Меню Рубрики

Застройка города с точки зрения экологии

С целью оптимизации размещения материальных элементов земли населенного пункта подразделяют на основные функциональные зоны: производственную, жилую и рекреационную.

Производственная зона. В создании того или иного города принимают участие различные предприятия, которые явились причиной его возникновения. Их называют градообразующими предприятиями. К ним относят промышленные предприятия (заводы, фабрики, электростанции), крупные транспортные узлы, морские вокзалы и аэропорты, правительственные и научные учреждения, санатории, дома отдыха и др. Учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания, работающие на градообразующую группу предприятий, называют обслуживающими. Это могут быть детские сады, ясли, школы, средние учебные заведения, музеи, магазины, предприятия местной легкой промышленности и т.д.

Для оптимизации и взаимного размещения и управления с учетом основных функциональных зон выделяют следующие функциональные подзоны: промышленную, жилую, санитарно-защитную, внешнего транспорта, коммунально-складскую, зону отдыха.

Промышленная зона предназначается для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов. Промышленные зоны формируют с учетом производственно-технологических, транспортных, санитарно-гигиенических и функциональных требований. Размещение предприятий на территории промышленной зоны, отнесение их к соответствующим классам вредности в зависимости от санитарной классификации производств и выделяемых производственных вредностей, а также установление размеров санитарно-защитных зон производится в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, правил по разработке соответствующих генеральных планов и строительных норм проектирования промышленных предприятий.

Проекты планировки промышленных зон разрабатываются с учетом градостроительных требований. Наиболее вредные предприятия, в том числе взрывоопасные и пожароопасное, располагают в отдалении от жилой зоны, причем с подветренной стороны, т.е. таким образом, чтобы господствующие ветры дули от жилой зоны на промышленную. При этом ориентируются на среднегодовую розу ветров или на одну из сезонных роз ветров (летнюю, зимнюю), построенных на основании многолетних наблюдений. Промышленные зоны с предприятиями, загрязняющими поверхность воды, размещаются по течению реки ниже жилой зоны и зоны отдыха.

Для улучшения процессов рассеивания выбросов в атмосферу предприятия располагают на более высоких отметках местности, увеличивая тем самым фактическую высоту выброса. Наоборот, предприятия с загрязненными промышленными площадками во избежание cмыва загрязнений ливневыми водами на жилую территорию должны размешаться на более низких отметках, чем жилая территория и зона отдыха.

Промышленные предприятия, требующие создания санитарно-защитных зон шириной более 3 км, должны размешаться за пределами населенных пунктов.

При реконструкции промышленных зон предусматриваются следующие мероприятия: упорядочение планировки и застройки района с выявлением территориальных резервов для размещения и развития перспективных предприятий, как старых, так и новых; ликвидация или перемещение мелких и устаревших предприятий и объектов, не имеющих территориальных резервов для дальнейшего развития, а также предприятий и объектов, оказывающих отрицательное влияние на жилую территорию, соседние предприятия и окружающую природную среду; упорядочение транспортных связей в зоне и ликвидация железнодорожных путей, пересекающих магистральные улицы на одном уровне и проходящих по жилым районам и набережным; улучшение внешнего благоустройства и озеленения промышленной территории, организация мест стоянок общественного и индивидуального транспорта.

Для экономичного использования инженерных коммуникаций, ремонтного, энергетического и транспортного хозяйства отдельные промышленные предприятия группируются в комплексы. Однако такое комплексообразование имеет некоторые недостатки, связанные с чрезмерной концентрацией агропромышленных предприятий и, как следствие, суммированием вредных воздействий. Поэтому при группировке предприятий кроме технологических признаков принимаются во внимание и некоторые санитарные показатели. Предприятия, выделяющие агрессивные газы и пыль, удаляются от других предприятий, чтобы не ставить рабочих и производимую ими продукцию под угрозу вредного влияния.

Санитарно-защитная зона предназначена для уменьшения отрицательного влияния промышленных и транспортных объектов на население. Эта зона специально выделяется между промышленными предприятиями и районом проживания населения. Санитарно-защитная зона обеспечивает пространство для безопасного рассеивания вредных промышленных отходов.

Ширина санитарно-защитной зоны определяется как расстояние между промышленной площадкой и жилым районом и рассчитывается на основе научных материалов по закономерности распространения воздушных загрязнений, наличию в атмосфере процессов самоочищения, а также норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. В соответствии с экологическими требованиями не менее 40% санитарно-защитной зоны должно быть озеленено (озеленение специального назначения). Озеленение территории промышленного предприятия и санитарно-защитных зон увязывают с системой и характером зеленых насаждений и природной зеленью в прилегающем районе, а также с окружающим ландшафтом.

Для посадки в санитарно-защитных зонах рекомендуется использовать пылегазоустойчивые породы растений, такие как клен американский, можжевельник казацкий, тополь канадский, крушина ломкая, роза морщинистая, бузина красная, туя западная и др. Вблизи металлургических и химических предприятий, могут нормально произрастать шелковица белая, боярышник обыкновенный, белая акация, ива белая.

В санитарно-защитных зонах наиболее целесообразны комбинированные посадки деревьев и кустарников в виде зеленых полос шириной 20—30 м через каждые 50—100—200 м в зависимости от ширины санитарно-защитной зоны. Организация санитарно-защитной зоны не исключает необходимости оборудования предприятий очистными сооружениями, а является всего лишь дополнительным мероприятием в рамках борьбы с загрязнением городской среды.

Жилая зона предназначена для размещения жилых районов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских и др.), зеленых насаждений. В прошлых законодательных документах ее называли селитебной. В ней запрещено строительство промышленных, транспортных и иных предприятий, загрязняющих окружающую человека среду.

Жилую зону размещают с наветренной стороны для ветров преобладающего направления, а также выше по течению рек по отношению к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям с технологическими процессами, являющимися источником выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ. Преобладающее направление ветров определяется по средней розе ветров летнего и зимнего периодов года (с учетом суточного хода) на основе данных многолетних наблюдений гидрометеостанций.

Концентрация населения в крупных городах сопровождается повышением плотности застройки и этажности зданий, сокращением территорий для учреждений обслуживания и площади под зелеными насаждениями, нарушением правильного функционального зонирования жилой территории, повышением уровня шума на придомовых участках, в жилых помещениях, внутри микрорайонов и кварталов.

Проживание в жилых зданиях в 16 этажей и более связано со значительными неудобствами, особенно для больных людей преклонного возраста (боязнь высоты, неприятные ощущения при пользовании скоростными лифтами). Дальнейшее повышение этажности (до 16— 20 и более) может быть эффективно лишь в том случае, если между жилыми домами будут образованы большие разрывы с размещением на них объектов для отдыха, спортивных игр, объектов обслуживания. Многоэтажная застройка (16—20-этажей) имеет некоторые преимущества по сравнению с 5—9-этажной. В расчете на одного жителя площадь застройки уменьшается на 30— 60%, площадь проездов — на 25—50%, а размер территории микрорайона — на 10—22%. Повышается экономичность использования земель.

