Меню Рубрики

Зрение это очень важно тем более

Все мы можем вспомнить хотя бы несколько фраз, которые нам часто говорили в детстве родители или учителя.

Например, что если косить глаза, то можно остаться таким на всю жизнь, или что можно испортить себе зрение, если читать в темноте.

В то же время многие из нас до сих пор верят, что если есть много моркови, то можно существенно улучшить зрение.

Вот эти и другие самые распространенные заблуждения о зрении.

Это миф, что глаза застынут в таком положении, если вы будете слишком часто их косить. Косоглазие или страбизм возникает, когда глаза не сморят в одну сторону в одно и то же время. К каждому глазу прикреплено шесть мышц, управляемых сигналами из мозга, которые контролируют их движение. Когда положение глаз нарушено, мозг получает два разных изображения. Со временем это может приводить к более серьезным нарушениям зрения. Но косоглазие не вызвано тем, что человек намеренно косит глаза на короткий период времени.

Согласно мифу, ношение очков при таких нарушениях как близорукость, дальнозоркость и астигматизм может ослабить или ухудшить зрение. Это не соответствует действительности, как и то, что зрение можно испортить ношением очков с сильными диоптриями, хотя это может вызвать временное напряжение или головную боль.

Однако детям нужно выписывать очки с правильной диоптрией. Исследование 2002 года показало, что очки со слишком слабыми диоптриями могут увеличить близорукость, а правильно подобранные диоптрии уменьшают прогрессирование миопии.

Многие наверно помнят, как родители не раз нам повторяли о том, как важно читать при хорошем свете. Свет действительно помогает нам лучше видеть, так как облегчает фокусирование.

И хотя чтение в полутьме может вызвать временное перенапряжение глаз, оно не повредит вашему зрению. Согласно последним исследованиям, на зрение негативно влияет малое пребывание при дневном свете в целом.

Безусловно, некоторые нарушения зрения являются наследственными, но это не гарантирует, что у вас будет то же нарушение, что и у родителей. Одно исследование показало, что в семье, где у обоих родителей была близорукость, шансы того, что у ребенка тоже будет близорукость, составили 30-40 процентов. Если только у одного из родителей миопия, у ребенка существует около 20-25 процентов шансов развития миопии, и около 10 процентов у детей родителей без миопии.

Офтальмологи часто спорят на эту тему, но большинство согласны с тем, что для большинства людей это не является причиной плохого зрения.

С другой стороны все больше людей жалуется на такие симптомы, как сухость и раздражение глаз, головные боли, перенапряжение глаз и трудности с фокусированием после продолжительного времени, проведенного у экрана. Это явление было названо синдромом компьютерного зрения, который может усугубиться при попытке фокусироваться на маленьком экране планшета или телефона.

Специалисты рекомендуют использовать правило 20-20, чтобы устранить последствия времени, проведенного у экрана компьютера или телевизора. Оно звучит так: каждые 20 минут делайте 20-секундный перерыв, чтобы посмотреть на расстояние примерно 6 метров.

Согласно последним исследованиям не существует правильного сочетания витаминов, которые предотвратят ухудшение зрения. Антиоксиданты могут замедлить прогрессирование макулярной дегенерации – одной из серьезных причин потери зрения с возрастом. Но у людей, уже страдающих от этого заболевания, витамины не играют большой роли.

Возможно, однажды будет придуман эффективный витаминный коктейль, однако пока нет доказательств того, что это действует.

Недавнее исследование обнаружило, что дети с дислексией страдали от распространенных нарушений зрения, таких как миопия, дальнозоркость, косоглазие и проблемы с фокусировкой не чаще других.

«Ленивый глаз» или амблиопия возникает, когда нервные пути между мозгом и глазом не стимулируются должным образом, из-за чего мозг дает преимущество одному глазу. Слабый глаз начинает блуждать и, в конечном счете, мозг может игнорировать полученные от него сигналы. Хотя врачи утверждают, что это нарушение нужно лечить как можно раньше, существует множество методов лечения, которые могут помочь и взрослым.

Только 18 процентов людей со зрительными нарушениями полностью слепы. Большинство же могут различать свет и темноту.

Ученые обнаружили, что в условиях космоса зрение ухудшается, однако не могут объяснить это явление.

Исследование семи космонавтов, которые провели больше шести месяцев на борту Международной космической станции, показало, что у всех возникло помутнение зрения во время и еще несколько месяцев после космической миссии.

Исследователи предполагают, что причиной может быть перемещение жидкости к голове, который возникает в условиях микрогравитации.

Глаза и мозг человека работают вместе, чтобы интерпретировать цвета, и каждый из нас воспринимает цвета немного по-разному. У нас у всех есть фотопигменты в колбочках сетчатки глаза. У людей, страдающих от наследственного дальтонизма, присутствуют дефекты в генах, которые отвечают за выработку фотопигментов. Однако очень редко встречаются люди, которые вообще не видят цвета.

Для дальтоников более свойственно испытывать трудности с различением цветов, например, красного и зеленого, синего и желтого. Хотя дальтонизм встречается гораздо чаще среди мужчин, он также бывает и у небольшого числа женщин.

Морковь полезна для зрения, так как содержит большое количество бета-каротина, который наш организм превращает в витамин А, важный для зрения. Но морковь никак не влияет на зрение в темноте.

При рождении размер глазного яблока составляет примерно 16 мм в диаметре, достигая 24 мм у взрослых. Но увеличение размера глаз не означает, что зрение становится лучше. На самом деле, чрезмерный рост глазного яблока у людей может приводить к миопии или близорукости. Если глазное яблоко слишком удлиненное, хрусталик глаза не может фокусировать свет в нужной части сетчатки, чтобы четко обрабатывать изображение.

