Меню Рубрики

Зрение для мед справки на водительское удостоверение

При получении или замене ВУ (водительское удостоверение) каждый автоводитель обязан пройти медкомиссию. В число узких специалистов такой комиссии входит офтальмолог и его осмотр входит в число обязательных для получения медсправки. Обследование офтальмолога позволяет выявить имеющиеся у человека проблемы со зрением. При плохом зрении водителю будет разрешено управлять ТС (транспортное средство) исключительно в очках либо контактных линзах. Более серьезные нарушения органов зрения могут стать весомым основанием для отказа в выдаче автоудостоверения.

В этой статье мы подробно расскажем о том, на что именно чаще всего обращают внимание в ходе проверки остроты зрения, а также в каком случае проблемы со зрением могут стать препятствием для получения ВУ.

Офтальмолог исследует кандидата в водители сразу в нескольких направлениях, изучая такие моменты, как:

  • Острота зрения;
  • Уровень цветоощущения;
  • Поля зрения.

В ходе обследования у человека могут обнаружиться некоторые отклонения от нормы, однако далеко не всегда подобные отклонения являются категорическим запретом для управления авто.

Чтобы правильно понимать, какие критерии существуют у каждого этапа офтальмологического исследования, стоит подробно их рассмотреть.

Сразу нужно сказать, что тем водителям, которые пользуются в повседневной жизни очками/линзами, следует обязательно взять их на прием к офтальмологу (проходить осмотр нужно будет в них).

Диагностика остроты зрения производится, как правило, посредством стандартной таблицы (с буквами). Положительным результатом (с учетом всех средств коррекции зрения) считаются:

  • Категория «В» — это более, чем 0,6 для обоих глаз либо «лучшего», а также более чем 0,2 – для слабовидящего глаза;
  • Категория «С» — более 0,7 для обоих глаз или более 0,4 для слабовидящего глаза и 0,8 и более — для «лучшего»;
  • Водители пассажирского, а также спецавтотранспорта (кат. «В») – не менее 0,4 на слабом глазу и 0,8 – на «лучшем» глазу.

Отдельно следует отметить, что, если человек носит очки/линзы постоянно, то оптическая сила не должна превышать показателей «+» либо «-» 8 диоптрий, а разница между силой правой и левой линзы не должна быть более 3-х диоптрий.

В случае, когда один глаз человека не видит вовсе либо полностью отсутствует, то ему можно управлять автомобилем только, если второй глаз имеет без всякой коррекции остроту более 0,8 и не наблюдается нарушений полей зрения.

Исследование этого показателя проводится по таблице Рабкина.

Если ранее такое отклонение от нормы, как дальтонизм не являлся важным показанием для отказа в выдаче прав, то сейчас уровень цветоощущения кандидата в водители вполне может оказать существенное влияние на окончательное решение медкомиссии.

Офтальмологическое заключение во многом зависит от степени нарушения цветоощущения, но иногда даже при серьезных отклонениях от нормы врач может вынести положительное решение, однако с соответствующей пометкой в справке и правах.

По существующим нормам максимально допустимым считается сужение поля зрения 20°.

Подобное нарушение встречается редко и, как и дальтонизм, не может быть откорректировано при помощи линз либо очков. Сужение у человека полей зрения, как правило, является симптомом более серьезных заболеваний, которые сами по себе выступают противопоказаниями для управления ТС.

Есть и другие виды заболеваний глаз, наличие которых может помешать человеку получить права. Среди них:

  • отслойка сетчатки,
  • глаукома,
  • катаракта и пр.

Без сомнения окончательный вердикт зависит от степени тяжести заболевания, объективно судить о которой может только врач-офтальмолог в ходе проведения осмотра.

Следует отметить, что некоторые люди, имеющие серьезные заболевания глаз, идут на всяческие ухищрения, чтобы получить автоудостоверение (к примеру, подделывают анализы, покупают справку и пр.). Этим гражданам не лишним будет напомнить, что подобные фальсификации подвергают реальной опасности, как самого водителя с плохим зрением, так и других участников движения.

В ситуации, когда у водителя плохое зрение, в его справке, а затем и в ВУ проставляется специальная отметка. В ней указываются условия, при которых конкретному водителю разрешено управление ТС (ношение очков/линз и пр.). Если человек, находясь за рулем, не выполняет эти требования, то автоинспектор может оштрафовать его на сумму 5 000-15 000 руб., а также отстранить от управления автомобилем (основание – п.1 ст.12.7 КоАП).

Существует ряд состояний, выявление которых офтальмологом приводит к отказу в выдаче положительного заключения для управления ТС. К ним относятся:

  • ситуация, когда человек менее 3-х месяцев назад перенес операцию на глазах;
  • серьезные изменения слизистой глаз и мышц век, которые являются причиной ухудшения зрения, но могут быть восстановлены посредством оперативного вмешательства;
  • патологическое нарушение функционирования слезного мешка (в подобной ситуации может помочь операция);
  • диплопия и, как следствие, раздвоение объектов;
  • отслоение сетчатки глаза;
  • атрофия зрительного нерва;
  • глаукома (во многом зависит от стадии, на которой находится заболевание в момент обследования).

Приняв решение сесть за руль, каждый человек должен быть уверен, что его зрение в порядке.

Если же кандидат в водители полагает, что его безосновательно не допускают к управлению ТС (по состоянию здоровья), то целесообразно будет обратиться за разрешением проблемы к юристам.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

источник

Срок действия вашего водительского удостоверения подходит к концу, и вы с ужасом понимаете, что вам придется снова проходить медкомиссию, чтобы заменить права?

Но за несколько лет у вас снизилась острота зрения и вы переживаете, что, возможно, по этой причине вам не дадут удостоверение?

Не паникуйте. Ограничения по зрению для получения водительских прав действительно существуют, но давайте разбираться по порядку.

Возможно, в вашем случае ситуация разрешима и достаточно надеть очки или линзы, чтобы допуск все же дали?!

Диагностика у окулиста является непременным условием, без которого вам не выдадут допуск к вождению.

Прохождение медосмотра у этого специалиста нужно как для самого водителя, чтобы он не создавал аварийных ситуаций на дороге, так и для других участников движения.