Коммунально-складская зона предназначена для размещения торговых складов, складов для хранения овощей и фруктов, предприятий по обслуживанию транспорта (депо, автопарки), предприятий бытового обслуживания (фабрики-прачечные и фабрики химической чистки) и т.д. Коммунально-складскую зону размешают вне жилой территории, зачастую на территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий.

Зона внешнего транспорта служит для размещения транспортных коммуникаций пассажирских и грузовых железнодорожных станций, портов, пристаней и др.

В наиболее крупных городах, расположенных на главных железнодорожных магистралях, как правило, предусматриваются обходные железнодорожные линии для пропуска транзитных грузовых поездов без захода в город. Новые сортировочные станции размешают за пределами городов, а новые технические станции и парки резервного подвижного состава, контейнерные площадки — за пределами жилой территории.

Жилую застройку городов и других населенных пунктов рекомендуется отделять от железнодорожных линий санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути.

Новые морские и речные порты рекомендуется размещать за пределами жилых территорий на расстоянии не менее 100 м от границы жилой застройки. Речные порты и судоремонтные предприятия речного транспорта по правилам необходимо размещать вне зоны санитарной охраны основных водозаборных сооружений, ниже жилой застройки по течению реки.

Скоростные дороги и дороги грузового движения размещают на территориях санитарно-защитных зон, на неудобных для жилой застройки землях, а на жилых территориях — при обеспечении полной изоляции скоростного движения транспорта от пешеходов и местного движения. Расстояние от края проезжей части скоростных дорог и дорог грузового движения до красной линии жилой застройки рекомендуется не менее 50 м.

В крупных городах отдается предпочтение развитию городского электрического транспорта, а по направлениям основных связей между удаленными районами — скоростным видам транспорта (скоростному трамваю или экспресс-автобусу). Рекомендуется следующая ширина улиц в пределах красных линий (границы между магистралью и территорией жилой застройки): магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения — 75 м, регулируемого движения — 60 м, магистральных улиц районного значения — 35 м, жилых улиц, при многоэтажной застройке — 25 м, при одноэтажной застройке — 15 м.

Зона отдыха включает парки, лесопарки, спортивные комплексы, пляжи, дачные поселки, курорты, места туризма.

Парки по расположению могут быть городские и районные. По стилю структуры могут быть: пейзажные (сохранение природного ландшафта); регулярные; террасные; барочные (противопоставление творения человеческих рук природе); парки с осевым построением: парки свободной планировки; парки смешанной планировки.

Лесопарки по функциональному назначению разделяют на три основных типа: прогулочные, спортивные и полифункциональные. Наиболее распространенный тип лесопарков — прогулочный, формирующийся вблизи жилого района и выполняющий рекреационную оздоровительную функцию. Степень его благоустройства зависит от уровня посещаемости и рекреационной нагрузки. По мере роста города он часто трансформируется в городской парк. Спортивные лесопарки размещают в системе рекреационных территорий пригородной зоны и используют для занятий горнолыжным, санным, конным, водным и другими видами спорта. Полифункциональные лесопарки выполняют одновременно несколько функций: прогулочную (отдых, спорт и туризм), природопознавательную и природоохранную.

Луговые и гидроморфные ландшафты зеленых зон городов в последние годы превращают в новый тип рекреационных объектов — лугопарки и гидропарки, которые привлекают горожан благодаря хорошей инсоляции и проветриваемости территорий.

Значительным резервом территорий зоны отдыха являются участки, нарушенные в результате производственной деятельности человека. Освоение этих неудобных земель дает значительный градостроительный и гигиенический эффект.

В условиях острого дефицита земель для размещения жилой застройки градостроители идут по пути максимальной интенсификации застройки: повышается этажность застройки, создаются принципиально новые структуры жилых домов и общественных зданий. Однако возможности повышения плотности застройки не безграничны. Кроме того, при расширении городов новые территории застройки, как правило, отдалены от сложившихся центров города и от мест приложения труда, их освоение связано с дополнительными затратами на строительство дорог, коммуникаций, а также на приобретение транспортных средств. Решению этих проблем может способствовать широкое использование подземного пространства для объектов городского строительства.

В планировке и застройке городов России подземное пространство используется в основном для прокладки инженерных коммуникаций. Размещение других объектов в подземном пространстве по заранее намеченному градостроительному плану весьма ограничено и носит эпизодический характер. В наиболее крупных городах построен или строится метрополитен с подземными тоннелями и станциями; в последние годы создаются подземные транспортные и пешеходные тоннели на пересечениях магистралей с интенсивным движением транспорта. Однако уже наметилась тенденция более широкого использования подземного пространства. В подземном пространстве могут быть размешены АТС, приемные пункты службы быта, предприятия связи, торговые учреждения, гаражи для личных автомобилей.

Широкое использование подземного пространства в градостроительстве будет способствовать улучшению социальной организации и условий жизни населения, а также созданию комплексных, рационально спланированных, удобных и экономичных городов.

Ландшафт города. Ландшафты современного города относятся к ландшафтам преобразованным, где элементы, привнесенные в результате деятельности общества, преобладают над естественным. Городской ландшафт иногда называют урбанизированным, подчеркивая этим крайние формы его преобразования и черты искусственности.

По степени урбанизированности ландшафты города группируют следующим образом:

· типично городские ландшафты (обычно это центральные районы крупных городов);

· городские ландшафты с включением элементов природы;

· природные ландшафты с включением искусственно созданных элементов;

В зависимости от экологической и функциональной структуры города выделяют семь видов ландшафтов:

1. индустриальные — промышленные образования с выраженным силуэтом, занимающие значительные территории;

2. коммуникационные ленточные — антропогенные образования, представленные не только лентой железной или автодороги, но и прилегающими к ним придорожными полосами; в последнее время к этому типу ландшафтов предъявляют требования рекреационного характера: усиление живописности, сокрытие портящих пейзаж строений;

3. девастированные —- появляются как результат горнодобывающей и другой хозяйственной деятельности, ведущей к снятию растительного покрова, почвы и образованию карьеров с оголенной горной породой; они подлежат плановой рекультивации с дальнейшим использованием земель для лесного и сельского хозяйства или создания рекреационных объектов;

4. агрокультурные — ландшафты сельских поселений (пригородные деревни, села, хутора), производственных зон совхозов и колхозов, пашен, лугов, садов;

5. лесохозяйственные — природные лесохозяйственные угодья, чаше приобретающие облик рекреационных;

6. гидроморфные — водные пространства, имеющие разное функциональное назначение;

7. рекреационные — новый тип ландшафтов для отдыха городского населения.

Все перечисленные ландшафты взаимосвязанные посредством комплексного ландшафтного планирования, которое предполагает тесное сотрудничество всех отраслей хозяйства, принимающих участие в землепользовании и организации территории.

Формирование ландшафта города как жизненной среды человека имеет два аспекта: создание благоприятных санитарно-гигиенических условий и пространственная организация различных видов деятельности (труда, быта, отдыха и т.д.).

В решении градостроительных вопросов большую роль играет ландшафтная архитектура: разработка архитектурно-планировочной структуры города природных факторов; создание водно-зеленой системы; индивидуализация образа современного города.

