Меню Рубрики

Значения общения с точки зрения психологии

хочется подчеркнуть ту сферу человеческой жизни, в усовершенствовании которой есть большой потенциал, большой смысл и большие надежды для каждого человека и человечества в целом.

общение, в том виде как оно возможно у людей, является одной из важнейших функций существования человеческого общества

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
* В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».
* Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия. Именно это придает особенно большое значение ряду дополнительных факторов, которые не играют столь существенной роли при восприятии физических объектов. Так, например, такая характерная черта, как селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеобразно, поскольку в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для стереотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально зарегистрированы и при восприятии физических объектов, значимость их в области восприятия людьми друг друга в огромной степени возрастает.
* Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
* Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения. Термин идентификация, буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией.
* Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело — понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей», но действуя по-своему.
* Впрочем, оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».
* Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности, его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин этого поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания — атрибуции.

* В заключение хотелось бы сказать, что общение, в том виде как оно возможно у людей, является одной из важнейших функций существования человеческого общества, является отличительной чертой именно человеческого сообщества со всей его культурой, наукой, искусством. Да и само становление психики человека, реализация человеческого потенциала были бы невозможными без феномена общения. Оно пронизывает всю нашу жизнь, во всех ее сферах, поэтому изучение именно этого явления становится одним из важнейших для понимания человека и для понимания возможных направлений совершенствования как индивида, так и жизни всей человеческой семьи. Общение — это одна из основных сфер приложения усилий личности по самореализации и важнейший инструмент этих усилий. Существует много литературы, посвященной этому феномену. Исследователи находят все новые закономерности и правила, углубляют научное описание явлений, имеющих место в связи с общением. Область общения — это область творчества, поэтому невозможно дать полное строго научное объяснение этому процессу. И в практических взаимоотношениях важнее полагаться на свою интуицию и жизненный опыт, более, чем на любые схемы «эффективного взаимодействия». Ведь жизнь всегда значительно шире любого нашего знания о ней.

источник

В последнее время довольно модно стало говорить о всевозможных социальных сетях, чатах знакомств, интернет-пейджерах, о зависимости людей от них, равно как и о влиянии последних на психику человека. Но в то же время всегда остаётся масса вопросов по поводу частностей данной проблемы, выделения общего и специфического. Думаю, уместно будет разбить раскрытие главной темы на блоки, в которых будут отражаться те или иные аспекты. Закономерно возникнет вопрос по поводу того, в чём же именно автор видит главную проблему. Отвечу так: главная проблема в том, что виртуальное общение при определённых условиях обернётся для нас рано или поздно социальной болезнью, которая как вирус будет распространятся и заражать одного за другим.

Первое, на что следует обратить внимание, так это на формирование психологической зависимости от интернет-общения в целом и от социальных сетей в частности. В психологии под зависимостью понимают особое поведение человека, выражающееся в том, что та объективная реальность, которая есть в наличии, перестаёт удовлетворять в полной мере духовные потребности личности (потребность в общении, в самоуважении, в реализации своего «Я» и т. д.), что в свою очередь заставляет его искать некую альтернативную реальность, где бы эти потребности могли получить удовлетворение. Это важно понять по той причине, что не всякое виртуальное общение можно назвать зависимостью. Вообще, большой вклад в определение критериев психологической зависимости, равно как и в избавление от них, вносит специальная научная дисциплина – аддиктология. Говорить о психологической зависимости от общения в сети интернет, да и от любого другого виртуального общения, неуместно в тех случаях, когда оно сопровождает деятельность человека, выступает своего рода инструментом.

Любое общение всегда преследует некую цель: это может быть как налаживание социальных контактов, так и организация какой-либо деятельности. Вообще, в психологии общения выделяют три основные стороны: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (познание людьми друг друга). И так уж сложилось, что в рамках вышеуказанных трёх сторон при определённых условиях общение само по себе становится целью. На первый взгляд может показаться, что оно не удовлетворяет каким-либо потребностям. Но если посмотреть на это с точки зрения принципа детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления), то становится очевидным, что любая деятельность в своей основе имеет чувство необходимости, потребность, иначе никак. Вот здесь-то и уместно привести психоаналитический «принцип удовольствия», гласящий, что любое действие, совершаемое человеком по своей воле, приносит ему удовольствие. Конечно, можно сколь угодно оспаривать этот тезис, но я не раз на практике убеждался в его справедливости. Вот и получается, что общение само по себе в некоторых случаях приносит удовлетворение. Вопрос лишь в том, удовлетворение чего? Ответив на этот вопрос, мы вплотную приблизимся к основной причине, порождающей интернет-зависимость.

Поскольку мы исходим из тезиса о том, что зависимость – это своего рода компенсация неудовлетворённого собственного положения в обществе и поиск альтернативной реальности, и мы пришли к тому, что виртуальное общение имеет в своей основе потребность, то становится ясным, что основная причина кроется в том, что некая часть населения утратила способность к самореализации в реальном обществе. Это же согласуется с концепцией Адлера, утверждающего, что в основе деятельности человека лежит стремление к собственной значимости, желание быть великим. Он руководствовался мыслью о том, что неполноценность одного из органов обязательно приводит к его компенсации за счёт других. А если орган заменить на некую составляющую самосознания, то проблема предстаёт в несколько ином виде. Мы приходим к тому, что стремление человека раствориться в виртуальном пространстве есть не что иное, как компенсация собственной малозначимости и в собственных глазах, и в глазах значимых людей.

