Меню Рубрики

Зрение ребенок не видит предметы в месяц

Начиная с первого дня своей жизни, ребенок постепенно развивается физически, на умственном и эмоциональном уровне. Однако осуществить все это ему помогает визуальная информация. Поначалу малыш видит лишь размытые объекты. Однако с каждым последующим днем его поле зрения расширяется и, соответственно, начинается этап изучения нового мира.

Тем не менее многие родители переживают, как видит ребенок в 1 месяц и после. Чтобы лишний раз не волноваться безосновательно, стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

В первую очередь стоит сказать, что способность видеть является врожденной у каждого человека. Большая часть только что появившихся на свет детей видят все вокруг себя как будто в тумане, очень расплывчато. Это происходит потому, что зрение постепенно начинает адаптироваться к новым условиям, которых не было ранее. Поэтому зрение ребенка в 1 месяц существенно хуже, чем у малыша, которому исполнилось 4 и более месяцев.

Новорожденные малыши начинают щуриться, если видят яркий свет, и предпочитают чаще держать глаза закрытыми. Однако встречаются и те дети, которые уже с первых часов своей жизни предпочитают осматривать все вокруг. Хоть родителям кажется, что в этот период времени взгляд ребенка довольно заинтересован, на самом деле младенец вряд ли что-то видит четко. Чтобы это понять, достаточно посмотреть фото, как видит ребенок в 1 месяц (см. ниже).

Также стоит поговорить с врачом, который объяснит, как происходит развитие зрительных нервов.

Первые 14 дней новорожденные малыши, как правило, только едят и спят. Многие родители предполагают, что в этот период времени детки абсолютно ничего не видят. Однако специалисты категорически не согласны с этим утверждением, и они уверяют, что первые изображения ребенок может увидеть уже спустя несколько минут после своего появления в мире.

Если говорить о том, как видит ребенок в 1 месяц, то в этот период времени малыш видит все вокруг себя очень размыто. Кроме этого, он не может четко фокусироваться на одном объекте. Это обусловлено тем, что глаза новорожденного постепенно начинают привыкать к новой атмосфере.

Чуть позже он начинает видеть на расстоянии до 20 см. С наступлением 2 месяца приходит умение фокусироваться на определенном объекте, но только на 2-3 секунде. В этот период времени ребенок по-прежнему не способен долго задерживать свое внимание на человеке, игрушке или любой другой вещи.

К четвертому месяцу жизни малыш уже может самостоятельно разглядывать интересные объекты в его окружении и следить за тем, как они перемещаются. Кроме этого, начиная с трех месяцев ребенок начинает различать цветовые схемы. В первую очередь он видит оттенки красного и желтого цветов.

К 6 месяцам ребенок уже видит все отчетливо и в ярких тонах. В этот период времени он начинает узнавать своих родных и отличать их от других членов семьи.

Стоит отметить, что родителям нужно набраться терпения и подождать, пока зрительное восприятие ребенка адаптируется к окружающему миру.

Видит ли ребенок в 1 месяц? Безусловно, да. Однако многие ошибочно полагают, что он проявляет сильную заинтересованность, так как без труда отличает разные объекты. На самом же деле в это время малыш видит очертания, которые, разумеется, вызывают его интерес. Но узнавать и отличать их он пока не может.

К седьмому месяцу вынашивания ребенка зрение уже полностью сформировано. Однако после этого необходимо еще некоторое время для того, чтобы завершилось полноценное развитие мозговых центров, которые будут отвечать за зрительное восприятие.

Поэтому, говоря о том, как видят новорожденные дети до 1 месяца, будет справедливо сказать, что обрабатывать картинку они начинают только с четырех месяцев. Именно поэтому до этого периода не стоит ожидать многого от ребенка. До 4 месяцев малыш может видеть только двухмерные изображения. Однако на данном этапе ему и не нужно большего, так как он начинает пробовать фокусировать свой взгляд как на перемещающихся, так и на статичных объектах.

Ни для кого не секрет, что только что появившийся на свет малыш с большим любопытством любит разглядывать лица своих родителей. Это объясняется тем, что они всегда находятся рядом, и он может видеть их, хотя бы минимальные очертания. Как правило, дети больше тянутся к отцам в этот период времени, так как они могут различать их бороду или усы.

Исходя из того, что видит ребенок в 1 месяц жизни, не рекомендуется менять свой внешний облик, так как это может расстроить малыша. Также только что появившаяся на свет карапуз будет с интересом разглядывать контрастные картинки, узоры и прочие фигуры. Они не обязательно должны быть яркими, так как ребенок видит в этот период только в черно-белом цвете.

Есть несколько рекомендаций, которые помогут быстрее сблизиться со своим ребенком и научат его узнавать родителей. Зная, какое зрение у ребенка в 1 месяц, специалисты отмечают, что в вертикальном положении новорожденный малыш намного лучше может фокусировать свой взгляд. Поэтому, чтобы обратить внимание чада на себя, стоит держать его не в горизонтальной, а в вертикальной позиции.

Также потребуется несколько минут, чтобы ребенок смог спокойно сосредоточиться на родителях. Лицо нужно держать на расстоянии не менее 25 см от глаз ребенка. Чтобы малыш быстрее начал распознавать различные объекты, рекомендуется устанавливать игрушки не прямо перед его глазами, а сбоку или ближе к ногам.

При беседах с ребенком нужно разговаривать довольно медленно и тихо, при этом улыбаться, тогда он намного быстрее начнет отличать родных сначала по интонации голоса, а затем и по внешним параметрам.

Новорожденные малыши начинают отчетливо различать черты лица матери начиная с 3 месяцев. Это объясняется тем, что этот период времени у крошек происходит настройка бинокулярного зрения. Это означает, что ребенок постепенно начинает видеть обоими глазами одновременно и синхронно. Чтобы быстрее научить его распознавать внешность мамы или папы, рекомендуется как можно чаще менять мимику, улыбаться и не разговаривать, глядя на него.

Хоть зрение у новорожденных в 1 месяц и не отличается четкостью, это не означает, что они не слышат или не могут воспринимать запахи родных.

Во время визита к педиатру стоит пообщаться врачам, который, как правило, проверяет зрение новорожденного малыша. В это время стоит рассказать специалисту обо всех своих беспокойствах. Например, стоит обратить внимание терапевта на состояние малыша в том случае, если он не может следить за объектом сразу двумя глазами, несмотря на то, что ему уже более 4 месяцев.

Также опасения должно вызвать то, что глазные яблоки ребенка начинают двигаться в разных направлениях. Если малышу более 3-4 месяцев, при этом он не может долго задерживать взгляд на одном объекте, то это также может стать поводом для беспокойства.

