Меню Рубрики

Зрение у новорожденного ребенка 2 месяца

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое.

Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.

Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера.

Поэтому договоримся сразу — предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных — тема специфическая, требующая акцента не столько на «умениях», сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.

Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8-9 баллов по Апгар».

Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать.

Поясним. Апгар — это фамилия такая с ударением на первой букве «А», принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе — получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного.

Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет. Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что чувствует.

И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка — не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.

Специфика именно новорожденного — мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света — реагирует.

Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома — слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий — вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.

На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии. Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на «невкусные» лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву.

Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановительная способность — заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Специфическая особенность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой — не менее 40%.

Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, — малыш начинает дышать по-человечески.

Важная особенность новорожденного — узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить.

При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос — уж никак.

Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия — чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.

Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких).

Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного.

Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100.

Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами.

Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала — поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое — 4-5 раз в сутки — это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз.

Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет — 10-15 мл «собралось» и достаточно — пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты.

В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) — отличны от норм взрослого человека.

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно.

Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма.

Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют «физиологические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг «созревает», они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности.

Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.

Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой — ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение — способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам.

Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

источник

Зрение у новорождённых во многом отличается от обычной способности видеть окружающий мир взрослыми. Зрительный аппарат начинает своё формирование ещё во внутриутробном периоде, на 3-й неделе развития плода. После рождения глаза малыша продолжают совершенствоваться и приспосабливаться к окружающему миру. Полноценная зрительная функция у детей формируется постепенно, а её развитие состоит из нескольких этапов.

Зрение грудного ребёнка имеет существенные отличия от зрительного восприятия взрослого человека. Такое состояние является для младенцев нормальным и связывается с особенностями строения основных глазных структур.

Органы зрения грудничков имеют следующие характеристики:

  • небольшое глазное яблоко (весом 4–5 г);
  • тонкую роговицу, пронизанную большим количеством кровеносных сосудов, обладающую малой преломляющей силой;
  • не до конца сформированные слёзные протоки;
  • ограниченное количество красящего пигмента (меланина) в радужной оболочке;
  • зрачок диаметром 2–4 мм;
  • сетчатку, включающую в себя 10 слоёв (во взрослом возрасте их становится 6);
  • развитое на 50–60% жёлтое пятно (участок, находящийся в области ретины).

Важная особенность младенческого возраста – отсутствие слёз. Эта жидкость не вырабатывается организмом в первый месяц жизни.

По причине того что глазные яблоки новорождённого имеют небольшие размеры, изображение фокусируется не на сетчатке, а в области, находящейся за ней. На фоне такого состояния глаз у младенцев развивается физиологическая дальнозоркость, исчезающая со временем.

Существует неправильное мнение относительно того, что грудные дети обладают склонностью к перевёрнутому зрению. Подобное явление может иметь место только при патологиях головного мозга, врождённых дефектах в развитии. Для здоровых малышей окружающие предметы пребывают в нормальном положении.

Важная особенность зрительной системы младенцев – повышенная уязвимость, в связи с чем новорождённые часто подвергаются воспалительно-инфекционным процессам в области глаз (конъюнктивитам, кератитам).

В первые сутки после рождения зрительная функция во многом ограничена. Ребёнок может видеть только на самом близком расстоянии (до 40 см). Предметы, находящиеся дальше, малышу рассмотреть не удаётся. Фокусировка взгляда ещё отсутствует.

Специалисты утверждают – на начальном этапе жизни младенец воспринимает мир в чёрно-белых тонах, а все окружающие объекты видятся новорождённому в виде нечётких пятен.

Несмотря на несовершенство зрительного аппарата, после рождения грудничок уже способен различить свет и темноту. Под воздействием яркого освещения кроха часто моргает и жмурится, может предпринимать попытки закрыть глазки ручкой. При наличии яркого, резкого света чувствительные дети вздрагивают всем телом, могут реагировать на данный раздражитель плачем.

Подобные реакции принадлежат к группе безусловных рефлексов. Их наличие у младенца проверяется ещё во время пребывания в родильном отделении.

На протяжении 1-го месяца жизни уровень остроты зрения по-прежнему низкий. Окружающая действительность остаётся для крохи расплывчатой, имеющей области с различной освещённостью.

Спустя 10 дней после появления на свет малыш приобретает способность удерживать взгляд на движущемся объекте вплоть до нескольких секунд. В 1 месяц педиатры рекомендуют начинать показ крупных картинок для развития зрения, обеспечивающих более быстрое формирование зрительной системы (с этой целью применяются чёрно-белые изображения).

Клетки сетчатки, отвечающие за восприятие глазом различных цветов, полностью не сформированы, в связи с чем новорождённый по-прежнему видит всё в ограниченной цветовой гамме.

С наступлением второго месяца взгляд младенца приобретает большую осмысленность. Крохе удаётся непродолжительно фиксировать взор на разнообразных предметах. Малыш начинает эмоциональнее реагировать на окружающую обстановку, присутствующих рядом с ним людей. Если расположенный вблизи объект ускользает из поля зрения, ребёнок пытается найти его глазами.

В начале 3-го месяца можно заметить, что движения детских глазных яблок приобретают большую плавность и согласованность. В этот период новорождённый уже способен различать объекты, расстояние до которых достигает 3 метров. Трёхмесячные дети хорошо знают лицо мамы, уверенно следят за передвигающимися объектами. Физиологическая дальнозоркость на этом этапе ещё сохраняется.

Дети, достигшие 3 месяцев, различают формы и объём предметов. Эти малыши уже видят основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

Между 3 и 12 месяцами происходят следующие изменения:

  • совершенствуется цветовое восприятие, по причине чего малыш начинает проявлять интерес к разноцветным, ярким игрушкам;
  • формируется объёмное зрение;
  • появляется начальное представление о формах предметов.
Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

В 4 месяца младенец успешно фиксирует взгляд на объектах, удалённых от него или расположенных близко. Малыш осматривается вокруг себя, играет с ручками и ножками.

На 5–7 месяцах ребёнок различает мелкие предметы, способен видеть на расстоянии 4–5 м. К полугоду структуры, обеспечивающие фокусировку изображения на ретине, полностью сформированы. Малыш активно осваивает пространство, начинает оценивать расстояние между объектами.

К 7–8 месяцам зрение новорождённого достигает нормального уровня. Ребёнок умеет различать некоторые оттенки, воспринимать предметы в целостности и по частям.

В 12 месяцев кроха способен быстро отыскать игрушку, пропавшую из поля его зрения. У малыша хорошо развиты движения глазных яблок и всего тела. Глаза годовалого малыша приобретают постоянный цвет.