Таким образом, второе, на что следует обратить внимание, так это на наличие у конкретного человека неких комплексов неполноценности, которые он пытается компенсировать путём создания себе аватара на просторах всемирной паутины. Убедиться в правильности этого вывода несложно, достаточно просто полистать страницы пользователей социальных сетей. Мы легко обнаружим массу кричащих ников (имя, выбранное в качестве визитки). Каких имён только не придумают! Тут и всевозможные «Мачо», и «Супердевочки», и ещё много чего, на что способна фантазия. Но практика показывает, что за громкими псевдонимами обычно скрываются ничем не выделяющиеся личности, которые к тому же нередко страдают от кучи всевозможных комплексов неполноценности. Для таких людей подобного рода самопрезентация есть не что иное, как компенсация нереализованного чувства принадлежности, чувства собственной значимости. Но, и это достаточно важно, такого рода подмена реального «Я» неким вымышленным образом ничего хорошего человеку не приносит, наоборот, это прямой путь к самоуничтожению себя как личности, индивидуальности. Почему же такое происходит? Да по простой причине: придумавший себе некое альтернативное «Я» волей-неволей становится зависимым от этой выдуманной личности, поскольку вынужден скрывать за ней своё истинное лицо. И чем дольше человек упорствует в подмене собственного «Я», тем труднее ему становится, это своего рода замкнутый круг. Ведь рано или поздно человек, скрывающийся за аватаром, вступая во всевозможные социальные контакты, наткнётся на того, кто заинтересует его самого, но того, другого, будет интересовать уже не он сам, а тот образ, который человек, скрывшийся за «супер»-маской, так тщательно состряпал. И случается так, что люди сначала придумывают себе образ, живут бутафорской жизнью, а потом становятся зависимыми от неё же. Ведь казаться кем угодно легко, намного труднее быть кем-то.

Сейчас наблюдается активный рост интернет-пользователей, и если взрослое поколение не особо спешит в виртуальное пространство, то молодёжь, а тем более подростки, проявляют в этом направлении сверхповышенную активность. Многие молодые люди вообще не берут книги в руки и не читают литературные произведения с монитора, нет, они просто налаживают свою виртуальную жизнь, реализовывают себя на просторах бескрайнего виртуального пространства. Наверно, поэтому сейчас среди профессиональных психологов активно идёт обсуждение, какие психокоррекционные технологии готовить для того, чтобы лечить интернет-зависимых. Видимо, сознание человека не успевает за стремительным развитием событий, не успевает выработать нужные психологические механизмы, способные найти оптимальный баланс между сохранением собственной индивидуальности и следованием в ногу со временем. Остаётся надеяться на то, что мы всё же сможем не раствориться в интернет-пространстве, выработать своего рода защитный рефлекс, сохранить себя и передать полученный опыт новым поколениям.

источник

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человекам в контакте с другими людьми.

Общение играет значительную роль в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Развитие человеческого общества и общение людей – сложный диалектический процесс. Возможность общения расширяется вместе с развитием общества. В то же самое время само развитие определенного общества зависит от контактов, от общения с другими людьми и обществами.

Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируется, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Отношения представляют собой более глубокие сущностные характеристики, а общение – их проявление.

Читайте также:  Можно ли при проблемах со зрением заниматься плаванием

В отношения вступают не только отдельные индивиды, но и целые группы, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии отношений различают два основных класса: общественные отношения и психологические отношения личности (В.Н. Мясищев). Г.М. Андреева выделяет следующие компоненты в структуре общения:

коммуникативный (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);

интерактивный (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);

перцептивный (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Б.Ф. Ломов определяет следующие функции общения:

Исходными концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение. Развитие человека в общении происходит через два основных механизма – идентификацию и обособление.

Идентификация – уподобление другим людям, «выделение» собственного «Я» как частицу рода.

Обособление – в его основе лежат потребности в развитии и росте, в свободе и познании своей сущности.

Межличностное общение – необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом. В общении как в специфическом виде деятельности человека также формируются и проявляются личностные качества человека.

Основной путь совершенствования стиля межличностного взаимодействия – личностный рост, изменение самого себя. Первый шаг на этом пути – расширение рефлексивных потенциалов личности. Опираясь на данные каждому способности осознания жизни и себя в ней, человек может понять, как он общается и что мешает ему строить продуктивные взаимоотношения.

Рефлексия – способность человека осознавать свои поступки и образ своего «Я».

Успешность общения во многом определяется способностью человека к эмпатии. Эмпатия– постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Различается эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека, когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах и предиктивная эмпатия, рассматриваемая как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание и сочувствие.

Человека можно назвать компетентным в общении настолько, насколько в этом процессе обоим партнерам удается эффективно решать коммуникативные проблемы, актуализировать свою индивидуальность или проявить свою духовную природу, а это означает, насколько им в самом процессе коммуникации удается сделать еще один шаг в своем развитии.

Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью коммуникативной и общей культуры человека. В свою очередь профессиональная коммуникативная компетентность включается в профессиональную культуру специалиста.

Среди наиболее значимых профессиональных качеств психологи-исследователи чаще всего называют:

– высокий профессионализм, компетентность по широкому кругу значимых проблем, высокий уровень общего образования и культуры;

– коммуникабельность, общительность, социальная смелость, умение управлять людьми, организаторские способности;

– нервно-психическая выносливость, т.е. работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели;

– доброжелательное отношение к людям.

Коммуникативная компетентность в работах Е.В. Сидоренко определяется как совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных знаний, достаточных для решения коммуникативных задач. Одним из наиболее важных качеств современного специалиста являются коммуникативные способности.Несмотря на общеупотребимость понятия «коммуникативно-организаторские способности» в психологии до сих пор нет общего определения этих способностей. К ним относят довольно большое число разнообразных характеристик, таких как «умение общаться, умение регулировать плоскости обмена информацией и функциональную направленность поведения» (А.А. Кидрон), а также «умение влиять на людей, умение оперативно разбираться в ситуативном взаимодействии людей и направлять его в нужное русло» (Б.А. Федоршин).

Коммуникативную компетентность включает в себя следующие характеристики:

1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения;

2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения;

3) умение сохранять партнерскую позицию в общении, умение строить контакты на разных психологических дистанциях;

4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий;

5) желание человека психологически-грамотно строить свои отношения с окружающими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10056 — | 7508 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Общение — это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.

Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.д.

Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.

Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.

Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (человеческой) сущности и приводит к упрощенной трактовке понятия «общение» в виде информационно-коммуникативной деятельности. Во время неизбежного научно-аналитического деления общения на составные части необходимо не потерять в них человека в качестве духовной и активной силы, которая преобразует в данном процессе и других и себя.

Существует пять сторон, в которых проявляется общение:

  • межличностная сторона;
  • когнитивная сторона;
  • коммуникативно-информационная сторона;
  • эмотивная сторона;
  • конативная сторона.

Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми человек связан в жизни.

Когнитивная сторона служит ответом на вопросы о том, кто является собеседником, какой он человек, что от него можно ожидать, а также на множество других вопросов, которые связаны с личностью партнера.

Коммуникативно-информационная сторона необходима для обмена между людьми разными идеями, представлениями, интересами, чувствами, установками, настроениями и т. д.

Эмотивная сторона является важнейшим компонентом во время функционирования чувств и эмоций, настроения в личных контактах людей.

Конативная, или как ее еще называют поведенческая сторона, общения важна для целей согласования внешних и внутренних противоречий в позициях партнеров.

Существует несколько функций общения:

  • прагматическая функция служит отражением потребностно-мотивационных причин и находит реализацию во время взаимодействия людей при совместной деятельности. И тут важно отметить, что общение в большинстве случаев является главной потребностью;
  • функция формирования и развития, заключающаяся в том, что общение может воздействовать на партнеров и при этом развивать и совершенствовать их во всех отношениях. При общении с другими людьми человек получает общечеловеческий опыт, социальные нормы, знания, ценности и способы деятельности, которые сложились исторически. Помимо этого, во время общения происходит формирование человека как личности. В итоге, можно сказать, что общение является универсальной реальностью, в которой зарождается, проявляется и существует психический процесс на протяжении всей жизни, а также состояние и поведение человека;
  • функция подтверждения, обеспечивающая человеку возможности в познании, утверждении и подтверждении себя;
  • функция объединения-разъединения людей, необходимая с одной стороны для передачи важных сведений, при помощи формирования между ними контактов, для настраивания их на осуществление общих целей, задач, намерений, при этом соединяя их в одно целое, а с другой стороны, является причиной изоляции личности во время общения и дифференциации;
  • функция организации и поддержания межличностных отношений, которая важна в вопросах интересов налаживания и сохранения продуктивных и устойчивых связей, взаимоотношений, контактов между людьми, учитывая при этом интересы их коллективной деятельности;
  • внутриличностная функция, реализующаяся во время общения человека с самим собой, посредством внутренней или внешней речи, построенной в качестве диалога.

Понятие общение в психологии имеет множество сторон. Существует ряд видов общения.

Существует межличностное и массовое общение. Межличностное общение подразумевает непосредственные контакты людей в парах или группах, в которых состав участников является постоянным. Массовое же общение является множеством непосредственных контактов людей, которые незнакомы, а также коммуникация, которая опосредована разными видами СМИ.

Помимо этого существует еще межперсональное и ролевое общение. При межперсональном общении конкретные люди являются участниками общения, они обладают рядом специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных действий. Во время ролевого общения участники общения являются носителями определенных ролей. К примеру, учитель – ученик, покупатель – продавец или начальник – подчиненный. Ролевое общение лишает человека спонтанности своего поведения, потому что совершаемые действия диктуются исполняемой ролью.

Данный вид общения подразумевает проявление человека не в качестве индивидуальности, а как некоторую социальную единицу, которая выполняет определенные функции.

Еще есть доверительное и конфликтное общение. Особенность доверительного общения заключается в том, что во время него передается особо важная информация. Доверительность считается существенными признаком всех видов общения, без него невозможны переговоры, решение интимных вопросов. Конфликтное же общение проявляется во взаимном противостоянии людей, выражении неудовольствия и недоверия.

Также бывает личный вид общения, который подразумевает обмен между людьми информацией, имеющей неофициальный характер. Деловой вид общения характеризуется процессом взаимодействия людей, которые выполняют совместную работу или включены в один вид деятельности.

Кроме того, существует прямой и опосредованный вид общения. Прямое общение предстает как исторически более ранняя форма взаимодействия людей. Данный вид общения служил поводом возникновения различных видов опосредованного общения во время более поздних периодов развития цивилизации. Опосредованное общение является взаимодействием с использованием дополнительных средств, таких как письма, видео- и аудиотехника и т.д.

Знаковые системы делают общение возможным. И тут выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение подразумевает устную и письменную речь. При невербальном общении используются неречевые способы общения.

Во время вербального общения, как правило, используются два вида речи: устная и письменная. Устная речь предстает в виде самостоятельной речи, имеющей свои правила и грамматику. Письменной же речи обучают в школе, она является признаком образованности человека.

Для регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между людьми, обогащения значения, которое передается через слова, направления истолкования словесного текста, выражения эмоций и отражения ситуации служат невербальные средства общения. Существует несколько разновидностей невербальных средств общения:

  1. Визуальные средства общения, в которые входит:
    • кинесика, которая выражается в движениях рук, ног, туловища и головы;
    • визуальный контакт и направление взгляда;
    • выражение лица;
    • выражение глаз;
    • поза, речь идет о локализации, смены поз относительно словесного текста;
    • кожные реакции, которые выражаются в покраснении или появление пота;
    • дистанция, под которой подразумевается определенное расстояние до партнера, персональное пространство и угол поворота к нему;
    • ряд вспомогательных средств общения, тут же специфика телосложения (половая и возрастная), а также средства ее преобразования в виде одежды, косметики, очков, украшений, татуировок, усов, бороды, сигарет и т.д.;
  2. Акустические или иными словами звуковые средства общения, включающие:
    • паралингвистические, то есть те, что связаны с речью. Сюда входит интонации, громкость, ритм, тембр голоса, речевые паузы и их место в тексте;
    • экстралингвистические, иными словами, связанные с речью. Это смех, кашель, плач, вздохи, «шмыганье» носом, скрежет зубов и т.д.;
  3. Тактильно-кинестезическая разновидность невербальных средств общения, которая, то есть связанная с прикосновениями. К ней относятся:
    • физические воздействия. К примеру, вести слепого за руку, или контактный танец;
    • такесика, которая может выражаться в пожатие руки или хлопанье по плечу;
  4. Ольфакторная разновидность, в которую входит:
    • неприятные и приятные запахи окружающего мира;
    • искусственные и естественные запахи человека и др.