То же самое касается того, если малыш косит или поочередно закрывает глаза. Нужно учитывать, что в том случае, если ребенок родился недоношенным, то существует большой риск того, что у него будут проблемы со зрением. Именно поэтому в первые недели его жизни рекомендуется как можно чаще посещать специалистов и проверить его на наличие астигматизма, близорукости и прочих патологий.

Если же речь идет о здоровом новорожденном, как правило, то, как видит ребенок в 1 месяц жизни, может легко определить специалист.

Как правило, для того чтобы оценить, насколько хорошо ребенок видит, врач использует специальные фонарики. При помощи яркого направленного света доктор может оценить реакцию зрачка малыша. Если подобная проверка не дает никаких результатов, то в этом случае, можно использовать специальное бесконтактное оборудование. При этом ребенок не будет страдать, так как все манипуляции производятся в игровой форме.

Оборудование позволяет с наибольшей точностью определить, как видит ребенок в 1 месяц и выявить возможные патологии.

Не стоит переживать, если в возрасте до 6 месяцев у малыша совсем чуть-чуть будут косить глаза. В процессе формирования бинокулярного зрения ребенок может видеть различные объекты двумя глазами по отдельности. Только в возрасте 6 месяцев малыш способен объединять картинку и видеть ее обоими глазами одновременно. В этот период косоглазие проходит. Однако если этого не произошло, необходимо обязательно посетить офтальмолога.

При общении с малышом не стоит резко двигаться или менять картинку перед ним. Если родитель носит очки, то не стоит снимать и надевать их. В этот период времени любые изменения во внешности могут сильно напугать малыша. Также стоит следить за слизистой оболочкой глаз ребенка. В нее не должны попадать волоски и другие инородные предметы.

Хоть на первых порах малыш пытается закрывать глаза при нахождении на свету, не стоит прятать его в более темное место. Глазные мышцы должны научиться работать в нормальном режиме. Поэтому даже во время сна малыша рекомендуется использовать ночник. Игрушки в кроватке ребенка стоит менять с периодичностью в 2-3 месяца, чтобы он учился выделять разные объекты.

источник

Обычно младенец фиксирует взгляд сразу после рождения или немного позже. Отсутствующий, плохой или заторможенный визуальный контакт — частая причина обращения родителей за помощью к офтальмологу. Они обеспокоены тем, что, кажется, их ребенок не видит и хотят знать причины этого и дальнейшие прогнозы.

Хотя часто это не требует неотложной медицинской помощи, но родители должны в короткие сроки показать малыша специалисту для диагностики, которая является непростой задачей. В некоторых случаях достаточно обычного медицинского осмотра, в других потребуются дополнительные исследования. Диагноз зависит от того, как протекали роды, наследственности, клинического анамнеза и результатов проведенного обследования. Специалисту необходимо определить причину и степень нарушения зрения, дать прогноз, составить план лечения и проконсультировать родителей по возникшим вопросам.

а) Сбор анамнеза если кажется, что новорожденный ребенок плохо видит. Очень важно собрать детальный анамнез у родителей, родственников или опекунов ребенка. Разговаривая с родителями, вы можете наблюдать за зрительным поведением ребенка. Необходимо выяснить, как протекала беременность, роды и послеродовое развитие малыша.

Доношен ли ребенок? Зрительная функция во многом зависит от постменструального возраста ребенка на момент родов. Недоношенные дети с внутрижелудочковым кровоизлиянием подвержены высокому риску атрофии зрительного нерва, гидроцефалии и церебрального нарушения зрения (ЦНЗ). Задержка развития зрительной функции у недоношенных детей может быть связана с патологией сетчатки или неврологическими нарушениями. Судороги, задержка развития и признаки дисморфизма могут свидетельствовать о поражении головного мозга.

Перенесенные матерью во время беременности инфекции, воздействие лекарств, родовая травма и гипоксия могут оказать значительное воздействие на зрительную функцию ребенка.

Важно понять, имеют ли место проявления заболевания или ребенок просто отличается от других? У некоторых здоровых детей может отмечаться ослабленная реакция на внешние раздражители.

Были ли изменения в зрительном поведении с момента рождения? Зрение может ухудшиться после возникновения судорог, прогрессирующего неврологического или глазного заболевания.

Наличие в семье наследственных заболеваний глаз или кровное родство родителей является явным признаком предрасположенности ребенка к определенным аномалиям. Например, ребенок, родившийся у двоюродных брата и сестры с блуждающими движениями глаз и гиперметропией, скорее всего, имеет врожденную дистрофию сетчатки (см. главу 44). Детский офтальмолог должен осведомиться о других членах семьи, опросить их и родственников первой степени родства.

Расспросив родителей или опекунов, как он реагирует на темноту или яркий свет, можно получить сведения, указывающие на диагноз. Светобоязнь или дневная слепота могут указывать на некоторые врожденные аномалии сетчатки, такие как ахроматопсия, дистрофия или врожденный амавроз Leber. У детей с церебральными нарушениями зрения свет может вызывать дискомфорт, или, напротив, у них может отмечаться пристальный взгляд на источник света. Помутнение хрусталика и роговицы, например, при врожденной глаукоме, альбинизме и аниридии могут сопровождаться светобоязнью.

Отмечали ли родители колебания глаз? Нистагм и «ищущие» движения глаз могут быть первым проявлением заболевания у многих детей, плохо видящих с рождения, но чаще эти симптомы проявляются в возрасте от двух до трех лет. Блуждающие или плавающие движения глаз часто наблюдаются у детей с очень плохим зрением.

Присутствуют ли специфические жесты руками? Невидящие дети, как правило, трут ручками глаза, нажимают на них. Малыши с низкими зрительными функциями вследствие патологии сетчатки часто машут руками между своими глазами и источником света .

Амавроз Leber: ребенок тычет пальцами в глаза (блиндизмы). Дети с ослабленным зрением из-за заболеваний сетчатки,
как правило, машут руками между глазами и источником света.

б) Осмотр новорожденного ребенка с плохим зрением. Во многих случаях достаточно сложно определить остроту зрения у ребенка, особенно у детей с плохим зрительным контактом. Родительские оценки остроты зрения и изменений зрения могут быть полезны, но все-таки необходимо определить состояние всех зрительных функций. Несмотря на достижения в научных исследованиях, поведенческие наблюдения имеют первостепенное значение в оценке зрительной функции в младенческом возрасте. В норме в два месяца ребенок должен следить взглядом за движущимися объектами и улыбаться в ответ на улыбку родителя.

Читайте также:  С точки зрения кибернетического подхода информация это

В четыре месяца — тянуться к предметам. Контрастные стимулы должны заинтересовать бодрого и веселого малыша.

Наличие оптокинетического нистагма (ОКН) у ребенка исключает тяжелые нарушения зрения. При врожденной окуломоторной апраксии (дефект инициации саккад), во время вращения ребенка вокруг вертикальной оси глаза будут отклоняться, без развития быстрой фазы нистагма («замыкание»), В большинстве случаев при исследовании ОКН выявляется нормальный вертикальный ОКН. Измерить остроту зрения также можно при помощи динамического вестибуло-окулярного рефлекса (ВОР), оценивая «постнистагм», который гораздо дольше сохраняется у слепого ребенка.

