Меню Рубрики

Высшим благом для человека с точки зрения гуманизма эпохи возрождения является

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.
  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

источник

Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия …

Представителем позднего французского Ренессанса, выступившим против отождествления человека с земным богом, был философ …

Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …

Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции …

Николай Кузанский, утверждая, что «у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека», отстаивает позицию …

Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма и расположенного в «месте, которого нет», был создан философом …

Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название …

Идейное движение эпохи Возрождения, отстаивающее уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, получает название …

Существенной чертой философии периода средневековья становится …

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан …

Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется …

С точки зрения Фомы Аквинского, вера и разум находятся в состоянии …

Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как

Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является …

Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как …

Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода …

Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о …

С точки зрения Фомы Аквинского, вера и разум находятся в состоянии …

Тема: Античная философия

Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее …

Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой …

Творчество Платона и Аристотеля составляет ______________ период античной философии.

Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был …

Одним из виднейших представителей римского стоицизма является …

Воздерживаться от суждений призывала античная школа …

Первой философской школой античности считается …

К числу сократических школ относится школа …

Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом …

Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии …

По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью …

Основоположником философской школы неоплатонизма является …

Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является …

Определение человека как «политического животного» было сформулировано …

Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________».

По мнению Фалеса, первоосновой мира является …

Всю философию периода эллинизма пронизывает противоречие между …

универсализмом и индивидуализмом

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 475 | Нарушение авторских прав

источник

Идейное движение эпохи Возрождения, отстаивающее уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, получает название …

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является …

Удовольствие, счастье

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма (humanitas – букв. человечность) эпохи Возрождения, является удовольствие, счастье; Бог при этом понимается как источник наслаждений и нашей способности к ним. Переработав эпикурейскую и христианскую этику, гуманисты (Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Валла, Э. Роттердамский и др.) пришли к выводу о том, что, несмотря на различия в содержании нравственных предписаний, конечной целью всех человеческих стремлений является наслаждение. «Не к добродетели, а к удовольствию ради него самого должны стремиться как те, которые хотят наслаждаться в этой жизни, так и те, которые желают этого в будущем» (Л. Вала, соч. «Об удовольствии или истинном благе»). Гуманизм воспевает свободу, недетерминированность, потенциальное совершенство, достоинство человека, призванного раскрыть в себе гармонию божественного и природного начала.

Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия …

«О Граде Божьем»

Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма и расположенного в «месте, которого нет», был создан философом …

В 1516 г. английский философ, гуманист и писатель Т. Мор издает свой трактат под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором описывает фантастический остров Утопия (от греч. ου-τοπος – не место, место, которого нет), идеальное государство, выстроенное на экономико-политических и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. Счастье индивидуума не приносится в нем в жертву благополучию гражданского коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведет к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные, по понятиям того времени, условия для духовной свободы и просвещения. Образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, производство роскоши на потребу имущим, стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных.

Николай Кузанский, утверждая, что «у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме человека», отстаивает позицию …

Антропоцентризма

С точки зрения Фомы Аквинского, вера и разум находятся в состоянии …

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …

Томизм – философская школа, основывающаяся на учении Фомы Аквинского.

Существенной чертой философии периода средневековья становится …

Теоцентризм

Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется …

Номинализмом

Номинализм (лат. nominalis – относящийся к именам, именной, от nomen – имя) – одно из основных философских направлений в решении проблемы универсалий. Согласно номинализму, предметный мир вне мышления и сознания – это всецело эмпирический мир. Поэтому вне чувственного опыта нет никакой объективной реальности. Только конкретные вещи – индивиды – существуют в физическом смысле этого слова. Что же касается абстрактных объектов (абстрактных сущностей, универсалий), которые в чувственном опыте не даны, то они «сами по себе» (вне мышления и речи) не существуют. Своим действительным существованием и значением они обязаны их материальному носителю – языку.