Существует структура общения. Она включает в себя ряд компонентов:

  1. Мотивационно-целевой компонент общения, который является системой целей и мотивов общения. Среди мотивации общения выделяют:
    • интересы и потребности человека, который проявляет инициативу во время общения;
    • интересы и потребности двух партнеров общения, которые побуждают их включиться в процесс общения;
    • потребности, которые вытекают из задач, которые можно решить совместно.

Соотношение мотивов общения может колебаться от конфликта до полного совпадения. Исходя из этого, общение может быть дружественного или конфликтного характера.

В качестве основных целей общения можно выделить получение или передачу определенной полезной информации, снятие напряженности, активизацию партнеров, управление совместной деятельностью, оказание влияния на других людей.

Цели партнеров могут противоречить, совпадать или исключать друг друга. Это и влияет на характер общения.

  1. Коммуникативный компонент общения. Этот компонент заключается в обмене информацией между собеседниками. Во время коллективной деятельности, как уже говорили выше, происходит обмен мнениями, чувствами, интересами и т.д. Это все и является процессом обмена информацией, который имеет ряд особенностей:
    • кибернетические устройства исключительно передают информацию, а во время общения информация уточняется, формируется и развивается;
    • простой «обмен информацией» двух устройств отличается от общения людей тем, что во время общения происходит сочетание с отношением друг к другу;
    • при общении происходит влияние друг на друга, при использовании системных знаков;
    • если человек, который направляет информацию (коммуникатор) и человек, который принимает её (реципиент) имеют единую или сходную систему кодификации, либо декодификации, то исключительно в этом случае возможно коммуникативное влияние, в качестве результата обмена информацией.
  2. Интерактивный компонент общения заключается не только в обмене знаниями и идеями, но и во влиянии, взаимном побуждении, действиями. Взаимодействие может быть кооперацией или конкуренцией, согласием или конфликтом, приспособлением или оппозицией, ассоциацией или диссоциацией.
  3. Перцептивный компонент общения является восприятием, взаимным изучением и оценкой партнерами друг друга. Все это основывается на восприятии внешнего вида, поступков, деяний человека и их толкованием.

Замечание 4

Читайте также:  Основные точки зрения на время возникновения науки

Важно отметить, что при взаимной социальной перцепции во время общения высока вероятность ее субъективизма. Это проявляется и в неправильном определении целей партнера, его мотивов, установок на взаимодействие и отношений.

Особая роль в общении отводится коммуникативному компоненту.

Под коммуникацией понимается связь, в процессе которой происходит обмен информацией между людьми во время межличностных отношений.

Коммуникативный компонент имеет несколько особенностей:

  • во время личных отношений двух людей, когда каждый предстает в качестве активного субъекта. Данные отношения при взаимном их информировании подразумевают налаживание коллективной деятельности. Особенности человеческого обмена информации состоит в определенной роли для участников общения конкретной информации и ее значении;
  • вероятность совместного влияния партнеров друг на друга при помощи системы знаков;
  • оказание коммуникативного влияния исключительно при наличии схожей или единой системы кодификации и декодификации;
  • вероятность появления коммуникативных барьеров. В данной ситуации четко видна связь, которая существует между отношением и общением.
  1. побудительная, которая проявляется в виде приказов, советов или просьб; служит для стимулирования определенных действий;

Замечание 5

Стимуляция бывает трех видов:

  • активизация, которая служит в качестве побуждения к действию в необходимом направлении;
  • интеракцию, которая является запретом нежелательных форм деятельности;
  • дестабилизация, предполагающая нарушение или рассогласование определенных автономных форм деятельности или поведения.
  1. констатирующая информация, заключается в проявлении в формах сообщения и не подразумевает изменения поведения.

Информация в обществе распространяется посредством своеобразного «фильтра доверия-недоверия», действующего таким образом, что истинные данные могут быть отвергнутыми, а ложные – принятыми. Помимо этого, есть средства, которые способствуют принятию информации и которые ослабляют действие фильтров. Синтез данных средств называют фасцинацией. В качестве примера можно привести музыкальное, цветовое или пространственное сопровождение речи.

Существует пять элементов, которые входят в модель коммуникативного процесса. Таким образом, модель коммуникативного процесса выглядит так: коммуникатор – сообщение в виде текста – канал – аудитория или иными словами реципиент – обратная связь.

Основной целью информационного обмена в общении является формирование общего смысла, одной точки зрения и приход к согласию по теме разных ситуаций или проблем. Для данного обмена, как правило, применяется механизм обратной связи. Согласно ему процесс обмена информацией во время межличностной коммуникации удваивается, а также кроме содержательных сторон, информация, которая поступает к реципиенту от коммуникатора, может содержать данные о том, как реципиент оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.

Во время коммуникации участники общения должны не только передать друг другу информацию, но и прийти к ее адекватному пониманию. Иными словами, во время межличностной коммуникации особой проблемой является интерпретация сообщения, которое поступает от коммуникатор к реципиенту.

Во время коммуникации возможно возникновение барьеров – психологического препятствия на пути к корректной передачи данных между партнерами по общению.

Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, сущность которой проявляется в нескольких нюансах:

  • в согласовании личного осмысления предмета общения;
  • в двусторонней взаимоприемлемой оценке и принятии мотивов, целей и установок взаимодействующих людей, в ходе которой прослеживается полная или частичная схожесть или близость когнитивного, поведенческого и эмоционального реагирования на возможные для них методы в достижении результатов коллективной деятельности.