Если у человека плохое зрение, то он, например, может не увидеть идущего человека или лежащее на дороге препятствие, из-за чего может случиться ДТП с различными последствиями.

Осмотр у окулиста – необходимый пункт, обеспечивающий безопасность на дороге. Именно поэтому врачи уделяют особое внимание остроте зрения будущих автолюбителей.

Если человек пользуется линзами или очками, то ему, конечно же, необходимо на осмотре иметь при себе или то, или другое.

Ведь если офтальмологический прибор ему был приписан ранее, он постоянно ходил в очках или линзах, то окулист будет проверять зрение исходя из того, что человек видит в очках/линзах, а не без них.

Врач оценит, насколько четко пациент видит, нужно ли ему менять очки. Если пациент не видит определенную строчку даже в очках (линзах), тогда окулист выписывает ему рецепт на новую оптику и говорит о том, что подпишет обходной лист, когда пациент придет к нему с новыми очками.

В медицинской карточке специалист обязательно указывает, при каких условиях он выдает допуск по зрению на водительские права, то есть, делает пометку: очки, линзы, без них.

Некоторые автолюбители на форумах делятся своими секретами, как можно получить допуск даже с плохим зрением. Но сразу хотим предупредить: такой лайфхак у вас может не пройти.

Итак, они советуют заучить на память по порядку буквы из нижнего ряда. Но опытных офтальмологов обмануть тяжело. В кабинетах есть таблицы двух типов: буквенные и графические.

Доктор вначале может проверить остроту зрения по буквенной таблице, а потом попросить вас назвать, в каком направлении окружность не смыкается. И тут уже никакие хитрости не помогут.

Право вождения транспортного средства выдается тем водителям, у которых показатели зрения находятся в пределах нормы:

  • для водителей категории «В» (ограничение as – водитель может управлять автомобилем, где есть рулевое колесо) острота зрения должна быть не ниже 0,6 единиц на один глаз и 0,2 единицы на другой;
  • для водителей категории «С» – не ниже 0,8 единиц на один глаз и 0,4 единицы на другой.
  • для водителей категории А, А1 или В2 с рулем мотоциклетного типа – не ниже 0,6 на одном и 0,2 на другом. Допускается также слепота на одном глазу при остроте зрения на втором не ниже 0,8 единиц.
  • При слепоте одного глаза, острота второго должна быть не ниже 0,8 единиц.
  • Если у человека нет ведущего глаза (оба глаза видят одинаково), тогда допустимое значение зрения для вождения может составлять 0,7 единиц и на правый, и на левый глаз.

Соответственно, на вопрос: «С каким зрением не дают водительские права?», можно ответить так: «С острой зрения, ниже нормативной для определенных категорий (см. выше).

Итак, с каким зрением можно получить права? Если вы видите десятую строчку, то без проблем допуск вам выдадут. Но если имеются какие-то проблемы, острота зрения снижена, то врач будет учитывать вашу водительскую категорию и уже от этого отталкиваться.

Сила линз или очков не должна быть больше 8 диоптрий. А разница между правым и левым стеклом (линзой) не должна превышать 3 диоптрий.

Помимо проверки остроты зрения, у будущих водителей, а также тех, кто меняет свои права, проверяют, нет ли у них проблем с цветоощущением.

Делается это для того, чтобы понять, не путает ли человек цвета. Ведь это очень важно. А вдруг он поедет на красный цвет, перепутав его с зеленым?!

Для определения дальтонизма врачи пользуются специальной таблицей Рабкина. Цветовосприимчивость они делят на 3 типа:

  1. Трихроманты — люди без патологии по части цветоощущения.
  2. Протанопы — пациенты, у которых нарушается цветоощущение в красном спектре.
  3. Дейтеранопы — те, у кого нарушается цветоощущение в зеленом спектре.

Людям, страдающим на дальтонизм, в нашей стране водительские права не выдаются.

Тест на цветоощущение проходит так: пациенту предлагаются картинки с разноцветными кружочками.

На каждой из них он должен сконцентрироваться и сказать, какие геометрические фигуры или цифры ему видны. Если он не видит цифр или видит, но не все, значит, у него есть проблемы.

Кроме остроты зрения и цветоощущения также проверяется кругозор. Если пространство, окидываемое взором, меньше 20 градусов, то есть узкое, значит, человеку запрещается водить автомобиль.

Сужение кругозора часто наблюдается при катаракте, отслоении сетчатки глаза, глаукоме.

Если вы сделали операцию по восстановлению зрения, то вам нужно снова пройти медицинскую комиссию и получить права, но уже без отметки о вождении в линзах/очках.

Существуют определенные заболевания органа зрения, при которых водителю могут отказать и не подписать обходной лист:

  • глаукома (в зависимости от степени выраженности и стадии);
  • отслойка сетчатки глаза;
  • воспалительное заболевание слезного мешка (после операции допуск выдается);
  • болезни зрительного нерва;
  • раздвоение предметов (диплопия);
  • патологическое изменение слизистой оболочки и мышц века, что препятствует нормальной видимости.

Также водителю могут не дать допуск, если с момента после операции на глазах не прошло 3 месяца.

Если на водительском удостоверении есть отметка о том, что он должен обязательно водить автомобиль с очками/линзами, но он ездит без них, то рискует понести за это наказание.

В 2019 году езда без очков или линз людям, у кого есть на это показания, карается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей. Езда без коррекционных средств для зрения расценивается как езда без прав.

Интересный факт: в законодательстве РФ нет статьи, в которой шла бы речь о езде без очков. Поэтому за такое нарушение водители приравниваются к ответственности, как езда без прав. Поэтому и такие большие суммы за езду без очков.

Но учтите, что если сотрудник Госавтоинспекции выявит факт нарушения и поймает водителя за езду без очков, то тот понесет и дополнительные расходы. Ведь его машину возьмут на штрафплощадку.

В дальнейшем ему придется заплатить деньги за эвакуацию транспортного средства и его хранение до устранения нарушения.

В некоторых случаях штрафа можно избежать, если водитель докажет инспектору, что не успел надеть очки, но они лежат у него рядом.

