Меню Рубрики

Взаимосвязь психолого педагогической коррекции с лечением зрения

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Примерная общеобразовательная программа “Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А Парамоновой, а также по программе специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, под научной редакцией Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.

Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью пологаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсувствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область “Художественное творчество” является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.

3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации, вновь поступивших в детский сад детей, мной был разработан проект “Вхождение ребенка дошкольника в мир социальных отношений” в процессе реализации которого, мои воспитанники в игровой форме знакомились с элементарными правилами поведения и общения с взрослыми и сверстниками.

Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:

  1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз,. для снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит коррекционная физкультура, где применяется комплекс упражнений направленных на коррекцию осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все это способствует повышению физических качеств и улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе а именно:

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

Все эти моменты учитывает методика проведения тренировочных занятий со слабовидящими детьми:

  1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:

Первая младшая группа – 10-15 минут.
Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

  • Занятие проводиться в свободной форме, дети самостоятельно рассаживаются за столом.
  • Занятия проводит одновременно со всеми детьми, но задания индивидуальные.
  • Материал тренировочных занятий должен соответствовать знанию и навыкам предусмотренных программой дошкольного учреждения, для каждой возрастной группы.
  • Пособия должны соответствовать возрасту детей и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.
  • Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.

    Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1, сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры :мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры

    Зрительные маршруты и гимнастики.

    В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.

    В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.

    Если ребёнок любит играть с машинками, можно подобрать необходимую игру с тренажером “Дорожка”, которую разработал кандидат педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

    Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.

    Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты, предложите ему тренажер “видео-азимут”, разработанный тем же автором, по которому любой сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.

    Использую световую указку, можно играть как индивидуально, так и с группой детей в “бродилки по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

    Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.

    Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.

    Зная, что ведущий деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы может добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а следовательно развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения.

  • Парамонова Л.А. примерная образовательная программа “Истоки”.
  • Плаксина Л.И. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
  • Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.
  • источник

    Ахметшина Илюса
    Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида

    В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.

    В нашем детском саду функционируют две специализированные группы для детей с нарушением зрения. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся, дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.

    Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в детском саду показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:

    • Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог, в поликлинике, проводит прием и осмотр детей с нарушенным зрением, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка и направляет в группу компенсирующего вида. Дети получают лечение в нашем детском саду, в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.

    • Учитель –дефектолог использует на занятиях методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).

    Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

    1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксация и работа с мелкими предметами. (Детям с близорукостью нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).

    2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.

    Читайте также:  Хищное млекопитающее кошачьих с острым зрением

    3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.

    4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.

    5. Выработка бинокулярного зрения.

    6. Развитие стереоскопического зрения.

    Организация коррекционно-педагогической работы

    При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; по рекомендациям врача-офтальмолога определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.

    Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, учителя-логопеда, работающих с этими детьми.

    С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения”. В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:

    • Зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания;

    • Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;

    • Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;

    • Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены;

    • Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;

    • Офтальмологические требования при работе с наглядностью.

    Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.

    Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью.

    В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.

    Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия

    Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т. к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

    Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус,в шнуровке, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики, из счетных палочек.

    Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т. д.). Детям постарше — сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.

    В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты.

    Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т. д.

    Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т. к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.

    Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось, “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера.

    В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.

    В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.

    В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.

    Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.

    источник

    Изучение сенсорного развития детей с нарушением зрения имеет существенное значение для разрешения ряда конкретных проблем специальной коррекционной педагогики и для обоснования сис­темы обучения и воспитания.

    Значение слуховой ориентации весьма важно в психическом развитии ребенка. Воспринимая звуки, исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и пра­вильно реагировать на него.

    Воспринимает звук и анализирует его орган слуха. Многообра­зие слуховых ощущений связано с особенностями и функцией слу­хового анализатора, обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетанию (фонемы, мелодии).