За исключением обычной незрелости следящих и саккадических движений у новорожденных, причинами явно плохого зрительного контакта могут быть врожденная окуломоторная апраксия, синдром Mobius и двусторонний синдром Duane, потому что ребенок не может двигать глазами. Исключить глазодвигательные нарушения можно, вызвав вестибулоокулярный рефлекс поворачивая ребенка из стороны в сторону.

При внешнем осмотре глаз и исследовании движений глаз можно выявить нистагм и косоглазие. Клинически трудно различить различные формы волн нистагма. Некоторую полезную клиническую информацию может показать запись движения глаз. Высокочастотный, с малой амплитудой маятниковый нистагм, в противовес нормальной зрительной функции, характерен при колбочковых дистрофиях. Блуждающий взор в сочетании с плохим зрением наблюдаются при врожденном амаврозе Leber). Рано манифестирующий нистагм можно подразделить на три основные формы: сенсорный, обусловленный доказанным сенсорным дефектом; врожденный идиопатический нистагм (иногда называют моторный нистагм), при котором не удается выявить нарушений зрения или неврологическую патологию; нейрогенный нистагм, вызванный неврологической патологией.

Зрачковые реакции могут быть очень информативны и должны тщательно исследоваться. У большинства детей причину плохого зрения с рождения офтальмолог способен выявить при помощи клинического исследования. Структурная аномалия (например микрофтальм) часто очевидна с одного взгляда. Исследование красного рефлекса глазного дна для определения помутнения оптических сред является информативным, быстрым и безопасным методом исследования. Его легко оценить с помощью ретиноскопа. Ручная щелевая лампа поможет выявить такие заболевания, как катаракта, колобома, аниридия, альбинизм и т.д. Особенно важную роль обследование с помощью щелевой лампы играет у младенцев с нистагмом.

В случае альбинизма хорошо заметно просвечивание радужки. Без осмотра переднего отрезка глаза диагноз глазного альбинизма не столь очевиден. Исследование при помощи щелевой лампы следует повторить в состоянии мидриаза, чтобы лучше визуализировать помутнение хрусталика и его подвывих.

Двусторонний мидриаз с использованием 0,5% раствора циклопентолата необходим для выполнения прямой и непрямой офтальмоскопии и ретиноскопии. Офтальмоскопия позволяет оценить состояние стекловидного тела и сетчатки. С ее помощью можно выявить такие заболевания, как помутнение (haze) и кровоизлияние в стекловидное тело при нарушениях свертываемости крови, увеит, васкулит сетчатки, умышленно нанесенная травма, ретинопатия недоношенных, дисплазия сетчатки, аномалии стекловидного тела и ретинобластома. При непрямой офтальмоскопии выявляется патология сетчатки, в том числе хориоретинальные колобомы, макулярный токсоплазмоз, отслойка сетчатки, складки сетчатки, хориоретинальная дисплазия и иногда дистрофия сетчатки.

Тем не менее, зачастую врожденная дистрофия сетчатки может и не сопровождаться офтальмоскопическими изменениями.

Прямая офтальмоскопия наиболее информативна при диагностике тонких аномалий диска зрительного нерва, в том числе колобомы и гипоплазии или дисплазии ДЗН. Чтобы детально рассмотреть диск зрительного нерва может потребоваться седация или анестезия.

Крайне важным является определение рефракции. Высокая рефракция, в частности, дальнозоркость, может быть причиной слабого зрительного контакта с момента рождения. Коррекция близорукости средней и высокой степени у детей с явной задержкой созревания зрительной системы может привести к улучшению зрительного поведения. Выявление аметропий может указать на основной диагноз.

Если глаза ребенка с плохим зрительным контактом внешне выглядят нормально, независимо от того, имеется ли нистагм или нет необходимо дальнейшее обследование. Диагностика заболеваний сетчатки может осуществляться на основании результатов flash- электроретинографии. В первые месяцы жизни ребенка flash-ЭРГ и flash-ЗВП (зрительные вызванные потенциалы) имеют выраженные признаки незрелости и могут оказаться бесполезными для диагностики. Flash-ЭРГ будет более информативна у детей старшего возраста.

При необходимости проводятся консультация детского невролога и дополнительные исследования, в том числе биохимическое исследование и магнитно-резонансная томография головного мозга. Дети с ЦНЗ, как правило, имеют на вид нормальный глаз, без нистагма или косоглазия; у некоторых может наблюдаться атрофия зрительного нерва.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) также должна быть включена в план первичного обследования каждого ребенка с задержкой зрительного развития с целью диагностики поддающихся лечению сопутствующих эпилептогенных расстройств. «Задержка зрительного развития» — термин, используемый для описания здорового ребенка с транзиторной недостаточностью зрительных функций. Однако отсутствуют признаки, позволяющие при первичном обследовании определить, что зрительная система пациента отстает в своем развитии. Задержка зрительного развития является ретроспективным диагнозом, который может быть поставлен только после достаточно длительного наблюдения и исключения неврологической патологии.

Задержка зрительного развития это не отдельный диагноз, а, скорее, проявление неврологических нарушений различных областей головного мозга.

Неправильный или неточный диагноз нарушения зрения у ребенка может иметь катастрофические последствия для семьи. В большинстве случаев у детей с плохим зрительным контактом клинические признаки позволяют установить диагноз, но для уточнения диагноза могут потребоваться дополнительные исследования. Должно быть спланировано наблюдение офтальмологом и педиатром в течение достаточно длительного периода времени, и важно, насколько это возможно, ободрять и обнадеживать родственников больного, но нельзя быть категоричным, так как и диагноз, и прогноз могут меняться!

— Вернуться в содержание раздела «офтальмология» на сайте

источник

Зрение малышей, как и все другие системы организма, начинает формироваться еще внутриутробно и совершенствуется в первые несколько лет. Процесс этот идет в неразделимой взаимосвязи с развитием остальных органов и систем. Если зрение нарушено, это практически неизбежно приведет к нарушениям и в других сферах. Поэтому родителям так важно знать основные этапы развития зрения у новорожденного ребенка, чтобы вовремя отслеживать возможные нарушения и иметь шансы исправить их в кратчайшие сроки. Родители должны периодически показывать малыша офтальмологу, а также делать это внепланово, если есть даже малейшие опасения.