Ландшафтная архитектура предполагает проектирование садов, парков, рекреационных зон. Она стремится к достижению трех основных целей: функционально-пространственная организация среды жизни человека, преобразование пейзажей при сохранении их природных (экологических) особенностей, решение эстетических проблем.

При проектировании городов необходимо увязывать в единое целое все компоненты окружающей среды — рельеф местности, водные поверхности, растительность и т.д. Особое внимание следует уделять оценке водных ресурсов. Достоинством природно-градостроительной ситуации является наличие естественных или искусственных водоемов и потенциальные возможности для их создания. Очень важно обеспечить сохранение прилегающих к ним участков для создания садов, парков, зон отдыха.

При наличии в городе водоема центр города обычно смещается в его сторону. Примерами могут служить Волгоград, который выходит своими парадными набережными к Волге, и Сочи, одна из планировочных осей которого протянулась по берегу Черного моря более чем на 20 км.

Читайте также:  Основные точки зрения на время возникновения науки

Города возводятся на местности, имеющей не только благоприятные природно-климатические условия. Они могут размещаться на территории с бедной природой, лишенной водоемов и насаждений, либо в условиях, неблагоприятных для произрастания растений, либо на местности с деформированным ландшафтом. В зависимости от этих условий применяются различные подходы и способам освоения участков при решении вопросов приведения территории к состоянию пригодности для развития населенного пункта:

— сохранение и минимальное видоизменение существующих природных условий с ценными ландшафтными качествами;

— улучшение, реконструкция не вполне подходящих естественных условий;

— коренное преобразование территорий с непригодными природными условиями.

Ликвидация нарушений рельефа, озеленение, создание больших и малых водоемов, проведение мелиоративных мероприятий, инженерной подготовки территории необходимо в первую очередь на въездах в города, вблизи основных транспортных коммуникаций, в зонах отдыха и на участках, примыкающих к жилым территориям.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое урбанизация? Мегалополис?

2. Перечислите особенности городского климата. В чем их причина.

3. Какие вещества являются основными загрязнителями воздушного бассейна города?

4. Перечислите функциональные зоны городской территории. Чем вызвана необходимость зонирования?

5. Каковы требования к размещению жилой зоны?

6. Перечислите основные виды ландшафтов города.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10553 — | 7323 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Считается, что человечество столкнулось с ухудшением экологической ситуации в городах лишь в последние десятилетия, явившегося результатом бурного развития промышленного производства. Но это всего лишь заблуждение. Проблемы экологии, связанные с взаимодействием городов и окружающей среды, так же стары, как и сами города.

С экологической точки зрения история каждого современного города подразделяется на три стадии. Границы между уровнями экологического развития, как правило, устанавливаются в результате изменений в социально-политической и экономической жизни общества. На первой стадии город вписывается в природный ландшафт. При этом земельные участки «обрабатываются» длительное время по сельскому типу; количество неорганических отходов невелико; энергия, необходимая для жизнедеятельности города, используется без ущерба для природы; антропогенные загрязнения воздуха практически отсутствуют.

Города древнего мира отличались большой скученностью населения. В Риме плотность населения в I-II вв. достигала 1500 человек на 1 гектар (для сравнения скажем, что в центре современного Нью-Йорка живет не более 1 тыс. человек на гектар). Ширина улиц в Риме не превышала 1,5-4 метров. Санитарное благоустройство городов имело чрезвычайно низкий уровень. Все это приводило к частым вспышкам эпидемий.

Сейчас трудно представить, как древние города с их многочисленным населением могло обходиться без общественного транспорта, без уличного освещения, без канализации и других элементов городского благоустройства. Не случайно именно в те времена у многих философов стали возникать сомнения относительно целесообразности существования больших городов. Аристотель, Платон, позднее Витрувий неоднократно выступали с трактатами, в которых рассматривались вопросы оптимальных размеров поселений и их устройства, проблемы планировки, строительного искусства, архитектуры и даже условия взаимосвязи с окружающей природной средой.

Средневековые города уже значительно уступали по размерам своим классическим собратьям и редко насчитывали более нескольких десятков тысяч жителей. Так, в XIV в. население наиболее крупных европейских городов — Лондона и Парижа составляло соответственно 100 и 30 тыс. жителей. Однако экологические проблемы города не стали менее острыми. По-прежнему главным неразрешимым вопросом оставались эпидемии.

Вторая стадия характеризуется развитием крупных путей сообщения – сухопутных, морских и речных. В эпоху промышленной революции стремительно растущие города быстро превзошли по численности населения своих предшественников. В 1850 г. миллионный рубеж по численности населения перешагнул Лондон, затем, Париж. К началу XX в. в мире было уже 12 городов – «миллионеров» (в том числе два в России). Мегаполисы получают возможность расти быстрее, чем это позволяют местные условия. Начинается прямое разрушение природы и частичное преобладание города над природой.

Как самое грозное проявление дисгармонии человека и природы начались одна за другой вспышки эпидемий холеры, дизентерии, брюшного тифа. Реки в городах были чудовищно загрязнены. Темзу в Лондоне стали называть «черной рекой».

Третья стадия (научно-техническая революция) обозначилась в середине XX в. Это не только огромные успехи науки и техники, но и стремительный рост числа крупных городов и населения, нерегулируемый рост городских антропогенных ландшафтов как итог увеличения промышленного производства и железнодорожного транспорта.

Такая активная деятельность человека, конечно, не проходит для природы бесследно, потому, что природные ресурсы, необходимые для ускорения научно-технического прогресса, черпаются непосредственно из биосферы. Формируется собственная, присущая только городу окружающая среда. Для получения энергии используется уголь и электричество, реки превращаются в сточные канавы, городские земли – в свалки и пустыри. Происходит уничтожение природных ландшафтов в черте города и пригородах (засыпка болот, застройка ценных с/х угодий, вырубка лесов, засорение малых рек). Влияние городов на природную среду простирается на десятки и сотни километров. Люди, живущие в черте города, дышат отравленным воздухом, пьют загрязненную воду, едят «нашпигованные» химией продукты.

Город потребляет большое количество воды, лишь незначительную часть которой человек использует непосредственно для своих нужд. Основную часть воды тратят на производственные нужды. Личное водопотребление в городах составляет от 150 до 500 л в сутки, а с учетом промышленности на одного горожанина приходится до 1000 л в сутки.

Загрязнение воды. Использованная городская вода насыщена тяжелыми металлами, остатками нефтепродуктов, фенолами и т. д. Сейчас очень острой является проблема очистки воды. Объем сточных вод в мире в наши дни составляет 450 км куб. в год, и большую часть этого объема дают города, очищают же не более 50 % его. Это всего лишь одна сторона экологических проблем большого города.

Другая заключается в том, что, помимо загрязнения воды, потребления природных ресурсов и энергии, современный город с миллионным населением дает огромное количество твердых отходов. Такой мегаполис ежегодно выбрасывает в атмосферу не менее 15 млн. т. вредных веществ, не безразличных для здоровья человека и окружающей его среды. Количество отходов возрастает соответственно во столько раз, во сколько население превышает 1 миллион. По масштабам воздействия на атмосферу современный город можно сравнить с вулканом. Проблема переработки производимых городом твердых бытовых и промышленных отходов до сих пор не разрешена. Обычный метод сбора городских отходов на свалках не является решением проблемы, так как отходов производится все больше, а места, где их можно складировать, становится все меньше. Ежегодно такие полигоны занимают в пригородах Москвы не менее 25 га земли.