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан

Т. Кампанеллой

Т. Кампанелла – итальянский мыслитель и поэт эпохи Возрождения, автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному искусству, по астрономии и астрологии, физиологии и медицине. Сквозь призму ренессансной натурфилософии рассматривал проблемы политики, придя к выводу о необходимости решительного преобразования человеческих отношений и создания «наилучшего государства», образец которого он начертал в знаменитом диалоге «Город Солнца»: в идеальном городе-государстве его обитатели ведут «философский образ жизни общиной», основанной на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве.

Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название …

Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о …

Свободе воли

В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, а также в силу дарованной ему способности разумного причащения Богу, человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли.

Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как …

Реальная политика

Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции …

Неоплатонизма

Философы Возрождения, прежде всего Николай Кузанский, решали проблему соотношения Бога и мира с позиции неоплатонизма – античного учения, представляющего бытие в виде иерархии – сверхсущего Единого-Блага, Ума и Души. В отличие от средневековых схоластов, неоплатоники представляют мир не как результат одномоментного сотворения, а как результат непрерывного истечения – эманации Бога, давая тем самым живое ощущение божественности природы и человеческого восхождения к высшему, идеальному миру как вполне достижимой красоте. Онтологическую позицию неоплатоников можно охарактеризовать как мистический пантеизм.

Августин Аврелий является виднейшим представителем средневековой философии периода …

Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как …

Креационизм

Представителем позднего французского Ренессанса, выступившим против отождествления человека с земным богом, был философ …

Мишель Эйкем де Монтень – французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Провозгласив, что «философствовать – значит сомневаться», Монтень выступает с критикой притязаний человеческого разума на «всеведение». В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность. Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как «царя природы» и считает его «сыном природы», как бы «забывая» о его сотворении Богом «по своему образу и подобию».

В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан …

По образу и подобию Бога

В христианстве рождается представление о человеке как созданном по образу и подобию Божьему, обладающем свободой в выборе добра и зла, о человеке как личности. Для греческих философов человек в общем и целом был созданием, существовавшем в космосе наряду с другими творениями. Человек считался созданием, достаточно высоко стоящим, но не занимающим особой привилегированной позиции. Согласно христианскому учению, все обстоит иначе. Люди бесконечно ценнее, чем любое другое земное творение. Человек являлся «центром» и космологически, и аксиологически. При этом существенна история, а не природа. Весь земной мир с его камнями, растениями и животными сотворен Богом как обиталище людей, устроенное таким образом, чтобы люди могли быть спасены. Вселенная является вторичной по отношению к людям и Богу. Все в сотворенном мироздании сконцентрировано вокруг земного странствия человечества по пути, который ведет к спасению.

Для средневековой философии, связанной с христианской религией, характерен …

Христианство относится к числу монотеистических религий, признающих наличие одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им. Поэтому для средневековой философии, выстроенной на основе христианского мировоззрения, характерен монотеизм.

Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название …

Апологетики

Апологетика (от греч. apologetikos – защищающий) – отрасль теологии, целью которой является защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Апологетика может считаться первым жанром святоотеческой литературы. В задачу апологетики входило: отвести обвинения от христиан; добиться терпимого отношения к христианской религии со стороны государства; в сопоставлении языческой греческой философии с христианской мыслью доказать истинность и преимущество последней.

Функции философии

Теоретическим ядром мировоззрения является …

Теоретическим ядром мировоззрения является философия. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и найти место человека в нем. Это одна из важных функций философии в обществе.

Способ проявления активности системы философского знания называется …

Способ проявления активности системы философского знания называется функцией. Также под функцией философии понимается общий тип решаемых этой системой задач.

Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется …

Социально-аксиологической

Функция философии, связанная с адекватным отражением объекта познания, с выявлением его существенных элементов, накоплением и углублением знаний, называется …

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы

источник

К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение — гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения — это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания — Мигеля де Сервантеса, а Германия — Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист — это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

источник

Гуманистические идеалы и жизненные принципы.