    Слуховое восприятие доставляет слепому ребенку разнообраз­ные сведения о предметах, их свойствах, их движении в простран­стве. Звуки, рождающиеся от предметов и явлений окружающего мира, рисуют незрячему своеобразную картину мира. В результате систематического общения с действительностью у незрячего ре­бенка формируются компенсаторные навыки пространственной ориентации, обеспечивающие ему адекватные действительности действия. Умение локализовать, дифференцировать звуки для сле­пого ребенка является жизненно необходимым. Не так у слабови­дящего ребенка: он полностью ориентируется на зрение и рядом расположенное пространство, доступное ему зрительно.

    Удаленное пространство ребенок с нарушением зрения может познать в процессе передвижения. При этом у него еще нет пони­мания того, что его зрение неполноценно; он полностью доверяет своей зрительной информации и не использует потенциальные ком-

    пенсаторные возможности слухового восприятия так, как это де­лает маленький слепой дошкольник. В этом случае нет возможнос­ти говорить об активном компенсаторном развитии ребенка за счет спонтанного включения сохранных анализаторов.

    Проведенные наблюдения за слабовидящими детьми показыва­ют, что чувственный уровень представлений о звучащем мире у слабовидящих детей практически близок к уровню нормально ви­дящих детей. Компенсирующее значение слухового восприятия при слабовидении должно формироваться на основе активного взаи­модействия зрительно-слуховых, слухо-двигательных, зрительно-слухо-двигательных и других полисенсорных чувствований.

    Формирование у детей с нарушением зрения сенсорных звуко­вых эталонов (громкость, высота, ритмичность, длительность, мелодичность, темп, тембр и др.) целесообразнее всего осуществ­лять при формировании практических действий ориентации. Важ­но дать слабовидящим детям представления о том, что не всегда надо стремиться к зрительной ориентации, особенно в условиях, когда она затруднена. Детей надо учить ориентированию на слух на улице и в помещении, выделять звуки, производимые различны­ми приборами, машинами, теми или иными явлениями и живы­ми объектами в природе. Надо развивать у детей умение опираться на слуховое восприятие и на сохранные чувства (обоняние, осяза­ние, вкус), дающие верную информацию об окружающем мире.

    Особое значение для детей с нарушением зрения имеет ося­зание.

    Исследования взаимодействия зрения и осязания при восприя­тии предметов окружающей действительности у нормально видя­щих детей показали, что в определенные периоды развития дош­кольники опираются главным образом на визуальную ориентацию. Только к концу дошкольного возраста происходит уравновешива­ние роли зрения и осязания при зрительно-тактильном восприя­тии предметов. Уровень осязательных действий у нормально видя­щих дошкольников в сравнении со зрительным остается все-таки несколько ниже. Как орган перцепции, пишут В. А. Зинченко и А. Г. Рузская, рука долгое время отстает от глаза.

    Для слепого ребенка осязание -— главный фактор для познания окружающего мира, так как посредством осязания ребенок полу­чает основную информацию о форме, структуре, поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном поло­жении. Осязание при слепоте выступает как ведущий фактор ком­пенсаторного развития незрячего. Слабовидящий ребенок, напро­тив, предпочитает зрительную ориентацию всем другим ее спосо­бам. Наблюдения за слабовидящими детьми показали, что их ося­зательные представления о форме, величине и структуре предме­тов значительно обеднены.

    Почему же при слабовидении рука не становиться активным фактором компенсаторного развития? Покажем это на примере наблюдения за детьми с разной степенью поражения зрения.

    Детям предлагается познакомиться с новыми игрушками, лежащими перед ними на столе. Слепой ребенок (тотально слепой) — Костя А. 2,5 года — протягивает руку и начинает ощупывать игрушку руками. После нескольких движений рук по игрушкам подключает оральное обследова­ние, трогает части языком и губами. Рука для него является первым ин­форматором о предмете.