Неидеальное зрение не всегда является камнем преткновения для водителей, желающих получить права. На вопрос многих форумчан: «Какую строчку нужно видеть для беспрепятственного получения допуска на права?» ответ однозначен: «Самую нижнюю».

Но даже если зрение у вас нечеткое, то допуск можно получить, ведь никто не отменял контактные линзы и очки.

Помните: что езда без корректирующих средств повышает опасность на дороге. Поэтому думайте о других людях, обязательно надевайте очки/линзы, чтобы не только избежать штрафа, но и дорожно-транспортных происшествий.

источник

С 6-го января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». С этого момента появилось законодательное разделение на водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и лиц занятых на работе в качестве водителя транспортного средства.

В первом случае, при прохождении мед. комиссии, должен использоваться перечень медицинских противопоказаний указанных в Постановлении № 1604, от 29-го декабря 2014. Во втором случае – для лиц, занятых на работе в качестве водителя ТС, перечень противопоказания содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Официальное разъяснение от Министерства здравоохранения РФ доступно по этой ссылке.

Ниже приведены выдержки из обоих документов непосредственно касающиеся органа зрения. Полные тексты документов доступны на сайте системы Гарант.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»

Наименование заболевания:
9. Ахроматопсия — код МКБ-10 — Н53.51
10. Слепота обоих глаз — код МКБ-10 — Н54.0

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или «М», подкатегории «А1» или «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «В» или «BE», подкатегории «В1» (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «С»*, «СЕ», «D», «DE», «Тm» или «Тb», подкатегории «С1″*, «D1», «С1Е» или «DIE»
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Категория В.
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.

Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.

Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта — допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома

В разделе медицинские комиссии и зрение нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.

источник

Обязательным условием для выдачи водителю прав является наличие у него медицинской справки. Люди, страдающие какими-либо заболеваниями, всегда с ужасом ждут процедуру прохождения медицинской комиссии. И это обоснованно, ведь существует ряд диагнозов, с которыми управлять автомобилем запрещено. В числе прочих, существуют и ограничения по зрению для получения водительских прав. Но начинающим водителям, впервые получающим права, и опытным автомобилистам, меняющим истёкшие права, не стоит расстраиваться раньше времени. Медицинские требования по зрению к водителям не жестоки, а разумны. На данный момент в стране ездит множество людей, имеющих нарушения зрения. Как же они получили заветное право на управление автомобилем?

Проходить медкомиссию перед получением прав – обязанность водителей. Без справки с заключениями врачей различных областей водительские права получить невозможно. Пройти медкомиссию можно только в учреждении, имеющем специальную лицензию.

Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для управления ТС категории В нужно получить от:

  • офтальмолога (окулиста);
  • нарколога;
  • психиатра;
  • невропатолога;
  • гинеколога (для женщин);
  • терапевта.

До 2018 года перечень специалистов был гораздо больше. Теперь в обязанности терапевта входит выполнение заключения отоларинголога и дерматовенеролога, а также хирургическое.

Кроме того, предусмотрена сдача анализов потенциального водителя:

  • сдача мочи на определение присутствия в организме наркотиков;
  • сдача крови для выяснения резус-фактора;
  • электрокардиограмма сердца.

Отказ от прохождения лабораторных исследований делает невозможным получение медицинского заключения.

Обследование у терапевта – самый продолжительный по времени процесс, ведь именно он выдаёт окончательное заключение комиссии. При возникновении затруднений при выдаче заключения, терапевт вправе отправить водителя на дополнительный осмотр к врачу.

По итогу прохождения медкомиссии выдаётся медицинская справка.

Срок действия этой справки разнится:

  • десять лет – для всех водителей личного транспорта с отличным здоровьем;
  • два года – если работа человека связана с перевозками и управлением автомобилем (для шофёров);
  • один год – для водителей с проблемами здоровья;
  • каждый раз перед долгой поездкой должны проходить комиссию водители организаций.

Честное и добросовестное прохождение медицинской комиссии – залог собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения.

Проверка у окулиста – одна из важнейших на пути к получению прав. Из-за проблем со зрением может произойти масса неприятных ситуаций, а некоторые из них могут иметь наихудшие последствия. Так, например, можно не рассмотреть знак или предупреждающий сигнал, препятствие на дороге или даже человека. Это может стать причиной страшнейшего ДТП. Таким образом, нужно уделить особое внимание осмотру у офтальмолога, дабы обезопасить себя и окружающих.

Многие водители задаются вопросом: Что делать, если допустимое зрение на водительские права не соответствует моему? Можно ли получить справку в таком случае?

Как говорится, в этом мире нет ничего невозможного. Стоит открыть любой форум на эту тему, как найдутся «знатоки». Среди подсказок и секретов можно обнаружить немало таких, что могут претендовать на право называться действенными. Но стоит понимать, что сам врач – человек с высшим образованием. Нелегко обхитрить человека, посвятившего жизнь офтальмологии, дешёвыми уловками вроде зазубривания проверочной таблицы. Кроме того, всё чаще можно встретить кабинет окулиста с отличным оборудованием для проверки зрения, которым он может воспользоваться в случае сомнения.

Прохождение осмотра у окулиста – ответственный шаг, ведь от зрения будущего водителя зависит судьба других участников движения. Допуск на водительские права от врача по зрению – своеобразная гарантия безаварийного вождения.

Если у кандидата на получение прав есть проблемы со зрением, и он носит очки или контактные линзы, то на приём к окулисту нужно приходить с данным прибором. Проверка остроты зрения происходит из расчёта, как человек видит в очках, ведь автомобилем управлять он будет в них.

Как проходит процедура осмотра у окулиста:

  • проверка остроты зрения;
  • диагностирование цветоощущения;
  • выявляется ширина обзора;
  • устанавливается наличие либо отсутствие офтальмологических заболеваний.

Каждый показатель по-своему важен, любое отклонение может сыграть злую шутку с водителем.