«Божественная комедия», «Пир», «О монархии».

Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.

«О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»).

Он делает вывод: о Божественных делах пусть рассуждают небожители, а человек как существо земное должен рассуждать о земных, человеческих делах. Петрарка иронически замечает: мы живем в счастливое время, потому что раньше был один, два, самое большее семь мудрецов, теперь же их буквально толпы, стада, которые наполнили все университеты.

«О наслаждении». Вторая часть названия этого произведения — «. или Об истинном и ложном благе», «О красотах латинского языка», «О свободе воли», «О монашеском обете», «Сопоставление Нового Завета», «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина».

Человек существует для наслаждения, и все высказывания типа «лучше смерть за родину, чем позор» Валла называет глупостью, ибо вместе со смертью человека умирает для него и его родина. Поэтому лучше предать родину (или кого угодно), но остаться в живых. Добродетель может пониматься только как полезность для человека, а критерием полезности для Валлы является наслаждение или не-наслаждение.

Перевел на латынь всего Платона, всего Плотина, Порфирия, Прокла, Ямвлиха, Дионисия, Ареопагита, Гермеса Трисмегиста «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни», толкование на «Пир» Платона

Иерархия мира насчитывает, по мнению Фичино, пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Душа находится посередине этой иерархии и связывает все ее звенья. Таким образом, центром иерархии оказывается не Бог, а человек.

«900 тезисов», «Речь о достоинстве человека», «Гектапл» (толкование на шесть дней творения), «О сущем и едином», «Рассуждения против астрологии»

Таким образом, в мыслях Мирандолы мы видим стремление сохранить христианство, понять его с точки зрения современного интереса к человеку на новых, гуманистических позициях, поставить в центр мира человека, а не Бога, и внести в христианство все истины из разных философских систем. Впрочем, Пико не отрицал наличия истинности и в других религиях, хотя и считал христианство высшей, наиболее совершенной формой религии.

«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» (или «Монарх»).

Таким образом, по Макиавелли, политика абсолютно автономна; она есть порождение не морали и не религии — наоборот, мораль и религия есть порождение политики. Поэтому политическая цель есть высшая цель, для достижения которой годятся все методы.

Оказывается, по мысли Помпонацци, нравственность не только не исчезает с принятием смертности души, а наоборот, становится собственно нравственностью. Ибо нравственность, которая строится в надежде на посмертное воздаяние, является не нравственностью, а некоторой формой эгоизма, надеждой получить за свой поступок воздаяние.

Греческое издание Нового Завета — «Textus receptus», переводил античных авторов «Пословицы» («Вольтера древности»), свои произведения, «Похвала Глупости», «Антиварвары», «Цицеронианец», «Юлий, не допущенный на небеса» (памфлет против римских пап), «Разговоры запросто», «Энхиридион, или Оружие христианского воина», «Диатрибу, или Рассуждение о свободе воли», «Оружии христианского воина»

Человек, по мнению Эразма (а точнее, по мнению Оригена и апостола Павла), состоит из души, духа и тела. Тело — низшая часть человека, оно хуже даже, чем у животных. Дух — это тот свет, который осеняет человека: свет истины, свет добра, свет спасения. Душа связывает дух и тело, она может направлять свои усилия или к телу, или в сторону духа. Таким образом человек становится или безнравственным, или нравственным. В этом и состоит добродетель человека — в правильном направлении усилий собственной души. Душа может стать или хуже животных, или лучше ангелов — в зависимости от того, каким станет человек.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Чтение мистиков укрепляет в Лютере веру в то, что спасение может быть достигнуто не благими делами, а верой в Иисуса Христа, личным общением с Богом. Так постепенно он приходит к мысли, что «только верою оправдывается человек».

Монтень является родоначальником нового литературного жанра — эссе. «Опыты», «Апологию Раймунда Себундского».