Свет и тьму ребенок начинает различать, еще не родившись, в утробе матери. Сразу после рождения он реагирует на яркий свет, улавливает силуэты лиц вокруг себя. Некоторые считают, что новорожденные детки слепые, но это совсем не так. Просто зрение младенца в этот момент очень слабо развито относительно взрослого по разным причинам. Во-первых, пока недоразвиты центры головного мозга, ответственные за зрение, во-вторых, еще формируется глазное яблоко и сетчатка глаза. В-третьих, крохе на этом этапе его развития совершенно не нужно видеть далеко, четко, объемно, воспринимать цветные изображения, фокусироваться на них и осмысливать увиденное. Все это придет позже, с ростом новорожденного и развитием всех его органов и систем.

Сейчас кроха видит в сотни раз хуже взрослого человека, это правда. Но он уже различает силуэты крупных предметов, свет и тень, видит лицо мамы во время кормления (то есть на расстоянии не более 30 см от его глаз). Боковое зрение пока отсутствует. Но далее зрительные функции будут улучшаться с поразительной скоростью.

У новорожденных – в связи с тем, что фокусировать взгляд они пока не могут, – часто можно наблюдать некоторое косоглазие (глазки даже могут расходиться в разные стороны или «съезжаться» к переносице). Если нет других тревожных симптомов (таких как запрокидывание головы, постоянный плач, тремор и т. д.), это считается нормой и вскоре проходит.

Итак, какие изменения происходят в развитии органов зрения младенца до года? Их можно проследить по месяцам, что дает возможность обращать внимание на определенные тревожные сигналы.

Кроха может различать близко около себя лицо, улыбку на нем. Его зрачок будет сужаться при раздражении светом (например, если поднести малыша к окну). Еще возможно некоторое косоглазие, но примерно к концу месяца взгляд новорожденного уже фокусируется на крупных не движущихся предметах. Правда, пока он не различает цветов – только черный и белый, поэтому смысла в ярких игрушках сейчас нет. Цвет зрачков у ребенка сейчас, скорее всего, синий или голубой. Он окончательно изменится примерно в год. Сейчас для развития малыша (и его зрения в том числе) крайне важно общение с мамой, ее голос, ласковые интонации.

Примерно через 5 недель после рождения младенец начинает следить глазами за медленно движущимся по горизонтали предметом перед ним, пытаясь даже повернуть голову в сторону перемещения. Вертикальные же передвижения он пока не улавливает. Ребенок начинает видеть предметы более четко, может удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете, бурно реагирует на мамину грудь. Начиная со второго и до шестого месяца кроха постепенно учится различать цвета: сначала красный, потом желтый. Зеленый и синий он сможет видеть немного позже, поэтому первые погремушки лучше приобретать красно-желтых цветов.

Младенец может видеть немного дальше, чем 30 см перед лицом. Зрение становится лучше. Ребенок может подолгу удерживать взгляд на движущемся предмете, размеры которого могут быть теперь не самыми большими. Малыш уже узнает лица родных людей, видит 2–3 цвета (возможно, уже различает зеленый). Сейчас весьма полезным может оказаться яркий музыкальный мобиль в кроватке в районе глаз, на расстоянии его вытянутой руки. Также имеет смысл надевать на кроху одежду с контрастными геометрическими рисунками, чтобы он тренировал остроту зрения.

Развивается координационная пара «зрение-рука». Теперь малыш может дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Поэтому если в кроватке сейчас висит мобиль, важно, чтобы он был надежно закреплен. Ребенок узнает знакомые игрушки, улыбается маме, может подолгу изучать ее лицо.

Теперь малыш понимает, что предмет существует, даже когда его спрятали. Он может узнавать знакомые ему игрушки или другие предметы по их частям. Сейчас ребенок может различать довольно много цветов (оттенки пока еще недоступны для восприятия, поэтому игрушки, одежда и все, что окружает кроху в этот период, должно быть чистых цветов — как у радуги).

Малыш может воспринимать предметы трехмерно, понимая их размеры и объем. Соответственно, может идентифицировать простые фигуры. Оттачивает хватательные навыки. Если нет ничего под рукой – погремушки или другой яркой вещи – подойдет что-то у мамы: волосы, нос, серьги. Сейчас грудничок учится оценивать, достаточно ли длины его ручки, чтобы схватить заинтересовавший его предмет. А схватив, он может довольно долго трогать, вертеть игрушку в ручке, рассматривать.

После полугодовалого возраста все эти достижения совершенствуются: улучшается резкость зрения, увеличивается расстояние, на котором ребенок может различать предметы. Он все чаще всматривается вдаль, ища там маму или что-то новое для себя. Ощупывая игрушки, сравнивает свои ощущения с тем, что видит, – формируется целостный образ каждого предмета. Совершенствуется цветовое восприятие малыша: ближе к году он уже с удовольствием будет рассматривать яркие контрастные узоры или картинки, поэтому в этот период так важно не просто читать книжки крохе, но и показывать ему их иллюстрационную часть: это будет служить тренировкой как зрения, так и внимания, памяти, мышления.

Сравнивая развитие зрения у новорожденных деток и до годовалого возраста, на каждом этапе отмечайте, насколько соответствует прогресс зрения вашего малыша приводимым здесь данным. Конечно, они могут немного отличаться для каждого конкретного случая, но лучше перестраховаться, посетив врача, если есть какие-то подозрения.

Для того чтобы специалисты могли оценивать динамику развития зрения, детей нужно показывать окулистам в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Ведь одни детки могут немного опережать своих сверстников, а другие, наоборот, несколько отставать от них. Решить, нормально ли идет развитие зрения в том или ином возрасте у конкретного малыша, может только доктор.

Если кроха появился на свет раньше срока, имеет малый вес или его ближайшие родственники страдают глазными заболеваниями, первый визит к офтальмологу должен произойти еще раньше. Возможно, врач в таком случае порекомендует более частые осмотры – пренебрегать этим не следует.

Но не стоит дожидаться планового посещения, если у родителей возникает какое-то подозрение, а также когда заметны следующие признаки:

  • зрачки малыша разного диаметра;
  • из глазок выделяется гной или наблюдается слезотечение, отечность, покраснение век;
  • глазки слишком выпуклые (словно «навыкате»);
  • после сна глазки закисшие, их невозможно раскрыть;
  • малыш после 3 месяцев продолжает косить глазами;
  • наблюдается повышенная светочувствительность;
  • зрачки не сужаются (нет реакции на свет);
  • после 2 месяцев младенец не следит за движущимся предметом горизонтально, после 4 месяцев – вертикально;
  • зрачки крохи постоянно бегают, дергаются, не задерживаются в одной точке;
  • после 2 месяцев карапуз не может сфокусировать взгляд на предмете, который находится близко перед ним;
  • в глаза крохи попадали посторонние вещества или инородные предметы, произошло травмирование.
Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики

Все это свидетельствует либо об отклонениях в развитии, либо о глазных заболеваниях (травмах) и требует своевременного лечения во избежание серьезных проблем со зрением.

Если же все идет как надо, то после года глаза ребенка будут продолжать совершенствоваться и к 6–7 годам его зрение будет практически идеальным.