У детей, рождённых раньше положенного срока, нередко наблюдается более позднее формирование зрительного аппарата. Этапы развития зрения по месяцам выглядят следующим образом:

  • фиксация взгляда на крупных объектах – в 3–4 месяца;
  • узнавание лица мамы – с 4 месяцев;
  • различие цветов – с 5-месячного возраста.

Более чёткое видение окружающих предметов у недоношенных деток формируется к 2 годам. К этому же возрасту малыши приобретают способность узнавать различные цвета. В 3–4 года у преждевременно рождённого ребёнка появляется бинокулярное зрение (способность полноценно видеть обоими глазами).

В 2 года острота зрения недоношенного малыша часто не превышает 50%. При отсутствии офтальмологических заболеваний она становится 100% к 4–5 годам.

Возможные причины проблем со зрением могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью к глазным болезням, инфицированием плода во время пребывания в утробе, воздействием на него радиации, агрессивных химических соединений. Патологии зрительной системы нередко наблюдаются у новорождённых детей, чья мама злоупотребляла при беременности алкоголем, никотином, наркотиками, проходила лечебный курс с запрещёнными лекарственными препаратами.

К возникновению проблем с глазами также способны приводить иммунодефицитные состояния, бактериальные инфекции, поражающие детский организм на первом году жизни.

В грудничковом возрасте встречаются следующие виды нарушений:

Косоглазие (страбизм) может иметь врождённый или приобретённый характер. При наличии данной патологии нормальное положение глазных яблок меняется. Подобное явление связывают с ослабленными глазодвигательными мышцами, неспособными выполнять функцию фиксаторов.

Косоглазие является не только косметическим дефектом – в будущем данное нарушение способно становиться причиной несвоевременного развития ребёнка. Чаще всего специалисты рекомендуют устранять страбизм при первых признаках его развития (методом массажа, гимнастики или выполнения операции).

При наличии врождённой миопии (близорукости) ребёнок рождается с глазными яблоками, имеющими удлинённую форму. В результате имеющегося нарушения изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней.

Близорукие малыши также отстают в развитии от здоровых ровесников – проблематично фиксируют взгляд на предметах, не всегда узнают родителей, могут пугаться частей собственного тела. Современная офтальмология владеет средствами устранения младенческой миопии и в случае её своевременного обнаружения позволяет эффективно пролечить кроху, избавив от проблем в будущем.

Если физиологическая дальнозоркость не исчезает к 6–7 месяцам, её начинают рассматривать как патологическую. При таком заболевании младенец хорошо видит вдали, но не способен ориентироваться в предметах, расположенных в непосредственной близости от него.

Дальнозоркий малыш беспокоит родителей тем, что не рассматривает свои конечности, не реагирует на близко находящиеся игрушки. При этом он хорошо фиксирует взор на предметах, расстояние до которых составляет более 60–70 см.

Отклонение проявляется в непроизвольном движении глазных яблок, возникающем при отсутствии провоцирующих факторов. Данное нарушение возникает в случае недоразвития глазодвигательной мускулатуры, удерживающей глаз в правильном положении. Патология провоцирует трудности с фиксацией взгляда, сосредоточением на каких-либо объектах.

Физиологический нистагм имеет место на протяжении первых 10 дней жизни крохи. Если по истечении данного периода явление сохраняется, стоит показать малыша специалисту.

При глаукоме повышается внутриглазное давление, последствиями чего становятся дегенеративные и дистрофические процессы в глазных тканях, ухудшение зрения. На присутствие этого заболевания указывают:

  • помутнение роговицы;
  • аномальная реакция зрачка;
  • слезотечение при ярком свете;
  • отсутствие нормальной фиксации взгляда.

Врождённые формы глаукомы устраняются в процессе хирургического вмешательства. После операции восстановление нормальных показателей зрения происходит на протяжении нескольких месяцев.

Нарушение, представляющее собой опущение верхнего века, чаще развивается у недоношенных младенцев. Патология препятствует полноценному обзору, затрудняет отхождение слёзного секрета.

В большинстве случаев глаз с опущенным веком развивается медленнее, острота зрения на нём часто понижается, в уголке скапливаются отложения жира и белка. Для лечения тяжёлых форм птоза применяются хирургические методы, состоящие в уменьшении объёма века, его подрезании и подтяжке внутриглазной мускулатуры.

Наиболее тяжёлым нарушением становится слепота, способная иметь односторонний или двусторонний характер. Иногда восстановить зрительную функцию удаётся благодаря своевременному проведению качественной операции.

Чтобы выяснить, насколько развито зрительное восприятие у малыша, можно провести несложное исследование в домашних условиях. При этом необходимо учесть, что полученные результаты не станут на 100% достоверными – составить точную картину о состоянии глаз ребёнка способен только детский офтальмолог.

Для проверки зрения под рукой необходимо иметь:

  • большую карточку, на которой изображён крупный предмет (квадрат, круг и т. д.);
  • игрушку, которую больше всего любит младенец (погремушку).

В комнате должен присутствовать источник света, который не будет отбрасывать тени.

Удерживая в правой руке карточку, её помещают на расстоянии 40–60 см от глаз ребёнка. После того как малыш полностью сосредоточится на изображении, его начинают медленно двигать в различные стороны. Когда зрение малыша пребывает в норме, он следит за перемещением картинки. Если после нескольких попыток ребёнку не удаётся отследить движение объекта, могут иметь место зрительные нарушения.

Игрушку располагают напротив малыша. Прикрыв один глаз ребёнка, погремушку медленно убирают из поля зрения, наблюдая за детской реакцией. Если после того как игрушка исчезнет, младенец никак не реагирует, подобное говорит о возможной патологии в одном из органов зрения.

При наличии любых явлений, способных указывать на имеющиеся нарушения в области глаз, рекомендуется показать новорождённого специалисту.

Родители должны принимать во внимание, что детский зрительный аппарат обладает повышенной чувствительностью к воздействию различных факторов и требует постоянного наблюдения. Обращаться за медицинской консультацией следует при обнаружении у грудного ребёнка:

  • гнойного отделяемого из органов зрения;
  • покраснений, обильного слезотечения;
  • опухания век;
  • закисания глаз после ночного сна;
  • отсутствия в зрачках реакции на свет, наличия у них неодинаковой величины.

Отправиться к врачу стоит, если 2–3-месячный кроха не следит за движением предметов, не способен задерживать взгляд в определённой точке. В медицинском обследовании нуждаются дети с неестественно выпуклыми глазами, получившие травмы в области органов зрения.

Если после диагностики врач назначит маленькому пациенту корректирующую оптику в виде очков, носить её можно будет не ранее 9-месячного возраста.