В чем особенности нынешних экологических проблем больших городов? Прежде всего – это влияние многочисленности источников воздействия на окружающую среду и их масштабность. Промышленность и транспорт (то есть сотни крупных предприятий, миллионы транспортных средств) становятся основными виновниками загрязнения окружающей городской среды. Изменился в наше время и характер отходов. Раньше практически весь мусор был естественного происхождения (кости, шерсть, дерево, бумага, навоз и др.), и он легко включался в круговорот природы. Сейчас значительная часть отходов составляют синтетические вещества. Их минерализация в естественных условиях практически невозможна. Так, например, бумага разлагается 2-10 лет; полиэтиленовый пакет – 200 лет; пластмасса – 500 лет. Таким образом, проблема уничтожения и переработки отходов является весьма актуальной.

Шумовое загрязнение, наряду с перечисленными выше, также является актуальной для города проблемой. Оно приводит к повышенным нервным и психическим нагрузкам на городского жителя. От чрезмерных шумовых воздействий страдает не только человек, но и зависит растительный, и животный мир. Шумовое загрязнение города складывается из многих факторов: грохота железных дорог, шума заводских цехов, рокота строительной техники и т. д. Под оптимальным шумовым фоном понимают энергию шума 20 децибел (Дб). Городской шум составляет в среднем уровень 30-40 Дб. За последние 10 лет шумовой уровень в крупных городах поднялся на 5-8 Дб.

В результате для жителей крупных городов все это оборачивается большим перенапряжением нервной системы. Горожане быстро утомляются, подвержены различным заболеваниям и неврозам, страдают повышенной раздражительностью. Хронически плохое самочувствие значительной части городских жителей в некоторых Западных странах считают специфическим заболеванием. Оно получило название «урбанит».

Таким образом, главная особенность экосистемы города состоит в том, что в нем невозможно экологическое равновесие. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Человек должен регулировать как потребление городом энергии и ресурсов – сырья для промышленности и пищи для людей, так и количество ядовитых отходов, поступающих в биосферу в результате деятельности промышленности и автотранспорта. Наконец, должны регулироваться и размеры этих экосистем, которые, как уже отмечалось выше, распространяются, занимая все новые территории. В результате уменьшается площадь пригородных сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитных зеленых городских зон.

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 522 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Здравствуйте, с вами очередная подборка самых интересных статей дзен-канала Новострой-М! Только с начала мая количество наших подписчиков выросло больше чем на 200 человек, а с начала года — на 3 с лишним тысячи!

Деньги от монетизации нашего дзен-канала мы не кладем в свой карман, а перечисляем питерскому благотворительному фонду «Дети ждут» — для создания анкет детей-сирот.

Тема нашего сегодняшнего дайджеста — экология. Не секрет, что на юго-востоке Москвы самые недорогие квартиры в новостройках . Это неспроста — экологическая ситуация здесь не ахти.

Компания EcoStandart составила экологический рейтинг районов столицы . Были исследованы 125 районов «старой» Москвы и 21 поселение Новой Москвы .

Экологи учитывали такие факторы как озеленение, крупные лесные и лесопарковые массивы, водоемы, ГЭС и ТЭЦ, промзоны, плотность населения, крупные автомобильные дороги и предприятия, источники электромагнитных полей, загруженность дорог, аэропорты, близость мусорных полигонов.

Лидером по числу районов с «единицей» стал ЮВАО. Из 12 районов Юго-Восточного округа неблагоприятными признаны аж 7 — больше половины!

Это Некрасовка, Капотня, Лефортово, Марьино, Печатники, Нижегородский и Рязанский районы. В ЮВАО находятся самые экологически опасные объекты столицы!

Экологию здесь успешно портят Курьяновские очистные сооружения, ТЭЦ 22, нефтеперерабатывающий завод в Капотне, мусоросжигательный завод и др.

Власти, конечно, стараются улучшить ситуацию. Но сделать сразу хорошо там, где «плохо» накапливалось годами и десятилетиями, не получится. Закрытый полигон «Кучино» в Балашихе продолжает смердеть — мусор на нем разлагается и время от времени выделяет свалочный газ.

Журналист Лилия Хафизова, жительница района Зябликово, опубликовала у себя в Фейсбуке вот такой пост:

«Юг Москвы. Опять жуткая вонь. Смесь бензина, мазута, сероводорода. Дышать невозможно, кондиционер тоже ничего не решает. И так — каждую ночь. Скоро лето. Как жить с закрытыми наглухо окнами?

Звоним в МЧС почти каждый раз. Они вежливо спрашивают: не прислать ли нам «скорую». Не прислать, разумеется.

Я правда не знаю, что делать. Уезжать в другой район? Но где гарантия, что и там не начнется что-то подобное? Уезжать из Москвы? Но куда? Да и почему, собственно, мы должны уезжать?!

Причем все происходит ночью, когда большинство людей спит и просто ничего не замечает. Отчаяние.

Курьяновские очистные сооружения реконструируются и модернизируются, рядом с ними даже планируется жилая застройка. А между тем от них по-прежнему «попахивает» — и явно не чем-то природным.

Мусоросжигательный завод в промзоне «Руднево» тоже подвергается модернизации. Но по-прежнему портит жизнь жителям районов Некрасовка, Печатники, Новогиреево, Косино-Ухтомский, городов Люберцы, Балашиха, Реутов и Котельники.

Заводские выбросы в атмосферу можно увидеть собственными глазами — по ночам ближайшие районы «укутывает» вонючий туман.

НПЗ в Капотне отравляет жизнь еще и жителям Марьино. Если бы не этот завод, район Марьино был бы более благополучным с экологической точки зрения.

Свой вклад вносят и ветра. Роза ветров в Москве такая, что именно на юго-восток сваливается вся нагрузка .

Логично, что больше всего локаций с высшим баллом расположено в Новой Москве — она еще не «обросла» вредоносными факторами. ЦАО, несмотря на отсутствие вредной промышленности, в число самых «зеленых» ( по данным Яндекса ) не попал — здесь всё портит транспорт.

За МКАДом повезло еще и районам Бутово, Ясенево и Митино — их можно назвать самыми зелеными. Зеленоград также находится за МКАДом и на треть состоит из водоемов и зеленых зон . В нем нет вредной промышленности, выхлопных газов меньше, чем в «большой» Москве.

А самыми чистыми в старых границах Москвы считаются западные районы. С запада столицу защищают леса, а еще эта часть города расположена выше над уровнем моря, чем восточная.

Грязный воздух и выбросы в поверхностные воды здесь не задерживаются, и вода здесь чище, чем в других районах.

Выбирая новое жилье в Москве , обратите внимание на экологическую ситуацию. В центре высокая загазованность от автомобилей, на юго-востоке сосредоточены экологически опасные сооружения, а на западе с экологией гораздо лучше.