Острота зрения проверяется различными методами:

  1. Базовая офтальмологическая диагностика – проводится с помощью таблиц Сивцева и Головина. Советский врач Сивцев Дмитрий Александрович разработал следующую таблицу: двенадцать строк с чередующимися буквами русского алфавита (б, и, к, м, н, ш) разного размера. На каждой строке есть обозначение расстояния, с которого человеку с отличным зрением должно быть видно соответствующую букву. С другой стороны строки – цифровое обозначение зрительной остроты. Аналогичная таблица – Головина – проверка осуществляется по тому же принципу, только вместо букв – незамкнутые круги. Рассмотреть человек должен сторону, с которой прерывается окружность. Считается, что таблица Головина – более точный способ, ведь расположение букв в таблице Сивцева несложно заучить.
    Человек располагается на расстоянии пяти метров от таблицы, поочерёдно закрывая каждый глаз. На «рассмотрение» знака или буквы, на которую указал доктор, отводится не более трёх секунд.
    Проходя проверку зрения, не стоит зажимать глаз рукой, а также прищуриваться. Спину нужно держать ровно.
  2. Рефрактометрический метод – применяется специальное оборудование. Технический прогресс положительным образом отразился на работе врачей-окулистов. Принцип работы прибора – определение фокусировки пучка света на зрачке. По центру – зрение нормальное, перед сетчаткой – близорукость, за сетчаткой – диагностируется дальнозоркость. Результат проверки анализируется и формируется в программе, после чего его можно распечатать.

Как правило, процедура проверки зрения на водительские права проходит с использованием первого способа. Будущий водитель приходит на осмотр с очками или линзами, если они имеются. Доктор проверяет, правильно ли они подобраны.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Если зрение водителя несовершенно, но это легко исправляется с помощью оптических приборов, в справке и на правах в будущем будет сделана соответствующая пометка.

Какие ограничения по зрению предусмотрены Министерством Здравоохранения России для получения ВУ:

  • категория А, В – должно быть больше, чем 0,6 единицы на одном глазу, а 0,2 – на другом глазу;
  • категория С – свыше 0,8 единицы на один глаз и 0,4 – на другой;
  • допускается отсутствие зрения на один глаз при 0,8 на втором;
  • при одинаковом зрении на обоих глазах – показатель не ниже 0,7 единиц.

Со зрением, не подходящим под данные ограничения, водительские права получить невозможно.

Данный вид осмотра называется проверкой на дальтонизм. Цветовосприимчивость также очень важна при вождении автомобиля. Спутать цвета за рулём – непростительная ошибка, ведь сигналы светофора, цвет знаков и дорожной разметки, имеет большое значение. Конечно, над этим вопросом уже работают многие технологи и учёные: например, изобретён светофор с импульсами другого характера.

Для определения степени цветоощущения используются таблицы, разработанные учёным Рабкиным. Эти таблицы представляют собой разноцветные картинки, где цветом выделены фигуры или цифры. Человеку, не имеющему проблем с определением цвета, рассмотреть их не составит труда.

Степень и характер цветовой слепоты разделяет людей на несколько типов:

  1. Не имеющие патологий при определении цвета.
  2. Цветоощущения нарушены в красном спектре.
  3. Нарушения в зелёном спектре.
  4. Дальтоники.

Дальтоникам в РФ водительское удостоверение не выдают.

От ширины поля зрения зависит способность человека ориентироваться в пространстве. Чем больше угол, тем обширнее человек воспринимает и анализирует информацию.

Проходит процедура с применением компьютерной периметрии без очков и линз, если пациент их носит. Каждый глаз проверяется индивидуально. Человек фиксирует глаз на определённой центральной точке, в то время как по сторонам появляются световые сигналы. Зафиксировав такой сигнал, необходимо нажать кнопку на пульте. Эта процедура повторяется ни один раз для большей достоверности, ведь человек может не среагировать, не нажать на кнопку, моргнуть и т. д.

Результат мгновенно обрабатывается, и выходит распечатка с точными показателями.

Общий угол обзора двух глаз у среднестатистического человека равен 190 градусов.

Любые отклонения от заданного числа – это повод для беспокойства самого пациента. В первую очередь необходимо выяснять причины, так как они могут быть опасными для здоровья (наличие кровоизлияния, опухолей). Многие первопричины устраняются операбельным путём, то есть угол обзора – поправимая проблема.

После того, как прояснено, какое должно быть зрение, цветоощущение и угол обзора для получения ВУ, остаётся исключить наличие глазных заболеваний.

Запрет на получение ВУ коснётся человека со следующими болезнями:

  1. Глаукома – является хроническим заболеванием. При ней происходит повышение внутриглазного давления и поражение зрительного нерва.
  2. Астигматизм – оптическое строение нарушено таким образом, что у человека нет чёткости в изображении.
  3. Болезни зрительного нерва и отслойки сетчатки глаза.
  4. Заболевания слёзного мешка, сопровождающиеся воспалением. Так как это заболевание лечится путём проведения операции, то после лечения одобрение окулиста получить можно.
  5. Диплопия – двойное зрение. Изображение человек видит в виде дублирующейся картинки с небольшим смещением одной от другой.

В зависимости от того, входит ли заболевание в список недопустимых, какое зрение и ширина обзора должно быть у водителя, решается вопрос о положительной отметке окулиста в медицинской справке.

Если острота зрения предполагает ношение человеком очков, и это указано в медицинской справке, то соответствующая пометка будет и на самих водительских правах.

Водить машину без очков нельзя, и так как это правонарушение не прописано в законодательных актах, наказание за это приравнивается к вождению без прав.

Помимо штрафа такая езда грозит дополнительными расходами, ведь в случае выявления, машину заберут на штрафстоянку. Следовательно, нужно платить за эвакуатор, доставивший автомобиль туда и за саму штрафплощадку.

Вождение без очков или линз – повышение степени риска на дороге.

источник

В медицинскую комиссию для водителей обязательно включается офтальмологический осмотр. У человека со стопроцентным зрением проблем с медкомиссией не возникнет, а вот слабовидящим водителям придется поволноваться, хотя их вполне могут допустить к управлению автотранспортом. Рассмотрим, при каком зрении не выдают водительские права, а при каком действуют определенные ограничения. Как можно легко пройти медосмотр.