Чтобы предотвратить возникновение проблем со зрением, с первых дней жизни малыша необходимо регулярно осуществлять гигиену глаз, защищать их от возможного травмирования, попадания мелких инородных предметов. До достижения ребёнком одного года не рекомендуется допускать его нахождения перед монитором компьютера, экраном телевизора.

источник

Зрение – один из важнейших органов человека. Наряду с обонянием, осязанием, слухом, вкусом, вестибулярным аппаратом, зрение позволяет получать, анализировать поступающую информацию и адаптироваться в окружающем мире. Зрение человека начинает формироваться на третьей неделе во время внутриутробного развития, но при рождении оно еще не позволяет увидеть и сотой доли того, что видит взрослый.

Зрение новорожденного, в частности, зрительные центры, сетчатка глаза ребенка полностью не сформированы. Его мир окрашен в серый цвет с оттенками светлого и темного. Маму он еще смутно видит, но знает ее запах и голос. Поэтому рекомендуется ближе подносить лицо к малышу, чтобы он мог разглядеть его во всех подробностях.

Не нужно отодвигаться дальше, чем на 40 см. Проведенные исследования, целью которых было зрение у новорожденных и его развитие, показали, что при выборе, на что смотреть, – на лицо или картинку, – ребенок всегда выбирает лицо, особенно лицо мамы.

После выписки из роддома родители и все взрослые внимательно рассматривают нового члена семьи. Какие у него ручки-ножки, ротик-носик, а вот глазки интересуют всех в первую очередь. Малыш смотрит, а взгляд его блуждает, останавливается только на маме, да и то, если она близко. Его глазки могут смотреть в разные стороны, и это нередко пугает родителей. Однако беспокоиться не о чем. В роддоме зрение новорожденного уже проверил офтальмолог.

Врачебный осмотр состоит из проверки зрачков, их размера, симметричности, реакции на свет. Врач должен проверить зрение, обследовать глазное дно, состояние зрительных функций, слезных каналов. Если бы он обнаружил отклонения от нормы, он принял бы соответствующие меры.


На осмотре врач проверяет зрачки ребенка, их размер и симметричность, а также реакцию на свет.

Во время визита врач может обнаружить дефекты, которые легко устраняются. Например, недоразвились слезовыводящие пути или родовая травма вызвала косоглазие. Но могут быть и серьезные патологии, которые нужно устранить как можно раньше. Врожденные глаукома, катаракта или ретинопатия у недоношенных малышей могут серьезно сказаться на этапах развития зрения и всего организма.

Чтобы точно знать, что с малышом все в порядке, главврач офтальмологической клиники «Сфера» профессор Э. Н. Эскина рекомендует в первый год жизни трижды показать малыша окулисту: на первом месяце, в шесть месяцев и в годик.

Доктор проконсультирует родителей, как в домашних условиях наблюдать за зрением детей. Внимательные родители ежедневно отмечают новое в облике и поведении своего ребенка, примечают его реакции на определенные раздражители. Острота зрения приблизительно определяется по фиксации на предмете, слежению за яркими игрушками на светлом фоне, видению на расстоянии и широте поля зрения.

Давайте рассмотрим этапы развития зрения малыша.

  • Реакция на свет у человека появляется при рождении. Свет стимулирует развитие зрения, участвует в формировании зрительных функций. Поднесите малыша к окну или другому источнику света, и вы увидите, как сужаются его зрачки. Чувствительность на свет у месячного ребенка невысока, но уже вызывает защитные реакции: суживание зрачков, моргание, опускание век. При этом головку он резко откидывает назад, а глазки двигаются во все стороны. Но к месяцу малыш уже пристально смотрит на свет и удерживает глазки почти неподвижно.
  • Через три-четыре недели, а иногда и через пару месяцев после рождения у новорожденного ребенка начинает появляться предметное, цветовое, пространственное зрение. В первую очередь развивается центральная область сетчатки, а вместе с ней открывается красный и желтый цвета спектра. Дайте малышу желтую или красную игрушку. Он схватит ее и будет рассматривать. Игрушки другого цвета его пока не интересуют.
  • В это же время происходит становление нервной системы грудного ребенка. Родители могут проследить, как развивается зрительный и глазодвигательные нервы, как начинают синхронно двигаться глазки. Бывает, что новорожденные косят глазками в разные стороны. Это продолжается, пока все системы не начнут работать сбалансированно. Со временем глазки начинают двигаться согласованно, начинает устанавливаться бинокулярное зрение.

Советуем почитать: Во сколько новорожденный начинает видеть?

  • Начиная с двух месяцев, у младенцев появляется способность фиксировать взгляд на предметах, то есть активизируется предметное зрение. Когда фокусируется взгляд на отдельном предмете, малыш может долго рассматривать его. Это говорит о том, что активизировалось центральное зрение. Теперь уже можно показывать крошке картинки, фотографии и даже мультфильмы.
  • На третьем месяце малыш хорошо следит глазками за движущимся предметом. Поводите погремушкой перед ним в разные стороны, и вы увидите, что карапузик уже умеет следить за движением. Со второго месяца можете поиграть с ним в «гляделки». Приблизьте личико малыша к своему лицу, посмотрите в глаза, а потом, не торопясь, переводите взгляд в стороны. Увидите, как он с радостью будет следить за движением ваших глаз.
  • В 4-5 месяцев появляется зрение пространственное, он уже оценивает объем предмета, умеет следить за предметами, движущимися не только из стороны в сторону, но и вверх-вниз. В детском организме все системы развиваются синхронно, и в этом возрасте зрение и моторика «работают» вместе: глазки видят предмет, а ручки позволяют его взять. Все игрушки и погремушки, которые видит малыш, быстро оказываются у него в царапках. Начиная с пяти месяцев, ребенок угадывает предмет по его части. Прятки «ку-ку» со взрослыми сейчас его любимая игра.
  • В шести-семимесячном возрасте ребенок может отличить круг от треугольника или квадрата, то есть различает форму предмета, а также людей и вещи вблизи и вдали.
  • Главные изменения во втором полугодии жизни: зрительная, двигательная и познавательная ориентация в пространстве развиваются синхронно и становятся прерогативой деятельности мозга.
  • В 6-7 месяцев к ребенку приходит цветовосприятие. Начиная с желтого и красного в 1,5-2 месяца, к 5-6 месяцам, он различает еще зеленый и синий. Задача родителей – показывать малышу больше предметов разного цвета, называя эти цвета.
  • К восьмому месяцу он уже хорошо различает цвета, его зрение становится глубоким и острым, как у взрослого человека. К этому времени его глазки становятся как у мамы или как у папы, то есть приобретают постоянный, свой собственный цвет.
  • Когда малышу исполняется годик, можно сказать, он вырос, ведь теперь он может рассматривать не только отдельные предметы одного цвета, но и настоящие цветные рисунки.

  • Если глазки гноятся, «закисают», слезятся, проявляется косоглазие, то необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

    Если вы заметили какие-то отклонения развития не только зрения, но и других функций организма новорожденного, скажите о своих опасениях участковому педиатру, а он даст направление к нужному специалисту.

    Понаблюдайте за ребенком, легко ли он следит за движущимся предметом в первые месяцы жизни или это затруднительно для малыша. Иногда белки глаз краснеют, в уголках глаз появляются выделения, они «закисают», слезки капают из одного или обоих глазиков, в глазках проявляется косоглазие. Все эти признаки требуют немедленной консультации специалиста.

    Нужно предупредить взволнованных родителей, а особенно бабушек и дедушек, что почти все проблемы решаются, и зрение восстанавливается. Не забывайте также, что множество проблем со зрением младенцев возникает по психологическим причинам. Если в семье малыша постоянные крики и скандалы, зрение ребенка может испортиться, чтобы «не видеть» плохой обстановки, нелюбви, неуважения друг к другу. Взаимная любовь и уважение взрослых в семье становятся для ребенка опорой на всю жизнь.

    Наталья — 7 июня, 2017 — 21:43.

    Мы сами ходили раз в полгода на осмотр. Боюсь наследственности, мы оба даже операцию с мужем делали, поэтому руку на пульсе держу. Сейчас сын пошел в школу и я ему еще дополнительно каратиноиды покупаю в составе Лютеин-комплекс Детский: лютеин, зеаксантин и ликопин (они способны предотвращать разрушение сетчатки глаза, ну и вообщем-то как профилактику близорукости).

    Наталья, так вот и мой сын первый класс закончил. Вижу, какие у них нагрузки в школе, потом и беспокоюсь. Надо с врачом посоветоваться насчет средства вашего.

    Наталья — 14 июня, 2017 — 15:33.

    Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

    Инга, конечно, проконсультируйтесь. Средство, на самом деле, стоящее, по моему мнению. Состав-то, гляньте, как на подбор: есть и антиоксиданты для защиты сетчатки и хрусталика от помутнения, и черника, способная улучшать адаптацию к разному освещению (для школьников, согласитесь, это очень актуально), и витамины А,Е,С — все они в той или иной мере положительное влияние на зрение оказывают. Я-то и сама раньше про Лютеин-Комплекс Детский этот не слышала, знала, что для взрослых что-то подобное есть. А оказалось, что и для детей вот полезное средство имеется

    Малыш становится объектом пристального изучения родителей сразу же после своего рождения. Родители рассматривают его с головы до ног, пытаясь найти черты сходства и налюбоваться долгожданной крохой. Глазки малыша – предмет особого внимания, ведь так интересно узнать, что спрятано во взгляде милого крохи.

    В отличие от слуха, который развивается еще в утробе матери, развитие зрения у новорожденных начинается с момента рождения и совершенствуется весь первый год. Ребенок, только что пришедший в этот мир, видит совсем не так, как взрослые. Острота зрения у новорожденных находится на уровне восприятия наличия или отсутствия источника света. Малыш также способен заметить движущиеся объекты, вот почему он быстро запоминает склоняющееся над ним лицо матери. Весь мир, окружающий младенца, представляет собой размытые серые картинки, что связано с незрелостью сетчатки и зрительных центов в головном мозге. Т.е. физически малыш способен видеть с самого рождения, но мозг еще не готов обрабатывать полученную информацию.

    Для того чтобы убедиться, что у младенца никаких отклонений в развитии органов зрения нет, его следует показать специалисту. Первый осмотр делается в роддоме, затем в поликлинике в 1 месяц и в полгода. Врач осматривает глаза и оценивает состояние зрительной функции.

    1 месяц. В первый месяц ребенок учится фокусировать взгляд на световых источниках и крупных ярких предметах. Например, ребенок может видеть пламя свечи или свет лампы, а также разглядеть игрушку более 15 см на расстоянии около 25-30 см. Удивительно, но младенцы изначально смотрят по горизонтали, а позже начинают смотреть и по вертикали. Также родители могут заметить, что глаза у малыша смотрят в разные стороны. Не стоит этого пугаться, в первый месяц это нормально. И только к концу второго месяца движения обоих глаз должны стать согласованными.

    2 месяц. В последующие месяцы у малыша появляется способность различать цвета. Отмечают, что, прежде всего, младенец учится различать желтый и красный, а также такие контрастные цвета как белый и черный. Также ребенок может следить за движением игрушки в ваших руках. В этом возрасте зрительному развитию способствует выкладывание малыша на живот, и перемещение с малышом по комнате в период бодрствования. С 2 месяцев можно повесить над кроватью новорожденного детский мобиль или яркие игрушки. Вы можете также показывать черно-белые картинки для развития зрения новорожденного, которые будут стимулировать становление зрительной системы. Это может быть изображение шахматной доски, широкие полоски или клеточки.

    3-4 месяц. Начиная с этого возраста, у ребенка развиваются способности управлять своими руками и хватать видимый предмет. Предлагайте ребенку брать в руку различные яркие игрушки, например, погремушки для того, чтобы он учился определять такие понятия, как размер и форма.

    5-6 месяц. Ребенок начинает активно изучать свое ближайшее окружение, он тщательно исследует черты вашего лица и мимику. Малыш учится различать расстояние до предмета, а также активно совершенствует навыки хватания. Любимой игрушкой становятся его собственные ручки и ножки. Ребенок также учится понимать, какой знакомый предмет находится перед ним, если видит его часть.

    7-12 месяц. Ребенок начинает осознавать постоянство предметов: малыш уже знает, что вы никуда не исчезли, играя с ним в прятки. Также он начинает активно искать пропавший предмет, понимая, что вещь куда-то переместилась.

    Развитие зрения, как и других способностей малыша, происходит благодаря тесному контакту со взрослыми. Проводите с ребенком больше времени, и тогда прогресс развития зрения будет налицо.

    Вашему ребенку исполнилось 2 месяца? Пора подвести некоторые итоги, ведь до года каждый день развития очень важен.

    Что должен уметь ребенок в 2 месяца: двигательные навыки

    Двухмесячные младенцы приобретают все больший контроль над своим телом. В течение второго-третьего месяцев жизни младенец активно стремится удерживать голову в вертикальном положении. Он сможет уверенно сделать это, как только мышцы спины и шеи достаточно укрепятся. Помогите малышу в этом, многократно выкладывая ребенка на животик. Конечно, более удобно делать это перед кормлением. Если при этом вы будете показывать малышу игрушку, немного приподнимая ее, то он будет тянуть головку, чтобы удержать предмет в поле зрения. Ребенку не всегда нравится такое положение, особенно если он очень голоден, поэтому начинайте с кратковременных занятий, постепенно увеличивая время тренировки. К 3 месяцам дети могут приподнимать голову, лежа на спине.

