сторон, она может быть пересмотрена, т.е. цена подвержена рыночным воздействиям. В разделе особых условий договора указываются способы определения скользящей цены с учетом инфляционных процессов.

При поставках продукции учитывается и цена упаковки. Стоимость упаковки устанавливается договором. Если продукция поступила с нарушенной упаковкой, то ответственность несет перевозчик, о чем составляется коммерческий акт на возмещение причиненных убытков.

Приемку поступившей продукции от транспортных организаций осуществляет получатель, при этом проверяется исправность пломб, техническое состояние транспорта, наличие исправной упаковки и маркировки. Об исправности поступившей продукции (по качеству и количеству) грузополучатель расписывается в книге выдачи грузов. Поступившие на склад получателя товароматериальные ценности размещаются по местам хранения в соответствии с их назначением. Для предотвращения затоваривания складов поступающими товарами в зарубежной практике существуют договоры на хранение поставляемых товаров на складе поставщика, на консигнационный склад и систему поставок «точно в срок»

Договор на хранение товаров на складе поставщика включает выполнение поставщиком обязательств по сохранению на своих складах оговоренного уровня складских запасов и направление их в адрес покупателя по мере высвобождения у него складских площадей.

Складские помещения могут также располагаться на территории покупателя или в непосредственной близости от нее. Такие склады называются консигнационными. Покупатель может забрать свой товар с этих складов в удобное для него время.

Поставка по системе «точно в срок» относится к внутрихозяйственным проблемам поставщика. В этих случаях оговаривается обязанность поставщика осуществлять поставки в определенных количествах по заранее установленному графику. Это позволяет заказчику не накапливать запасы у себя на складах и получать их по мере необходимости.

С помощью политики коммуникаций в области снабжения устанавливаются контакты с существующими и потенциальными поставщиками по вопросам заключения договоров о поставках продукции. В области снабжения различают следующие виды коммуникаций: прямая коммуникация, стимулирование расширения снабжен­ческих операций, реклама в средствах массовой информации и работа с общественностью (паблик рилейшнз).

Метод прямой коммуникации наиболее распространен в снабжении. С его помощью устанавливаются прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками продукции. В этих случаях широко используется различная информация, которая может быть получена из справочников, каталогов, периодических изданий и через Интернет.

Стимулирование снабженческих операций, реклама в средствах массовой информации и мероприятия с общественностью позволяют покупателю обратиться к неизвестному кругу поставщиков и установить с ними контакты для последующего обмена информацией.

Создание запасов материальных ресурсов является ключевым вопросом материально-технического обеспечения любой производственной фирмы. Запасы создают для предотвращения остановки производства в случае недостаточности поставки материальных ресурсов. К необходимости создания запасов приводят:

— дискретность поставок при непрерывном цикле производства;

— случайные колебания в спросе за период между поставками, в объеме поставок и в период длительных интервалов между поставками;

— изменения конъюнктуры вследствие сезонности спроса и потребления и в случаях ожидаемого повышения цен.

Управление запасами является неотъемлемым условием успешного функционирования любой фирмы.

Управление запасами заключается в установлении времени и объемов заказа на их восполнение и распределении вновь прибывшей партии по объектам потребления. Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, называется стратегией управления запасами.

Каждая возможная стратегия управления связана с определенными затратами по доведению материальных ресурсов до потребителей. Нахождение оптимальной стратегии управления и является предметом теории оптимального управления запасами. При сравнении различных стратегий учитываются переменные затраты, зависящие от выбора стратегии.

Основная проблема управления запасами заключается в минимизации всех издержек и потерь, связанных с пополнением, хранением и расходованием запасов. На практике для этого решаются конкретные задачи, связанные с определением оптимальных размеров закупаемых партий материалов, оптимальным уровнем запасов, разработкой наиболее рациональных методов их пополнения и т.п. С этой целью созданы различные математические модели управления запасами.

Наиболее широко распространенной в мире логистической концепцией является концепция «Точно-в-срок»

Исходной постановкой данной концепции является то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. При такой постановке страховые запасы, которые замораживали денежные средства фирмы, оказывались не нужны.

В концепции «Точно-в-срок» исключаются требования к наличию минимума запасов — ресурсы должны поступать по мере появления потребностей производства.

Концепция «Точно-в-срок» — это современная концепция построения логистической системы в производстве, снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.

Концепция «Точно-в-срок» характеризуется следующими основными чертами:

1) минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

2) короткими производственными (логистическими) циклами;

3) небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения заказов (поставок);

4) взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;

5) эффективной информационной поддержкой,

6) высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

Концепция «Точно-в-срок» позволяет: минимизировать уровень запасов; улучшить качество готовой продукции и услуг; изменить фирменный стиль менеджмента.

Информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками по принципу «Точно-в-срок» реализовано микрологистической системой KANBAN, разработанной и внедренной японскими автомобилестроительными компаниями. Микрологистическая система KANBAN представляет собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующего страховых запасов.

Средством передачи информации в системе является специальная карточка «каnban» в пластиковом конверте. Распространены два вида карточек: отбора и производственного заказа.

В карточке отбора указывается количество деталей (компонентов, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки), в карточке заказа – количество деталей, которое Должно быть изготовлено (собрано) на предшествующем производственном участке. Эти карточки циркулируют как внутри предприятия, так и во внешней среде – между корпорацией и сотрудничающими с ней компаниями, а также на предприятиях филиалов.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение научной и практической концепции логистики.

2. Какие факторы определяют актуальность логистики.

3. Назовите области использования коммерческой, производственной и финансовой логистики.

4. Перечислите важнейшие понятия логистики.

5. Дайте определение объекта и субъекта логистики.

6. Какие основные методы применяются для решения научных и практических задач в области логистики.

7. Дайте характеристику основных методов оценки эффективности внедрения логистики.

8. Каково значение организации материально-технического обеспечения фирмы?

9. Назовите функции материально – технического обеспечения и дайте их характеристику.

10. Сравните формы организации МТО на предприятии.

11. Назовите методы планирования материально-технического обеспечения фирмы.

12. Каким документом определяются условия поставок на предприятии? Охарактеризуйте его содержание.

13. Дайте характеристику основных логистических концепций управления запасами и поставками товаров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8436 — | 7334 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник