Меню Рубрики

В чем причина гибели художника пискарева с вашей точки зрения

Цели урока:

  • исследовать развитие в произведениях Н.В.Гоголя творческих тем А.С. Пушкина;
  • познакомить учащихся с нравственной проблематикой повести «Невский проспект»;
  • совершенствовать умение комплексного анализа текста;
  • развивать навыки сопоставительного анализа;
  • воспитывать сопереживание литературному герою.

«О, не верьте этому Невскому проспекту!»
Н.В.Гоголь.

1. Историческая справка. Петербург и его символы.

— Сегодня мы с вами будем говорить о Петербурге. Бывал ли кто-нибудь из вас в этом городе? Какие впечатления остались? Каковы символы Петербурга? (Медный всадник, Невский проспект)

— Заметили ли вы отношение к городу его жителей? Какое оно?

— Что вы знаете о Невском проспекте?

(Историческая справка о Невском проспекте, как обобщение сказанного учащимися, даётся подготовившимся дома учеником.)

— Давайте познакомимся с Невским проспектом и его достопримечательностями.

( Показывается презентация «Виды Невского проспекта» под сопровождение песни А.Розенбаума «Прогулка по Невскому» )

2. Обобщение темы «Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».

— Я думаю, вы согласитесь, что увиденное нами соответствует тем мечтам, которые вынашивал

Пётр I в пушкинской поэме «Медный всадник».

-Давайте вспомним сюжет и проблематику поэмы.

— Подумаем, какие цитаты будут соответствовать показанным иллюстрациям (открытки Бенуа).

(Показ слайдов и подбор к ним цитат из текста, розданных в виде карточек)

— Любит ли Пушкин Петербург?

— Как был изображён город в поэме?

— Кто же был прав: Пётр I или Евгений? Почему?

(Правды Петра I и Евгения равны)

— Какие темы мы рассматривали при изучении поэмы?

(темы «города» и «маленького человека»).

3. Беседа по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». (Работа с текстом повести.)

— На уроках мы часто возвращаемся к творчеству А. С.Пушкина. Он наметил в русской литературе многие темы, к которым будут обращаться другие писатели и поэты, осмысливая их по-своему. В частности, названные вами темы «города» и «маленького человека».

(Обратиться к эпиграфам, написанным на доске.)

Давайте мы с вами посмотрим, как это делает Н.В. Гоголь .

(Обратить внимание, что, Невский проспект — главный герой повести)

— В чем вы видите особенность изображения Невского проспекта? Почему автор восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта!», но дальше не показывает его достопримечательностей?

— На чем Гоголь сосредоточил свое внимание и внимание читателей?

— Проверка домашнего задания (изображение Невского проспекта в повести Гоголя).

— Вместо людей мы видим части тела и детали одежды. Чего достигает автор, используя метонимию?

(Показывает бездуховность людей, гуляющих по проспекту).

— Какие ещё приемы использует автор? (антитеза, гипербола, олицетворение)

4. Отношение Пушкина и Гоголя к Петербургу.

— Мы говорили о том, почему Пушкин выбирает в качестве символа города Медного всадника. Гоголь выбирает центральную улицу.

— В чём разница в подходе писателей к теме города? С какой точки зрения смотрят на Петербург Пушкин и Гоголь?

— Что является предметом интереса писателей?

(Пушкин подходит к теме с исторической точки зрения. Гоголь показывает результат петровских преобразований: город и его жителей.)

-Исходя из всего сказанного, что вы можете сказать, какой образ создаёт в своих повестях Гоголь?

(город страшен, мрачен, лжив, бездушен)

— Какая разница присутствует в восприятии Петербурга Пушкиным и Гоголем?

(Пушкин видит положительное и отрицательное. Гоголь показывает только отрицательное.)

5. Беседа с учащимися. Образы Пискарева и Пирогова.

На экране слайды. Иллюстрации к повести «Невский проспект».

Художник Д.Н. Кардовский. 1905 год. (Приложение 3)

Сообщения учащихся (домашнее задание — пересказ истории Пирогова и Пискарева)

— Охарактеризуйте Пискарёва. Можно ли его назвать «маленьким человеком»?

— Сравните Пискарёва и Евгения.

(Семейное счастье с любимой.)

— Возможно ли было бы счастье для Евгения, если бы не произошло наводнение?

— Смотря с этой точки зрения, ужасен ли Петербург Пушкина?

— В какой области, реальной или нереальной, находится счастье для Пискарёва?

— Какова художественная функция снов Пискарева в повести?

— Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева?

(Несоответствие между мечтой и реальностью.)

— Возможно ли его счастье в этом городе?

(В гоголевском Петербурге невозможно добиться справедливости.)

— Для чего дан Пирогов? Охарактеризуйте его. (Характеристика на основе текста.)

— Как Пирогов относится к реальной жизни?

— Кто из героев более органично вписывается в Невский проспект? Кто менее? Почему?

— Создаёт ли Невский проспект общность людей? А единство?

Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии? (говорящие)

— Случайна ли смерть Пискарёва? Почему процветает Пирогов?

6. Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

1. Кого из героев повести «Невский проспенкт» можно назвать «маленьким человеком», а кого «мелким»?

2. Выявите в произведениях Н.В.Гоголя продолжение творческих идей А.С.Пушкина. (По «Маленьким трагедиям», «Повестям Белкина» и «Петербургским повестям»)

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

Авторы урока: Хайруллина Лилия Миннефаязовна – учитель русского языка и литературы ( missis . hayrullina @ mail .ru)

Образовательное учреждение: МБОУ «Верхнечелнинская СОШ»

Тема: Н.В.Гоголь «Невский проспект».

Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

Технологии: мультимедийные технологии.

Краткая аннотация: Данный урок является наглядной иллюстрацией писательского метода Н.В.Гоголя, творчество которого, закончив собою первый период, является одновременным переходом ко второму периоду русского реализма.

Тема урока: Н.В.Гоголь «Невский проспект».

Показать особенность создания образа Петербурга у Гоголя.

Сравнить его с образом Петербурга у Пушкина.

Закреплять умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать грамотного, вдумчивого читателя.

Описание Петербурга в произведениях Гоголя.

Аналитическое чтение повести.

Образы Пискарева и Пирогова.

Самостоятельная письменная работа.

Оборудование: Компьютер учителя, медиапроектор, экран, компьютерная презентация.

На экране проектора слайд №1 «Петербург Николая Васильевича Гоголя», (рис.1).


Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы поняли слова писателя Набокова? (Слайд №2, рис.2).

— В чем сходство и различие пушкинского и гоголевского образов Петербурга? (Пушкин в «Медном Всаднике» восхищается Петербургом – творением Петра I . И хотя город является источником беды для « маленького человека» Евгения, поэт все же оправдывает строительство города государственной необходимостью. А у Гоголя Невский проспект «лжет во всякое время дня и ночи»).

— Давайте вспомним, как встретил Петербург Гоголя.

Н
ачинается показ презентации:

Слайд № 3 «В столицу! В Петербург!» (рис.3)

(По щелчку левой кнопки мыши, появляется изображение мчащейся тройки, которая уносит Гоголя из Полтавы в Петербург. Текст читает Филипп Гузеев).

Слайд № 4 «Но Петербург не оправдывает …» (рис.4)

Слайд № 5 Стихотворение Н. Асеева (рис. 5)

У
читель:

— Какие места в городе связаны с именем Гоголя? Какие памятники писателю вы знаете?

Идет показ презентации: Слайды № 6, 7, 8, 9, 10, 11 (рис.6, рис.7, рис.8, рис.9, рис.10, рис.11). Чтобы увидеть фотографию в цветном изображении, нужно щелкнуть по ней левой кнопкой мыши.

Описание Петербурга в произведениях Гоголя

Учитель: Давайте вспомним описание Петербурга в «Ночи перед Рождеством» и сравним с описанием Невского проспекта в повести «Невский проспект».

И
дет показ презентации
: слайды № 12 и 13 (рис.12 и рис.13). По щелчку левой кнопки мыши, появляется изображение, летящего на черте кузнеца Вакулы. Текст читает Филипп Гузеев.

— В чем вы видите сходство и различие атмосферы, колорита города?

Аналитическое чтение повести

— Назовите героев повести «Невский проспект». (Обратить внимание, что повесть не только о Пискареве и Пирогове, что она начинается и заканчивается описанием Невского проспекта, олицетворяющего в повести Петербург, т. е. Невский проспект – это еще один герой повести и герой самый главный.)

— Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта? (Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий все ее части. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования как начало всех похождений и злоключений героев).

— В чем вы видите особенность изображения Невского проспекта? Почему автор восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта», но дальше не показывает его достопримечательностей? На чем он сосредоточил свое внимание и внимание читателей?

Чтение текста с начала повести до слов: «Стой! – закричал поручик Пирогов» [2].

Перед нами проходит своеобразный парад частей тела и деталей одежды вместо людей. Как называется этот прием и зачем автор его использует? (Метонимия помогает показать бездуховность обитателей проспекта).

Образы Пискарева и Пирогова

На экране слайд №14. Иллюстрации к повести «Невский проспект». Художник Д.Н. Кардовский. 1905 год (Рис.14).

Сообщения учащихся (домашнее задание – пересказ истории Пирогова и Пискарева).

— Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии?

— Почему Пискарев «обречен» погибнуть, а Пирогов «обречен» благополучно жить дальше?

— Какова художественная функция снов Пискарева в повести? (мечты героя, его внутренний мир)

— Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева? (несоответствие мечты и реальности).

— Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной, а не разных повестей? (Тема столкновения мечты и реальности).

— Найдите в главе учебника «Две судьбы: трагедия и анекдот» [3, стр. 96 ] информацию о том, как объяснял образ Пирогова Ф. М. Достоевский. Согласны ли вы с его пониманием?

Прочитайте главу учебника «Миссия Гоголя: наследие и наследники» [3, стр. 101 ].

Список использованных источников и дополнительной литературы

Н. В. Гоголь «Невский проспект». — Калининград,: Янтарный Сказ, 2003;

Б.И. Турьянская, Л.Н. Тороховская, Е.В. Комиссарова, Г.И. Михеева «Литература в 9 классе. Урок за уроком». – М.: Русское слово, 2002.

Н. Н. Сухих «Литература. 10 класс». – М.: Академия. 2010;

источник

Невский проспект

Здесь встретишь всё, что хочешь. Утром он для служащих; с 12 — для гувернеров и детей; с 2-х часов дня — для родителей, общества. Невский проспект — это выставка людей. В 3 часа здесь обедающие чиновники, а с 4-х пусто, но вечером гуляют искатели счастья — молодые секретари.

Так гуляли художник Пискарёв и поручик Пирогов. Увидели они дам, и пошёл каждый за своей. Пискарёв пошёл за брюнеткой. Она довела его до дома, пригласила. Он вошёл и увидел развратное общество. Убежал к себе домой. И видит он сон: она — благородная дама, присылает за ним, его везут в дом, где она блистает. Она же на всех смотрит гордо, лишь на него с тоской. Танец, движение глазами. Он в сюртуке, запачканном краской. Она: «Вам странной показалась наша встреча, я хочу открыть вам тайну», но пожилой человек её уводит. Он распихивает всех, пытается её догнать, но просыпается. Он страстно желает продолжения сна, и с этого момента жизнь во сне для него становится дороже жизни наяву. Наяву он как бы спит, но во сне оживает. Узнаёт об опиуме, берёт его, обещает написать за это картину. Приходит домой, употребляет опиум и засыпает. Видит её у окна деревенского дома. Просыпается и думает: «Лучше бы тебя вовсе не было…». Регулярно принимает опиум. Сон, где она его жена, у них дети. Он решает жениться на ней, и тем самым спасти её со «дна». Нашёл тот дом, и сделал ей предложение: «Я буду работать, ты рукоделием». Она ему отвечает, что она не может работать, что желает роскоши. Он убегает и дома бритвой режет себе горло (но по лицу видно, что мучился от неверного пореза).

Пирогов — прапорщик, только возведенный в этот чин, и потому гордящийся им. Он побежал за немкой, глупой женой Шиллера, жестяночных дел мастера. Гофман, друг его, — пьян. Гофман хочет отрезать нос Шиллеру из-за табака (сколько денег на него уходит). На другой день Пирогов заказал Шиллеру шпоры, оправу к кинжалу и сам приходит узнать о работе. Пристаёт к немке, и узнает от неё, что в воскресенье днём мужа нет дома. В воскресенье приходит к немке, когда мужа нет, пристаёт к ней, целует, и тут является пьяный муж и Гофман, и выкидывают Пирогова за ноги и за руки с лестницы. Пирогов собирается отомстить за это, но, поев пирожных, успокаивается. Шиллер следил за ним, а утром ожидал полицию…

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принужден ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрег в начале своего поприща. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерещились ему всюду.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож. Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца. История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью. Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика.

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берется за дело, но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник. Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведет строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рождество Иисуса. Труд его — чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так.

Тема художника поднимается Гоголем в «Невском проспекте» и «Портрете», входящих в неофициальный цикл петербургских повестей Гоголя.

В «Невском проспекте», как замечает Белинский, создаётся потрясающий контраст между двумя историями, начинающимися в одно время на одном месте – Невском проспекте – и завершающихся так по-разному. Глубоко трагична история молодого художника Пискарина, желающего любить, находящего предмет любви, прекрасную девушку, похожую на Бьянку работы Перуджино, которая оказывается проституткой; Пискарин пытается уговорить девушку скрыться от разврата, выйти за него замуж и начать добродетельную трудовую жизнь, но так не желает трудиться; не выдержав ужаса – а для его чувствительной души разрыв между порочностью девушки и её красотой (красота обычно связывается с невинностью, безгрешностью) – Пискарин сначала перестаёт воспринимать жестокую реальность, погружаясь в наркотические сны, а после кончает с собой. Поручик Пирогов же ввязывается в комедийное волокитство за женой немецкого мастера, после чего оказывается им побит и, воспылав гневом и возжелав возмездия, отправляется перекусить в кафе, после чего забывает о происшедшем и проводит вечер в приятном обществе, как всегда балагуря и кутя.

Итак, благородный мечтатель художник Пискарев, веривший в красоту, честность, любовь, трагически погибает, когда действительность разоблачает его иллюзии.

А наглый и пошлый поручик Пирогов выступает как представитель того самого общества, которое явилось причиной гибели Пискарева. Именно на параллелизме и контрасте судьбы этих двух героев и основан сюжет повести. То, что становится трагедией для Пискарева, приобретает фарсовый, комический характер в самодовольном и наглом поведении поручика Пирогова.

В «Невском проспекте» вопрос о роли искусства, о судьбе художника в современном обществе являлся одним из частных вопросов. Художник Пискарев показан как жертва общественных порядков, как пример равнодушного отношения господствующего класса к искусству и его деятелям, но вопрос о самом искусстве не является центральным в повести. Однако этот вопрос представлял для Гоголя огромную важность. Искусство, возвышающее и облагораживающее человека, для писателя было именно тем явлением человеческого духа, которое несет с собой возможность преодоления пошлости и несправедливости, на которые обречен человек в условиях господства бюрократической иерархии и власти чистогана. Более подробно обращается к этому вопросу Гоголь в «Портрете».

Здесь главный герой Чартков, молодой художник, обладающий талантом, который необходимо было развивать, чтобы добиться результатов феноменальных, однако в характере его есть и желание использовать «быстроту кисти», стать художником-портретистом, работающим ради денег – ведь Чартков молод, и ему хочется наслаждений юности, положения в свете.

Колеблется Чартков между этими двумя путями, и первое время в бедности прозябал его талант, однако, получив в свои руки большую сумму, Чартков сперва решает, что денег, полученных из тайника портрета, ему хватит на то, чтобы совершенствовать своё умение без отвлечения на поиски пропитания; но единый импульс толкает художника, и он решает стать светским художником. Он бросает совершенствование, в штампах теряет он искру свою таланта, холсты его больше не носят на себе отпечатка реальности, которым отличалась прежде кисть Чарткова; в конце концов он и вовсе перестаёт почти рисовать, отдавая работу подмастерьям. Холодный эгоизм, тщеславие, безразличие ко всему, кроме золота, вытеснили все человеческие чувства в Чарткове. Гоголь показывает, как нерасторжимо слиты нравственная чистота художника и идейная и художественная высота его творчества. Власть золота не только превращает художника в ремесленника, но и губит его как человека. Моральное падение лишает его творческой силы, так как бесчестный и ничтожный человек не способен создать ничего подлинно великого. Золото окончательно порабощает Чарткова.

И потом поражает в самое сердце его – как и других знатоков – картина его бывшего однокурсника, отправившегося по первому пути – пути самозабвенного совершенствования.

Чартков же утратил те черты подлинного таланта, который был у него вначале. Это и привело его к трагическому концу, когда уже не золото, прежний властелин, владеет им, а дьявольская одержимость уничтожением прекрасного.

Вторая часть «Портрета» в первом издании (в «Арабесках») была переполнена фантастики, за что Гоголь получил некоторые нарекания, в том числе и от Белинского. После переработки вся вторая часть стала посвящена проблеме собственно изображения в искусстве. Здесь Гоголь показывает высшую правду искусства «художника-создателя» перед подражанием природе «копииста»: «Видно было, как всё, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью»

И отец рассказчика, художник-самородок, чересчур увлекается точностью перенесения реальности на холст, в результате чего даже портрет становится носителем того же дьявольского начала, что и оригинал – ростовщик-азиат. Однако схимничество и посвящение себя богу позволяет художнику искупить свой грех и нарисовать картину, поддавшись истинному вдохновению, пропускаю материал через себя, от которой прямо веет святостью. Впрочем, такая концовка неудивительна для Гоголя, позднее ставшего прямо-таки религиозным фанатиком.

Так Гоголь в двух повестях петербургского цикла рассматривает: проблему художника и противостоящего ему мещанского мира, мира денег и чинов, проблему художника и его долга, а также путь творчества.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

источник

Художник Пискарев – один из главных героев произведения. Он представлен, как романтичная натура, служащая контрастом для столичной петербургской жизни. Об этом говорит сам род его занятий, причем Гоголь сам подчеркивает несоответствие героя и столицы.

Пискарев влюбляется в случайно встреченную женщину и узнает о ее развратном и неподобающем образе жизни. Однако он не может оттолкнуть и забыть ее. Прежде Пискарев был погружен в творчество, служившее ему защитой от грязи окружающей жизни. Случайная встреча пробила кокон и показала неприспособленность художника к жизни петербургской жизни.

По своей наивности, которая также подчеркивается Гоголем, он пытается прийти к своей любимой женщине, увиденной им в борделе, и уговорить ее начать честную трудовую жизнь. Здесь также показан один из главных недостатков Пискарева для мира Невского проспекта, его бедность, из-за которой над его призывами смеется предмет его любви. Наличие денег позволило бы уже ему диктовать свои условия и проститутка, скорее всего, благосклонно позволила бы богатому романтику спасать ее из омута порока.

Другое его качество, существенный для описываемой жизни недостаток – это его робость и неуверенность. Слабость характера не позволила художнику попытаться сломать порядок вещей, который вызывает в нем отторжение. Он не смог даже просто продолжать жить, как раньше.

Его способность на чистые и истинные чувства не выдерживает столкновения с суровой реальностью. Получив в ответ на свои увещевания и усилия презрение, Пискарев не находит в себе сил жить дальше и уходит из этого города. Однако, видимо, Гоголь хочет показать, что дело не только в Невском проспекте и Санкт-Петербурге, меняется и деградирует весь мир, как таковой. В нем больше нет места романтикам и отвергнутый им и женщиной художник, кончает жизнь самоубийством.

Похороны Пискарева также демонстрируют его чуждость этому миру, на них не приходит никто (кроме государственных служащих, обязанных быть в любом случае). Даже его приятель поручик Пирогов не отдает ему последний долг.

В «Невском проспекте» Гоголя можно видеть отторжение автором урбанизации, неприятие им жизни больших городов, уничтожающей в людях истинно человеческое.

Пискарев – один из двух героев произведения. Пискарев – человек сентиментальный, ранимый, творческий, ведь его профессия – художник, говорит о его тонкой душевной организации и ином ведении всего окружающего мира. Будучи довольно скромным человеком, он и не надеется встретить свою судьбу. Но случай на Невском проспекте меняет всю его жизнь, становясь роковым в его жизни.

Невский проспект – место двух невероятных и будоражащих встреч. Друзья – Пирогов и Пискарев, встречают двух, казалось бы, прекрасных девушек и решаются следовать за ними. Отправившись за невероятной, на первой взгляд, блондинкой, Пискарев не может предугадать, чего будет стоить ему этом поступок. С каждой секундой ему кажется, что он все сильнее и сильнее влюбляется в девушку чарующей красоты, он не видит перед собой ничего, кроме ее образа. Буря страсти и нежных чувств находится внутри него, не давая думать ни о чем, кроме их будущей встречи. Он уже представляет ее честной и трудолюбивой девушкой, которая разделит всю его будущую жизнь. Он ведет себя именно так, как свойственно людям его профессии. В полете фантазии, он не представляет, как его представления далеки от реальности.

Как же сильно было падение всех его представлений и мечт, когда в конце своего пути он оказывается в публичном доме, где и обитает его красавица. Его мир рухнул, боль разрывает его изнутри, тот сладкий образ канул в глубокую бездну грязи и безнравственности, где ей и место. Его непорочная душа была не готова к такому жестокому разочарованию. Он не находит себе места, даже опиум не в силах заглушить то гадкое и ноющее глубоко в душе чувство.

Все его мысли, сны занимает план, с помощью которого он сможет избавить его прекрасную блондинку, вытащить со дна разврата. Он готов приучить ее к труду, взять ее в жены, забыть о ее порочном прошлом.

Он решается вернуться в притон и предложить ей руку помощи. Но ее вид, ее ужасный ответ, ее гадкий смех вызывают в нем лишь отвращение. Пискарев готов убежать куда угодно, только бы сохранить рассудок, которого становится все меньше и меньше, он не готов жить дальше, понимаю, к чему он только что прикоснулся. Понимая невозможность очиститься от этого порока, он находит единственный выход – покончить с собой, что он и делает. Его находят в квартире с перерезанным горлом.

Та злополучная встреча стоит ему жизни. Тем самым автор стремиться показать, как ранимы могут быть люди, как восприимчивы к происходящему с ними. Так часто и происходит с творческими людьми, их чувства захлестывают их с головой и они не могут выбраться из этой волны отчаяния и страха, что приводит к трагическому финалу.

Один из главных героев «Невского проспекта» Гоголя — художник Пискарёв. Только художник этот был характером, не как все итальянские художники, гордые и величественные, он был скромным, тихим и замкнутым в себе художником. Талантом он, безусловно, обладал, только, чтобы талант этот раскрыть, необходимо вдохновение, с которым у Пискарёва было туговато.

Художник этот был большим романтиком и сентиментальною личностью, он умел восхищаться маленькими деталями сего мира и придавал значения высоким моральным нормам и принципам. Об этом можно легко судить, вспомнив о прогулке со своим другом Пироговым, который в этом плане полная противоположность Пискарёва. Однажды друзья гуляли и увидели двух красивых девушек, которые им очень понравились. Пирогов хотел лишь позабавиться с девушкой, которая ему понравилась, Пискарёв же хотел большой, чистой и высокой любви со своей избранницей. Проследовав за ней, он увидел, что работает она в «неприличном месте», что как острый нож врезалось в его сердце, разбило его мечту на светлое будущее и доставило ему истинных мучений.

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

Он предлагает этой девушке совместную жизнь, чтобы она бросила бордель и устроилась в нормальное место, на что та отвечает, что она не швея и не уборщица, что ей нравится её профессия, а значит, менять ничего она не будет. Это окончательно добило тонкую душу художника, он четыре дня лежал в своей квартире, а после — умер.

На его похороны не пришёл никто, даже его друг Пирогов, настолько Пискарёв был необщительным человеком, настолько он ничего не значил в жизнях других людей. Он подтвердил судьбу всех романтиков: он умер, потому что не мог жить больше в таком не идеальном мире, которые не соответствовал его фантазиям и правилам. В этом плане художник Пискарёв мне очень сильно напомнил поэта Ленского из поэмы Пушкина «Евгений Онегин», их судьбы во многом похожи, их смерти были символом не просто угасшей жизни, таланта, а символом угасшего огня, который они оба носили в себе.

Кто знает, как сложилась бы жизнь Пискарёва, если бы та девушка оказалась приличной и полюбила бы его. Ведь положительные эмоции очень сильно виляют на человека, под их наплывом он бы стал писать картины, наполненные огромным светлым смыслом и, быть может, стал бы известен в целом мире искусства. Однако его судьбой стала ранняя смерть, которая, я думаю, принесла ему облегчение, потому что нет ничего хуже, чем жить в мире, полном разочарования и одиночества. Жить среди людей, которые никогда не поймут твой маленький мир, который ты сам строишь.

В духе писателя Салтыкова-Щедрина было создание рассказов на злободневные темы в духе сатирического гротеска. При жизни автора некоторые подобные произведения не могли быть опубликованы

Михаил Юрьевич Лермонтов написал величайшее произведение «Мцыри». Это огромный вклад в литературу. В произведении много романтических образов и моментов. Все действия происходят на территории Кавказа.

Я очень люблю нашу Землю. Мне нравится глобус, сам вид нашей зелёно-голубой планеты. Она просто чудесная. Чувствуется, что на ней столько всяких живых существ

Попугаи — удивительные домашние животные. Они очень весёлые, любознательные и умные. Существует много видов этих птиц, начиная от маленьких и шустрых волнистых попугайчиков и заканчивая большими

Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем

источник

Николай Васильевич Гоголь в своих произведениях часто воспевал влюбленных, тонко чувствующих людей, и обличал всевозможные пороки: ложь, алчность, жестокосердие… Не стала исключением и его повесть «Невский проспект», разбор которой предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История написания повести «Невский проспект» открывает перед читателем интересные факты из биографии писателя:

  • Гоголь любил гулять по Северной Столице, наблюдать за прохожими, прислушиваться к их разговорам.
  • Замысел написать произведение, где главным действующим лицом будет Петербург, возник у Гоголя в 1831 году. Об этом свидетельствуют наброски с описанием города, датированные 1831 годом.
  • Примечательно, что с 1830 по 1833 годы Николай Васильевич посещал занятия в Академии художеств в качестве вольноприходящего студента. Писатель получил уникальную возможность пообщаться с огромным количеством живописцев, в том числе уже известных. Он был в восторге от общества, собравшегося на курсе.
  • Неизвестно, был ли у художника Пискарева прототип в реальной жизни, или был его образ собирательным, но посещение курсов однозначно повлияло на писателя, что нашло отголосок в повести « Невский проспект».
  • Работа над повестью была завершена в октябре 1834 г. , а цензурное разрешение было получено 10 ноября 1834 г. Повесть была впервые напечатана в сборнике «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835 г.

Жанровая разновидность произведения «Невский проспект» — повесть. Есть одна основная сюжетная линия, в ней задействованы немногие герои, объем книги и размах событий тоже соответствуют характеристике повести.

Направление — социально-критический реализм. В этом произведении Гоголь затрагивает тему маленьких людей, весь проспект полон ими: гувернантки и канцелярские рабочие, нищие, булочники. Все это люди, не имеющие веса в обществе, обреченные на скромное, если не жалкое, существование.

В основу повести входят две истории молодых людей, знакомых друг с другом. Пискарев — бедный, но талантливый молодой художник. Увидев мельком в толпе прекрасную незнакомку он следует за ней до ее дома. Девушка, заметившая преследование, на удивление читателя не пугается, а дает знак Пискареву проследовать за ней в дом. Молодой художник испытывает шок, осознав, что попал в дом терпимости.

Явственно вырисовывается внутренний конфликт, где юноша не в силах мириться с действительностью. Служитель прекрасного, он пленен прелестью незнакомки не ради желания плотских утех, а восхищен ее красотой, как произведением искусства. Он не в силах принять того, что его возлюбленная ввергнута в столь низменное и грязное занятие. Сбежав оттуда и проведя несколько дней в тяжелом психическом состоянии, Пискарев принимает решение спасти падшую женщину, сделав ее своей женой. Читатель может заметить, что семнадцатилетняя блудница невоспитанна и непроходимо глупа, что она не пара возвышенному Художнику. Но Пискарев не оставляет своих надежд, он признает, что беден, и ей придется трудиться. Ему нечего предложить ей, кроме своей любви и честного имени, а красотка поднимает его на смех… Возможно, будь у Пискарева деньги, он смог бы увести девушку из того мрачного места, мог бы считать ее спасенной… Но он всего лишь маленький человек, он бессилен что-либо изменить. Здесь стоит заметить, что Пискарев не богат, но у него есть надежда на светлое будущее — его талант (в процессе чтения становится известно, что два человека хотели себе картины кисти Пискарева). Не находя в себе сил осмыслить и принять столь нелицеприятную реальность этого мира, молодой человек покончил с собой.

Антитезой Пискареву выступает поручик Пирогов, недавно получивший повышение. С одной стороны, он гордился и мечтал об собственном портрете, с другой — даже для женитьбы на купчихе по расчету нужно было дослужиться до полковника. Он не высокого чина, талантов не имеет, как и богатого внутреннего мира. Дамы для Пирогова — источник выгод и удовольствий. Поэтому он тоже идет за незнакомкой по улице, но совсем с другими намерениями. Она оказывается женой немца. Он флиртует с ней, но, придя к даме, обнаруживает ее мужа и получает по заслугам. Получив оскорбление от немца, с чьей женой хотел завязать роман, Пирогов забывает об инциденте в тот же вечер. Он не только не ищет прекрасного, наоборот, ищет, кого бы подтолкнуть к греху.

Интересно обратить внимание на перекличку с другими произведениями автора: когда Пирогов впервые входит в дом Шиллера, хозяин просит своего собутыльника. .. Отрезать ему нос! В другом же произведении Гоголя пропавший нос разыскивает колежский асессор Ковалев, к слову, тоже маленький человек. Немец Шиллер же не стал терпеть позора, который хотел нанести ему Пирогов. Правда, на утро, протрезвев, очень боялся расплаты за свое поведение — он не имел права оскорблять офицера, даже покусившегося на его, Шиллера, жену.

Система образов в рассказе «Невский проспект» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои повести «невский проспект» характеристика
петербург образ петербурга неоднозначен. автор воспевает и одновременно обличает главную улицу петербурга: воспевает величие, красоту, размах, а обличает зловещую изменчивость, циничность невского проспекта. здесь все не то, чем кажется. люди, с виду богато одетые, не имеют ничего, кроме своего наряда. красивые женщины направляются в дом терпимости продавать свое тело. невский проспект жесток, он готов обмануть вас, лишь только вы зазеваетесь. даже образы героев противопоставлены друг другу, они как бы исходят из двух сущностей петербурга.
пискарев талантливый художник с развитым чувством прекрасного. мечтатель, влекомый ангельской красотой, он придумывает себе благочестивую душу ее обладательницы, и влюбляется в нее. он не в силах поверить, что столь милое создание может творить такие гадкие дела. по натуре он — идеалист, и готов поверить в любую иллюзию. именно поэтому ему удается рисовать талантливые работы, ведь он улавливает душу, а не изгибы тела. художник символизирует красоту и утонченность невского проспекта, его изящный вкус и возвышенное стремление к творчеству. говорящая фамилия «пискарев» говорит о том, что герой, несмотря на все свое мастерство, является маленьким человеком, который не может повлиять ни на что. у него нет внутренней силы поменять этот мир и нет возможности приспособиться к нему. он обречен на смерть, как и все прекрасное в холодном и циничном городе.
пирогов низменная сущность пирогова, напротив, вызывает отвращение. поручик не прочь поживиться легкой добычей, он самонадеян и самовлюблен. у него нет талантов, есть лишь амбиции и пороки. ему очень хорошо живется на невском проспекте: иллюзий он не питает. в женщине он видит то, что в ней и есть, не придумывая каких-то возвышенных качеств ее души. в жене немца пирогов почувствовал легкодоступное удовольствие, и этого ему достаточно. этот герой тоже имеет говорящую фамилию «пирогов», которая указывает на его мещанскую и приземленную сущность. он лишь наживает богатство и чины, как образцовый столичный житель, на мир души и творчества ему плевать. поэтому он спокойно забывает потрясения минувшего дня и продолжает жизнь. он символизирует пошлость и торговлю собой на невском проспекте, где люди кичатся мнимыми достоинствами и показным достатком.
женские образы в творчестве гоголя женщина зачастую выступает злым духом и коварной соблазнительницей без сердца. таковой является и избранница художника. внешне она прекрасна, но внутри глупа, порочна и жестока. в даме писатель видел пустой сосуд, который пленяет только внешними очертаниями. ничуть не лучше избранница пирогова: она легкомысленна и хитра, вероломна и порочна. хоть она и носит имя честной женщины, в душе у нее такой же дом терпимости.

Тематика произведения «Невский проспект» до боли знакома каждому городскому жителю:

  1. Тема города — основная в повести. Описание его очарования и безобразия становится главным поводом для размышления писателя. Петербург — город контрастов. Богатство уживается с нищетой, причем нередко в одном и том же доме. Творцы идут рука об руку с обывателями и карьеристами. Но главная черта столицы — ее обманчивость. Красота женщин манит Вас в публичный дом, примерная супруга норовит скрыться с незнакомцем, а богач с виду может оказаться бедняком, разодетым для прогулки по Невскому проспекту.
  2. Тема любви. Любовь, по мнению Гоголя, обманчива, а иногда и вовсе продажна. Возвышенные чувства строятся на иллюзиях, которые разбивает реальность при первом же порыве откровенности. Искренность и преданность не нужны, ведь они не продаются, в отличие от разврата. Художник со своим чувством весьма символично погибает: им обоим не место на Невском проспекте.
  3. Тема творчества. Настоящий художник также оказывается слишком идеальным и возвышенным для реального мира. Его чуткая душа не может вынести пошлости окружающей среды. Если даже красота продает себя тому, кто больше даст, творец бессилен что-либо изменить. Настоящее искусство слишком утонченно и хрупко для грубых людей.

Проблематика повести «Невский проспект» не менее интересна:

  1. Проблема маленького человека. Пискарев пробует бунтовать против социальной несправедливости и порочности, но терпи поражение из-за своего бессилия. Он оказывается слишком ничтожным и слабым, чтобы противостоять растлевающему влиянию города. Он не смог спасти девушку, потому что ей самой не нужно этого спасения. Не справившись с собой, маленький человек сводит счеты с жизнью, признавая свое поражение. И таких героев десятки — все они обречены на ничтожное прозябание.
  2. Разврат и порочность города. Символично, что проститутка сама отвергла помощь художника. Ей нравится ее жизнь, веселый и пьяный угар дней. Она довольна тем, что может продавать свою красоту. Нельзя спасти того, кто не хочет этого.
  3. Пошлость и мещанство. Пирогов — олицетворение обывательского образа мыслей. Он не углубляется в жизнь: ему достаточно поверхностного комфорта и достатка. Кроме своей персоны и успеха, его ничего не тревожит и не интересует. Он равнодушен к судьбе других людей и готов пробиваться к преуспеянию любыми путями.
  4. Несоответствие мечты и реальности. Художник лишил себя жизни потому, что ощущал, как бесконечно далек идеал от действительности. А для него существование без возвышенных грез немыслимо. Когда реальность разрушила его светлые иллюзии, он больше не смог продолжать жить.
  5. Одиночество человека как такового, и одиночество человека в большом городе. Никто не помог художнику в трудную минуту. В городе много людей, но никого близкого и понимающего. Все вовлечены в свои эгоистические заботы, и никому нет дела до ближнего. Человек обречен на внутреннее одиночество и затворничество.

Смысл повести «Невский проспект» — обличение двуличия Петербурга и людей, живущих в нем. За внешним лоском кроется пустота, за красотой — порок, за приветливостью — равнодушие. Петербург красив и весел, но бесконечно холоден по отношению к людям, как и они сами по отношению друг к другу.

Автор со страниц произведения показывает две стороны одного города, два характера, словно желая своим рассказом предостеречь читателя от ошибок. Не стоит доверять миражу, не стоит гнаться за фантомом. Любая красота может быть обманчива, и жертвой этой красоты может стать любой маленький человек. Для борьбы с несовершенством мира нужна сила воли, и если ее нет, не стоит и пытаться. Мотылек, летящий на пламя, обречен. И все же даже такой обреченный на неудачу полет гораздо содержательнее, чем тупое самодовольство ничтожного Пирогова. Такова основная идея повести «Невский проспект».

У каждого произведения есть мораль, и повесть «Невский проспект» — не исключение. Автор призывает человека возвыситься над суетой Невского проспекта и не увлекаться его миражами. Праздничная и шумная улица манит нас призрачной красотой, но за маской многолюдства скрывается пустота. Никто не подойдет к Вам на этой улице с чистыми намерениями и добрым сердцем.

Вывод из повести каждый сделает сам, но большинство людей, по мнению Многомудрого Литрекона, задумаются о том, что важно не растерять отзывчивость на многолюдных улицах большого города. Пискареву не хватило сил, чтобы вытащить девушку из развратной трясины, но его порыв уже достоин уважения. Если бы люди были менее циничны и безразличны, Невский проспект был бы совсем другим.

Повесть «Невский проспект была прекрасно воспринята такими мэтрами, как А. С. Пушкин, М. Ф. Достоевский.

В. Г. Белинский писал: «. .. Пирогов! .. Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация! О, единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов! .. Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысячи человек! » (В. Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя»)

Художественное своеобразие творчество Гоголя ярко проявилось в повести «Невский проспект»:

В четырех повестях: «Вий», «Тарас Бульба», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего» — Гоголь с различных сторон подходит к проблеме зла в любви и в красоте. Он остро ощущает трагизм любви и двусмысленность красоты в нашем мире и задолго до Достоевского знает о существовании двух идеалов — идеала Мадонны и идеала Содомского… (К. В. Мочульский, «Гоголь. Соловьев. Достоевский»)

Женские образы вызвали еще больше обсуждений у рецензентов:

«Гоголь, написавший «Невский проспект», кажется, первый у нас серьезно и реалистично тронул скользкую тему о падшей женщине и доме терпимости. Это одна из самых романтичных его повестей, и с Гоголя у нас установилась реалистически не очень верная, но психологически чудесно-красивая, характерная для русской души традиции идеализировать падшую» (А. А. Измайлов «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г.)