    Все еще силен у двухмесячных малышей сосательный рефлекс. Вы можете заметить, что ребенок часто любит сосать свой кулачок или несколько пальчиков. Для младенца это один из лучших способов успокоить себя.

    Что умеет ребенок в 2 месяца? Он не обладает достаточной координацией, чтобы играть с погремушками, но может ударить по разноцветному предмету, висящему перед ним. Малыш кратковременно удерживает игрушки в своей руке. Развивать хватательный рефлекс очень важно, поэтому чаще вкладывайте различные предметы малышу в ручку и осторожно приподнимайте их, укрепляя тем самым мышцы кистей и пальцев.

    Кулачки новорожденного большую часть времени сжаты, но постепенно ладонь начинает раскрываться. С этого момента у младенца появляется замечательная игрушка – собственные руки. Он будет следить за их движением, если они попадают в поле его зрения, сжимать и разжимать кулачок, пытаться захватить с помощью непослушных ладошек различные предметы и тянуть пальцы в рот.

    Что должен уметь ребенок в 2 месяца: развитие органов чувств

    Новорожденные близоруки, но постепенно острота зрения малыша улучшается. К началу третьего месяца он сможет узнавать родных даже на расстоянии. Дети очень любят человеческое лицо. Они с восторгом наблюдают за лицом мамы или старшей сестренки. Если вы повесите безопасное зеркало рядом с кроваткой малыша, он с интересом познакомится сам с собой. Иногда вы можете заметить, как ребенок разглядывает картину на другой стороне комнаты или смотрит в окно.

    Цветовое зрение ребенка необходимо развивать. В этом возрасте пастельные тона еще трудны для его восприятия, поэтому приобретать следует яркие игрушки. Увеличивается объем зрения малыша: он может проследить за движением предмета по дуге 180. С этого момента он полюбит наблюдать за движением игрушек в мобиле, время от времени ударяя по ним, развивая таким образом зрительно-моторную координацию.

    Во время походов с ребенком на прогулку не забудьте дать ему возможность понаблюдать за интересующими его предметами: помните, для вашего малыша весь мир – это его классная комната, где так много следует увидеть!

    Двухмесячный ребенок любит звук вашего голоса, поэтому говорите, пойте и воркуйте с ним как можно больше. Старайтесь установить с малышом диалог, повторяя произнесенные им звуки и дожидаясь его ответа. Дети лучше воспринимают высокие тона, поэтому многие взрослые начинают говорить детским голосом. Ничего страшного в этом нет, исследования свидетельствуют, что это не замедляет развитие речи.

    Младенец в 2 месяца любит слушать музыку и шум обычной жизни. Предоставьте ему такую возможность: пусть слышит звон кастрюль, смех старших детей, звучание мобильного телефона

    Дайте малышу возможность развивать и свои тактильные навыки, давая щупать различные по фактуре, температуре, влажности предметы.

    Что должен уметь ребенок в 2 месяца: навыки коммуникации

    Плач остается для младенца основным средством общения. Он не всегда свидетельствует о проблемах в жизни малыша. Психологи считают, что ребенок может расплакаться от обилия раздражителей в окружающем мире.

    Слыша ваш голос, малыш успокаивается, улыбается или хочет, чтобы его взяли на руки. Тем, кто проживает с ним рядом, он улыбается регулярно, приезжающим бабушкам-дедушкам, вероятно, потребуется время, чтобы малыш привык к ним. Малыш может имитировать некоторые звуки и мимику разговаривающих с ним людей.

    В возрасте 2-х месяцев младенцы начинают напевать, так что вы можете услышать воркование, бульканье и пропевание отдельных гласных звуков: а-а-а или о-о-о. Бывают часы и даже дни, когда малыш по каким-то своим причинам не расположен к общению (он может отворачиваться, закрывать глаза или становится суетливым и раздражительным). В таких случаях достаточно дать ребенку побыть одному или тихонько обнять его.

    Когда следует обратиться к врачу

    Мы говорим о том, что должен делать ребенок в 2 месяца, но темп развития у каждого малыша свой, не всегда отсутствие каких-то умений говорит о патологии. Однако следует проконсультироваться с врачом, если до 3-х месяцев ребенок не пытается открывать-закрывать свою ладонь, хватать и удерживать рукой предметы, держать голову в вертикальном положении, поднимать туловище с опорой на локти и предплечья. Убедитесь, что ваш ребенок обладает необходимыми в его возрасте умениями. Обратитесь к доктору, если малыш не реагирует на звук вашего голоса, когда не видит вас, не пугается резких звуков, не пытается следить за движущимся предметом, не видит ваше лицо вблизи и не пытается улыбнуться вам в возрасте 3-х месяцев. Возможно, следует проконсультироваться с невропатологом, если ребенок к 3-м месяцам не пытается имитировать звуки, гулить и улыбаться с целью установления социальных контактов. Родители должны обладать информацией о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца, чтобы вовремя заметить любые проблемы в состоянии его здоровья либо убедиться, что страхи напрасны.

    Подобно глазам взрослого, орган зрения у новорожденного представляет собой сложную оптическую систему, состоящую из нескольких частей. Одна часть отвечает за проведение света, она представленароговицей и хрусталиком. Пройдя сквозь преломляющие среды, свет фокусируется на сетчатке — специальной светочувствительной пленке из множества нервных клеток. Зрительная информация посредством нервных волокон попадает в головной мозг, здесь она воспринимается и анализируется.

    Зрение у новорожденного ребенка имеет свои особенности: глаз ребенка первого года жизни еще не способен работать так же, как у взрослого. Начиная с момента зачатия и примерно до седьмого года жизни, зрительная система ребенка развивается и совершенствуется. Только что родившийся ребенок не способен увидеть мир (в понимании взрослого), так как зрение его несовершенно. Острота зрения новорожденного ничтожно мала, она находится на уровне восприятия света и тени, но никак не зрительных образов. С каждой неделей жизни зрение ребенка улучшается и примерно к 12 месяцам глаз ребенка воспринимает примерно треть или половину того, что может увидеть глаз взрослого. Наиболее бурно зрение у детей развивается в течение нескольких месяцев после рождения, и именно в этот период важно обращать внимание на малейшие изменения, происходящие с глазами. Развитие органа зрения у ребенка напрямую зависит от регулярной зрительной стимуляции: изображение, фокусирующееся на сетчатке. способствует формированию зрительного центра в коре головного мозга. Какие-либо отклонения, возникающие внутриутробно или в первые дни после рождения (нарушение прозрачности оптических сред, изменения в сетчатке или зрительных нервах ) могут задерживать развитие зрительного анализатора.