Для Монтеня основная проблема — проблема человека, но не того, что занимает центральное место во вселенной, как у Пико делла Мирандолы, а человека обычного, конкретного. Это новый предмет для философии, в соответствии с ним Монтеннь придумывает и новую форму изложения своей философии.

«О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах»

Джордано Бруно возражает против аристотелевского разделения материи и формы и указывает, что не существует никакой первоматерии. Материя и форма существуют всегда вместе, поэтому материя вечна. Мир не сотворен во времени, он так же бесконечен и вечен, как и Бог.

источник

Тема. Историография эпохи Возрождения

Цель. Раскрыть сущность гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения, охарактеризовать взгляды выдающегося политического историка эпохи Возрождения Николо Макиавелли.

1. Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения.

2. Николо Макиавелли – выдающийся политический историк эпохи Возрождения.

1. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.; Л., 1964.

2. Косминский Е. А. Историография средних веков. – М., 1963.

3. Хоментовская А. И. Лоренцо Валла — великий итальянский гу¬манист. – М.; Л., 1964.

4. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век: Курс лекций. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982.

1. Ревякина П. В. Из истории этических учений эпохи Возрождения. – Вестк. Моск. ун-та. Сер. История, 1962, № 2.

2. Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии / Сост. М. А. Гуковский. – М., 1963.

3. Макиавелли Н. «Государь» и «Рассуждения на первые три книги Тита Ливия». – СПб., 1869.

4. Макиавелли Н. История Флоренции. – Л., 1973.

5. Рутенбург В. И. Жизнь и творчество Макиавелли. — В кн.: Макиавелли Н. История Флоренции, с. 370.

В результате сдвигов в социально-экономической структуре феодального общества, заключавшихся в развитии городского хозяйства и его перерастании в хозяйство раннекапиталистическое, возникает новая культура. Эта культура уже в XIV в, проявляется в Италии, а во второй половине XV—XVI вв. рас­пространяется на другие страны Европы. В своеобразной форме и в относительно слабой степени она наблюдалась и в России. Поскольку для деятелей новой культуры характерен повышенный интерес к античности, которую они противопоставляли средне­вековью, эпоха получила наименование Возрождения, хотя новая идеология и культура отнюдь не ограничивались возрождением античных традиций.

Возрождение было связано с развитием городов и возникно­вением капиталистического уклада. Однако, новая культура обслуживала не только бюргерство и нарождавшийся класс буржуазии, но и феодальную верхушку общества. Здесь следует отметить, что эпоха Возрождения породила и ранний утопиче­ский социализм Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, идеи которых отражали интересы угнетенных народных масс. Таким образом, по своей социальной направленности идеология Воз­рождения была сложной и не вполне однородной.

Новая идеология проникала в различные области общест­венной жизни: право, этику, политику, естественные и общест­венные науки, в частности историографию, литературу и искус­ства. В разной степени они были обусловлены классовыми интересами. Если в правовой сфере классовые интересы прояв­лялись особенно интенсивно, то в искусстве и точных науках — сравнительно слабо, хотя борьба с теологическими концепциями и здесь приобрела социальный смысл. Это обстоятельство необ­ходимо учитывать, чтобы понять, почему те или иные идеи Возрождения могли отвечать интересам разных классов.

Была сломлена духовная диктатура церкви, и вместо господствовавшей в эпоху средневековья теоцентристской картины мира была выдвинута новая — антропоцентристская. Не бог, а человек был поставлен в центр мироздания. От латинского homo (человек) и studia humana (светские науки) новое мировоззрение получает наиме­нование — гуманизм.