Да, от центра далековато, с транспортной доступностью не всегда хорошо. Комфорт от проживания в центре или хорошая экология — что выбрать. А мы продолжаем следить за тем, что происходит в столице в плане экологии, и рассказывать об этом вам.

источник

Современное строительство и крупных городов, и мелких населенных пунктов предполагает возведение различных объектов жилого, социального и коммерческого назначения. В целом строительная индустрия влияет на образование ряда экологических проблем:

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

  • чрезмерное потребление энергоресурсов, что приводит к истощению природных ресурсов, особенно невосстанавливаемых;
  • изменение окружающей среды, ландшафтов;
  • уничтожение представителей флоры и фауны за счет их вытеснения с привычных мест проживания;
  • перегрузка транспортной системы, что приводит к загрязнению атмосферы;
  • негативное воздействие сточных вод;
  • увеличение количества бытового и промышленного мусора;
  • загрязнение водоемов;
  • затенение территорий, на которых производится застройка, что приводит к дефициту солнечного света, необходимого для жизнедеятельности флоры и фауны;
  • локации становятся менее стойкими к землетрясениям;
  • работа на стройплощадках губительная для здоровья людей;
  • могут возникать пожары.

Создание качественных домов – это достоинство строительной сферы. Однако этот процесс должен сопровождаться бережным отношением к природе. Мало построить презентабельный снаружи и изнутри жилой комплекс, оснастить его современными системами жизнеобеспечения, стильно оформить. Важно, чтобы и воле домов была хорошая обстановка, зеленая зона. Это возможно только в том случае, если постепенно будут решаться экологические проблемы, которые есть в строительстве.

В данный момент разработано несколько экологических подходов к строительству, а также к охране природы. Эти правила частично зафиксированы в законодательстве, частично регламентированы нормами и правилами современного строительства.

В развитых странах существует ряд документов и экологической сертификации, что контролирует процесс возведения любого объекта. Эта документация необходима, чтобы уменьшить вредное влияние строительства на экологию. Застройщики придерживаются этих норм на добровольной основе, однако негласно правило экологической безопасности является важным для современного строительства.

Чтобы минимизировать вред строительства окружающей среде, используются технологии и материалы, которые не несут опасности для экологии. В таком случае соблюдается принцип экономного использования воды, материалов, энергоресурсов. В дальнейшем очень важно решить конфликт строительной индустрии и охраны окружающей среды.

Поскольку строительная сфера порождает большое количество экологических проблем, необходимо решить, как выработать безопасные технологии строительства. Современные застройщики уже несколько десятилетий внедряют экотехнологии во время возведения жилых домов и промышленных объектов. Методик достаточно много, но постараемся перечислить все основные экологичные технологии:

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

  • использование экологически безопасных стройматериалов;
  • применение энергоэффективных технологий;
  • создание в жилище оптимального микроклимата;
  • разработка таких коммуникаций, которые бы рационально и экономно использовали бы коммунальные средства (воду, электроэнергию, газ, отопление);
  • при строительстве сокращается количество мусора и отходов.

Если углубляться в подробности, то сейчас используется в строительстве как можно больше натуральных материалов: древесина, камень, текстиль, песок. При оформлении фасадов и интерьеров применяются краски с безопасными красителями без токсических веществ. Используя утеплители для фасадов и стен, металлопластиковые окна, в доме становится теплее и тише, звуки с улицы не мешают домочадцам. Теплоизоляционные материалы позволяют сделать квартиру более теплой, что уменьшит расход отопительной техники и электроэнергии. Для освещения в последнее время люди стали использоваться энергосберегающие лампы, которые также экономят ресурсы и уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Не последнее значение имеет проблема мусора. Все отходы после строительства сейчас подлежат утилизации, и многие застройщики проводят данную процедуру.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —> p, blockquote 10,0,0,0,1 —>

Сегодня экотехнологии много, где применяются, в том числе и в строительной индустрии. Если вы знаете, что застройщик их использует, то вам стоит обратить внимание на его проекты. Та компания, которая пытается сократить свое негативное влияние на экологию, умеет правильно расходовать ресурсы, достойна внимания и вашего выборы.

источник

Специалисты Domofond.ru выяснили, как местные жители оценивают экологическую ситуацию в своих городах. На основе исследования аналитики составили экологический рейтинг 100 крупнейших населенных пунктов Российской Федерации и сравнили результаты с данными 2016 года.

В ходе исследования россиянам предлагалось оценить, насколько по 10-балльной шкале они согласны с высказыванием «В моем районе достаточно зелени и чистый свежий воздух». В опросе принял участие 258 441 респондент. По результатам среди 100 крупнейших по численности населения городов России были выбраны города с наиболее и наименее благоприятной экологической обстановкой. Также специалисты выявили динамику по сравнению с 2016 годом.

В среднем по стране опрошенные оценили экологическую ситуацию на 6,6 балла из 10 возможных, что аналогично данным за прошлый год. При этом разница между наиболее и наименее привлекательными с точки зрения экологии городами и составляет 3,8 балла.

Первые два места экологического рейтинга, как и в 2016 году, заняли города Краснодарского края: Сочи и Армавир. Жители Сочи оценили экологию в городе на 8 баллов. Разрыв с Армавиром составил 0,5 балла. Во многом это обусловлено природными и климатическими особенностями региона. В ходе опроса респонденты отметили, что в Сочи «чистый воздух», «много зелени», а также «близко море», «отсутствует плотная застройка».

Респонденты из Армавира, который занял второе место, указали не только на обустроенные скверы города, но и на наличие «всякого рода аккуратно оформленных непосредственно жителями палисадников, клумб, беседок при частных участках».

В первую тройку вошел и Севастополь, который по сравнению с 2016 годом поднялся на две позиции. Местные жители отметили, что в городе «много зелени», «мало транспорта», «рядом море, свежий воздух». Кроме того, они положительно оценили климат, наличие парков и отсутствие пробок.

Также поднялись в рейтинге Ставрополь (+3) и Калининград (+6). Они заняли четвертое и девятое места соответственно. Грозный сохранил за собой восьмую позицию. Чебоксары (-1) опустились на пятую ступень, Нальчик (-3) – на шестую, Королев (-1) – на седьмую, а Саранск (-1) – на десятую.

Место в 2017 г.

Динамика к 2016 г.

Число респондентов

В десятку лидеров по экологической обстановке, как и в прошлом году, ожидаемо не вошли города-миллионеры. Большинство из них заняли строки в середине рейтинга: в диапазоне от 37 до 74 места расположились Пермь (+9 позиций), Казань (+2), Ростов-на-Дону (+10), Воронеж (+9), Новосибирск (+4), Уфа (-4), Нижний Новгород (-5), Екатеринбург (-3), Самара (+0).

Москву жители столицы на этот раз оценили на 6,9 балла, и она заняла 12 место, поднявшись в рейтинге на два пункта по сравнению с 2016 годом. А Санкт-Петербург, наоборот, опустился на три строки до 26 места. Экологическую обстановку в нем жители оценили на 6,6 балла.