    Зрение у новорожденного ребенка имеет свои особенности: глаз ребенка первого года жизни еще не способен работать так же, как у взрослого. Начиная с момента зачатия и примерно до седьмого года жизни, зрительная система ребенка развивается и совершенствуется.

    Как уже упоминалось, вскоре после рождения и еще в течение месяца – двух острота зрения у ребенка составляет примерно тысячную часть от остроты зрения у взрослого. Кроме того, глаз новорожденного уплощен в переднезаднем размере, его зрительная ось короче примерно на 6 мм. Вследствие этого грудной ребенок в норме дальнозорок, причем одновременно с ростом глазного яблока степень его дальнозоркости постоянно снижается.

    Для того чтобы вовремя выявить отклонения в развитии органа зрения у новорожденного, необходимо вовремя показать ребенка специалисту. Первый осмотр органа зрения обычно происходит еще в роддоме, плановые посещения офтальмолога при отсутствии явных отклонений необходимо пройти в месяц, полгода и год. Специалист осматривает глазное дно ребенка, изучает размер и симметричность зрачков, а также реакцию зрачка на световое раздражение, оценивает состояние зрительной функции, слезовыводящих путей.

    Во-первых, обратите внимание на размер глазных яблок вашего ребенка. Глаза в норме имеют практически одинаковый размер, они не должны быть слишком увеличены или уменьшены. Если глазные яблоки ребенка в возрасте одного месяца слегка навыкате и увеличены, это сигнал к срочной консультации офтальмолога. Причиной увеличения глаз в этом возрасте может оказаться врожденная глаукома (повышенное внутриглазное давление), которая может повлечь необратимое снижение зрения вплоть до полной слепоты.

    Во-вторых, посмотрите на зрачки ребенка. В норме форма зрачков круглая, оба зрачка равны в диаметре, сужаются под действием света. Если при осмотре зрачков вы не уверены в своих выводах, это также повод внепланово обратиться к офтальмологу.

    Обратите внимание на цвет глаз. Обычно оба глаза имеют одинаковый цвет, он станет окончательным примерно к трехмесячному возрасту.

    Проследите, способен ли ваш ребенок фиксировать взгляд на каком-либо близко расположенном предмете (начиная с двухмесячного возраста), может ли он активно следить за движущимся предметом (с третьего месяца жизни). В возрасте полгода или чуть старше ребенок способен различать несложные фигуры, в год он уже видит рисунки.

    Периодически возникающее косоглазие у новорожденных чаще всего не связано с какой-либо патологией и проходит само по себе по мере развития навыков сбалансировано управлять обоими глазами. Косоглазие также может развиваться вследствие родовой травмы, при нарушении функции глазодвигательных мышц. Определить причину косоглазия может лишь специалист, шансы на полное излечение увеличиваются при максимально раннем выявлении имеющейся патологии.

    Источники: http://womanadvice.ru/zrenie-u-novorozhdennyh, http://www.syl.ru/article/73265/zdravstvuy-mir-chto-doljen-umet-rebenok-v-mesyatsa, http://proglaza.ru/articles-menu/48-babysight.html

    Со дня появления на свет зрение помогает ребенку постепенно развиваться физически, умственно и эмоционально, позволяя ему получать визуальную информацию. Пусть сначала он видит совсем немного, затем он постепенно расширяет поле зрения и изучает мир вокруг.

    В отличие от слуха, который можно считать полностью сформировавшимся к первому месяцу, зрение постепенно совершенствуется в течение 6-8 месяцев. К этому возрасту малыш видит мир уже почти так же, как взрослые.

    Хотя глаза физически способны видеть сразу же после рождения, мозг новорожденного еще не готов обрабатывать всю поступающую визуальную информацию. Постепенно его мозг развивается, и с ним вместе – способность четко видеть, которая помогает понимать и узнавать окружающий мир. В самом начале жизни малыш может разглядеть лишь ваше лицо, склоненное над ним, но месяц за месяцем дальность его зрения растет.

    В самом начале новорожденный малыш может сфокусироваться только на объекте на расстоянии 20-30 см от себя – то есть различить ваше лицо, когда вы держите его на руках. Кроме этого, младенец может заметить свет, очертания и движения, но все это выглядит для него размыто. В этот период самое интересное для него – ваше лицо (чуть позже его начнут интересовать контрастные узоры).

    Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

    При рождении ребенок еще не знает, как использовать оба глаза одновременно, поэтому его зрачки могут иногда блуждать независимо или сходиться к переносице. На первом или втором месяце жизни младенец научится фокусироваться и следить глазами за движущимся объектом. Погремушка, которую вы двигаете перед его лицом, будет завораживать его – он открывает в себе новую способность. Также малыша может радовать такая простая игра с вами – поднесите малыша к лицу, посмотрите ему прямо в глаза и медленно переводите взгляд из стороны в сторону, а он будет следить за вашими глазами.

    Даже новорожденный ребенок видит цвета, но ему сложно различать похожие тона, например, красный и оранжевый. Поэтому совсем маленьким детям нравятся черно-белые или контрастные узоры. В следующие несколько месяцев мозг младенца учится различать цвета. Он начнет предпочитать яркие простые цвета и более сложные узоры. Помогайте развитию малыша, показывая ему картинки, фотографии, книги и игрушки. Также в этот период он будет развивать навыки слежения за предметами.

    Ребенок развивает восприятие глубины. Раньше ему было сложно понять, где находится предмет, какого он размера или формы, чтобы протянуть руку и взять его. К 4 месяцам развитие моторики и частей мозга, отвечающих за зрение, позволяют ему координировать свои движения и схватить видимый объект. Помогайте ему практиковаться в этом, предлагая игрушки, которые легко взять в руку, вроде погремушек (иначе он будет хватать другие объекты, до которых ему легко дотянуться – например, ваши волосы, серьги или очки).

    Ребенку лучше удается различать небольшие объекты и движущиеся предметы. Он даже сможет понимать, что за объект перед ним, когда видит только его часть. Свидетельство того, что он начинает осознавать постоянство предметов (понимать, что вещи существуют и тогда, когда он их не видит) – то, с каким удовольствием дети играют в прятки («ку-ку»). Также младенец начинает различать похожие оттенки.