Офтальмолог — это один из самых главных специалистов на медкомиссии для автолюбителей, поскольку именно от остроты зрения управляющего машиной зависит безопасность движения на проезжей части. Проверка проходит очень тщательно, поэтому скрыть болезни зрительного аппарата или рефракционные нарушения не удастся.

Водитель и сам должен осознавать, что недостаточно хорошее зрение не позволит вовремя заметить пешехода или препятствие, особенно в сумерках и темное время суток, тем самым спровоцировав ДТП.

Офтальмолог проверяет не только остроту зрения, но и цветовое восприятие. Отклонения от норм станут главным препятствием при выдаче водительского удостоверения.

Определяется наличие или отсутствие рефракционных нарушений с помощью таблиц с изображением букв и символов (Сивцева-Головина). Расстояние, с которого символы должны быть четко видны, составляет 5 метров.

При показателях остроты 1,0 на оба глаза разрешено вождение для всех категорий. Если у автолюбителя наблюдаются отклонения от стандарта, но они в пределах установленных норм, то у него есть шанс получить требуемую справку.

Допустимые значения, которые допускаются для прохождения медосмотра:

  1. Для кат. А. На одном глазу зрение должно быть не менее 0,6, а на другом — не меньше 0,2. Если у человека полностью отсутствует один из органов зрения или он слеп на один глаз, то на втором показатель должен быть не менее 0,8.
  2. Для кат. В. Нормой для глаза, который имеет лучшие зрительные показатели, считается параметр не меньше 0,6. Для второго глаза допускается острота не ниже 0,2. При определении параметров можно пользоваться оптикой.
  3. Для кат. С. Допустимые показатели: 0,8 и 0,4, но оптические изделия при осмотре использовать нельзя.

Если разница в остроте для обоих глаз отсутствует, то зрение должно составлять не менее 0,7. Это правило действует для всех категорий.

Другие ограничения по зрению для людей, мечтающих получить права:

  • при ношении коррекционных изделий их оптическая сила не должна быть больше 8 дптр (и для —, и для +);
  • отличие в характеристиках линз коррекционной оптики не должно быть больше 3 дптр.

Если автолюбитель пользуется линзами или очками — ничего страшного в этом нет, проверка проводится в ней. Автолюбителю выдается мед.справка, в которой обозначено, что острота зрения определялась в очках, что обязывает водителя, управлять транспортным средством только в офтальмологической оптике.

При сильных рефракционных отклонениях водители пытаются скрыть это, заучивая буквы в таблице наизусть. Сделать это легко, в каждой строчке их немного и это буквы кириллицы. Но только в таблице Сивцева. В спецтаблице Головина применяются окружности с разрывами слева, справа, внизу или вверху. Здесь расположение символов заучить гораздо труднее, тем более если окулист будет указывать на них вразброс.

Зрение для получения водительских прав должно соответствовать медицинским стандартам. Даже если оно ухудшилось с момента предыдущей комиссии, доктор пропишет очки/линзы с большей оптической силой, и пройти заново комиссию можно будет уже в них.

Человек с близорукостью или астигматизмом может перед медосмотром обратиться в клинику ЭлитПлюс для подбора ортокератологических линз. Он без проблем получит заключение офтальмолога, поскольку зрительная функция восстанавливается до 100%.

Препятствия для получения разрешения на вождение:

  • сопутствующие глазные патологии;
  • неверное восприятие цветовой гаммы;
  • маленький угол обзора.

Проблемы с цветовосприятием могут привести к тому, что шофер перепутает световые сигналы на светофоре Недостаточно широкий радиус бокового зрения не позволит вовремя заметить пешехода, какое-либо препятствие.

Наличие дальтонизма проверяется таблицами Рабкина. Это картинки, состоящие из цветных кругов. На них нужно разглядеть фигуры, которые выделены другим цветом. Дальтоники с этой задачей не справятся.

По восприятию цветов офтальмологи существуют три типа людей:

  1. Трихроматы. Нормально воспринимают цвета спектра: фиолетовый, красный зеленый.
  2. Протанопы. Не воспринимают красный цвет, вместо него они видят черный либо коричневый.
  3. Дейтеранопы. Не могут видеть зеленый цвет и некоторые другие.

В России людям, у которых диагностирован дальтонизм (протанопы, дейтеранопы), водительские удостоверения не выдают!

Проверяется пространство, которое человек сможет окинуть взглядом. Если угол обзора составляет менее 20 градусов, медкомиссию человек не пройдет. Этим нарушением сопровождаются некоторые заболевания зрительной системы:

  • катаракта;
  • глаукома;
  • отслойка сетчатой оболочки глаза.

Если после медосмотра была проведена операция, и нарушения кругозора исчезли, то медкомиссию нужно проходить заново.

В таблице указано допустимое зрение на права определенных категорий. Для того, чтобы выяснить, какие категории допустимы, нужно найти значение для 1-го и для 2-го глаза. На пересечении этих значений будет обозначена категория. Если в соответствующем окошке стоит прочерк, то вождение запрещено.

  • А — мотоциклы;
  • В — легковые авто;
  • М — мопеды (скутеры), квадроциклы.

Перед медосмотром желательно посетить своего лечащего врача окулиста, чтобы определить рефракционные нарушения. При необходимости нужно пройти лечение перед водительской комиссией. Обычно офтальмолог назначает медикаментозное или аппаратное лечение. Иногда могут потребоваться различные виды коррекции, хирургическое вмешательство.

Непосредственно перед медосмотром нужно соблюдать некоторые правила:

  1. Нельзя употреблять алкоголь накануне или в день прохождения комиссии.
  2. Перед визитом к врачу надо избегать стрессов и волнений. На фоне психологического дискомфорта зрительные способности могут ухудшаться даже у здорового человека.
  3. Накануне прохождения медосмотра не стоит засиживаться перед монитором компьютера или подвергать глаза другим зрительным нагрузкам.
  4. Перед входом в кабинет нежелательно смотреть на яркий свет (солнце, лампы).
  5. За месяц или даже за неделю до медицинской комиссии можно приобрести ночные ортолинзы (только по назначению врача). Если надеть их накануне осмотра, человек будет видеть на 100%, даже если у него миопия -10, и рассмотрит таблицу без очков или линз.