Мы знаем, что зрачки сжимаются на свету и расширяются в темноте. Но зрачки также отвечают за изменения в эмоциональном и психологическом состоянии. Сексуальное возбуждение, решение сложной задачи, страх и другие эмоциональные и умственные события могут вызвать изменения размеров зрачков, хотя точная причина этого неизвестна.

Даже в туманную и облачную погоду, ультрафиолетовая радиация может повредить глаза. Лучи могут отражаться от воды, песка, снега и блестящих поверхностей. Поэтому стоит всегда иметь с собой солнцезащитные очки. Воздействие излучения в течение многих лет может привести к развитию катаракты, замутнению хрусталика, которое может привести к потере зрения.

источник

ИСПОЛНИТЕЛИ: ШАГАПОВА АЛИНА (4 КЛАСС), ШАГАПОВА Н.М.

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: СОЗОНОВА Е. В.

Выбор темы: Зрение — способность воспринимать свет, цвет и пространственное расположение объектов в виде изображения. Потеря зрения, особенно в детском возрасте — это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Цель работы: подробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей.

Задачи:

  • Определить причины нарушения зрения у детей младшего школьного возраста.
  • Определить, как влияет нарушение зрения на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
  • Доказать, что нарушение школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка и предложить свои способы решения проблемы.

Объект, предмет и база исследования:

1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: человек.

2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: зрение, как основа здоровья человека.

3. УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: учащиеся 1-4 классов.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

    Мы предполагаем, что нарушение домашних и школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент; работа с интернет-ресурсами; практические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте — это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый — близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

I. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.

Рассматривая строение глаза (Рис.1) мы видим, что глаз имеет сложную структуру, в которой все части взаимосвязаны и повреждение одной из них ведет к развитию заболеваний глаз.

Как работает наш глаз? Глазное яблоко, когда мы рассматриваем близко расположенный предмет, вытягивается, а когда мы переводим взгляд вдаль, возвращается к первоначальной круглой форме. Тогда изображение все время фокусируется на сетчатке, независимо от того, далеко оно расположено от глаза или близко (рис.2)

Рис.2. Так видит мир здоровый человек.

Но у части людей склера – оболочка, которая обтягивает глазное яблоко, как чулок, слабая, со временем она перестает возвращать глазному яблоку круглую форму, и человек видит то, что удалено от него, неточно.

Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться на практике: — врожденная слепота;

косоглазие (стробизм) – это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете;

неспособность различать цвета (дальтонизм) – это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;

близорукость (миопия) – когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;

дальнозоркость (гиперметропия) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;

дефокусировка (астигматизм) — как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;

глаукома – повышение внутриглазного давления;

катаракта — помутнение хрусталика (“живой” природной линзы внутри человеческого глаза);

воспаление глаз (конъюнктивит) – характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;

слабое ночное зрение (куриная слепота) – человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;

повреждения глаз, связанные с некоторыми видами спорта.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей — это близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Рассмотрим эти формы нарушения зрения более подробно.

Близорукость (миопия). Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко (рис. 3). Так видит мир близорукий человек (рис.4)

Рис.3. Вытянутое глазное яблоко при близорукости.

Рис.4. Так видит мир близорукий человек.

Различают следующие типы миопии (близорукости). Рис.5.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Дальнозоркость – нарушение, при котором световые лучи фокусируются за сетчаткой. (Рис. 6)

Первые признаки появления дальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Так видит мир дальнозоркий человек (рис.7).

Рис.7. Так видит мир дальнозоркий человек.

Астигматизм — это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. ( Рис.8)

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Косоглазие — положение глаз (чаще врожденное), при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску — расходящимся, вверх или вниз — вертикальным. (Рис. 9)

Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость. (Рис. 10)

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность — увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

В офтальмологии принято все случаи близорукости делить по их степени на 3 группы: слабую до 3,0 D (диоптрий), среднюю до 6,0 D и высокую (сильную) — от 6,0 D и выше. Наблюдения показывают, что в школьном возрасте чаще наблюдаются случаи миопии слабой и средней степени.

Факторы, стимулирующие возникновению близорукости у школьников.

Развитие близорукости у школьников определяется переплетением множества самых разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3 — 13,8 %, а среди выпускников школ — 3,5 — 32,2 %.

В городских школах “близорукость”, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается (Рис.11,12,13):

  1. Недостаточное освещение рабочего места в школе (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.
  2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в школе, и дома размеры мебели соответствовали росту детей.
  3. Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.
  4. Увеличение интенсивности зрительных нагрузок.
  5. Доступность электронных средств обучения.

Вывод: наше зрение зависит от нас самих.

Профилактические мероприятия по предупреждению развития заболеваний органов зрения в школе.

Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:

1. Построение учебного дня в школе.

2. Организация уроков и перемен.

3. Организация занятий и отдыха во внешкольное время.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно — это непосильная нагрузка, в том числе и для органов зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

Исследования офтальмологов показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

Врачами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.

Особая проблема это — ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА и компьютера.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, они должны быть ограничены с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для нервной системы и конечно для глаз школьников (Рис.14). Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач — офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

Рис.14. Правила гигиены при просмотре телевизора.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером (Рис.15). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером (Рис.16).

Рис.15. Правила работы за компьютером.

Рис.16. Как правильно сидеть при работе на компьютере.

При выполнении домашних заданий особенно важно соблюдать ряд правил (Рис.17)

Рис.17.Правила гигиены при выполнении домашних заданий.