    Если при рождении зрение ребенка было примерно 20/200 или 20/400, то к 8 месяцам оно вполне сформировалось и имеет такую же глубину и остроту, как у взрослых. Хотя его больше интересуют близкие объекты, он вполне может различать людей и предметы в дальнем конце комнаты. Кстати, к этому возрасту глаза обычно приобретают свой постоянный цвет (в дальнейшем он может лишь немного измениться).

    Проследите, чтобы при каждом осмотре ребенка врач обращал внимание на глаза. Врач может проверить, нормально ли выглядят глаза малыша и насколько хорошо они двигаются, нет ли признаков проблем со зрением. Если у вас или вашего партнера в семье были случаи проблем со зрением или заболеваний глаз, расскажите об этом врачу. Обследование остроты зрения с помощью таблиц с символами или буквами впервые проводят в 3-4 года. Если у ребенка обнаружатся какие-либо проблемы, педиатр может направить его к детскому офтальмологу. Очень важно диагностировать и начать лечить глазные болезни как можно раньше, ведь в более позднем возрасте это будет сложно или вовсе невозможно сделать.

    Исследования показывают, что младенцам больше всего нравятся человеческие лица, а не узоры или картинки. Поэтому дайте ребенку возможность разглядывать свое лицо вблизи (особенно новорожденному). Примерно в один месяц малышу начинают нравиться любые объекты, которые движутся у него перед глазами. В магазинах для детей полно специальных развивающих игрушек, но точно так же младенцев радуют простые игрушки или любые объекты из домашнего обихода.

    Пронесите погремушку (или любой другой яркий предмет) перед лицом малыша из стороны в сторону, затем попробуйте двигать его вверх и вниз. Это привлечет его внимание, хотя следить глазами за вертикальным движением малыш научится только в 3-4 месяца. Обращайте внимание и на другие вещи, которые привлекают ребенка – например, птиц или листья на прогулке.

    Развивайте у ребенка интерес к цветам – сначала основным, потом более сложным оттенкам. Для этого отлично подходят яркие мобили, цветные постеры (повесьте такой рядом с пеленальным столиком) и разноцветные детские книжки.

    Врач проверит зрение ребенка во время обычного визита, но если что-то кажется вам ненормальным, расскажите об этом. Например, это могут быть такие признаки.Ребенок не следит за объектом двумя глазами, хотя ему уже 3 или 4 месяца.
    Глаза малыша недостаточно свободно двигаются в разных направлениях.
    Ребенок все время двигает глазами и не может остановить взгляд на одной точке.
    Ребенок постоянно косит, один или оба глаза закатываются.
    Один из зрачков кажется белым.
    Ребенок слишком чувствителен к свету, глаза постоянно слезятся.

    Если ваш ребенок родился недоношенным, у него выше риск проблем со зрением, таких как астигматизм (размытое зрение), миопия (близорукость), ретинопатия (ненормальное развитие сосудов глаз, которое может привести к слепоте) или страбизм (косоглазие). Сообщите врачу о том, что ребенок родился недоношенным.

    Делитесь своими знаниям и об аллергии с другими мамами

    Попробуйте молочко для комфортного пищеварения!

    Пройди квест в детской и не разбуди малыша

    Самые популярные детские имена здесь

  • Домашние животные выдали приставам отца, задолжавшего по алиментам

    Отмечаем Всемирную неделю грудного вскармливания: цифры и факты о ГВ

    Необычные имена, которые давали детям летом в России

    источник

    Зрение малышей, как и все другие системы организма, начинает формироваться еще внутриутробно и совершенствуется в первые несколько лет. Процесс этот идет в неразделимой взаимосвязи с развитием остальных органов и систем. Если зрение нарушено, это практически неизбежно приведет к нарушениям и в других сферах. Поэтому родителям так важно знать основные этапы развития зрения у новорожденного ребенка, чтобы вовремя отслеживать возможные нарушения и иметь шансы исправить их в кратчайшие сроки. Родители должны периодически показывать малыша офтальмологу, а также делать это внепланово, если есть даже малейшие опасения.

    Свет и тьму ребенок начинает различать, еще не родившись, в утробе матери. Сразу после рождения он реагирует на яркий свет, улавливает силуэты лиц вокруг себя. Некоторые считают, что новорожденные детки слепые, но это совсем не так. Просто зрение младенца в этот момент очень слабо развито относительно взрослого по разным причинам. Во-первых, пока недоразвиты центры головного мозга, ответственные за зрение, во-вторых, еще формируется глазное яблоко и сетчатка глаза. В-третьих, крохе на этом этапе его развития совершенно не нужно видеть далеко, четко, объемно, воспринимать цветные изображения, фокусироваться на них и осмысливать увиденное. Все это придет позже, с ростом новорожденного и развитием всех его органов и систем.

    Сейчас кроха видит в сотни раз хуже взрослого человека, это правда. Но он уже различает силуэты крупных предметов, свет и тень, видит лицо мамы во время кормления (то есть на расстоянии не более 30 см от его глаз). Боковое зрение пока отсутствует. Но далее зрительные функции будут улучшаться с поразительной скоростью.

    У новорожденных – в связи с тем, что фокусировать взгляд они пока не могут, – часто можно наблюдать некоторое косоглазие (глазки даже могут расходиться в разные стороны или «съезжаться» к переносице). Если нет других тревожных симптомов (таких как запрокидывание головы, постоянный плач, тремор и т. д.), это считается нормой и вскоре проходит.

    Итак, какие изменения происходят в развитии органов зрения младенца до года? Их можно проследить по месяцам, что дает возможность обращать внимание на определенные тревожные сигналы.

    Кроха может различать близко около себя лицо, улыбку на нем. Его зрачок будет сужаться при раздражении светом (например, если поднести малыша к окну). Еще возможно некоторое косоглазие, но примерно к концу месяца взгляд новорожденного уже фокусируется на крупных не движущихся предметах. Правда, пока он не различает цветов – только черный и белый, поэтому смысла в ярких игрушках сейчас нет. Цвет зрачков у ребенка сейчас, скорее всего, синий или голубой. Он окончательно изменится примерно в год. Сейчас для развития малыша (и его зрения в том числе) крайне важно общение с мамой, ее голос, ласковые интонации.

    Примерно через 5 недель после рождения младенец начинает следить глазами за медленно движущимся по горизонтали предметом перед ним, пытаясь даже повернуть голову в сторону перемещения. Вертикальные же передвижения он пока не улавливает. Ребенок начинает видеть предметы более четко, может удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете, бурно реагирует на мамину грудь. Начиная со второго и до шестого месяца кроха постепенно учится различать цвета: сначала красный, потом желтый. Зеленый и синий он сможет видеть немного позже, поэтому первые погремушки лучше приобретать красно-желтых цветов.