У некоторых людей острота зрения зависит от уровня освещенности на улице, поэтому лучше подгадать визит к врачу в то время, когда зрительная система оптимально настроена.

Случается, что результаты проверки не соответствуют действительности: доктор слишком торопится или человек слишком перенервничал. Всегда можно пройти осмотр заново.

Осмотр у окулиста пройти не удастся, если имеются следующие патологии глаз:

  • диплопия (нарушение, при котором человек видит предметы раздвоенными);
  • отслоение сетчатой оболочки;
  • нарушения функциональности зрительного нерва (неврит, гипоплазия и др.);
  • воспаления слезного мешка (возможно управление транспортным средством только после операции);
  • глаукома (на некоторых стадиях этой патологии водить транспорт можно);
  • аномалии строения слизистой оболочки и век, которые нарушают нормальную видимость;
  • катаракта.

Если с момента проведения хирургической операции на зрительном аппарате прошло меньше трех месяцев, то офтальмолог не даст разрешение на управление авто. Проходить медосмотр надо после истечения этого срока.

В законодательной базе РФ нет положения, предусматривающего штрафование за вождение без очков или линз. Но это нарушение означает то же самое, что и вождение транспорта без водительских прав. Водителю, преступившему закон, грозят штрафные санкции: от 5 тыс. до 15 тыс. руб. На этом расходы не закончатся: авто или мотоцикл может быть отправлен на штрафплощадку, за его хранение там придется внести круглую сумму.

В единственном случае можно избежать штрафа, если убедить сотрудника Госавтоинспекции, что очки были сняты буквально сразу после остановки транспортного средства и они находятся рядом с водителем. Со снятыми контактными линзами отделаться от наказания не удастся.

Автолюбитель сам должен понимать, что езда без коррекционной оптики очень опасна и может привести к непоправимым последствиям.

Существует очень много нюансов, которые нужно иметь в виду:

  • категорию (выдвигаются разные требования для вождения разных транспортных средств);
  • возможность коррекции (практически при любых нарушениях зрительной функции, которые исправляются, права можно получить);
  • наличие/отсутствие дальтонизма и нарушения угла обзора;
  • сроки проведения оперативного вмешательства на зрительном аппарате.

Если человек действительно плохо видит, и такое нарушение не поддается исправлению, а также если он является дальтоником, нет смысла проходит комиссию нет вообще. Никто не допустит его к управлению транспортом любого типа.

источник

Не имея водительского удостоверения, человек не имеет права садиться за руль автомобиля, за это полагается наказание в виде штрафной санкции. Перед получением прав необходимо пройти обследование, ряд врачей огласит свои результаты, и после этого решается, получит человек права или нет.

Особое внимание уделяется зрительному анализатору. Проходят офтальмолога, чтобы убедится в нормальной работе глаз, ведь при плохом зрении риск серьезных дорожно-транспортных происшествий возрастает.

Требования к зрению водителей высокие. Одного умения управлять транспортным средством недостаточно. В первую очередь на положительный результат в получении прав влияет зрительное восприятие.

Человека с плохим зрением направляют к окулисту до прохождения автошколы, чтобы он зря не тратил деньги на обучение.

Данное тестирование подразумевает картинки Рабкина . Пациента садят на расстоянии 1 м от изображений. Затем показывают фигуры, нанесенные на бумагу с помощью различных цветов.

Пациент называет изображенные фигуры/цифры. Тестирование позволяет определить, есть ли у человека отклонения в цветоощущении. Оно состоит из 24 изображений.

Тест на дальтонизм

Если у пациента диагноз «протанопия» (невосприимчивость к красному) или «дейтеранопия» (невосприимчивость к зеленому) — водительское удостоверение не дадут. Нарушение красных цветовых рецепторов — самый частый случай.

При нормальном цветовосприятии ставят диагноз — нормальный трихромат . Некоторые люди вовсе не различают цвета, они видят мир в черно-белых тонах. Такое заболевание называется ахромазия.

Безоперационное лечение глаз за 1 месяц.

Тестирование проходят и в домашних условиях с помощью компьютера. Главное не приближаться близко к монитору, рассматривать цифры и фигуры следует с расстояния не менее 1 м. Калибровка цвета на мониторе играет важную роль, поэтому рекомендуется посетить врача.

Отличной остроты зрительного восприятия недостаточно для получения водительского удостоверения . Проходя медицинскую комиссию, оценивают кругозор. В норме он составляет не менее 20 градусов, при меньших показателях запрещается управлять любым транспортным средством.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Его сужение указывает на патологические состояния, включая отслоение ретины. Оценка кругозора необходима, чтобы снизить риск образования ДТП на дорогах, особенно с трехполосной разметкой.

Пациент обращается в офтальмологический центр для решения данной проблемы с помощью оперативного вмешательства. Если через 3 месяца после этого кругозор составляет не менее 20 градусов, окулист даст допуск на получение водительского удостоверения.

При плохом зрении на осмотре у окулиста важно иметь при себе очки или контактные линзы. На приеме у офтальмолога проверка зрительного восприятия осуществляется, исходя из видимости в средствах коррекции зрительного восприятия, потому что человек постоянно должен надевать КЛ или очки при вождении авто.

Пройти окулиста с плохим зрением и получить доступ к оформлению водительского удостоверения возможно, если зрительное восприятия входит в нормы, указанные в законе Российской Федерации.

Если зрение сильно ухудшено, окулист не даст «зеленый свет» на получение прав.

Это возможно, если заучить порядок букв из нижнего ряда. Такой способ не всегда спасает, ведь у окулиста имеется карточка пациента, и он знает, как далеко видит человек, имея определенную остроту зрительного восприятия.

Опытного офтальмолога не получится обмануть. Кроме того, в кабинетах имеется несколько таблиц для проверки зрения — буквенные и графические. Врач имеет право назначить дополнительное обследование, если сведения в медицинской карте и полученные при осмотре значительно отличаются.

Доктор в любом случае узнает, какая острота зрительного восприятия на самом деле у пациента, если проведет ряд диагностических тестов. Получить права, имея плохое зрение, не входящее в рамки закона, не получится.