Согласно мнению жителей, экологическая ситуация по-прежнему наименее благоприятна в крупнейшем промышленном городе Иркутской области – Братске. Он набрал 4,2 балла и оказался на 100 месте. Респонденты отметили, что при развитой транспортной инфраструктуре в городе «мало зелени», на улицах «много мусора» и «катастрофически малое количество мусорных урн». Кроме того, часто чувствуется «запах выбросов» от местных предприятий.

Чуть выше – на 4,4 балла – жители оценили Новокузнецк, который, как и в прошлом году, занял 99 позицию рейтинга. В «угольной столице» России много предприятий, что негативно сказывается на уровне загрязнения воздуха. «Смог», «пыль», «запах выбросов» и «затрудненность дыхания в безветренную погоду» отметили респонденты, когда описывали экологическую обстановку в городе.

В тройку наименее привлекательных с точки зрения экологии городов на этот раз вошел Челябинск. Он опустился в рейтинге на три пункта. В этом году он получил 4,5 балла, тогда как в 2016 году – 4,8 балла. Многие горожане отметили «загрязненность воздуха от расположенных рядом предприятий» и «плохое качество воды».

источник

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ

Экология города одна из животрепешущих проблем современности. Давайте рассмотрим развитие города, как места комфортного и гармоничного проживания людей. Историческое развитие общества и рост населения Планеты дали толчок к формированию новых рукотворных, «живых» по своей сути, образований — городов.

Сначала это были небольшие поселения, в которых люди, объединив свои потенциалы, как физические, так и интеллектуальные, решили организовать место совместного проживания, место жизненного пространства, в котором каждому члену этого сообщества будет возможность жить наиболее комфортно и чувствовать себя более защищённым. В эти времена была самая чистая экология города .

Дальнейший полёт мысли человека приводил всё к новым и новым открытиям, которые он тут же начинал применять на благо общества. Поселения начали развиваться, расти и превратились в современные мегаполисы.

На каком-то этапе этого развития мы не заметили как многое из того, что было создано для нашего блага, начало работать совершенно в другую сторону. Вместе с положительными плодами пришли и губительные последствия для человека, флоры, фауны и всей Планеты в целом. Всё это произошло вследствие нарушения законов и правил Природных Технологий и экология города начала переходить черту допустимости.

Города, предназначение которых создавать большим группам людей условия благоприятные для проживания и творческой реализации на благо всего общества, превратились в места малопригодные для нормальной жизни человека. Нормальной — с точки зрения обеспечения условий для физического и психического здоровья.

Они стали средой, угнетающей человека и напрямую его разрушающей, перестали отвечать изначально заложенным принципам. Совершенно бездушная деятельность человека привела к тому, что экология городов стала катастрофической.

Для существования человека, флоры и фауны нужны — чистый воздух, вода, еда, контакт и взаимодействие с живой Природой. Качество всего этого должно быть соответственным.

Что мы имеем на сегодняшний день:

— воздух постоянно отравляется всеми видами современного транспорта и промышленными предприятиями;

— вода загрязнена сточными водами отходов жизнедеятельности человека и промышленных предприятий, что в продолжение ведёт к загрязнению мирового океана;

— шумовое, химическое, радиоактивное загрязнение и вообще различные виды загрязнения…

В среднем, на каждого жителя Планеты приходится около 250 кг бытового мусора в год, плюс, добавим к этому, отходы промышленных предприятий. Это создало проблемы утилизации такого огромного количества мусора, привело к его постоянному накоплению и огромному росту свалок. Свалки загрязняют окружающую среду, подземные источники вод, интенсивно уничтожают флору и фауну, вызывают мутации у растений, животных, человека и приводят их на грань вымирания.

Экологически чистых городов и экологически чистых мест на Земле становится всё меньше и меньше. На тему экологического загрязнения городов написано тысячи статей, сделано тысячи телепередач. Там мы можем увидеть сухую статистику и факты, которые ведут нас к безутешным выводам — при таких темпах экологического загрязнения городов и планеты в целом, наше будущее выглядит очень удручающим, а хочется видеть его радужным.

Задача по восстановлению здорового экологического климата стоит сложная, но выполнимая. Для её решения необходимы эффективные, продуманные и реально воплотимые проекты и программы, направленные на восстановление, сохранение и поддержание всех жизнеобразующих составляющих окружающего мира.

Первое необходимое действие — найти причину всех бед! Внимательный и осознанный взгляд на нерукотворную среду даёт нам ответ на все наши ошибки и связанные с этим беды. Уже ни для кого не секрет, что вся нерукотворная (Природная) среда создана по определённым законам и правилам.

Человек часть этой среды, можно сказать, самая разумная её часть, во всяком случае, нам никто не мешает так считать. Но, к удивлению, единственным звеном, кто не следует этим законам на планете, является именно человек! Именно он злостный нарушитель всех мыслимых и немыслимых законов, видимых и не видимых.

Давайте всё расставим на свои места!

Город является рукотворным творением человека, но давайте рассмотрим его с позиции законов Природы, через призму проявления универсального принципа Триединства, через проявления правила Золотой Пропорции.

С этой точки зрения, город — это целое, состоящее из двух частей , большего и меньшего человеческого социо-сообщества и архитектурного ансамбля города. Можно назвать это единством души и тела, душа — динамическая часть этого целого, тело — статическая.

Нарушение взаимодействия между человеком и архитектурным ансамблем привело к ситуации, в которой целое стало деструктивным, и жизнь человека в нем поставлена под угрозу. Нам надо изменить ситуацию – изменить роль человека, как творца этой системы.

Исследуя различные способы и методы, которые могут помочь эффективно исправить существующее положение вещей с экологической обстановкой городов приходишь к выводу, что оптимально быстро, качественно и надёжно решить эту задачу можно используя для этого Природоподобные Технологии.

Осваивая Природоподобные Технологии, применяя универсальный Метод Аркадия Осипова , мы получаем возможность сделать точную, объективную диагностику любого города. Найти те болевые точки , оказывающие разрушающее воздействие на систему и назначить правильное «лечение» для восстановления «здоровья» целого и, по умолчанию, всех составляющих его частей.

Это гарантирует дальнейшее, как физическое и психическое здоровье системы, но так же и экономическое процветание. Пример этому город Чиндигарх в Индии , где употребление только некоторых проявлений Золотой Пропорции, увеличило доходы на душу населения до самых высоких в Индии.

Осознанное применение универсального Метода Аркадия Осипова в освоении Природоподобных Технологий, по умолчанию, неизменно приведёт к восстановлению, как экологии среды обитания, так и к дальнейшей гармонизации взаимодействия системы Человек – Город — Природа. Эта система становится цельной, стабильной и жизнестойкой.

Главное и важное это то, что Метод Аркадия Осипова позволяет избежать ошибки уже на стадии проектирования и учитывает все детали и части, составляющие это целое, будь-то дом, домовое хозяйство, небоскрёб, улица, район или целый город.

При применении Стандартов Природоподобных Технологий учитываются мельчайшие детали, из которых складывается целое. При этом вся система будет совершенной, с точки зрения законов Природы, а это отразится на всех, кто будет находиться в этом пространстве.