    Слабовидящая Неля Д. 3 года (диагноз: атрофия зрительного нерва, Vis на оба глаза 0,1). Девочка берет игрушку и подносит близко к глазам. Рука у нее выступает только как средство, используемое для приближения объек­та к глазам. Лишь после зрительного анализа начинает действовать рука, девочка хочет понять функцию предмета, но ее не интересует его форма, величина, структура предмета, как это наблюдается у незрячего ребенка.

    Развитие осязания, как и развитие других чувств, достигается путем упражнения. Ребенка надо учить различать форму, поверх­ность, температуру и другие осязаемые признаки.

    Важно учить детей ощупывающим действиям сообразно при­знакам воспринимаемого объекта. При этом следует знать, что у детей с нарушением зрения особенно трудно складывается зри­тельно-осязательный анализ, ведь и в норме этот процесс у дош­кольников еще окончательно не завершается. Дети еще не умеют планомерно обследовать предмет из-за несформированности ося­зательно-двигательных действий, направленных на выделение вна­чале основных, а затем дополнительных деталей и признаков.

    Здесь уместно подчеркнуть роль установок, которые получает ребенок в процессе чувственной ориентации. Система перцептив­ных обследующих действий должна быть четко организована, и дети в процессе систематических упражнений органов чувств при­обретают стереотипные, упорядоченные навыки чувственного по­знания действительности.

    От понимания закономерностей сенсорного развития ребенка при нарушении зрения существенно зависит содержание и мето­дика сенсорного воспитания, позволяющая преодолевать зритель­ную недостаточность.

    Как известно, социальное благополучие человека во многом за­висит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для наиболее комфортного ощущения себя человеку необходимо осознание сво­их возможностей и умение их использовать. Для мобилизации своих внутренних сил, резервов, любому человеку необходимо пройти школу самопознания. Это особенно актуально для детей с патологи­ей зрения. Они должны достаточно точно и конкретно представлять

    свои сенсорные возможности, в первую очередь зрительные, а за­тем и возможности сохранных анализаторов, чтобы адекватно ими пользоваться, адаптируясь к окружающей действительности.

    8. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ С ЛЕЧЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    В специальном дошкольном учреждении, в окружении сверст­ников с тем же недугом, ребенок не находит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении упражнений для раз­вития зрения. Однако, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая в его необходимости и в том, что оно принесет положи­тельный результат, педагоги становятся участниками возвраще­ния детям полноты зрительных функций.

    Коррекционная работа и комплексный лечебный восстанови­тельный процесс осуществляются на основе максимального сбли­жения медицинских и педагогических средств коррекции. Направ­ленное обучение и воспитание строится на основе пропедевтичес­ких курсов, предусматривающих формирование навыков и уме­ний пользоваться неполноценным зрением и компенсаторными формами ориентации, развитие которых идет за счет сохранных анализаторов, речи и мышления.

    Читайте также:  Хламидиоз и его влияние на зрение

    Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения (выделение формы, цвета, величины и пространственного поло­жения предметов) для развития зрения и зрительного восприятия. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Использу­ются такие дидактические игры, как «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, ри­сунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое». В пе­риод плеоптического лечения детям младшего возраста рекомен­дуется использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушка­ми-вкладышами, например, такие, как «Собери башенку», «Со­бери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку». При­меняются игрушки со световым и цветовым эффектом, привлека­ющие детей своей занимательностью. Такие игры привносят в ле­чебный процесс элементы непроизвольного интереса ребенка, что усиливает их лечебный эффект. При этом глаз упражняется в выде­лении цветовой насыщенности, усиливаются цветоразличительные способности зрения.

    Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зави­симости от состояния зрения и периода восстановительной работы.

    Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изоб­ражения для занятий даются более крупные, а по мере повыше­ния остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мел­кие предметы не должны быть менее 2 см: у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук и им трудно рабо­тать с очень мелким материалом. (Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность.)

    Каждый педагог, если ему известно состояние детей и реко­мендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях.

    Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенап­равленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечеб­но-восстановительной работы.