Для того чтобы достичь взаимопонимания между партнерами по общению важно обеспечить специальные условия. Рассмотрим некоторые из них:

  • речь взаимодействующих личностей должна быть понятна;
  • проявляющиеся качества взаимодействующих личностей должны быть осознанными;
  • разработка соглашения и выполнение его на практике согласно установленным правилам.

При соблюдении рассмотренных выше условий в практике повышает шансы на взаимопонимание, которое будет тем выше, чем более приемлемы для коллективной деятельности созданные правила взаимодействия.

Правила, которые разработаны для взаимодействия, не должны сковывать партнеров, поэтому важно их периодически корректировать, то есть согласовывать коллективные усилия людей и обстоятельства, которые позволят реализовать эти правила. Наилучшим способом это делать в случаях равноправного положения людей.

Для того чтобы достигнуть взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одинаковых постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотносить предмет общения с единым социальным образцом, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока не вступишь с ним в отношения, которые имеют личный характер, не проявив к нему эмпатию.

Возможно спланировать взаимопонимание, если в качестве основы рассматривать отношения индивидов к их ценностно-смысловым и психологическим позициям. В данной ситуации критерии, которые помогут сложить мнение о вероятном взаимопонимании, являются:

  • предложения, выдвигаемые каждым участником на знания предмета совместной деятельности, их компетентности;
  • прогнозирование отношений партнеров к предмету совместной деятельности, его важности для каждой из сторон;
  • рефлексия, иными словами процесс осмысления человеком того, что его воспринимают партнеры;
  • анализ психологический свойств партнеров.

Но важно отметить, что всегда возможен факт непонимания, которое возникает между людьми. И на это есть несколько причин:

  • искажение или отсутствие восприятия людьми друг друга;
  • разница в структуре восприятия и подачи речевых или каких-либо других сигналов;
  • нехватка времени для умственной переработки сведений, которые получают и выдают;
  • случайное или умышленное искажении информации, которую передают;
  • нет возможности исправить совершенную ошибку или уточнить информацию;
  • отсутствие одного понятийного аппарата, который служит для оценки личностных свойств партнера, поведения и контекста его речи;
  • несоблюдение правил взаимодействия во время выполнения конкретных задач;
  • перенос или потеря на иную цель коллективных действий.

источник

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ежедневно нас окружает множество людей, взаимодействуя с которыми мы замечаем определенные черты их характера, модели поведения. Задумывались ли вы о том, почему некоторые личности ведут себя очень странно, а некоторые, наоборот, проявляют себя самым достойным образом? Всему этому есть объяснение в психологии.

Редакция AdMe.ru подробнее рассмотрела некоторые психологические термины и постаралась объяснить их значение простыми словами.

Дословно с древнегреческого термин переводится как «без слов для чувств». Иными словами, это состояние, при котором человек не может словесно выразить переживаемые эмоции.

Если человек способен точно озвучить и выразить свои реальные ощущения и эмоции, которые он испытывает, то его можно назвать конгруэнтным. Другими словами, это соответствие ощущений и переживаний словам, жестам, мимике.

Под данным термином понимается проявление какого-либо чувства или настроения в преувеличенной форме. Для такого поведения характерны чрезмерная пафосность речи, неестественные и показные жесты.

Ригидностью называют неспособность человека поменять свои устои и привычки, даже когда этому потворствует ситуация. Например, ригидные люди отказываются поменять свою точку зрения, если узнают новые факты, которые доказывают, что она неверна.

Стремление личности исправить свои физические или психические недостатки, которые могут быть как реальными, так и надуманными. При этом ресурсы, затраченные на преодоление несовершенств, значительно больше, чем требуется от человека в данных условиях.

Под влиянием одного или нескольких людей и общества в целом человек склонен изменить свое первоначальное мнение или поведение. Это и есть конформность.

Это состояние, когда человек неожиданно находит решение проблемы. Главной особенностью инсайта является именно внезапное озарение. Так, человек, отойдя от анализа ситуации, раздумий и занимаясь посторонними делами, неожиданно понимает, как решить проблему.

Под данным термином понимается приписывание своих успехов и неудач в жизни внешним факторам или собственным способностям. Так, человек либо все сваливает на обстоятельства извне, либо возлагает ответственность на себя.

Эффект после пережитых чувств, когда происходит эмоциональная разрядка, уходит напряжение. По сути это душевное облегчение после выплескивания эмоций. Например, человек страдал, испытывал злость по какой-либо причине, а после того, как он проплакался, негатив ушел, возникло желание простить. Это и есть катарсис.

Это состояние, при котором у человека спонтанно возникают навязчивые мысли и идеи, сложно поддающиеся контролю.

Под этим термином понимается простая человеческая потребность в общении, дружбе, в обществе других людей.

Второе название — эффект Форера. Смысл заключается в том, что человек склонен размытые и обобщенные описания личности воспринимать как полностью достоверные, которые касаются конкретно его. Яркий пример — люди, верящие в гороскопы.

Новое, но, пожалуй, одно из самых частых явлений современного общества. Фаббинг — злоупотребление гаджетами, проявляющееся в постоянном отвлечении на свой девайс в процессе разговора с собеседником.

Он же эффект Пигмалиона. Данный феномен основан на 2 принципах. Первый заключается в том, что люди на подсознательном уровне ведут себя так, как от них ожидают. Второй принцип состоит в том, что человек, уверенный в чем-либо, истолковывает происходящее так, чтобы это подтверждало его убеждения.

К примеру, начальство, считающее своих работников бездельниками и неумехами и первоначально настроенное на негативные результаты, получает именно таких подчиненных.

Состояние, при котором человек ощущает внутреннюю достаточность, душевное удовлетворение.

Очень важное в современном мире свойство личности, подразумевающее уверенное и достойное поведение при отстаивании своих интересов без ущемления при этом прав других людей. Например, человеку по телефону предлагают услугу, в которой он не нуждается. Неправильным будет ответ с оскорблением или грубостью: «Отстаньте! Мне некогда!» Ассертивным: «Спасибо за предложение. Мне это не нужно».