Экологически чистые города — это естественное будущее , которое нас ожидает, при осознанном применении Стандартов Природоподобных Технологий. Наши города станут такими, как бы их вырастила сама Природа, если бы в «ДНК» города, мы поставили свои утилитарные потребности.

Это обещанный пророками Золотой Век, если мы начнём создавать рукотворные объекты по Божественным Законам, по которым уже создана вся нерукотворная часть нашей Матушки Земли, включая нас — Людей. Всё по Образу и Подобию! Теперь нам совершенно ясно — экология напрямую зависит от Природоподобных Технологий!

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

С пожеланиями здоровья, любви и процветания — Игорь Лауткин.

источник

Жители каменных джунглей вряд ли задумываются о том, насколько городская среда обитания отличается от естественной. Такое сравнение, пожалуй, приходит на ум только когда пригревает весеннее солнышко и очень хочется выехать на природу из надоевшего шумного и грязного города.

Большие города и промышленные зоны отличаются от окружающей их природной среды:

— высокой степенью освоения территории;
— компактностью проживания жителей;
— развитым промышленным производством и коммунальным хозяйством.

Появление и развитие больших городов и промышленных зон затрагивает все компоненты природной среды: атмосферу, гидросферу, растительный и животный мир, почву, рельеф, климат и др.

В результате появления и развития городов природные условия сильно изменяются по сравнению с естественными, существовавшими ранее и сохранившимися на примыкающих территориях. При этом создается новая, во многом искусственная среда.

В городах образуется специфическая урбоэкосистема. Она представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, включающую архитектурно-строительные объекты и резко нарушенные природные экосистемы. По мере развития урбоэкосистем происходит изменение взаимосвязанных природных, социально-экономических, демографических и других характеристик городской среды, что приводит к усилению системности в ходе урбанизации.

Экосистемы, существовавшие ранее на территории больших городов и промышленных зон, или совсем разрушаются, или сохраняются лишь их отдельные элементы. Для урбанизированных территорий следует говорить не о сохранении естественных экосистем, существовавших здесь ранее, а о создании и развитии новых урбоэкосистем. Они включают в себя те элементы природных экосистем, которые необходимы для создания наиболее благоприятных условий проживания человека в городе.

С развитием города и его укрупнением, люди, живущие в этом городе, все больше отдаляются от естественной природной среды. Сейчас уже можно представить себе, что в будущем человек будет жить и трудиться в городах и промышленных зонах, физически обособленных со всех сторон от «примыкающих» территорий, то есть в полностью созданной им искусственной природной среде.

Хорошо это или плохо? Мнения по этому поводу очень противоречивы: от самых пессимистических до крайне оптимистических. Важно отметить, что, независимо от существующих мнений, такая фантастическая картина будущего становится все более реальной.

Преобразованная или вновь созданная природная среда — урбоэкосистема, поддерживается исключительно человеком. Поэтому она достаточно уязвима как в отношении антропогенных, так и биотических и физических факторов окружающей среды. Если естественные экосистемы в течение длительного периода времени сами поддерживают свое состояние в необходимых для их существования пределах, то преобразованной городской среде нужна постоянная помощь человека для поддержания ее параметров функционирования. В связи с этим в больших городах наблюдается постоянное превышение внешнего потребления над внутренним, а также постоянный подвод энергии и массы извне.

В настоящее время на поддержание положительных для человека изменений окружающей среды в больших городах и промышленных зонах направляются значительные усилия. Однако, несмотря на это здесь, наряду с положительными, все в большей степени проявляются отрицательные изменения, вызванные как объективными, так и субъективными факторами.

Получается парадокс: несмотря на стремление к созданию в городе наиболее комфортных условий жизни и работы населения, изначально, под влиянием все более увеличивающейся антропогенной нагрузки, в урбоэкосистемах происходят изменения природной среды, направленные против человека. В результате возникает целый спектр экологических проблем качества окружающей среды, связанных с обеспечением безопасности и защищенности человека, как компонента урбоэкосистемы, от вредных воздействий техногенных и природных экологических факторов.

Многие полагают, что ухудшение экологической ситуации в городах — новое явление, с которым человечество столкнулось несколько десятилетий назад, что обусловлено быстрым развитием промышленности. Но это не так. Экологические проблемы, связанные с развитием городов, стары как мир.

Например, в городах древнего мира отмечалась большая скученность населения. Так, в Александрии в еках н.э. плотность населения составляла 760 человек на 1 га, в Риме — 1500. (В центре современного Нью-Йорка на 1 га приходится 1 тысяча человек!) В старинных городах были очень узкие улицы, их ширина была в пределах 2−4 м. Двигающиеся по таким улицам всадники и повозки создавали невообразимый шум. Санитарное состояние городов оставляло желать лучшего, и это приводило к вспышкам опасных эпидемий, таких как чума.

Неслучайно во времена оны у некоторых философов возникли сомнения, а нужны ли вообще большие города. Например, Аристотель и Платон неоднократно писали трактаты, в которых они обсуждали вопросы об оптимальных размерах населенных пунктов, их рациональном устройстве, планировке, архитектуре и взаимосвязи с окружающей природой.

В эпоху промышленной революции процесс укрупнения городов стал набирать обороты. К началу 20 века в мире существовало 12 городов с населением более миллиона человек. Два города-миллионера были в России. Научно-техническая революция привела к тому, что объемы промышленного производства увеличились тысячекратно, возросла энерговооруженность, скорость передачи информации

Все ресурсы для своих нужд человечество безрассудно берет из нашей биосферы. За многие годы сформировалось потребительское отношение к природе как к некоему неисчерпаемому источнику. Но природа начала жестоко мстить человеку-«хозяину Земли»: людям стало трудно дышать в больших городах, трудно найти чистую воду…

Не пора ли остановиться и посмотреть вокруг на дело рук своих? Нужно коренным образом пересмотреть отношение человека к окружающей среде. Следует воспитывать новое поколение людей (желательно с раннего детства), которое бы с пониманием относилось к проблемам взаимодействия человека и природы и использовало новейшие технологии, чтобы сохранить то, что еще осталось.

Только тогда большие города и промышленные зоны не будут «черными дырами», пожирающими людей, а история человечества будет иметь свое счастливое продолжение.

источник

Многим из нас хотя бы раз в жизни приходилось слышать о таком понятии, как экологический рейтинг городов России. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь всем нам, независимо от возраста, семейного положения, степени образования и сферы занятости, хотелось бы гордиться чистой окружающей средой и не переживать о будущем здоровье наших детей. Именно поэтому экология региона столь важна в современном мире. В данной статье попробуем обсудить подробно этот и некоторые другие вопросы.

В последнее время открывается все больше и больше информации, свидетельствующей о неблагополучной экологической ситуации в нашей стране. Кроме того, по итогам XX века, более 200 городов были признаны непригодными для жизни ввиду высокого уровня загрязнения воздуха и вод.

Печалит тот факт, что результат всероссийской кампании «Грязные города», призванной улучшить состояние окружающей среды, оказался незначительным, поскольку ликвидация загрязняющих отходов прошла с минимальным успехом. Выходит, что проблемы экологии города никак не исчезают, более того, они усугубляются с каждым днем.