1. Изучение различной литературы.

3. Исследование состояния зрения у детей начальной школы с 2005 по 2012гг.

4. Исследование условий гигиены зрения в школе и дома.

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии зрения, опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят начальных классов.

2. Проверить соответствие нормам СанПиНа требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

3. Провести опрос-анкету среди учащихся 1-4 классов.

4. Подвести итоги о выполнении условий гигиены зрения в школе и дома.

5. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Для определения % детей с дефектом зрения (миопия) в младших классах нашей школы был проведен анализ результатов диспансеризации учащихся 1-4 классов за период с 2005 по 2012гг. Было определено, что % близорукости у детей в 1 классах практически не наблюдался.

Уже к 4 классу % близоруких детей увеличился с 0 до 12%, что подтверждается результатами обобщенных данных, освещенных в литературе.

Мы считаем, что диагноз “миопия” и диагноз “нарушение осанки” тесно взаимосвязаны. Для подтверждения наших предположений, было подсчитано количество детей с диагнозом “нарушение осанки” и сопоставили с количеством близоруких детей. (Рис 18)

Рис. 18. Результаты изучения медицинских карт детей 1-4 классов.

Из вышесказанного видно, что к 4 классу: семеро детей из 58 имеют диагноз “миопия” и трое из них с диагнозом “нарушение осанки”, тогда как из 51 ребенка со 100% зрением всего двое детей имеют диагноз “нарушение осанки”.

Мы решили узнать, все ли дети понимают важность сохранения зрения, знают ли болезни глаз и причины его ухудшения, выполняются ли необходимые требования гигиены зрения у них дома. Для этого мы провели опрос-анкету в 1-4 классах (Приложение 1). Результаты опроса показали, что:

1) 100% опрошенных детей знают, зачем человеку зрение.

2) Только 22% детей знают основные болезни глаз.

3) 90% детей указали, что причиной ухудшения зрения, они считают компьютер и телевизор, неправильное положение спины во время занятий.

4) Практически все (97%) знают, что нельзя долго находиться у телевизора и компьютера – это может привести к потере зрения.

5) 67,3% указали, что для того чтобы не потерять зрение надо поменьше сидеть за компьютером, правильно питаться (15%), сидеть прямо при выполнении школьных заданий (18%), ходить к врачу (4%).

6) 92% детей делают уроки за столом, остальные, где придется (даже на подоконнике).

7) У 94% детей дома есть свое рабочее место.

8) Только 67,5% пользуются настольной лампой при выполнении домашних заданий.

9) 63% детей хотят сидеть за 1-ой партой, потому что хорошо видно.

Мы решили выяснить причины ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста в период обучения в школе. Для этого мы произвели необходимые замеры и согласовали их с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях по СанПиНу (табл.1).

Как видно из таблицы, не все требования согласно СанПиНу выполняются, что частично способствует ухудшению здоровья детей, в общем, и зрения в частности.

Исходя из всего, можем дать следующие рекомендации:

1. Почаще давайте глазам отдых.

— Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.

— Если уже слабая близорукость — через каждые 30 мин

2. Отдых для глаз — это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь вдаль. Выполняйте с ребенком физкультминутки, направленные на улучшение зрения (приложение 2).

3. Ограничьте компьютер и телевизор.

4. Книжку или тетрадку держите на расстоянии 35-40 см.

5. Закаляйтесь, занимайтесь спортом.

6. Ешьте полезные для глаз продукты (творог, кефир, отварная рыба, говядина, морковь, капуста, чернику, зелень), принимайте витамины.

7. Систематически посещайте врача-окулиста.

Список используемой литературы.

1. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”

3. “Семейный медицинский справочник” Л.Хахалин

4. “ Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы” Л.А.Обухова

5 . Газета “ Ключи к здоровью” № 2011г.

6. Брошюры Центра микрохирургии глаза “Прозрение” г. Набережные Челны

источник

ЗРЕНИЕ — ВАЖНЫЙ ФАКТОР ВОСПРИЯТИЯ МИРА

Клепикова Юлия Александровна

студент II курса, специальность Лечебное дело ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум», РФ, г. Купино

научный руководитель, преподаватель высшей категории ГАОУ СПО НСО «Купинский медицинский техникум», РФ, г. Купино

Глаза — удивительный орган человеческого организма. Благодаря им мы познаём окружающий мир с самого рождения. На глаза мы обращаем внимание при первом знакомстве с человеком и смотрим в них при беседе. Можно сказать, что глаза являются проводником внутреннего мира человека в мир окружающий нас, ведь, глядя в глаза, мы видим настроение собеседника, видим, счастлив ли он или же огорчен.

Но, к сожалению, наши глаза часто подвергаются воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. И одним из таких факторов является излучение от экранов и мониторов.

В нашем веке, когда идет компьютеризация общества, становится всё труднее сохранить здоровые глаза. А, согласитесь, ведь это так важно. И как страшно представить, что в какой-то момент мы перестанем видеть. Перестанем видеть дорогих нам людей, красоту окружающей нас природы…

Мне, кажется, что актуальность исследования влияния компьютера на функции зрительного анализатора, как нельзя уместна в наши дни. Ведь практически в каждом доме есть компьютер. А что уж говорить об учениках и студентах, которые ежедневно сталкиваются с различными заданиями и упражнениями, выполнение которых связанно с работой на компьютере, поиске информации в интернете. Но, к сожалению, во время работы за компьютером, обучающийся подвергается его отрицательному воздействию. Поэтому очень важно следить за состоянием своего зрения. Проверка остроты зрения уж точно не навредит, а наоборот, поспособствует тому, чтоб как можно раньше выявить проблемы, связанные с функциями зрительного анализатора. Ведь глаза — это окна в мир.