Соблюдая следующие несложные правила, можно гарантировать правильное развитие зрения маленького человечка.

  • Ежедневно умывайте свое чадо, промывайте глазки кипяченой водичкой.
  • Следите, чтобы в рационе было много витаминов: овощей, фруктов. Пока время прикорма не настало, отдавайте предпочтение материнскому молоку.
  • Освещение в детской комнате должно быть теплым, а цвета в оформлении ее – нежными и пастельными: много яркого перегружает не только зрение, но и психику. Это же относится и к красочным мультикам по телевизору.
  • Игрушки, напротив, выбирайте ярких, сочных цветов. Мобили в кроватке располагайте на расстоянии вытянутой ручки малыша, гирлянды в коляске вешайте не ближе 30 см к глазам. Когда ваш карапуз начнет их хватать – всячески хвалите и поощряйте его.
  • Уделяйте больше внимания общему развитию крохи: психомоторному (память, внимание, мышление), физическому, эмоциональному, речевому. Ведь зрение развивается и совершенствуется синхронно с остальными системами организма. Первое, что этому способствует, – активное и частое общение с малышом. Помните: ваше лицо, ваш голос, улыбка – лучшие для него игрушки. Никакая, даже самая привлекательная, магазинная игрушка их не заменит!
  • После года важно уделять много внимания чтению детских книжек, рассматриванию ярких картинок в них, разучиванию первых рифмованных потешек. Это развивает память, внимание, образное восприятие (хотя оно только начинает формироваться, а развиваться начнет примерно к 6 годам), а также речь. Соответственно, зрение идет с ними в ногу.

Детское зрение – система очень хрупкая, но при этом очень динамичная. Правильно развить и затем сохранить его – задача каждого родителя. Ведь более 80% всей информации человек получает именно через глаза. Поэтому так важно вовремя обращаться к офтальмологу, если обнаружена какая-либо проблема или у родителей возникли малейшие сомнения: все ли в порядке.

Своевременное обнаружение проблемы – залог ее успешного решения. Детских глазок это касается особенно: большинство нарушений и отклонений можно исправить в раннем возрасте. Пусть же каждый кроха вырастет с полноценным, острым зрением!

источник

Очень часто те дефекты, которые касаются органов чувств, малыши воспринимают как норму. Не зная, как это у других, не сравнивая, ребенок растет и не жалуется на плохую слышимость или расплывшуюся картинку перед глазами. А тем временем разрушительные процессы, которые можно остановить в младенчестве, продолжают прогрессировать. Знать как проверяют зрение у детей нужно каждому родителю, чтобы предупредить или выявить болезнь в стадии зарождения.

80% всей информации человек получает через свою способность видеть. Детство — время изучения окружающего мира интенсивными темпами, поэтому крайне важно поддерживать здоровье глаз малыша.

На сегодняшний день у одного из десяти детей дошкольного возраста находят нарушения и каждый пятый ученик школы получил неутешительный диагноз от окулиста.

Своевременное реагирование даже на незначительные отклонения способно подарить ребенку полноценную жизнь в ярких красках. Важно помнить, что органы зрения после рождения проходят этап адаптации и становления. Малыш привыкает к свету, окружающей обстановке, учится фокусировать взгляд и задерживать свое внимание. В это время развивается соединительная ткань и мельчайшие составляющие глазного яблока. Помните о некоторых особенностях, присущих детскому зрению:

  • в разном возрасте требования к остроте меняются: чем младше ребенок, тем хуже он видит и это не патология, а норма;
  • глазки малышей быстро устают — не стоит усердствовать с тренировками, играми, а тем более мультфильмами;
  • проблему, обнаруженную на раннем этапе развития, легче устранить.

Своевременное реагирование на нарушение способно спасти зрение ребенка или хотя бы приостановить негативное воздействие болезни.

Исследование способностей для каждого возраста индивидуальна. Существует три применяемых вида анализа:

  1. Домашняя проверка. Помогает распознать в незначительном дискомфорте предпосылки заболевания. В младенчестве сводится к наблюдению, а в дошкольном и школьном возрасте приобретает черты тестирования способностей глаза.
  2. Врачебный осмотр. С помощью специальных таблиц выявляются патологии органов зрения, снижение остроты или нарушение функций. На сегодняшний день интернет-статьи пестрят заголовками, подсказывающим как проверить зрение ребенку в домашних условиях. Появились приложения, для которых возможна проверка зрения онлайн на компьютере для детей школьного возраста. Но стоит помнить, что такие методики способны выявить наличие или отсутствие явных проблем со зрением, но никак не поставить диагноз. Профессиональный осмотр является единственно правильным способом безошибочно проверить зрение ребенку.
  3. Специальное обследование. Назначается после выявления врачом подозрений на конкретное нарушение целостности, силы, четкости и других показателей, отклонений от здорового состояния органа зрения. Процедура проводится с помощью специального оборудования, приспособлений и растворов.

Впервые малыш встречается с обследованием органов зрения в роддоме. Манипуляции доктора в этот момент сводятся к осмотру для выявления лишь видимых физических дефектов. В дальнейшем планово ребенка должен посетить врач-офтальмолог в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Если обследование свидетельствует, что кроха здорова, родителям не о чем беспокоиться. Но, как показывает практика, 50% маленьких пациентов находятся в зоне риска, то есть по разным причинам предрасположены к нарушению функций зрительной системы:

  • мать, отец или близкий член семьи носят очки или сталкивались с другими проблемами зрения;
  • ребенок появился на свет раньше срока (недоношенный);
  • малыш был обвит пуповиной в утробе, получил травму шейного отдела или другие родовые травмы.
Самостоятельная проверка не гарантирует точное выявление проблемы, но явные отклонения от нормы поможет установить.

Зная с какими нюансами придется столкнуться во время развития грудничков и какова норма зрения у ребенка в 1 год, родители могут обезопасить малыша от скрытых стремительно развивающихся заболеваний и начать борьбу с ними как можно раньше.

Для младенца характерны определенные отклонения от нормы, которые не связаны с заболеванием. Например, слабость соединительной ткани приводит к косоглазию в первые десять дней жизни. Затем глазки адаптируются и приобретают нормальный вид. Но если вы заметили эту патологию уже после этапа становления, стоит обратиться к офтальмологу. Именно методом наблюдения и анализа проверяют зрение у самых маленьких:

  • фиксирует ли ребенок взгляд на игрушке (с 1 месяца);
  • реагирует ли на свет, закрывается ли от источника;
  • узнает ли родителей (2-3 месяц).

Существует также специальная табличка, которая помогает определить, здоровы ли органы зрения у малыша. Ее используют во время осмотра врачи, но вы также можете распечатать ее — белый лист, половина которого занята вертикальными полосами. Закрыв один глаз ребенка рукой, покажите ему табличку, затем второй по очереди. Здоровый малыш взглядом или рукой укажет на полосатую часть листа.