Промышленные населенные пункты стоят на первом месте в перечне самых опасных на планете. Так, к примеру, статистические данные показывают, что в российском Норильске порядка 90% заболеваний связано с проблемами легких, что лишний раз доказывает всю глубину проблем с экологической ситуацией в индустриальных регионах.

Также стало известно, что норвежская сторона, обеспокоенная сильным загрязнением окружающей среды, не так давно выделила довольно крупную сумму денег на замену устаревшего оборудования одного из заводов города Никель, расположенного на Кольском полуострове.

К сожалению, нашу зеленую, богатую и красивую страну невозможно назвать экологически благоприятной для проживания. Плачевное состояние окружающей среды в государстве местами достигает своего критического значения. Еще в 1989 году учеными была составлена специальная карта России с городами, отображающая экологическую обстановку на тот момент времени. Тогдашний СССР, а значит, и наша страна, по степени загрязненности делился на три зоны, которые стоит рассмотреть более подробно:

1. Катастрофическая. Сюда нельзя не отнести крупнейшее скопление радионуклидов в Кыштыме Челябинской области. Вряд ли кто-то станет отрицать крайне низкий экологический рейтинг городов России, расположенных в этой местности.

2. Кризисная. Связана с активной деятельностью нефтедобывающих и перерабатывающих заводов, а также промышленными зонами (Калмыкия, Архангельская обл., Приангарье, Среднее и Нижнее Поволжье и ряд других территорий).

3. Умеренно-напряженная. Район Черноземья, северо-запад европейской части страны. Рейтинг экологически чистых городов России показывает, что именно на этой территории проживание самое благоприятное и минимально сопряжено с риском для здоровья.

Однако «виновниками» повышенной экологической напряженности являются не только выбросы промышленного характера, но и автомобильные газы, на долю которых приходится ни много ни мало — 40 % всех загрязнений.

Статистические данные Роспотребнадзора неумолимо показывают, что ежегодно рейтинг городов России по экологии не меняется в лучшую сторону, а автомобильный транспорт извергает порядка 13 тонн опасных веществ, и более 58 % населения мегаполисов на себе испытывают негативное влияние зараженного воздуха.

Рейтинг экологически грязных городов России весьма неутешителен. На сегодняшний день ученые рисуют не самые радужные картины по поводу жизни в довольно неблагоприятном с данной точки зрения Норильске.

С населением всего в 201 тысячу человек город занимается добычей едва ли не всех элементов таблицы Менделеева, начиная с меди и заканчивая иридием. Из уст ученых часто можно слышать утверждение о том, что Норильск находится на грани экологической катастрофы. И не только.

Ужасающие исследования показывают, что средняя продолжительность жизни у мужчин – 45 лет, у женщин – чуть больше. Бронхиальная астма, онкозаболевания, психические и физические нарушения у младенцев – последствия передозировки опасных веществ. Углекислого газа выделяется 2 % от всего мирового выброса!

И это только в одном городе, занимающем низшую отметку, если принимать во внимание рейтинг городов России по экологии.

Ситуация в Дзержинске Нижегородской области может навредить не только населению города, но и столице всего Приволжья. Почему же так происходит? В чем причина?

Дело в том, что здесь еще во времена правления Н. С. Хрущева занимались разработкой химического оружия, вследствие чего загрязнения фенолом, зарином и свинцом до сих пор напоминают жителям о временах холодной войны.

Но и это не все. Деятельность нынешних, будто бы современных и великолепно оснащенных промышленных предприятий города также не самым лучшим образом влияет на состояние экологической обстановки Дзержинска.

Однако поспешим вас заверить, что экологическая карта России с городами не так пессимистична, как может показаться на первый взгляд, и отчаиваться все же пока не стоит.

На сегодняшний день работа экологов заметно движется, пусть и весьма умеренными темпами. Приведем поясняющие данные. Так, на чтении доклада «О состоянии и об охране окружающей среды РФ» 2013 года было сказано, что, например, Соликамск удалили из списка самых грязных городов России. Но в нем до сих пор числится 123 города.

Экологический рейтинг городов России показывает, что самыми грязными регионами признаны Астраханская, Самарская, Ульяновская и Свердловская области, Чувашская республика, Хакасия, Красноярский край.

Чистыми же признаны Мурманская, Новгородская, Кировская, Омская и Ленинградская области, а также Северная Осетия.

Не так давно заместитель министра природных ресурсов и экологии России Ринат Гизатулин представил список городов, которые, по мнению сотрудников министерства, являются самыми экологически чистыми. В данную подборку вошли 87 городов с населением более полумиллиона человек. Примечательно, что Москва в нем занимает почетное 4 место. Самым же чистым городом была признана столица Башкирии – Уфа.

Оценка проводилась в первую очередь по качеству воздуха и воды, а также по гарантируемой местными властями политике, нацеленной на очищение своего города от загрязнений.

Последними в списке значатся Астрахань, Барнаул и Магадан. Во многом это связано с тем, что власти данных населенных пунктов полностью проигнорировали просьбу о предоставлении необходимых для анализа данных, а значит, в отношении них на сегодняшний день вообще сложно делать какие-либо выводы.

Несмотря на то что главный город государства стоит на 4-м месте среди самых чистых городов России, все же столица не является экологически благополучным местом.

Однако в нынешнее время политика властей Москвы и Подмосковья предусматривает тщательное отслеживание состояния окружающей среды в разных районах.

Так, к примеру, «Мосэкомониторинг» регулярно публикует данные о состоянии почвы, воздуха, воды и лесов, а также наглядно показывает динамику изменений. Мобильные эколаборатории незамедлительно и по первому требованию реагируют на жалобы жителей. Что же касается особо опасных промышленных выбросов, тут мониторинг проводится ежедневно.

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что в Москве на сегодняшний день созданы все необходимые условия для контроля экологической обстановки.

Как уже было упомянуто выше, по итогам 2013 года Уфа стала самым благоприятным городом для жизни с экологической точки зрения.

Приводятся неоспоримые данные, согласно которым столица Башкирии считается несомненным лидером по качеству воздуха, потребляемой воды, ведения территориального хозяйства. Замечательные показатели практически по всем направлениям.

Кроме того, компания «Башнефть» в октябре этого года запустила в действие новейшую воздухоочистительную установку, вырабатывающую водород высокой степени очистки. Причем она не только оказывает положительное воздействие на качество воздуха, но и повышает качество производимых на предприятии нефтепродуктов.

К сожалению, не все так радужно, как хотелось бы. Почему? Все дело в том, что не так давно уфимские чиновники вынесли положительное решение о строительстве завода по обработке древесины «Кроношпан». Казалось бы, и рабочие места, и свой завод, и отчисления в местный бюджет никогда не бывают лишними.

Однако чиновники, обладающие определенными полномочиями, не хотят понять, что деятельность завода может нанести значительный урон водным ресурсам. Протесты активистов, членов экологических сообществ и даже решения суда уже, к сожалению, никак не скажутся на строительстве, которое должно стартовать в ближайшее время. Но вот будет ли Уфа после этого блистать золотой наградой в рейтинге самых чистых городов, пока сложно даже предположить.

источник