Какие из этих терминов вам были известны? Если есть аналогичные примеры, делитесь в комментариях.

источник

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, и в этой статье я расскажу вам о том, как это можно сделать, затронув наиболее важные с моей точки зрения стороны человеческого общения.

Прежде всего, давайте дадим определение понятию “психология общения”, чтобы знать, в рамках какой науки мы с вами будем обсуждать такую тему, как общение. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы. Теперь давайте рассмотрим самые важные из этих тем, которые имеют отношение к нашей повседневной жизни, чтобы понять, ради каких выгод следует изучать психологию общения и как ее лучше изучать.

У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них. Это только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так. Я вам со всей ответственностью заявляю, что даже деловое общение, к которому люди готовятся заранее – может в итоге оказаться бесцельным и бессмысленным. У этого есть причины, но речь сейчас не о них, речь о том, что нужно уделять внимание цели и смыслу общения, нужно думать об этом, перед тем, как заводить с кем-то разговор на ту или иную тему.

А причины для общения есть всегда. Только люди часто их не осознают, в основном из-за того, что просто не думают о них. Но стоит им начать думать об этих причинах, как они сразу станут для них понятными. Мы для того и изучаем психологию общения с людьми, чтобы вытаскивать наружу все наши скрытые, неосознаваемые мотивы, побуждающие нас, как к различным действиям, так и к общению с кем-либо. И для понимания этих мотивов, для их осмысления и управления ими, мы должны обращать внимание на свою потребность в общении, которая вытекает из других наших более фундаментальных потребностей. Ведь способность общаться дана человеку прежде всего для того, чтобы с ее помощью он мог удовлетворять свои основные потребности, то есть, для выживания. Следовательно, общаясь с кем-либо, нужно задумываться о том – ради удовлетворения какой своей потребности вы это делаете, не забывая о том, что само по себе человеческое общение – это тоже потребность. Хотя лично я всегда связываю эту потребность с другими потребностями и не рассматриваю ее в отдельности от них. Но это моя личная позиция, она может расходиться и, собственно, часто расходится с мнением других специалистов. В любом случае, помните, что если вы не видите и не понимаете целей и смысла в каком-нибудь общении, в котором вы участвуете, то это не означает, что их в действительности нет. Как не означает это и того, что таких целей нет у вашего собеседника, собеседников, которые могут точно знать о том, что им от вас нужно и будут планомерно стремиться к получению этого, общаясь с вами. Но при этом их интересы, вовсе необязательно будут совпадать с вашими интересами. Следовательно, даже общаясь с кем-либо ради психологической разгрузки, как это часто любят делать женщины, всегда надо сохранять бдительность и не позволять другим людям вытаскивать из вас важную информацию, которая может быть в последствии обращена против вас, и нельзя позволять им внушать вам вредные для вас мысли. Поэтому всегда задавайте себе вопрос – почему и зачем я общаюсь с этим человеком, с этими людьми, что я хочу получить от этого общения, какой цели хочу добиться, насколько актуальна для меня эта цель и как мне следует общаться с этим человеком, с этими людьми, чтобы ее достичь. Внутренний диалог во время общения не менее важен, чем внешний – старайтесь вести оба этих диалога одновременно, иначе в процессе общения вас подхватит эмоциональная волна и понесет вас туда, куда ее направит ваш собеседник. И это место может оказаться совсем не тем место, в котором вы хотели бы оказаться.

Чтобы общение было осмысленным и продуктивным, а значит и максимально полезным для его участников, крайне важно, чтобы общающиеся люди понимали друг друга. А чтобы понимать друг друга, люди должны не просто слушать, но и слышать друг друга, то есть, им нужно принимать слова друг друга, соглашаться с ними, задумываться над ними, стараться их понять. Понимать, значит чувствовать другого человека и принимать его слова, мысли, чувства – делать их частью себя, частью своих убеждений. Поэтому в процессе общения с людьми, следует очень внимательно их слушать, чтобы не упускать ничего из сказанного ими. Ведь любое упущение может привести к неправильной интерпретации слов собеседника, а значит и к неправильным выводам, которые вызовут у вас неправильную ответную реакцию. Также важно понять, какие проблемы и задачи решает общающийся с вами человек, чтобы общаться с ним исходя из, прежде всего, его, а затем уже и из своих собственных потребностей. Ведь чтобы найти точки соприкосновения – люди должны показать друг другу свою заинтересованность в проблемах и желаниях друг друга. А когда каждый говорит только о своем – это не общение – это двусторонний, или, если собеседников много, многосторонний монолог. Ну какое может быть общение, если люди не хотят понять друг друга, если им важно не то, что скажет другой человек, а то, что скажут они сами? Такого быть не должно, иначе пользы от общения не будет, или того хуже – оно закончится конфликтом, ссорой, взаимными обвинениями, испорченными отношениями и личными обидами.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Так что учитесь слушать и понимать, а значит и принимать слова и мысли других людей. Для этого просто начните думать об этих людях, с которыми вы общаетесь, и их интересах. И не забывайте постоянно ставить себя на их место, чтобы понимать и помнить о том, что людям нравится слышать, а что нет. Ведь для того, чтобы понять, чего от вас хочет другой человек, вам нужно добиться от него открытости, вам нужно, чтобы он вам начал доверять, ибо без доверия общение будет неполным, с трудно идентифицированными, скрытыми желаниями. А чтобы собеседник начал вам доверять, вы должны говорить ему о том, что он хочет от вас услышать, ставя себя на его место. А что он может хотеть от вас услышать? Да в общем-то тоже, что хотели бы услышать от других людей вы. Обратите внимание, как порой бывает сложно общаться с людьми так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой, потому что в процессе общения человек себя не всегда контролирует и часто идет на поводу у своих эмоций. А ведь стоит только взять весь процесс общения под контроль разума, говоря то, что надо говорить, а не то, что само из вас льется, стоит начать следить за своими словами и своей реакцией, как общение сразу же станет более эффективным.