Узнать качество зрения у дошколят помогают таблицы, которые используют окулисты. Доктор Орлова разработала таблицу с изображениями растений, животных и символов, которые ребенок уже наверняка узнает. Заранее можно рассмотреть распечатку в непринужденной обстановке, объяснив название еще неизвестных фигур. Затем повесьте ее на стену и попросите ребенка назвать указанные вами картинки. Норма зрения у ребенка в 4 года — это распознание группы фигур с 10 строки сверху, находясь в пяти метрах от изображений. Одна ошибка в обозначении оставляет показатель в пределах нормы.

Таблица Головина применяется и для детей постарше, но ребенку дошкольного возраста показывают ее частично. Она представлена рядами незамкнутых колец. Используя эти кольца как часть картинки — в виде лопнувшего и целого шарика, поврежденного и нового колеса на машине, — доктора узнают, видит ли маленький пациент прерывистость круга.

С детьми, которые знают буквы, окулист проводит осмотр с помощью таблицы Сивцева. На ней ребенок может увидеть 7 элементов алфавита, расположенных в 12 строках. Распечатайте ее на 3 листах формата А4 для удобства обследования. Начиная сверху, указывайте на 1-3 символа в каждой строке и постепенно переходите к десятой. Норма зрения у детей школьного возраста — тот же результат, что и с таблицей Орловой, то есть ребенок должен хорошо видеть 10 строчку на расстоянии пяти метров.

Вернуться к оглавлению

Младенец появляется на свет с относительно низкой степенью видимости. Но каждый день, при правильном развитии и уходе, способность улучшается и преображается:

  • первые дни жизни — все предметы в виде пятен, дальше метра младенец глаз младенца ничего не воспринимает;
  • один месяц — черно-белое восприятие мира, сетчатка еще привыкает к принятию цветовой гаммы;
  • два-три — малыш учится фиксировать взгляд, узнает маму и папу, понимает, что такое смена обстановки;
  • четыре-шесть — ребенок узнает цвета и формы;
  • год — малыш активно изучает мир, но его способности можно охарактеризовать, как 50% от полноценных;
  • 5-6 лет — устанавливается полная острота зрения, как у взрослого человека, поэтому ребенок готов к школьным нагрузкам.

Таблица детально отображает показатель относительно возраста, где 1,0 — это 100%

Обычно к школе у ребенка обнаруживают первые нарушения на обязательном медосмотре. Понять, что не так со зрением, и взяться за устранение проблемы крайне важно перед началом учебного года, чтобы большой объем нагрузок с наступлением 1 сентября не усугубил ситуацию.

Кроме тех случаев, когда домашний осмотр показал заметное отклонение остроты зрения малыша от нормы, существует ряд симптомов, свидетельствующих о необходимости обратиться за помощью немедленно. Стоит как можно быстрее посетить офтальмолога, если ребенок:

  1. Садится очень близко к телевизору, компьютеру, а отреагировав на просьбу пересесть дальше, щурится.
  2. Читает книгу, переводя не только взгляд, но и голову, от строчки к строчке.
  3. Упрямо путается в оттенках и цветах даже в возрасте, когда положено их знать.
  4. Испытывает частые головные боли, не обусловленные каким-либо заболеванием.
  5. Страдает от покраснения, отечности глаза, любого рода выделений из слезных каналов и других физически явных признаков нарушения здоровья зрительных органов.

Любой родитель понимает, что без взаимодействия с опытным специалистом, домашние проверки малоэффективны, а в случае подозрения на заболевание — бесполезны. В месяц, годик или пять лет ожидания от зрения здорового ребенка разные. Так как проводится профессиональное исследование глаз на предмет нарушений во все периоды взросления детей?

Современные технологии позволяют производить контроль на высшем уровне даже у грудничков. Если в этом возрасте в глазе обнаружена опухоль, есть вероятность установки специальной пластины, препятствующей ее росту. Функции, которым нанесен вред, можно восстановить частично или вернуть полностью. В противном случае, если проблема найдена позже, развитие подобного заболевания лишает человека способности видеть вообще.

В перечень процедур, производимых офтальмологом при диагностике глаз младенца входит:

  • наружный осмотр;
  • проверка фиксации взгляда и слежения;
  • скиаскопия (исследование остроты зрения);
  • офтальмоскопия (диагностика глазного дна).

Выявленное в этот период косоглазие еще считается нормальным этапом физиологического развития соединительных тканей. В некоторых случаях доктор предлагает пройти более детальный осмотр определенной области.

Глазки здорового малыша уже передвигаются синхронно, а глазное дно схоже со взрослым. Способность видеть и различать предметы улучшается и возрастает до 30%. Эти параметры подтверждают:

  • внешний осмотр;
  • скиаскопия;
  • офтальмоскопия;
  • исследование подвижности глазных яблок.

На видео показан пример профессиональной диагностики ребенка до года

Годовалый ребенок проверяется на заболевания, присущие взрослым, так как отклонения от нормы приписать физиологии уже не выйдет: мышцы сформировались, орган адаптировался и продолжает стремительно развиваться. Окулист обследует ребенка на нарушения аккомодации.

Для этого применяются специальные аппараты ручного образца, так как усадить и зафиксировать ребенка в таком возрасте еще довольно трудно. Если есть подозрения на заболевания, применяют местный или общий наркоз. В два года, в случае подготовки к детскому саду, малыша усаживают за стандартные приборы, конечно, не без помощи родителей.

В этом возрасте острота зрения должна достигнуть 60-90%. Для малыша уже не будет трудным переносить занятия в детском садике, ведь органы зрения приближаются к состоянию взрослого человека. Кроме распространенных в применении таблиц, доктора используют в проверке скиаскоп и офтальмоскоп. При правильном позиционировании со стороны родителей и врача, для ребенка процесс превращается в забавную игру, а поликлиника не станет ассоциироваться со страхами и неизвестностью. В этом возрасте нужно быть готовым к:

  • таблице Орловой — целенаправленно познакомить ребенка с картинками дома, чтобы не спутать слабое зрение чада с растерянностью на приеме у врача;
  • первым очкам — не обязательно их придется носить всю жизнь, зато они могут оперативно исправить небольшую проблему;
  • борьбе с косоглазием — статистически, болезнь показывает себя в возрасте от 1 до 3 лет, и если на данном этапе лечение не помогло, следует прибегнуть к операции.

Это время — период окончательного становления всех функций зрения:

  • осознанное восприятие палитры оттенков;
  • запоминание мест и людей;
  • острая видимость на дальнем и близком расстоянии;
  • умение отдать предпочтение форме, цвету.
Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Проверку дети проходят в садах или на курсах подготовки к школе. В зависимости от знаний малыша для проверки подбирается соответствующая таблица: Орловой с картинками, Головина с незамкнутыми кольцами или Сивцева с буквами.