Читайте также:  С точки зрения кибернетического подхода информация это

Зрение — это способность воспринимать величину, форму и цвет предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними. А острота зрения — это способность глаза воспринимать объект, находящийся на определённом расстоянии от зрительного анализатора.

Задача исследования заключалась в том, чтобы определить остроту зрения у студентов, и выявить существует ли зависимость между остротой зрения и количеством времени проведённом за компьютером. Исследование проводилось с помощью таблицы Сивцева (таблица 1.) — проверка остроты зрения.

Если у человека есть проблемы со зрением, если он уже носит очки или линзы, то необходимо периодически проверять зрение, в том числе его остроту.

Таблица Сивцева поможет легко и непринуждённо следить за зрением, и в случае его ухудшения можно тут же принять меры [2].

Таблица предназначена для людей, самостоятельно желающих проверить себе зрение. Результаты проверки основываются на разрешении экрана, размерах пикселя и удобного расстояния просмотра. Размеры экрана определяются автоматически, а расстояние просмотра в метрах и сантиметрах вводится пользователем.

Таким образом, любой имеет возможность проверить остроту зрения, не отходя от компьютера, а именно, отодвинувшись от него всего на 1,5 метра (и более).

Для более достоверных результатов проверки, необходимо соблюдать определённые правила: во время проверки держать голову прямо, глаза не закрывать и не прищуриваться. Неисследуемый глаз прикрыть ладонью или непрозрачным щитком белого цвета. В течение 2—3 с. посмотреть букву из таблицы и назвать её. Определение лучше начинать с мелких букв, а затем переходить к более крупным.

· слева указано расстояние (D) в метрах, с которого человек с нормальной остротой зрения (т.е. равной единице) видит данную строчку;

· справа указана острота зрения (v) в условных единицах.

Полная острота зрения — это такая, при которой все знаки в соответствующем ряду названы правильно. Если в рядах таблицы, соответствующих остроте зрения 0,3: 0,4; 0,5; 0,6, не распознан один знак, а в рядах 0,7; 0,8; 0,9; 1,0 — два знака, то такая острота зрения оценивается по соответствующему ряду как неполная; нормальной считается острота зрения, равная 1,0.

Ещё одной важной составляющей нормального зрения является способность глаза к восприятию цветов – цветоощущение. Способность хорошо различать цвета имеет огромное значение в жизни человека, так как с помощью цветового зрения различают цветные сигналы, знаки, определяют цвет различных предметов, видят многообразные цвета природы.

Материалы и методы исследований . В нашем исследовании приняли участие 30 студентов медицинского техникума в возрасте от 15 до 23 лет. Мы проводили исследование при помощи анкетирования и проверки остроты зрения по таблице Сивцева. В результате исследования получили следующие данные:

Рисунок 1. Диаграмма остроты зрения у исследуемых

Рисунок 2. Диаграмма причины возникновения нарушения остроты зрения

Рисунок 3. Диаграмма причины нарушения остроты зрения по мнению исследуемых

Рисунок 4. Диаграмма времени проведения за компьютером в сутки у исследуемых с нарушением остроты зрения

Рисунок 5. Диаграмма времени проведения за компьютером в сутки всех исследуемых

Таким образом, ознакомившись с результатами исследования и проанализировав данные диаграмм, мы видим прямую зависимость между потерей остроты зрения и количеством времени работы за компьютером.

У людей, непрерывно работающих за компьютером, нарушается острота зрения. Ухудшается одна из важнейших функций зрительного анализатора — аккомодация — это способность хрусталика изменять свою форму, что обеспечивает фокусировку на предметах, находящихся на разном расстоянии от человека. А в процессе работы за компьютером расстояние от глаз до экрана почти не изменяется, и зрачок находится долгое время в одном и том же положении. Длительное вынужденное однообразие в работе аккомодационных мышц приводит к нарушению их деятельности; и способность менять форму зрачка ослабевает, приводя к близорукости или дальнозоркости (в зависимости от расстояния между глазами и монитором) [4]. К тому же, работая перед экраном, человек реже моргает, тем самым меньше увлажняя глазное яблоко. Появляется жжение, покраснение, чувство «песка» в глазах, боли в области глаз и лба, боли при движении глаз. Доказано, что даже один день работы за компьютером вызывает ухудшение зрения. В зрительном анализаторе нарушается кровообращение. Ткани глаза испытывают кислородное голодание, маленькие сосуды в глазу расширяются, и, вследствие этого, возникает покраснение глаз [1].

Что бы человеческий глаз испытывал как можно меньше дискомфорта и острота его сохранялась на долгое время, следует придерживаться совсем не сложных правил. Эти упражнения необходимо выполнять через каждые 40—45 минут во время работы за компьютером:

· расстояние от монитора компьютера до глаза должно быть не менее 70 см;

· не поворачивая головы, поводить глазами вверх и вниз, а также влево и вправо;

· вращать глазами по кругу по пять раз в каждую сторону;

· смотреть на кончик носа обоими глазами до лёгкого утомления;

· переводить взгляд с объекта, который находится на дальнем расстоянии, на объект, находящийся на расстоянии 15—20 см [3].

После каждого из этих упражнений следует дать отдохнуть глазам, прикрыв их ладонями.

Также, для поддержания остроты зрения, нужно периодически принимать комплекс витаминов.

Основу профилактики составляет общее укрепление и физическое развитие организма, достаточное освещение рабочего места [5].