В XV-XVI вв. Англия, Франция и Испания становятся едиными государствами, в сущности основанными на националь­ности. Италия и Германия еще долго будут оставаться раз­дробленными, но стремление к преодолению феодальной раз­дробленности, усилившееся по сравнению с прошедшей эпохой, стремление к сильной власти, способной преодолеть внутренние междоусобицы и защитить государство от иноземных нашествий, эти стремления были характерны и для итальянских, и для немецких гуманистов. Развитие современных европейских наций, складывание современных национальных литературных языков и развитие национального сознания — вот существенные особен­ности политической жизни эпохи Возрождения. Существенной особенностью политических и правовых воззрений эпохи Воз­рождения была защита свободной частной собственности и ис­пользование в целях этой защиты римского права.

Мораль гуманистов была глубоко чужда средневековой про­поведи аскетизма. Они провозглашали идеал свободной, все­сторонне развитой личности и настаивали на ее ценности. Выдающийся итальянский гуманист XV в. Лоренцо Валла высту­пил с трактатом «О наслаждении», в котором доказывает, что истинное благо — это наслаждение. Валла считает недопустимым противопоставление греховных земных благ истинному небес­ному благу и решительно восстает против христианского аске­тизма. Этические идеи Лоренцо Баллы не во всем совпадали с идеями других гуманистов, но чуждое аскетизму признание за человеком права наслаждаться земной любовью, красотой природы и искусства, научным творчеством и общением с себе подобными характерно для этики Возрождения. Великий фран­цузский писатель первой половины XVI в. Рабле, в соответствии с передовыми идеями своего времени, говорил, что каждый че­ловек вправе быть человеком, как его создала природа, и не должен убивать в себе человеческое естество.

Глубоким интересом к человеку характеризуется литература и искусство эпохи Возрождения. Говоря о произошедшем в это время перевороте в живописи, Анатоль Франс вывел в своем остро сатирическом «Острове пингвинов» благочестивого художника средневековья, который задохся от одного предчувствия, как будут изображать святых новые художники Возрождения: «Они придадут изображениям пагубные сходства с живым су­ществом, оденут их плотью. У святых появятся тела, под одеж­дой будут чувствоваться человеческие формы. У святой Магда­лины будут женские груди, у святой Марфы — живот, у святой Варвары — бедра, у святой Агнесы — ягодицы. Апостолы, про­поведники, ученые-богословы и сам бог отец предстанут в обра­зах непотребных стариков, словно мы, грешные. ».

В области естественных наук Возрождение ознаменовалось утверждением эмпирического познания вместо схоластики. На­помним гелиоцентрическую систему, выдвинутую Николаем Ко­перником (1473-1543 гг.) и развитую Джордано Бруно (1548-1600 гг.). А Галилео Галилей (1564-1642 гг.), который кроме огромного вклада в астрономию заложил основы современной динамики. Вместе с другими великими учеными своего времени, эти гиганты мысли и подвижники науки разрушали религиозные мифы о мироздании.

Эмпиризм и отказ от религиозной схоластики в естество­знании должны были дать толчок изучению реальной жизни и отказу от религиозных фантазий в области исторического познания. Подобно ученым античного мира, гуманисты полагали, что история — учитель жизни и с этой точки зрения особенно Необходима государям и военачальникам. При этом гуманисты пошли гораздо дальше ученых античного мира в деле анализа и обобщения исторических фактов и в деле извлечения из этих фактов политических уроков.

Важнейшим достижением гуманистов в области историогра­фии является их отход от провиденциализма, возвращение к принципам античного прагматизма и дальнейшее развитие этих принципов. Античные историки усматривали причины исто­рических событий в человеческой природе, в свойствах, характе­рах и стремлениях людей, хотя богам и особенно судьбе они отводили немалую роль. Великим достижением историографии эпохи Возрождения было то, что промысел господен переставал трактоваться как источник исторических событий, а вера в судьбу или в слепой случай была поколеблена.