Мы же с вами знаем о том, что люди любят слышать, в том числе и о себе, а чего не любят, не так ли? Любят люди, когда их хвалят, когда им льстят и поддакивают? Любят. Многие люди даже любят, когда им откровенно лгут, если это сладкая ложь. А когда людей критикуют, когда указывают им на их ошибки, когда им говорят правду о тех или иных вещах и о них самих, которая им неприятна – это они любят? Нет, не любят. Так зачем им об этом говорить? Часто, абсолютно незачем. Хотя если подумать, то иной раз даже самая горькая правда дает больше, чем сладкая ложь, и чтобы действительно помочь человеку – нужно влить в его уши то, чего он слышать не хочет. Это непростое решение, учитывая, что никому из нас не хочется, чтобы нас ненавидели. Но иной раз такие решения принимать нужно, если человек, с которым мы общаемся и которому хотим помочь прийти к важному для него пониманию чего-то, нам действительно дорог.

В жизни нам приходится иметь дело с разными людьми и со всеми ними нам нужно находить какой-никакой, а общий язык. Иначе мы просто не добьемся своих целей, или того хуже – наживем себе врагов и недругов, не сумев договориться, понять, объяснить. Но у разных людей разные взгляды на жизнь, разное миропонимание, разные точки зрения на одни и те же вещи, и конечно же, у каждого человека есть свои личные интересы, которые вполне могут не совпадать, а на определенной стадии они никогда не совпадают с интересами других людей. Все это вынуждает нас в той или иной мере подстраиваться друг к другу, общаясь на понятном и приемлемом друг для друга языке. Не все могут и хотят понять других людей, я бы даже сказал, что часто этого никто не хочет, так как каждый человек всегда больше думает о себе, чем о других. Но мы вынуждены интересоваться другими людьми, вынуждены смотреть на мир их глазами и подбирать для них правильные слова, так как будучи абсолютными эгоистами мы бы просто не смогли ни с кем договориться. Поэтому мы нередко вынуждены говорить не так, как нам удобно, а так, как нам надо говорить, чтобы другим людям, нашим слушателям, было удобно нас воспринимать, а значит и понимать.

Бывает, что нам приходится общаться с очень неприятными нам людьми, подстроиться под которых не только тяжело, но и противно. Но общение на то и общение, чтобы помогать нам находить общий язык с людьми, с любыми людьми, посредством донесения до них важной с нашей точки зрения информации с помощью разных слов, равно как и восприятие этой информации от них. Оно помогает нам приходить к определенным решениям, договоренностям, уступкам. Поэтому нам нужно быть терпимыми к тем, кто по той или иной причине нас чем-то не устраивает, но с кем мы хотим найти общий язык, чтобы договориться. Помните всегда о своей цели, общаясь с другими людьми, чтобы даже в тех случаях, когда какой-нибудь человек, с которым вы общаетесь, вам очень неприятен, вы не разрывали с ним связь, а настойчиво продолжали с ним общаться, ради достижения этой цели. Потребность человека в общении включает в себя потребность в умении взаимодействовать с другими людьми, и поэтому выражается она не только в желании общаться, но и в поиске наиболее подходящих для каждой конкретной ситуации возможностей это сделать. Мы не можем быть со всеми людьми одинаковыми, не можем общаться со всеми на одном языке – мы должны искать ключик к каждому человеку, изучая его манеру общения и взгляды на жизнь.

Никогда не требуйте от людей того, чтобы они соответствовали вашему уровню общения, так как большинству людей приятно находиться в своей собственной зоне комфорта, какой бы бесперспективной она не была. Нельзя ждать от других людей того, на что они не способны, поэтому общайтесь всегда с ними на их уровне и без желания людей не пытайтесь вытащить их на свой уровень, иначе это встретит сильное сопротивление с их стороны. Если люди хотят быть теми, кто они есть и не стремятся стать лучше – не пытайтесь их изменить, общайтесь с ними на их языке и договаривайтесь с ними в зоне их, а не вашего, комфорта. Будьте разумны, если вам нужно чтобы вас понимали, тогда станьте тем, кого люди могут понять. И помните, что цивилизованный человек – это продукт цивилизации, а не природы, поэтому перед тем, как с кем-то общаться, выясните – продуктом какой среды является этот человек. Если кто-то понимает исключительно язык силы – не стоит призывать его к гуманности и совестливости, ищите в своей позиции сильные стороны, или придумывайте таковые и приводите их в качестве своих аргументов. Если кто-то не дружит с логикой – не используйте логику, используйте внушение.

Для успешного, эффективного и я бы даже сказал, гипнотического общения – вам необходимо научиться подстраиваться под своего собеседника. Подстройка позволяет быстро установить с собеседником контакт на основании его модели мира, и таким образом наилучшим образом расположить его к себе. Подстроившись под собеседника – вы сможете достичь полного взаимопонимания с ним, так как чем больше вы будете на него похожи, чем лучше будете разделять с ним его ценности, давая ему понять, что смотрите на мир так же, как и он, тем больше он будет вам доверять. Люди больше доверяют тем, кого считают своим, а своими они считают тех, кто многим на них похож. Научиться подстраиваться к собеседнику вы можете с помощью НЛП, в этом направлении психологии такое умение называется – установить раппорт с собеседником. В теории – это несложная задача, но на практике вам, конечно, придется потренироваться, чтобы отточить навыки подстройки к собеседнику, поскольку для успешной постройки нужно делать это очень тонко и осторожно, незаметно для собеседника. Будете в совершенстве владеть этим умением – сможете найти общий язык со многими, если не со всеми людьми. Помните – люди больше доверяют тем, кто на них похож, кто во многом такой же, как они.