Существуют медицинский осмотр водителей, на котором также проверяют зрение. Есть определенные показатели, позволяющие допустить человека к вождению транспортного средства. Допустимое зрение для разных категорий имеет разные значения:

  • Для категории A и M, подкатегории A1 и B1 с мотоциклетной посадкой . Острота зрения ниже 0,6 дптр на лучшем глазу и меньше 0,2 дптр на худшем зрительном органе. Данную категорию можно получить, если один глаз слепой, а ОЗ на втором равна — ниже 0,8.
  • Для категории B . ОЗ должна быть минимум 0,6, худший орган зрения видит на 0,2 единицы.
  • Для категории C, CE, D, DE . ОЗ на лучшем зрительном органе должны составлять ниже 0,8, на худшем — ниже 0,4.

Если у человека один глаз видит хорошо, но второй полностью ослеп, получить права можно. Это условие касается всех категорий.

Если зрительное восприятие пациента не такое качественное, как требуется для получения прав определенной категории, медкомиссия не допустит его на получение ВУ.

Не каждый человек получает водительское удостоверение. Существует список патологических состояний, при которых вождение автомобиля запрещено . В статье 23.1 «Медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами» указываются условия, при которых езда за рулем невозможна.

Пациентам с диагнозом дальтонизм получить допуск к машине сложно . Это заболевание называется цветная слепота, глаза не различают некоторые оттенки. Люди не способны отличить синий от красного.

ВУ не получат пациенты с дальтонизмом, поскольку они не смогут различить цвета на светофоре, они создают высокую опасность автомобильных аварий. Ранее им выдавали права только с категориями A и B. В 2019 году РФ полностью отменит выдачу прав лицам с дальтонизмом.

ВУ не выдают пациентам, если не прошло 3 месяцев со дня проведения операции на зрительных органах. После хирургического вмешательства необходимо пройти повторное обследование.

Также права не выдают при нарушениях слезного мешка, стойких изменениях слизистой и мышц век. При глаукоме водительское удостоверение не выдается при последней стадии выраженности.

Далеко не все водителя являются послушными гражданами. Многие игнорируют правила и не надевают средства коррекции зрения. Штрафы, предусмотренные Законодательством Российской Федерации, ввели не для того, чтобы пополнить казну, чтобы наказать людей, способных создать аварийную ситуацию на дороге.

В Правилах дорожного движения нет информации о необходимости надевать очки при плохом зрении, нет прямых указаний на ответственность за вождение без них в КоАП. Однако есть закон «О безопасности дорожного движения», согласно которому водителя могут оштрафовать на 5–15 тысяч рублей и эвакуировать автомобиль на штрафстоянку.

Штраф за езду без очков и линз оплачивают со скидкой в 50%, если сделать это в течение 20 дней с момента вынесения соответствующего постановления. Это указывается в статье 32.2 КоАП РФ.

О линзах в законе нет ничего. Согласно ему, лица с плохим зрением должны носить очки. Если человек носит линзы, он не обязан доставать и предъявлять инспектору. Достаточно показать контейнер или другой предмет, указывающий на присутствие КЛ в глазах.

Правонарушение имеет место, если человек не надел средства коррекции зрения, указанные в удостоверении водителя. Возможен не только штраф, но и открытие судебного дела.

Официально избежать штрафа невозможно . Единственный вариант — схитрить, сказав, что имеются линзы и нельзя их достать из-за отсутствия контейнера и гигиенических условий на дороге.

Плохое зрение значительно ухудшает качество жизни, лишает возможности видеть мир таким, каким он есть. Не говоря о прогрессировании патологий и полной слепоте.

МНТК «Микрохирургии глаза» опубликовал статью о безоперационном восстановлении зрения до 90%, это стало возможно благодаря.

источник

Слепота или плохое зрение является основным противопоказанием для вождения машины, но с этим моментом не все так однозначно. Далеко не все обратившиеся граждане с линзами к врачу для оформления допуска, «бракуются». Если не требуется применения очков с большими значениями диоптрий, то вполне вероятно, к езде на дороге человек будет допущен. Ограничения по зрению для получения водительских прав утверждены с целью повысить безопасность движения, и не позволить людям, плохо видящим трассу, другие машины и пешеходов, свободно ездить.

С каким зрением можно водить машину оговаривается в законодательстве, но принимает решение о допуске окулист в процессе осмотра. Именно он фиксирует показатели и записывает их в медицинском заключении. Его необходимо получить еще до того, как подается заявление на прохождение обучения в автошколу. Без медосмотра невозможно пройти все испытания и попасть на сдачу экзамена в МРЭО ГИБДД. Поэтому о своей пригодности гражданин узнает заранее. На сегодня установлены следующие ограничения по зрению для водителей категории «В»:

  • Острота одного из глаз составляет min 0,6 ед.
  • Коэффициент второго min 0,2 ед.

Для категории «С» предусмотрены более высокие требования: один из глаз обязан видеть min 0,8 ед, к второму предъявляется условие в 0,4 ед. Когда показатели при обследовании в установленных пределах, человек получает допуск. В остальных ситуациях вождение будет запрещено.

Важно знать! На дорогах часто встречаются водители в очках, поэтому не стоит расценивать сниженное зрение, как прямое противопоказание к езде на авто.

Но крайне важно сообщить о них офтальмологу, следует и обязательно взять их с собой на консультацию. Тогда проверка проводится с учетом применения корректирующих средств, улучшающих видимость. Если лицо получает допуск к езде на авто, то делать это придется только в очках или линзах, о чем будет сделана специальная пометка в заключении.

Определившись, какое зрение должно быть у водителя категории В, можно записываться для обследования к офтальмологу. Этот врач входит в список обязательных для прохождения при оформлении медкомиссии. Из-за плохого зрения на дороге может произойти авария, наезд и другие происшествия, поэтому если человек не способен видеть полную картину происходящего, имеет нарушения восприятия или сниженную резкость, ему могут отказать в предоставлении прав на управление авто. В процессе прохождения осмотра, ему важно определить три ключевых показателя:

  1. Острота восприятия.
  2. Уровень цветовосприятия.
  3. Величина поля зрения.