Гуманизм в историографии проявлялся и в том, что собы­тия прошлого (как и настоящего) начали оцениваться с точки зрения земных, а не небесных интересов. Если средневековое церковное мировоззрение считало человеческую историю стран­ствием по темной долине к полному света и жизни духовному миру будущей жизни, если аскетическая идея сверхчувственного царства божия была основой средневековой культуры, если земную жизнь вместе с браком, семьей, богатством и имением, наукой и искусством средневековое мировоззрение считало более или менее греховным, а отрицание земных благ провозглашалось высшей добродетелью, то гуманизм, наоборот, оценивал исто­рические события с точки зрения их соответствия интересам и благу людей.

Гуманисты отбросили периодизацию истории по четырем мо­нархиям и идею «вечного Рима», которая была использована в целях возвеличивания Германской империи или Московского государства.

Историки-гуманисты заботливо устраняют из своего повест­вования мифы, легенды, чудеса, все, что не поддается рацио­нальному объяснению. Отсюда критицизм, отразившийся на подходе к историческому источнику. Говоря о развитии гума­нистами исторического источниковедения, нужно прежде всего остановиться на уже упомянутом Лоренцо Валла, который под­верг уничтожающей критике один из основополагающих доку­ментов папства — «Донацию» (Дар) Константина. Документ этот извещал о крещении императора Константина после его мнимого исцеления от проказы папой Сильвестром І. В благодарность богу и его представителю на земле — папе Константин передает последнему власть в Риме, в Италии и западных провинциях, а сам переносит свою столицу в Византию.

В период борьбы неаполитанского короля с папой Лоренцо Валла написал свой памфлет «О подложном даре Константина». В нем он доказывает невероятность такого дарения с точки зрения психологии государей, готовых пойти на любое преступ­ление, чтобы сохранить и расширить свою власть. Валла обращается к латинским и греческим историкам времени Константина и убеждается в том, что в их произведениях нет никаких упоминаний о даре. Далее, Валла доказывает, что «Константинов дар», документ, якобы данный византийским императором Кон­стантином,— фальшивка, составленная через несколько столетий после смерти Константина. При этом используются данные фи­лологии (язык документа поздний) и данные палеографии и археологии (в частности, отсутствие папских монет). Валла изобличает составителей подложного документа в незнании эпохи Константина и в нагромождении нелепостей и несообраз­ностей в тексте документа.

Памфлет Лоренцо Валлы сыграл крупную роль в борьбе с папством. Он даже понудил Римскую церковь отказаться от «Константинова дара» для обоснования своих претензий на светскую власть. Памфлет представляет собой и выдающийся научный историографический интерес, ибо является первым зрелым памятником источниковедческой критики. Доказывая подложность «Константинова дара», Лоренцо Валла пользуется и такими приемами, которые никак не входят в арсенал совре­менного источниковедения, но типичны для историков-гуманистов XV в. Если бы, что, впрочем, невероятно, Константин и заду­мал подарить папе Рим, его сыновья, близкие и друзья обра­тились бы к нему со словами: «Неужели ты, который прежде был столь любящим отцом, теперь лишишь своих сыновей наслед­ства, разоришь и отвергнешь их?» И включив в свое произве­дение мнимую речь родных Константина, Лоренцо Валла затем ставит вопрос: «Неужели Константин, если только не считать, что он был вовсе лишен человечности, не был бы тронут этой речью?» Далее приводится такая же вымышленная речь ора­тора, которого призвали бы сенат и римский народ, чтобы убе­дить императора в недопустимости дара.

Включение в историческое, повествование правдоподобных, но вымышленных речей было результатом характерного для многих гуманистов XV в. увлечения риторикой (ораторским искусством, красноречием). Увлечение это приводило поборни­ков риторики к включению в историческое повествование на­пыщенных речей и красивых фраз. Риторика была распростра­нена задолго до XV в., но в эпоху Возрождения она получила такое распространение, что автор ценного курса «Историография средних веков» Е. А. Косминский, говоря о гуманистической историографии в Италии, выделил специальный раздел для ри­торической школы, противопоставив ей политическую школу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