Для того чтобы полноценно воспринимать все краски окружающего мира, следите за здоровьем своих глаз.

1.Басинский С.Н. «Клинические лекции по офтальмологии»/ Басинский С.Н., Егоров Е.А. // М.: АСТ: Астрель, 2009. — 163 с.

2.Бейтс У.Г. «Как обрести хорошее зрение без очков» Бейтс У.Г. М.: А. В. К. Тимошка, 2002. — 320 с.

3.Савельева Ю. «Методы улучшения зрения» Савельева Ю. М.: РИПОЛ классик, 2005. — 256 с.

4.Сидоренко Е.И. «Офтальмология» Сидоренко Е.И. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 408 с.

5.Федоров С. «Хорошее зрение в любом возрасте. Домашняя энциклопедия» Фёдоров С. М.: Вектор, 2006. — 224 с.

источник

Друзья, в этом выпуске мы поговорим о причинах ухудшение зрения. За более, чем 8 лет работы с людьми в России и странах Евросоюза, я имел возможность изучить всё многообразие этих причин. От чего же развиваются миопия (или как её чаще называют, близорукость) дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, катаракта и глаукома?

Если у вас другие нарушения зрения, вам также будет интересно, поскольку у всех них есть некие общие черты.

Начнём с близорукости. Больше 40% людей на планете в той или иной степени имеют это нарушение. Близорукость, это физиологическое удлинение формы глазного яблока вдоль оптической оси. Данный процесс может быть спровоцирован рядом факторов, но выделить можно два основных , встречаемых наиболее часто.

1. Первый из них, который также может быть спровоцирован наследственными или психологическими факторами, – это ослабление соединительной ткани (соединительнотканная недостаточность), из-за недостатка минералов и питательных веществ.

Так или иначе, соединительная ткань перестает быть оптимально эластичной, вследствие чего происходит удлинение формы глазного яблока. Иногда происходит неравномерное созревание организма ребенка, когда глаза могут формироваться быстрее, чем остальные органы. В этом случае, также происходит удлинение оптической оси глаза. Как правило, в офтальмологии сразу же на ребенка надевают очки, и ребёнок начинает активно выполнять различную зрительную нагрузку, например читать, в очках, что провоцирует дальнейшее развитие миопии.

2. Чаще всего , миопия развивается на фоне психического напряжения. Обратите внимание, при возникновении сложной ситуации или напряжённой трудовой деятельности, одновременно начинают напрягаться и уставать глаза. Миопию на уровне -1 -2 -3 диоптрии, также называют «коэффициент внутреннего сопротивления».

Я не встречал ещё ни одного близорукого человека, у которого не было бы очень мощного фильтра восприятия и мощность этого фильтра определяется как раз количеством диоптрий. Таким образом, если у человека -1, фильтр информации и коэффициент сопротивления развит на 1, если -2, то уже в два раза больше, если человека -3, – он очень тщательно фильтрует информацию.

Существуют два глагола: «слушать» и «слышать». Так вот дистанция между этими двумя глаголами при высокой степени миопии увеличивается многократно.

Здесь важно понимать, что при диагнозе близорукость, необходимо также сделать УЗИ глазных яблок, для измерения длины оптической оси . Если глаз действительно миопический, то у него наблюдается удлинение формы вдоль оптической оси. Для взрослого человека нормальная длина оптической оси 23,5-24 мм . Если замеры регистрируют отклонение до 25, 26 или 27 мм., это означает анатомическое удлинение формы глазного яблока и соответственно подтверждается диагноз близорукость.

Часто бывает так, что в оптике делают замеры на рефрактометре и назначают очки -2, -2.5, при этом УЗИ показывает длину глазных яблок 24 мм., это означает, что у вас ничто иное, как спазм аккомодации и вам всего лишь необходимы расслабляющие упражнения, которые будут расслаблять именно мышцы хрусталика.

В садиках и младших классах школ присутствует большое количество дальнозорких детей. Это нормальный процесс созревания, но мы поговорим про возрастную дальнозоркость, которая появляется после 40 лет и старше. Причинами такой дальнозоркости является перенапряжение одной группы глазодвигательных мышц и ослабление другой группы. В этом случае, хронически идет перенапряжение верхних и нижних прямых мышц глаз и ослабление наоборот латеральных и медиальных мышц.

Именно поэтому, люди с дальнозоркостью имеют характерные морщинки у глаз.

Всё, что необходимо делать при дальнозоркости, – приводить мышцы в тонус и снимать излишнее напряжение. Вместо этих простых и банальных вещей, зачем-то начинать носить очки. Сначала плюс один потом + 2, + 3 и так далее.

Астигматизм бывает роговичный и астигматизм хрусталика. Довольно часто он врожденный и ещё чаще приобретённый. Одной из главных причин возникновения приобретенного астигматизма является перенапряжение глазных мышц, особенно когда человек смотрит на объекты немного не под прямым углом, а чуть искоса . Когда формируется привычка смотреть чуть ниже или наоборот, чуть свысока, формируется такой дефект. Иногда можно наблюдать, как люди в очках смотрят поверх очков. Это как раз один из способов развития астигматизма.

Чтобы скорректировать это нарушение зрения, необходимо привести мышцы глаз в нормальный тонус, убрать напряжение и хорошо их сбалансировать . Таким образом, астигматизм будет постепенно проходить. Для этого может понадобиться весьма значительное время.

Существует 3 вида основных причин развития глаукомы:

1. Механическое повреждение глаза, например, веточкой. В моей практике был случай, когда женщина лечила зубы и микро-частичка попала ей в глаз. Она даже не знала об этом, это выяснилось гораздо позже, когда обнаружили инородное тело в глазе. Начался отёк и повысилось внутриглазное давление, спровоцировав такое неприятное заболевание, как глаукома.