Именно они являются ключевыми при осуществлении управления автомобилем. Если в процессе обнаружатся любые отличия от нормы, то вердиктом доктора будет однозначный запрет на получение удостоверения. Для адекватной оценки существуют определенные критерии.

Диагностику зрительного органа проводят в кабинете врача с применением профессионального оборудования и всем знакомой с детства таблицы с буквами. В первую очередь специалист проверяет отсутствие заболеваний, в этом помогают ему визуальный осмотр и использование инструмента. Для оценки остроты зрения применяются следующие методы:

  1. Диагностика с использованием приспособления, разработанного врачами Сивцевым и Головиным. На белом фоне расположены знакомые с первого класса литеры, которые уменьшаются по строчкам. Лицо с здоровым зрительным органом может видеть нижние буквы, при снижении остроты зрения они размыты. Человеку, проходящему обследование, необходимо встать в 5 м от нее. Нельзя щуриться, вытягивать голову или закрывать один глаз.
  2. Рефлекторный. Для этого задействуется специальное оборудование, которое излучает пучок света, благодаря его фокусировке и оценивается зрение. К примеру, если он по центру, то все нормально, если перед сетчаткой, то имеется близорукость, за сетчаткой – дальнозоркость. Анализируются показатели при помощи специальной программы.

Совет! Многих людей интересует вопрос, можно ли с одним глазом управлять автомобилем. В законе запрета нет, но требования к оставшемуся зрительному органу будут на порядок выше. А именно, показатель остроты на уровне минимум 0,8 и нормальное поле видимости.

Отвечая на вопрос, с каким зрением нельзя водить машину, специалисты всегда уточняют, что оценке подлежит не только острота, но и цветоощущение. Крайне важно, как человек воспринимает цвет, видит сигналы светофора и отличает ли оттенки.

Диагностирование дальтонизма является прямым противопоказанием к вождению. Для оценки применяются специальные картинки, на которых цветами выделены фигуры и цифры, и заметить их может только человек со здоровым зрительным органом.

Давая ответ на вопрос, с каким зрением допускается вождение автомобиля, нельзя не упомянуть проверку широты поля видимости. Именно этот показатель отвечает за способность ориентирования в пространстве. Чем больше угол, тем лучше водитель видит происходящее и способен проанализировать информацию. Оценка проводится врачом с использованием специального прибора. Человеку надо снять линзы или очки, и сфокусировать взгляд в одной точке. По сторонам появляются определенные сигналы, как только они фиксируются зрительным органом, надо на пульте нажать кнопку. Полученная информация обрабатывается и предоставляется в виде распечатки.

Важно знать! В норме угол здорового человека должен быть 190 градусов, при наличии 2-х глаз. Любое отклонение – повод для дополнительного обследования, так как это часто является сигналом серьезных нарушений в мозге.

Разобравшись с вопросом, можно ли водить машину с одним глазом по закону, стоит понять, при каких заболеваниях врач однозначно даст запрет на получение прав. Если в процессе обследования угол обзора, цветоощущение и острота зрения в норме, то остается лишь исключить наличие следующих патологий зрительного органа:

  • Глаукома (хроническое поражение зрительного нерва и повышение давления внутри глаза).
  • Астигматизм (отсутствие четкости изображения).
  • Воспаления слезного мешка (требует проведения операции, после чего дается допуск).
  • Патологии сетчатки или зрительного нерва.
  • Диплопия (изображение, которое передает зрительный орган, дублируется, и одна картинка немного смещена относительно другой).

Если проведение хирургического вмешательства и реабилитация позволяют вернуть зрение, то в дальнейшем получить допуск к управлению транспортным средством можно. В других отказ в предоставлении разрешения является пожизненным.

Ограничения для получения водительских прав по зрению для разных категорий транспорта будут несколько отличаться между собой. Это объясняется условиями вождения, повышенной опасностью на дороге. Лояльные требования по здоровью предусмотрены для легковых авто, поэтому комиссию проходят большинство людей без серьезных патологий. Но они более жесткие для мотоциклов, грузовиков и пассажирского транспорта.

Наглядно показывает требования по зрению таблица.

Транспорт Требование Примечание
Мотоциклы Не ниже 0,6 на один из глаз и не ниже 0,2 для второго При слепоте одного глаза требование ко второму возрастает до 0,8
Легковой автомобиль Не ниже 0,6 для одного и не менее 0,2 для другого глаза Если человек носит очки, то показатель измеряется в них.
Грузовой транспорт Для сильного глаза 0,8, для другого в 0,4 Если имеется слепота одного глаза, требования ко второму возрастает и составляет более 0,8.
Автобусы Для зрячего глаза 0,8 для более слабого 0,4

Определившись с вопросом, при каком зрении нельзя водить машину, следует понимать, что не допускаются к вождению люди со здоровыми глазами, но рост которых менее 150 см. Существуют также возрастные ограничения, список противопоказаний к управлению транспортом можно посмотреть на официальном сайте МРЭО ГИБДД.

Некоторые люди с небольшим процентом зрения идут на хитрости, чтобы получить допуск для вождения авто. Для этого изучают таблицу заранее, и просто выдают заведомо известные ответы. Если специалист сомневается в полученных данных, он назначает дополнительное обследование. Но в целом запрещать водить никто не может.

Подобные действия уголовно наказуемы, так как человек в такой ситуации идет на преступление, подвергая опасности не только себя, но и других людей на дороге. Если намеренное сокрытие проблем раскроется, гражданина ждет серьезное наказание.

Если в водительском удостоверении была сделана отметка о том, что человек в процессе управления транспортным средством должен быть в очках или линзах, то отсутствие их на нем является грубым нарушением правил. За это предусмотрено наказание в виде штрафа. На сегодняшний день его размер составляет от 5 до 15 тысяч рублей. Но следует понимать, что дополнительно владельца авто могут за такой проступок наказать, в виде помещения ТС на штрафплощадку.

Качественное зрение является гарантией безопасности на дороге, поэтому очень важно проходить офтальмолога регулярно, а особенно перед получением прав или при их замене. Проверка остроты зрения и цветовосприятия не занимает много времени, но позволяет обозначить квалификационную пригодность шофера к управлению техникой определенной категории.

источник