Обнаружив нарушения на плановом осмотре в школе или в больнице, медик отправляет маленького пациента к профильному специалисту на обследование. Применяемые в нем технологии и методики уже ничем не отличаются от взрослых:

  1. Диафаноскопия. Назначается при подозрении на образование опухоли, а также для опровержения или доказательства факта помутнения внутренней среды глазного яблока.
  2. Тонометрия. Проводится под общим или местным наркозом, впрочем, как и предыдущее обследование. Является распространенным, так как отображает показатель внутриглазного давления, а это одна из причин частых головных болей, на которую могут жаловаться школьники.
  3. Проба Веста. В обследовании применяется контрастный состав, безвредный для глаз. Спустя 5-7 минут после введения препарата на вате в носовом проходе должны проявиться следы раствора. Таким образом офтальмолог проверяет проходимость слезных каналов.
  4. Экзофтальмометрия. Помогает выявить тромбы, лимфомы, установить был ли прецедент кровоизлияния в глазу. Но также метод используется для выявления патологий в целом. Суть заключается в измерении степени выпуклости глазного яблока.
  5. Флюоресцеиновая проба. Предназначена выявить царапины, проколы, наличие инородных тел в роговице. Состав заполняет повреждения и врач может детально рассмотреть их через увеличительное стекло.
  6. Алгезиметрия. В этом случае для установления степени чувствительности роговицы применяют вату или специальный набор тончайших волокон.

Новые методики лечения, инновационные разработки и прочие успехи современности — не победа над общим ухудшением состояния здоровья, а его последствия. Одним из тревожных сигналов стало то, что нарушения перестали носить характер « возрастных». То, чем раньше болели только старики, нередко выявляют у подростков, детей и младенцев. Наиболее часто встречаемые проблемы:

  • нистагм — подергивание глаза. Лечится спазмолитиками, но редко устраняется полностью;
  • стробизм, также известен как косоглазие. Вызван дистрофией соединительной ткани;
  • дальтонизм — неспособность различать цвета. Проявляется с разной степенью тяжести, порой ребенок просто не видит один определенный оттенок;
  • птоз — опущение верхнего века. Проблема кажется косметической, но при закрытии глаза больше, чем на половину, вызывает нарушение развития органа зрения;
  • миопия, она же близорукость. Исправляется при помощи специальных занятий, правильно подобранных очков или линз, а также операцией. Нередко дефект уходит сам с возрастом;
  • гиперметропия или дальнозоркость. До пяти лет рассматривается как физиологическая особенность, которая проходит сама по себе. Позже нарушение можно исправить при помощи корректирующих очков;
  • астигматизм — проблемы в работе механизма фокусировки. Побороть недуг поможет лазерная коррекция или очки.

Стоит также выделить ряд заболеваний воспалительного характера, способных привести с серьезным нарушениям зрения. Определенные недуги повреждают отдельные структурные части:

  • дакриоцистит — слезный мешок и каналы;
  • конъюнктивит — слизистая оболочка глаза;
  • блефарит — ресничная кромка века;
  • кератит — роговица.

Существуют также болезни, влекущие за собой значительную или полную потерю зрения.

Выявление одной из этих проблем у маленького ребенка — не повод для паники. Зачастую лечение как раз таки наиболее эффективно в раннем возрасте.

Среди сложных патологий есть и те, которые лечатся долго, но успешно:

  • катаракта — помутнение хрусталика. Острота зрения становится ниже, а в сложных случаях сводится к нулю;
  • глаукома — повышение внутриглазного давления. Оставленная на самотек болезнь может привести к слепоте. Лечится с помощью препаратов и лазерной коррекции;
  • ретинобластома — злокачественная опухоль на сетчатке. Поддается удалению только при раннем выявлении;
  • ретинопатия — поражение сосудов, нарушающее кровоснабжение. Вызывает атрофию и в дальнейшем слепоту;
  • пигментный ретинит — потеря фоторецепторов. Болезнь наследуется и лечению не поддается.

Рассмотрев недуги зрительной системы, стоит узнать какие предпосылки были для их появления. В некоторых случаях показатель не зависит от нас, в других — его можно устранить, чем предотвратить пагубное влияние. Медики называют следующие причины нарушения функций рабочих органов зрения и факторы, повышающие риск заболевания:

  1. Генетическая предрасположенность. Основная причина возникновения проблем у маленьких детей — наследственность. К тем, у кого в родовом древе были члены семьи с серьезными проблемами, особое внимание с первых дней жизни. Во время взросления офтальмолог уделяет посещению их чаще, как и недоношенных деток, проводя осмотры с более широким диапазоном исследования.
  2. Травмы, в том числе родовые. Натальные травмы шейного отдела способны спровоцировать острое нарушение зрительных функций. В их число входит и обвитие пуповиной, и другие родовые увечья. Впрочем, малыша в любом возрасте после падения, ушиба, удара спины, шеи и непосредственно глаза лучше отвести к окулисту.
  3. Чрезмерная нагрузка. Такие переломные моменты в жизни ребенка, как поступление в детский сад и школу, часто являются периодами, опасными для зрения. Ненатренированные слабые глазные органы не справляются со свалившейся на них нагрузкой и острота зрения резко падает.
  4. Аллергия. Распространенной причиной аллергической реакции является пыльца растений, поражающая чувствительную детскую слизистую оболочку глаза. Также покраснение бывает вызвано зудом и почесыванием, которое маленький ребенок не может контролировать.

Не всегда нарушение легко выявить при наружном осмотре или тестировании остроты зрения. Доктор проходит сложный путь обследований и диагностических манипуляций, чтобы найти источник проблем. Есть ли поведенческие показатели болезни? Когда следует бить тревогу? Каковы симптомы ухудшения способности видеть у детей?

Наблюдая за малышом на протяжении дня, обратите внимание, нет ли у него:

  • скошенности глаза (постоянной или переменной);
  • частого или судорожного моргания;
  • заметного прищуривания;
  • нарушения координации;
  • жалоб на боли в голове;
  • чрезмерной сонливости и усталости;
  • головокружения во время чтения, неподвижных игр;
  • двоения в глазах.

Признаки заболевания не всегда очевидны и могут свидетельствовать и о других недомоганиях, но визит к офтальмологу не будет лишним даже в этом случае. Если вы наблюдаете у ребенка два или более из вышеперечисленных симптомов, посещение врача следует произвести как можно скорее.

Лазерная коррекция. Стоит знать, что это не операция. Воздействие лазером не причиняет вреда и способно вернуть зрение после нескольких манипуляций. Эффективным метод является для устранения астигматизма, гиперметропии и миопии. Уже через пару часов после процедуры, зрение возвращается в полном объеме, а через 3-5 дней глаза можно нагружать, как в здоровом состоянии.