источник

Пискарев — один из главных героев повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», молодой и скромный художник, проживающий в Петербурге. Равно как и любой петербуржский художник, он тихий, робкий, по-детски простодушный, излишне добрый и наивный, но со страстью и любовью относящийся к своей работе. Причем в отличие от многих других художников, машинально исполняющих свою работу, Пискарев не лишен «искры таланта», которая, по мнению Гоголя, может со временем вспыхнуть широко и ярко, принеся ему славу и известность. Однако пока что молодой человек живет довольно скромно и небогато. Даже сама его фамилия отсылает нас к «маленькому человеку», достаточно популярному в русской классической литературе.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Мы знакомимся с Пискаревым, когда тот идет вместе со своим другом и покровителем поручиком Пироговым по главной улице Петербурга — Невскому проспекту. Молодые люди обсуждают проходящих мимо них двух барышень и, после недолгих размышлений, решают разделиться и проследовать вслед за понравившейся.

Пирогов идёт за молодой блондинкой, приглянувшейся ему, заранее уверенный в своём успехе. Скромный же Пискарев решается преодолеть свои сомнения и догнать брюнетку, приковавшую его взгляд своими прекрасными глазами, только после уговоров своего спутника. С каждой минутой преследования незнакомки, сердце художника начинает биться всё сильнее. Еще не зная её, Пискарев уже наделяет загадочную красавицу множеством качеств и ,как и свойственно людям его натуры , понемногу уходит из реального мира в мир собственных грёз. Но мечтам молодого человека не суждено сбыться ,ведь в конце своего пути он оказывается в публичном доме, куда его и приводит его юная красавица.

Не в силах выдержать падение с высоты собственных грёз и ожиданий, кроткий художник сбегает из злополучной квартиры, куда он попал, следуя за некогда «чистым и непорочным» в его глазах созданием. Столкнувшись с жестокой реальностью, чувствительная и нежная душа Пискарева оказывается в смятении. Засыпая в состоянии полного опустошения, Пискарев видит сон, в котором всё произошедшее оказывается неправдой, и его загадочная муза не та, кем является наяву. После этого сна, молодой человек прикладывает все усилия, чтобы вновь вернуться в тот прекрасный вымышленный мир. Однако в попытках бежать от реальности Пискарев теряет не только ощущение этой самой реальности, но и здоровье — его лицо становится до ужаса бледным, щеки впалыми, а собственный вид вызывает у него лишь сочувствие. Всё это подталкивает Пискарева к роковому для него решению: он намеревается «спасти» свою музу и помочь ей «вырваться из разврата». И тут случается переломный момент — он узнаёт, что его муза не только рада своей развратной и пошлой жизни, она еще и смеётся над несчастным романтиком.

После этого Пискарев окончательно теряет рассудок и бежит прочь от девушки, имя которой он так и не узнал. О событиях, произошедших с ним потом , никто не знает. Его находят в собственной квартире уже мертвым. Не в силах справиться со своими чувствами, обезумев и окончательно потеряв рассудок, он покончил жизнь самоубийством. Вот так тихий, скромный ,до глупости добрый молодой художник ушел из жизни. Никто не заметил смерти одного «маленького человека», никто не плакал по нему. Полностью отдавшись любви и чистой, непорочной страсти, собственным мечтам и иллюзиям, Пискарев теряет всё.

Наверное, именно через его образ и судьбу этой чувственной и искренней натуры, Гоголь хочет показать нам, что зачастую люди творческие, люди с «пламенем» в сердце, обречены на трагичную судьбу. Каким бы добрым и человеколюбивым не был Пискарев, качества, помогавшие ему творить и создавать свои картины (а именно – страстность и искренняя, зачастую излишняя чувственность), в конце концов его и погубили.

Главный герой повести « Невский проспект » Пискарев. Это бедный художник, который живет не в самых лучших условиях, далек от мира богатых людей.

Благодаря этому персонажу автор показывает контраст и противоречия Петербурга. Пискарев талантливый и тонко чувствующий человек, который даже в серых буднях находит глубокие образы для создания своих картин.

Он видит в людях хорошее. Когда Пискарев, гуляя по проспекту, встречает прекрасную девушку, он не может о ней плохо подумать. Но когда он узнает, что она работает в притоне, не может поверить своим глазам. Это очень его расстраивает. Он не может представить это прекрасное лицо, волосы, руки в разврате и пьянстве.

Тонкость души Пискарева подчеркивают его сновидения, в которых он, как наяву, видит эту девушку, но в прекрасном образе. То она предстает хозяйкой прекрасного бала, то живущей в деревне, став его женой. Он настолько хочет повторений этих снов, где все чисто и прекрасно, что даже начинает принимать опиум.

Пискарев благороден. Он решает жениться на девушке и предложить ей честную, трудолюбивую жизнь. Он отправляется в притон. Дверь ему открывает эта девушка, сообщив, что только утром явилась домой и была ужасно пьяная. Эти слова режут Пискареву слух, ему хочется, чтобы она лучше вообще онемела.

Девушка, выслушав его предложение, отказывается от честной жизни, чем окончательно разбивает сердце Пискареву. Для его чистой, порядочной души это стало страшным ударом. Художник возвращается в себе домой и убивает себя. Он перерезает себе горло, выбирая короткие мучения физические, чем вечные душевные муки. Он настолько одинокий человек, что труп его находят только через несколько дней.

С помощью главного героя автор показывает, как может обманываться человек. Не стоит доверять внешнему виду. Прекрасная девушка может оказаться распутницей, которую совершенно устраивает ее жизнь в притоне. Бедный художник, одетый в запачканный красками сюртук, оказывается настолько честным и благородным, что несовпадение действительного с воображаемым убивает его душу.

Пискарёв является одним из героев в повести «Невский Проспект», автором которой является Гоголь. По профессии этот герой обычный художник, зарабатывающий копейки себе на хлеб. Его другом выступает господин Пирогов. Пискарёв уже давно создал для себя собственный мир воображения, в котором остаётся подолгу. Из него он изредка выходит в настоящий мир житейских проблем.

Этот бедный художник сильно отличается от итальянских, которые выделяются гордостью и богатством. А также и возможностью похвастаться своим произведением искусства перед другими. Он на них совсем непохож, так обладает высшей степенью застенчивости и скромности. Однако в глубине его души трепыхается искорка того таланта, который готов в любой момент вырваться наружу и превратиться в настоящее пламя. Его финансовое положение весьма скудно, но ему вполне хватает того, что он зарабатывает на своей работе. Сама фамилия героя подчёркивает тот факт, что он принадлежит к низшим чинам в литературе.