2. Часто люди употребляют различные капли , от красноты глаз и тому подобных, не понимая, что активно используя капли, вы также создаете прямые предпосылки для развития глаукомы.

3. Самая частая и основная причина развития глаукомы – это повышение внутричерепного давления , когда давление внутри головы повышается, вследствие снижения просвета шейной артерии. Просвет артерии может снижаться, по причине отложения холестериновых бляшек, и наиболее часто (80% случаев), вследствие шейного остеохондроза.

В случае, если у вас глаукома, вам ведь просто необходимо начать заниматься упражнениями, в-первую очередь для того, чтобы восстановить нормальный тонус сосудов и нормальное кровообращение в шейном отделе. Необходимо укреплять руки, плечевой пояс и обеспечивать подвижность верхних конечностей, чтобы стимулировать отток крови из шейного отдела. А ещё, всем настоятельно рекомендуется регулярно заниматься ходьбой или бегом .

В зависимости от степени созревания, катаракта может быть начальной либо уже созревшей. Созревшая катаракта это когда уже практически ничего не видно и с очками и без очков. Катаракта обычно развивается в довольно зрелом возрасте, когда все привычки являются довольно сильно закостеневшими, поэтому смену хрусталика часто прописывают уже при начальной катаракте, так как не ожидают, что пациент начнёт вникать в собственное здоровье и корректировать стиль жизни, который привёл к данному нарушению.

Если катаракта уже созревшая, то замена хрусталика неизбежна. Но если начальная , то можно и нужно остановить её дальнейшее развитие, ведь причиной развития катаракты является значительное ослабление кровообращения, в результате которого меняется минеральный состав хрусталика. Сосудистые изменения зрительной системы, когда сосуды становятся хрупкими и ломкими вследствие возрастных факторов, приводят к ослаблению кровообращения и замедлению обмена веществ в глазах.

Также, необходимо брать в расчёт особенности здоровья организма. Если у вас есть, к примеру, сахарный диабет или эндокринные изменения, то безусловно они будут оказывать сильное влияние на сосуды и следовательно, зрительную систему.

Какие бы причины не выявились в результате диагностики, помните о том, что вы можете целенаправленно оздоравливать сосуды и тренировать глазодвигательные мышцы, для того чтобы восстанавливать нормальную рефракцию глаза в любом возрасте.

Я вам рекомендую определить истинные причины ухудшения зрения и тогда вы сможете грамотно и целенаправленно восстановить его, не приходя в больницу и не используя оперативные и медикаментозные вмешательства.

С чего начать? Во всех случаях, первое, что стоит сделать, – пройти качественную диагностику зрительной системы. Для этого лучше всего подойдет офтальмологический центр, либо приличная оптика. Помимо остроты зрения, необходимо проверить сосуды глазного дна. Также вам стоит пройти тест на астигматизм, это очень важно, поскольку астигматизм может создавать большие проблемы рефракции.

Читайте также:  Причины депрессии с точки зрения психологии

Ставьте лайк, если статья понравилась, подписывайтесь на наш канал и в социальных сетях: ВК , Инстаграм , ФБ , YouTube .

источник

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Всем привет! Меня зовут Людмила Панюшкина, я практикующий врач-офтальмолог, а еще веду свой блог о здоровье глаз. В своей работе я часто сталкиваюсь с мифами и предрассудками: кто-то все еще верит, что черника помогает при глазных болезнях, а кто-то уверен, что зрение ухудшается от очков.

Специально для AdMe.ru я отвечу на самые распространенные вопросы и подскажу, как сохранить здоровье глаз надолго. Статья не заменит консультацию специалиста и не является научной, а носит ознакомительный характер.

Трудно представить современную жизнь без компьютеров и мобильных телефонов. Естественно, многих волнует вопрос: «А так ли вредны гаджеты для здоровья глаз?»

Те, кто вынужден длительное время работать за компьютером, часто жалуются на усталость и покраснение глаз, ощущение песка в глазах. Удивлю вас, но излучение от экрана здесь ни при чем. Всему виной непрерывная работа на близком расстоянии от объекта (компьютер, документы, книга, телефон), которая сопровождается редким морганием и, как следствие, развитием сухости глаз. Проблема решается соблюдением зрительного режима и закапыванием слезозаменителей (увлажняющих капель).

Производители компьютерных очков (их еще называют блю-блокеры) в качестве основного аргумента при продвижении своей продукции используют исследования о вредном воздействии синего излучения от экранов на сетчатку глаза. Синий свет, по мнению некоторых ученых, может вызывать необратимые изменения в сетчатке и способствовать снижению зрения.

Но дело в том, что эти исследования проводились либо на животных, либо это были экспериментальные исследования клеток сетчатки в пробирке. Более того, эксперименты проводятся, как правило, в экстремальных условиях (высокие дозы излучения), которые нам и в голову не придет воспроизводить в жизни.

Влияние солнечного излучения на человеческий глаз также изучалось в экстремальных условиях с людьми, которые проводили много времени на открытом воздухе и редко пользовались солнцезащитными очками. Однако солнечный свет гораздо ярче любого света, используемого в помещениях, а воздействие синего излучения от экранов компьютеров значительно меньше, чем суммарный эффект от пребывания на солнце.

Таким образом, на данный момент нет исследований, уверенно подтверждающих, что длительное воздействие синего излучения от экранов цифровых устройств может вызвать необратимые изменения в сетчатке человеческого глаза. Потенциально синее излучение может быть опасным для сетчатки, но пока мы не знаем, какие дозы или какая продолжительность его воздействия может привести к необратимым изменениям. Пока все исследования в этой области больше похожи на рекламу и не должны восприниматься как руководство к действию.