Фотостимуляция. Процедура заключается в подаче ритмичных сигналов разных цветов на сетчатку. Стимуляция поднимает уровень реакции мозга и развивает зрительный аппарат в целом. Применяется метод для устранения таких серьезных заболеваний, как глаукома, а также борьбы с другими патологиями глазного нерва. Используется и для устранения близорукости, астигматизма.

Магнитотерапия. Помогает восстанавливать поврежденные или атрофированные ткани путем воздействия магнитного поля. Врачи используют данный метод в послеоперационной реабилитации, для пациентов с разрушенной структурой соединительной ткани глазных органов, при устранении последствий воспалительных процессов.

Электростимуляция. Электрический импульс приводит мышцы в тонус, а также восстанавливает нервные окончания. Метод успешно применяется при косоглазии, атрофии и миопатии. Назначается обычно курсом, а не разовой процедурой.

Очки. Оптические приспособления в этом возрасте часто носят корректирующий характер, с перспективой снижения диоптрий и снятия очков вообще. Лечащий врач подбирает линзы так, чтобы количество плюсов или минусов не вредили малышу, фиксируя минимальное значение в рецепте.

Линзы. Применяются с эстетической целью, но в подростковом возрасте именно этот аспект наиболее важен. Для стабильности психоэмоционального состояния тинейджера, родители спешат к офтальмологу за советом, когда же можно ставить ребенку линзы.

Раньше линзы разрешалось использовать с 14 лет, но с прогрессом в этой области и развитием науки в целом, на данный момент уже в 8-9 лет в лечении применяются мягкие линзы.

Но важно помнить, что ребенок должен уметь справляться с гигиеной рук, содержанием линз и нанесении их на глаза самостоятельно, хоть и знает, что вы всегда готовы помочь. Если он достаточно “взрослый” для этого, стоит обсудить вопрос с доктором.

Зрительная гимнастика. Ряд упражнений предоставляет врач, подробно поясняя каждое движение и ожидаемый эффект от него. Тренировки выполняют в первую половину дня, а перед сном рекомендуется проводить пальпацию (массаж пальцами) в области глаз. Педиатры и офтальмологи со всего мира предлагают свои методики выполнения гимнастики: Жданов, Норбеков, Комаровский и другие.

Для детского возраста ношение очков оправдано при близорукости и дальнозоркости, астигматизме и косоглазии. При этих заболеваниях оптические приборы способны полностью или частично восстановить зрение без приема препаратов и оперативного вмешательства. Если разница между глазками большая, одну линзу заклеивают, чтобы более слабый глаз развился.

Несмотря на всеобщие опасения, детям выписывают очки только с целью коррекции. Влияние, которое оказывает постоянное ношение оптики, не вызывает атрофии, так как аккуратно подбирается определенная острота зрения. Влияние его не негативно еще и потому что:

  • это лечебное мероприятие;
  • без очков малыш видит хуже;
  • расплывчатая картинка мешает восприятию.

Для ребенка с проблемами со зрением существует ряд ограничений и преград, но заботливым родителям удается подарить полноценное детство малышу при любых обстоятельствах. Стоит запастись терпением и научиться не обращать внимания на то, что малыш не может, подчеркивая его успехи и новые свершения каждый день. Социальная адаптация, психологическая поддержка и всесторонняя помощь — первое, что необходимо ребенку с нарушенными функциями.

Зрение помогает ориентироваться в пространстве, ощущать этот мир, поэтому последствия затронут весь организм и повлияют на поведение в целом.

С чем придется столкнуться, если у вашего ребенка диагностировали заболевание? Прежде всего страдает память:

  • двигательная;
  • непроизвольная;
  • долгосрочная.

Это связано со сложностями составления образов, которые как памятки отпечатываются в мозгу человека. Частичная дезориентация прогрессирует в ходе ухудшения остроты зрения.

Даже если ребенок видит слабо, его мир остается контрастным. Дома его должны окружать яркие предметы и игрушки. Таким образом вы поддерживаете здоровое цветовое восприятие и стимулируете развитие глазных органов.

Существует ряд рекомендаций, которые уже давно известны каждому родителю, но все же напомнить их стоит. Соблюдение простых правил помогут избежать обострения болезней зрения и ухудшения способности видеть:

  1. Освещение. Уделяйте этому внимание еще с грудного возраста. Источник света, будь то окно или люстра, должны находится за головкой малыша. В школьные годы не забывайте включать настольную лампу, помимо основного света.
  2. Мебель. Опять же, стоит начинать с младенчества. Кроватка должна быть установлена так, чтобы ребенок не косился все время в одну сторону. Когда чадо будет готово к занятиям — установите удобную парту и регулируйте высоту стула с ростом ребенка. В школьные годы не забывайте контролировать удобно ли сидит ученик, ровно ли держит осанку, не слишком ли низко склоняется над столом.
  3. Нагрузка. Младенец не видит и не воспринимает мультфильмы до 6 месяцев, не перегружайте его зрение! Для дошкольника компьютер и телевизор безопасен на протяжении получаса в день, не больше. Что касается кинотеатров, то во время просмотра 3D картины, будь то мультфильм или фэнтези, органы зрения ребенка сильно напряжены. Лучше не частить с походами на подобного рода сеансы.
  4. Отдых. Давайте расслабиться глазам посменно с периодами нагрузки. Прогуляйтесь по парку по дороге домой после школы, дайте сыну проехать на велосипеде пару кругов или сводите дочь на танцы, а уже потом садите ребенка за домашнее задание. Залог успешного расписания дня — смена рода деятельности.
  5. Гигиена. Кроме того, что нужно приучить ребенка не лезть в глаза грязными руками, не тереть их на улице и чаще умывать лицо, стоит также приучить малыша не смотреть на источник яркого света: солнце, лампа, сварка. Это обезопасит чувствительные глаза от шокового перенапряжения и повреждений.
  6. Питание. Здоровое зрение, как и организм, требует, чтобы рацион ребенка состоял из всех необходимых витаминов и минералов. В еженедельном меню должны быть свежие морковь и картофель, морепродукты и рыба, кукуруза и петрушка. Среди полезных ягод и фруктов: черника, черешня, персик и цитрусовые. Не стоит забывать про орехи, шиповник.

Известно, что на сегодняшний день у 78% выпускников средних школ зрение нарушено необратимо. Изменить ужасающую статистику могут только родители, которые поставят себе за цель поддерживать здоровое состояние органов зрения ребенка всеми силами. Помочь в этом должны домашние проверки, профессиональная поддержка и профилактика. Но даже если семья столкнулась с заболеванием, на данный момент существует множество методик и способов устранить проблему. Только помните, что успех применения лечения зависит от стадии, на которой был поставлен диагноз — чем раньше, тем лучше.

Советы опытного детского офтальмолога в коротком видео

источник