По горизонтали

3. Признанной столицей итальянского возрождения являлась

8. У творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме … — утверждал николай кузанский

9. Концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры

12. Идеал гуманистов, который по их мнению нужно возраждать

16. Древнегреческий философ, представительмилетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского

23. Представление о том, что развитие человеческого общества определяется сверхъестественными силами

25. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи возрождения, является

По вертикали

1. Философ, развивавший идею платонизма о срединном положении человека между земным, животным и божественным

2. Этап – 8 – 15 века – представляет собой развитие христианской философии под влиянием идей Аристотеля

4. Направление в европейской философии 15—16 веков

5. Реальная политика – это отказ от использования … в качестве основы государственного курса

6. Стремление находить скрытое значение того или иного предмета или явления

7. Филосов эпохи возрождения, был кардиналом

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

10. Философ эпохи возрождения, разработавший теорию движения планет вокруг солнца на основании пифагорейского принципа равномерных круговых движений

11. Филосов, основоположник философии политики

13. Учение о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии

14. Один из первых представителей утопического социализма

15. Последнее творение Бодена

17. Представление о том, что мир сотворен Богом из ничего

18. Лучшая форма государства по мнению Макиавелли

19. Боден выделяет три формы государства: демократия, монархия и …

20. В итальянской философии образ утопического государства – города солнца – был создан …

21. Система мира Николая Коперника

22. Позиция, с которой философы возрождения решали проблему соотношения бога и мира

24. Ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий

Философия эпохи возрождения
Философия Возрождения
— направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.
Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.
Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции. Представление о том, что мир сотворен Богом из ничего креационализм. В своих учениях он выделял три формы гос-ва, аристократию, демократию и монархию.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания(рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии. Реальная политика – это отказ от использования идеологии в качестве основы государственного курса. Позиция, с которой философы возрождения решали проблему соотношения бога и мира неоплатонизм.

Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении. Последнее творение Бодена — Гептапломерес (или Разговор семи участников) — самое смелое его произведение, призванное обосновать разумность веротерпимости.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; Гуманизм — понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала, поддержание идей Аристотеля. Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи возрождения, является удовольтвие. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).
Этика эпохи возрождения — это этика благородства, заключающемся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии — научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.
Детерминизм — взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль)
. Концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры секуляризм. . Представление о том, что развитие человеческого общества определяется сверхъестественными силами – провиденциализм. Учение о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии – герметизм.
Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант — становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времениПантеизм — это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах.
Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало. ; натурфилософский Натурфилософия — философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д.
Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется — душой мира. Дуща мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это нечто иное как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающей с богословием.
Небесные тела лишались своего привилегированного положения оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означала отказ от внешних двигателе=> отказ от преводвигателя. . Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в.(начало эпохи ренессанс).

Первый этап развития философии эпохи Возрождения Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры.

Предстающая перед читателем “Божественной комедии” картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр вселенной, но и в том, что творцом мира и его организатором считается Бог. И все же картина мироустройства, в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально.

Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служили не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва к “доблести и знанию”.

Так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”.Признанной столицей итальянского Возрождения являлась Флоренция. Родоначальником возрожденческого движения по праву считается другой великий лирический поэт Италии Франческо Петрарка (1304-1374).

Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307).

Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философии.

Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, которые по существу являются короткими сочинениями по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь самостоятельно, стал одним из образованнейших людей своего времени. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.

Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, т. е. учения о бытии и материи, то они отступают в его философии на второй план. “Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки” [1. С. 27]. В то же время Петрарка выступает как подлинный и знающий жизнь учитель.

Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла (1407 — 1457) выступил в защиту эпикурейской философии. В диалоге “О наслаждении” или “Об истинном и ложном благе” он противопоставил этику Эпикура с ее эгоцентризмом суровой этике стоиков. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию.

В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.
Макиавелли философ, придерживающийся философии политики.

источник