Простота общения – это удел великих. Чем проще человек в общении, тем легче его понять и тем большему количеству людей он сможет донести свои мысли. Простота – это вообще одна из основ пропаганды, которая, как вы знаете, способна загипнотизировать людей, если ее правильно вести. Признаюсь, это золотое правило, которое в меня буквально вдалбливали мои учителя, так как мне было сложно его принять без сопротивления, я до сих пор не в полной мере соблюдаю. Иногда я слишком сложно излагаю свои мысли, поэтому знаю, что они доходят не до всех. Поэтому, друзья – делайте, а вернее, общайтесь не так, как я это делаю, а так, как я вам советую это делать. А я советую вам быть как можно проще. Наш язык и наш способ преподнесения информации, должны быть как можно более простыми, чтобы нас могли понять многие люди без особого умственного напряжения. Неважно, пишем ли мы статью, книгу, письмо, или вживую общаемся с человеком – мы должны излагать свои мысли просто и ясно, без всяких заумных сложностей, если они ни к месту. Это секрет успешного общения, который многие знают, но не многие применяют. Умным людям хочется подчеркнуть свой ум, хочется показать свою грамотность и эрудицию, многие из них любят использовать заумные словечки при объяснении чего-либо, любят сложную терминологию, с помощью которой пытаются произвести впечатление на слушателей или читателей. И им это нередко удается, но не всегда им удается договориться с людьми и в чем-то их убедить, потому что те их не понимают, а значит, подсознательно и не доверяют им. За любыми усложнениями часто скрывается ложь, поэтому и говорят, что слово “сложно”, часто является синонимом слова “ложно”, ибо если вас не понимают, то вы можете легко обмануть, пустив людям пыль в глаза. Это не всегда понимается, но часто чувствуется людьми. Поэтому все сложное они часто отвергают.

Простота общения – это и подстройка, и уважение, и честность, и дружелюбный настрой к собеседнику, который должен видеть в нас своего партнера, а не врага. Поэтому никогда не усложняйте свою речь во время общения больше необходимого. Ну а то, насколько сильно вы ее можете усложнить, зависит от того, с кем вы общаетесь или к какой аудитории обращаетесь. Не забывайте только о том, что простую речь или простое письмо поймут все, в том числе и умные люди, хоть это и может вызвать у них сомнение в ваших умственных способностях, что часто не критично, ибо по-настоящему умным людям заносчивость не присуща, в то время как те, кто слишком много из себя мнит, нуждаются скорее в лести, чем в необходимости подстраиваться под их субъективное мнение о грамотном и умном тексте или речи. А вот простые люди, при всем их желании, слишком заумный текст или заумную речь понять не смогут, а значит, вы не донесете до них свои мысли и идеи, и не добьетесь от них нужной вам реакции. К тому же, я считаю, что это просто некультурно – общаться с людьми на непонятном им языке, вынуждая их думать и гадать, что вы имели в виду. Ведь все мы в чем-то невежды, поэтому должны с пониманием относиться к непониманию других людей того, в чем они не сведущи, а не упрекать их в незнании того, что знаем мы.

Об этом я писал выше, но мне хотелось бы еще раз вернуться к этому, очень важному моменту в общении, чтобы вы понимали, какую роль он играет в этом процессе. Совершенно очевидно, что во время общения люди должны хотеть и уметь слушать, а главное слышать друг друга. Важно, конечно, прежде всего, хотеть это делать – слышать других людей, тогда и умение это делать придет.

Но что мешает нам это делать? Что мешает нам слышать другого человека? Это, друзья, чрезмерная сосредоточенность внимания на самих себе. Наш эгоизм, нежелание думать, самовлюбленность, излишняя самоуверенность, нежелание видеть в своем собеседнике равного себе, нежелание соглашаться с ним и идти ему на уступки – все это является причиной нашего безразличия к словам других людей. И из-за этого люди часто друг с другом не договариваются, или договариваются, но так, что один из них чувствует себя проигравшим, обделенным, оскорбленным, униженным, обиженным. А это может негативно сказаться на развитии отношений между людьми в долгосрочной перспективе. Ведь выигранное кем-то, допустим, вами, сражение в одном словесном поединке, после которого проигравший был вынужден капитулировать и пойти на унизительные для него уступки, может в дальнейшем привести вас к поражению в войне. Люди не забывают обид и унижений, поэтому при удобном случае готовы расквитаться с обидчиком. И это надо учитывать при общении с кем-либо. Живем-то мы с вами не один день – на следующее утро солнце снова взойдет и нам придется пожинать плоды того, что мы сеем сегодня. Но думаем ли мы сегодня о том, каким будет этот завтрашний день, общаясь с людьми? А стоит ли нам об этом думать? Подумайте над этим.

Таким образом мы можем заключить, что грамотное общение с людьми, при котором мы не наживаем себе врагов, а наоборот, по возможности обзаводимся новыми друзьями, союзниками, партнерами, является самым лучшим способом взаимодействия людей друг с другом. А чтобы грамотно общаться с кем-либо, важно думать не только о себе, но и о тех, с кем мы общаемся. Для чего, в свою очередь, необходимо слушать и слышать людей, чтобы понимать их, а понимая, подбирать правильную модель общения с ними. Во время общения мы применяем все – и свои знания, и подкуп, и устрашение, и обман, и лесть, и подстройку, и эмпатию, и уважение, и множество других приемов, позволяющих нам повлиять на людей нужным нам образом, чтобы добиться от них нужных нам решений и действий. И при этом, крайне важно, не наживать себе врагов. Мудрость общения в том и заключается, чтобы все люди остались довольны этим процессом и никто ни на кого не держал зла и обиды.

Общение – это работа, или лучше сказать, игра ума и игра слов, благодаря которой мы можем выигрывать в этой жизни очень солидные призы. А психология общения учит нас тому, как правильно играть в эту игру, чтобы чаще оказываться в выигрыше. Поэтому, изучая ее, вы расширяете свои возможности в вопросе взаимодействия с людьми. Ведь чем лучше вы будете общаться, тем большего добьетесь в жизни. Ваш язык – ваш друг и союзник.

источник