У приятеля Пискарёва, то есть у Пирогова, наблюдается довольно сильное чувство самонадеянности и гордости. Пирогов прямо противоположен Пискарёву. Случилось им как-то вместе встретится и пойти прогулять по Невскому проспекту. Во время прогулки они заприметили две особы женского пола, которые показалась им весьма привлекательными. Приятели условились, чтобы каждый из них выбрал себе женщину и пошёл за ней. Но их цели были отнюдь не одинаковыми. Напротив, они сильно различались. Пирогов направился вслед за привлекательной блондинкой. Он собирался заполучить её любой ценой. А Пискарёв пошёл за Брюнеткой, чтобы добиться чистой и искренней любви. У появилось это чувство неожиданно, при встрече данной особы. Но он был очень разочарован, потому как узнал печальную для него новость. Оказывается молодая и красивая девушка работала в публичном доме. Жестокий мир сделал последний удар по бедному художнику. Он замкнулся в своём воображаемом мире навсегда. Вскоре он стал принимать наркотическое средство, называемое опиумом.

Когда Пискарёв полностью отрезал себя от реального мира, он умер. Этот художник умер от неразделённой любви, так и не раскрыв в себе искру таланта.

Лев Николаевич Толстой написал очень мудрые слова в свое время, по сей день, его высказывания очень актуальны. И не один Лев Толстой утверждал, что необходимо знать слово, многие другие писатели говорили тоже самое

Это произведение написано поэтом, когда он был в южной ссылке. Эту легенду он знал ещё с юных лет. Князь Олег — реальное историческое лицо, это новгородский князь. Его методы не всегда честные и правильные. Он обманом захватил Киев

Родился в Будапеште в семье депутата. Впоследствии семья переезжает в Россию. В Москве получил юридическое образование и, одновременно же с ним историко-филологическое в период с 1889 по 1895 годы

Одиночество человека.Человек по своей сути живое существо, которое должно жить в коллективе. Не зря развитие человечества ускорило свои темпы только когда люди начали жить в коллективе, где каждый имел свою роль и назначение.

Язык играет огромную роль в жизни человека. Трудно представить, что было бы, если бы на Земле не существовало такого многообразия языков. С самых ранних лет ребенок начинает понимать, как называется тот или иной предмет

источник

Многие писатели, творившие в XIX веке, обращались в своём творчестве к теме Петербурга. Не является исключением и Николай Васильевич Гоголь и его «Невский проспект». Анализ этой повести – это, в первую очередь, изучение образа этого города и того, каким он предстаёт перед нами в произведении. Петербург – это поистине удивительный город, ведь он был возведён наперекор всем законам природы за чрезвычайно короткий срок, и по воле всего лишь одного человека. На протяжении веков он являлся символом борьбы контрастов: нищета и благополучие, красота и уродство – все эти крайности каким-то непостижимым образом уживались здесь.

Наиболее выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе завоёвывали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т. д. Однако здесь же они сталкивались лицом к лицу с нуждой и унижением. Город как будто засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости. Центром и местом, где встречались эти, казалось бы, несовместимые понятия, была главная улица города – тот самый Невский проспект.

Анализ повести Н. Гоголя обязательно уделяет большое внимание именно образу самого города, который будто наделён своей собственной душой. Это не просто столица, не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой. Петербург в представлении автора – это своеобразный оживший великан, который обладает своим уникальным лицом, нравом, капризами и привычками.

Сотни людей ежедневно проходят по Невскому проспекту. И они также являются обладателями самых разных характеров. Гоголь отдельно подчёркивает, что, несмотря на то что в любое время суток на проспекте можно встретить огромную толпу людей, между ними не возникает чувства единства, какой-то общности. Единственное, что объединяет всех их, – это место встречи. Описывая улицу, автор говорит о том, что на ней создаётся ощущение, как будто какой-то демон весь мир раскрошил на множество крохотных осколков и «без толку, без смысла смешал вместе».

Однако по мере повествования в повесть «Невский проспект», анализ которой мы проводим, включаются целых два героя, которым автор уделяет пристальное внимание. Первый – это поручик Пирогов, а второй – Пискарев, «молодой человек во фраке и плаще». Пирогову хорошо известны законы современного мира. Он знает, что жизнь в величественном городе во многом подобна игре в «рулетку». Но тот, кто готов постоянно идти на риск ради исполнения наиболее сокровенных, безнадежных и даже порой нелепых своих мечтаний, сумеет покорить его.

Поручик, следуя своим убеждениям, идёт на риск. В своём проигрыше он не видит ничего необычного или трагичного и, не без влияния прохладного вечернего Невского проспекта, быстро справляется с обуявшим его «гневом и негодованием».

Второй же герой – Пискарёв, тот самый «молодой человек в плаще и фраке», пытается действовать так же, как его приятель. Его тоже постигает неудача. Но для него, ощущающего себя одиноким и чужим в северной столице империи, такое событие становится роковым. Робкий и застенчивый по натуре художник, всю жизнь носивший в своём сердце искры чувства, которые всегда только ждали своего часа, чтобы «превратиться в пламя», буквально доверил свою судьбу Невскому проспекту. Анализ произведения «Невский проспект» — это анализ двух похожих внешне, но совершенно разных по сути своей историй. Оба героя рискуют всем, но Пирогов, для которого всё происходящее – игра, не теряет, в сущности, ничего. Для Пискарёва же это – жизнь. Человек, который тонко ощущает мир, неспособен вмиг сделаться грубым и чёрствым, перестать доверять миру. Однако и быстро забыть о том разочаровании, которое он испытал по вине знаменитого проспекта, не может.

Что хотел показать, завершая «Невский проспект», Гоголь? Анализ этой повести – это анализ параллельно ведущегося повествования о двух персонажах, которые являются противоположностями друг друга по характеру и мироощущению. Читателю же такой контраст позволяет глубже понять противоречивость самого Невского проспекта. Комичность ситуации, в которой оказывается поручик Пирогов, противопоставляется трагичной судьбе бедолаги Пискарёва. Таким же образом атмосфера комической пошлости, характерная для Невского поутру, сочетается с трагичной вечерней пошлостью и ложью. «…он лжет во всякое время, этот Невский проспект», — говорит Гоголь.

Крохотный огонёк, что пляшет перед глазами, манит за собой и завлекает в опасные сети, – именно так стремится представить автор читателю Невский проспект. Анализ повести заставляет задуматься над глубоко философскими вопросами. Для художника Пискарёва встреча с Невским и его обитателями становится фатальной, она буквально опустошает его душу. На его глазах красота мира превращается в ничто, и сам по себе встаёт вопрос: «Если всё это – призрачный мираж, что в таком случае реально вообще?» И автор даёт ответ – реальным остаётся сам Невский проспект, в котором вечная загадка сочетается с вечным обманом.

источник