    Младенец может видеть немного дальше, чем 30 см перед лицом. Зрение становится лучше. Ребенок может подолгу удерживать взгляд на движущемся предмете, размеры которого могут быть теперь не самыми большими. Малыш уже узнает лица родных людей, видит 2–3 цвета (возможно, уже различает зеленый). Сейчас весьма полезным может оказаться яркий музыкальный мобиль в кроватке в районе глаз, на расстоянии его вытянутой руки. Также имеет смысл надевать на кроху одежду с контрастными геометрическими рисунками, чтобы он тренировал остроту зрения.

    Развивается координационная пара «зрение-рука». Теперь малыш может дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Поэтому если в кроватке сейчас висит мобиль, важно, чтобы он был надежно закреплен. Ребенок узнает знакомые игрушки, улыбается маме, может подолгу изучать ее лицо.

    Теперь малыш понимает, что предмет существует, даже когда его спрятали. Он может узнавать знакомые ему игрушки или другие предметы по их частям. Сейчас ребенок может различать довольно много цветов (оттенки пока еще недоступны для восприятия, поэтому игрушки, одежда и все, что окружает кроху в этот период, должно быть чистых цветов — как у радуги).

    Малыш может воспринимать предметы трехмерно, понимая их размеры и объем. Соответственно, может идентифицировать простые фигуры. Оттачивает хватательные навыки. Если нет ничего под рукой – погремушки или другой яркой вещи – подойдет что-то у мамы: волосы, нос, серьги. Сейчас грудничок учится оценивать, достаточно ли длины его ручки, чтобы схватить заинтересовавший его предмет. А схватив, он может довольно долго трогать, вертеть игрушку в ручке, рассматривать.

    После полугодовалого возраста все эти достижения совершенствуются: улучшается резкость зрения, увеличивается расстояние, на котором ребенок может различать предметы. Он все чаще всматривается вдаль, ища там маму или что-то новое для себя. Ощупывая игрушки, сравнивает свои ощущения с тем, что видит, – формируется целостный образ каждого предмета. Совершенствуется цветовое восприятие малыша: ближе к году он уже с удовольствием будет рассматривать яркие контрастные узоры или картинки, поэтому в этот период так важно не просто читать книжки крохе, но и показывать ему их иллюстрационную часть: это будет служить тренировкой как зрения, так и внимания, памяти, мышления.

    Сравнивая развитие зрения у новорожденных деток и до годовалого возраста, на каждом этапе отмечайте, насколько соответствует прогресс зрения вашего малыша приводимым здесь данным. Конечно, они могут немного отличаться для каждого конкретного случая, но лучше перестраховаться, посетив врача, если есть какие-то подозрения.

    Для того чтобы специалисты могли оценивать динамику развития зрения, детей нужно показывать окулистам в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Ведь одни детки могут немного опережать своих сверстников, а другие, наоборот, несколько отставать от них. Решить, нормально ли идет развитие зрения в том или ином возрасте у конкретного малыша, может только доктор.

    Если кроха появился на свет раньше срока, имеет малый вес или его ближайшие родственники страдают глазными заболеваниями, первый визит к офтальмологу должен произойти еще раньше. Возможно, врач в таком случае порекомендует более частые осмотры – пренебрегать этим не следует.

    Но не стоит дожидаться планового посещения, если у родителей возникает какое-то подозрение, а также когда заметны следующие признаки:

    • зрачки малыша разного диаметра;
    • из глазок выделяется гной или наблюдается слезотечение, отечность, покраснение век;
    • глазки слишком выпуклые (словно «навыкате»);
    • после сна глазки закисшие, их невозможно раскрыть;
    • малыш после 3 месяцев продолжает косить глазами;
    • наблюдается повышенная светочувствительность;
    • зрачки не сужаются (нет реакции на свет);
    • после 2 месяцев младенец не следит за движущимся предметом горизонтально, после 4 месяцев – вертикально;
    • зрачки крохи постоянно бегают, дергаются, не задерживаются в одной точке;
    • после 2 месяцев карапуз не может сфокусировать взгляд на предмете, который находится близко перед ним;
    • в глаза крохи попадали посторонние вещества или инородные предметы, произошло травмирование.

    Все это свидетельствует либо об отклонениях в развитии, либо о глазных заболеваниях (травмах) и требует своевременного лечения во избежание серьезных проблем со зрением.

    Если же все идет как надо, то после года глаза ребенка будут продолжать совершенствоваться и к 6–7 годам его зрение будет практически идеальным.

    Соблюдая следующие несложные правила, можно гарантировать правильное развитие зрения маленького человечка.

    • Ежедневно умывайте свое чадо, промывайте глазки кипяченой водичкой.
    • Следите, чтобы в рационе было много витаминов: овощей, фруктов. Пока время прикорма не настало, отдавайте предпочтение материнскому молоку.
    • Освещение в детской комнате должно быть теплым, а цвета в оформлении ее – нежными и пастельными: много яркого перегружает не только зрение, но и психику. Это же относится и к красочным мультикам по телевизору.
    • Игрушки, напротив, выбирайте ярких, сочных цветов. Мобили в кроватке располагайте на расстоянии вытянутой ручки малыша, гирлянды в коляске вешайте не ближе 30 см к глазам. Когда ваш карапуз начнет их хватать – всячески хвалите и поощряйте его.
    • Уделяйте больше внимания общему развитию крохи: психомоторному (память, внимание, мышление), физическому, эмоциональному, речевому. Ведь зрение развивается и совершенствуется синхронно с остальными системами организма. Первое, что этому способствует, – активное и частое общение с малышом. Помните: ваше лицо, ваш голос, улыбка – лучшие для него игрушки. Никакая, даже самая привлекательная, магазинная игрушка их не заменит!
    • После года важно уделять много внимания чтению детских книжек, рассматриванию ярких картинок в них, разучиванию первых рифмованных потешек. Это развивает память, внимание, образное восприятие (хотя оно только начинает формироваться, а развиваться начнет примерно к 6 годам), а также речь. Соответственно, зрение идет с ними в ногу.

    Детское зрение – система очень хрупкая, но при этом очень динамичная. Правильно развить и затем сохранить его – задача каждого родителя. Ведь более 80% всей информации человек получает именно через глаза. Поэтому так важно вовремя обращаться к офтальмологу, если обнаружена какая-либо проблема или у родителей возникли малейшие сомнения: все ли в порядке.

    Своевременное обнаружение проблемы – залог ее успешного решения. Детских глазок это касается особенно: большинство нарушений и отклонений можно исправить в раннем возрасте. Пусть же каждый кроха вырастет с полноценным, острым зрением!

    источник