Помните, что очки, блокирующие синее излучение, не относятся к категории медицинских изделий, а значит, не требуют одобрения FDA — самого строгого и беспристрастного органа по контролю за качеством и безопасностью лекарств и медицинских технологий. Носить их или нет — решать вам.

Важно также помнить, что синий свет играет важнейшую роль в регуляции циклов «сон-бодрствование», и длительное ношение блю-блокеров может привести к сонливости в дневное время. А вот вечером (примерно за 2 часа до сна) рекомендуется исключить использование гаджетов или использовать специальные фильтры / программы, блокирующие синее излучение. Как вы понимаете, это важно не для здоровья глаз, а для крепкого полноценного сна.

Как мы уже разобрались, жалобы на усталость, дискомфорт, красноту и сухость в глазах возникают не из-за излучения мониторов, а из-за неправильно организованного рабочего места и редкого моргания.

Как предотвратить появление неприятных симптомов? Это гораздо проще, чем кажется:

1. Соблюдайте зрительный режим. Например, можно пользоваться правилом «20—20—20»: каждые 20 минут смотрите в течение 20 секунд на предметы, находящиеся на удалении 20 футов (около 6 м) от вас.
2. Убедитесь, что диоптрии в ваших очках подходят для работы за компьютером (после 40–45 лет очки для дали и очки для работы за компьютером будут разные).
3. Используйте увлажняющие капли при сухости глаз.
4. При организации рабочего места соблюдайте следующие нормы:

  • Экран должен находиться от глаз на расстоянии примерно 50–60 см, желательно на 20 см ниже уровня глаз.
  • Высота стула должна быть отрегулирована так, чтобы стопы полностью располагались на полу. Не забывайте подстраивать стул под ребенка, если компьютер находится в общем пользовании со взрослыми.
  • Отверните компьютер от других источников света, чтобы минимизировать блики на экране.
  • Уменьшите освещение или используйте антибликовые экраны.

Многие родители считают телевизор главным виновником развития близорукости у детей. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.

Большинство детей рождаются с дальнозоркостью (то есть имеют небольшой плюс). По мере взросления ребенка глазное яблоко вытягивается, удлиняется, и дальнозоркость исправляется без всякой коррекции. Если глаз растет слишком интенсивно, появляется близорукость. В этом случае для того, чтобы видеть хорошо, ребенку требуются минусовые очки.

Причины появления близорукости до сих пор полностью не известны. Основная роль отводится наследственности и внешним экологическим факторам. Среди последних наиболее изучено защитное воздействие солнечного света на риск возникновения близорукости. По данным нескольких крупных исследований, прогулки на свежем воздухе могут уменьшить вероятность возникновения и прогрессирования близорукости.

А что с нагрузкой на близком расстоянии, которая долгое время рассматривалась как основной фактор, провоцирующий близорукость? Современные исследования не находят подтверждения этой теории. Подростки, которые смотрят телевизор или проводят много времени за компьютером, имеют большие шансы на возникновение или прогрессирование близорукости потому, что лишают себя солнечного света и не проводят время на улице, а вовсе не из-за гаджетов. Несмотря на опасения родителей относительно «зависания» детей перед экранами, офтальмолог вряд ли должен ограничивать это время. Необходимо смещать фокус внимания родителей с гаджетов на организацию досуга детей вне дома, на свежем воздухе.

Рекомендации по ограничению экранного времени больше важны не для сохранения зрения, а для нормального развития нервной системы ребенка. Американская академия педиатрии рекомендует для детей до 2 лет полный отказ от просмотра телевизора и использование гаджетов очень непродолжительное время. В более старшем возрасте необходимо ограничить общее время просмотра телепередач до 1–2 часов в день, а детям в возрасте 2–5 лет рекомендуется использовать гаджеты не более 1 часа в день.

И взрослые, и дети независимо от типа кожи имеют высокую вероятность навредить глазам избыточным воздействием УФ-излучения. Важно помнить: вред от УФ-излучения накопительный, он аккумулируется на протяжении всей жизни. Люди со светлым цветом радужки (голубой, зеленый) имеют более высокий риск развития онкологических заболеваний, таких как меланома радужки или увеальная меланома.

УФ-излучение не блокируется туманом или облаками. Самое большое количество УФ-излучения вы рискуете получить в середине дня, на больших высотах и когда свет отражается от воды или снега. Поэтому важно выбрать хорошие солнцезащитные очки и себе, и своим детям.

Солнцезащитные очки должны блокировать 100 % вредного излучения. Отдавайте предпочтение линзам с пометкой UV 400 и помните: интенсивность окраски линз не влияет на этот параметр, одинаково хорошо могут защищать очки и с темными, и со светлыми стеклами. Также очки различаются по светопропусканию. Есть 5 категорий фильтров. Они обозначаются цифрами от 0 до 4 (обычно цифра указывается на внутренней поверхности линзы рядом со знаком СЕ). Фильтр с пометкой «0» пропускает от 80 до 100 % света, с пометкой «4» — от 3 до 8 %. В городе, например для вождения автомобиля, достаточно 1-й или 2-й категории фильтра, для поездки на море или в горы — 3-й или 4-й.