    Большое значение в организации работы по развитию зритель­ного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидактиче­ский материал, которые педагоги используют на занятиях. Они дол­жны быть лаконичны и понятны детям, выполнены яркими, кон­трастными, насыщенными цветами. Показ наглядных пособий сле­дует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояс­нением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визу­альные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все пред­лагаемые детям задания должны быть им понятны и направлены на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

    На занятиях по изобразительной деятельности следует учить детей выделять признаки предметов, чтобы они затем смогли бо­лее точно отобразить их в своих рисунках. Психофизические мето­ды восстановления зрения (светостимуляция, представление изоб­ражений на световом табло и др.) сочетаются с психолого-педаго­гическими методиками.

    Например, детям можно предложить воспроизвести изображе­ние по образцу при его непосредственном зрительном восприя­тии, как краткосрочном предъявлении, изобразить объект по сло­весному описанию ими собственному представлению. Все эти уп­ражнения строятся с учетом различительных возможностей зре­ния, состояния моторики рук и зрительно-пространственной мик­ро- и макроориентации.

    На занятиях по математике формируется понятия широкоеузкое, длинное — короткое, можно предложить детям в зависимос­ти от величины объекта (машины, гусеницы, ослика) нарисовать для него дорожку соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с таким заданием, пред­лагается из набора лент выбрать ленты соответствующей ширины. В подобных заданиях упражняется зрение, и таким образом усили­вается результат лечебно-оздоровительному работы.

    По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от пери­ода восстановительного лечения, педагоги используют различные дидактические игры и упражнения для активизации остроты зре­ния, стимуляции сетчатки глаза, глазодвигательных функций. На­пример, в период плеоптического лечения, направленного на по­вышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают про­водить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через каль­ку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т. д.

    Большое внимание, особенно перед началом лечения на меди­цинских аппаратах, педагоги уделяют подготовительным упраж­нениям, которые они проводят совместно с медицинскими сест­рами. Так, при исправлении косоглазия на ортоптическом прибо­ре «Синаптофор», детей предварительно знакомят с изображени­ями, испльзуемыми на приборе, а затем предлагают игры: «Под­бери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению си­луэт». Используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе бумаги изображены контуры различных животных и растений; детям даются вырезан­ные из цветной или черной бумаги силуэты, повторяющие конту­ры этих изображений. Дети должны наложить их силуэты на нари­сованные изображения.

    В период выработки стереоскопического зрения особенно эф­фективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», «Прокати шар в ворота», а также игры с различными конструкторами, мозаика­ми. При игре упражняются глазомерные функции. Дети учатся со­измерять по величине предметы, определить расстояние между объектами. Большие возможности для упражнения зрительных фун­кций в определении расстояния, удаленности предмета, протя­женности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие способствуют активизации и фор­мированию стероскопического видения.

    В ходе занятий и игр происходит повышение общей функцио­нальной активности и различительной чувствительности зритель­ной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, уп­ражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стреоскопичности видения в условиях изменения насыщен­ности и интенсивности цвета и размера стимула дает хорошие ре­зультаты в развитии зрительных функций.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    В специальном дошкольном учреждении, в окружении сверст­ников с тем же недугом, ребенок не находит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении упражнений для раз­вития зрения. Однако, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая в его необходимости и в том, что оно принесет положи­тельный результат, педагоги становятся участниками возвраще­ния детям полноты зрительных функций.

    Коррекционная работа и комплексный лечебный восстанови­тельный процесс осуществляются на основе максимального сбли­жения медицинских и педагогических средств коррекции. Направ­ленное обучение и воспитание строится на основе пропедевтичес­ких курсов, предусматривающих формирование навыков и уме­ний пользоваться неполноценным зрением и компенсаторными формами ориентации, развитие которых идет за счет сохранных анализаторов, речи и мышления.

    Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения (выделение формы, цвета, величины и пространственного поло­жения предметов) для развития зрения и зрительного восприятия. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Использу­ются такие дидактические игры, как «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, ри­сунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое». В пе­риод плеоптического лечения детям младшего возраста рекомен­дуется использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушка­ми-вкладышами, например, такие, как «Собери башенку», «Со­бери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку». При­меняются игрушки со световым и цветовым эффектом, привлека­ющие детей своей занимательностью. Такие игры привносят в ле­чебный процесс элементы непроизвольного интереса ребенка, что усиливает их лечебный эффект. При этом глаз упражняется в выде­лении цветовой насыщенности, усиливаются цветоразличитель-ные способности зрения.

    Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зави­симости от состояния зрения и периода восстановительной работы.

    Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изоб­ражения для занятий даются более крупные, а по мере повыше­ния остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мел­кие предметы не должны быть менее 2 см: у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук и им трудно рабо­тать с очень мелким материалом. (Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность.)

    Каждый педагог, если ему известно состояние детей и реко­мендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях.

    Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенап­равленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечеб­но-восстановительной работы.

    Большое значение в организации работы по развитию зритель­ного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидактиче­ский материал, которые педагоги используют на занятиях. Они дол­жны быть лаконичны и понятны детям, выполнены яркими, кон­трастными, насыщенными цветами. Показ наглядных пособий сле­дует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояс­нением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визу­альные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все пред­лагаемые детям задания должны быть им понятны и направлены на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

    На занятиях по изобразительной деятельности следует учить детей выделять признаки предметов, чтобы они затем смогли бо­лее точно отобразить их в своих рисунках. Психофизические мето­ды восстановления зрения (светостимуляция, представление изоб­ражений на световом табло и др.) сочетаются с психолого-педаго­гическими методиками.

    Например, детям можно предложить воспроизвести изображе­ние по образцу при его непосредственном зрительном восприя­тии, как краткосрочном предъявлении, изобразить объект по сло­весному описанию ими собственному представлению. Все эти уп­ражнения строятся с учетом различительных возможностей зре­ния, состояния моторики рук и зрительно-пространственной мик­ро- и макроориентации.

    На занятиях по математике формируется понятия широкое — узкое, длинноекороткое; можно предложить детям в зависимос­ти от величины объекта (машины, гусеницы, ослика) нарисовать для него дорожку соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с таким заданием, пред­лагается из набора лент выбрать ленты соответствующей ширины. В подобных заданиях упражняется зрение, и таким образом усили­вается результат лечебно-оздоровительному работы.

    По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от пери­ода восстановительного лечения, педагоги используют различные дидактические игры и упражнения для активизации остроты зре­ния, стимуляции сетчатки глаза, глазодвигательных функций. На­пример, в период плеоптического лечения, направленного на по­вышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают про­водить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через каль­ку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д.

    Большое внимание, особенно перед началом лечения на меди­цинских аппаратах, педагоги уделяют подготовительным упраж­нениям, которые они проводят совместно с медицинскими сест­рами. Так, при исправлении косоглазия на ортоптическом прибо­ре «Синаптофор», детей предварительно знакомят с изображени­ями, испльзуемыми на приборе, а затем предлагают игры: «Под­бери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению си­луэт». Используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе бумаги изображены контуры различных животных и растений; детям даются вырезан­ные из цветной или черной бумаги силуэты, повторяющие конту­ры этих изображений. Дети должны наложить их силуэты на нари­сованные изображения.

    В период выработки стереоскопического зрения особенно эф­фективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», «Прокати шар в ворота», а также игры с различными конструкторами, мозаика­ми. При игре упражняются глазомерные функции. Дети учатся со­измерять по величине предметы, определить расстояние между объектами. Большие возможности для упражнения зрительных фун­кций в определении расстояния, удаленности предмета, протя­женности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие способствуют активизации и фор­мированию стероскопического видения.

    В ходе занятий и игр происходит повышение общей функцио­нальной активности и различительной чувствительности зритель­ной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, уп­ражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стреоскопичности видения в условиях изменения насыщен­ности и интенсивности цвета и размера стимула дает хорошие ре­зультаты в развитии зрительных функций.

    1.Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детс­
    кой офтальмологии. — М., 1987.

    2.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М.,
    1956.

    3.Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у сле­
    пых и слабовидящих детей. — Л., 1982.

    4.Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей, страдающих
    содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989.

    5.Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. — М., 1973.

    6.Зинченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у
    детей дошкольного возраста: Развитие восприятия в раннем и дошколь­
    ном возрасте. — М., 1966.

    7.Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы
    слепых. — М., 1969.

    8.МаллаевД.М. Игры для слепых и слабовидящих. — М., 1992.

    9.Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением / Под
    ред. Л.И.Плаксиной. — М., 1998.

    10. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с наруше­
    ниями зрения. — Калуга, 1998.

    11.Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в дет­
    ском саду для детей с нарушением зрения. — М., 1998.

    12.Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической
    помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. —
    М., 1998.

    13.Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушени­
    ем зрения / Под ред. Л.И.Плаксиной. — М., 1995.

    14.Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и
    младшего школьного возраста. — М., 1997.

    15. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с
    нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. —
    Калуга, 1998.

    Глава 7. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

    ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    источник

    Задание для самостоятельной работы ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ С ЛЕЧЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (4 курс)

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ С ЛЕЧЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    В специальном дошкольном учреждении, в окружении сверстников с тем же недугом, ребенок не находит ничего необычного в ношении окклюдоров, очков и выполнении упражнений для развития зрения. Однако, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая в его необходимости и в том, что оно принесет положительный результат, педагоги становятся участниками возвращения детям полноты зрительных функций.

    Читайте также:  Хобби для человека со слабым зрением

    Коррекционная работа и комплексный лечебный восстановительный процесс осуществляются на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции. Направленное обучение и воспитание строится на основе пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и компенсаторными формами ориентации, развитие которых идет за счет сохранных анализаторов, речи и мышления.

    Во все общеобразовательные занятия включаются упражнения (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов) для развития зрения и зрительного восприятия. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются такие дидактические игры, как «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, рисунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое». В период плеоптического лечения детям младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, такие, как «Собери башенку», «Собери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку». Применяются игрушки со световым и цветовым эффектом, привлекающие детей своей занимательностью. Такие игры привносят в лечебный процесс элементы непроизвольного интереса ребенка, что усиливает их лечебный эффект. При этом глаз упражняется в выделении цветовой насыщенности, усиливаются цветоразличитель-ные способности зрения.

    Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы.

    Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см: у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук и им трудно работать с очень мелким материалом. (Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность.)

    Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. Зная зрительные возможности детей, педагоги могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

    Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичны и понятны детям, выполнены яркими, контрастными, насыщенными цветами. Показ наглядных пособий следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все предлагаемые детям задания должны быть им понятны и направлены на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

    На занятиях по изобразительной деятельности следует учить детей выделять признаки предметов, чтобы они затем смогли более точно отобразить их в своих рисунках. Психофизические методы восстановления зрения (светостимуляция, представление изображений на световом табло и др.) сочетаются с психолого-педагогическими методиками.

    Например, детям можно предложить воспроизвести изображение по образцу при его непосредственном зрительном восприятии, как краткосрочном предъявлении, изобразить объект по словесному описанию ими собственному представлению. Все эти упражнения строятся с учетом различительных возможностей зрения, состояния моторики рук и зрительно-пространственной МИКРО- и макроориентации.

    На занятиях по математике формируется понятия широкое — узкое, длинное — короткое; можно предложить детям в зависимости от величины объекта (машины, гусеницы, ослика) нарисовать Для него дорожку соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с таким заданием, предлагается из набора лент выбрать ленты соответствующей ширины. В подобных заданиях упражняется зрение, и таким образом усиливается результат лечебно-оздоровительному работы.

    По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от периода восстановительного лечения, педагоги используют различные дидактические игры и упражнения для активизации остроты зрения, стимуляции сетчатки глаза, глазодвигательных функций. Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д.

    Большое внимание, особенно перед началом лечения на медицинских аппаратах, педагоги уделяют подготовительным упражнениям, которые они проводят совместно с медицинскими сестрами. Так, при исправлении косоглазия на ортоптическом приборе «Синаптофор», детей предварительно знакомят с изображениями, испльзуемыми на приборе, а затем предлагают игры: «Подбери пару», «Наложи одно изображение на другое», «Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению силуэт». Используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе бумаги изображены контуры различных животных и растений; детям даются вырезанные из цветной или черной бумаги силуэты, повторяющие контуры этих изображений. Дети должны наложить их силуэты на нарисованные изображения.

    В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», «Прокати шар в ворота», а также игры с различными конструкторами, мозаиками. При игре упражняются глазомерные функции. Дети учатся соизмерять по величине предметы, определить расстояние между объектами. Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удаленности предмета, протяженности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие способствуют активизации и формированию стероскопического видения.

    В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразли-чения, стреоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности цвета и размера стимула дает хорошие результаты в развитии зрительных функций.

    Почему необходима взаимосвязь между коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работой в ДОУ?

    По какому принципу подбираются дидактические игры и задания для развития зрения?

    Какие игры используются для выработки стереоскопического зрения?

    источник

    Специальная педагогика. Конспект лекций — Титов В.А. — Вопрос 69. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением

    Вопрос 69. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением

    1. Домашнее воспитание и обучение

    2. Учреждения дошкольного воспитания

    3. Условия воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения

    4. Содержание об тения и воспитания детей с нарушением зрения в детском саду

    5. Специальные коррекционные занятия

    7. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения

    1. Домашнее воспитание и обучение ребенка с нарушенным зрением имеет свои особенности:

    ✓ квалифицированная регулярная консультативная помощь специалистов (тифлопедагог, психолог, офтальмолог и др.) — необходимое условие обучения и воспитания слепого или слабовидящего ребенка, пребывающего по месту жительства;

    ✓ «комментированное» общение взрослого с ребенком: слово фиксирует какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т. д., т. е. слово — знаковое обобщение, образ которого закрепляется в памяти с помощью осязания. Словесные обозначения способствуют осмысленному восприятию окружающего мира, отчетливому различению;

    ✓ оптимальная организация предметно-окружающей среды для сенсорного развития ребенка с нарушенным зрением;

    ✓ организация разнообразных видов деятельности — общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования и др.;

    ✓ демократический стиль родителей в отношениях с ребенком: прислушиваться к его мнению, уважать его позицию, развивать самостоятельность суждений;

    ✓ атмосфера любви и взаимного уважения;

    ✓ гармоническое развитие всех способностей ребенка.

    Родители должны обладать определенным уровнем специального педагогического знания, чтобы без ущерба для здоровья и развития ребенка осуществлять домашнее воспитание и обучение.

    2. Специальные дошкольные учреждения:

    ✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;

    ✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;

    ✓ детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;

    ✓ специальные дошкольные учреждения смешанного вида. Цели данных учреждений:

    ✓ воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей;

    ✓ подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению.

    Обучение и воспитание осуществляются по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Наполняемость группы.

    ✓ слепые и слабовидящие дети — 10 чел.;

    ✓ дети с косоглазием и амблиопией — 10—12 чел. Особенности учебно-воспитательного процесса:

    ✓ развитие зрительного восприятия;

    ✓ формирование предметных представлений;

    ✓ ориентировка в пространстве;

    ✓ развитие слухового восприятия;

    ✓ широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного);

    ✓ использование оптических средств коррекции зрительного восприятия;

    ✓ проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения;

    ✓ развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация и др.);

    ✓ организация преемственности между обучением в детском саду и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием.

    Как отмечает Л.И. Плаксина, важное место в педагогическом процессе занимает работа по взаимосвязи коррекционно-воспи- тательной и лечебно-восстановительной деятельности, по развитию и активизации зрения, его охране, укретению общего состояния здоровья.

    В ясли-сад принимаются дети с 2 до 7 лет на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования психолого-медико-педагогической комиссии. Коррекционные занятия проводятся специалистами.

    Специальное образование дошкольников с нарушенным зрением осуществляется с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

    В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях).

    3. Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо:

    ✓ создать соответствующие условия для зрительного восприятия;

    ✓ оптимально использовать наглядные пособия;

    ✓ применять специальные методы обучения и вести коррекци- онно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

    ✓ подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

    Условия для зрительного восприятия:

    доступное расположение наглядного материала;

    регулирование зрительных нагрузок;

    организация коррекционных упражнений для зрения.

    4. Программы обучения и воспитания обеспечивают всестороннее развитие и подготовку к школе детей с нарушенным зрением. Специальные элементы в содержании образования:

    • преодоление недостатков физического развития, возникающих на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.;

    • развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление;

    • систематическая работа по формированию навыков самообслуживания;

    • поэтапное выполнение действие: сначала — по образцу, затем — по инструкции;

    • развитие зрительного анализа и формирование предметных образов и предметно-практических действий;

    • пропедевтические занятия по обучению игре;

    • преодоление вербализма и обогащение чувственной основы игры;

    • дидактические и творческие игры — важное средство развития зрительного восприятия, формирования полисенсорных взаимосвязей, умственного, нравственного воспитания;

    • формирование элементарных математических представлений;

    • формирование сенсорных эталонов (геометрические фигуры, меры длины, меры веса и др.) по принципу нарастающей сложности;

    • формирование элементарных математических представлений с опорой на практические действия с реальными предметами (или их изображениями);

    • формирование поэтапного обследования предметов, умения анализировать их основные признаки;

    . повтор одной темы на занятиях по лепке, аппликации, рисованию;

    • формирование пространственной ориентировки в самом процессе изображения;

    • ознакомление с окружающим миром;

    • формирование чувственного опыта (с использованием остаточного зрения, полисенсорных взаимосвязей — слухо-двигатель- ных, тактильно-двигательных, осязательных);

    . развитие речи в процессе познания окружающего мира;

    . расширение и систематизация представлений об обществе, природе; овладение элементарными математическими и эстетическими знаниями;

    • основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п.;

    • воспитание музыкальной восприимчивости;

    • формирование музыкальной деятельности — от показа к подражанию — на полифункциопальной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной;

    • использование предметов (ленты, флажки, обручи, мячи и т. п.) в музы ка.| 1ьно-ритмических упражн ениях.

    5. Основные направления коррекционно-педагогической работы:

    ✓ специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

    ✓ организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности;

    ✓ для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия;

    ✓ для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов;

    ✓ значительный объем практических заданий и упражнений;

    ✓ формирование различительных способностей анализаторов;

    ✓ овладение эталонами признаков и свойств;

    ✓ формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа «Ребенку с нарушением зрения — о нем самом»);

    ✓ занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы;

    ✓ взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной работой.

    6. Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий.

    Сенсорное развитие включает:

    ✓ усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;

    ✓ овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объемно воспринимать окружающей мир.

    Содержание сенсорного воспитания охватывает широкий объем признаков и свойств предметов: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве и времени.

    Методика сенсорного воспитания предусматривает:

    ✓ обучение детей обследованию предметов;

    ✓ формирование представлений о сенсорных эталонах.

    Специальные занятия и упражнения способствуют развитию ощущений и восприятий слепых и слабовидящих детей.

    Прежде всего следует развивать:

    7. Характер взаимосвязи психолого-педагогической коррекции с лечением зрения проявляется прежде всего в максимальном сближении педагогических и медицинских коррекционных средств, с помощью которых осуществляется преодоление или ослабление нарушений развития детей.

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 286—287. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 131-156.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. С. 103—108.

    источник