Еще один немаловажный нюанс: лучше быть совсем без очков, чем в темных очках без должной УФ-защиты. На ярком солнце наши зрачки рефлекторно уменьшаются в диаметре, ограничивая вредное воздействие УФ-излучения на хрусталик и сетчатку. Если вы находитесь на солнце в темных очках без УФ-фильтра, зрачок будет оставаться широким — так еще больше вредного излучения проникнет в глаз. Если вы сомневаетесь в качестве солнцезащитных очков, лучше воздержитесь от покупки.

Фрукты, овощи и содержащиеся в них витамины необходимы организму человека, но польза некоторых из них явно переоценена: так, например, сложился миф о том, что черника и морковь благотворно влияют на зрение. В чернике действительно содержатся витамины и микроэлементы. Но это не значит, что ее появление в вашем рационе защитит вас от проблем с глазами.

Не существует ни одного исследования, которое могло бы подтвердить факт пользы этой ягоды для зрения человека. Примерно та же ситуация и с морковью. Вообще глазные заболевания редко связаны с недостатком витаминов, да и обычный рацион вполне удовлетворяет потребности глаз в витаминах. Поэтому гораздо эффективнее при проблемах с глазами обратиться к окулисту, а не налегать на овощи, фрукты и ягоды, надеясь на волшебное исцеление.

6. Правда, что нерожавшим женщинам нельзя проводить процедуру лазерной коррекции зрения? Какие существуют факторы риска?

Это миф. Лазерная коррекция — достаточно безопасная процедура, риски при ее проведении минимальны. Перед операцией проводится тщательное обследование: анализируют параметры глаза (диоптрии, толщину и топографию роговицы, состояние сетчатки и зрительного нерва и так далее), исключают воспалительные заболевания и патологию роговицы, которая может неблагоприятно сказаться на результате коррекции.

Чтобы правильно рассчитать параметры лазерного воздействия, необходимо убедиться, что близорукость не прогрессирует, а тот минус, который мы измеряем в ходе предоперационного обследования, является истинным и не изменится спустя несколько дней или месяцев.

И тут мы плавно подходим к беременности и родам. Дело в том, что на фоне гормональных изменений у беременной и кормящей женщины роговица может незначительно отекать, что будет приводить к увеличению минуса. Это явление временное и проходит после родов или завершения лактации. Именно поэтому никто не станет делать вам лазерную коррекцию во время беременности, так как легко ошибиться с расчетами и получить перекоррекцию. В любое другое время при стабильной близорукости и отсутствии других противопоказаний можете смело решаться на операцию. Отсутствие у вас ребенка или его планирование не должно являться преградой на пути к хорошему зрению.

Все как раз наоборот. Если зрение несовершенно и не удается сфокусировать изображение на сетчатку глаза, мы видим окружающий мир нечетко. Так случается при близорукости, дальнозоркости и астигматизме. На помощь приходят очки или контактные линзы, которые смещают фокус на сетчатку и возвращают нам четкое зрение. Нет никакого смысла бояться очков. Правильно подобранные очки не могут навредить вашим глазам.

Особенно важна адекватная коррекция у детей. Зрение — навык приобретаемый. Как малыш постепенно учится ходить, так же он обучается и видеть. Необходимым условием для развития зрительного аппарата является поступление в головной мозг четкой картинки от сетчатки глаза. Если этого не происходит (в силу несовершенства зрения), то головной мозг получает искаженную информацию и попросту привыкает видеть плохо — развивается «ленивый глаз». Если вовремя не провести адекватную коррекцию, во взрослом возрасте уже никакие очки не позволят прочитать нижние строчки в таблице, может развиться косоглазие.

Многие считают, что при небольшом «минусе» очки необязательны. На самом деле далеко не всегда есть прямая зависимость между величиной «минуса» и зрением без коррекции. Часто пациенты даже не догадываются, как плохо они видят, потому что привыкают к такому зрению. Головная боль, тяжелое ощущение в глазах, нарушения фокусировки могут исчезнуть после подбора правильных очков.

Если вы дочитали статью до конца, то, возможно, уже догадываетесь, что здесь не будет советов про чернику, зрительную гимнастику, ограничение времени, проводимого у экранов, и прочих подобных вещей. Здоровье глаз в первую очередь зависит от вашего общего здоровья и образа жизни.

Если мы говорим о детском зрении, то для того, чтобы оно правильно развивалось, важно помнить о необходимости полноценной коррекции (очки или линзы), длительных прогулках и регулярном наблюдении у офтальмолога. Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, первый осмотр у офтальмолога должен состояться до 6 месяцев. Это позволяет исключить серьезную патологию, которая может помешать нормальному развитию зрительного аппарата, например врожденную катаракту, глаукому, помутнение роговицы и так далее. Наблюдение у врача должно осуществляться ежегодно в возрасте от 1 года до 3 лет. Его цель — выявление состояний, которые могут повлечь за собой развитие «ленивого глаза» (высокая дальнозоркость и миопия, астигматизм, косоглазие). Проверку зрения по таблице рекомендуют проводить с 3 или 4 лет и далее в 5, 6, 8, 10, 12 и 15 лет.

Основные причины ухудшения зрения у взрослых — это сахарный диабет, катаракта, глаукома и возрастная дистрофия сетчатки. Поэтому важно регулярное наблюдение у офтальмолога:

  • в возрасте 40–54 лет: каждые 2–4 года.
  • в возрасте 55–64 лет: каждые 1–3 года.
  • в возрасте 65 лет и старше: каждые 1–2 года.

Не забывайте пользоваться солнцезащитными очками, разнообразно питаться, контролировать артериальное давление и уровень глюкозы в крови, следить за весом. Бросайте курить и полюбите физическую активность. Все это гораздо лучше БАДов и чудодейственных методик поможет вам как можно дольше хорошо видеть. Будьте здоровы!

источник